Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Распределение эмпирическое 3 страница




Соц. роль с позиций социол. подхода рассматривается в двух аспектах: 1) со­вокупность норм, определяющих пове­дение личности в соц. системе в зависи­мости от ее статусного соц. положения; 2) само поведение, реализующее эти нормы. Определение понятия «соц. роль» было дано независимо друг от дру­га двумя амер. исследователями: соц. психологом Дж. Мидом и антропологом Р. Линтоном в сер. 30-х гг. 20 в. Мид — сторонник интеракционизма символиче­ского — рассматривал соц. роль как фор­му непосредственного взаимодействия людей, «ролевую игру», в ходе к-рой чел., представляя себя в роли др., усваи­вает соц. нормы и способствует собст­венной социализации. При этом каждая роль предполагает взаимодействие с др. ролями (покупателя — с продавцом, от­ца—с ребенком и т.д.). Согласно тео­рии символического интеракционизма, роли непостоянны и неопределенны, но их построение ведет к выработке образ­цов поведения. Линтон — сторонник функционализма — определял соц. роль как «динамический аспект статуса» и рассматривал ее в кач-ве единицы об­ществ, структуры. Парсонс определял роль как поведение, нормативно регули­руемое на основе общепринятых ценно­стей, и как компонент структуры соци-



РОЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕОРИИ


алъной. Вместе с тем он не ограничился рассмотрением социума в кач-ве систе­мы рациональных ролевых отношений, а раскрыл механизмы аффективного (эмо­ционального) и нормативного регулиро­вания ролевых взаимодействий лично­сти.

В совр. соц-и понятие «соц. роль» от­ражает такое взаимодействие личности с окружающей средой и др. индивидами, когда регулярно и на протяжении дли­тельного времени чел. воспроизводит оп-ред. стереотипы (образцы) поведения, соотв. его статусному положению в конкр. обстоятельствах (напр., рук., по­купателя, продавца, пассажира и т.д.) и в конкр. соц.-истор. условиях. Каждая роль, вытекающая из опред. статуса лич­ности, в свою очередь, представляет со­бой набор прав и обязанностей по отно­шению к окружающим в конкр. ситуации индивидам (БД. ГТарышн). Диапазон и кол-во исполняемых личностью соц. ро­лей зависят от многообразия групп соци­альных, видов деятельности и отноше­ний, в к-рые включается личность, а так­же от ее потребностей и интересов.

Различают роли активные и латент­ные, не проявляющиеся в данной ситуа­ции; институционализованные (офици­альные) и стихийные. Соц. роли лично­сти зависят от конкр. истор. условий. Особенность личности заключается в полифонии (множественности) выпол­няемых ею в об-ве соц. ролей, их неод­нократной сменяемости. Каждая из этих ролей — одна из граней ее цельного об­ществ, поведения. Ролевая структура об-ва представляет собой макронабор соц. ролей, позволяющий личности на­ходиться в системе постоянного взаимо­действия социального, независимо от сферы его проявления: в экономике, по­литике, семейно-бытовой жизни, куль­туре и т.п. Так, в своем экон. поведении личность выполняет, напр. роли банки­ра, вкладчика, налогоплательщика, по­требителя, кредитора, предпринимателя, инвестора и т.д. В соответствии с испол­няемой ролью, с одной стороны, лич­ность действует, руководствуясь норма-


тивными требованиями, правами и обя­занностями, предусмотренными гос-вом и банковскими ин-тами для взаимоотно­шений с клиентами при осуществлении финансово-банковских операций. С др. — каждый участник этого взаимодействия в рамках установленного регламента ру­ководствуется своими личными мотивами, проявляет конкр. поведенческие уста­новки, эмоциональные реакции.

Типология соц. ролей выделяет роли аскриптивные (объективно предопреде­ляемые рождением, возрастом, полом, принадлежностью к опред. профессио­нальной гр.); достижительные (достигае­мые личными усилиями индивида); кон­венциональные (стандартизированные и безличные, строящиеся на основе прав и обязанностей индивида, независимо от того, кто эти роли исполняет); межлич­ностные (когда выполняемые права и обязанности целиком зависят от инди­видуальных особенностей участников межличностного взаимодействия, их чувств, эмоций, предпочтений). Важны­ми компонентами Р.с.т. явл. «ролевое поведение», «действие в роли», «ролевые ожидания» (экспектации), «ролевой на­бор», «ролевой конфликт» (состояние, в к-рое чел. попадает в связи с тем, что реализуемые им роли оказываются пло­хо совместимыми); «ролевая напряжен­ность», «адаптация к роли» и др.

Однако структура личности не сво­дится к совокупности соц. ролей. Недос­таточно ролевого подхода и для изучения соц. структуры об-ва, по отношению к к-рой соц. роли явл. второстепенными, а не решающими факторами формирова­ния. Описание деятельности людей так­же не ограничивается ролевым поведе­нием, т.к. за пределами соц. роли нахо­дятся разл. формы поведения девиантного (отклоняющегося) и спонтанного. Сози­дательная деятельность об-ва формирует новые нормы и соотв. новые соц. роли личности.

Лит.: Андреева Г.М. Соц. психология. М., 2000; Макаров В.В., Василенко И.В. Философия и соц-я пола. Волгоград. 2002; Парыгин Б.Д. Соц. психология.



РЯД ВАРИАЦИОННЫЙ


СПб., 2003; Biddle BJ., Thomas EJ. Role Theory; Concepts and Research. Hunting­ton, 1979.

Г.Г. Сияласте

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СОЦИ­АЛЬНЫХ НАУК (РАСН) - созданная в 1994 обществ, самоуправляемая орг-ция, объединяющая на основе общности про­фессиональных интересов наиб, автори­тетных, плодотворно работающих ученых в области соц. наук (соц-и, политоло­гии, экономики, демографии, этноло­гии, экологии чел. и др.).

В своей деятельности руководствует­ся Конституцией РФ, действующим за­конодательством РФ и своим уставом.

РАСН ведет работу в целях всемер­ного содействия развитию указанных областей науки, профессиональной кон­солидации ученых, работающих в разл. сферах науки и практики, а также коор­динации фундаментальных и приклад­ных иссл-й.

Свою науч. деятельность РАСН про­водит в интересах России, ее региональ­ных и нац. образований.

РАСН взаимодействует с РАН РФ, др. академиями наук России, академия­ми наук стран СНГ и др. зарубежных гос-в, вузами, министерствами, ведомст­вами страны.

РАСН как обществ, объединение действует на терр. разл. регионов стра­ны. Она явл. юридическим лицом с мо­мента регистрации, имеет самостоятель­ный баланс, расчетный и иные счета, в т.ч. валютный; печать и штамп установ­ленного образца со своим наименовани­ем, фирменный бланк на рус. и англ. языках. В РАСН действуют проблемные


науч. секции, объединяющие ее членов по науч. интересам.

Высшим органом РАСН явл. общее собрание, к-рое избирает Президиум сроком на 5 лет. Президиум РАСН обес­печивает выполнение решений общего собрания и в период между общими соб­раниями руководит всей деятельностью Академии.

Президиум РАСН избирается в со­ставе президента, вице-президентов, гл. ученого секретаря, наиб, известных уче­ных, руководителей секций и региональ­ных отделений.

Деятельность РАСН направлена на достижение след. задач:

• участие в проведении науч. иссл-й, способствующих экон., соц. и духовному развитию чел.;

• участие в разработке новых концеп­ций и стратегии развития соц. наук;

• прогнозирование развития РФ и ее отд. регионов;

• участие в разработке междунар. проектов в области соц. наук, орг-ции симпозиумов, семинаров, конференций и науч. сессий;

• проведение независимой эксперти­зы разл. гос. и межгосударственных про­грамм;

• содействие подготовке кадрового потенциала в области соц. наук;

• осуществление изд. деятельности и содействие пропаганде науч. знаний.

Г.В. Осипов

РЯД ВАРИАЦИОННЫЙ Х{\), Х(2),..., Х(к), построенный по совокупности чи­сел х\ х2,..., хк — последовательность элементов этой совокупности, перестав­ленных в порядке неубывания.

Ю.Н. Толстова


САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬ­НОЕ — одно из международно признан­ных пран нац. общности на самостоя­тельное и независимое существование и развитие.

В разных истор. условиях С.н. имело разные формы и содержание. Принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения был провозглашен больше­виками как программный и получил широкое распространение после фсв-рапьской революции 1917. Этот принцип сыграл опрсд. позитивную роль в борьбе с сепаратизмом нац. окраин и в сохране­нии целостности российской державы. В гг. социалист, строительства он сохра­нился как формально закрепленный в основополагающих партийных и гос. док-тах. Центральная власть, выращивая нац. элиту, следила за настроениями по­следней и иейтрализовывала разд. спо­собами любые проявления сепаратизма и национализма. Однако стремление вы­дать желаемое за действительное, посто­янная лобовая пропаганда лостижении в наи.-культ, строительстве при полном игнорировании реально возникающих проблем и противоречий в межнац. от­ношениях создали реальную угрозу единству и целостности Союза ССР. В период горбачевской перестройки и в послед, за ней гг. нац. элиты при под­держке сверху разрушили прежнюю сис­тему межнац. отношений, реализуя на практике имеющееся у них право на С.н. вплоть до отделения.

В совр. условиях демократической России право па С.Н. должно быть реа­лизуемо в сферах пац.-культ. и языко­вой. В сфере же гос. строительства осн. принцип заключается в сохранении единства и целостности российского многонаи. оперативного гос-ва.

Лит.: Этпичность. Наи. движения. Соц. практика. СПб.. 1995: Соц-я меж-


нац. отношений / Под ред. В.Н. Ивано­ва, Г.Ю. Семигшш. М., 1997: Мамсу-ров Т.Д. Российский федерализм: пац.-ЭТИИЧ. контекст. М., 2001: Чишков В.Л Этнология и политика. М., 2001; ГуСюг-ло М.Н. Идентификация идентичности: Этносопиологические очерки. М., 200?

В. II. Иванов

САМООРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -

одна из составляющих управления соци­ального, проявление спонтанного в об-ue, самосовершающиеся процессы сои. регулирования. С.с. существует ■ об-ве на всех его уровнях, начиная с об-ва как целого и кончая первичными гр. Отличительный ее признак — спон­танность, т.е. самопроизвольность, от­сутствие единого субъектного начхи То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне вы­ступает как самоорганизация соотв. сис­темы. Факторы С.с. различны. К демогр факторам С.с. относятся процессы вос­производства пас, брачпости, мигрант• к экон. — колебания потребительского спроса, рыночный механизм: ι сои.-психол. — традиции, обычаи, об­ществ, мнение. В рамках трудовьп орг-ций С.с. выступает как организаи^г неформальная. Т.о., С.с. есть продукт соц. взаимодействия в массовом, кол­лективном или групповом масштабах

В совр. условиях С.с. как особы* процесс соц. управления все более со­четается с целенаправленным управ­ляющим воздействием и сои. порядком, к-рые постоянно расширяют сферу сво­его контроля в об-ве. орг-ииях. пос пиях и т.д. Процессы С.с. могут играть как конструктивную, так и деструктив­ную роль. т.е. выступают как фактос сон. дезорганизации или усиления ι направленного управляющего воздейст­вия. Эту последнюю роль С.с. упрзк.:



САМОУПРАВЛЕНИЕ


ние практикует, напр. при выборности рук., использовании коллектива в вос­питательных целях, расширении дейст­вия экон. регуляторов в сравнении с ди­рективными и т.д.

Лит.: Наумова Н.Ф. Социол. и пси-хол. аспекты целенаправленного поведе­ния. М., 1988; Пригожий AM. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Льюис Р.Д. Деловые культуры в междунар. бизнесе. М, 1998; Пригожим А.И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. При­чины, виды, преодоления. М., 2007.

А.И. Пригожий

САМОСОЗНАНИЕ - категория фило­софии, соц-и и психологии. С. — осо­бая, высшая форма и уровень развития сознания, связанная с осознанием чел. его собственной сущности, личности, собственного «Я*. Оно связано с оцен­кой собственного нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов деятельно­сти. С. — это осознание чел. самого себя как чувствующего, мыслящего и дея­тельного существа. С. чел. сложная система, становление каждого элемента к-рой в процессе социализации лично­сти проходит ряд послед, ступеней — от самоощущения до самосознания.

На начальных этапах становления ак­тов сознания чел. ошущает себя как вос­принимающий субъект, не отделяющий свои переживания от воздействующих на него внешних предметов. После этого происходит выделение чел. из окружаю­щего мира и проекция образа на внеш­ние предметы и ориентация во времени и пространстве. И только на более высо­кой ступени развития сознания появля­ется осознание своей собственной лич­ности, возникает С. В нем доминируют психические процессы, составляющие ядро чел. личности. Сюда относятся прежде всего представления о нравст­венных, религ., правовых и проч. нор­мах. С этой формой сознания чел. связа­на и его воля как характернейшая черта С. и активности личности.

Благодаря С. чел. может по собствен­ному желанию вводить в фокус сознания


те или др. элементы своего психического опыта.

Каждый из уровней развития С. не только содержит собственные характери­стики, но в «снятом виде* включает и особенности более низших ступеней раз­вития, более примитивных, архаических структур. При опред. состояниях массо­вого сознания в С. соц. гр. и их членов могут доминировать более примитивные уровни сознания, чем можно объяснить такие явления, как некритическое, фа­натическое подражание вожаку, легко управляемое поведение толпы, «психи­ческое заражение», групповое внушение в состоянии бодрствования и др.

Разл. соц. общности на опред. этапе своего развития могут осознавать себя субъектами соц., полит, и др. действий и вырабатывать соотв. формы обществ, са­мосознания — от низших стихийных до высших форм полит, идеологии и да­лее — соц. творчества.

Лит.: Спиркин А.Г. Сознание и само­сознание. М., 1972; Чеснокова И.И. Про­блема самосознания в психологии. М., 1977; Бердяев Н.А. Самосознание. М., 1989; Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Г.Х. Шингаров

САМОУПРАВЛЕНИЕ - в самом общем смысле автономное функционирование к.-л. организационной системы (подсис­темы), принятие ею решений по внут­ренним проблемам. Та или иная степень С. свойственна предприятиям, учрежде­ниям, поселениям и т.п. С социол. т.з, С. выступает как коллективное управление, как участие всех членов орг-ций, всего нас. в работе соотв. органа управления, как включение исполнителей в процессы выработки общих решений. С. не отри­цает необходимости отд. органа управле­ния и профессиональной управленче­ской деятельности вообще. Технология совр. управления требует квалифициро­ванного техн., правового, организацион­ного обоснования решений, рациональ­ных процедур их согласования, изд. при­казов и распоряжений, контроля за ис-



САНКЦИЯ


полнением и т.д. С. предлагает сочетание демократизма со специализацией, что опред. его не только производственную, но и соц. эффективность. При этом раз­личие между управляющей и управляемой подсистемами отчасти преодолевается, т.к. объект управления в нек-рой степе­ни становится и субъектом его. Единст­во централизованного управления и С. составляет основу целенаправленного управляющего воздействия в об-ве. Раз­витие С. в об-ве идет в направлениях по­вышения самостоятельности трудовых орг-ций, расширения демократических основ управления, активизации инициа­тивы граждан и т.д.

Лит.: Пригожий А.И. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Преобразование пред­приятий / Под ред. Дж. Доуга, С. Плехано­ва, Дж. Симмонса. М., 1997; Цветкова Т.А. Местное самоуправление: соц. сущность и содержание (теор. парадигмы и практиче­ский опыт России). Орел, 2000; Приго­жий А. И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.

А.И. Пригожий

САНКЦИЯ (от лат. sanctio — строжай­шее постановление) — 1. Одобрение и поощрение либо неодобрение и наказа­ние, направленные на поддержание соц. норм. 2. Правовая норма, в к-рой указы­ваются последствия нарушения данного закона. 3. Утверждение высшей инстан­цией к.-л. акта, придающее ему право­вую силу. 4. В междунар. праве — меры воздействия (экон., финансовые, воен­ные) против гос-в, нарушивших между­нар. дог.

А.Д. Налетова

САНКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - оператив­ное средство соц. контроля, соц. послед­ствия действия в рамках требований соц. ролей. Система С.с. направлена на обес­печение надлежащего исполнения предпи­саний, связанных с соц. ролью. Система ин-тов (как формальных, так и нефор­мальных) руководит членами гр. благо­даря системе С.с. Под С.с. подразумева­ется обычно предусмотренная правом,


налагаемая ин-том и являющаяся спра­ведливой мера наказания за нарушение права. Соц-я наряду с правовыми санк­циями имеет в виду также экон., мор. и религ. Мор. санкции явл. комплексом оценки поведения чел., системой пори­цания и мор. осуждения обществ, мне­ния, возмущенного нарушением обычаев и обязательных этических норм. Религ. санкции — это наказание, предписывае­мое системой догматов религии за нару­шение ее наказов и установок. Различа­ют С.с. позитивные — поощрения за дей­ствия одобряемые, желательные об-ву, гр., и негативные — наказания за неодоб-ряемые, нежелательные действия.

А.Д. Налетова

СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫЕ - связи взаи­модействия индивидов и гр. индивидов, преследующих опред. цели социальные в конкр. условиях места и времени. Иссл-е системы С.с, развивающихся в процессе жизнедеятельности чел., необ­ходимо предполагает изучение его инте­ресов и ориентации, а также соц. дейст­вий и взаимодействий с др. людьми, общностями и т.д. С.с, могут выражать зависимость между двумя или неск. соц. явлениями и признаками этих явлений. Опосредствующими элементами этой за­висимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности ин­дивидов, а также принятая об-вом сис­тема институциональных соц. норм и средств соц. контроля, накладывающих опред. ограничения на характер сои. действий и взаимодействий людей. Ис­ходным моментом для возникновения С.с. явл. взаимодействие индивидов или их гр, для удовлетворения тех или инку потребностей. С.с. в кач-ве взаимодейст­вия представляют любое поведение ин­дивида (или гр.), имеющее значение лл_? др. индивидов (или их гр., или об-ва ϊ целом) как в данный момент, так и в бу­дущем. С.с. индивидов и их гр., осно­ванные на системе соц. статусов и col: ролей, соц. норм и ценностей, образ\те- организацию социальную. Важной φορΝΚ? С.с. явл. институциональные связи.

Г. В. Осипам



СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ


СВЯЗЬ СТАТИСТИЧЕСКАЯ - зависи­мость между величинами случайными, не имеющая строго функционального (де­терминистского) характера. В наиб, об­щем виде измерение Сх. между двумя переменными можно определить как из­мерение степени того ограничения на­блюдаемого разнообразия значений од­ной переменной, к-рое вызывается тем, что эта переменная рассматривается не сама по себе, а как элемент системы, со­стоящей их двух рассматриваемых пере­менных. Формализовать это представле­ние можно по-разному. Отсюда — мно­жество коэффициентов парной связи (см. Показатели корреляции, Коэффици­енты парной связи номинальных призна­ков). Еще более разнообразным может быть измерение Сх. между неск. пере­менными, понимание к-рой опирается на сходные соображения. О соотв. мето­дах см. Анализ данных, Анализ многомер­ный статистический, Таблица сопряжен­ности многомерная.

Лит.: указана в выделенных ст,

ЮН. Толстова

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum) -1. Длительный отрезок времени, «мира», как «мира, находящегося под властью сатаны»; 2. В римском праве — возвра­щение в «мир» члена религ. ордена; 3. В 17—18 вв. — процесс изъятия земель из церковной и монастырской собствен­ности или владения; 4. Уменьшение зна­чения и влияния религии в об-ве и со­знании людей. Ее проявления весьма многообразны как по форме, так и по содержанию: это и совр. альтернативные движения, молодежная культура и «тео­логия освобождения», «невидимая рели­гия», тяга к оккультизму и колдовству, связанные с возможностью выбирать свои собственные идеологию и религию, а не следовать им по традиции от рожде­ния до смерти. С. затрагивает самые разл. сферы об-ва, культуры, соц. гр, и ин-ты, равно как сознание и поведение отд. чел., а также его взаимодействие с др. людьми.

Трактовка С. во мн. зависит от того, как опред, религия и каково отношение


ученого к ней. Одни авторы считают, что нет такого явления или процесса, к-рый можно было бы назвать С. По их мне­нию, он скорее представляет собой раз­новидность антирелигиозной идеологии, чем науч. понятие. Др. считают процесс С. установленным фактом, рассматривая его как необратимый процесс, прису­щий современности, ведущий к сокра­щению сферы действия религии, паде­нию ее влияния и значения как для об-ва в целом, так и для отд. индивида. Между этими крайними т.з. есть мн. др., приближающихся к тому или иному по­люсу.

Согласно классификации амер. со­циолога Л. Шайнера существует шесть типов концепции С.

В рамках первого типа С. обозначает­ся как упадок религии. Амер. социолог Б. Вильсон опред. ее как «процесс, в хо­де к-рого религ. ин-ты, сознание и практика теряют свою соц. значимость». Причем, не религ. практика и не религ, ин-ты, а религ. сознание — сфера наиб, заметных и глубоких изменений. Инсти­туциональная оболочка может даже со­храняться, но содержание религии и ре­лиг. сознания становится совершенно иным, что и позволяет говорить о нали­чии С. Такое определение можно счи­тать С.сознания.

В концепциях второго типа (М. Ве-бер, Г. Пфаутц, П. Бергер и др,) внима­ние акцентируется на изменениях в са­мих религ. гр. и ин-тах, в к-рых на сме­ну ориентации на «иной мир» приходят ориентации на «этот мир», а на смену традиционной этике приходит прагмати­ческая этика. К этой перспективе отно­сится тезис Вебера о протестантской этике и разл, совр. эмпирические иссл-я этой области, а также концепция Берге­ра, к-рый мн. писал о «конформизме ре­лиг. гр.», проникнутых «духом рацио­нального расчета» и все больше внима­ния уделяющих не Богу, а реальным земным проблемам. Активная светская (полит,, культ, и др.) деятельность религ. орг-ций оказывается здесь важным по­казателем С. Данное определение С. можно назвать С. религ, гр.



СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЯ


Для третьего типа концепций (Т. Парсоис, Р. Белла и лр.) характерно понимание С. как следствия все боль­шей структурной дифференциации об-ва, отделения религии как соц. ип-та от др. сои. ин-тов (образования, семьи, политики, права, мор., экономики и т.д.) и от об-ва в целом. Вместо того чтобы быть, как раньше, гл. источником легитимации об-ва. религия все в боль­шей степени становится частным делом чел., проблемой его индивидуального выбора. Ограничивается сфера ее влия­ния, в значительной степени утрачивают­ся функции религии как соц. ин-та, а значит, ее роль и значение η об-ве.

Однако религия, становясь делом ин­дивидуального выбора, вовсе необяза­тельно приходит η упадок. По мнению Парсопса, следует говорить не столько о С, сколько об изменении функции ре­лигии вследствие структурной диффе­ренциации в об-ве и о возникновении новых форм религии, более соотв. соз­нанию совр. чел. Белла, Бергер, Т. Лук-мап также считали, что суть феномена С. составляет процесс «индивидуализа­ции» религии, когда каждый чел. может дать свою интерпретацию традиционных верований или сконструировать собст­венную религию. Лукман — создатель концепции «невидимой религии» был одним из первых социологов, обратив­ших внимание на то, что наряду с упад­ком «нерковно-ориентированной религи­озности» может сохраняться и лаже воз­растать «внеиерковная религиозность». Данное определение С. отождествляется с внеиерковиой религиозностью.

Согласно четвертому типу концепции С. означает замену традиционной рели­гии ее «функциональными эквивалента­ми» и «религ. суррогатами» тина мар­ксизма, национализма, атеизма, рацио­нализма и т.д. В данном случае можно творить о С. как о суррогатной религи­озности.

С т.з. пятого типа концепций, С. — это процесс «десакрализации» мира. Совр. мир «десакрализуется», т.е. теряет свой свяшенный. религ. характер, по­скольку мир и чел. объясняются вполне


рационально, естеств., а не сверхъесте­ственными причинами. Это тот самый процесс, о к-ром говорили эволюциони­сты типа Д. Фрэзера, считавшие избав­ление от «предрассудка», т.е. религии, настоятельной потребностью человече­ства. Весьма сходно с данным понима­нием С. веберовское «расколдование мира», хотя Всбер говорил, скорее, об устранении магических элементов, а не религии как таковой.

И наконец, шестой тип концепций опрел. С. как сдвиг от «священного» об-ва к «светскому». Его гл. представи­телем явл. Г. Беккер, к-рый прослежива­ет изменения в этой сфере на уровне всего об-ва. а не только религии. В «свя­щенном об-ве» велика степень сопро­тивлении изменению, культ, нововведе­ниям, отсутствует эффективное взаимо­действие между соц. гр. и поддерживает­ся непрозрачная система ценностей. Для светского об-ва. напротив, характерна готовность и способность к изменению, прозрачная система ценностей, подвер­женная разд. влияниям, а нововведения Здесь приветствуются. В рамках этой концепции С. означает отказ от тради­ционного определения универсумов ра­ди утилитарных и рациональных опреде­лений. Это связано с обшей теорией соц. изменений и с понятием «откры­тая» — «закрытая» системы рациональ­ности. Данная типология была принята в кач-ве модели при анализе феномена С. в Европе.

Лит.: Р)>ткевич Е. Секуляризация «жизненного мира» и перспективы совр религиозности // Буржуазная соп-я на исходе 20 в. М., 1986; Манхейм К. К но­вой сои. философии: вызов социолога христианским мыслителям // Диагноз нашего времени. М., 1994; Кокс X. Мир­ской град. Μ., 1995; Berger P. A For Glory. The Quest for Faith in an Age of Credulity. N.Y., 1992.

Е.Д. Руткевич

СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЯ, или

ссмиосониопсихологическая парадигма (ССП) — рассматривает соц. коммуни­кацию как обмен действиями порожле-



СЕМИОСОЩЮПСИХОЛОГИЯ


ния и интерпретации текстов, т.е. как текстовую деятельность, в ходе к-рой выясняется, способны или не способны люди понимать друг друга. Явл. состав­ной ч. разработанной российским уче­ным, проф. Т.М. Дридзе экоантропоцен-трической человекосредовой парадигмы, исследующей соц. значимые процессы в системе «человек—среда». Сама возмож­ность человеко-средовых интеракиий осуществляется благодаря коммуникации социальной, к-рая исследуется в ССП, с одной стороны, как универсальный со­циокульт. «механизм», ориентирован­ный на взаимодействие соц. субъектов (соотв., на воспроизводство и динамику социокульт. норм и образцов такого взаимодействия), а, с др., — как интен-циональную и целеобусловленную дея­тельность, осуществляемую людьми в контексте проблемных жизненных си­туаций, лежащих у истоков любых соц. значимых проблем.

Межличностная обыденная, педаго­гическая, деловая, науч., массовая и иная коммуникация; общение людей, опосредствованное любыми видами ху­дожественного артистического и/или ли­тературного творчества; коммуникация между людьми в сфере правоотношений и в ходе выработки и принятия управ­ленческих решений в социокульт. орг-ции об-ва — все эти и др. виды ком­муникации осуществляются путем обмена действиями порождения и интерпрета­ции цельных, психологически завершен­ных, иерархически организованных со­держательно-смысловых структур (тек­стов), имеющих интенциональную (мо-тивационно-целевую) доминанту.

Интенция — понятие, пришедшее из античной философии и средневековой схоластики, где означало стремление, на­мерение, цель, направленность на к.-л. предмет. Активно используется в экзи­стенциальной и феноменологической философии. Расширительное значение приобрело в ССП, где данное понятие операционализовано применительно к анализу любых проявлений чел. актив­ности. Для этого в основу номинации положен также имплицитно присутст-


вующий здесь признак — «мотивация», характеризующий побуждающее начало чел. деятельности. Соотв., интенция трак­туется как равнодействующая мотивов и целей (точнее, искомого рез-та) деятель­ности, общения и взаимодействия лю­дей.

ССП исходит из того, что для анали­за коммуникационных процессов нали­чия категорий «речь» и «дискурс» недо­статочно тому и др. уподобляется ка­тегория «текст», в к-рой осн. внимание фокусируется не столько на том, «о чем?», «что?» и «как?» говорится в тек­сте, сколько на том, «почему?» и «ради чего?» этот текст порождается, т.е. в чем состоит коммуникативное намерение его создателя, каким образом он это намере­ние объективирует и сколь адекватно это намерение интерпретируется партнера­ми по коммуникации. Включая разные по сложности знаки в многоступенчатые информативные связи, способствующие осуществлению опред., пусть не всегда четко формулируемой, но все же наме­ченной цели общения, чел. порождает мотивированное и в силу этого обстоя­тельства целостное содержательно-смы­словое образование как культ, объект и единицу общения.

Трактовка текста в ССП как иерар­хически организованной структуры коммуникативно- поз навате л ьных про­грамм, цементируемой обшей концеп­цией или замыслом (коммуникативной интенцией) партнеров по общению, а текстовой деятельности как механизма социокульт. коммуникации, содержит идею опредмечивания в актах знакового общения специфической потребности соц. субъектов в диалоге и партнерстве, а значит, наличия нравственной уста­новки и навыков идентификации (само­отождествления) с проблемной жизнен­ной ситуацией др. субъектов. Лишь на базе такой идентификации возможен смысловой контакт, когда благодаря адекватному истолкованию коммуника­тивных замыслов при обмене действиями порождения и интерпретации текстов-сообщений возникает «эффект диалога», взаимная ситуационная идентификация





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2253 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.