Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глобализационных процессов теории 3 страница




Инстинктивистское течение в Д.с. считало расу и нацию продуктом некое­го духовного единства и коллективной истор. памяти. Концепция инстинкта ох­ватывала и «групповой разум» (У. Мак-Дугалл), в к-ром инстинкт в ходе эволю­ции облагорожен интеллектом, и фено­мены «толпы», «орды» и проч. (У. Трот-тер, Г. Лебон, Г. Уоллес и др.). Либералы видели в понятии «инстинкт» лишь сред­ство смягчения чрезмерно рационали­стических, утилитарных теорий соц. дей­ствия. В осн. же понимание инстинкта как выражения иррационального в кол­лективном поведении в Д.с. было осно­вой для рассуждений о роли расовых раз-



ДВИЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ


личий, об иррациональном в цивилиза­ции и в соц. эволюции, для критики де­мократии как наиб, благоприятной сре­ды для проявления инстинктов. В наст, время по сравнению с кон. 19 — нач. 20 в. влияние идей Д,с, существенно снизилось. Тем не менее мн. идеи Д.с. (как, напр., идеи социокульт. адаптации, отбора и др.) имеют не только истор. ин­терес. Они живут в функционализме, со-циобиологии, сравнительной этологии.

Лит.: Гофман А.Б. Семь лекций по ис­тории соц-и. М., 1995; Стефен Л, Этика и борьба за существование. СПб., 1995; Беленький И.Л. Роль географического фактора в отечественном историческом процессе. М., 2000; Jones G. Social Darwinism and English Thought. Brighton, 1980; Haw Rins M. Social Darwinism in European and American Thought 1860—1945: Nature as Model and Nature as Thread. L., 1997; Dickens P. Social Darwinism: Linking Ideology Evolutionary Thought to Social Theory. Phil., 2000.

AJt. Ковалев

ДВИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ -

объединение индивидов, принадлежа­щих к опред. нац. гр. (общности) в целях изменения (улучшения) ее положения в об-ве.

Д.н. выражает в широком смысле ко­ренные интересы всей гр. или во всяком случае ее большинства. По своему соц. составу и полит, ориентациям Д.н. неод­нородны, но борьба за реализацию ко­ренных (общих) для всех интересов кон­солидирует их.

Д.н, в кач-ве обязательных целей и лозунгов выдвигают защиту прав того или иного народа, расширение его до­ступа к власти и контроля за ресурсами. Нек-рые Д.н. выступают с требованиями изменить адм. статус своей территории, а иногда и границы.

Антивизация Д.н. связана с конкр. истор, условиями (дискриминация, опас­ность потери к.-т. привилегий или появ­ление возможностей получать новые).

Нередко ориентирами Д.н. становят­ся националистические лозунги и требо-


вания. От проповедей нац. самобытно­сти их лидеры переходят к пропаганде идей нац. исключительности и этноцен­тризма.

В ситуации радикальных обществ, трансформаций и кризиса Д.н. выступа­ет как способ групповой самоорганиза­ции, создающей и реализующей возмож­ности сохранения и защиты нац. иден­тичности.

Лит.: Жириков А.А. Этнич. факторы по­лит, стабильности. М., 1995; Тишков В.А. Этнология и политика. М„ 2001; Смир­нова С.К. Феномен Удмуртии. Этнопо­литическое развитие в контексте постсо­ветских трансформаций. М.; Ижевск, 2002; Соц. неравенство этнич. гр.: пред­ставления и реальность. М., 2002.

В.Н. Иванов

ДВИЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ -

массовые организованные действия представителей тех или иных соц. слоев и гр., направленные на достижение соб­ственных корпоративных интересов. Це­лью применения может быть достиже­ние реального равноправия, улучшения условий труда и жизни, возрождения нац. культуры и т.п.

Обществ, движение может приобре­сти полит, характер, если оно связано с поддержкой тех или иных полит, партий (или полит, лидеров) или требованиями к гос. власти. Последние могут приобре­тать протестный характер и проходить в форме митингов, забастовок, пикетиро­вания и т.д.

Д.о. выходит за рамки групповых (корпоративных) интересов, когда пре­следует общенац. или др. глобальные це­ли (движение за мир, движение зеленых и т.д.). В этом случае соц. база Д.о. име­ет тенденцию к расширению по мере то­го, как преследуемые им цели получают все большую поддержку.

Лит.: Ханинов А. Т. Интересы как фор­ма обществ, отношений. Новосибирск, 1987; Обществ.-полит, движения // Ос­новы соц-и. М., 1992; Шварценберг Р.-Ж. Полит, соц-я. М., 1992; Анохин М.Г, Полит, системы: адаптация, динамика, устойчи-



ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА


вость (теоретико-прикладной анализ). М., 1996; Социол. энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.Я. Иванов. Т. 1. М., 2003.

В.Н. Иванов

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА -

введенное в науч. оборот X. Ортега-и-Гассетом понятие, под к-рым понимает­ся процесс устранения из произведения искусства того, что он считал, пользуясь терминологией Ф. Ницше, «слишком чел.», ориентированным на обычный способ восприятия, предполагающий воспроизведение жизни «в формах са­мой жизни*. Оно широко применяется как при эстетическом, так и при социол. анализе авангардистски- модернистских течений искусства 20 в.

В наст, время толкуется двумя диамет­рально противоположными способами в зависимости от положительной или отри­цательной оценки соотв. процессов и тен­денций в искусстве 20 в. Источником ис­тинно эстетического восприятия, в отли­чие от «обыденного», явл,, согласно кон­цепции Д.и., пето, «что» воспроизводится в произведении, а то, «как* оно воспроиз­водится, точнее: конфликт, разрыв между этими «что» и «как». Этот факт и был гипертрофирован «новым», по термино­логии Ортеги-и-Гассета, авангардистски-модернистским искусством, стремящим­ся извлечь максимум эстетического на­слаждения из процесса преодоления этого «что» — объекта, заимствованного из жиз­ни, с помощью «как» — фантазии «нового художника», последовательно преодоле­вающего в своем произведении все «чел.» (непосредственно явленные «обычному» восприятию) свойства эстетически пре­образуемой им действительности. Под­линное «эстетическое освоение» реально­сти, к-рое согласно концепции Д.и. до­ступно лишь немногим приверженцам «нового искусства», оказывается, т.о., по­следовательным «обесчеловечиванием», «расчеловечиванием» живой жизни, ли­шением ее присущих ей форм: эстетиче­ское и гуманно-человеческое оказывают­ся на противоположных полюсах.

В рамках ортегианской концепции, отразившей первые, хотя и решающие


шаги авангардистски-модернистского искусства 20 в., предполагалось сохране­ние к.-т. остатков исходной, обыденно-человеческой реальности. Однако по­след, развитие как самого этого искусст­ва, так и концепции Д.и. вело к полному устранению «второго полюса» из «эсте­тической реальности». Критика концеп­ции Д.и., изначально вдохновляющаяся идеалами человечности искусства, не всегда, однако, оставалась свободной от крайностей, свидетельствующих о нега­тивной зависимости от критикуемого объекта. В противоположность идее ус­ловности искусства, гипертрофируемой у Ортеги-и-Гассета, зачастую выдвигал­ся тезис о его «безусловности», хотя, как известно, искусству вовсе не свойствен­но прямо отождествлять свои образы с формами воспроизводимой им жизни.

Лит.: Давыдов Ю.Н. Искусство и эли­та. М, 1996.

Ю.Н. Давыдов

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

(франц. disintegration — распад, расщеп­ление) — процесс распада соц. структур и целостных соц. систем, Д.с, может быть вызвана внутренними причинами (рассогласование режимов функциони­рования элементов (компонентов) соц. структур, утеря механизмов соц. контро­ля, деформации управления, непроду­манное соц. реформирование и др.), так и внешними по отношению к соц. систе­ме возмущающими действиями (угроза­ми): природными катаклизмами, внеш­ними конфликтами, войнами и т.д. В первом случае для социол. анализа бо­лее важны диахронические характери­стики, во-втором — синхронические.

При процессе Д.с. в связи с наруше­ниями отношений, взаимодействия меж­ду элементами и структурами соц. систе­мы эти элементы и структуры, хотя и продолжают сохранять свои коренные кач-ва, но теряют реляционные, т.е. сис-темоприобретенные, свойства. В рез-те система начинает терять свою целост­ность и устойчивость, т.е. безопасность, при сохранении всех своих элементов, В ней резко интенсифицируются про-


ДЕЙСТВИЕ АФФЕКТИВНОЕ


цессы, носящие энтропийный характер, нарастает дезорганизация всех структур­ных компонентов системы. Разл. виды нарушений в ценностно-нормативной системе об-ва (ценностный «вакуум*•, низкая степень воздействия норм на ин­дивидов, амбивалентность нормативных предписаний и др.) характеризуются как состояние аномии.

При ослаблении зашитных механиз­мов, отсутствии адаптивных трансфор­маций состояние Д.с, может привести к «прогрессирующей» деградации и полно­му распаду данной соц. системы. Об-во должно выработать механизмы, способ­ные удержать соц. систему в целостном состоянии, приостановить и повернуть вспять процессы Д.с. к прогрессирую­щей соц. интеграции. Одним из таких механизмов явл. выработка правительст­вом законодательных актов, к-рые на основе разработанных соц. технологий и интенсификации деятельности всех офи­циальных ин-тов и структур гражданско­го об-ва способны блокировать негатив­ные тенденции. Интенсификация дея­тельности структур гражданского об-ва усиливает открытость данной системы, способствует выработке норм поведения, ценностных ориентации, адекватных но­вым условиям. Эти нормы и ориентации защищают прогрессивные слои, среди них и вновь возникшие, от произвола властей, препятствуют самоизоляции соц. системы во всех областях обществ, жиз­ни, в т.ч. и в среде междунар, отношений, ставят заслон тоталитаризму и губитель­ной для об-ва политике чрезмерной авто-номизации и регионализации.

М.В. Романенко

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ (от франц. des -отрицание, information — сообщение) — понятие, используемое в обществ, науках: искаженное отражение разл. сторон соц. действительности, процесс распростра­нения подобных искаженных сообще­ний. Различаются два вида Д. Первый — неумышленная Д. — имеет объективный характер и объясняется недостатком фактов, цифр и т.д., неправильной оцен­кой тех или иных событий, явлений.


Второй — сознательная Д. — рез-т осо­знанного извращения разл. сторон соц. действительности в полит., идеол. и иных целях. Расширение гласности и уг­лубление демократизации об-ва сужает базу для возникновения Д., но не унич­тожает ее окончательно. Именно поэто­му правовое гос-во должно принимать специальные законодательные акты, обеспечивающие защиту от Д. как всего об-ва в целом, так и каждого отд. граж­данина.

B.C. Коробейников

ДЕЙСТВИЕ АФФЕКТИВНОЕ - дейст­вие, определяющей характеристикой к-рого явл. опред. эмоциональное со­стояние субъекта: захватившая его лю­бовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги. Понятие «Д.а.» было введено М. Вебе-ром для определения выделенного им типа действия социального, к-рый наряду с целерациональным, ценностно-рацио­нальным и традиционным типами вхо­дит в веберовскую типологию деятель­ности. В отличие от целерационального поведения и подобно ценностно-рацио­нальному Д.а. имеет свой смысл не в достижении к.-л. внешней цели, а в оп­ределенности (в данном случае чисто эмоциональной) самого этого поведе­ния, его характера, одушевляющей его страсти (аффекта). Гл. в таком дейст­вии — стремление к немедленному (или макс, быстрому) удовлетворению стра­сти, владеющей индивидом: вожделения, стремления отомстить, желания «снять напряжение» и проч. По Веберу, такое поведение находится «на границе» ос­мысленного и сознательно ориентиро­ванного чел. действия. Однако именно его «пограничный характер*, обозначаю­щий «предельный случай» реального чел. поведения, к-рый никак не может быть предложен в кач-ве общеобязатель­ного образца, позволяет Веберу теор. сконструировать соотв. идеальный тип соц. действия. Он фиксирует меру его миним, осмысленности, за к-рой дейст­вие перестает быть соц., чел.



ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ


Лит.: История теор. соц-и: В 4 т. Т. 1. М., 1998; Девятко И.Ф. Социол. теории деятельности и практической рацио­нальности. М., 2003.

ЮН. Давыдов

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - про­стейшая единица соц. деятельности; по­нятие, введенное в соц-ю М. Вебе ром для обозначения действия индивида, на­правленного на разрешение жизненных проблем и противоречий и сознательно ориентированного на ответное поведе­ние людей. Согласно Веберу осн. при­знаком социальности действия явл. субъективное осмысление индивидом возможных вариантов поведения людей, вступивших во взаимодействие с ним. Сознательную ориентацию субъекта дей­ствия на ответную реакцию на его пове­дение со стороны др. участников взаи­модействия Вебер определял с помощью понятия «ожидание», к-рое впоследст­вии активно использовал Т. Парсонс. Действие, не содержащее такого ожида­ния, а также импульсивное действие, по Веберу, не явл. Д.с, (действие, совершае­мое чел. в толпе в рез-те неосознанного «подражания» или «заражения» общим настроением, явл., по его мнению, пред­метом изучения не соц-и, а психологии). При этом Вебер признавал, что провести четкую границу между осознанной и не­осознанной ориентацией индивида на поведение людей можно лишь теорети­чески, рассматривая понятие «Д.с.» в кач-ве идеального типа, модели целена­правленного действия индивида, пред­полагающего возможную реакцию окру­жающих.

Согласно своей теории Вебер выделял след. типы Д.с: целерациональное, цен­ностно-рациональное, аффективное, тра­диционное, классификация к-рых осно­вана на учете меры и степени рациональ­ности в действии. Акцент на сознатель­ности Д.с. позволял Веберу определять Д.с. индивида в кач-ве причины Д.с. др. людей. Это отличало его подход от пози­ций Г. Лебона и Г. Тарда, а также от кон­цепций Д.с, рассматривающих чел. как следствие соц. процессов, но не как их


причину (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм, др. сторонники реализма социологи­ческого).

Дальнейшее развитие веберовская концепция Д.с. получила у Парсонса, к-рый включил ее в общую теорию соц. поведения чел. Он считал Д.с. элемен­том «системы чел. действия», в к-рой понятие «действие»- сближается с поня­тием «поведение». «Сознательность» действия рассматривалась Парсонсом как следствие опред. работы механизма чел. сознания, ставящего сознательное в зависимость от бессознательного. Ори­ентация индивида на Д.с. др. людей была поставлена у него в зависимость от механизмов «институционализации» ценностей и «образцов» культуры, пре­вращающихся в принудительные нормы поведения. Т.о., «общая система чел. действия», включающая «соц. систему», «систему личности» и «систему культу­ры», предстала как «система детермина­ций», преврашающих субъект Д.с. из активной причины опред. соц. процес­сов в пассивное следствие механизмов (соц., социокульт., глубинно-психологи­ческих), обусловливающих чел, поведе­ние. В тех случаях, когда Парсонс пе­реходил от «системного» (структурно-функционального) объяснения Д.с. к его «понимающему» истолкованию, он вступал в противоречие с общим мето-дол. принципом своего теор, построе­ния, в рамках к-рого он «интегрировал» понятие «Д.с».

Понятие «Д.о играет основопола­гающую роль в социол. концепции франц. социолога А. Турена, трактую­щего его как действие, совершаемое при создании материальных и нематериаль­ных ценностей в процессе коллектив­ного труда. Для обозначения субъекта действия Турен вводит понятие «истор. субъект», толкуемое как «структура соц. отношений труда». Турен не только ви­дит в Д.с. отклик на опред. ситуацию, но и полчеркивает его смыслообразующий и новаторский характер, благодаря к-рому создаются новые соц. связи, ин-ты и т.п. Согласно Турену отчуждение, конфликт кл., бюрократические отношения, воз-



ДЕМОГРАФИЯ


никающие в процессе трудовой деятель­ности, явл. Д.с. Дальнейшее развитие понятие «Д.с.» получило в социол. кон­цепциях Ф. Знанецкого, Р. Макайвера, Г. Беккера, Ю. Хабермаса.

Лит.: Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991; Девятко И.Ф. Социол. теории деятель­ности и практической рациональности. М., 2003; Parsons Т. The Social System. Ν. Υ., 1951; Weber Μ. Soziologische Grundbegrifte // Weber Μ. Gesairimelte Aufsatze zur Wiissenschaftslehre. Tub., 1951; Towards a Sociology of Action // Positivism and Sociology. L., 1974.

Ю.Н. Давыдов, В. Η. Фомина

ДЕМОГРАФИЯ — наука о законах вос­производства нас. в их обществ.-истор. обусловленности. Ведет свое нач. с 1662, когда в Лондоне была издана книга Дж. Граунта (1620—1674) «Естественные и полит, наблюдения, упомянутые в прилагаемом перечне и сделанные на основе бюллетеней о смертности», в к-рой он первым обнаружил наличие за­кономерностей в демогр. процессах. На­именование науки Д. ввел в употребле­ние француз А. Гийяр (1799—1876) в кн. «Элементы чел. статистики, или Срав­нительная демография» (Париж, 1855), в к-рой он определил Д. очень широко: как «естеств. и соц. историю чел. рода» и как «матем. познание чел. популяций, их общего движения, их физического, граж­данского и мор. состояния».

Д. изучает закономерности явлений и процессов, из к-ры.х в совокупности складывается процесс воспроизводства нас. (рождаемость, смертность, брач-ность), половозрастную и брачно-семей-ную структуры нас, их зависимость от условий жизни, особенностей культуры, факторов природной среды и др. На этой основе Д. познает законы (причи­ны) уровня и динамики демогр. процес­сов, разрабатывает прогнозы будущей численности и состава нас, а также ме­ры по управлению демогр. процессами.

До сер. 20 в. Д. развивалась в осн. лишь как статистика нас (демогр. стати­стика). Однако по мере расширения и


углубления иссл-й Д. становится все бо­лее комплексной наукой; внутри нее, а также на стыках с др. науками формиру­ются разделы Д.: демогр. статистика, ма­тем., экон., истор., этнич., медицинская, военная, социол. и др. Д, Каждая из этих субнаук имеет свой круг вопр. в изучении общего предмета иссл-й Д. — воспроизводства нас.

Так, демогр. статистика разрабатыва­ет методы стат. наблюдения демогр. яв­лений и процессов, сбора и обработки первичных данных. Она использует ме­тоды стат. теории в прил. их к исслед. предмета Д.

Матем. Д. исследует количественные закономерности и взаимосвязи демогр. процессов, используя теорию вероятно­стей, моделирование и др. матем. мето­ды; экон. Д. изучает влияние экон. про­цессов на демогр. процессы; истор. Д, — демогр. процессы в разл. истор. эпохи, а также историю развития самой науки Д.; этнич. Д. — этнич. особенности демогр. процессов; социол. Д. — взаимодействие соц. и демогр. развития как целого и ч., а также демогр. поведение личности и семьи (т.е. соц. ценности и нормы, фор­мирующие демогр. потребности, уста­новки, мотивы, планы, решения и дей­ствия, имеющие в итоге опред. демогр. рез-ты). Число детей в семье и сроки их рождения, выбор супруга, вступление в брак или отказ от него «до лучших вре­мен», формы заключения и расторжения брака, поддержание здоровья или жерт­вование им во имя др. ценностей — все это в немалой степени рез-ты выбора чел. линии поведения, образа жизни в зависимости от принадлежности его к той или иной соц. (референтной) гр., его ценностной ориентации. Поэтому в Д. все шире используются методы соц-и и соц. психологии.

Лит.: Борисов В.А Перспективы рож­даемости. М., 1976; Антонов А.И. Соц-я рождаемости. М., 1980; Население мира: Демогр. справочник. М., 1989; Анто­нов А,И, Микросоциология семьи. М,, 199S; Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. 4-е изд. М., 2006; Он же. Де­мографическая дезорганизация России:



ДЕМОКРАТИЯ


1897—2007: Избранные демографиче­ские труды. М., 2007.

В.А. Борисов

ДЕМОКРАТИЯ (греч. demokratio, de­mos — народ, kratos — власть; буквально — народовластие) — форма гос. устройства, при к-рой нар. правление большинства нас. осуществляется в интересах боль­шинства и с помощью большинства. Впервые демократический гос. строй был осуществлен в Др. Греции в Афинах в 7 в. до н.э.

В наст, время демократические фор­мы управления реализуются в широком спектре полит, свобод правового гос-ва. Признаки демократического процесса: равенство всех людей независимо от на­циональности, пола, вероисповедания; неотчуждаемые и неотъемлемые права личности; свобода слова, печати, полит, ориентации; всеобщее и равное избира­тельное право; выборы органов законо­дательной и руководителей осн. органов исполнительной власти от президента страны до органов самоуправления; под­отчетность властных структур перед об-вом; разделение властей на законода­тельную, исполнительную, судебную.

Важнейший компонент Д. — гражд.
об-во, т.е. совокупность ассоциаций
разл. типа, сочетающих в себе публич­
ные и частные интересы и осуществляю­
щих связь гос-ва и личности на основе
партнерских отношений. Гражд. об-во
представляет собой совокупность само­
организующихся демократических
ин-тов, дополняющих и контролирую­
щих деятельность гос-ва. Степень и ха­
рактер участия граждан в управлении
об-вом в значительной мере опред. уро­
вень демократизации страны, ее полит,
жизнь и полит, культуру.

Развитию принципов народовластия противостоит в совр. об-ве сосредоточе­ние и усиление экон. влияния в руках крупных, в т.ч. междунар., корпораций и картелей, и на этой основе возникнове­ние плутократической модели власти. Разгул междунар. терроризма и преступ­ности ведет к востребованности «силь-


ной руки* и появлению теории ограни­ченного авторитаризма, ограниченной Д.

Различают неск. разновидностей де­мократического устройства об-ва. Д. парламентская — широко распростра­ненная форма представительной Д., Д. участия, при к-рой избираемая нас. за­конодательная власть представлена зако­нодательным собр. (парламентом). За­конодательное собр. может быть одно­палатным (Швеция, Новая Зеландия, Монголия); в большинстве стран — двухпалатным (в России — Совет Феде­рации Федерального Собр. РФ и Гос. Дума РФ). Законодательному собр. не свойственны функции гос. управления и верховного арбитража: все ветви власти равны и независимы друг от друга.

Президентская республика — форма демократического гос. устройства, при к-рой президент как гл. гос-ва наделен­ный конституцией страны широкими полномочиями, опред. осн. направления внутренней и внешней политики гос-ва и обеспечивает согласованное функцио­нирование и взаимодействие органов гос. власти. Президент в соответствии с конституцией избирается либо всена­родным голосованием, либо парламен­том, либо к.-л. особым ин-том (напр., Съездом нар. деп. в СССР).

Д. плебисцитарная — форма прямой Д., прямого полит, волеизъявления: пле­бисцита и референдума. Считается, что плебисцит проводится по вопр., лежа­щим за пределами конституционного поля, а референдум — в его пределах. Недостатки этой формы Д.: необязатель­ность решений, изменчивость обществ, мнения, возможность манипуляции этим мнением.

Д. представительная — разновид­ность демократической полит, орг-ции гос. власти посредством избрания пред­ставителей об-ва в законодательные и др. выборные органы власти всех уров­ней. Появление этой формы Д. обуслов­лено невозможностью прямого участия.

Д. прямая — наиб, полная форма участия об-ва в политике на всех ее уровнях: в гос. ин-тах власти, в партиях, движениях и др. обществ, орг-циях.



ДЕРЕВНЯ


Прямая Д. была типична для новгород­ской, псковской вечевой Д. в России, предполагавшей собр. (сход) граждан для решения общих дел и принятия за­конов. По мере увеличения разл. форм ассоциаций прямая Д. уступала место представительной. В наст, время прямая Д. сохранилась в небольших по размеру коллективах. Формой непосредственной Д. в опред. мере можно считать также митинги, шествия и т.д.

Д. процедурная — комплекс полит, технологий, обеспечивающих существо­вание и развитие демократических ин-тов. Д. процедурная выступает как организационная форма демократиче­ского порядка (процедурные правила ра­боты гос. учреждений, нормы и порядок их взаимодействия).

Лит,: Конституция РФ. Гл. 1. Ст. 1—4, 10. Гл. 2; Ленин В.И. Гос-во и революция // Полн. собр. соч. Т. 35; Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1991; Шумпе-тер И. Капитализм, социализм, демо­кратия. М., 1995; Каутский К. От демо­кратии к гос. рабству // Антология мир. полит, мысли: В 5 т. Т. 2. М., 1997; Бек У. Об-во риска. На пути к др. модер­ну. М., 2000; Даль Р. О демократии. М., 2000; Токвмь А. де. Демократия в Аме­рике. М., 2000; Кин Дж. Демократия и гражд. об-во. М., 2001; Российское на­родовластие: развитие, совр. тенденции и противоречия. М., 2005.

СВ. Рогачее

ДЕРЕВНЯ — очень многозначное поня­тие, что обусловлено истор. и цивилиза-шюнно. Во-первых, Д. — истор. сложив­шаяся, парная с г., а потому дихотомич-ная ему, внутренне дифференцированная соц.-терр. подсистема об-ва, характери­зующаяся дисперсно-рассредоточенной социально-пространственной орг-цией жизнедеятельности людей, доминирова­нием в ней природно-географических условий над искусственной материаль­но-вещной средой обитания; связью большинства нас. с аграрно-продоволь-стзенным делом, непосредственной ути­лизацией теллургической энергии, т.е. энергии Земли, энергии Солнца. В этом


кач-ве понятие «Д.» явл. одним из объ­ектных оснований социол. метатеории об-ва, а также целого ряда деятельност-ных общесоциол. теорий, соц-и традици­онных общностей, соц-и урбанизации.

Во-вторых. Д. — специфическая сис­тема дисперсного расселения, в рамках опред. соц. организованной территории, небольших гр. людей, жизнедеятель­ность к-рых органично включена в ес-теств. В этом кач-ве она явл. объектом социол. теорий расселения, орг-ции межселенного обслуживания, соц. ин­фраструктуры, соц. географии и ряда ча­стных дисциплин.

В-третьих, Д. — это опред. тип мало­людного сельского поселения, не имею­щего функций межселенного адм.-управ­ленческого, соц.-инфраструктурного, культ., иде о л.-мировоззренческого и т.п. обслуживания. В этом кач-ве она явл. объектом соц-и локальных сельских общностей, социально-планировочных и иных социально-организационных дис­циплин, частных теорий соц.-истор., со-циоэтнологического, с о ц иоязыковед че -ского и проч. плана.

В кач-ве подсистемы об-ва Д. свойст­венна фундаментальность и истор. ус­тойчивость ее соц. сущности. Соц. сущ­ность Д. выражает единство лежащих в ее основании материальных и нематери­альных комплексов, обеспечивающих системную целостность условий бытия и соц. орг-ции сельского нас, к-рое явл. субъектным воплощением ее существо­вания. Важнейшие среди них:

• комплекс геогр. и природно-клима­тических условий бытия сельского нас, окультурен ность к-рых не нарушает ес-теств. ритмы и циклы живого и расти­тельного мира;

• искусственно созданный на базе первого комплекса и с учетом его со­хранности материально-вещный, в т.ч. поселенческая структура, комплекс бы­тия и развития сельского нас;

• комплекс соц.-экон. (хоз.) и соц.-полит, условий жизнедеятельности и воспроизводства сельского нас;

• комплекс истор. унаследованных и поддерживаемых объективными условия-



ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ


ми бытия соц.-культ. ценностей, духовно­сти, мировоззрения, этических норм об­щежития людей.

Эти комплексы лежат в основании орг-ции сельского нас. в соц.-терр. общ­ность, находят концентрированное вы­ражение в соц. структуре и образе жизни данной общности, детерминируют ее соц. и духовный потенциал, ее воспро­изводство в кач-ве субъектного вопло­щения деревни.

Первый из названных комплексов представляет собой естеств. экологию жизнедеятельности людей, второй — рез-ты преобразующей ее деятельности, третий — формационные, цивилизаци-онные и геополит. условия жизни в их взаимодействии в процессе этой дея­тельности, четвертый — вытекающие из диалектической взаимосвязи этих усло­вий цивилизационные предпосылки функционирования и воспроизводства сельской общности.

Соотв., трендовыми детерминантами функционирования и развития Д. явл.: антропогенное воздействие на естеств,-геогр. среду; технологии этого воздейст­вия и проч. преобразующе-созидатель­ной деятельности людей; соц.-экон. спо­собы производства и потребления, а также выражающая их и одновременно воздей­ствующая на них соц. орг-ция; цивили­зационные архетипы сознания и поведе­ния нас.

Степень развитости Д., характер ее динамики и функционирования опред. состоянием не одного-двух базовых ком­плексов, а всей их совокупности, коли­чественно-качественной выраженностью взаимодействия и взаимовлияния со­ставных элементов этих комплексов. Не­равенство объективных оснований, не­одинаковая степень разработки и вне­дрения новых технологий, специфика субъективных, прежде всего, цивилиза-ционных и соц.-полит, условий жизне­деятельности нас. неурбанизированных терр. планеты порождают многообразие производственно-экономических типов и состояний сельских областей и нац. Д., неравномерные темпы, а подчас и


разно направленность их развития, мно­гообразие его соц. форм и кач-в.

Д. отличается от г. меньшей степе­нью соц.-экон. развития, отставанием уровня благосостояния людей, их быта, что, соотв., сказывается на соц. структуре и образе жизни нас. Для Д. характерны относительная по сравнению с г. мало­численность видов трудовой деятельно­сти, большая соц. и профессиональная однородность. Д. совместно с г. истор. формирует целостность соц. и терр. (пространственной) структуры об-ва.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 332 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2260 - | 2182 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.