Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глобализационных процессов теории 4 страница




Лит.; Соц. воспроизводство деревни в условиях агропромышленной интегра­ции. М., 1986; Проблемы развития соц. сферы села: реальность и прогнозы. СПб.; Пушкин, 1997; Нас. и бизнес в АПК. Н. Новгород, 2000; Староверов В. И. Сельская соц-я. М.} 2003.

В,И, Староверов

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ — способ построения целевой структуры к.-л., как правило, крупномасштабной коллективной дея­тельности, отличительная особенность к-рой состоит в том, что общая цель де­лится на ряд составляющих, каждая из них делится на более частные и т.д. Ис­пользование Д.ц. дает возможность сис­темно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое и достаточное число задач, требующих ре­шений на пути к их достижению. При­меняется в программах типа ПЕРТ, ПАТТЕРН, в сетевых графиках и т.д. Уязвимым местом Д.ц. явл. «узлы деле­ния*, т.е. точки разложения общих це­лей на более частные, поскольку неред­ко бывает трудно обеспечить полноту деления и совместимость, единство ос­нования для деления и т.п.

Лит.: Вентцелъ Е.С, Иссл-е операций: задачи, принципы, методология. М., 1980; Наумова Н.Ф. Соц. и психол. ас­пекты целенаправленного поведения. М., 1988; Гвардейцев ММ, Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Матем. обеспечение управления. Меры развития об-ва. М., 1996; Ансофф И. Новая корпоративная стратегия, М., 1999; Пригожий А.И. Ме­тоды развития орг-ций. М., 2003; Он же.



ДЕТЕРМИНАЦИЯ


Дезорганизация. Причины, виды, пре­одоления, М., 2007.

А.И. Пригожий

ДЕТЕРМИНАЦИЯ (лат. determinatio -определение, установление; англ. экви­валент determinacy) — в широком смысле ситуация, когда к.-л. свойство (событие) опред. (детерминирует) др. свойство (со­бытие), напр., в соц-и установка может детерминировать поведение. В биологии свойства эмбриона детерминируют свой­ства взрослого организма. Д. называют также процесс, где проявляется детерми­нирующее воздействие одних свойств (событий) на др.

В узком смысле Д. — это точное ма-тем. понятие. Так называют правило ви­ла Л-»Д которое выводится из наблюде­ний за частотами свойств (событий) А, В. Свойства могут быть простыми или сложными (составными).

В Д. А-^>В свойство А называется ар­гументом, свойство В — функцией.

Всякая Д. характеризуется точностью и полнотой.

Точность (англ. accuracy) Д. А-*В — это доля В среди А. Точность принимает значения от 0 до 1 (от 0 до 100%). В опыте точность измеряется как услов­ная частота Р(В\А) = ЩАВ)/ЩА), где \\АВ) — кол-во случаев В совместно с А, У (А) — кол-во случаев А безотноситель­но к В. Точность Д. А-^В есть количест­венная оценка достаточности А для В.

Полнота (англ. completeness) Д. Аг*В — это доля А среди В. Полнота принимает значения от 0 до 1 (от 0 до 100%). В опыте полнота измеряется как условная частота Р(А\В) — N(AB)/N(B), где N{AB) — кол-во случаев В совместно с A, N(B) — кол-во случаев В безотноси­тельно к А, Полнота Д. А-^В это количе­ственная оценка необходимости А для В.

В зависимости от величин точности и полноты Д. бывают: а) точные и полные; б) точные, но неполные; в) неточные, но полные; г) неточные и неполные. Воз­можны любые промежуточные вариан­ты. Случаи а, б, в, г изображены на рис.; помощью т.н. диаграмм Венна. Здесь А, В символически изображены в виде


кружков, площади к-рых пропорцио­нальны соответственно N(A), N(B), Пло­щадь пересечения кружков А и В (за­штрихована) пропорциональна N{AB). Площадь обрамляющего прямоугольни­ка пропорциональна полному количест­ву наблюдений JV.

 

А~~ШЖ'В Ав АХ^в в Ь(5 г

Детерминации (правило) Л->8:

а — точная, б — точная, в — неточная, г — неточная

и полная; но неполная; неполная; и неполная

В силу своей частотной природы Д. не сводима к логической импликации. Матем. теория Д. носит название анализ детерминационный (ДА).

В классической силлогистике Ари­стотеля свойства (события), фигурирую­щие в Д., принято называть термами, терминами, понятиями, а площади кружков, к-рые их символизируют, на­зывают объемами понятий. Круги, сим­волизирующие понятия и объемы поня­тий, называют кругами Эйлера (Л. Эй­лер, 1707—1783). В 6 в. неоплатоник Фи-лопон, комментируя 1-ю «Аналитику» Аристотеля, также изображал отноше­ния между понятиями в виде кругов.

Правила типа Д. играют ключевую роль в задачах предсказания (прогноза) и объяснения. Знание правил позволяет действовать, предвидя рез-т. В соц-и при проведении опросов любые два от­вета А, В связаны процентом В среди А и процентом А среди В. Это опред. Д. А-^В. Добавив ответ С, получим Д. А С-^-В, точность к-рой может быть боль­ше, меньше или такой же, как у А-^-В. Понятие Д. применяется в соц-и при ре­шении задач объяснения и прогноза вер­бального либо актуального поведения. Оно также применяется в маркетинге, медицине, лингвистике, генетике.

Лит.: Чесноков СВ. Детерминацион­ный анализ социол. данных // Социол. иссл-я. 1980. № 3; Он же. Детерминаци­онный анализ соц.-экон. данных. М., 1982; Детерминация // Советский эн­циклопедический словарь. М., 1983.

СВ. Чесноков



ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ


ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ -

см. Географическое направление в социо­логии.

ДЕТЕРМИНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ИС­ТОРИЧЕСКИЙ — теория материализма исторического К. Маркса, в к-рой иссле­дуются закономерности взаимодействия об-ва и чел,; один из осн. принципов соц-и, выражающий всеобщую взаимо­связь и взаимообусловленность соц. яв­лений. Исходным принципом детерми­низма явл. то, что все вещи и события окружающего мира находятся в самых разл. связях и отношениях. Д.с.-и. не сводится только к причинно-следствен­ным связям. Помимо последних сюда входят связи случайные и необходимые, возможные и необходимые, прямые и косвенные, связи функционирования, развития и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного кл. объектов вы­ступает в кач-ве важнейшего детерми­нанта развития. Именно поэтому мате­риалистическая диалектика, будучи тео­рией развития, явл. вместе с тем теорией детерминизма.

Д.с.-и. выражает специфику

конкр.-истор. бытия об-ва. Он имеет две формы. Во-первых, это строгая детерми­нация одного соц. явления др., напр., экон. отношений производительными силами, соц.-кл. структуры об-ва экон. отношениями и т.д. Во-вторых, понятие «Д.с.-и.» относится к характеристике нек-рых свойств или кач-в, присущих не отд. объекту, а кл. объектов в целом. При этом содержание и характер пове­дения этого кл. объектов рассматрива­ются не как случайные, а как детерми­нированные опред. системой условий, свойств и кач-в, включенных в эту сис­тему объектов. Гл. особенность Д.с.-и. состоит в том, что его объектом явл. деятельность людей, к-рые в то же время выступают субъектами деятельности.

Лит.: Буте М. Причинность. М., 1962; Барулин B.C. Истор. материализм. М., 1976; Осипов Г.В. Соц-я и соц. ми­фология. М., 2002; Соц-я. Основы об-


щей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, ЛИ. Москвичев. 2-е изд. М., 200S.

Г. В. Осипов

ДЕТЕРМИНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

(экон. материализм) — экон. интерпре­тация истории, вульгарно-материалисти­ческая концепция, согласно к-рой об­ществ.-истор. развитие всецело опред. действием экон. фактора (или экон. сре­ды). Полит., идеол-, мор. и др. сферы соц. жизни предстают лишь как следст­вие действия экон. фактора, лишенные самостоятельности и способности актив­но воздействовать на ход истории.

В Д.э. из производительных сил и производственных отношений механи­чески выводятся все остальные явления обществ, жизни. Люди выступают в тео­риях Д.э. лишь как персонификаторы экон. категорий.

Д.э. возник в кон. 19 в. в рез-те иска­женного толкования марксизма его про­тивниками и вульгаризаторами (В.М. Шу-лятиков, Э. Бернштейн и др.). Д.э. нашел отражение и в произв. ряда марксистов (П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург и др.). Этому в известной степени способ­ствовала сложность и недостаточная раз­работанность проблем, связанных с фор­мами воздействия экон. фактора на по­лит., правовые и проч. идеол. представле­ния и обусловленные ими действия.

Критика позиций Д.э. была дана Ф. Энгельсом в его письмах 1890-х гг. к Бернштейну, Лафаргу, К. Шмидту и др., когда угроза подобного рода извраще­ний выявилась со всей очевидностью, когда не учитывалось, что надстроечные явления оказывают активное обратное воздействие на экономику, способствуя соц.-экон. прогрессу или препятствуя ему,

В условиях НТР традиции Д.э. в своеобразной форме продолжаются представителями технол. детерминизма, в концепциях индустриального, постин­дустриального, технол. об-в (Д. Белл, Ж. Эллюль и др.).

Лит.: Гэлбрейт Дж.К. Экон. теории и цели об-ва. М., 1976; Детерминизм, при­чинность, орг-ция. Л., 1977; Детерми-



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНАЯ


низм: системы, развитие. Минск, 1985; Заславская Т.Е., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 1991; Кова­левский М.М. Экон. школа в соц-и // Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. СПб., 1997.

И.Б. Орлова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНАЯ - один из видов чел. деятельности, направлен­ный на изменение жизни индивидов и об-ва к лучшему. В соц-и Д.д. чаще все­го понимается как синоним культ, дея­тельности, несмотря на то что последнее понятие значительно шире.

Классическая социол. традиция трак­тует Д.д. прежде всего как познаватель­ную и творческую. Напр., в трудах Г. Зиммеля Д.д. ассоциируется с «транс­цендентальным формотворчеством», а М. Вебер связывает ее с мирской аске­зой, выполнением профессионального долга. Совр. зап. соц-я трактует Д.д. как «процесс принятия иного»: иной при­родной реальности, иного социума, иной культуры и т.д.

Понимание Д.Д., сложившееся в оте­чественной соц-и, опирается на труды К. Маркса, к-рый одним из первых вы­делил и проанализировал на соц. уровне отд. ее компоненты, процессы и связи. Он, в части., разграничил в ней две гр. процессов: духовно-продуктивную (ду­ховно-творческую) деятельность, связан­ную с освоением соц. опыта, духовных ценностей, накопленных человечеством. Такой подход доминировал в отечест­венной науке долгое время, причем счи­талось, что большинство людей способ­ны заниматься только одним из видов Дд., а именно — духовным потреблени­ем. На этом основании строились и мн. сониол. иссл-я, уделяющие внимание изучению таких видов деятельности, как просмотр телепередач, чтение, посеще­ние кино, театра, выставок и т.д. С этой т.з. как бы предполагалось, что творче­ством могли заниматься только избр., поэтому чаще всего оно становилось предметом изучения психологии, отчас­ти философии и почти не включалось в круг интересов социологов.


В последнее десятилетие появляются новые подходы, согласно к-рым оба ви­да Д.д. явл. производящими, ибо духов­ное потребление можно рассматривать как ч. духовного производства. При та­ком подходе Д.д. становится тождест­венной духовному производству в широ­ком понимании этого слова, а не только творчеству, и это вполне объяснимо, т.к. в об-ве функционирует множество соц. ин-тов, транслирующих духовные ценности, в них заняты большие гр. лю­дей, обеспечивающие хранение и функ­ционирование этих ценностей в об-ве. Поэтому духовное измерение присутст­вует в деятельности представителей са­мых разных профессий. Теор. возмож­ны четыре вида Д.д.: преобразователь­ная (созидательная, творческая); позна­вательная; ценностно-ориентационная (аксиологическая) и коммуникативная (общение). Для того чтобы эти виды деятельности чел. мог осуществить на практике, ему надо обладать опред. пси­хическими свойствами: способностью к созиданию, познанию, оценке и обще­нию.

Д.д. отд. индивида и Д.д. социума на­ходятся в постоянной взаимосвязи. Че­рез Д.д. личность вносит свою субъек­тивность в объективный мир, распро­страняя на об-во свое духовное поле. При этом ее внутренний мир, оставаясь самоценным, одновременно приобретает соц. значение. Именно так Д.д. и духов­ные способности оказывают большое влияние на выполнение соц. ролей как самого чел., так и др. людей.

Ориентиры на разл. способы осуще­ствления Д.д. приводят к разл. рез-там в процессе становления личности: либо к осуществлению возможности формиро­вания соц. субъекта, творца, либо к ут­верждению конформизма как ведущей позиции индивида. Исходя из этого це­лостной можно назвать такую личность, духовное развитие и становление к-рой сопряжено с утверждением гармонии между осн. сферами духовной жизни об-ва: нравственностью, познанием и эстетическим мироощущением, мировы-ражением.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ


Лит.: Ерасов Б.С. Соц. культурология. М., 1994; Ионин Л.Г. Соц-я культуры. М., 1996; Культурология. 20 в. СПб., 1997; Художественная жизнь совр. об-ва: В 4 т. СПб., 1997; Брансшй Б.П. Искус­ство и философия. Калининград, 1999; Михайлова Л.И. Соц-я культуры. М., 1999; Ределъ А.И. Духовность — основа российского менталитета. М., 2000.

И. В. Налетова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ -

соц. деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, рас­пространение культ, ценностей.

Культ, содержание можно выделить в любой сфере целенаправленной соц. дея­тельности чел.: труде, быту, политике, образовании и т.д., направленной на раз­витие заложенных в чел, способностей, реализацию его соц. целей. Такая трак­товка Д.к. основана на понимании куль­туры в широком смысле как специфиче­ском срезе любой соц. деятельности.

Д.к. направлена на самореализацию сущностных сил чел., его способностей, потребностей. Это человекотворческая деятельность, цель к-рой — формирова­ние гармонично развитой личности. Субъект и объект Д.к. — чел.

Культ, следует считать такую деятель­ность, к-рая осуществляется для пользы чел. и в гуманистических целях, служит развитию прогрессивных форм обществ, жизни, соответствует логике объектив­ных законов соц. развития.

В социол. лит. и особенно в эмпири­ческих социол. иссл-ях Д.к. чаще трак­туется в более узком, специальном смысле: осн. внимание уделяется изуче­нию таких видов Д.к., как чтение, про­смотр телепередач, посещение кино, те­атров, участие в творческих коллективах и т.п., что явл. лишь частью Д.к., а именно досутовой,

Лит.; Моль А. Социодинамика культу­ры. М., 1973; Витанъи Я. Об-во, культу­ра, соц-я. М., 1984; Орлова Э.А. Введе­ние в соц. и культ, антропологию. М., 1994; Гуревич I7.C. Чел. и культура. М., 1997.

И.Б. Орлова


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - со

вокупность соц. значимых действий, осуществляемых субъектом (об-во, кл., гр., личность) в разл. сферах и на разл. уровнях соц. орг-ции об-ва, преследую­щих опред. соц. цели и интересы и ис­пользующих во имя достижения этих це­лей и удовлетворения интересов разл. средства: экон., соц., полит, и идеол, Д.с. имеет место тогда, когда личность, гр., кл. или об-во в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Многообразие соц. дейст­вий можно свести к четырем основным гр.: 1) целенаправленное действие, свя-:шнное с изменением данной соц. систе­мы или условий деятельности; 2) дейст­вие, направленное на их стабилизацию;

3) действие, преследующее цель адапта­
ции к данной соц. системе и условиям
деятельности; 4) интегративное дейст­
вие, предполагающее включение лично­
сти, гр. или к.-л. др. общности в более
крупную соц. общность или систему.

Д.с. характеризует активность субъ­екта. Ее элементами явл. предметность, обусловленная рез-тами прошлой дея­тельности, накопленным опытом и зна­ниями, целесообразность, преобразова­ние объекта, на к-рый направлена дея­тельность, или создание нового, ранее неизвестного объекта.

Любая деятельность включает четыре взаимосвязанные подсистемы: 1)объек-тивно-предпосылочную (потребности и интересы); 2) субъективно-регулятивную (диспозиции); 3) исполнительскую (сово­купность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели);

4) объективно-результативную (рез-ты
деятельности).

Лит.: Каган М.С. Чел. деятельность: Опыт системного анализа. Μ, 1974; Са-гатовстй В.Я. Структура деятельно­сти // Закономерности науч. познания. Томск, 1982; Штомпка П. Соц-я соц. из­менений. М., 1996; Осипов Г.В. Соц-я и соц, мифология. М., 2002; Соц-я. Осно­вы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Мостичев. 2-е изд. М., 2008.

Г.В. Осипов



ДИАСПОРА НАЦИОНАЛЬНАЯ


ДИАСПОРА НАЦИОНАЛЬНАЯ (греч. diaspora — рассеяние) — устойчивая со­вокупность людей единого этнич. про­исхождения (одной или родственных на­циональностей), живущих в иноэтнич. окружении за пределами своей истор. родины или вне ареала расселения сво­его народа и имеющих соц. орг-ции для развития и функционирования данной истор. общности.

Появление этого феномена связано с событиями 6 в. до н.э., когда вавилон­ский правитель Навуходоносор II после завоевания Палестины насильно пересе­лил евреев в Вавилонию, где они жили ло ее завоевания персидским властели­ном Киром. Все это время евреи сохра­няли свою культуру, обычаи, не утрати­ли язык, продолжали существовать как национально-самобытное образование. В дальнейшем понятие «диаспора» стало применятся ко всем этнич. гр., к-рые по тем или иным причинам были оторваны от своего народа и продолжали не про­сто жить, но и сохраняться как особая этнич. общность. Это было связано не только с войнами, этнич. и религ. пре­следованиями, но (особенно в Новое время) с экон. преобразованиями, ос­воением новых терр., миграцией.

Анализ истории появления Д.н. поз­воляет сделать вывод, что первейшим и гл. признаком диаспоры явл. пребыва­ние людей одной этнич. общности за пределами страны (терр.) их происхож­дения и жизнь в икоэтнич. окружении. Далее, Д.н. не просто «кусочек» своего народа, живущего среди др. народа — это такая этнич, общность, к-рая сохра­няет осн. характеристики самобытности своего народа, поддерживает их и содей­ствует их развитию. Кроме того, Д.н. имеет нек-рые организационные формы функционирования, начиная с такой, как землячество, и завершая наличием обществ,, а иногда полит, движений. На­конец, следует отметить такой отличи­тельный признак Д.н., как осуществле­ние ею соц. защиты своих членов, помо­щи в трудоустройстве, обеспечении их прав в рамках конституции и законода­тельств тех стран, в к-рых они живут.


Особо следует сказать о таком признаке, как религия, ибо она в ряде случаев явл. цементирующим фактором в консолида­ции единоверцев, что часто совпадает с опред. национальностью (напр., моно-физитство в жизни армянского народа).

Д.н. можно классифицировать по тем осн. видам деятельности, к-рые они вы­полняют. Наиб, распространена культур­но-просветительная деятельность, свя­занная с развитием родного языка, нац. лит., искусства, нац. самосознания. Оп­ред. распространение получили нац.-ре­лиг. орг-ции. Нек-рыми диаспорами бы­ло возрождено производство по выпуску нац. товаров и услуг, нар. промыслов и ремесел. Особой формой деятельности для ряда Д.н. стало выполнение ими по­лит, функций, когда осн. внимание соз­даваемых ими орг-ций сосредоточивает­ся на поддержании целей независимости (абхазская диаспора), достижения нац. примирения (чеченская диаспора), ино­гда на противостоянии существующим полит, структурам (узбекская и таджик­ская диаспоры).

Д.н. можно рассматривать с т.з. их сплоченности, позитивности и деструк-тивности. Не исключается и возможность проявления криминального аспекта в их деятельности. Очень значима такая про­блема, как их жизненный цикл или дли­тельность их существования. Д.н. — до­вольно хрупкий организм, особенно на этапе своего формирования, к-рый может прекратить свое существование либо вследствие недостатка внутренних сил для сохранения целостности и устойчи­вости, либо из-за воздействия внешних сил. в основном олицетворяющих гос-во, на терр. к-рого она находится.

На терр. России происходит процесс укрепления как ранее имеющихся Д.н., так и формирования новых. «Старые» диаспоры (еврейская, армянская, греч., нем. и др.) создали общенац. орг-ции, провели съезды, получили правовую ос­нову для своего существования. После распада СССР были заново воссозданы нац. диаспоры, представляющие народы бывших союзных республик (грузин­ская, украинская, таджикская, казахская



ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ


и др.). Одновременно стали формиро­ваться нац. объединения, представляю­щие интересы диаспор народов многих национальностей, населяющих Россию (татарская, чувашская, удмуртская, бу­рятская и др.). Остаются т.н. проблем­ные диаспоры, принципиальные вопро­сы существования к-рых еще не решены или их решение по тем или иным при­чинам откладывается (корейская, месхе-тинская, афганская).

Д,н. превращаются в активную об­ществ, силу, способную содействовать или противостоять происходящим изме­нениям. Это имеет большое значение для нац. политики, область действия к-рой — это в значительной степени сфера согла­сования этнич. интересов.

Лит.: Гумилев Л.Н. География этноса в истор. период. М., 1990; Этнос и его подразделения. М., 1992: Илларионова Т. Этнич. гр.: генезис и проблемы само­идентификации (теория диаспоры). М-, 1994; Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Миграции и новые диаспоры в постсоветских гос-вах. М., 1996; Тощен-ко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социол. иссл-я // Социол. иссл-я. 1996. № 12.

Ж. Т. Тощенко

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ - разра­ботанная О. Контом теория обществ, прогресса, в основу к-рой положена ис­тория чел. духа. Прогресс означает раз­витие по восходящей линии, хотя и не включает в себя фактора совершенство­вания. Конт делил факторы, влияющие на обществ, прогресс, на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором явл. духовное, умственное раз­витие. Ко вторичным Конт относил кли­мат, расу, среднюю продолжительность чел. жизни, прирост нас, обуславливаю­щий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуальных и мор. кач-в чел. Вторичные факторы могут только замедлить или ускорить прогресс об-ва, к-рый совершается закономерно и ста­дии к-рого не могут быть изменены. Подразделяя прогресс на материальную (улучшение внешних условий жизни),


физическую (совершенствование чел. природы), интеллектуальную (развитие интеллекта, переход от религ. и метафи­зического мировоззрения к позитивно­му) и мор. (развитие чувства коллектив­ности) сферы, Конт придавал осн. значе­ние последним двум. Он писал, что соц. организм основывается на совокупности взглядов, мнений, к-рые, постепенно из­меняясь, оказывают влияние на все проч. стороны обществ, жизни. В основе развития ума и соотв. чел. истории лежит закон трех стадий.

В соц-и П. Сорокина понятие «Д.с.» преобразовалось в понятие социокульт. динамики как теории циклической сме­ны разл. культ, типов или суперсистем. Возникновение очередного культ, типа вызывает полит., соц. и культ, кризисы, сопровождаемые войнами, революциями и др. соц. потрясениями. Понятие «Д.с.» нашло место в трудах Д. Белла, однако для совр. социол. мысли более характер­на трансформация этого понятия в кон­цепциях процессов социальных, развития социального, изменений социальных.

Лит.: Голосенка И А. Питирим Соро­кин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991;Осипова Е.В. Огюст Конт и возник­новение позитивистской соц-и. М., 1995; Сорокин П.А. Соц. и культ, дина­мика. СПб., 2000.

,. ••• Е.В. Осипова

ДИСПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ (лат. dispositio — расположение) — предрас­положенность к опред. восприятию ус­ловий деятельности и к опред. поведе­нию в этих условиях. Систему диспози­ций образуют высшие Д.л. — концепция жизни и ценностные ориентации, общая направленность личности, а также обоб­щенные соц. установки на типичные соц. объекты и ситуации и, наконец, си­туативные соц. установки как диспози­ции к восприятию и поведению в дан­ных конкр. условиях, в данной предмет­ной и соц. среде. Высшие Д.л., будучи продуктом общих соц. условий и отвечая наиб, общим потребностям личности — потребностям слияния с социумом, ак­тивно взаимодействуют на Д.л. нижеле-



ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ


жащих уровней. Однако последние, осо­бенно ситуативные установки, обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает адаптацию личности к ме­няющимся условиям деятельности при сохранении устойчивости высших Д.л. Согласно диспозииионной теории само­регуляции соц. поведения личности (В.А. Ядов), иерархически организован­ная система Д.л. — продукт предшест­вующего опыта, в к-ром фиксируются привычные способы удовлетворения разл. потребностей личности в привыч­ных соц. условиях. Высшие Д.л. регули­руют общую направленность соц. пове­дения, низшие — поведение в опред. сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях. Роль ведущих принимают на себя Д.л., адек­ватные условиям и цели деятельности в данном «масштабе».

Диспозиционная концепция позво­ляет установить связи между социол. и сои.-психол. подходами к изучению соц. поведения личности. В отечественной психологии проблематика Д.л. охватыва­ет анализ ее отношений (В.Н. Мяси-щев), направленности (Л. В. Бокович), проявления целостности психических свойств и процессов в установочной го­товности (Д.Н. Узнадзе), а в зарубежной психологии наиб, близкие явления изу­чаются в понятиях личностных черт и аттитьюдов.

Лит.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции соц. поведения личности // Методол. проблемы соц. психологии. М., 1975; Он же. Диспозиционная кон­цепция личности // Соц. психология. Л., 1979; Саморегуляция и прогнозирование соц. поведения личности. Л., 1979; Анд­реева Г.М. Соц. психология. М., 19S8.

В.А. Ядов

ДИССОНАНС КОГНИТИВНЫЙ - тео­рия, развитая в 1960-х гг. амер. учеными Л, Фестингером, Р. Абельсоном и др. в целях объяснения формирования мне­ний и мотивации действий на основе внутрипсихологических импульсов. Осн. смысл этой теории состоит в том, что при наличии в соц. общности не согла-


сованных друг с др. представлении (cognitions) возникает конфликтное яв­ление диссонанса. Оно порождает стремление личности найти некое ком­промиссное решение в целях уменьше­ния степени несогласованности и под­держания психического равновесия в процессе дальнейших взаимных контак­тов. При этом несогласованность во мнениях выполняет функцию наказа­ния, а согласованность выступает в фор­ме поощрения.

Теория Д.к. ныне выдвинулась на од­но из первых мест в иссл-и закономер­ностей соц. поведения и оказания ком­муникативного воздействия на массы. В основе этой теории лежит гомеостазис, т.е. такое положение, когда чел. стремит­ся сбалансировать (уравновесить) свое поведение, следуя логике связей в систе­ме общих мнений и убеждений.

Различаются две гр. источников дис­сонанса. К первой относятся внутренние конфликты индивида с самим собой вследствие неправильного решения, со­блазна, неэффективности затраченных усилий, свершившегося неприятного факта и т.п. Вторую образуют противо­речия из-за разногласия во мнениях раз­ных людей, несоответствия действия ожиданиям др. лиц, несовпадения лич­ных убеждений с требованиями норма­тивной регуляции вследствие существен­ных различий в субкультурах и т.д.

Снятие диссонантных напряжений возможно неск. способами, каждый из к-рых имеет свое значение в индивиду­альной психотерапии. Первый путь за­ключается в добавлении к уже сущест­вующему нового Д.к. по принципу «меньшее зло излечивается большим». Второй путь — возрастание привлека­тельности возникших альтернатив путем сопоставления и оценок преимуществ каждой из них. Третий путь — поиски согласия и компромиссных решений. При этом замена объекта влечений спо­собна оказывать на личность успокаи­вающее воздействие. Социологи выделя­ют неск. разл. вариантов возможного погашения диссонантного напряжения: 1) отказ от цели; 2) изменение направле-



ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ


ния действия (модификация цели); 3) изменение установки (радикальное или частичное); 4) замена средств дости­жения цели; 5) насильственное устране­ние препятствий.

Лит.: Боботов С.В, Буржуазная соц-я права. М., 1978; Зубов А.Б. Парламент­ская демократия и полит, традиции. М., 1990; Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994; Fesimger I. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanfort, 1957; Abelson R.P. Theories of Cognitive Onsistency. A Source Book. Chi., 1968; Groups Dinamics: Research and Theory. N.Y. 1968; Diction-naire encyclopedique de theorie et de sociologie du droit. P., 1988.

СВ. Боботов

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - вос­приятие разл. соц. статуса участниками соц. взаимодействия. Инструментом эм­пирического измерения Д.с. явл, т.н. шкала Богардуса (по имени сконструиро­вавшего ее амер. социолога). Реальную основу Д.с, составляют объективные (соц., экон., полит, и т.д.) различия между соц. гр. В соц. психологии терми­ном «Д.о опред. состояние, к-рое ин­дивид стремится сохранить между собой и др. чел. В повседневном языке фено­мены увеличения или сокращения Д.с. описываются афоризмами типа: «поста­вить на место», «поговорить без фор­мальностей» и т.л. Дх. поддерживается в соц. практике всевозможными ритуала­ми и знаками различия. Д.с. функцио­нально необходима для орг-ции совме­стной деятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 425 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2338 - | 2092 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.