Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Распределение эмпирическое 4 страница






СЕМЬЯ


партнеров по общению, к-рая приводит к совмещению в их сознании «смысло­вых фокусов» (коммуникативных доми­нант) порождаемого и интерпретируемо­го текстов. Иными словами, речь идет об эффекте «моносубъектности» как плат­форме для взаимопонимания и диалога в любом переговорном процессе, как бы широко ни трактовалось понятие «(переговоры». Итоги экспериментов об­наружили весьма широкую распростра­ненность «смысловых ножниц», к-рые в самом общем виде могут быть описаны как ситуации возникновения «смысло­вого вакуума», вызванного несовпаде­нием «смысловых фокусов» в ходе тек­стовой деятельности партнеров по об­щению.

При анализе процессов общения в рамках ССП различаются такие формы чел. активности, как поведение и дея­тельность. В кач-ве существенных при­знаков такого различия выделяют уро­вень мотивации, сопутствующий созда­нию текста, и соотв. ему меру осознания этой мотивации коммуникатором. Отли­чительной особенностью «поведения» в таком случае оказывается его спонтан­ность и стереотипность при отсутствии стремления (а часто и необходимости) к осознанию мотивов тех или иных пове­денческих актов, в то время как «дея­тельность» — осознанно мотивирован­ная активность.

В рамках ССП разработан ориги­нальный исследовательский метод — интенционального, или мотивашшнно-целевого анализа процессов общения, осн. на искусстве выделения интенции и «работающих на нее» коммуникатив­но-познавательных программ анализи­руемого текста. Разработана и техноло­гия изучения особенностей «преломле­ния» воспринятого текста в сознании чел. Сопоставление исходной, объектив­но существующей структуры конкр. тек­ста — со структурой восприятия этого же текста респондентом — позволяет определить, понятна ли ему интенцио-нальность коммуникатора, различает ли он гл. и второстепенное (речь не


идет о согласии или несогласии — толь­ко о понимании).

Эффективность процессов коммуни­кации опред. не только особенностями текстовой деятельности коммуникатора, но и социоментальными характеристи­ками партнеров по общению. Эти ха­рактеристики зависят от умения чел. оперировать знаковой информацией, его психол. готовностью к общению и адекватному постижению мотивов и це­лей коммуникатора. Выступая как ус­ловный группообразующий соц.-психол. признак, эти характеристики существен­ным образом влияют на меру адекватно­сти интерпретации коммуникативной интенции, а значит, и на саму возмож­ность диалога. Различают адекватные, частично адекватные и неадекватные интерпретации коммуникативных ин­тенций; этот феномен связывается не с врожденными кач-вами, а с особой фор­мой тренированности, с коммуникатив­ными навыками, к-рые, как показывает исследовательская практика, поддаются корректировке. Задача совершенствова­ния коммуникативных навыков лично­сти — соц. значимая, связанная с каче­ственными характеристиками того про­странственно-временного континуума, в к-ром мы все живем.

Лит.: Дридзе Т.М. Текстовая деятель­ность в структуре соц. коммуникации. М,, 1984; Она же. Соц. коммуникация как текстовая деятельность в семиосо-циопсихологии // Обществ, науки и со­временность. М., 1996. № 3; Она же. Со-циокулът. коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии // Социокульт, пространство диалога. М., 1999; Она же. Две новые парадигмы для соц. познания и соц. практики // Соц. коммуникация и соц. управление в экоантропоцентриче-ской и семиосоциопсихологической па­радигмах. М,, 2000; Адамьянц Т.З. В по­исках смыслового и эмоционального контакта // Мир психологии. 2002. № 4.

Т.З. Адамьяни

СЕМЬЯ — может рассматриваться в двух значениях: 1) соц. ин-т, характери­зующийся опред. соц. нормами, санк-



СЕМЬЯ


циями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отно­шения между супругами, родителями и детьми. Нормы могут носить законода­тельный характер или регламентировать­ся обычаями и традициями; 2) малая соц. гр., общность людей, основанная на супружеском союзе и родственных свя­зях, объединенная единой общесемей­ной деятельностью и осуществляющая воспроизводство нас, преемственность семейных поколений, социализацию де­тей и поддержание существования ее членов.

Универсальность С, ее соц. и лично­стная значимость заключается в ее спо­собности удовлетворять целый ряд фун­даментальных потребностей об-ва и чел. В семейных отношениях отражается как естеств., так и соц. природа чел., как ма­териальная, так и духовная сферы соц. жизни. Об-во заинтересовано в устойчи­вости брачно-семейных отношений, по­этому оно осуществляет внешний соц. контроль за оптимальным функциони­рованием С. и брака через систему об­ществ, мнения, средств соц. воздействия на индивида, процесс воспитания.

К важнейшим соц. функциям С. от­носятся: ]) репродуктивная. С. выступа­ет для об-ва важнейшим механизмом воспроизводства нас, его пополнения и замещения одного поколения др. Кроме того, существующие соц. нормы обеспе­чивают возложение ответственности за ребенка на конкр. гр. взрослых, чем га­рантируется выживание ребенка, а зна­чит, и самого об-ва; 2) функция социа­лизации (воспитательная) — формирова­ние личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. С. явл. первич­ной соц. гр., в к-рой происходит переда­ча культуры, ребенок усваивает об-ществ.-истор. опыт, нормы, ценности, образцы поведения, присущие данному об-ву. В С. также осуществляется соц, самоопределение ребенка, поскольку его рождение означает юридическое и соц. определение: он получает фамилию, имя, отчество, приобретает права на жи-


лье, имущество и т.п.; 3) экон. функ­ция — орг-ция материально-бытовых условий, поддержание опред. уровня жизни, оказание хозяйствен но-бытовых услуг одними членами семьи др.; 4) ре­гуляция сексуальных отношений — воз­можность соц. контроля за сексуальны­ми отношениями благодаря тому, что законодательство, нормы и обычаи рег­ламентируют соц. приемлемые формы выражения сексуальных чувств и спосо­бов их реализации; 5) функция и психол, поддержки членами семьи друг друга. Гармоничные семейные отношения, эмо­циональное и духовное единство членов С. обеспечивают эмоциональную под­держку, стабилизацию членов об-ва, по­могают переживать трудности. Кроме этих, базовых, функций С, выделяют также шестую функцию первичного соц. контроля — регламентация поведения членов С. в разл. сферах жизнедеятель­ности, принятие ответственности и обя­зательств в отношениях между супру­гами, детьми, разными поколениями. Нек-рые авторы выделяют и седьмую функцию орг-ции досуга членов С. — посредничество С. в контакте своих чле­нов со средствами массовой культуры, информации, лит. и искусством.

Выполняя важнейшие соц. функции, С, в то же время позволяет удовлетво­рять широкий круг индивидуальных, личностных потребностей. К ним отно­сятся базовые потребности личности: в материальном обеспечении, комфорте, безопасности, удовлетворении сексуаль­ного влечения, потребности в продолже­нии рода, в родительстве, материнстве и отцовстве, самореализации в детях. Гар­моничные семейные отношения создают условия для личностного роста членов С, способствуют реализации потребно­сти в саморазвитии и самосовершенст­вовании, в познании смысла и назначе­ния своего существования.

Функции С. глубоко историчны, тес­но связаны с соц.-экон. условиями, нац. и культ, традициями, что проявляется в содержании этих функций и особенно­стях их иерархии. В основе С. лежит ин-т брака, к-рый охватывает не всю сферу



СЕМЬЯ


семейной жизни, а включает совокуп­ность норм и санкции, регулирующих отношения супругов. И crop, эволюция семейных отношений связана именно с изменением формы брака. Исходными формами брачпо-семсйпых отношений являлись кровно-родственная брачная обшность между всеми липами одного поколения и совместное воспитание де­тей в первобытном об-ве. Далее эволю­ция шла по пути выделения и упрочне­ния парных связей, от аморфных и не­долговечных до установления прочных моногамных отношений супругов. Изме­нение формы брака было связано с по­явлением собственности и вопр. насле­дования. Совр. форма брака стала воз­можной вследствие серьезных соп.-экоп. преобразований об-ва, сформировавших условия для равноправного (соц., юри­дического, нравственного) существова­ния мужчины и женшины. В ряде стран в силу культ., релит, и экон. особенно­стей в основе семейных отношений ле­жит полигамия (брак, предполагающий наличие неск. жен у одного мужчины) или (редко) полиандрия (наличие неск. мужей у одной женшины).

Виды и формы совр. С. многообраз­ны, их можно выделять по разным осно­ваниям: I) по кол-ву поколений. Олно-поколеппая семья — супружеская пара без детей. Нек-рые авторы считают, что бездетные супружеские пары не явл. С. в строгом смысле слова, поскольку не строятся на основе триединого отноше­ния супружества — родительства — род­ства. Нуклеарпая С. (двухпоколенная) — супружеская пара, проживающая с деть­ми, еше не состоящими в собственном браке. Расширенная С. (многопокодеп-ная) включает три и более поколений, проживающих вместе; 2) по наличию родителей. Полная С: имеются оба ро­дителя — отец и мать. Неполная С: С, состоящая из одного родителя (чаше ма­тери) и детей. Неполные С. могут обра­зовываться в силу разных причин, в со­ответствии с чем их разнообразие велико; 3) но кол-ву детей: бездетная, однодет-пая. мадодстпая, многодетная С; 4) по типу распределения семейных ролей.


Авторитарная С, во гл. к-рой стоит один из супругов, обладающий верхов­ной властью в решении осн. вопр. се­мейной жизни. Демократическая С: с равным распределением прав и обязан­ностей. Автономная С: с разделением сфер влияния супругов, когда муж и же­на распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния др.; 5) по состоянию психол. здоровья выделяются благопо­лучная, гармоничная, нормально функ­ционирующая С, С. с высоким кач-вом брака или неблагополучная, дисфунк­циональная, дисгармоничная С. (множе­ство терминов); 6) по критерию устой­чивости: стабильная С, распадающаяся или нестабильная С; 7) по признаку юридического оформления брачных от­ношений: зарегистрированная и «граж­данская» С, строящаяся на основе неза­регистрированного («гражданского» или фактического) брака.

С. проходит в своем развитии опрел, «жизненный ЦИКЛ» — смену стадий, свя­занных с ее созданием, появлением но­вых членов, их взрослением, уходом или смертью членов С. Эти изменения в со­ставе С. во мн. изменяют ее ролевое функционирование, приводя при onpej условиях к кризисам и конфликтам. Вы­деление стадий жизненного цикла С. ча­ще всею основано па изменении поло­жения детей в семейной структуре, s связи с чем выделяются след.: 1) внесе-мейное положение — выбор партнера ухаживание: 2) С. молодоженов или мо­лодые браки (до 4 лет, но до рожден»•, i первого ребенка); 3) С. с маленькими детьми; 4) зрелая С. — с детьми школь­ною возраста: 5) выход повзрослевши детей из С. — стадия «опустевшее гне>-ло»; 6) С. людей старшего возраста.

Тенденции развития брачпо-семе*-ных отношений в большинстве развило стран мира: рост значимости свободно— выбора партнера, ориентация npe^je всего па эмоциональные отношения • интересы: усложнение соц. структуре С, ее связей с внешним миром, ролево­го распределения супругов: уменьшен* кол-ва детей в С, увеличение возра вступления в брак. Среди совр. теплее

'


сети СОЦИАЛЬНЫЕ


ций изменения структуры С. выделяют уменьшение доли С. классического типа за счет доли неполных С. (вследствие внебрачных рождений и разводов), а также конкубинантных союзов и юриди­чески неоформленных сожительств. На­блюдается нек-рый рост числа С. с при­емными детьми, а также появление С. с детьми, рожденными «суррогатными ма­терями». Эволюционные тенденции в С. включают и изменения в детско-роди-тельских отношениях. Происходкт изме­нение статуса ребенка в С. от полного подчинения воле родителей до появле­ния детоцентрической С, в к-рой ребе­нок явл. стержнем, вокруг к-рого орга­низуется жизнь С.

Изменения, происходившие с ин-том С. на протяжении 20 в., получили неод­нозначное толкование в науч. лит. Мож­но выделить две противоположные т.з. на глубину и направленность семейных изменений:

* цивилизационная парадигма (СИ. Го­
лод, М.С. Маиковский, А.Г. Вишневский,
А.Н. Елизарова и др.). Изменения в
ин-те С. (переход от закрытой к откры­
той системе формирования брака, эман­
сипация женщин, эмансипация детей от
родителей, рост личной свободы каждо­
го из членов сооб-ва и т.п.) воспринима­
ются как позитивный в целом процесс
демократизации в семейной сфере, отра­
жение общемировых цивилизаиионных
тенденций;

• кризисная парадигма (А.И. Ан­
тонов, В.А. Борисов, В.М. Медков,
Н.Г. Марковская и др.). Семейные изме­
нения рассматриваются как выражение
глобального кризиса семейного образа
жизни, упадка С. как соц. ин-та, отра­
жение ценностного кризиса в об-ве в
целом. В структуре личности доминант­
ными становятся внесемейные ценно­
сти — С. и родительство неконкурентно­
способны по сравнению с такими цен­
ностями, как повышение соц. статуса,
уровня образования, квалификации, ма­
териального благополучия и т.п.

Лит.: Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979; Голод СИ. Стабиль­ность семьи: социол. и демогр. аспекты.


Л., 1984; Мацковский М.С. Соц-я семьи. М., 1989; Антонов А.И.. Медков В.М. Соц-я семьи. М., 1996; Андреева Т.В. Соц. психология семейных отношений. СПб., 1998; Антонов А.И. Микросоцио­логия семьи. М., 1998.

Н.Л. Москвичева

СЕТИ СОЦИАЛЬНЫЕ - рассматривае­мые в кач-ве структурных образований устойчивые соц. связи и отношения, объединяющие находящихся в коммуни­кации соц. акторов. В кач-ве соц, акто­ров могут выступать индивиды, соц. гр., орг-ции, города, страны. Под связями наряду с коммуникационными взаимо­действиями понимается также обмен ре­сурсами и деятельностью, включая кон­фликтные отношения. Понятие С.с. раз­рабатывается в рамках т.н. субъективи­стской парадигмы в cou-и, при к-рой осн. объектом изучения явл. взаимодей­ствия людей, их поведение, мотивация, ценности. Анализ С.с. позволяет опред, различия в сетевом статусе акторов и выявить гр. тесно взаимодействующих акторов, что дает возможность находить структурные свойства последних, про­гнозировать их поведение, классифици­ровать по выполняемым функциям.

Специфика социол. понятия «С.с.» ярко проявляется в соотношении, напр., с понятием «институциональная матри­ца», разрабатываемым в рамках объекти­вистской парадигмы в соц-и. Если ин­ституциональная матрица представляет собой обезличенную систему базовых ин-тов, существующих и сохраняющихся как опредмеченный рез-т деятельности соц. субъектов, то С.с. — это совокуп­ности взаимодействующих субъектов, коммуникация к-рых обусловливается наличием общей платформы для такого взаимодействия. При этом, с одной сто­роны, соц. сети формируются индиви­дуумами, с др. стороны, сети сами фор­мируют пространство социализации включенных в них людей или гр., опред. их поведение.

В кач-ве иллюстрации С.с. и их влия­ния на деятельность входящих в них соц. субъектов обычно приводят описа-



СЕТИ СОЦИАЛЬПЫК


ния науч. школ и сооб-в в рамках сои-и науки. Социол. изучение деятельности творческих личностей в науке, филосо­фии, лит. и др. областях показывает, что они обычно находятся в составе С.с, что обеспечивает им достаточно постоянный контакт (взаимодействие) с др. творче­скими личностями, обучение образцам, передачу знаний и процедур, обмен идеями, обсуждение рез-тов. Так, С.с. соединяют воедино учителей и учеников, причем, и те, и др. преуспевают в творче­стве (Платон—Аристотель, Б. Рассел— Л. Виттгеиштейп и др.). Сеть распреде­ляет культ, капитан и поддерживает вхо-дяших в нее субъектов.

Анализ С.с. получил широкое рас­пространение также при иссл-ях комму­никации и разд. соц. гр., в соц-и меж­личностных отношений в городской сре­де, политике и межлупар. отношениях, н тендерных иссл-ях и т.д.

Первоначально метол анализа С.с. возник в британской соц. антропологии (работы Дж. Барнза, Э. Ботт, К. Митчс-ла). Он был реакцией на неудовлетво­ренность принципами нормативно-цен­ностной обусловленности поведения личности, присущими структурно-функ­циональному подходу. Сложность вери­фикации нормативно-ценностного ком­понента личности породила известную сопиол. проблему соотнесения вербаль­ных ценностных суждений с реальным поведением соц. субъектов. Столкнув­шиеся с этой проблемой британские ис­следователи, отталкиваясь от выдвинуто­го А. Радклифф-Брауном понимания соц. структуры как сети соц. отношений, сделали упор на разработке эмпириче­ски проверяемых категорий соц. струк­туры. В соответствии с требованием по­зитивистской методологии они сконцен­трировались на изучении объективна наблюдаемых форм поведения, в кач-ве к-рых признаются процессы соц. комму­никации, порождающие возникновение и функционирование С.с. Анализ С.с. не может быть использован для иссл-я структуры связей между отд. признака­ми, напр.. возрастом, полом, профес-


сией, а применяется для изучения струк­туры взаимодействий.

М. Доверн выделяет в анализе С.с. четыре осн. направления — структурное, ресурсное, нормативное и динамиче­ское. Структурный, или формально-ма­тематический, подход акцентирует вни­мание на геометрической форме сети и интенсивности взаимодействий (весе ре­бер). Ресурсный подход рассматривает возможности акторов по привлечению индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения опред. целей и дифферен­цирует акторов, находящихся в идентич­ных структурных позициях С.с, по на ресурсам. В кач-ве индивидуальных ре­сурсов могут выступать знания, престиж. богатство, раса, пол. Пол сетевыми ре­сурсами понимаются влияние, статуе, информация, капитал. Нормативное на­правление изучает уровень доверия меж­ду акторами, а также нормы, правила и санкции, к-рые влияют на их повеление в С.с. и процессы взаимодействии В этом случае анализируются соп. роли, связанные с данным ребром сети, напр.. отношения руководителя и подчиненно­го, дружеские или родственные связи. Дипамический подход — новое направ­ление в изучении С.с, акцентирующее внимание на изменениях в сетевой структуре с течением времени.

В связи с развитием компьютерных технологий С.с. получают новое доп. со­держание. Это модифицированное пони­мание природы С.с. как сетевых сооб-в встречается в работах Л. Гартощ К. Хэйсропсвэйта и Б. Уелманна. Зля них понятие «соц. сеть» аналогично фе­номену компьютерной сети, когда суще­ствует набор компьютеров, связанны* между собой сетью проводов. При таком подходе пол С.с может пониматься лю­бая гр. людей, находящихся во взаимо­действии, характеризующаяся обшим* соц. связями.

В российской соц-и до сер. 1990-х гт понятийный аппарат анализа С.с ис­пользовался, во-первых, эпизодически, и, во-вторых, преимущественно для изу­чения латентных, теневых процессов (напр., анализа явления «блата» в совет-

 


СИМВОЛИКА СОЦИАЛЬНАЯ


ской системе), С сер. 1990-х гг. исполь­зование системы понятий, относящихся к С.с, получает более широкое распро­странение. В условиях кризиса и распада устойчивых соц. структур, характерных для постсоветской России, большое зна­чение для структурирования об-ва при­обретают С.с, благодаря к-рым обеспе­чивается «сшивка» разрушенных экон., хоз., полит, и иных структур. Понятие «С.с.» используется при анализе воспро­изводства соц. структуры, миграции на пространстве СНГ и др.

Лит.: Веселкин ЕЛ. Понятие соц. сети в британской соц. антропологии // Кон­цепции зарубежной этнологии. М., 1976; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, об-во и культура. М., 2000; Градоселъская Г.В. Сетевой анализ как метод иссл-я совр. трансформаций // Соц.-экон. трансформация в России: На­уч. докл. М.т 2001. С. 43-76; Чураков А.Н. Анализ соц. сетей / Социол. иссл-я. 2001. № 1. С. 109-121; Social Network: a Developing Paradigm / Ed. by Leinhardt S. N.Y., 1977; Wellman B. Network Analysis: Some Basic Principles // Sociological Theory. N.Y., 1983; Marsden P.V. Network Data and Measurement // Annu. Rev. Sociol. 1990. V. 16. P. 435-463; JVasser-man S., Faust K. Social Network Analysis: Method and Application. N.Y., 1994.

С.Г. Кирдина

СИМВОЛИКА СОЦИАЛЬНАЯ - сово­купность символов. Символ (от греч. sumballo — сбрасывать, сопоставлять, понимать) — закрепленный традицией знак, содержащий к.-л. информацию. Практически вся чел. символика соц.

С.с. включает символы самого разл. содержания, относящиеся к соц. общно­стям и соц, ин-там любого уровня, отра­жающие самые разнообразные стороны соц. отношений, включая символы соц. коммуникаций. Каждый символ не­сет тройную нагрузку: информативную, коммуникативную и консервативную. С обществ, характером С.с. связана и та­кая присущая ей черта, как конвенцио-нальность. Никакой знак не может пре­вратиться в символ, пока приписывае-


мый ему смысл не станет общеприня­тым к.-л. соц. общностью. Возникнове­ние С.с. связано, прежде всего, с соц. познанием. Без символики яз. не был бы возможен совр. уровень знаний об окру­жающем мире. Все чел. мышление сим­волично. Буквы явл. символами звуков, слова — символами предметов и явле­ний реальности (объективной или субъ­ективной), символически отраженной в сознании с помощью речи. Стереотипы объекта мышления глубоко индивиду­альны, потому что каждый символ абст­рактен (т.е. явл. обобщенным образом, не отражающим всей сущности конкр. явления и всех его кач-в) и воспринима­ется каждым чел. в соответствии с его личным знакомством с обозначаемым явлением.

Еще более неопределенны символы абстрактных понятий. Отражая опред. знания людей, С.с. используется, прежде всего, для передачи этих знаний, она за­крепляет знания (истинные или ложные) о соц. значимом предмете или процессе и «предлагает* поддерживать сложив­шиеся обществ, отношения, тем самым способствует превращению их в нормы поведения. С.с. может принимать форму ритуальных действий во время церемо­ний, к-рые имеют или воспринимаются как имеющие жизненно важное значе­ние. Символическое действие ведет про­исхождение от рационального действия, предназначенного принести удовлетво­рение к.-л. индивидуальной или обществ, потребности. Тем не менее с изменением производительных сил и обществ, отно­шений рациональные действия превра­щаются в традиционно-символические и в конце концов могут терять смысл и от­мирать.

Специфическую гр, составляет ста­тусная символика, обозначающая поло­жение чел,, соц. общностей, соц. ин-тов и даже отд. об-в на ранговой шкале или в горизонтальных стратах. Символы ста­тусов возникли в первобытном об-ве и связаны с групповым самосознанием, различающимся приверженностью к оп­ред. представлениям о своем роде, фрат­рии, племени. В классовых об-вах ч, ста-



СИНЕРГЕТИКА


рои символики сохраняется как пережи­ток или трансформируется в новые сим­волы, ч. исчезает. Часто упоминаемую исследователями гр. состааляют симво­лы престижа, неправомерно называемые символами статуса. К ним нередко отно­сятся и псевдосимволы высокого соц. положения, и псевдосимволы высокого уровня потребления. Напр.. потребление кем-л. отд. дорогих товаров и услуг мо­жет поднять престиж в глазах отд. лю­дей, но еще не говорит о повышении его престижа в об-ве и уж тем более не по­вышает соц. статус.

Иногда и явления, не относящиеся к рез-там физических, интеллектуальных, экон., соц.. полит, или идеол. достиже­ний или успехов людей, ошибочно вос­принимаются как символы достигнуто­го. Напр., болезненный румянен может рассматриваться как символ здоровья, случайно доставшаяся дорогая вещь — как символ богатства и т.д. Широко применяется символика и в художест­венном творчестве, искусстве. Художест­венные символы, являясь рез-том твор­чества отд. людей, приобретая обшеств. признание, превращаются в С.с.

Теория С.с. разрабатывалась филосо­фами, социологами, этнографами и культурологами. Среди них Платон, счи­тавший символы знаками, обозначаю­щими идеи из «первичного» мира «ис­тинного бытия», Г. Гегель, 3. Фрейд, К. Юнг и др. Представитель марбург-ской школы неокантианства Э. Касси-рер утверждал, что процесс познания (рассматриваемый им как промесс обра­зования понятий) не может обойтись без символизации материальных объектов или процессов, понимаемых им как «мыслительные продукты». Он выделил и ряд «символических форм», включаю­щих яз., религию, миф, науку, искусство и т.п. Идеи Кассирера развивали У. Ур­бан, С. Лангср и др. Близка к ним и т.з. отечественных философов М.К. Мамар-дашвили и A.M. Пятигорского, рассмат­ривающих символ как «оболочку», внутри к-рой находится «содержатель­ность» сознания, представляющего со­бой «единственную реальность». Дж. Мил


разрабатывал проблемы познания через символическое посредство яз., однако рассматриват его как средство познания не объективной реальности, а субъектив­ного мира множества ситуаций, в к-ры\ действуют субъекты. Иссл-е символов сои. статуса одним из первых провел Паккард в 1959. П. Бурдье пришел к вы­воду, что па соц. статус чел. оказывают влияние вкус и предпочтения. Философ Ю.И. Семенов справедливо отметил, что символическая деятельность первона­чально направлялась на достижение на­меченной цели, но неправомерно отнес ее к паразитарной практике, к-ран не способна привести к желаемому рез-ту. Изучением значения символики в худо­жественном творчестве заниматись мн. философы, культурологи, поэты, писате­ли, публицисты.

Лит.: Васин Е.Я., Краснов В.М. Сом символизм // Вопр. философии. 1971 № 10; Белый А. Символизм как миропо­нимание. М., 1994; Ma.uapdaiueu.iu М.К.. Пятигорский A.M. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о созна­нии, символике и яз. М., 1997; Пяахо-аа А.В. Сои. символика: к определению понятия // Категории истор. науки. Л., 1998; Ровнер А.Б. Предисловие//Энцик­лопедия символов, знаков, эмблем. Μ. 1999; Cassirer Ε. Philosophic des Svmbo-lischen Fomicn. Bel. 1-3. В., 1923-1929: Mead G.H. Mind, Self and Society. Chi.. 1936.

H.T. Крелиёе

СИНЕРГЕТИКА (or грсч. sincrgticos -совместное действие) — термин введен нем. физиком Г. Хаксном в 70-е гг. 20 в. К наст, времени в зарубежной и отечест­венной лит. С. понимается как: I) меж­дисциплинарное науч. направление, в рамках к-рого исследуются процессы не­линейных взаимодействий сложных са­морати ваюшихся систем и их структур­ных элементов, становление новых свойств и кач-в. механизмы процессов самоорганизации и ими порождающиеся эффекты в системах, далеких от равно­весия; 2) теория самоорганизации неста­ционарных быстроразвивающихся струе•



СИНЕРГЕТИКА


тур в открытых нелинейных системах (средах), исследующая механизмы лока­лизации эволюционирующих структур, фазовые переходы от устойчивого со­стояния к неустойчивому (и наоборот), динамику процессов в режимах с обост­рением; 3) наука о познании принципов орг-ции и эволюции сложного; 4) миро­воззренческая концепция, базирующая­ся на идеях взаимозависимости и диало­га чел. с природой; устойчивого разви­тия как пути выживания человечества; на принципе коэволюции как согласова­ния и соединения развивающихся по разньм временным, темпоритмическим и др. динамическим показателям струк­тур; принципе нелинейности, по-новому интерпретирующем понятия пространства и времени. Синергетическое мировиде-ние выступает обоснованием для объяс­нения соц. процессов, изменения созна­ния и поведения людей в условиях не­стабильности и т.д. Опред. сложности в формировании единого понятийного ап­парата связаны с тем, что ряд авторов, разрабатывающих осн. положения С, опред, свои концепции теорией дисси-пативных структур, теорией катастроф, нелинейной динамикой и т.д. В отечест­венной науке эти разночтения частично устраняются благодаря использованию понятия «С.» в обобщающем значении.

С. возникла в рамках естествен но-на­учного знания как представление о про­цессах самоорганизации сложных и сверхсложных систем на основе рез-тов в области эволюционной химии, термо­динамики, математики, биофизики и тд. (И.Р. Пригожий, Г. Хакен, М. Эйген, А.А. Самарский, Н.Н. Моисеев, СП. Кур-дюмов, Д.С. Чернавский и др.) и к нач. 70-х гг. 20 в. стала рассматриваться как метод и междисциплинарная исследова­тельская программа, мировоззренческое основание для обновления социаль­но-гуманитарного знания.

Проблема самоорганизации сложных систем разной природы явл. централь­ной темой С. Ее осн. суть сводится к след. Развитию процесса соц. самоорга­низации всегда предшествует период хаоса, когда нарушается структура систе-


мы, а внутренние и внешние факторы перестают вызывать привычные послед­ствия («режим с обострением»). Неожи­данные изменения связаны не только с разрушительной, но и созидательной си­лой хаоса. Она проявляется на всех уровнях системы как наращивание сте­пеней свободы, что приводит к активи­зации механизмов самоорганизации. Ха­ос связан с бифуркацией — периодом выбора дальнейшего пути развития сис­темы ради объединения в новые целост­ности и когерентные образования, со­ставляющие сущность возникающего из хаоса порядка. Т.о., соц. С. раскрывается как теория становления соц. системы, направленная на поиск системы выхода на аттрактор — цель ее эволюции — от­носительно устойчивое состояние, в сферу притяжения к-рого попадают мн. возможные траектории. Существуют разные типы аттракторов (простые, странные, глобальные и др.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2477 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.