рения, в значительной мере тормозит развитие Г. на эмпирическом уровне.
Лит.; Дмитриев А.В. Соц. проблемы людей пожилого возраста. Л., 1980; Условия жизни и пожилой чел, М., 1978; Шапиро В.Д. Чел. на пенсии (Соц. проблемы и образ жизни). М., 1980; Он же. Соц. активность пожилых людей в СССР. М,, 1983; Соц. геронтократия; совр. иссл-я; Сб. М., 1994; Козлова Т.З, Пенсионеры о себе. М., 2001.
В.Д. Шапиро
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ТЕОРИИ — совокупность совр. теорий, согласно к-рым человечество превращается в единую мир. систему, получили широкое распространение в мир. соц-и с 80-х гг. 20 в. Основоположником Г.п.т. явл. нем.-амер. неомарксист И. Валлер-стайн. Он выделяет четыре кл. стран в совр. мире. Ключевые страны, страны «первого мира»: США, Япония, Англия, Голландия, Франция, гос-ва Скандинавии и Германия. Страны юга Европы, такие, как Испания, относятся к полупериферии ключевых стран. Они связаны зависимыми торговыми взаимоотношениями с северными странами, но экономически остаются достаточно застойными. Периферией считаются страны Вост. Европы и большинство стран Азии и Африки. Кроме того, ряд стран явл. аутсайдерами, т.е. вообще выпадают из общемир. системы. Валлерстайн считает, что в рез-те колониализма и соотв. деятельности крупных корпораций страны «первого мира» сформировали развитую мир. экон. систему, в к-рой США, Зап. Европа и Япония стали доминировать в кач-ве ключевых.
Латиноамер. авторы теории зависимости Ф. Кардозо и С. Фуртадо доказывают, что страны «первого мира» поставили себя в такую позицию, в к-рой они могут эксплуатировать ресурсы обществ «третьего мира» в своих собственных целях. Однако нек-рые зап. теоретики считают, что теория зависимости не верна, что процветание ключевых стран не явл, следствием эксплуатации бедных стран. Так, М. Бломстром и Б. Хеттне отмеча-
ют, что ресурсы, получаемые из стран «третьего мира», имеют значительно меньшее значение, нежели процессы индустриального роста, генерируемые внутри самих индустриальных об-в. В работе «Труба позовет» антрополог П. Ворсли заявил, что до наших дней чел. об-во никогда не существовало, т.е. что мир стал единой соц. системой в рез-те разрастания связей взаимозависимости, к-рые в настоящее время затрагивают практически каждого.
Глобализацию соц. отношений следует понимать, прежде всего, как ре-орг-цию времени и пространства в чел. об-ве, но было бы ошибкой считать, что из-за растущей взаимозависимости растет только мир. единство. В наст, время нет никаких реальных указаний на полит, конвергенцию, к-рая преодолела бы конфликтные интересы гос-в в ближайшем будущем. Несмотря на растущую экон. и культ, взаимозависимость, мир. система переполнена разл. неравенствами и разделена нац, границами на гос-ва, имеющие как различающиеся, так и общие интересы (см. Глобализация).
Лит.: Делягин М.Г. Мир. кризис: Общая теория глобализации. М., 2003; Куя-тыгин В.П., Клементьев Д. С. Глобализация соц. процессов в Европе; социол. измерение. М., 2003; Wallerstem I. The-Modern World System. N.Y., 1979; Idem. The Capitalist World Economy. N.Y., 1979; Worsiey P. The Three Worlds of Culture and World Development. Chi., 1984; Blomsirom M., Hettne B. The Development Theory in Transition. The Dependency Debate and Beyond: Third World Responses. L., 1984.
В.П. Култыгин
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - процессы становления более или менее единых общемир. систем в экономике, технологии, информационной среде, а также в сфере культуры. В рез-те таких процессов страны и народы становятся не только взаимосвязанными между собой, но и взаимозависимыми. Глобализм, как считают мн., — это осознание всего мира как единого, общего «места жительства» че-
ГОРОД
ловечества. Именно этим кач-вом Г. отличается от существовавшей мн. столетия системы междунар. связей и отношений. Вместе с тем под глобализмом нередко понимают опред. политику наиб, развитых стран, направленную на навязывание своих систем ценностей и соц. ин-тов слаборазвитым или развивающимся странам.
В ряде док-тов ООН Г. характеризуется появлением: на глобальном уровне рынков валюты и капиталов; новых средств глобализации (Интернет, сотовые телефоны, информационные сети, спутниковое ТВ); новых глобальных орг-ций (Всемирная торговая орг-ция, многонац. корпорации, всемирные сети неправительственных орг-ций); новых глобальных правил и норм (междунар. соглашения по вопр. торговли, услуг, интеллектуальной собственности и т.д.), к-рые имеют обязательную силу для нац. правительств.
Соц. смысл и соц. последствия Г. — противоречивы. Г. как одна из ведущих тенденций совр. мира облапает большим потенциалом стимулирования экон. роста, технол. прогресса, развития информационных систем, явл. источником крупных соц. (и культ.) изменений во мн. странах мира. Она формирует в разных регионах новое, в значительной степени унифицированное восприятие действительности, новый стиль жизни людей, новые ценности и т.о. может способствовать подтягиванию развивающихся стран до уровня совр. цивилизации. Вместе с тем неуправляемая, неконтролируемая Г. несет массу отрицательных последствий, особенно для развивающихся стран. Мн. исследователи обращают внимание на то, что Г. ведет не к выравниванию уровней экон., технол., информационного развития разных стран, а к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами. Так, разрыв в доходах между этими странами за последние 40 лет увеличился почти в 2.5 раза. Особенно велик (и все увеличивается) разрыв в наукоемких производствах и расходах на науч. иссл-я и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР). Но наиб, опасения вызывает Г. непосредственно в сфере соц. отношений и культуры. Экспансия унифицированных образцов поведения, чужеземных культ, обычаев, норм, ценностей угрожает самому существованию множества самобытных нац. и региональных культур, а потому вызывает нередко активную негативную реакцию, неприятие, открытые и многолюдные демонстрации протеста, в т.ч. и т.н. антиглобалистов.
Гл. вопр., к-рый возникает при рассмотрении процессов Г.: не приведут ли эти процессы к такой унификации мир. сооб-ва, к-рая будет означать ликвидацию нац.-культ. многообразия стран и народов? Нельзя отрицать, что такая опасность существует. Вместе с тем существуют и объективные пределы такой унифицированной Г. Они заключаются в устойчивости соц. структур разных народов, их истор. сложившихся культур, в нац. традициях, языке. В социол. лит. последних лет подчеркивается, что задача заключается не в том, чтобы остановить, «запретить» процессы глобализации. Это сделать невозможно да и ненужно. Задача заключается в умелом соединении преимуществ Г. с местными и региональными соц.-культ. нормами и ин-тами, чтобы обеспечить более эффективное управление науч.-техн. прогрессом на местном, нац., региональном и глобальном уровнях.
Лит.: Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000; Бек У. Что такое глобализация? М., 2001; Грани глобализации. Трудные вопр. совр. развития. М., 2003.
Л,If. Москвичев
ГОРОД — дихотомичная деревне, исторически сложившаяся, внутренне дифференцированная, иерархически организованная соц.-терр. подсистема об-ва, характеризующаяся точечной и агломе-ративной концентрацией пространственной орг-ций жизнедеятельности занятого преимущественно нес.-х. трудом нас. В отличие от деревни жизнедеятельность людей в Г. базируется в ос-
ГОСУДАРСТВО
новном на искусственно созданном материально-вещественном комплексе при полной окультурен ности естеств. экологии. В Г. сосредоточена большая ч. промышленного, культ, и духовного производства, адм,-гос. и полит, деятельности, финансового капитала и соц.-инфраструктурных услуг. В своей совокупности все это лежит в основании орг-ции городского нас. в специфическую соц.-терр. общность, являющуюся наряду с сельской и региональными общностями гл. составным элементом соц.-терр. структуры об-ва.
В кач-ве соц.-терр. подсистемы Г. явл. одним из объектных оснований со-циол. метатеории об-ва и объектом соц-и Г., представляющей собой отрасль системы социол, знания и одновременно выполняющей родовые функции по отношению к многочисленным социол. теориям городского цикла.
Г. имеет многоуровневую соц. структуру, дифференцируясь внутренне по размерам и, следовательно, по масштабам концентрации и сложности орг-ции общежития людей; по функциям в соц.-терр. орг-ции об-ва; по ко индексированию и доминантности разд. видов производства и жизнедеятельности людей и по ряду др. объективных признаков соц. структурирования. Вся совокупность городских поселений и агломераций обеспечивает орг-пию их нас. в соц.-терр. общность, к-рая характеризуется большим, чем в деревне, разнообразием трудовой и внепро-изводственной деятельности, вытекающей из него соц. и профессиональной неоднородности, динамизмом соц. мобильности и соотв. спецификой образа жизни нас. Каждый внутренний для Г. тип его соц. орг-ции в свою очередь отличается особенностями соц. структуры и образа жизни и явл. объектным основанием специфических социол. теорий больших Г. и агломераций, средних и малых Г. и т.д.
Каждый Г. имеет в соответствии с его типологической принадлежностью и индивидуальными особенностями природ-но-геогр., материально-вещных и орга-низационно-экон. оснований специфику
свойственной ему поселенческой общности и свой тип проблем, требующих самостоятельного социол. изучения.
Все городские поселения выполняют соц. функции межселенного адм., транспортного, торгового и т.п. обслуживания, явл. системообразующими центрами регионально-терр. расселения. В этом своем кач-ве они — объекты соц-и расселения и планирования экол. среды.
Г. разного типа имеют специфическую архитектурно-планировочную среду, что обусловливает необходимость в частных социол. теориях соотв. ракурса.
Лит.: Вебер М. Город. Пг., 1924; Города на пути в будущее. М., 1987; Г.: проблемы соц. развития. Л., 1992; Соц-я: Основы общей теории / Под ред. Г.В, Остова, Л.Н. Москвичева. 2-е изд. М., 2008.
В.И. Староверов
ГОСУДАРСТВО — полит, ин-т, обеспечивающий установление и поддержание полит, власти. Необходимость полит, власти предопределяется тем обстоятельством, что доступные для освоения индивидами, соц. гр. ресурсы, ценности и иные соц. значимые объекты никогда не безграничны, естеств. стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены соц. определяемые пределы. Подобного рода ресурсы имеют не только материальный характер; к ним относятся также безопасность, доступ к информации, статус, престиж, власть. При отсутствии таких пределов соц. взаимодействия не смогут быть упорядочены и неизбежно будут возникать споры и конфликты, чреватые анархией, распадом соц. систем. Обеспечение пределов требует установления в об-ве властных отношений, власти одних над остальными. Власть должна быть в состоянии определить пределы развитию споров и конфликтов, по достижении их необходимо принять властное решение, к-рое должно восприниматься как обязательное.
В целом власть можно определить как возможность одного субъекта контролировать опред. акты поведения, дей-
ГОСУДАРСТВО
ствия др. субъекта. При этом полит, власть, во-первых, распространяется на все об-во в целом и, во-вторых, только за полит, властью признается право применения всех видов санкций, включая физическое принуждение, лишение собственности, свободы и самой жизни. Однако насилие со стороны полит, власти должно быть легитимным, т.е. признанным и принятым большинством членов данного οδ-ва. Именно легитимность отличает гос. насилие от, напр., насилия бандитов, рэкетиров над предпринимателями и др. видов насилия, к-рому подчиняются не потому, что признают авторитет применяющего насилие, а из-за отсутствия альтернатив.
Г. как соц. ин-т представляет собой уста ношенную в об-ве (институционализированную), легитимную полит, власть. Легитимность (общепризнанность) как база полит, власти может быть основана: 1) на традиции; 2) на исключительном, признанном большинством авторитете (харизме) правителя и 3) на рациональном выборе (М. Вебер). Полит, власть может быть образована разл. путями и по-разному распределяться, быть либо монолитной, либо диффузной. Традиционная типология форм гос. правления отражает след. способы распределения власти: 1) автократия, т.е. господство единоличного правителя; 2) олигархия, т.е. господство немногих привилегированных лиц; 3) демократия, т.е. господство большинства. Аристотель отмечал тенденцию вырождения автократии в тиранию (господство тирана, диктатора), олигархии в плутократию (господство немногих, обладающих богатством) и демократии в охлократию (господство толпы).
В основе такого перерождения лежит существенное изменение при данной форме правления соотношения закона и произвола. Переход от автократии к тирании воплощается в замене законного монарха, чья власть основана на праве наследования, а само правление связано со следованием писаным законам или неписаным нормам и традициям и т.д., тираном, основывающим свое правление на произвольном насилии, не свя-
занном какими бы то ни было нормами. Олигархи превращаются в плутократов, используя гос. власть для преступного обогащения. Охлократия есть господство большинства, не связанное законом, опирающееся на насилие толпы, руководимой демагогом.
Возникновение и роль Г. в об-ве обычно объясняются с позиций теории конфликта (К. Маркс) и функциональной теории. С позиций первой теории, Г. возникло и существует для защиты интересов привилегированных кл., представляет собой «исполнительный комитет» господствующего кл. Исторически во всех об-вах господствующими являлись экон. доминирующие кл. Функциональный подход показывает, что Г. вместе с тем выполняет ряд существенных, решающих для об-ва функций, не связанных по необходимости с кл. структурой, но имеющих решающее значение для поддержания соц. системы в целом.
К числу таких общесоц, функций Г. относится поддержание нормативного порядка. В сложном быстро изменяющемся мире должна быть обеспечена очевидность, предсказуемость поведения контрагентов соц. взаимодействия. Для этого требуется относительно свободная от субъективных, произвольных действий отд. субъектов или соц. структур система объективных норм, санкционированных Г. и обеспечиваемая гос. принуждением. При этом конституционное законодательство призвано обеспечивать упорядоченность полит, процессов, регулировать гос. строительство, уголовное право — определять и подавлять обществ, опасные отклонения, гражданское право — определять и защищать права граждан и соц. гр.
След. функция Г. — устанавливать правила решения конфликтов, постоянно возникающих в об-ве в связи и по поводу распределения обществ, ресурсов или в связи с преследуемыми целями. Устанавливая пределы, ограничения подобным устремлениям, Г. осуществляет роль арбитра, посредника между сторонами с конфликтующими интересами, обеспечивает средства и возможности
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ
для разрешения споров и определения направления соотв. политики.
Весьма важна функция Г. в обеспечении координированного и систематического планирования при решении существенных соц. проблем. В сфере экономики необходимо постоянное наблюдение за возникающими тенденциями с целью предотвращать или смягчать деструктивные процессы (гиперинфляция, массовая безработица и т.д.). Г. должно решать проблемы распределения фондов в соответствии с нац. приоритетами, обеспечивать охрану окружающей среды, перераспределять доходы в пользу соц. необеспеченных, пенсионеров и т.п.
Высокий уровень централизации и контроля необходим для обеспечения внешнеполит. функции Г. — поддержания внешних сношений, заключения дог., соглашений и в необходимых случаях защиты от агрессии.
Лит.: Коркунов Н.М. Русское гос. право. СПб., 1914; Варна шов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1989; Четверит В.А. Демократическое конституционное гос-во: введение в теорию. М., 1993; Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996; Гулиев В.Е., Колесников А, В. Отчужденное гос-во. М., 1999.
A.M. Яковлев
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ (неточный пер. нем. Wohlfahrtstaat или англ. welfare state) — гос-во, в к-ром осуществляется гос. политика, гарантируюшая достаточное соц. обеспечение всем членам об-ва (опирающаяся на специфическую соц.-экон. концепцию). Соотв. уровень жизни для всех возможен только в об-ве, где гос. сектор составляет значительную ч. нац. экономики, позволяющую создать соотв. фонды обществ, потребления. Политика, ориентированная на Г.в.б., фактически проводилась ранее всего в странах «реального социализма» на основе гос. регуляции экономики. Позднее возникло «соц, рыночное хоз-во» в Германии, «соц. партнерство» в Австрии, «концентрированная экономика» во Франции,
«функциональный социализм» в Швеции и др. формы Г.в.б.
Среди предшественников теории Г.в.б. в Германии можно назвать в 1920-х гг. экономистов Ф. Бёме и В. Репке, а в 1930-х гг. В. Ойкена, выступившего за «соц. гос-во» как «самостоятельную мор. ценность». Ойкен сформулировал принципы хоз. политики, опирающейся на комплексный гос. подход к регуляции экономики, основанной на частной собственности, рынке и ответственности предпринимателей за свою деятельность в соответствии с договорами. Идею «соц. рыночного хоз-ва» выдвинул в 1946 А. Мюллер-Армак. Его целью стала самореализация чел., достигаемая через соц. выравнивание для тех, кто не может удовлетворить свои потребности своими силами. Для них Мюллер-Армак предлагал гос. систему соц. страхования, помощи и жилья, доступ для всех к поддерживаемой гос-вом системе всех уровней образования. Основа соц. обеспечения — налоги, взимаемые с конкурентной рыночной экономики, поддерживаемой и регулируемой гос-вом через антимонопольную политику, тарифные соглашения, гарантию миним, заработной платы и т.п.
Экономист и гос. политик Л. Эрхард осуществил идею «соц. рыночного хоз-ва» на практике, поставив целью подъем благосостояния граждан через развитие экономики. Осн. ее двигателем он считал «свободное предпринимательское хоз-во» в условиях конкуренции, предназначенной поощрять всеобщую инициативу и ответственность. Эрхард был убежден, что гос-во не должно вторгаться в рыночный процесс и гасить инициативу соц. пособиями, но служить инструментом экон. политики, «высвобождая новые силы», не допуская развития монополий и участвуя в распределении. Он полагал необходимым поднять уровень жизни тех, кто неспособен принимать участие в производстве, стабилизировал многие цены и тарифы.
В 1967 социал-демократическое правительство отошло от принципов Эрхар-да. Оно стало направлять развитие эко-
ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ
номики и тратить значительно больше на соц. обеспечение. В Великобритании отд. идеи Г.в.б. можно найти у экономиста Дж. Кейнса, предложившего в 1930-х гг. идею гос. регулирования экономики, включающего частичное планирование и стимулирование через рост потребления благодаря увеличению соц. пособий. Придя к власти в 1945, лейбористское правительство К. Эттли провело национализацию Банка Англии и ряда отраслей экономики, что позволило поднять уровень соц. обеспечения и сделать образование и здравоохранение более доступными людям с низким уровнем достатка. В 1950-х гг. руководство лейбористской партии во гл. с X. Нейло-ром по предложению ее теоретика Дж. Стрейчи выступило за идею развития Г.в.б. Среди теоретиков Г.в.б. можно назвать также А. Рюстова и П. Флору в Германии, Р. Харрода и А. Кросс л ера в Англии, Дж. Гэлбрейта, Дж. Бенсмена и А. Видиха в США и др.
Лит.: Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991; Соц. рыночное хоз-во: Словарь терминов. М., 1997; Соц. рыночное хоз-во: что оно означает для Германии и России на рубеже столетий? М., 1998; Харрод Р. К теории экон. динамики. Новые выводы экон. теории и их применение в экон. политике. М., 1999; Eucken W. Staatliche Strukturwandlungen und die Krise des Kapitalismus // Weltwirtschaftliches Archiv. 1932. V. XXXVI; Multer-Armack A. Sociale Marktwirtschaft // Handworterbuch der Socialwissenschaft. Bd. 9. Tub.; Gottingen, 1956; Bensman J., Vidich A.J. American Society: The Welfare State and Beyond. South Hadley, 1987.
■•.;..-. H.T. Кремлёв
ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - разновидность гос-ва, к-рое основывает свою деятельность на принципах соц. справедливости и соц. защиты граждан и проводит соц. ориентированную экон. политику. Понятие.«Г.с» введено в обращение в сер. 19 в. немецким юристом и экономистом Л. фон Штейном. Г.с. следит за тем, чтобы были созданы усло-
вия, позволяющие каждому гражданину получать доходы в зависимости от своего вклада в общественно-полезную деятельность и обеспечивающие возможность безбедного существования тем, кто в этой деятельности участвовать не может.
Одной из гл. целей Г.с. явл. достижение постоянного количественного и качественного роста потребления материальных и культ, благ, всеобщая доступность образования, медицинского обслуживания и соц. обеспечения для всех гр. нас, разрешение соц. противоречий без соц. взрывов и потрясений на основе соц. партнерства и нац. согласия.
Подвергшийся разрушению Советский Союз с т.з. достигнутых им рез-тов реализации соц. политики был одним из ведущих соц. гос-в мира, своеобразным эталоном решения базовых соц. проблем трудящегося нас. В новой демократической России ст. 1 Конституции РФ (1993) содержит положение о том, что «Российская Федерация — соц. гос-во, политика к-рого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел.*. Конституция предусматривает в кач-ве осн. направлений деятельности гос-ва охрану труда и здоровья нас, поддержку семьи, материнства и детства, заботу о пожилых гражданах и инвалидах, установление гос. пенсий, пособий и разл. гарантии соц. защиты нуждающихся в ней слоев нас Реализация положений Конституции РФ возможна только на основе эффективно развивающейся и соц. ориентированной экономики, создающей необходимые предпосылки для обеспечения благосостояния всех гр. нас. и установления соц. мира и согласия в об-ве. Г.с. может рассматриваться как концептуальное положение и конституционный принцип, а также как реальная практика функционирования гос. ин-тов, их нацеленность на решение актуальных соц. проблем разл. гр. нас
Лит.: Каленский В.Г. Гос-во как объект социол. анализа. М., 1977; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Митрохин В.И. Соц. конфликты
ГРУППА
в трансформирующихся об-вах. М., 1996; Иванов В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1998; Осадчая Г.И. Cou-я соц. сферы. М., 1999; Реформирование России: от мифов к реальности. Соц. и соц.-полит, ситуация в России в 2000. М., 2001; Жуков В.И. Российские реформы: соц-я, экономика, политика. М., 2002; Россия формирующаяся: Ежегодник. Вып. 6. М., 2007.
В, Н. Иванов
ГРУППА — множество людей, вещей, объединенных одним или неск. признаками в совокупность. Данный признак (признаки) явл. группообразующим(и).
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - один из осн. видов соц. общностей. Выступает своеобразным посредником между индивидом и об-вом в целом. Внутри Г.с. складывается благоприятная среда для возникновения и развития коллективной деятельности индивидов. Г.с. как основа соц. взаимодействия явл. объектом иссл-я в соц. психологии, соц-и и целом спектре др. обществ, наук. Соц-я выработала свой, отличный от соц. психологии, подход к анализу такого феномена, как Г.с. Специфика социол. подхода заключается в поиске объективных критериев различения гр. Многообразие обществ, жизни продуцирует множественность объективных критериев возникновения Г.с. Различия Г.с. можно обнаружить, напр., в религ,, этнич., полит, характеристиках. Поместив в основу социол. анализа конкр. критерий, соотв. осн. целям и задачам иссл-я, социолог анализирует каждую Г.с, ее соотношение с об-вом, личностями, входящими в нее. Исходя из традиции социол. подхода под Г.с. принято понимать совокупность людей, выделяемых по соц. значимым критериям, к к-рым относятся пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, степень властных полномочий, образование и мн. др. Т.о., Г.с. — это объединение индивидов, обладающих общим соц. признаком, занимающих в социуме опред. место и играющих присущую им роль в обществ.
производстве. Являясь основой соц, взаимодействия, Г.с. выступает как совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентации, устойчивых образцов поведения, благодаря к-рым у индивидов формируется чувство групповой идентичности. Индивидам, входящим в состав Г.с, приписываются опред. роли, функции и связи, что составляет основу соц. интеракции, т.е. взаимодействия. Г.с. есть ключевой элемент соц. орг-ции — об-ва, к-рое в свою очередь представляет собой Г.с. самого высшего порядка.
Г.с. характеризуется рядом признаков:
• устойчивость, продолжительность существования;
• определенность состава и границ;
• общая система ценностей и соц. норм;
• осознание своей принадлежности к данной соц. общности;
• добровольный характер объединения индивидов (для малых Г.с);
• объединение индивидов внешними условиями существования (для больших Г.с);
• способность входить в кач-ве элементов в др. соц. общности.
Термин «Г.с» явл. в соц-и базовым наряду с понятиями «индивид», «об-во».
Гр. большая — устойчивое объединение индивидов, отличающееся большой численностью участников (в ср., свыше 60 чел.). Примерами больших гр. явл. соц. слои, профессиональные, этнич., демогр. и др. общности. Осн. признаками принадлежности к большим гр. явл. соц. статус, национальность, пол, возраст, образование, содержание и характер деятельности. Большая гр. всегда выступает в форме вторичной гр.
Гр. вертикальная — совокупность индивидов с разл. соц. статусом, из разл. соц. слоев.
Гр. взаимопомощи — самоорганизация индивидов, имеющих общие проблемы и организующих встречи для их решения.
%
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ
Γρ. внешняя (out-group) — нек-рое множество гр., к к-рым индивид не принадлежит и членом к-рых не явл. Представители аутгрупп рассматриваются индивидом как «не мы», «др.», «чужие», «они». Отсутствие группового интереса с представителями аутгрулп способствует формированию у индивида чувства группового отчуждения и дезинтеграции.
Гр. внутренняя (in-group) — нек-рая совокупность гр., в отношении к-рых индивид чувствует свою принадлежность, идентифицируя себя с др. членами данной соц. общности. В рамках данной совокупности у индивида формируется внутригрупповая идентификация, т.о., что члены гр. расцениваются им как «мы».
Гр. возрастная — совокупность индивидов с одинаковым периодом жизненного цикла, имеющих схожие интересы и жизненный опыт.
Гр. вторичная — общности, связанные между собой внешней связью, оказывающей существенное влияние на поведение индивидов. Во вторичных гр. соц. контакты носят безличный характер. На фоне четко прописанных соц. ролей все контакты во вторичных гр. функционально необходимы и важны. Вторичные гр. практически всегда содержат в себе нек-рое число первичных гр.
Гр. горизонтальная — объединение индивидов с одинаковым соц. статусом, принадлежащих к одной соц. страте.
Группа давления (лобби) — объединение индивидов, организованное для защиты или достижения общих целей с помощью давления на полит, власть. Гр. давления характеризуются тремя осн. признаками; I) способностью существующих в орг-ции латентных гр. в условиях возникновения общего интереса превратиться в гр. по интересам и начать борьбу за их лоббирование; 2) способностью защищать не только материальные интересы, но и выступать адвокатами в мор. проблемах. Т.о., трудно отличить гр. давления от обществ, движения; 3) возможностью воздействовать на публичную власть через посредников (др. гр., имеющие более свободный доступ к гр., на к-рые направлено давление), ис-
пользуя разл. средства (напр., деньги, властные полномочия).
Гр. естеств. — гр., создавшаяся спонтанно и изучаемая в естеств. условиях в отличие от экспериментальной гр.
Гр. по интересам — совокупность индивидов, объединившихся для реализации общих групповых интересов.
Квазигруппа — реально существую
щая совокупность людей, выделяемая на
основе поведенческих признаков. Пред
ставители данной соц. общности объ
единяются общими условиями существо
вания случайным образом без устойчи
вой цели взаимодействия. Квазигруппы
чаще всего существуют непродолжитель
ное время, после чего либо окончательно
распадаются, либо трансформируются в
устойчивые Г.с. при опред. благоприят
ных условиях. Квазигруппы сочетают
черты как реальных, так и номинальных
гр., поэтому они занимают пограничное
положение между этими соц. общностя
ми. Квазигруппы выделяются по след.
характеристикам:..,