Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социология международных отношений





(и лишь во вторую очередь — проблемы мира).

Наряду с уже сказанным для данного периода характерны еще три особенно­сти. Во-первых, речь идет гл. обр. об ис-тор. С.м.о. со свойственным ей обраще­нием к истор. аналогиям и очевидным разрывом между микро- и макропара­дигмами. Во-вторых, наблюдается доста­точно четкое размежевание двух осн. ветвей социол. направления: акдионали-стской, идентифицирующей себя с вебе-ровскими традициями (во Франции это работы Арона и его последователей), и детерминистской, опирающейся на твор­ческое наследие Э. Дюркгейма (школа полемологии Бутуля и его сторонников). Наконец, в-третьих, С.м.о. данного пе­риода находится под очевидным воздей­ствием реалий «холодной войны», к-рое проявляется как в тематике (вписы­вающейся в рамки традиций полит, реа­лизма), так и в идеол. направленности иссл-й.

Окончание «холодной войны» спо­собствовало усилению интереса к С.м.о. и одновременно трансформации ее про­блематики. Рост взаимозависимости мира и процессы глобализации с особой оче­видностью обнажили «разорванность» в междунар.-полит, науке между господ­ствующими парадигмами — неореализ­мом и неолиберализмом и неудовлетво­ренность рез-тами, к-рых они достигли в иссл-и междунар. отношений. Обост­рилось стремление выйти за их пределы, сохранив и объединив при этом все по­ложительное, наработанное в их рамках. Альтернативная исследовательская про­грамма была предложена конструктивиз­мом — направлением, к-рое стремится синтезировать теор. наследие М. Вебера и Дюркгейма и к-рое ставит во гл. угла взаимосвязь между гос. интересами и идентичностями.

Более близкие идейные предшествен­ники конструктивизма — функциона­лизм, британская школа, структурализм М. Фуко. Конструктивизм — далеко не однородное течение. В его рамках разли­чают по меньшей мере два варианта. Неоклассический вариант (Дж. Рагги,


Ф. Кратоквил, Э. Адлер) включает в се­бя неоидеализм (А. Вендт, Д. Дресслер), социол. институализм, к-рый иногда рассматривается как самостоятельное направление (М. Финнемор, Л. Мейер), коммунитаризм (К. Браун, Р. Джексон), отчасти неомарксизм и критическое на­правление (Р. Кокс, С. Гилл). Постмо­дернистский вариант (Р. Эшли. Дж. Дер Дериан, Р. Уолкер) в свою очередь вклю­чает феминистские (Дж. Эльстайн. Э. Тик-нер) и постпозитивистские (Дж. Джорж, Й. Лапид) теории. Иногда выделяют третий, промежуточный вариант, к ко­торому относят, в части., неоидеализм Вендта.

В то же время при всей своей внут­ренней разнородности конструктивизм имеет и общее содержание, осн. элемен­ты к-рого могут быть сведены к след,: ]) гл. объектами анализа междунар. от­ношений явл. гос-ва; 2) ключевые струк­туры в межгосударственной системе рас­сматриваются не столько как материаль­ные, сколько как интерсубъективные; 3) идентичности и интересы гос-ва счи­таются в значительной степени сконст­руированными этими соц. структурами, а не приданными системе экзогенным образом чел. природой или внутренней политикой гос-ва. Конструктивисты на­стаивают на взаимном созидании друг друга и мир. сооб-ва в целом и его со­ставных ч. (прежде всего, гос-в); на пре­емственности в эволюции междунар. системы, к-рая, однако, способна пре­терпевать и рев. перемены (что реляти-визирует последствия окончания «холод­ной войны» на междунар. систему); на зависимости картины междунар. отно­шений не только от происходящих здесь процессов и взаимодействий, но и от концептуализации этой картины, от взгляда на нее.

Еще одно направление в совр. С.м.о, представлено франц. школой (Б. Бади, М.-С. Смуте, Г. Девэн), подчеркиваю­щей принципиально важное значение анализа тех сдвигов, к-рые происходят во взаимодействии гос-в и новых участ­ников междунар. отношений. С этой т.з., усиление взаимозависимости и процессы



СОЦИОЛОГИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


глобализации имеют следствием появле­ние фундаментально новых тенденций в мир. политике. Во-первых, происходит автоиомизация деятельности транснан. акторов: этнич., релит., культ., профес­сиональных и иных гр., мулыипацио-нальных фирм, представителей рыноч­ных, коммуникативных, информацион­ных и миграционных потоков, а также диаспор, мафиозных кланов, выдающих­ся личностей, частных лиц и т.п. В таких условиях гос. суверенитет подрывается «расщеплением» лояльности индивида между тремя относительно самостоя­тельными сферами: гос-вом, транснаи. и соииокульт. сетями.

Во-вторых, формируемые многооб­разными процессами идентификации (этнич., религ., коммунитарной и т.п.) новые акторы все более успешно пре­тендуют на свою собственную роль в междунар. жизни, стремясь оказывать ВЛИЯШЮ на ее структуру, действующих лиц, возникающие между ними кон­фликты. В-третьих, размывается грань между внешней и внутренней полити­кой, междунар. и внутриобшественными отношениями. При этом, делая все больше уступок групповой идентифика­ции (и групповой исключительности) новых акторов, идя на уступки и ком­промиссы во взаимодействии с ними, гос-во активно способствует разруше­нию гл. принципов, составляющих саму основу его легитимности: суверенитета, территориальности, полит, представи­тельства. В рез-те вся система междунар. отношений подвергается серьезным ис­пытаниям и дестабилизации.

Присущая См.о. разнородность пред­ставленных в ней течений, конечно, ска­зывается на состоянии этой дисциплины, отражая относительность ее автономии и незавершенность конституирования. В то же время уже сегодня очевидно, что См.о. способна предложить разд. сочета­ние эпистемологически необходимых и исследовательских программ, позволяю­щих преодолеть присущий господствую­щим направлениям междунар.-полит. науки дуализм внутреннего и внешнего,


системы и среды, микро- и макроуров­ней, структуры и актора, гос-ва и об-ва.

Лит.: Бурлацкий Ф.М., Галкин А. А, Cou-я. Политика. Междунар. отношения. М„ 1974; Ермоленко Л.В. Соп-я и пробле­мы междунар. отношений (нек-рые ас­пекты и вопр. соииол. иссл-й междунар. отношений). М., 1977; Полит, cou-я. По­литология. Соц-я междунар. отноше­ний // Соц.-полит, науки. 1991. № 7; Междунар. отношения: сопиол. подходы. М., 1998; Теория междунар. отношений на рубеже столетий. М., 2002; ТикнерДж.Э. Мир. политика с тендерных позиций. М.,2006; Wight М. Power Politics. L., 1946; Badie В., Smouts M.-C Le Relournemem du Monde. Sociologie de la Scene Interna­tionale. P., 1992; Der Derian J. International Theory. Critical Investigation. L., 1995: Devin G. Sociologie des Relations Inter­nationales. P., 2003; Guzzini S.. LeanderA. Constructivism and International Relations. Alexander Wendt and his Critics. L, 2005.

П.А. Цыганков

СОЦИОЛОГИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬ­НЫХ ОТНОШЕНИЙ - отрасль сониол. знания, изучающая сон. закономерности развития отношений между нац. общно­стями, формы проявления этих законо­мерностей в чел. общении, связанном с усвоением, сохранением и распростра­нением нап. идей, представлений, норм и ценностей, поведением людей разд. национальностей.

См.о. рассматривает отношения меж­ду нациями во взаимосвязи объективных и субъективных факторов, анализирует различия в образе жизни нац. общно­стей, видя в них один из источников межнаи. противоречий. Межнац. отно­шения исследуются социологами на раз­ных уровнях: общегосударственном, ре­гиональном, локальном (г., район, тру­довой коллектив), а также на межлично­стном уровне. Среди проблем межнац отношений — формирование нац. само­сознания и нац. психологии, их воздей­ствие на межнац. отношения, содержа­ние и формы проявления национализма, шовинизма, сепаратизма и нац. экстре­мизма. См.о. изучает объективные усло-



Социология МИГРАЦИИ


вия интернационализации экон. и ду­ховной жизни народов, выявляя их соот­ветствие требованиям взаимовыгодного сотрудничества наций на основе прин­ципов самоопределения и суверенитета. Она исследует процессы и механизмы формирования нац. самосознания, нац. психологии нац. гр. и общностей. Пер­спективным для этой области соц-и явл. комплексный, социолого-психологиче-ский подход к изучению межнац. отно­шений.

Одна из задач С.м.о. — анализ об­ществ, мнения по актуальным пробле­мам межнац. отношений и нац. полити­ки. С этой целью проводятся социол. мониторинш по выявлению динамики межнац. отношений, осуществляется прогнозирование зон возможных кон­фликтов, регулярно проводятся регио­нальные и локальные опросы обществ, мнения (в т.ч. и отд. нац. гр.) в респуб­ликах, в местах компактного прожива­ния нас. одной национальности. Состав­ная ч, С.м.о. — конфликтология, к-рая исследует противостояние интересов как больших нац. общностей (наций, народ­ностей), так и малых нац. гр., приводя­щее к возникновению нац. конфликтов.

Лит.: Нац. самосознание и национа­лизм в РФ. Нач. 90-х гг. М., 1994; Дроби-жееа Л.М. Культ, дистанция, М., 1998; Арутюнян Ю.В. Трансформация постсо­ветских наций. М., 2003; Дробижееа Л.М. Соц. проблемы межнац. отношений. М., 2003; Ерохии А.М. Этнополитические ас­пекты трансформации российского об-ва. М., 2003; Соц-я федеративных отноше­ний. Словарь-справочник. М., 2003; Со­циол. энциклопедия: В 2 т. М., 2003.

В.Н. Иванов

СОЦИОЛОГИЯ МИГРАЦИИ - специ-альная отрасль социол. знания, объек­том к-рой явл. нас, включенное в ми­грационный процесс, а предметом — динамика изменений объективных и субъективных аспектов соц. отношений перемещаемых лиц в рамках прежнего или нового социума. При этом объект См. рассматривается в контексте соц. перемещений.


Миграционный процесс с позиции См. явл. процессом изменений, обу­словленным переходом перемещенного нас. к новому состоянию и включающим в себя три фазы: формирование факто­ров мобильности; собственно процесс перемещения мигрантов; приживаемость на новом месте жительства.

Мигранты в социол. понимании — это соц. гр., члены к-рых осознают себя целостным субъектом поведения на но­вом месте жительства и обладают чувст­вом групповой солидарности. Субъекта­ми миграционного процесса явл.: ми­грант (лицо, совершающее перемещение на новое место временного или постоян­ного проживания); иммигрант (мигрант, въезжающий на терр. гос-ва нового мес­та проживания); эмигрант (мигрант, вы­езжающий с терр. гос-ва проживания); вынужденный мигрант (лицо, ищущее убежище); беженец (лицо, ищущее убе­жище и не имеющее российского граж­данства); вынужденный переселенец (лицо, ищущее убежище и имеющее российское гражданство). Названные субъекты См. рассматривает как опред. соц. типы, обладающие специфически­ми потребностями, интересами и целя­ми деятельности, особым сознанием и волей.

Миграционные процессы в разных соц. гр. неоднозначны. Они различаются глубиной, интенсивностью, направлен­ностью проявления. Для них характерны разные пути и средства внутригруппово-го взаимодействия, заметно изменяю­щиеся во времени и пространстве, что дает право рассматривать миграцию как один из видов соц. мобильности — ми­грационную мобильность. Миграцион­ная мобильность есть переход индиви­дов и соц. гр. из одних слоев в др. в рез-те смены ими места жительства. К числу гл. проблем миграционной мо­бильности относятся след.: направление и интенсивность миграционной мобиль­ности лиц разного соц. статуса; измене­ние их трудовой биографии (рода заня­тий, статуса, соц. положения, ролевых функций и др.); мера заданности этих перемещений соц. происхождением, обра-



СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ


зованием, национальностью и т.д.; степень «наследуемости» соц. ролей мигрантов в зависимости от терр. приема и т. д.

Область собственно социол. изучения миграции охватывает след. осн. направ­ления:

• интенсивность миграционной мо­бильности нас. в разл. соц. гр.;

• влияние изменения терр. перемеще­ния индивида или гр. на их соц. статус по новому месту жительства (изменение рода занятий, соц. положения, ролевых функций и т.д.);

• мера заданное™ миграционной мо­бильности соц. происхождением, обра­зованием, соц. статусом, национально­стью и т.д.;

• влияние старого и нового соц. окру­жения и референтных гр. на миграцион­ное поведение индивидов и соц. гр.;

• соц. и этносоциальная интеграция и адаптация мигрантов в новом для них социуме;

• полит, предпочтения мигрантов и их полит, поведение.

Институализация См. как относи­тельно самостоятельной социол. науч. дисциплины началась в России в кон. 1950-х гг. с возрождения иссл-й в облас­ти миграции. Вместе с тем остается не­решенным целый ряд теор. и практиче­ских проблем целостного социол. анали­за миграционных процессов и социол. обеспечения управления соц. воспроиз­водством и жизнеобеспечением субъек­тов миграционного процесса. Пока еще не вполне сложилась общая системная концепция миграционного процесса как рез-та взаимодействия макро- и микро­структуры в социуме, не разработан соотв. понятийный аппарат, а также специаль­ные методики анализа и технологии информационного обеспечения регули­рования миграции нас.

Лит.: Денисенко М.Б., Ионцев В.Α., Хо­рее Б.С. Миграциология. М., 1989; Рыба-ковский Л.Л. Иссл-е миграции нас. в России // Соц-я в России. М., 1998; Theories of Migration / Ed. by R. Cohen, Cheltenham, 1996; Korser K., Lust H. The New Migration in Europe. N.Y., 1998.

Т.Н. Юдина


СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ - от­расль социол. науки, предметом к-рой явл. изучение молодежи как соц.-де-могр. гр., ее роли в обществ, воспроиз­водстве, положения в соц. структуре и взаимодействия с др. обществ, гр., осо­бенностей ее сознания и соц. поведения. Молодежные проблемы, являющиеся предметом См., подразделяются на две большие гр. К первой относится изуче­ние специфически молодежных соц. проблем: определение сущности молоде­жи как обществ, гр., особенностей ее соц. положения (статуса), места и роли в обществ, воспроизводстве; установление критериев ее возрастных границ; изуче­ние особенностей сознания (потребно­стей, интересов, ценностей) и способов деятельности молодого поколения; иссл-е специфики процесса социализации моло­дых людей, их социально-профессиональ­ной ориентации и адаптации в коллекти­ве, анализ соц. аспектов деятельности не­формальных молодежных объединений и движений. Др. важную область науч. анализа составляют такие проблемы, к-рые явл. общесоциологическими и в то же время либо преимущественно ка­саются молодежи (проблемы образова­ния, семьи, брака), либо находят специ­фические проявления в молодежной среде (особенности воспитания, разви­тие соц. и полит, активности молодежи, ее место и роль в структурах власти, специфика ее соц. противоречий и кон­фликтов и т.д.).

На разных этапах становления См. широко использовались как общесоцио­логические теории, трансформирован­ные с учетом специфики объекта иссл-я. так и частные концепции (см. Моло­дежь), Их многообразие можно свести к след. направлениям: 1) психоаналитиче­ское, осн. на выводимой из психоанали­за концепции жизненного пути лично­сти. Определение молодежи с позиций данной науч. ориентации базируется на возрастных психофизических особенно­стях личности молодого чел., на выводах 3. Фрейда, развитых его учениками и последователями неофрейдистского на­правления (Р. Бенедикт, Э. Эриксон



СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ


и др.). Преодолев известный биологизм Фрейда, отечественные социологи суме­ли осмыслить процесс развития лично­сти молодого чел. в непосредственном его взаимодействии с социумом (В.М. Бо-ряз, И.С. Кон). Это послужило толчком к системному иссл-ю процесса социа­лизации молодежи, возрастной перио­дизации ее жизненного пути, соц. и соц.-психол. проблем труда, образова­ния, досуга разл. категорий (С.Н. Икон­никова, В.Т. Лисовский, А.И. Ковале­ва); 2) структур но-функциональное на­правление, объединяющее концепции, связанные со структурным анализом мо­лодежи каксоц.-демогр. гр. Молодежная гр. рассматривается как система пози­ций, заполняемых индивидами, что оз­начает для них приобретение нек-рого сои. статуса и исполнение опред. соц. роли (Ш. Айзенштадт). Разработка кон­цепций межпоколенного взаимодейст­вия, внутри- и межте нерацион ной мо­бильности способствовала системному иссл-ю процесса интеграции молодежи в соц. структуру. Предметом анализа стали тенденции соц. мобильности молодежи, формирования молодых пополнений ра­бочего кл., крестьянства и интеллиген­ции (М.Н. Руткевич, В.И. Староверов, Ф.Р. Филиппов); 3) культурологическое направление, рассматривающее соц. яв­ления, в т.ч. и специфически молодеж­ные, под углом зрения феноменологии чел. культуры {А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман). Субъективные проявления поведения реально действующих моло­дых людей фиксируются и концептуали­зируются как последствия объективных процессов, отражающихся в опред. ти­пах культуры. Соотв. сущностные опре­деления молодежи интерпретируются в кач-ве форм субкультуры (В.Ф. Левиче-ва, А. И. Шендрик). Установление соци­ально-субъектных характеристик моло­дежи лежит в основе тезаурологического подхода (В.А. Луков), в соответствии с к-рым важнейшими составляющими, определяющими молодежь, явл. распро­страненные в этой гр. тезаурусы, пред­ставляющие собой ценностно-норматив­ные и мотивационно-ориентационные


комплексы. Это позволяет глубже иссле­довать символический и предметный мир молодых людей (одежда, сленг, символика, музыка); 4) рискологическое направление. Этот подход послужил ос­новой концептуализации молодежи как периода неопределенности. Централь­ным пунктом ее социол. изучения стано­вится риск. В основе этого подхода ле­жит отношение к молодежи как к жертве об-ва и одновременной угрозы ему (К. Роберте, Э. Ферлонг), рассмотрение молодежи как андеркласса (Р. Макдо-нальд, Г. Уильямсон). Это способствова­ло углубленному изучению соц. исклю­чения молодежи (Дж. Байнер, Б. Коле). В отечественной См. с позиций риско-логического подхода разработана кон­цепция молодежи в об-ве риска (Ю.А. Зу­бок); 5) соц. развитие молодежи. В осно­ве данного направления лежит концеп­ция молодежи, в соответствии с к-рой ее соц. сущность как соц.-демогр. гр, оп­ред. особой ролью и местом в воспроиз­водстве и обновлении об-ва (В.И. Чу-пров). В процессе смены поколений мо­лодежь реализует свои важнейшие соц. функции: воспроизводственную, транс­ляционную, инновационную. Тем са­мым осуществляется ее соц. развитие, являющееся одним из условий расши­ренного воспроизводства соц. структуры об-ва.

Лит.: Баряз В.М. Молодежь: Методол. проблемы иссл-я. Л., 1979; Молодежь России: соц. развитие. М., 1992; Соц-я молодежи: Учеб. СПб., 1996; Ковалева А.К, Луков В.А. Соц-я молодежи: теор. вопр. М., 1999; Чупров В.И., Зубок ЮЛ, Уиль­яме К. Молодежь в об-ве риска. М., 2002; Зубок ЮЛ Проблема риска в соц-и молодежи. М., 2003.

В. И. Чупров

СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ - отрасле­вая социол. дисциплина, исследующая соц. аспекты морали. В самом сжатом виде предметом См. явл. совокупность прямых и обратных связей в системе «об-во—мор.». В отличие от др. соииол. дисциплин до сих пор идет дискуссия о самой возможности изучения мор. фе-



СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ


номенов эмпирическими методами, по предмету См., ее связям с этикой.

Термин «См.» был введен Э. Дюрк-геймом, к-рый рассматривал мор. как функцию соц. Позднее П.А. Сорокин предложил «интегральную модель» См.: иссл-с соотношения разл. этических ценностей в зависимости от культуроло­гических и социолог, факторов. Болгар­ский социолог К. Нешев считает, что См. должна изучать «разл. уровни про­явления и функционирования мор. не­обходимости как отражения соц. необ­ходимости». О.Г. Дробниикий, анализи­руя соц. природу мор., констатировал возможность выделения в этике См., за­нимающейся «конкр. изучением процес­сов формирования нравов и мор. пред­ставлений в разл. сферах жизни и малых гр, об-ва». Λ.Α. Гусейнов, А.Г. Харчев, Л..VI. Архангельский и др. исслелов&чи отд. стороны См.: соц. природу мор., становление мор. норм в разл. обшеств. сферах и т.д.

Ряд теор. и практических проблем См. рассмотрены в работах В.М. Соко­лова. Субъективная форма существова­ния мор., се «нематериальный» характер не могут быть преградой для эмпириче­ского изучения. Во-первых, обществ, мор. по отношению к индивидуальной нравственности предстает в виде объек­тивных (следовательно, фиксируемых) для индивида обществ, требований, цен­ностей, образцов поведения. Во-вторых, впеииституииопальиый характер мор. не явл. се абс. свойством, т.к. ее требования зачастую поддерживаются разл. соц. ин-тами, что можно качественно и ко­личественно анализировать.

Все ч. мор. системы могут быть пред­метом прикладного сониол. анализа: нравственные отношения, мор. сознание (ценностные ориентации, идеалы, моти­вы и т.д.), мор. знания, содержание-должной и сущей мор. Основываясь на этических знаниях, См. в силу специ­фики мор. (всеобщности се проявления) пересекается с др. социол. дисциплина­ми: соц-ей труда, политики, молодежи и т.д.


Полная структура предмета См. включает изучение: 1) влияния конкр. соц. условий на «производство» и функ­ционирование мор. системы в целом и отд. ее компоненты; 2) обратного воз­действия мор. систем на существующие обшеств. отношения; 3) нравственных аспектов социализации чел., реальный уровень и направленность моральности людей (сознания и поведения); 4) осо­бенностей взаимодействия мор. с др. формами соц. регуляции (право, эконо­мика и проч.); 5) специфики моральности отд. сои.-демогр. и профессиональных гр. (молодежи, женщин, госслужащих, предпринимателей и т.д.); 6) специфики функционирования мор. в конкр. соц. ин-тах (в семье, армии и др.), отд. сферах жизнедеятельности (мор. аспекты труда. быта и т.п.); 7) конкр. систем (видов! мор., обусловленных разл. социально-групповыми отношениями к опред. мор. ценностям (мор. потребительская, ме-шапская, левиантная и проч.).

В рамках См. выявляются важные закономерности и тенденции изменений в мор., происшедшие в совр. россий­ском об-ве под воздействием новых соц.-экон. отношений: возрастает регу­лятивная роль мор., т.к. падает значи­мость всех др. механизмов регуляции (право, политика и др.); отсутствие гос­подствующей мор. усиливает автоном­ность индивидуальной нравственности («нравственный плюрализм» об-ва \: уменьшается роль рационального осоз­нания людьми действительности, воз­растает значение ее психол. осмысления: значительно уменьшается сфера соц.. коллективистского, возрастает значение сугубо индивидуалистических ценно­стей. Развиваются такие духовные кач-ва. как осознание себя свободной, незави­симой, самоценной личностью, возрас­тает значимость мн. игнорируемых рань-ше обшечел. норм мор. Одновременно падает значимость соц. важных ценно­стей, таких, как желание быть полезным об-ву. соотносить свои жизненные цели, поступки с интересами др.. возрастает отчужденность людей, их стремление


 


СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ


к элитарности. На первое место все ча­ще выходят ценности потребления. Дос­таточно интенсивно идет процесс «раз­мывания» в сознании людей таких про­стых норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность и др.

Лит.: Архангельский Л.М. Социаль­но-этические проблемы личности. М., 1974; Харчев Λ.Γ. Структура мор. и лич­ность. М., 1977; Нешев К. Социол. изме­рение мор. // Этика, соц. познание, нравственное поведение. София, 1979; Соколов В.М. Соц-я мор.: сущность, структура, предмет иссл-я // Социол. иссл-я. 1984. № 3; Соц-я нравственного развития личности. М., 1986; Нравствен­ные коллизии совр. российского об-ва // Социол. иссл-я. 1993. № 9; Ocunoea Е.В. Соц-я Э. Дюркгейма. М., 1997.

В.М. Соколов

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ - специальная социол. дисциплина, изучающая соц. ас­пекты деятельности, направленной на получение нового науч. знания и опре­деление путей его практического ис­пользования, а также науку в ее взаимо­отношениях с об-вом.

Природа науки, ее соц. проблемы всегда интересовали философию. Но возрастание роли науки в жизни об-ва, ее превращение в массовую профессию сделало ее и предметом изучения соц-и. Уже в 1920-е гг. начинают активно изу­чаться место и роль науки в об-ве, ее соц. контекст. В СССР в это время про­водятся многообразные эмпирические иссл-я науч. деятельности, ее орг-ции, эффективности (С.Г. Струмилин и др.). Появляются и соотв. теор. разработки, ИЛ, Боричевский выдвигает идею соз­дания науковедения как общей теории науки. Получает известность работа Б.М. Гессена о соц. предпосылках меха­ники И, Ньютона. В 1930-е гг. М, и С. Оссовские (Польша) выступают с предложением разработать концепцию < наукознавства», или науки о науке. Большой резонанс в мире вызвала рабо­та Дж. Бернала «Соц. функция науки»


(1939). Она способствовала активизации соц. иссл-й науки.

Однако первая систематизированная концепция С.н., ставшая на длительное время ее исследовательской программой, была разработана Р. Мертоном в рамках структурно-функциональной соц-и. Он рассматривал науку как особый соц. ин-т, функционирование к-рого направлено на получение нового «удостоверенного знания», и к-рый обеспечивает «обмен» рез-тов иссл-й ученого на вознагражде­ние в форме признания со стороны его коллег (в случае их одобрения). Это со­отв. опред. престиж, науч. карьеру, ста­тус ученого. Данный механизм явл. мощным стимулом для деятельности ученых. Функционирование ин-та науки регулируется нормами «науч. этоса», но под воздействием противоречивых усло­вий, конкуренции поведение ученых становится амбивалентным.

В СССР концепцию Мертона крити­ковали за абстрактность, но считалось, что трактовка науки как соц. ин-та принципам марксизма не противоречит.

Си. как социол. дисциплина офор­милась в послевоенный период в США и ряде западноевропейских стран. Ста­новлению отечественной С.н. способст­вовало появление науковедения как комплексного иссл-я науки. В этот ком­плекс вошла и С.н. в кач-вс важнейшего компонента. Иссл-я проводились в Мо­скве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Но­восибирске, Киеве, Минске.

В рамках МСА был создан исследо­вательский комитет по С.н.

От С.н, ожидали не только чисто по­знавательных рез-тов, но и данных, имеющих прикладное значение. Пред­метом изучения стали соц. аспекты раз­вития науки в разд. странах и регионах, отношение науки и др. соц. ин-тов. С.н. использовала как традиционные социол. методы, статистику, так и специфиче­ские методы науко- и библиометрии.

Конкр. проблематика этих иссл-й весьма обширна: науч. коммуникации, науч. сооб-во, структура и динамика на­уч. кадров, научная дисциплина, лич­ность ученого, отношения в иауч. гр.,



СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


продуктивность и эффективность науч. деятельности, науч. карьера, орг-ция и управление в науке, ценностные ориен­тации и ответственность ученых и т.д.

В 1970-е гг. под влиянием той идеи Т. Куна, что «нормальная наука» пред­ставляет собой парадигму, принятую на­уч. сооб-вом, в теор. основаниях С.н. на Западе наметился глубокий поворот. Была раскритикована теория С.н. Мер-тона как ориентированная на «стандарт­ную концепцию науч. знания».

В понимание науки был внесен эле­мент историзма, динамики, развития с акцентом на изучение процесса рожде­ния нового знания. Произошло сближе­ние С.н. с соц-ей знания и постпозити­вистской методологией науки. Была четко обозначена соц. природа науки, что, однако, было воспринято в С.н. как основание для релятивистской и субъективистской интерпретации науч. знания — лишь как чел. конструкции. Само содержание знания было постав­лено в зависимость от соц. условий. Наука начала рассматриваться как фе­номен культуры, но не имеющий «осо­бого эпистемологического статуса», т.е. подобный мифу, религии, идеологии. На этой идейной основе в С.н. возник­ло множество направлений (концепций, программ, методов): когнитивная С.н., конструктивизм, этнометодология, эт­нографические иссл-я «повседневной жизни» науки, дискурс-анализ, т.е. опи­сание переговоров ученых в процессе их работы и т.д. Для ми. из этих на­правлений характерно стремление к микросоциологическим и сел-ям как способу проникновения в тайну рожде­ния нового знания. Вместе с тем начали размываться предметные границы С.н., превращаемой в расплывчатое «соц. иссл-е науки». Иссл-я, направленные на выявление тенденций, регулярно-стей, закономерностей, стали заменять­ся ситуационными (case studies) — изу­чением отд. эпизодов, напр., соц. об­стоятельств конкр. науч. открытия, не претендующим на к.-л. обобщения. Как правило, все эти направления не имели выхода на решение назревших соц. про-


блем науки, поэтому продолжали про­водиться и иссл-я в традиционных для С.н. рамках.

События 1990-х гг. в СНГ и Восточ­ной Европе, рыночные реформы болез­ненно сказались на состоянии науки в большинстве этих стран в связи с рез­ким сокращением гос. ассигнований на науку и ее не востребованностью произ­водством. Эти события рельефно выяви­ли, что зависимость науки от об-ва мо­жет иметь для нее и позитивные, и весь­ма негативные последствия. Процессы адаптации науки к переходным экон. ус­ловиям, изменениям в политико-идео­логической сфере поставили ее перед лицом принципиально новых соц. про­блем, к-рые об-во и наука должны ре­шать, чтобы наука могла развиваться дальше. Все это создает обширное про­блемное поле для новых социол. иссл-й науки.

Лит,: МаАкей М. Наука и соц-я зна­ния. М., 1983; Совр. зап. соц-я науки: Критический анализ. М., 1988; Соц. ди­намика совр. науки. М., 1995; Соц-я науки // Соц-я в России. М., 1998: Mer/on R. The Sociology of Science. Theoretical and Empirical Investigations. Chi., 1974.

В.Ж. Кем

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - об

ласть соц-и, изучающая образование как соц. ин-т, его состав и функции, дея­тельность его орг-ций, а также политику гос-ва в сфере образования.

Основы Со. были заложены Э. Дюрк-геймом и М. Вебером, к-рые рассматри­вали образование с т.з. его соц. функ­ций. Позднее концепцию образования как ин-та социализации развил Т. Пар-сонс. Он рассматривал ин-т образования и составляющие его структурные эле­менты (вузы, школы, специальные учеб­ные заведения и т.п.) в контексте id. влияния на процессы соц. стратифика­ции.

В России Со. прошла сложный путь становления и развития. Это было связа­но с общими проблемами российской социол. науки и социол. образована.



СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


к-рые с момента своего возникновения испытали идеол. запреты и недоверие со стороны властей. Данное направление в российской соц-и развивалось в осн. силами ученых энтузиастов. Среди них исключительное место принадлежит М.М. Ковалевскому, его сподвижникам и последователям — Н.И. Карееву, Е.В. Де Роберти, ПА Сорокину, Н.С. Ти -машеву, К.М. Тахтареву и др. Возникнув первоначально за границей, в Париже, образовательные социол. центры позднее вошли в структуру крупных российских исследовательских учреждений соц. про­филя (Психоневрологический ин-т (1908), Социобиблиографический ин-т (1918), Социол. ин-т (1920) и др.). В 1920 в Пет­роградском гос. ун-те открывается пер­вая в России университетская кафедра соц-и во гл. с Сорокиным. Это был по­следний содержательный и организаци­онный всплеск, после чего до нач. 60-х гт, 20 в. преподавание соц-и в вузах не производилось. С нач. 1960-х гг. вновь интенсивно развивается социол. наука, в рамках к-рой закладываются ос­новы совр. Со.

Со. изучает виды и формы деятельно­сти разл. образовательных учреждений, к-рые обеспечивают членов об-ва зна­ниями, фундаментальными представле­ниями и профессиональными навыками в соответствии с соц.-экон. и культ, нор­мами и ценностями, в условиях к-рых функционирует система образования.

Со. исследует механизм отношений об-ва и образования, выявляет роль об­разования в об-ве, возникновение ин-тов образования, их функции, внут­ренние источники и резервы развития.

Предметом Со. явл. также совокуп­ность иерархических межличностных связей учеников и педагогов, особенно­сти профессионального труда препода­вателей, условия, образ жизни и учени­ков, и преподавателей.

Значительное место в Со. отводится иссл-ю соотношения образования и вос­питания. В этой связи Со. опирается на три взаимосвязанные категории: социали­зация, образование, воспитание (И.В. Бес­тужев-Лада, В.Я. Нечаев, В.И. Добрень-


кое). В Со. воспитание и образование рассматриваются как персонифициро­ванные формы взаимодействия двух субъектов: ученика и педагога или вос­питателя и воспитуемого. При этом про­исходит перманентный процесс социа­лизации в рамках воспитательно-образо­вательной деятельности.

В теор.-методол. плане российская концепция Со. опирается на деятельно-стный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин, В.В, Давыдов) и концепцию соц. детерминации (Э.В. Ильенков). Соглас­но этому Со. акцентирует внимание на изучении обществ, практики как источ­нике социализации и методов обучения, рассматривает личность (субъект образо­вания) как носителя процесса усвоения предметной деятельности.

В совр, структуре Со. сложился ряд концептуальных подходов, к-рые отра­жают и уровень институлизации образо­вания, и совр. состояние социол. науки. Так, правомочно говорить о новосибир­ской школе (В.Н. Шубкин, Г.А. Черед­ниченко, Д.Л. Константиновский), где изучались проблемы выбора профессии, престижа труда, эффективности обуче­ния в школе и вопр. профессиональной ориентации учащейся молодежи. Ураль­ские ученые (Л.Н. Коган, Φ. Р, Филип­пов, Μ, Н, Руткевич) изучали вопр. изме­нения соц. состава школьников, учащихся профтехучилищ, особенности обучения в школах г. и села. Значительный вклад в развитие Со. внесли ленинградские со­циологи (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, И.С Кон, В.Т. Лисовский, СН. Икон­никова, В.В. Водзинская), к-рые иссле­довали систему среднего и высшего обра­зования, проблемы полит, сознания мо­лодежи и ее «жизненных планов». Особое место в Со. принадлежит работам Бесту­жева-Лады, к-рый предложил комплекс­ную методику разработки соц. прогнозов и моделей образования и воспитания, рассчитанных на длительную перспективу.

Постепенно Со. становится отраслью знания, к-рая охватывает проблемы про­фессиональной ориентации и мобильно­сти, преемственности знаний для опреде­ления трудовых предпочтений молодого







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 310 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2220 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.