Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Распределение эмпирическое 7 страница




Л.В. Ясная

СОЦИАЛЬНОЕ — совокупность тех или иных свойств и особенностей обществ, отношений данного об-ва, интегриро­ванная в совместной деятельности (взаи­модействии) индивидами или гр. инди­видов в конкр. условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, яв­лениям и процессам в обществ, жизни. С. — это то общее свойство, к-рое при­суще разл. гр. индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств обществ, отношений. Ха­рактер и содержание отношений между разл. индивидами и гр. индивидов зави­сят от места, к-рое они занимают, и от той роли, к-рую они выполняют в разл. обществ, структурах. С. — это рез-т со­вместной деятельности разл. индивидов. С. как явление или процесс возникает


тогда, когда поведение даже одного ин­дивида оказывается под влиянием др. индивида или гр. индивидов независимо от физического присутствия этого инди­вида или гр. Именно при взаимодейст­вии друг с др. индивиды способствуют интеграции тех или иных свойств об­ществ, отношений. С. возникает во взаи­модействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкр. об­ществ, структурах, что проявляется в свою очередь в разл. отношениях инди­видов и гр. индивидов к явлениям и про­цессам обществ, жизни. Содержательны­ми элементами С. явл, понятия равенст­ва, справедливости, свободы. В широком понимании С. противопоставляется при­родному, а также биол.

Лит.: Осипов Г.В. Соц-я и соц. мифо­логия, М., 2002; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Мо-сквичев. 2-е изд. М., 2008.

Г.В. Осипов

СОЦИОГРАММА — способ изображе­ния структуры межличностных отноше­ний в малой соц. гр. Обычно использу­ется для представления данных, полу­ченных с помощью социометрического опроса. С, представляющая данные от­вета всех членов гр. на социометриче­ский вопр., — это рис., на к-ром члены гр. изображаются точками, а их выбо­ры — стрелками (если в ответе на дан­ный вопр. член гр. А выбрал члена гр. Б, то на рис. проводится стрелка от точки А к точке Б), С матем. т.з. С. представ­ляет собой ориентированный граф, по­этому для ее анализа может использо­ваться теория графов.

Существует множество разновидно­стей С. Это, напр., след. виды: концен­трическая С, или «мишень» (члены гр. располагаются в пределах круга, соотв. их социометрическому статусу: чем вы­ше статус, тем ближе к центру помеща­ется соотв. точка), локаграмма (члены гр. размещаются на чертеже, представ­ляющем их реальное расположение в помещении: за партами в школе, на ра­бочих местах на пр-ве и т.п.); взвешен­ная С. (в том случае, если тем или иным



социологизм


способом измерена интенсивность меж­личностных чувств, напр. социометриче­ские выборы имеют все, а величина ин­тенсивности изображается на стрелках С); С. группировок (чем выше интен­сивность межличностных чувств, тем ближе на С. расположены члены гр.). Наглядность С. существенно повышает­ся, если удается выделить социометри­ческие подструктуры (подгруппа, лидер и т.п.). Существуют также и др. методы повышения наглядности С. (можно изо­бражать членов гр. не точками, а разл. геометрическими значками — квадрати­ками, треугольниками в зависимости от их пола, должности и др.; вводить секто­ры для разделения лиц по соц. призна­кам на концентрической С; совмещать С, построенные по разным вопр., на од­ном рис., используя разл. цвета для каж­дого вопр., и т.д.).

С развитием компьютерных средств обработки социометрических данных со­вершенствуются также способы визуаль­ного представления структуры межлич­ностных отношений в малых гр. (напр., достаточно проста в использовании про­грамма KRACKPLOT). Потенциально интересными для соц. исследователей явл. также программное обеспечение, разработанное для визуального представ­ления молекул (программа MOVIEMOL). В молекулярном изображении члены гр. представляются в виде сфер (атомов), со­единенных между собой линиями. Такое визуальное представление взаимоотно­шений можно размещать в трехмерном пространстве, при этом есть возможность получения динамического образа (ани­мационный подход).

См. также: Социометрия, Вес социо­метрического выбора.

Лит.: Krachardt D., Lundberg Μ., О 'Rourke L. Krackplot: A Picture's Worth a Thousand Words // Connections. 1993. V. 16 1(2). P. 37-47; Freeman L. Visuali­zing Social Networks // Journal of Social Structure. V. 1(1): http://www,heinz.cmu.edu.

E.B. Жулысевская, В.И. Паниотто


СОЦИОЛОГИЗМ - филос.-социол. концепция, зародившаяся в кон. 19 в., утверждающая первостепенное и исклю­чительное значение соц. реальности и социол. методов в объяснении бытия чел. и его среды. Идеи С. развивались в работах Э. Дюркгейма и его последова­телей, Л. Гумлловича, О. Шпанна и др. С. сочетает в себе два аспекта: онтологи­ческий и методол. Онтологический ас­пект состоит в утверждении, во-первых, автономии соц. реальности по отноше­нию к др. видам реальности, в особен­ности биол. и психической; во-вторых, в трактовке об-ва как вне- и надындиви­дуальной реальности (такая позиция по­лучила название «социальный реализм»). Методол, аспект С. заключается в при­знании соц-и самостоятельной наукой со своим собственным арсеналом мето­дол. средств, независимой от др. наук, в части, от биологии и психологии, а так­же в социол. экспансионизме (иногда обозначаемом как «социол. империа­лизм»), стремлении растворить в сои-н др. науки.

В процессе становления соц-и как самостоятельной науч. дисциплины С. служил средством самоутверждения но­вой науки, ее эмансипации от биол. к психол. редукционизма в интерпретации соц. явлений. Этим, а также полемикой с биол. и психол. направлениями в соц-н объясняется экстремизм ряда положе­ний раннего С. Утверждение специфич­ности объекта и методологии соц-и — основополагающий принцип С, обосно­вывающий саму возможность социол. знания. Важно различать соседствующие в С. плодотворную идею специфики сои. реальности, форм и методов ее позна­ния, с одной стороны, и неоправданный экспансионизм, отрицающий необходи­мость взаимодействия и интеграции соц-и и др. наук — с др.

Лит.: Дюркгейм Э. Соц-я: Ее предмет. метод, предназначение. М., 1995; Гоф­ман А, Б. Семь лекций по истории соц-в, М., 1999.

А.Б. Гофман



СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ


СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ -

ошибочное (огрубленное, упрощенное и одностороннее) истолкование духовной жизни об-ва, идеального измерения чел, существо вания вообще, являющееся рез-том стремления рассматривать соц. функцию каждого из духовных явлений в кач-ве единственно содержательной, единственно значимой, определяющей все ост. Св., сопровождающий эволю­цию соц-и едва ли не на всех этапах, возникает либо в связи с переоценкой, а то и абсолютизацией соц-ей своих соб­ственных возможностей и методов иссл-я («пансоциологизм»), либо в связи с не­достаточно четким размежеванием меж­ду соц-ей и иными областями науч. зна­ния об об-ве и его духовной жизни, напр. культурологией, эстетикой, искус­ствознанием и т.д. Особенно остро эти взаимосвязанные установки сказывают­ся в периоды «бури и натиска» в соц-и, когда вновь открытые ею или заимство­ванные из др. науч. дисциплин способы анализа действительно дают нетривиаль­ные рез-ты на почве социол. изучения об-ва, открывая здесь новые и, как ка­жется поначалу, безграничные перспек­тивы аутентичного истолкования соц. реальности.

Тенденции Св., проявившиеся еще в прошлом в. при сопиол. изучении рели­гии и этики, лит. и искусства (в особенно­сти по мере проникновения в иссл-е ду­ховной жизни об-ва «брутального» ниц­шеанского биологизма и физиологизма), получают дальнейшее развитие на почве сближения соц-и и культуррелятивист-ской соц. философии (О. Шпенглер и его последователи в области соц-и религии и этики, науки и искусства). Элементы Св. прослеживаются в соц-и знания К. Ман-хейма; нек-рые уступки Св. можно отме­тить в соц-и знания М. Шелера, хотя он и пытался найти противовесы шпентлеров-скому культуррелятивизму. Редукционист­скими (см. Редукционизм социологический) тенденциями вульгарно-социологи чес кого свойства отмечен также неомарксизм, в части, неомарксизм Франкфуртской шко­лы, «фрейдомарксизм», представляющий собой рез-т слияния категорий «экон.»


истолкованного К. Маркса с биологизи-рованными интуициями психоанализа. Заимствованные из разных теор. областей понятия и представления утрачивали не­обходимую строгость и определенность, практически становясь метафорами, при­менение к-рых в ходе иссл-я явлений духовной жизни превращает последнее в род интеллектуальной романистики.

Однако начиная со 2-й пол, 70-х гг. 20 в, углубляется критическое отноше­ние к Св., связанное с осознанием каче­ственной специфики идеального измере­ния чел. существования, не поддающей­ся социол. редукции. Предпринимаются попытки преодолеть ведущую к Св. ди­хотомию «базисно-надстроечного» подхо­да к рассмотрению культуры, при к-ром явления духовного порядка оказываются «эпифеноменальными» — чистыми «от­ражениями» истор. меняющейся дейст­вительности, не имеющими собственных корней в бытии. В рамках начавшегося в 1970-х гт. «веберовского ренессанса» перспектива преодоления подобной ди­хотомии, ведущей к представлению о ду­ховной культуре как о чем-то иллюзор­ном, фиктивном (в лучшем случае как полезная фикция), намечается на путях разработки понятия избирательного сродства, предложенного М. Вебером, С т.з. идеи избирательного сродства, су­ществующего между явлениями духовно­го и материального порядка, ни первые не явл. отражением вторых, ни вторые — отражением первых; как те, так и др. представляют собой одинаково значи­мые факторы социокульт. действитель­ности. Образуя неповторимо индивиду­альные истор. констелляции, они обна­руживают начальное родство, внутреннее тяготение друг к другу, свою взаимную сопряженность, в рамках к-рой пред­ставляют собой одинаково значимые «моменты», предстающие в нерасторжи­мом единстве.

Лит.: История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и совр. теор, соц-я: актуальные проблемы веберовского социол. учения. М., 1998.

Ю.Н. Давыдов



социология


СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas - об-но и греч. logos — учение, слово) — паука об общих и специфических законах и за­кономерностях развития и функциони­рования истор. опред. сониетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, соц. гр., кл., народов. Объек­том социол. познания яаи. об-во. рас­сматриваемое как единый соц. организм. Как самостоятельная наука С. возникла в 19 в. (термин введен О. Коптом) в рез-те конкретизации проблематики тра­диционной соц. философии, специали­зации и кооперации обществ, наук и развития эмпирических сон. иссл-й. С. никогда не была единой наукой, распа­даясь па значительное число школ и на­правлений, претендующих на выражение самой сущности социол. науки или на представление С. в целом.

До кон. 19 в. теор. С. и эмпирические соц. иссл-я практически не были взаимо­связаны. Теор. С. пыталась реконструи­ровать осн. фазы истор. эволюции и од­новременно описать структуру об-ва. В зависимости оттого, какой именно сто­роне обществ, жизни придавалось наиб, значение, в С. 19 в выделяют песк. разл. направлений, такие, напр., как геогр., демогр., расово-антропологическое, ор­ганическое и социал-дарвинизм. В кон. 19 — нач. 20 и. распространяются разл. раз­новидности психол. С. — инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекпиоиистскис объ­яснения обществ, жизни в терминах же­ланий, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Появляются теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание (Э. Дюркгейм, Е.В. Де Робсрги, Ф. Гил-дингс. Ч. Кули) либо абстрактные формы соц. взаимодействия (Г. Зиммель, С. Буг-ле, Ф. Теннис. Λ. Фиркандт). С 1920-х гг. в С. больпгую рачь играют эмпирические иссл-я. Совершенствуется техника соци­ол. иссл-я. расширяются возможности практического применения С.

В нач. 20 в. появились первые цен­тры сои. иссл-й — лондонское социол. об-во (1903), нем. социол. об-во (1905), амер. соииол. об-во (1905) и др. Эмпи­рические иссл-я начинают испытывать


нужду в обобщающей теории, а социол. теория — в эмпирической проверке сво­их положений. В рез-те интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из центральных мест в системе обществ, наук, она изучается и преподается в большинстве стран и на­считывает свыше 40 специализирован­ных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирической информации и ее теор. интерпретацией С. выполняет прогностическую и при­кладные функции как на уровне макро-социальных процессов и систем, так и на микроуровпе. Значительные успехи были достигнуты в сфере методов и тех­ники иссл-я (системный подход, матем. моделирование соц. процессов, количе­ственные методы обработки и обобще­ния данных).

С. неправомерно рассматривать толь­ко как прикладную науку, равно как и ограничивать ее предмет только пробле­мами обшей социол. теории. Особенно­сти СОЦИОЛ. знания опред. тем, что об-во рассматривается как единый соц. орга­низм, как органическое единство рахч. сторон его жизнедеятельности — экон.. соц.. полит, и духовной, функционирую­щих и развивающихся посредством соц. деятельности людей. С. рассматривает соц. деятельность людей, возникающие в процессе этой деятельности их соц. от­ношения во взаимосвязи и взаимодейст­вии объективною и субъективного фак­торов, материальной и духовной сторон. Соц. сфера выступает в кач-ве важней­шего объекта соииол. иссл-й. Ее изуче­ние включает все проблемы, связанные с деятельностью чел. (его положение в об-ве, трудовом коллективе, семье, др. соц. тр.), с потребностями и ценностны­ми ориептациями и степенью их реали­зации, с отношением к самому себе, а также к разл. явлениям и процессам, происходящим в об-ве.

Лит.: Боосов А. Совр. соииол. теория. М., 1961; Соц-я сегодня. М., 1965; Амер соц-я. М., 1972; Новые направления s социол. теории. М., 1978; Тернер Лж. Структура соииол. теории. М., 1985: йе- бер М. Избр. произв. М.. 1990; Дюрк•

 


СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ


гейм Э. О разделении обществ, труда: Метод соц-и. М., 1991; Сорокин П. Чело­век. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Совр. амер. соц-я. М., 1994; Он же. Об­щедоступный учеб. соц-и: Ст. разных лет. М., 1994; Смелзер Я. Соц-я. М., 1994; Амер. социол. мысль. М-, 1995; Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996; Зиммеяъ Г. Избр.: В 2 т. М., 1996; Пар-соне Т. Система совр. об-в. М., 1997; Соц-я в России / Отв. ред. В. А. Ядов. М„ 1998; Гидденс Э. Соц-я. М„ 1999; Култы-вин В.П. Классическая соц-я. М., 2000; Парсонс Т. О структуре соц. действия. М., 2000; Осипов Г.В. Соц-я и соц. ми­фология. М., 2002; Парсонс Т. О соц. системах. М., 2002; Добренькое В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная соц-я: В 15 т. М., 2003; Осипов Г.В. Российская соц-я в 21 в. М., 2004; Штомпка П. Соц-я. Анализ совр. об-ва. М., 2005; Лапин Н.И. Общая соц-я. М., 2006; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М„ 2008.

Г.В. Осипов

СОЦИОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ -

специальная (частная) социол. дисцип­лина, исследующая безопасность как соц. явление, индивидов, гр. и ин-ты как объекты и субъекты безопасности в их отношениях между собой при возникно­вении угроз и отражении их, закономер­ности массового поведения людей в ин­тересах обеспечения своей безопасности. Предметом специального внимания Сб. явл. причины, механизмы и формы ин-ституционализации политики (деятель­ности) в области безопасности, их взаи­модействие с др. структурами гос-ва и гражд. об-ва, а также совокупность прие­мов и процедур сбора эмпирических дан­ных о суждениях, поступках и рез-тах деятельности людей и их объединений, характеризующих и определяющих их представления, позиции по отношению к безопасности личности, об-ва, гос-ва. Сб. реализует ряд функций: теорети­ко-познавательную (получение нового и развитие имеющегося теор. и эмпириче­ского знания, разработка закономерно­стей и категорий Сб.); описательно-ди-


агностическую {сбор, систематизация и накопление информации о явлениях и процессах в сфере безопасности); про­гностическую (выявление количествен­ных и качественных параметров возмож­ных будущих состояний безопасности); мировоззренческую и просветительскую (распространение социол. знаний среди управленческих кадров органов и сил безопасности, формирование у них со­циол. мышления); практически-при­кладную (разработка соц. ориентиров и моделей, а также практических рекомен­даций, направленных на повышение эф­фективности политики безопасности).

Лит.: Безопасность чел. М., 1994; Соц. безопасность: Учеб. пособие. Ч. 1-2. М., 1997-1998; Кузнецов В.Н. Соц-я безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформи­рующемся об-ве. М., 2002.

В.Н. Кузнецов

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ - уходит

корнями в рус. культуру. С нач. 19 в. в соц. мышлении России преобладают и противоборствуют, с одной стороны, сла­вянофильство и русофильство (Н.Я. Да­нилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев), и западничество (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И, Гер­цен, Н.Г. Чернышевский, НА, Добро­любов, Д.И. Писарев) — с др. В то же время С. в Р. развивалась как интеграль­ная ч. европ. культуры. Такие представи­тели рус. соц-и, как М.М. Ковалевский, Л.И, Мечников, Н.К. Михайловский, ЕВ. Де Роберти оказали существенное влияние на ее становление как само­стоятельной науки об об-ве, к-рое вы­шло за пределы нац. границ. Рус. социол. мысль испытывала влияние зап. социо­логов: О. Конта, Г. Спенсера, Л. Уорда, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. Ориентация на науч. соц. мышле­ние и связь с освободительными движе­ниями явились основой для проникно­вения и распространения марксистских социол, идей. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 в, определяющей ориентацией рус, социол. мысли стал субъективизм (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). Пред-



СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ


ставители этого направления считали се­бя эмпириками и позитивистами, что не мешало им придавать гл. значение эти­ческим проблемам соц-и. В нач. 20 в. субъективизм в соц-и идет на спад.

После Октябрьской революции на­чался процесс институализации соц-и. Встал вопр. о разработке соц. теории но­вого об-ва на основе конкр. соц. иссл-й. Была введена науч. степень по соц-и, созданы кафедры соц-и в Петроградском и Ярославском ун-тах. Возобновило свою деятельность Российское социол. об-во им. Ковалевского, председателем к-рого стал Кареев. В 1920 г. в Петро­градском ун-те был образован факультет обществ, наук с социол. отделением, во гл. к-рого стоял П.А. Сорокин, Издава­лась обширная теор. лит. Ее осн. на­правленность — выявление соотноше­ния рус. социол. мысли и марксистской соц-и, формирование марксистской соц-и. Большое влияние на соц. мышление продолжала оказывать немарксистская социол. мысль (Михайловский, Кова­левский, Сорокин). Важную роль сыгра­ли работы Лаврова и Г.В. Плеханова, в к-рых с разл. теор. позиций (субъекти­визма и материализма) сделана попытка связать соц-ю с социализмом. Под влия­нием Н.И. Бухарина наметилась тенден­ция отождествления соц-и и истор. ма­териализма. Стали получать развитие отд. отрасли социол. знания: соц-я тру­да, соц-я политики, соц-я искусства, соц-я г. и т.д. Значительная ч. филосо­фов объявила соц-ю составной ч. фило­софии — диалектического материализма. Сложилось и т.н. антисоциологическое направление, отрицавшее не только пра­во соц-и на самостоятельное существо­вание, но и сам термин «соц-я». Наряду с теор. социол. мышлением серьезные шаги были сделаны в проведении эмпи­рических социол. иссл-й. В 20—30-е гг. 20 в. проводились науч. соц.-экон. и соц,-этногр. иссл-я. Иссл-я социологов и соц. психологов выявили важную роль соц. фактора в производственной дея­тельности чел. Они внесли существен­ный вклад в развитие социол. науки и получили междунар. признание. Не-


смотря на то что работы первых совет­ских социологов были не свободны от недостатков, они имели науч. ценность и заложили основы для дальнейшего развития соц-и в стране. К кон. 1930-х гг. соц-я была объявлена буржуазной лже­наукой и «упразднена». Фундаменталь­ные и прикладные иссл-я были прекра­щены. Режим И.В. Сталина заменил науч. соц-ю соц. апологетикой.

Перерыв в развитии социол. мысли продолжался до нач. 1960-х гг. Возрож­дение социол. иссл-й началось с наступ­лением «хрущевской оттепели*. Но те­перь соц-я была сведена к эмпириче­ским социол. иссл-ям, к-рым нередко отводилась опять-таки апологетическая роль. Тем не менее в этот период значи­тельно повысилось значение соц-и в ре­шении важнейших проблем соц. разви­тия. Рез-ты социол. иссл-й стали широ­ко использоваться при выработке и обосновании соц. политики. Утвержде­ние соц-и в СССР как самостоятельной науки об об-ве позволило восстановить ее истор. традиции и выявить специфи­ческие особенности развития в новых истор. условиях. В период «застоя» отно­шение к соп-и и социол. иссл-ям было противоречивым. Вопр. развития соци­ол. иссл-й неоднократно ставились на съездах КПСС. Был создан ИКСИ (во гл, с A.M. Румянцевым, Г.В. Осиповым, Ф.М. Бурлацким), в к-рый привлекались лучшие кадры социологов-профессиона­лов страны. В ун-тах, а также в нек-рых экон. вузах были введены спецкурсы по прикладной соц-и. Значительно воз­росло число публикаций по разл. разд. соц-и. Важным органом объединения усилий социологов и распространения науч. и метод, опыта стал издающийся с 1974 журнал «Социол. иссл-я» (гл. ред. А.Г. Харчев). Но вместе с тем усилива­лось и административно-бюрократиче­ское вмешательство в соц-ю. Вновь по­нятие «соц-я» оказалось под запретом. Оно фактически было заменено поняти­ем «прикладная соц-я*-. Теор. же соц-я полностью отрицалась.

С нач. «перестройки* был снят за­прет на развитие теор. соц-и. Вопр. о



СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ


дальнейшем развитии соц-и как само­стоятельной науки был поднят до обще­государственного уровня. Была постав­лена задача развития как теор,, так и прикладных социол. иссл-й. Выявилась необходимость социол. теории, отра­жающей соц. реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теор. соц-и стали социол. иссл-я реальных соц. про­цессов и явлений, к-рые позволяют по­лучать соц.-стат. информацию о формах проявления и механизмах действия соц. закономерностей и использовать эту ин­формацию для дальнейшего совершен­ствования механизмов управления рос­сийским об-вом, для повышения соц. эффективности материальных затрат и капиталовложений. Сегодня в России нет сколько-нибудь важной сферы, к-рая в той или иной степени не была бы за­тронута социол. иссл-ми.

В последние десятилетия в России конфронтация разл. социол. теорий про­исходила на основе материалистиче­ского понимания истории и признания определяющей роли материального про­изводства, экон. отношений, детермини­рующих (обусловливающих) все др. ви­ды обществ, отношений. Условно можно выделить три вида таких теорий: теории, делающие акцент либо на структурных, либо на личностных элементах соц. раз­вития, а также теорию, рассматриваю­щую взаимодействие структурных и лич­ностных элементов в их органическом единстве. Первая теория (рук. Ф.В. Кон­стантинов и др.) строится по принципу последовательной зависимости, начиная от анализа способа производства и зако­нов его развития и перехода к характе­ристике соц., полит, и духовной сфер обществ, жизни. Вторая теория строится на основе сочетания трех аспектов в раз­витии об-ва: структурного, деятельност-ного и гуманистического (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон и др.). Вследствие этого предметом анализа становится сам субъ­ект истор. творчества, пути и способы его влияния на ход событий. Центр вни­мания перемещается на анализ механиз­мов действия и сознательного использо­вания объективных законов, мотивов и


целей чел. деятельности, возможных пу­тей ее воздействия на обществ, жизнь. Третья теория исходит из органического взаимодействия структурных и личност­ных элементов в конкр.-истор. условиях их бытия (в данной социетальной систе­ме), отдавая приоритет последним (Г. В. Осипов и др.). Опирается она на принцип соц.-истор. детерминизма (см. Детерминизм социально-историче­ский) и отображает не только детермина­цию (обусловленность) соц. отношений внешними для об-ва факторами (при­родной средой, связями «чел.—приро­да», существенными для экономики), биол. и психол. характеристиками чел., но и самодетерминацию: соц. отноше­ния, вплетенные в экон., полит., право­вую жизнь об-ва, развиваются не по за­конам природы, а по собственным.

В наст, время в РАН функционируют два социол. ин-та: ИС, к-рый ориенти­рован на иссл-е проблем личности, и ИСПИ, ориентированный на изучение соц. проблем об-ва, соц. фундаменталь­ных проблем развития совр. об-ва и его соц.-полит, структур.

В связи с тем, что сейчас подвергает­ся фальсификации история российской соц-и (по сознательному умыслу или ди­летантизму) ИСПИ осуществил изд. сб. док-тов ЦК КПСС (3 т.), носивших ра­нее гриф «Совершенно секретно», анализ к-рых позволяет с истор. достоверно­стью судить о всех перипетиях становле­ния российской соц-и как самостоятель­ной науки.

Лит.: Кареев И.И. Введение в изуче­ние соц-и. СПб., 1883; Михайловский Н.К. Соч. СПб., 1896—1897; Ковалевский М.М. Совр. социологи. СПб., 1905; Осипов Г.В. Теория и практика социол. иссл-й в СССР. М., 1979; Соц-я в СССР: В 2 т. / Под ред. Г.В. Ocunoea. М., 1966; Кукуш­кина Е.И. Рус. соц-я 19 — нач. 20 в. М., 1993; Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1997; История теор. соц-и: В 4 т. М„ 1997-2000; Соц-я и власть: Док-ты. 1953—1984: Сб. 1—3. М., 1997-2003; Осипов Г.В. Российская соц-я в 21 в. М., 2004; Соц-я. Основы



СОЦИОЛОГИЯ ТЕНДЕРНАЯ


Г. В. Осипов, 2008. Г. В. Осипов

обшей теории / Отв. рея. Л.Н. Москвичей. 2-е изд. М..

СОЦИОЛОГИЯ ТЕНДЕРНАЯ (от англ. gender — пол, род: Греч, γενυς — проис­хождение, род, рождающийся) — от­расль сон-и, изучающая закономерности развития и взаимодействия социального тендерных общностей (мужской и жен­ской) во всех сферах обществ, жизни, эволюцию их статусов социальных, со­знания и отношений с учетом влияния конкр. истор. условий, культ, традиций, символов и стереотипов, а также био-психол. особенностей пола.

Термин «тендер» стал утверждаться преимущественно в англоязычных стра­нах в 60-х гг. 20 В. в интерпретации «соц. пол»: однако в Великобритании, во Франции, мн. восточноевропейских стра­нах этот термин не заменил активного применения традиционного понятия «women's studies». Нач. активного разви­тия тендерных иссл-й в Зап. Европе, США и Великобритании относится к кон. 1970-х гг. Различия понятий «пол» и «тендер» — предмет длительных дис­куссий. Первая попытка развести поня­тия «пол» и «тендер» принадлежит амер. психологу Р. Столлеру (1968). В кач-ве компонентов «тендера» зап. психологи (Р. Унгер, Г. Рабин. А. Рич) выделяют тендерные стереотипы, тендерные нор­мы, тендерные роли и тендерную иден­тичность. При этом акцент делается па биол., психол., культурологических раз­личиях полов при недооценке ВЛИЯНИЯ соц. детерминирующих их факторов. IV Всемирная конференция по положе­нию женщин (Пекин, 4—15 сентября 1995) в полной мере институционализи­ровала использование в науч. и об­ществ.-полит, лексике термина «тендер­ный» как отражения биол. принадлеж­ности к мужскому и женскому полу, ввела в широкий оборот такие понятия, как «тендерный фактор», «тендерные иссл-я», «тендерная политика», «тендер­ные аспекты», «тендерные различия», «тендерный анализ» и т.д.


В зарубежных иссл-ях особенностей психологии пола, а также индивидуаль­ного поведения мужчины или женщины широко применяются: теория бихевио­ризма социального — одного из направле­ний сониол. психологизма, позволяюще­го изучать поведение индивида посред­ством наблюдаемых стимулов и реакций на них (но схеме «стимул — реакция»): психоанализ 3. Фрейда; концепция «кол­лективного бессознательного» Э. Фромма: принципы феноменологической сои-и. рассматривающей об-во как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного по­ла; теория интеракционизма символиче­ского (Дж. Мил, П. Бергер, Т. Лукман). Coup. зап. тендерные теории: соц. конст­руирования тендера, тендер (пол) как культ, метафора, тендер как стратифика­ционная категория — трактуют тендер как «социополовую роль» или как орга­низованную модель отношений социаль­ных между мужчинами и женщинами, характеризующую их межличностные связи и взаимодействия в семье, опреде­ляющую их соц. отношения в осн. ин-тал об-ва (Унгер. Рабин, К. Уэст и др.).

В России Ст. начала формироваться в самом нач. 1990-х п. Исходной базой ее развития стала «cou-я пола». Иссл-я в области «соц-и пола» сводились преиму­щественно к изучению положения жен­щин в быту и на производстве. Предмет отечественной С.г. — соц. статус муж­чин и женщин как тендерных общно­стей и его эволюция под влиянием конкр. сод. условий. Объект С.г. — муж­чины и женщины как крупные тендер­ные общности в структуре социальной нас, различающиеся статусными харак­теристиками, ролевыми функциями, особенностями психол. склада, поведе­ния и сознания. Преобладающим внима­нием в российской соц-и традиционно пользуется женский социум. Его состоя­ние характеризуется уровнем решения «женского вопр.». Мужская тендерная общность в совр. российской соц-и изу­чается слабо.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2431 - | 2319 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.025 с.