Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социология общественного мнения





поколения: специфики его подготовки к городскому и сельскому труду; соц.-пси -ход. стимулы обучения молодежи. Опред. место в этих иссл-ях отводится изучению формирования соц. облика молодежи, ее роли в воспроизводстве соц. структуры об-ва (Н.А. Аитов, О.И. Шкаратан, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок и др.); пробле­мам содержания реформ в сфере высшего и послевузовского образования (АА. Ов­сянников, Т.Э. Петрова. Л.Н. Москвичев, Ф.Э. Шереги); становления духовного об­лика молодежи (А.Л. Андреев, В.К, Серге­ев, В.Н. Иванов).

Рассматривая традиционные школь­ные и вузовские, в т.ч. университетские, формы образования, Со. выстраивает модели образовательных систем и дает их прогноз. В наст, время Со, углублен­но исследует проблемы стандартизации образования; развития форм самостоя­тельного усвоения знаний; внедрения экспериментальных обучающих про­грамм; инновационного и опережающе­го образования. Реформирование отече­ственной образовательной системы, вхож­дение России в «Болонский процесс» выдвигает ряд специфических задач пе­ред Co., к числу к-рых относится ре­шение проблем сочетания европ. стан­дартов и отечественных традиций в об­разовательном процессе, массовости и доступности образования с необходимо­стью усвоения молодым поколением культ, наследия, развития активных форм творческой деятельности, гумани­стического мышления.

Лит.: Филиппов Ф.Р. Соц-я образова­ния. М., 1980; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Бергер П., Лукман Т. Соц. кон­струирование реальности: Трактат по соц-и знания. М,, 1994; Дюркгейм Э. Соц-я образования. М., 1996; Парсонс Т. Система совр. об-в. М., 1997; Нечаев В.Я. Cou-я образования. М., 199S; Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998; Зборовский Г.Е. Образование: от 20 к 21 в. Екатеринбург, J 999; Жуков В. И. Российское образование: истоки, тради­ции, проблемы. М, 2001; Вамерстайн И. Кон. знакомого мира. Соц-я 21 в. М., 2003; Гидденс Э. Устроение об-ва: Очерк


теории структурации. М., 2003; Добрень­кое В.И., Нечаев В.Я. Об-во и образова­ние. М., 2003.

А.Л. Маршак

СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — отрасль социол. знания, предметом к-рой явл. изучение структу­ры, закономерностей, каналов, механиз­мов формирования и функционирова­ния обществ, мнения.

Обществ, мнение — отношение боль­ших соц. гр. к актуальным проблемам действительности, представляющим об­ществ, интерес. Мнение принято отли­чать от понятий, установки, ценности, верований, стереотипов и обществ, чувств. Обществ, мнение менее стабильно, легче изменяется, оно явл. измеряемым пара­метром в массовом опросе или др. типа иссл-й, тогда как установки и ценности явл. латентными переменными. В отли­чие от обществ, чувств обществ, мне­ние — продукт интеллектуальный, осн. на нек-ром кол-ве изученных фактиче­ских доказательств и заключающий нек-рую степень отражения, анализа и рационального осмысления.

Объект обществ, мнения всегда обла­дает характеристикой высокой дискусси-онности в об-ве и относительно высокой обществ, значимостью. Обществ, мнение формируется по проблемам, представ­ляющим обществ, интерес, и возникает только тогда, когда к.-л. обществ, инте­рес по объективным причинам или в си­лу субъективных факторов становится центром внимания людей, приобретает высокую степень актуализации. Высокая дискуссконность объекта обществ, мне­ния связана с тем, что обществ, мнение возникает в связи с расхождением взгля­дов людей по интересующему вопр, В зависимости от сложности внутренней структуры и орг-ции объектов обществ, мнения различают мнения о фактах, мнения о событиях, мнения о явлениях и процессах.

Субъектом обществ, мнения может являться все нас. в рамках одной терр. (гос-ва, нации и т.д.) или конкр. гр. нас. Субъект обществ, мнения обладает внут-



СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ


стекая школа Т. Адорно), интересами и потребностями (утилитарная школа), теории о происхождении мнения (в т.ч. теории внутренней непротиворечивости и последовательности мнений — «когни­тивной последовательности» К, Хай дера, Т. Ньюкома, «когнитивного дисбаланса» Л. Фестингера), теории о роли социали­зации в формировании мнений и уста­новок, теории механизма изменения мнений (теория баланса Хайдера, теория последовательности М. Розенберга).

Теор, и практические основы изуче­ния обществ, мнения в России были за­ложены в 1960-х и получили активное развитие в 1970-х гг. с развитием мето­дологии проведения массовых опросов. Осн. темами иссл-ий являлись способы формирования обществ, мнения, его ис­пользование в управлении обществ, про­цессами, роль массовой информации в формировании обществ, мнения, обшеств, мнение и пропаганда. С кон. 90-х гг. 20 в. осн. направлениями в области изучения обществ, мнения явл. разработка мето­дики и кач-ва его опросов, взаимосвязи обществ, мнения и поведения, в т.ч. электорального, роли обществ, мнения в полит, процессе и установлении демо­кратических принципов власти и управ­ления.

Лит.: Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987; Андрющенко Е.Г. Обществ, мне­ние и гласность в системе управления об-вом. М., 1988; Горшков М.К. Обществ, мнение: история и современность. М., 1988; Ноэль-Нойман Э, Обществ, мнение: открытие спирали молчания. М., 1996; Обществ, мнение и электоральное пове­дение. М., 1996; Липпман В. Обшеств. мнение, М., 2004; Цаллер Д. Происхож­дение и природа обществ, мнения. М., 2004; Lippman W. Public Opinion. Ν.Υ., 1922; Campbell Α. et al. The American Voter. New Jersey, 1964; Lance B. W. Public Opinion in American Politics. N.Y,, 1992, A.B. Андреенкова

СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ -

разд. соц-и, изучающий закономерности построения, функционирования и раз­вития гл. обр. трудовых орг-ций — пред-


приятий и учреждений. Осн. проблема­тика Со. — соотношение личных и без­личных факторов орг-ций, индивидуаль­ного и общего в них, руководства и под­чинения, разл. целей и т.д.

В зап. Со. нет единой методол. осно­вы, в ней велико разнообразие подходов и традиций. Так, если в североамерикан­ской Со. преобладает интерес к сугубо прикладным аспектам организационных отношений, социоинженерным методам повышения их производственной эф­фективности, то для западноевропей­ской традиции характерен взгляд на орг-цию как на микрообшество со свои­ми квазиполитическими конфликтами. В целом же эволюция зап. Со, прошла неск, этапов, каждый из к-рых строил свою модель орг-ций. Под именем тей­лоризма модель орг-ций трудового про­цесса известна своим упором на первич­ную единицу орг-ций — «человек-труд», к-рая в свою очередь размельчается на элементарные составляющие, причем, работник здесь выступает как пассивный придаток производства. В «орг-ции-ма-шине» (А. Файоль, Л. Урвик и др.) выде­ляется прежде всего безличный меха­низм из формализованных связей и норм, где чел. выступает лишь в функ­циональном проявлении. «Бюрократиче­ская модель* (М. Вебер) сходна с преды­дущей концепцией предельной рациона­лизацией организационных отношений за счет вытеснения из них личностного начала. «Орг-ция-община» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер и др.) как реакция на неудачи предыдущих моделей в центр внимания ставит психологию общения, коллективную самоорганизацию, нефор­мальные нормы и связи, «Социотехни-ческая модель» (Е. Трист, А. Райе и др. ι подчеркивает взаимозависимость разл. технологий и форм групповых отноше­ний. «Интеракционистская модель» (Ч. Бернард, Г. Саймон и др.) трактует орг-цию как систему длительных взаи­модействий между работниками, вклю­чающую формальные и неформальные компоненты, интересы индивидов и пе­ли орг-ций, В такой системе рацион&ть-ность управления лишь частична, а не-



СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ


предвиденные явления играют большую роль. «Естеств. орг-ция» (Р. Мертон, А. Этциони и др.) рассматривает функ­ционирование орг-ции как самосовер­шающийся процесс, сама же она явл. го-меостатической системой. Цель — лишь как один из рез-тов функционирования, отклонение от цели есть не ошибка, а закономерность. Т.о., Со, эволюциони­ровала от детерминистских концепций орг-ции к неопределенности, даже раз­мыванию своего объекта.

Отечественная Со. рассматривает организационные отношения как прояв­ление более широких обществ, отноше­ний, прямо связывая построение и функционирование орг-ций со специ­фикой соц. строя, с конкр, проблемами и задачами обществ, развития. Отечест­венные социологи разрабатывают про­блематику Со. с сер. 1960-х гг. В центре их внимания — оптимизация соотноше­ния формальной и неформальной струк­тур, совершенствование стиля рук., по­вышение управляемости орг-ций, при­нятие и осуществление управленческих решений, внедрение новых форм орг-ции труда, участие исполнителей в выработке общих решений, планирова­ние и реализация инновационных про­цессов и т.д.

Лит.: Пригожий А,И, Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Калвертон М. Управ­ленческий консалтинг. М., 1999; Приго­жий А. И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.

А, И. Пригожим

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ -

отрасль социол. знания, предметом к-рой явл. соц. детерминация полит, отноше­ний и полит, деятельности, влияние соц. сферы на полит.

В наст, время не сложилось единой т.з. на предмет и место этой науки в системе обществознания. Наиб, часто встречаются след. подходы: 1) С.п. оп-ред. как социол. объяснение проявления власти, как такая интерпретация общей социол. теории, к-рая проблеме власти отводит центральное место; 2) как нау-


ка, занимающаяся обществ, основами власти во всех институализированных секторах об-ва; 3) как дисциплина, изу­чающая взаимоотношения между об-вом к гос-вом, между соц. строем и полит, ин-тами; 4) как приложение общей сис­темы отсчета переменных и объясни­тельных моделей соц-и к иссл-ю ком­плекса разл. видов полит, деятельности и полит, сознания (по аналогии с подхо­дом, напр. Н. Смелзера, к определению экон, соц-и); 5) как социол. интерпрета­ция полит, явлений и процессов.

Все соц. общности, составляющие соц. структуру об-ва, имеют наряду с об­щими свои специфические интересы, для выражения, защиты и согласования к-рых создаются полит, ин-ты, орг-ции, учреждения. Не вызывает сомнений, что идущий в об-ве полит, процесс соц. обу­словлен, и все в этом процессе, начиная от распределения власти между разл. гос. ин-тами и кончая π о лити ко-пропа­гандистской деятельностью, связано с теми или иными соц. гр., их статусом, ролью, интересами, полит, активностью. Только изучая повседневную деятель­ность полит, ин-тов, можно выявить системы связей и зависимостей, законо­мерности и тенденции их функциониро­вания, понять причины неэффективно­сти, приводящие к полит, нестабильно­сти и конфликтам.

Все более явным становится, что ре­формы 1990-х гг. в России породили движение от авторитарной системы к правовому гос-ву и гражд. об-ву, но они же сделали возможным открытое движе­ние националистических, сепаратистских сил, разрушающих истор. сложившиеся экон., полит, и культ, связи между наро­дами и регионами страны. Сказывается, конечно, и недостаток полит, культуры, и полит, неопытность масс, позволяю­щих втянуть себя в межнац. и др. кон­фликты и митинговую стихию. С.п. дает представление о том, как то или иное соц. изменение (в соц. структуре, мо­бильности, статусе гр. и т.п.) сказывает­ся на функционировании полит, систе­мы в целом или ее к.-то элемента. Она позволяет выявить как сои. факторы.



СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ


способствующие полит, согласию, по­лит, стабильности, так и соц. факторы, вызывающие разл. рода «дисфункции», срывы, напряженность, полит, экстре­мизм.

Характеризуя исследовательский по­тенциал С.п., можно попытаться выде­лить ключевую категорию в ПОНЯТИЙНОМ аппарате. Если, напр., в полит, эконо­мии К. Маркса центральной я&п. катего­рия «товар», в соп-и — категория «соци­альное», то в С.п. в кач-ве такой катего­рии может рассматриваться понятие «соц.-полит.». Оно помогает увидеть и попять смысл др., во мн. производных от нее категорий, имеющих «стыковой» характер. Эта категория ориентирует па выявление сон. факторов, условий, свя­зей, объясняющих направленность и осн. смысл полит, деятельности тех или иных субъектов. Нередко в науке рас­сматриваются полит, сфера (полит, от­ношения) и экон. сфера (экон. отноше­ния) как непосредственно связанные субстанции и игнорируется то, что их опосредует — соц. сфера (соц. отноше­ния). Ни экон., ни полит, деятельность не могут быть правильно поняты, если за рамками науч. анализа останутся «действующие субъекты», т.е. соц. общ­ности с их специфическими интересами и механизмами взаимодействия.

В работах российских философов и социологов последних лет получила рас­пространение Τ.3., согласно к-рой спе­цифика сои. отношений состоит в том, что они выступают как аспект всех иных обществ, отношений: экон.. полит., иле-ол. и т.д.. что находит свое отражение в категориях «соц.-экон.». «соц.-полит.», «сониокульт.» и т.д. Однако такой под­ход требует нск-рых уточнений. Распро­страненность вышеназванных категорий свидетельствует не только о «включен­ности» соц. в лр. виды отношений, но и об известном примате сон. как такой ка­чественной определенности, к-рая выра­жает сущностную сторону в деятельно­сти тех или иных субъектов (каких бы сторон обществ, практики они ни каса­лись) как носителей опрел, способа


взаимодействия людей (общностей, ип-тов, орг-пий).

Этот способ совместной деятельно­сти (взаимодействия) людей проявляется в разных се сферах, но к.-то обязатель­ные, сущностные стороны, свойствен­ные соц. общностям, обязательно при этом присутствуют. Это относится в полной мерс и к полит, сфере (полит, отношениям), где интересы и способы борьбы за их претворение разных соц. общностей особенно видны.

Лит.: Липсет СМ. Полит, соц-я // Амер. соц-я сегодня: перспективы, про­блемы, методы. М., 1972; Вятр Е. Соц-я полит, отношений. М., 1979; Вурдье П. Соц-я политики. М., 1993: Доган М., Пе-ласеи Д. Сравнительная полит, соц-я. Μ., 1994; Анохин М.Г. Полит, системы: адаптация, динамика, устойчивость. М.. 1996: Семигии Г.Ю. Полит, стабильность об-ва. М., 1997; Полит, энциклопедия: В 2 т. М., 2000; Артемьев Г.Б. Полит. СОЦ-Я. М., 2002; Полит, соп-я: Учеб. Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.. 2002; Соци­ум и власть. М., 2003.

В.Н. Иванов

СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ -

одно из направлений в сон-и, возник­шее на рубеже 19—20 вв. в Германии. Название подчеркивает принципиальное отличие полхода данной школы от возник­шей примерно в то же время школы (рор-мальной соц-и (Г. Зиммсль, Ф. Теннис). Последняя стремилась полностью встать на мстолол. позиции естествознания, от­рицая принципиальные различия пред­мета и метода соц-и от подхода естеств наук. В противовес этому С.п. видела коренное отличие знания соц. в актив­ной рази сознания, присущего социуму, в познании и в др. видах деятельности. М. Вебср наряду с В. Лильтссм явился основоположником С.п. и вытекающей из нее теории действия социального. Со­вместно с Г. Рикксртом и Дильтесм Ве-бер разрабатывал концепцию идеальных типов, опред. образов-схем, используе­мых как наиб, удобный способ упорядо­чения эмпирического материала. Эта концепция служила мстолол. обоснова-



СОЦИОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩАЯ


нием науч, плюрализма в соц-и. Гл. вни­мание С.п. обращает на анализ значи­мых, смысловых моментов соц. жизни. Исходя из того что об-во конституирует­ся индивидами в их духовном бытии, для его изучения С.п. разрабатывает спе­цифический метод познания в обшеств. науках. Понимание, прямое постижение в нем противостоит непрямому, вывод­ному знанию, объяснению. Из С.п. воз­никла культ.-истор. герменевтика — ис­кусство методол. толкования, к-рую в дальнейшем развивали в философии М. Хайдеггер, X. Гадамер.

Одно из центральных понятий С.п. — действие социальное введено Вебером и означает простейшую единицу соц. дея­тельности. Действие индивида созна­тельно ориентировано на прошлое, наст, или будущее поведение др. людей. Пред­метом социол. иссл-я, по Веберу, явл. действие с субъективно понимаемым смыслом. Соц-я должна быть пони­мающей, поскольку действие индивида осмысленно. Утверждая, что «смысл» трансцендентен сфере реально-психиче­ского переживания, Вебер примыкает в этом отношении к неокантианской трактовке в духе Риккерта. Соц. дейст­вие у Вебера становится таковым при наличии след. условий: если это созна­тельное действие, обладающее рацио­нальной осмысленностью; если оно со­относится с поведением др. людей. До­минанта соц. действия — сознательная ориентация действующего индивида на то, как на его действие отреагируют сво­им поведением др. люди, на взаимодей­ствие с к-рыми он рассчитывает. При анализе соц. действия важно понятие «ожидание», совр. социол. термин — «экспектация». Нет ожидания и осоз­нанности этого ожидания — нет и дей­ствия.

Вебер выделял след. осн. типы соц. действий: целерациональное действие; ценностно-рациональное действие; дей­ствие аффективное; традиционное дей­ствие. Все типы соц. действия, с т.з. ме­тодологии, по своему характеру явл. иде­альными типами. Идеальные типы есть нек-рые обобщения, с помощью к-рых


исследователь анализирует действитель­ность и классифицирует изучаемые соц. факты. Вебер предлагает след. пример­ную классификацию идеальных типов: 1) более или менее приближенно достиг­нутый правильный тип; 2) целенаправ­ленно ориентированный тип; 3) дейст­вие, более или менее сознательное и бо­лее или менее однозначно целерацио-нально ориентированное; 4) действие ориентированное, не целенаправленное, но понятное по своему смыслу; 5) дейст­вие по смыслу более или менее понятно ориентированное, однако нарушаемое более или менее сильно вторжением не­понятных элементов; и, наконец, 6) со­вершенно непонятные психол. или фи­зические факты в чел. и связанные с ним.

Идеальный тип, по Веберу, — это чистая модель целенаправленного дейст­вия, методол. средство соц. и истор. иссл-я. Идеальный тип — заведомое уп­рощение и идеализация соц. явлений для систематизации эмпирического ма­териала, его сопоставления, изучения. Чем резче и точнее идеальный тип скон­струирован, являясь, т.о., более абстракт­ным и нереалистичным (weltfremder) в этом смысле, тем лучше он способен выполнить методол. функции в форму­лировании классификации терминоло­гии, в формировании типологий и гипо­тез.

Идеальный тип — это предельные понятия, с к-рыми сравнивается соц. ре­альность, для того чтобы выявить в ней существенные моменты, напр., для науч. анализа удобно рассматривать все ирра­циональные, аффективные элементы по­ведения как факторы отклонения от концептуально чистого типа рациональ­ного действия. Различие между действи­тельным ходом поведения и его идеаль­но-типичной конструкцией облегчает открытие мотивов и условий, к-рые оп-ред. существующую ситуацию. Примера­ми идеальных типов, по Веберу, явл.: хомо экономикус, ремесло, капитализм, церковь, секта, христианство, средне­вековая урбанистическая экономика. Это — термины, к-рые используются



СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА


как средство для описания индивидуаль­ных истор. формаций. Хотя идеальные типы — это логические конструкции, но они не явл. чисто произвольными. Эти конструкции не должны противоречить уже добытому научному знанию, и в них должна быть показана и доказана при­чинная связь элементов, вводимых в идеальный тип, с др. его элементами. Чистыми, идеальными типами господ­ства, к-рые проанализировал Вебер, явл. харизматический, патриархальный и ра­циональный. При изучении истории об-ва созданный исследователем идеаль­ный тип явл. средством получения зна­ния, но не самоцелью, а при социол. анализе, где самостоятельную ценность приобретают классификация, типоло­гия, дело уже обстоит неск. иначе.

Нем. социолог Г. Фрайер отмечал, что идеальный тип противостоит как инди­видуализирующему, так и обобщающему способам мышления, т.к. он, с одной стороны, указывает, что есть характерно­го в индивидуальном, и с др. — обраща­ется только к типичному посредством обобщения, а не к общей значимости за­конов. Акцент на сознательность, рацио­нальную осмысленность помогает Веберу ограничить свою С.п., ориентированную на рациональное постижение осознанно­го чел. действия как причины соотв. дей­ствия др., от «массовой психологии» Г. Лебона и соц-и подражания Г. Тарда, а также от социол. ориентации, усматри­вающих специфику соц-и в изучении соц. реальности, формирующейся «за спиной» индивидуального сознания лич­ности, так что чел. с его духовным миром есть только следствие соц. процессов, а не их причина.

Лит.: Риккерт Г. Введение в транс­цендентальную философию. Предмет познания. Киев, 1904; Он же. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Он же. Избр. Образ об-ва. М., 1994; Култы-гин В.П. Классическая соц-я. М., 2000; Вебер М. Протестантская этика и дух ка­питализма // Избр. М., 2006; Rickert И. Die Probleme der Geschichtsphilosophie. 3 Aufl. В., 1924; Weber Μ. Gesammelte


Ausgabe zu Soziologie und Sozialpohtik. Tub., 1924; Idem. The Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1947; Idem. Gesammelte Ausgabe zur Wissenschaftsleh-re. Tub., 1951; Idem. Staatssoziologie. В., 1956.

B.IJ. Култыгин

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА — изучает ре­альное, фактическое функционирование норм права в об-ве, в системе соц. взаи­модействий людей, соц. гр. и ин-тов. В жизни реальное существование право­вых норм проявляется в наличии посто­янно повторяющихся актов поведения, соц. действий, воплощающих в своем содержании суть правовой нормы. Что­бы установить механизм такого поведе­ния, необходимо выявить содержатель­ные характеристики двух переменных: 1) правовой нормы и 2) интересов, мо­тивов, целей, установок лиц, чье поведе­ние связано с реальным функциониро­ванием норм права. Из взаимодействия этих переменных можно вывести содер­жание и направленность соотв. актов соц. действия.

Деятельность индивидов, акты их по­ведения (т.е. постановка цели, выбор средств, принятие решения и его испол­нение) всегда адресованы об-ву: они влияют, воздействуют на него, они за­трагивают составляющие его кл., соц. гр. и слои, отд. членов об-ва. Жизнь права, жизнь и «деятельность» закона — это жизнь людей, деятельность конкр. инди­видов, так или иначе связанная с пра­вом. Право с социол. позиций не есть лишь инструмент для решения правил, установленных полит, властью. Право — это непосредственная жизнь людей, оно неотделимо от их бытия, желаний, по­требностей.

Для освещения социол. аспекта права необходимо выявление социокульт. тра­диции об-ва в той ее ч., где речь идет о совокупности относительно устойчи­вых, разделяемых большинством народа представлений о праве, правосудии, справедливости и т.д. Об-во как объект соц-и — это специфическая совокуп­ность отношений между людьми, суше-



СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (КРИМИНОЛОГИЯ)


ствование к-рых предопределяется их взаимной зависимостью; именно в об-ве в ходе взаимодействия, осуществления совместных действий и поступков созда­ются культ, ценности и общие символы. В свете этих ценностей и символов вы­рабатываются в т.ч. и правовые катего­рии и понятия и, что наиб, важно, ука­занные категории и понятия, включаясь в поле соц. действия, неизбежно приоб­ретают особый смысл, их подлинное, ре­альное значение связывается с более широким социокульт. миром устойчи­вых, господствующих представлений, ценностных установок, стереотипов об­ществ, сознания.

Понятия «право», «закон» приобрета­ют реальный, подлинный смысл и зна­чение во взаимодействии с такими пред­ставлениями. Именно обществ, сознание предопределяет реальное соц. функцио­нирование в обществ, жизни указанных терминов, дефиниций, понятий. Здесь, в сфере совершения реальных соц., полит, действий, выявляется суть, подлинный смысл и значение правовых установле­ний, ин-тов в данных условиях места и времени.

Реальное соц. существование права выявляется в связи, во-первых, с отно­шением индивидов, соц. гр. и кл. к дан­ному праву, когда ценности, установки и иные характеристики индивидуального и группового сознания взаимодействуют с нормами, ценностями, воплощенны­ми в отд., конкр. соц. ин-тах, прежде всего, в системе правовых норм об-ва; во-вторых, с соотношением самих пра­вовых норм (системы права) с иными, более широкими соц. структурами: об­ществ, правосознанием, мор., идеоло­гией; и в-третьих, с соотношением со­вокупности полит., правовых, мораль­но-этических и иных норм и ценностей данного об-ва с его ведущими соц.-экон. характе ристиками.

Если осн. задача правовой науки — изучение соотв. отраслей права, вопло­щенных в законодательстве, то задача С.п. — иссл-е соц. закономерностей ста­новления, развития и применения пра­вовых норм, регулирующих деятельность


соц. ин-тов, поведение индивидов; зако­номерностей, проявляющихся в ходе взаимодействия норм права и объектив­ных соц. норм; установление степени эффективности права в ходе реализации осн. задач соц. политики.

Лит.: Новгородцев П.И. Лекции по ис­тории и философии права: Учение ново­го времени, 14—19 вв. М., 1918; Кистя-ковский Б.Л. В защиту права (интелли­генция и правосознание) // Вехи: Сб. ст. о русской интеллигенции. М-, 1990; Нер-сесянц B.C. Наш путь к праву. М., 1992; Яковлев A.M. Соц. структура об-ва. М., 2003; Friedman W. Legal Theory. N.Y., 1953; Hartung F. Law and Society. L., 1966; Unger R.M. Law in Modem Society. N.Y., 1976; The Sociology of Law. A Social-Structural Perspective. N.Y.; L,, 1980; Turner J.H. Legal System Evolution. The Sociology of Law. L., 1980.

A.M. Яковлев

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (КРИ­МИНОЛОГИЯ) — прикладной разд. соц-и, изучающий закономерности возникнове­ния и функционирования в об-ве фено­мена преступности и механизма соц. кон­троля. Феномен преступности характерен тем, что в нем воплощаются два социол. обусловленных момента: совокупность актов поведения, соц. значимых действий индивидов, с одной стороны, и оценка опред. категорий таких действий в кач-ве преступлений — с др. Поэтому преступ­ность предстает как единство объектив­ного (соц. значимые акты поведения) и субъективного (оценивающая деятель­ность гос-ва, выраженная в уголовном за­коне), а само преступление — как соц. факт, обретающий свой смысл и значение извне, из соц. среды.

Социол. характеристика преступно­сти выводится из социокульт. орг-ции об-ва, его соц.-полит, структуры, специ­фики функционирования соц., экон., полит, ин-тов; выявляется зависимость преступности от характера процессов соц. развития и изменения, опред. ха­рактер преступного поведения в связи с состоянием и характеристиками соц. гр.



СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ (КРИМИНОЛОГИЯ)


и общностей, особенностями процесса социализации индивидов.

Определение преступности — соц. и истор. предопределяется типом социо-культ. орг-ции об-ва, эволюционируя со сменой доминирующих соц, ценностей. В основе определения преступности ле­жит изменяющееся содержание тех соц. норм, соблюдение к-рых признано необ­ходимым в рамках данной ценнностной социокульт. системы. Среди разновидно­стей определения преступности можно выделить такие последовательно возни­кавшие понятия преступности, как рели­гиозно-теологическое (Средневековье), рационально-гедонистское, антропологи-ческое, психиатрическое (Новое время), тоталитарно-идеологическое (Новейшее время) и культурологическое (современ­ность). Если первые пять видов опреде­ления преступности исходят из поляри­зации и объективизации добра и зла, придавая качественную определенность понятию преступления, то культурологи­ческое объяснение рассматривает пре­ступность как разновидность субкульту­ры, чье развитие функционально предо­пределено соц.-полит, орг-цией об-ва.

При анализе воздействия соц.-полит, орг-ции об-ва на преступность ее харак­тер выводится из дисфункций соц. ин-тов. Зависимость преступности от полит, ин-тов раскрывается через меха­низм зависимости насильственной, по­лит, мотивированной преступности, от степени ослабления легитимности гос. власти, характера, направленности и темпов соц. перемен, уровня и напря­женности соц. фрустрации, уровня и степени модернизации об-ва, направ­ленности полит, развития и характера господствующего режима.

Преступность в сфере экономики выводится из характера экон. взаимо­действий (статусные либо договорные отношения), распределения богатства и власти (их слияние, разделение и взаи­мосвязи), роли власти и насилия, моно­полии и конкуренции в возникновении, распределении и обращении капитала, характера функционирования нн-тов экономики, распространения соц. сфер


коррупции. Протекающие в об-ве соц. процессы (урбанизации, модернизации, миграции и т.д.), меняя обществ, по­требности и соц. ситуацию, ведут к на­растанию дисфункций законных ин-тов, предопределяя функциональную роль организованной преступности.

Понимание преступлений как рез-та взаимодействия личности с соц. средой, выявление ситуативной дезадаптации индивида к соц. среде позволяет объяс­нить агрессивную, насильственную пре­ступность как проявление аффекта не­адекватности. Такой подход объясняет агрессивное поведение через механизлт фрустрации, показывает пути обучения и подражания агрессии, ее переноса и разрядки.

Рассматривая соц. гр. и сооб-ва как существенный элемент орг-ции об-ва, соц.-психол. анализ позволяет раскрыть функциональную связь преступности с дисфункциями указанных образований, определить роль первичных, неформаль­ных, референтных гр., неформальных лидеров в зонах преступной субкульту­ры, рассмотреть соотношение преступ­ного и конформного поведения, опреде­лить соотношение конформизма с уров­нем мор. зрелости индивидов. Анализ индивидуального преступного поведения связан с применением положений и ка­тегорий соц-и личности. Определение соц. роли индивида как ожидаемого по­ведения, ее связь с соц. позицией, рас­смотрение ситуаций внутри ролевого и межролевота конфликта позволяет рас­крыть мотивирующее значение соц. ро­ли как модели преступного поведения.

Методол. основой С.п. служат поня­тия и категории обще социологического порядка, категории соц.-психол. плана, а также понятия и категории соц-и лич­ности и поведенческой психологи;; Применяемые в совокупности указан­ные понятия и категории позволяют оп­ределить механизм соц. контроля нал преступностью; роль наказания как аверсивного стимула при оценке эффек­тивности как гос., так и неформального соц. контроля; показать роль поощрение соц. одобряемого, позитивного повел;-



СОЦИОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНАЯ


ния, а также место и значение этическо­го контроля и самоконтроля; рассмот­реть действие положительной и отрица­тельной обратной связи в механизме соц. контроля.

Лит.: Соц-я преступности. М., 1966; Яковлев A.M. Преступность и соц. психо­логия. М., 1971; Социол. проблемы соц. регуляции поведения. М., 1976; Соц. от­клонения. Введение в общую теорию. М., 1984; Яковлев A.M. Теория кримино­логии и соц. практика. М., 1985; Он же. Соц-я экон. преступности. М, 1988.

A.M. Яковлев

СОЦИОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНАЯ - на­правление в зап. соц-и, близкое к нео­марксизму, теор. обосновывающее не­обходимость радикальной замены инду­стриальной (кап.) обществ, системы на более прогрессивное, рациональное и гуманное об-во. Ср. оказала значитель­ное влияние на идеологию «новых соц. движений».

Частично истоки Ср. — в марксист­ском положении о преходящем характе­ре господствующих в совр. об-ве кап. от­ношений. Предшественниками Ср. явл. также Т. Веблен, отмечавший возраста­ние роли науки и техники в нач. 20 в. и необходимость перехода контроля над процессами промышленного производ­ства и распределения от собственников к управленцам и техн. интеллигенции, а также Л. Корей, утверждавший, что в 1930-х гг. науч.-техн. интеллигенция и управленцы стали передовым «новым средним кл.», расслаивающимся на пау-перизирующееся большинство и благо­получное меньшинство. Ср. и «новые соц. движения» интеллигенции развива­лись одновременно, оказывая друг на друга взаимное влияние. В числе видных представителей Ср. в период движения «новых левых» были Р. Миллс, Э. Гоулд-нер и др. Миллс выдвинул «критическую теорию», осуждающую своекорыстие • властвующей элиты» и «иррациональ­ность» совр. капитализма, Надежду на гуманизацию об-ва, способную преодо­леть отчуждение личности, он связывал с радикальной гуманитарной интелли-


генцией и молодежью. Гоудднер связы­вал перспективу коренного преобразова­ния об-ва с «новым кл.», включающим и техн., и гуманитарную интеллигенцию, а также менеджеров. Из представителей Ср. периода «новых демократических движений» следует выделить А. Горца, к-рый полагал, что в кап. странах (вклю­чающих и страны «реального социализ­ма») существует конфликт между ожи­даниями самореализации личности и индустриальной системой, настроенной на максимизацию производительности, разрушающей природную, соц. и культ, среду; что роль субъекта освобождения перешла от рабочего кл. к интеллиген­ции, что в постиндустриальном социа­лист, об-ве духовные ценности сменят экон. Тогда осн. заботой станет развитие ли ч нети внутри самоуправляющихся коммун, где творческий труд будет соз­давать не меновые, а потребительные стоимости, а коллективные отношения приведут к прямой демократии в об-ве. К Ср. следует отнести также представи­телей соц-и «экол. социализма». Т. Эбер-манн и Р. Трамперт, напр., исходя из не­обходимости создания благоприятной для чел. среды, предлагают радикальные изменения обществ, отношений: пере­ориентировку производства с прибыли на потребительные стоимости, замену представительной буржуазной демокра­тии — прямой, индустриальной идеоло­гии с идеей роста производства — на идеологию самореализации творческих способностей личности в коллективном труде свободных ассоциаций. Они вы­ступают за ликвидацию частной собст­венности и власти буржуазии через осу­ществление власти трудящихся и воспи­тание экол. сознания. В целом для Ср. характерна резкая критика буржуазного об-ва, признание марксизма в кач-ве инструмента познания раннего капита­лизма и его недостаточности для объяс­нения совр. обществ, отношений. В Ср. прослеживается развитие сознания ин­теллигенции: попытки разобраться в процессах совр. обществ, развития, осо­знать свою роль, создать модель будущего об-ва. Тем не менее Ср. пока не удалось



СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ


выйти за рамки индустриальных отно­шений, осознать ведущую роль интел­лектуального производства.

Лит.: Миляс Р. Властвующая элита. М., 1959; Новые направления в соинол. теории. М., 1978; История соц-и в Зап. Европе и США. М., 1999; Gouldner A. W. The Fulure Intellectuals and the Rise of the New Class. N.Y., 1979; Gorz A. Les Chemin du Paradis. P., 1983; Ebermann Т., Trumpert R. Die Zukunft der Grunen. Hamburg. 1985; Gorz A. Eine neudefenilion des Sozialismus // Die Neue Gesellschan. Frankfuter Hefte. 37 Jg., 1990. No. 6.

H.T. Кремлёв

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ - отрасль сон-и и разд. религиоведения. Хотя ре­лигия была центральной темой в класси­ческой cou-и и на раннем этапе ее раз­вития, в совр. соц-и на Западе вплоть до кон. 60-х гт. 20 в., а в нашей стране до недавнего времени Ср. занимала доста­точно маргинальное положение среди лр. соииол. дисциплин.

На Западе Ср. в наст, время обретает «второе дыхание» в связи с ростом со-ииографических иссл-й, посвященных анализу кризисною состояния традици­онной религиозности в Зап. Европе и росту т.н. религ. cou-й, к-рые разраба­тывались в рамках той или иной христи­анской конфессии. При этом границы религии зачастую отождествлялись с границами институииалыюго христиан­ства. Различие между «религ. cou-ей» и Ср. весьма существенно.

«Религ. соц-я» — это вид иссл-я, осп. ориентации и установки к-рого янл., по сути дела, религ. или теологическими, выходящими за пределы cou-и. Здесь декларируется ценностная ориентация исследователя в оценке религии, а сои-я понимается, скорее, как совокупность методов и методик (как правило, в целях подсчета верующих и неверующих), чем как самостоятельная науч. дисциплина. Ср., напротив, никоим образом не дек­ларирует своих ценностных приорите­тов, придерживаясь позиции нейтраль­ности и свободы от оценок по поводу тех или иных верований, религий и т.д.


Соииол. классика (О. Конт, Э. Дюрк-гейм, М. Всбср, Г. Зиммсль) во мн. сов­падала с классическими иссл-ми в облас­ти Ср. (Конт, Λ. Токвиль, Н. Фюстсль де Куланж, Дюркгейм, Всбср, Зиммсль). У Дюркгейма впервые появляется выра­жение «Ср.». Однако Ср. как таковой (т.е. в кач-ве самостоятельной дисцип­лины) тогда еще не было, хотя своими работами все эти авторы способствовали созданию «аналитической перспективы» для понимания «священного». В отличие от «антирелигиозной» и «религ.» пер­спектив (см. Религия) именно аналитиче­ская перспектива становится фундамен­том соииол. анализа религии, поскольку ее цель — понимание и объяснение, а не критика религии или обращение всех в свою веру.

Ср. становится возможной лишь в том случае, если она избегает этих край­ностей — апологии и критики религии. Вопр. истинности и ложности религ. ве­рований, идей, представлений, ценно­стей находятся вне сферы се компетен­ции. В противном случае можно гово­рить о сои. критике, идеологии, утопии, о богословии, философии, но не о сои-н Ср. исходиг из того, что изучение рели­гии возможно средствами эмпирическое науки. Религиозные верования имеют «внешнюю и видимую сторону», находя­щую свое выражение в религ. поведенш! и религ. ип-тах.

Прежде всего Ср. изучает внешние проявления религ. веры, соц. контекст и соц. аспекты религии, доступные эмпи­рическому наблюдению. Однако, на наш взгляд, нельзя ограничить перспек­тиву Ср. только тем, что можно изме­рить и проверить но критериям соответ­ствия «видимой» реальности. Поскольку в таком случае будет упущено или не­правильно понято мн. из того, что иах важным для людей религ. Поэтому со­циологу, изучающему религию, нужш развивать нечто вроде «религ. c.i коль скоро он имеет дело с.iioj рующими, но при этом он не до.ъ выходить за рамки соииол. системы щ счета. Задачи Ср., во-первых, состоят ι изучении религ. сознания и его винмо-



СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКАЯ


связи с др. формами обществ, созна­ния, а также религ, поведения в кон­тексте соц. взаимодействия и повсе­дневной жизни. Во-вторых, в установ­лении тенденций и закономерностей смены форм религ. сознания и религ. поведения («соц. динамика» религ. про­цесса). «Соц. статика» должна объяс­нить, почему, вследствие каких причин и условий происходит «понижение» и «повышение» религ. фактора и выявить его устойчивую типовую форму.

Учитывая то, что на протяжении большей ч. своего существования наша отечественная Ср. за редкими исключе­ниями выполняла соц. заказ, занималась критикой и опровержением религии, была ценностно-ориентированной, ина­че говоря, вполне соответствовала анти­религиозной перспективе, то есть все основания утверждать, что отечествен­ной Ср. еще предстоит стать науч. дис­циплиной. Ее становление возможно се­годня при условии соответствия осн. принципам науч. парадигмы, требовани­ям «интеллектуальной честности» и про­фессиональной этики.

Лит.: Введенский А. Религия и соц-я. Религия как явление соц. // Русский Вестник. 1900; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Нисбет Р. Возвращение свя­щенного // Социол. журнал. 1999. № 1/2; Велькер М. Христианство и плю­рализм. М., 2001; Гараджа В.И. Соц-я религии. М., 2005; НШ М. The Sociology of Religion. N.Y., 1973.

Е.Д. Руткееич

СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКАЯ - теорети­ко-прикладное направление в общей системе постклассической соц-и, объ­единяющее неск. ветвей социол. знания, каждая из к-рых в свою очередь состоит из неск. отраслевых и мн. особых и ча­стных дисциплин и специализирован­ных теорий. Соц. пространством С.с. явл. сельская (дихотомичная городской) культурная сфера об-ва. Она представля­ет собой органическое единство окульту­ренной природы с дисперсно размещен­ными искусственно созданными ком­плексами материальных условий жизни.


Последние явл. основой особого типа существования людей, в к-ром домини­руют постоянная или систематическая непосредственная связь с природной средой, аграрное производство и рекреа­ционная деятельность.

Отд. ветви С.с. составляют совокуп­ности дисциплин и теорий, изучающих феноменальный (земля, сельская мест­ность, агросфера, сельское хоз-во и т.д.), структурный (сельское нас, системы соц,-терр. орг-ции, сельская соц. инфра­структура и проч.), деятельностный (ха­рактер и содержание жизнедеятельно­сти — бытие — сельского нас.) срезы сельского соц. пространства. Ветви науч. знания, как и его направления и подна-правления, вообще мало поддаются эм­пирической редукции и потому явл. об­ластями преимущественно теор. позна­ния. Отраслевыми, с к-рых начинается прикладное эмпирическое познание, явл. соц-я деревни в широком смысле этого понятия (см. Деревня), соц-я сель­ского хозяйства, соц-я земли и др. Объ­екты отраслевых сельских социол. дис­циплин многомерны и полиструктурны, что позволяет каждому квалитетному из­мерению и структурному срезу их высту­пать в кач-ве соц. пространства функ­ционирования особых социол. дисцип­лин, имеющих свои сложные специфи­ческие объекты и предметы познания. Такими особыми дисциплинами явл. или становятся соц-я сельской локаль­ной среды, культуры сельского быта, культуры земледелия, сельского расселе­ния, образа жизни, соц. структуры сель­ского нас. и т.д. Сложный структурный состав орг-ции объектов особых социол. дисциплин позволяет им выступать соц. пространством частных дисциплин и специализированных теорий социол. по­знания того или иного измерения или структурного элемента орг-ции этого пространства. Таковы соц-я крестьянства, сельского подворья, личного подсобного хоз-ва, сельской семьи, соц. инфра­структуры. С ними смыкаются специа­лизированные социол. теории аграрно-крестьянского вопр., сельского и аграр­ного рынка труда, сельской миграции.



СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКАЯ


земельной реформы, земельного вопр., землеустройства и землепользования, природоохранной деятельности и т.д. Все вышеназванные отрасли, частные дисциплины и теории несут отпечаток специфики сельской социокульт. сферы об-ва, что и делает необходимым опред. спецификацию их в кач-ве отд. направ­ления социол. познания.

Особым поднаправлением С,с. явл. отраслевые и частные дисциплины и специальные теории, чьи объекты едины для сельского и городского соц. про­странства, и предметная область учиты­вает сельско-городскую дихотомию не как основание ее обособленности, а как момент внутренней типологизации ее целостности. Среди них — соц-я регио­нов, урбанизации, отношений г. и де­ревни, агропромышленной интеграции, агропромышленного бизнеса. Др. особое поднаправление С.с. составляют также общие на теор. уровне с г. дисциплины, но имеющие столь существенную специ­фику характера и содержания объекта на селе и в г., что прикладное иссл-е пред­метной области их требует особых мето­дологий.

На этапе становления классической соц-и сельская проблематика иссл-й бы­ла в центре внимания почти всех ее ос­новоположников. В Зап. Европе и США это объяснялось острыми противоречия­ми, к-рыми сопровождался происходив­ший в данный период переход от тради­ционных крестьянских об-в к индустри­альным, раскрестьяниванием деревни, массовой сельской миграцией в г., рос­том городской безработицы и т.п. соц. негативными явлениями. По завершении этого перехода и превращении деревни в малоактуальную периферию обществ, развития, интерес к С.с. на Западе угас. Ч. ее тематики вошла в предметное поле др. наук, в основном этнографии, антро­пологии и соц. психологии отсталых на­родов и племен. Новый всплеск интере­са к С.с. произошел здесь после 2-й мир. войны. Он был вызван необходимостью объяснить феномен активизации уча­стия крестьянства в национально-осво­бодительных войнах, поскольку именно


крестьянство стало в то время во всех колониях и доминионах осн. силой ан­тиколониальных движений. В послед­ние гг. значительное место в зап. С.с. за­нимает анализ процессов либеральной модернизации сельского соц. простран­ства в России и др. странах бывшего со­циалист, содружества.

Зарубежная историография соц-и вы­деляет неск. наиб, влиятельных зап. школ С.с. Приоритет отдается амер. С.с, поскольку она имеет богатый набор тща­тельно разработанных методик, показа­телей, индикаторов, приемов измерения, техники и орг-ции эмпирических иссл-й В Европе, особенно во Франции и Ру­мынии, значительным влиянием в С.с. по-прежнему пользуется монографиче­ская школа С.с. Др. влиятельная в С.с. Англии, Франции и Германии школа имеет крестьяноведческую направлен­ность. Оригинальные школы С.с. скла­дываются в развивающихся странах. Ос­новоположники их, как правило, про­шли подготовку в амер. и европ. ун-тах и находились под влиянием идей своих учителей. Однако новые поколения со­циологов все чаще обращаются к тради­циям отечественного обшествознания.

Примечательна подражательная связь совр. зап. школ с российской С.с. Она не случайна. Россия к моменту создания теор.-методол. основ прикладных соци­ол. иссл-й более чем на 4/5 оставалась сельской, и потому как теор., так и при­кладная соц-я развивались здесь в осн. в сельском соц. пространстве. Последняя приобрела столь массовый характер, что накануне ί-й мир. войны каждый уезл европ. ч. России и большинство заураль­ских уездов имели основанные на сошт-ол. обследованиях соц. (краеведческиеι паспорта, благодаря чему Россия стано­вилась «прозрачным» об-вом.

После Октябрьской революции по инициативе А. Большакова, А. Чаянова. П. Литошенко и др. известных учены ν старой формации социол. иссл-я в стра­не возобновились с еще большим разма­хом. Массовой стала практика моногра­фических обследований сел, волостей-уездов. Первое такое обследование был с







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2292 - | 2064 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.