• спонтанность возникновения;
• неустойчивость, временный характер совпадения интересов;
• неопределенность состава и границ;
• объединение индивидов внешними условиями существования;
• неспособность входить в кач-ве элементов в др. соц. общности.
К осн. типам квазигруппы как в соц-и, так и в соц. психологии относят аудиторию, толпу и соц. круги.
Гр. контрольная — при соц. эксперименте гр., идентичная по составу экспериментальной, используемая для сравнения соц. характеристик. На контрольную гр. не оказывают экспериментального воздействия.
Гр. культовая (религ.) — неформальное объединение индивидов, разделяющих схожие религ. воззрения, практикующие опред. ритуалы.
Гр. «лицом к лицу» — единство индивидов, находящихся в непосредственном межличностном общении и взаимодействии в едином пространственно-временном измерении.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
Γρ. малая может быть как первичной, так и вторичной. Осн. отличие малой гр. от большой заключается в возможности непосредственных эмоциональных контактов членов гр., в личных взаимоотношениях между индивидами, четком распределении их по соц. статусам и ролям. Численность малой Г.с. количественно опред. в пределах 2—15 чел. При превышении этого кол-ва теряется непосредственность взаимодействия между членами гр.: отношения все больше носят формальный, безличный характер. Малую гр. еще называют первичной, контактной, неформальной. Выделяют след. признаки малой гр.:
*стабильность состава;
*внутренняя структура;
*большая интенсивность процесса взаимодействия, чем в меньшей по размерам гр.;
*зависимость размеров гр. от характера ее деятельности и т.д.
Малая гр. может принимать множество разнообразных форм вплоть до очень сложных и разветвленных образований. Особенностью малой гр. явл. то, что все ее участники находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, имеют общие нормы, правила поведения и разделяют общие ценности. Малая гр. играет в об-ве большую роль, являясь его основой и первичной ячейкой. Посредством малой гр. индивид включен в социум и участвует в его жизнедеятельности. Особое значение изучение малой гр. имеет для соц. психологии и соц-и, для к-рых она явл. базовым понятием, на к-ром строятся разл. теории.
Гр. маргинальная — в полном объеме ассимилировавшееся множество индивидов. Термин «маргинальная гр.» употребляется в двух смыслах для обозначения: 1) гр. индивидов, находящейся на пересечении нес к. культур и имеющей признаки каждой, но не являющейся ни одной из них; 2) совокупности индивидов, являющихся ч. к.-л. культуры, но отвергающих ее традиции и ценности и устанавливающих свои нормы и ценности в рамках этой культуры.
Гр. мобилизованная — разновидность гр. давления. Гр. индивидов, организующаяся в периоды кризисов и соц. нестабильности, объединенная общими ценностными ориентациями и «сверхидеей». Мобилизованная гр. может оказывать влияние на политическую власть и корректировать ход событий. Примером мобилизованной гр. явл. ассоциация «Живое кольцо», вставшая в августе 1991 на защиту парламента России.
Гр. неформальная — гр., структура к-рой не имеет строгой нормативной регламентации. Неформальные гр. представляют одну из разновидностей малых гр., возникающих стихийно, особенно внутри больших формальных орг-ций. Для неформальных гр. свойственны дружеские, доверительные, интимные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит общности интересов, взглядов на жизнь, мироощущения. Неформальная гр. очень подвижна, поскольку за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, соц. позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Примером неформальной гр. явл. компания сверстников, друзей, гр. «по интересам», соседские гр.
Гр. номинальная — особая соц. категория, возникающая искусственным образом, не являясь результатом соц. взаимодействия. Номинальная гр. представляет собой совокупность людей, объединенных общими соц. признаками, взаимосвязь между к-рыми устанавливается исследователем в целях решения к.-л. науч. задачи. Люди, входящие в состав номинальной гр., могут обладать немалым кол-вом общих соц. признаков, однако никогда не вступать во взаимодействие. Из-за подобной специфики данную общность лишь условно можно отнести к соц. Обычно номинальные гр. выделяют для стат. учета нас, в связи с чем для их обозначения используют такие термины, как «соц. агрегат» или «соц. категория».
Гр. первичная — ближайшее окружение индивида, при непосредственном участии к-рого проходит его первичная социализация. В первичных гр. каждый
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
инливил рассматривается как личность и ИНДИВИЯуалЬНОСГЬ. Такое видение формируется через сои. контакты, к-рые придают межличностный характер внут-ригрупповым взаимодействиям.
Гр. профессиональная — гр. индивидов, занимающихся подобной профессиональной деятельностью, объединенных сходными знаниями, умениями и навыками и мыслящими себя идентичными друг другу.
Гр. равных — малая Г.с, в к-рой отсутствует к.-л. иерархическая структура.
Гр. реальная. Данная соц. общность выделяется на основе реально сущест-пуюших, соц. значимых признаков. Ре-.изьные признаки осознаются индивидами, входящими в состав реальных гр., субъективно. Субъективность проявляется в схожих стереотипах поведения, образе жизни, ценностных ориентаниях. К реальным соц. значимым признакам в соц-и относят: пол, доход, возраст, национальность, родство и брак, профессию, место жительства.
Гр. референтная — широко используемый в соц-и и соц. психологии термин, впервые введенный в науч. оборот в 1948 сои. психологом М. Шерифом. Референтная гр. — это реа1ьная или усл. соц. общность, с к-рой индивид соотносит себя как с эталоном, на нормы, мнения, ценности и оценки к-рой он ориентируется в поведении и самооценке. Раз-ичают след. референтные гр.: членская (гр. членства, принадлежности) и не-членская: реальная (существующая на самом деле) и воображаемая (су шест-ноющая только в сознании индивида). По определению Р. Мертона, С. Стауф-фера и др., референтная гр. — любое объединение людей, являющееся для индивида эталоном при оценке действий, взглядов, соц. положения и т.д. В об-ве референтная гр. выполняет три осн. функции: статусную (информативную), регулятивную (нормативную) и мировоззренческую (иснностно-оненочную).
•■Гр. риска» — термин, использующийся в отношении индивидов, имеющих повышенный риск в отношении
к.-л. заболевания (напр., проститутки и наркоманы в отношении СПИДа).
Гр. семейная (семья) — малая Г.с, объединенная узами брака и кровного родства. Осн. признаком семейной гр. явл. общность ведения хоз-ва, взаимная ответственность и взаимопомощь. В совр. об-ве наиболее распространенным видом семейной гр. яат. нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей, не состоящих в браке.
Гр. статусная — объединение индивидов, обладающих одинаковым соц. статусом, принимающих правила и нормы поведения, присущие представителям этой гр.
Гр. формальная (официальная) — институциализированпая Г.с, членство и коммуникация в к-рой формализованы посредством фиксирования в уставе, инструкциях и др. официальных док-тах орг-ции. Формальная гр. обладает юридическим статусом, отношения в ней основаны на разделении труда между ее членами, на принципах делегирования власти и т.д. Во гл. формальной гр. стоит формальный лидер, обладающий формально закрепленными за ним правами и обязанностями. Примером формальной гр. может быть производственная бригада, сотрудники отдела орг-иии.
Гр. экспериментальная — при соц. эксперименте наблюдаемая гр. индивидов, на к-рую оказывалось экспериментальное воздействие.
Гр. этнич. (этнос) — гр. индивидов, обладающих общими расовыми, нац. и языковыми признаками. Этпич. гр. объединены общими культ, обычаями, нормами, традициями и убеждениями, а также, возможно, религ. культом.
Лит.: Лапин II.И. Проблема неформальной гр. в «индустриальной соц-и» // Социол. иссл-я. Вып. 2. М., 1968; Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психол. теория коллектива. М., 1979: Антипина Г.С. Теор.-методол. проблемы иссл-я малых сон. гр. Л.. 1982; Гидденс Э. Стратификация и кл. структура // Социол. иссл-я. 1992. № 9, 11; Сорокин П. Сои. сгратификапия и мобиль-
ГРУППИРОВКА
ность // Чел., цивилизация, об-во. М., 1992; Кули Ч.Х. Соц. самость // Амер. социол. мысль. М., 1994; Андреева Г.М. Соц. психология. М.,.1999; Вельский В.Ю., Беляев Α.Α., Лошаков Д.Г. Соц-я. М., 2002; Кравченко А.И. Соц-я. М., 2003; Фролов С.С, Соц-я. М., 2003; Голенко-ва З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая соц-я. М., 2005; Romans G.C. The Human Group. Ν.Υ., 1950; Merlon R. Social Theory and Social Structure. N.Y., 1957.
3.T. Голенкова, Ю.В. Голиусова, О.В. Перфильева
ГРУППИРОВКА — метод изучения (измерения) соц. явлений, предполагающий их интерпретацию по значимым признакам с послед, распределением совокупности элементов, составляющих объект науч. анализа, по гр. в соответствии с выбранными признаками. Цель Г. — изучение содержательных характеристик, на к-рые по заданным исследователем параметрам распределилась совокупность элементов, измерение величины гр.
Г. подразделяются на количественные, когда в основании дифференциации элементов положены количественные признаки, и качественные, когда за основу берутся качественные признаки.
При количественной Г. помимо определения количественного признака (возраст, уровень доходов, кол-во детей в семье и др.) важен выбор интервала, т.е. формирование шкалы измерения признака. Интервалы могут быть равными и неравными. Напр., при изучении взрослого нас. выборочная совокупность подразделяется по возрастному признаку на гр.: 18-29 лет, 30-39, 40-49, 50-59, 60 лет и старше. В случае изучения молодежи возрастная гр. от 18 до 29 лет дифференцируется на самостоятельные подгруппы, напр., 18—20, 21—24, 25— 29 лет. В процессе анализа может быть произведена перегруппировка элементов признака.
Осн. требование к выбору интервалов — их кол-во, величина должны быть необходимыми и достаточными для ре-
шения исследовательских задач. Чрезмерно расширенные интервалы ведут к потере информации, смешению в рамках одной гр. содержательно важных единиц анализа. Излишнее дробление интервалов приводит к получению избыточной информации о гр., не имеющих достаточного наполнения и не представляющих в контексте иссл-я науч. интереса. Как правило, диапазон количественной Г. признака не превышает 15 интервалов.
Количественная Г. единиц анализа применяется как на стадии разработки инструментария иссл-я, так и при компьютерной обработке данных. В рез-те компьютерной обработки получают чаС'ч тотное распределение гр. в обследуемой совокупности, а также их содержательные характеристики. Матем. методы обработки данных позволяют подсчитать не только частоту распределения признака в выборочной совокупности, но и сопряженность анализируемых гр.
Мн. соц. явления не имеют отчетливых количественных параметров. В этом случае алгоритм их измерения строится на качественных признаках. Напр., на отношении респондентов к полит, системе, самооценке настроения и др. Г. по качественным признакам так же, как и при количественной Г., предполагает, во-первых, строгое отнесение единиц анализа на основании выбранного признака к одной из гр. Во-вторых, структура гр. выборочной совокупности должна быть репрезентативна для генеральной совокупности. Так, при изучении отношения респондентов к к.-л. событию в инструментарии используется не только градация отношения на «положительное», «безразличное», «отрицательное», но и позиция «затрудняюсь ответить», к-рая необходима для адекватного измерения отношения респондентов к событию в его полноте.
При качественной Г. в отличие от количественной Г. больше внимания уделяется содержательным характеристикам гр. В данном случае метод Г. близок методу типологизации соц. явл.
ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ТЕОРИИ
Лиг.: Паииатто В. И., Максимен-ко B.C. Количественные методы в сони-ол. иссл-ич. Киев, 1982; Девятка И.Ф. Диагностическая процедура в сои-и: очерки истории и теории. М., 1993; Тол-става ЮЛ. Теория измерений в сои-и. М.. 1994.
В. В. Локосов
ГРУППИРОВКИ ВОЗРАСТНЫЕ В ДЕМОГРАФИИ — распределение изучаемых событий и нас. по возрастным гр. лдя расчета относительных показателей, характеризующих величину (объем) или изменчивость демогр. (и др. соц.) явл. и процессов в связи с возрастом людей.
В междупар. статистике приняты стандартные Г.в. в д., к-рых следует придерживаться и в др. обществ, науках. Наиб, употребительны однолетние или пятилетние гр. Однолетние группировки обеспечивают наилучшие возможности для подробною анализа и расчета возрастных показателей, т.е. показателей. оси. на возрастной структуре изучаемых соц. гр. Однако однолетние группировки, во-первых, многочисленны, что увеличивает трудоемкость работы с ними, а во-вторых, подвержены искажающему влиянию возрастной аккумуляции, т.е. преувеличению численности пас. в возрастах, оканчивающихся на 0 и 5. и преуменьшению численности нас. в возрастах, оканчивающихся цифрами, отличными от 0 и 5. Возрастная аккумуляция лтрудпяет расчет относительных нока->а гелей.
В пятилетних возрастных гр. аккумуляция автоматически сглаживается, и в то же время эти группировки дают чаше всего достаточно хорошие возможности для анализа уровня и динамики демогр. процессов. В стат. док-тах ООН и ВОЗ приняты след. стандартные возрастные группировки: 0 лет. 1—4 года, 5—9 лет, 10—14. 15—19, 20—24 года и далее по пятилетним гр. вплоть до 80—84 года. после чего следует открытый интервал — ч5 лет и старше. При необходимости ι иные интервалы могут быть разбиты на более мелкие, скажем, 15—17. 18— ' лет. но внутри указанных стандарт-
ных границ пятилетних интервалов. Или. напротив, можно укрупнить возрастные группировки, но при этом придерживаясь пятилетних интервалов в кач-вс основания, скажем. 0—14. 15—24 и т.п. Все это необходимо для получения сопоставимых итогов иссл-й. в т.ч. и междисциплинарных. Применяемые иногда в социол. иссл-ях возрастные группировки, отличные от стандартных, типа 18—20, 21—25, 26—30 лет, делают их итоги несопоставимыми с итогами др. иссл-й.
Лит.: Народонаселение // Энциклопедический словарь. М., 1994; Борисов В. А. Демография: Учебник для вузов. 4-е изд. М., 2006.
В.А. Борисов
ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ТЕОРИИ — сониол. концепции, объясняющие повеление людей в соц. гр. К ранним Г.п.т. относится, в части., теория кл. борьбы, наиб, детально разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом, Г.В. Плехановым, В.И. Лениным и др. марксистами. Ее суть состоит в том, что люди, составляющие кл., как субъекты соц.-ие-тор. действия, осознают свои обшие, кл. интересы, объединяются и совместными действиями стремятся достичь поставленных целей. С сер. 20 в. широкое распространение в мировой соц-и получил бихевиоризм социальный — концепция, стремящаяся найти жесткие причинно-следственные связи между стимулами и реакциями в групповом поведении людей. Его популярность связана с трудами Б. Скиннера, однако зародился он в России в нач. 20 в. (П.А. Сорокин и В.М. Бехтерев). Особо следует отметить разработку Сорокиным проблем группового поведения людей, находящихся в экстремальных соц. условиях. В мир. социол. классику вошли его работы по сои-и голода, сои-и войны, соц-и революции.
Впоследствии бихевиористский подход получил дальнейшее развитие в работах теоретиков школы соц. обмена Д. Хоманса и П. Блау. Теория социального обмена показывает, что помимо экон. обмена в групповом поведении значи-
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
тельную роль играет и соц. обмен, осн. на отношениях доверия, а также отложенного и асимметричного вознаграждения. Ряд Г.п.т. был создан на стыке соц-и и соц. психологии. К ним, в части., относятся теория стихийного поведения и групповая динамика. Автор концепции стихийного поведения Г. Ле-бон, изучая массовое поведение людей, установил, что есть такие его формы, при к-рых собственная воля чел. ограничена действиями др. людей и в большей или меньшей степени его действия зависят от поступков окружающих его людей. Этот подход реализован и в работе Ш. Сигеле «Секта», анализирующей поведение релит, фанатиков в замкнутых сектах. Концепция групповой динамики имеет дело с поведением людей в малых гр. Она создана нем. исследователем К. Левином и опирается, в свою очередь, на идеи символического интерак-ционизма (Ч. Кули, Дж. Мид) и работы Я. Морено.
Наиб, плодотворными оказались выводы групповой динамики о закономерностях механизмов лидерства в малых гр. Среди наиб, известных массовых эмпирических иссл-й группового поведения необходимо выделить работы П. Лазарс-фельда о воздействии полит, вождей на массы с помощью радиовещания (А. Гитлер в Германии и Ф. Рузвельт в США). Воздействие это имеет две стадии: первоначально вождь завоевывает поддержку «лидеров обществ, мнения» — людей, являющихся авторитетами в своих малых гр., и только затем, уже с их помощью, он начинает оказывать решающее воздействие на широкие массы.
Еще одним примером широкомасштабного изучения массового группового поведения явл. исследовательский проект «Амер. солдат во Второй мировой войне» под рук. С. Стауффера. В течение всей войны в самых разных регионах мира большой гр. видных амер. специалистов изучались соц. аспекты поведения военнослужащих США, а рез-ты были опубликованы в фундаментальном четырехтомном изд. под тем же названием.
С сер. 20 в. в США, ряде стран Зап. Европы стали широко проводиться иссл-я соц-и и психологии массовых соц. движений (теоретики Р. Хеберле, Г. Лассуэлл, Ж. Эллюль и др.). Однако когда в 1960-е гг. эти разработки вышли на возможность реального и эффективного манипулирования массовым поведением, их рез-ты перестали публиковаться в открытой науч. печати.
Лит.: Маркс К,, Энгельс Ф. Нем. идеология // Соч. Т. 3; Лебон Г, Психология народов и масс. СПб., 1986; Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1914; Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.; Л., 1925; Лебон Г. Психология толпы. М., 1998; Култы-гин В. П. Классическая соц-я. М., 2000; Фуко М. Ненормальные. СПб., 2004; Лу-ман И. Реальность масс-медиа. М., 2005; Бурдье П. Сои. пространство: поля и практики. СПб., 2007; Он же. Соц-я соц. пространства. СПб., 2007; Homans G.C. The Human Group. New Brunswick, 1950; Eliule J. Les propagandas. P., 1971; Homans G. C. Social Behavior. Its Elementary Forms, N.Y., 1974.
В.П. Култыгин
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ - специально организованные гр. для оказания влияния на официальных гос. должностных лиц: законодателей, судей, администраторов. Теория группового давления возникла в нач. 20 в. в США. Родоначальником теории Т.д. считается амер. политолог А. Бентли, изложивший ее основы в кн. «Процесс гос. управления». Предложенная им конструкция Г.д. сводится к след.: процесс управления экон. развитием и обществ, делами в конечном счете опред. интересами влиятельных гр. разл. степени активности. Поскольку интересы гр., как правило, не совпадают, между ними возникает противоборство. Оно принимает форму давления на законодательную, исполнительную и судебную власти. Создаваемое при этом равновесие групповых давлений якобы придает устойчивость обществ, структурам. Следовательно, сущность гос. управления, по Бентли, заключается
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
в искусном соединении и нивелировании групповых интересов. Гр. интересы проявляются через полит, объединения, к-рые организуются в партии и объективируются через систему управления на всех его уровнях.
В США официально оформленные Г.д. представляют осн. соц. категории граждан: влиятельных бизнесменов, служащих, рабочих, фермеров, промышленников, финансистов, военнослужащих и т.д. Полит, штабы этих гр. располагают общим фондом для давления на официальных гос. должностных лиц.
Деятельность Г.д, проявляется на всех уровнях реализации полит, процесса в таких странах, как Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, Италия, Канада. Во всех этих странах ученые изучают формы и способы давления на аппарат власти,
Франц. политолог Ж. Мейо в основу определения Т.д. кладет три гл. фактора:
1) наличие устойчивых связей во взаимоотношениях между членами гр.; 2) чувство коллективной солидарности; 3) общность интересов и целей, стабилизирующих деятельность тр. Во Франции существует неск. тыс. органов, полуофициально осуществляющих связи между гос-вом и заинтересованными гр., как правило, на уровне центрального управленческого аппарата. Типичными способами воздействия Г.д. на деятельность аппарата власти явл.: I) непосредственное выдвижение своих ставленников в органы власти, напр. в кач-ве парламентария, члена кабинета или функционера адм. аппарата;
2) участие членов гр. в работе парламентских комиссий, подкомиссий, ассоциаций, в межведомственных комитетах и службах; 3) поддержание личных «приятельских» контактов между заправилами бизнеса и гос. чиновниками на местах.
Лит.: Миме Р. Властвующая элита. М., 1959; Брэбан Г. Франц. адм. право. М., 198S; Бурдье П. Соц-я политики. М., 1993; Allum P. Les groupes de pression en Italie // Revue franc, de science politique. 1980. V. 30. No. 5; Beer S.H. Modern British Politics: Parties and Pressure Groups in the Collectivist Age. N.Y.; L, 1982; Thorburn H.Y. Interest
Groups in the Canadian Federal System. Toronto, 1985; Wootton G. Interest Groups: Policy and Potties in America. N.Y., 1985.
: ■ СВ. Боботов
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ - возникло в нач. 20 в. как реакция на позитивистский и сциентистский тип мышления. Соц.-истор. корни и идейные истоки Г.н. в с. обусловлены кризисом буржуазной цивилизации и банкротством либеральных иллюзий, когда остро встали проблемы «дегуманизации» чел., овеществления (реификации) и отчуждения чел, отношений. Представители Г.н. в с. вдохновлялись борьбой против исключения из науки «чел. фактора», проблемы чел. как субъекта, практически оценивающего и придающего смысл отношению чел. к действительности. Разновидностями Г.н. в с, считаются социология феноменологическая, а также аналитическая школа в социологии Ф. Знанецкого (У. Томас, Р. Макайвер, Г. Беккер и др.). Примыкают к Г.н. в с. также совр. субъективистские школы: этнометодология, интеракционизм символический, соц. драматургия и др.
Сильными сторонами Г.н. в с. явл. критика позитивизма, объективизма, сциентизма. Представителями Г.н. в с. была поставлена важная проблема познания внутреннего, духовного мира соц. активных индивидов, проблема субъективной стороны деятельности социальной, понимания действующим индивидом смысла и значения собственного поведения. Гл. акцент был сделан на активной, конструирующей мир, созидательной стороне чел. познания. Сознание, непосредственные мотивы и цели действующего индивида становятся гл. объектом и критерием истинности соц. познания. Но, замыкая проблемы соц. познания в индивидуальном знании, Г.н. в с. не учитывает, что само сознание объективно детерминировано, что без познания его внешней обусловленности объективным миром невозможно верно
Д
ДАННЫЕ НЕЧИСЛОВЫЕ - совокупность матем. конструктов и соотношений между ними, отражающая интересующую исследователя эмпирическую систему с отношениями (см. Измерение в социологии), но не являющаяся совокупностью действительных чисел. Д.н. широко распространены в социол. иссл-ях. Это объясняется тем, что матем. соотношения между действительными числами часто не явл. адекватным отражением соотношений между интересующими социолога эмпирическими объектами. Примерами Д.н. могут служить: совокупность величин, полученных по шкалам, тип к-рых ниже типа абс. шкалы (см. Шкала); частично упорядоченные множества (т.е. такие совокупности величин, для к-рых хотя и имеет смысл отношение порядка, но определено это отношение не для всех пар элементов совокупности; графы); рез-ты ранжировок респондентами предлагаемых им объектов; рез-ты попарного сравнения объектов; разбиение множества объектов (т.е. представление его в виде системы подмножеств, не имеющих попарно общих точек); толерантность (отличается от разбиения тем, что множества рассматриваемой системы могут пересекаться из-за нетранзитивности отвечающего этой системе бинарного отношения). Нечисловой характер социол. данных вызывает необходимость использования для их лнализа отвечающего каждому виду данных матем. аппарата.
Лит.: Анализ нечисловой информации з социол. иссл-ях. М., 1985; Jacoby W.G. Data Theory and Dimensional Analysis // Quantitative Applications in the Social Sciences. A Sage University Papers Series. V. 78. 1991.
Ю.Н. Толстова
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - био-логизаторские течения кон. 19 — нач. 20 в. в обществ, науках, пытавшиеся свести законы развития об-ва к биол. закономерностям естеств. отбора, выживания наиб, приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т.п. Центральная идея Д.с, — попытка доказать, что в основании соц. структуры лежат природные способности чел. Любое социол. положение не должно противоречить естествен но-научным законам, управляющим чел. природой. Но конкр. состав законов и их понимание не были неизменными в Д.с. и определялись не столько развитием биологии как науки, сколько соц.-полит, симпатиями и устремлениями представителей данного направления. Это порождало противоречивое многообразие его версий, к-рые использовались для поддержки широчайшего спектра полит, идей — от воинствующего консерватизма до анархизма и социализма. Еще до Ч. Дарвина Т. Мальтус и консервативные идеологи использовали тезис о «борьбе за существование» для обоснования сохранения традиционной сословной соц. иерархии.
Среди сторонников Д.с. немало представителей либеральных концепций. Дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в обществ, развитии и свободного от гос. вмешательства рыночного капитализма (Г. Спенсер, У. Самнер и др.). Идеи Дарвина о зачатках обществ, инстинкта у животных, об эволюционной полезности мор. поведения и альтруистических кач-в как средств поддержания соц. солидарности (необходимого условия выживания рода) послужили основой др. либерального течения в рамках Д.с. — т.н. эволюционной этики (в Англии Л. Стивен (Сте-
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ
фен), Э. Эванс, У. Клиффорд, У. Бедж-гот, Л. Хобхауз и др.; в России сходные идеи развивал ΙΤ.Α. Кропоткин). По сути это была соц-я, объединяемая задачей объяснить происхождение принципов и привычек нравственного поведения тр. их полезностью для ее единения и выживания.
Средством измерения обществ, полезности мор. (общечел. аспект) и нравственности (групповой корпоративный аспект) считались потребности соц. организма, а не утилитаристское исчисление своекорыстных интересов, сталкивающихся на свободном рынке. Это подразумевало истор. и социол. иссл-е роли мор., а также отрицание абсолютных кодексов нравственности, применимых в каждом истор. об-ве. Прогресс нравственности стал соц. эквивалентом процесса естеств. отбора, «научно» доказывающего, что мор. не только желательна, но и необходима. Вместо экон. «приспособленности» мерой эволюционной ценности у этой ветви Д.с. стала мор. и интеллектуальная «приспособленность», соотв. к-рой мыслилась и новая соц. иерархия.
Беджгот особенно подчеркивал культ., а не индивидуальный характер отбора из соц. вариаций, к числу к-рых относились также новые технологии, открытия, новые полит, ин-ты и т.п. Только об-ва, допускающие известную степень интеллектуальной свободы, открывают путь соц. вариациям — материалу, из к-рого черпает эволюция, возможная только благодаря расширению сферы мор. выбора, не подлежащей вмешательству гос-ва. Эти построения имели целью доказать, что отбор по критерию соц. полезности демократических ин-тов и соотв. полит, практики — гарантия эволюционного прогресса и что либеральный взгляд на мир как на гр. мирно соревнующихся гос-в обоснован. Физическая борьба за выживание понимается как явление, характерное только для примитивных об-в и вытесняемое на поздних стадиях эволюции культ, соревнованием, а право — как высочайшее
выражение мор. инстинкта человечества, а тем самым и эволюционного развития.
Идеи мор. эволюции использовало также социалист, течение в Д.с. (Э. Фер-ри, Р. Макцональд, фабианцы и др.). Это направление подчеркивало относительность понятия «выживание наиб, приспособленных» и его зависимость от характера социума: в эксплуататорском об-ве к числу «наиб, приспособленных» принадлежал бы самый хищный эгоист, социализм же как будущее об-во высшей мор. и рациональности должен вести к тому, что «наиб, приспособленными» окажутся нравственные люди, причем не обязательно из «высших» кл. Особо подчеркивается, что этого рез-та нельзя достичь путем грубой природной «борьбы за существование». Самые полит, опасные версии Д.с. развивали расистские течения в соц-и (Л. Вольт-ман — Германия, Ж. Лапуж — Франция и др.). Они пытались доказать прямую зависимость нравственности, устройства и успешности об-в от природных, физических и умственных свойств, присущих этим расам. Но и в этом пункте Д.с. не однозначен. В Англии основатель евгеники Ф. Гальтон использовал идею разделения об-ва на «приспособленных» и «неприспособленных» для атаки на аристократические привилегии. С его т.з., аристократия, имея высокий соц. статус по рождению, а не вследствие личных достоинств, поощряет развитие праздного и «непродуктивного» типа чел.