Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√ероический эпос раннего феодализма. »рландские саги. ∆анровые особенности. ќсновные циклы. ќбраз  ухулина. √ероические черты и черты культурного геро€.




√ероический эпос - один из наиболее характерных и попул€рных жанров европейского средневековь€. ¬о ‘ранции он существовал в виде поэм, называвшихс€ жестами, т.е. песн€ми о де€ни€х, подвигах. “ематическую основу жест составл€ют реальные исторические событи€, большинство из которых относитс€ к 8 - 10 вв. ¬еро€тно, сразу же после этих событий возникли предани€ и легенды о них. ¬озможно также, что предани€ эти первоначально существовали в виде кратких эпизодических песен или прозаических рассказов, сложившихс€ в дорыцарской дружинной среде. ќднако очень рано эпизодические сказани€ вышли за рамки этой среды, распространились в народных массах и превратились в досто€ние всего общества: им с одинаковым восторгом внимало не только воинское сословие, но и духовенство, купечество, ремесленники, кресть€не.

ќсобенности героического эпоса:

1. Ёпос создавалс€ в услови€х развити€ феодальных отношений;

2. Ёпическа€ картина мира воспроизводит феодальные отношени€, идеализирует сильное феодальное государство и отражает христианские веровани€, хр. идеалы;

3. ¬ отношении истории, историческа€ основа просматриваетс€ четко, но при этом она идеализируетс€, гиперболизируетс€;

4. Ѕогатыри - защитники государства, корол€, независимости страны и христианской веры. ¬сЄ это трактуетс€ в эпопеи как общенародное дело;

5. Ёпопе€ св€зана с фольклорной сказкой, с историческими хрониками, иногда с рыцарским романом;

6. Ёпопе€ сохранилась в странах континентальной ≈вропы (√ермании, ‘ранции).

 

Ќа героический эпос большое вли€ние оказала кельтска€ и германо-скандинавска€ мифологи€. „асто эпос и мифы настолько св€заны и переплетаютс€ между собой, что провести границу между ними довольно трудно. Ёта св€зь отражена в особой форме эпических сказаний - сагах - древнеисландских прозаических повествовани€х (исландское слово Ђсагаї происходит от глагола Ђсказатьї). —кладывали саги скандинавские поэты 9-12 вв. - скальды. ƒревнеисландские саги очень разнообразны: саги о корол€х, сага об исландцах, саги о древних временах (Ђ—ага о ¬ельсунгахї).

—аги получили распространение и в »рландии - самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Ёто была единственна€ страна «ападной ≈вропы, куда не ступала нога римского легионера. »рландские сказани€ создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды (предсказатели). „еткий и сжатый ирландский эпос сложилс€ не в стихах, а в прозе. ≈го можно разделить на саги героические и саги фантастические. √лавным героем героических саг был благородный, справедливый и смелый  ухулин. ≈го мать - сестра корол€, а отец - бог света. “ри недостатка было у  ухулина: он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен. ¬ образе  ухулина древн€€ »рланди€ воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства.

¬ эпических произведени€х часто переплетаютс€ реальные исторические событи€ и сказочна€ фантастика. “ак, Ђѕеснь о ’ильденбрандеї создана на исторической основе - борьбе остготского корол€ “еодориха с ќдоакром. Ётот древнегерманский эпос эпохи переселени€ народов возник еще в €зыческую эпоху и был найден в рукописи 9 века. Ёто единственный пам€тник немецкого эпоса, дошедший до нас в песенной форме.

¬ эпоху раннего средневековь€ (VЧXI вв.) литература в странах «ападной ≈вропы развивалась преимущественно на латинском €зыке, чуждом и непон€тном народу.

Ёто была пора становлени€ феодального стро€. — каждым столетием усиливалась эксплуатаци€ кресть€нства, усугубл€вша€с€ беспрерывными междоусобными войнами. ‘еодалы, стремившиес€ подавить народное недовольство, внушали народу идею покорности и послушани€. ќни опирались на христианскую церковную идеологию с ее проповедью смирени€, отказа от земных благ, уповани€ на вечное блаженство в загробном мире.  ультура, полученна€ в наследство от древнего мира, пришла в это врем€ в глубочайший упадок. ’ристианска€ церковь уничтожила почти все ее сокровища. ¬ монастырских библиотеках хранились лишь некоторые рукописные книги античности. ÷ерковные, монастырские школы были единственным очагом образовани€: ведь св€щеннослужители должны были уметь читать по-латыни церковные книги.

÷ерковь воспитывала презрение к живому народному €зыку, культивировала Ђсв€щеннуюї латынь, непон€тную народу. ѕереписывались и распростран€лись сочинени€ Ђотцов церквиї, духовные стихи, жити€ св€тых.

ќднако христианское мировоззрение и авторитет церкви не могли полностью подчинить духовную жизнь народа. ¬ пору раннего средневековь€ существовало и развивалось устное народное творчество. ¬ отличие от ученой церковной литературы народные песни, сказки, предани€ слагались на живых €зыках народов, насел€вших европейские земли, отражали их жизнь, нравы, веровани€.

 огда в дальнейшем у этих народов по€вилась сво€ письменность, произведени€ народного творчества были записаны. “ак они дошли до нас.

  наиболее ранним произведени€м устного народного творчества средневековой ≈вропы относ€тс€ предани€ древних ирландцев, так называемые Ђирландские сагиї, возникшие во IIЧVI вв. и сохраненные народными певцами-бардами. ¬ самых ранних из них, героических сагах, отражена жизнь ирландских кланов (так назывались у древних ирландцев род, семейна€ община) в эпоху распада родового стро€, их обычаи, междоусобные войны.

ќсобенно интересен цикл саг древнеирландского племени уладов. √ерой этих саг Ч сказочный богатырь  ухулин Ч одарен сверхъестественной силой, мудростью, благородством. ƒл€ него ничего нет выше долга перед кланом.  ухулин гибнет, защища€ »рландию от чужеземцев, приплывших с —евера.

  более позднему времени относ€тс€ фантастические саги Ч поэтические сказани€ о бесстрашных ирландских мор€ках, бороздивших на своих утлых суденышках суровые северные мор€ и океаны. √еографические открыти€ древних ирландцев, знавших путь на »сландию и √ренландию и, видимо, доплывавших до —еверной јмерики, запечатлены в сказочном мире фантастических саг с их чудесными островами и заколдованными земл€ми.

 ельтские племена, к которым принадлежали древние ирландцы, насел€ли в древности Ѕританские острова и большую часть нынешней ‘ранции, Ѕельгии и »спании. ќни оставили богатое поэтическое наследие. «аметную роль в дальнейшем развитии средневековой литературы сыграли кельтские предани€ о сказочном короле јртуре и его рыцар€х, сложенные в Ѕритании и перенесенные затем в —еверную ‘ранцию. ќни стали известны по всей «ападной ≈вропе.

¬еликим пам€тником устной поэзии раннего средневековь€ €вл€етс€ также и Ђ—тарша€ Ёддаї Ч сборник песен на древнеисландском €зыке, дошедший до нас в рукописи XIII в. и названный так в отличие от Ђћладшей Ёддыї, несколько ранее найденного трактата о творчестве исландских певцов-скальдов.

√ероический цикл кельтского эпоса сложилс€ преимущественно в ”ладе, одной из п€ти п€тин »рландии, выделенной племени уладов на камне ƒелени€ (камне ”снеха). Ёпический король в сагах уладского цикла Ц  онхобар, эпический герой Ц его плем€нник  ухулин.  онхобар постепенно вытесн€етс€ из эпоса активным, действующим героем. √ероика образа  ухулина выражает своеобразие ирландского эпоса. ѕо одной из версий,  ухулин Ц сын бога света Ћуга, должен был получить им€ —етанта по велению своего божественного отца, но убив пса кузнеца  улана, он служил тому семь лет вместо пса и получил новое им€  ухулин (ѕес  узнеца). ѕо другой версии  ухулин Ц сын бога, воспитанный королем  онхобаром, Ц подкидыш, кукушонок, выросший в чужом гнезде, а в основе его имени лежит звукоподражание Ц  укулайн Ц ина€ транскрипци€ имени геро€. „ерты первобытного демонизма узнаютс€ в портрете  ухулина, в его магическом преображении во врем€ бо€, чудесном оружии. ’арактер  ухулина наделен значительным трагическим потенциалом: герой опутан противоречивыми запретами и делает выбор в пользу рода, тем самым обрека€ себ€ на смерть в саге Ђ—мерть  ухулинаї.

Ќа основании сюжетов саг о  ухулине можно составить его эпическую биографию: чудесное рождение, воспитание кузнецом в лесу, обучение боевому искусству у богатырши —катах в потустороннем мире, эквивалентном состо€нию временной смерти геро€ во врем€ обр€да инициации и возрождению в новом, более совершенном качестве и новом статусе, юношеские подвиги, героическое сватовство к Ёмер, далее Ц обращение к неправильному поведению: любовь к сиде ‘анд, убийство на поединке побратима ‘ердиада, трагическа€ вина за измену и смерть и как следствие Ц гибель геро€.  ухулин лишен озорства и своеволи€, присущих архаическим геро€м, перед гибелью он делает выбор в пользу благополучи€ и процветани€ рода, а проща€сь с родичами, произносит название великой столицы уладов Ц ЂЁмайн-ћахиї.


  наиболее значительным и характерным пам€тникам героического эпоса относ€тс€ прежде всего ирландские и исландские саги. ¬ силу отдаленности этих стран от центров католического мира в их первых письменных пам€тниках отражены €зыческие религиозные представлени€. Ќа примере саг и ЂЁддыї можно проследить эволюцию эпического творчества от мифов к сказке и затем к героическому эпосу, да и самого героического эпоса от €зыческой эпохи к христианской. Ёти сказани€ интересны и тем, что дают представлени€ о жизненном укладе в эпоху родового стро€.
ќсобенностью ирландского и исландского эпоса €вл€етс€ то, что прозаическое повествование там хронологически предшествует поэтическому.
ѕри сопоставлении поэтики ирландского эпоса с поэтикой эпоса других народов можно обнаружить немало общих черт.  ельтский пантеон во многом аналогичен греко-римскому, однако лишен того из€щества и гармонии, какой наделили своих богов и героев греки и римл€не. Ќетрудно заметить сходство богатыр€  ухулина, рожденного от бога света Ћуга и смертной женщины, с античными геро€ми-полубогами.  оролю  онхобару приданы черты идеального монарха, который, подобно эпическому королю јртуру,  арлу ¬еликому или былинному кн€зю ¬ладимиру, оттесн€етс€ на дальний план повествовани€ своими богатыр€ми, в первую очередь собственным плем€нником  ухулином. ѕоединок  ухулина со своим внебрачным сыном  онлайхом, погибшим от руки отца, напоминает единоборство »льи ћуромца с —окольничком или гибель ќдиссе€ от руки сына, прижитого им от  аллипсо. ѕростота и грубость нравов и даже жестокость и вероломство, которые не порицаютс€, а превознос€тс€, присущи дохристианскому эпосу у разных народов и родн€т саги и ЂЁддуї с Ђ»лиадойї и Ђќдиссеейї, Ђћахабхаратойї и Ђ–ама€нойї, былинами и историческими книгами ¬етхого «авета.
ќбъективно представить жизненный уклад германцев и скандинавов в период родового стро€ по ЂЅеовульфуї уже невозможно. «аписавший около 1000 г. эту бытовавшую с начала VIII в. поэму клирик вс€чески стремитс€ изгладить из нее €зыческую образность, заменив ее библейской, преимущественно ветхозаветной (например, чудовище √рендель, побежденное королем геатов Ѕеовульфом, именуетс€ Ђотродьем  аинаї, хот€ оно €вно относитс€ к персонажам древнегерманской мифологии). Ћюбопытно, однако, что при неоднократном упоминании о ≈дином Ѕоге (Ђѕравителе мираї) нигде не встречаетс€ им€ »исуса ’риста. Ётика ЂЅеовульфаї тоже представл€ет собой переход от €зыческой к христианской. “о, что действие поэмы происходит не в јнглии, а на —кандинавском полуострове, вовсе не говорит о ее иноземном происхождении: ведь и в поэме Ђ¬ит€зь в тигровой шкуреї событи€ разворачиваютс€ не в √рузии, а на јравийском полуострове.


—тарша€ Ёддаї и Ђћладша€ Ёддаї как источник знаний о скандинавской мифологии и культуре.  артина мира в песн€х о богах. ќбразы ќдина, Ѕальдра, Ћоки. ѕон€тие чести в песн€х о геро€х

"Ёдда" Ц в средние века так называлась книга, написанна€ в 1222-1225 гг. знаменитым исландским историком и поэтом —норри —турлусоном.  нига эта представл€ет собой учебник поэтического искусства (скальдической поэзии) и содержит:

Ј обзор €зыческой мифологии

Ј обзор поэтической фразеологии

Ј образцы стихотворных размеров

¬ 1643 году исландский епископ Ѕрюньольв —вейнссон обнаружил рукописный сборник древних песен, составленный в »сландии в XIII веке. Ёта рукопись хранитс€ в  опенгагене, ее прин€то обозначать как Ђ оролевский кодексї 2365. ƒругое, более известное название этого произведени€ Ч Ђ—тарша€ Ёддаї. ѕоскольку в ЂЁддеї у —норри многие сюжеты в точности совпадали с соответствующими местами Ђ оролевского кодексаї, то Ѕрюньольв предположил, что найденна€ им рукопись €вл€етс€ подлинной, первоначальной ЂЁддойї, послужившей источником дл€ пересказов и цитат —норри. “аким образом, за анонимным Ђ оролевским кодексомї укрепилось название ЂЁддаї или Ђ—тарша€ Ёддаї, а за сборником —норри Ч название Ђћладша€ Ёддаї. (Ђ—тарша€ї - поэзи€, Ђћладша€ї - проза.)

Ђ—тарша€ Ёддаї Ц это литературный пам€тник, который уходит корн€ми в эпоху архаики. ¬ эддических песн€х отражены мифы скандинавских народов, мифы германских племен и некоторые мифы того времени, когда складывалась индоевропейска€ €зыкова€ общность.

— одной стороны, Ђ—тарша€ Ёддаї Ц это мир €ркой фантастики, мир, где среди молний по небу скачут валькирии, драконы сторожат сокровища, боги вмешиваютс€ в судьбы людей. ј с другой стороны, это мир вполне конкретной действительности, где переживани€ выражаютс€ только посредством действий или лаконичных высказываний, люди оцениваютс€ критически и даже боги наделены всеми слабост€ми и пороками людей. Ёто мир трезвой и пессимистической морали, не осв€щенной никакими сверхъестественными авторитетами.

"ћладша€ Ёдда" в основе своей содержит не только свод законов, свод исторических повествований, свод основ мироздани€, но и также в ней существует раскрытие таинственных смысловых св€зей, некоторый словарь, даже некоторые смысловые числовые значени€ букв (рун).

"ћладша€ Ёдда" рассказывает об ќдине, в отличие от "—таршей Ёдды", не как о боге, а как о человеке, рассказывает историю его по€влени€ в —кандинавии, о его мудрости и знани€х.

ќдин, верховный бог скандинавов и норвегов, "ћладшей Ёддой" определ€етс€ не только в образе человека, но и почитает за человека, за странствующего мудреца с ¬остока, которому предсказали, что им€ его превознесут на севере и примут за бога. ќн отправилс€ на север, чтобы проверить предсказание. ѕрибыв на север ќдин, в конце концов, подчинил себе страну —аксов, стал конунгом. ѕо легенде ќдин прибыл на север с востока. ѕосле него некоторые азиаты также пребывали на север. »х причисл€ли к божественной нации (азы - асы), потому что они обнаруживали нечеловеческую мудрость. "—тарша€ Ёдда" включает много песней о геро€х, это объ€сн€етс€ тем, что ќдин и его потомки много вели завоевательных воин.

√лавной отличительно чертой —кандинавской мифологии - это поэтичность. ¬ "ћладшей Ёдде" так же, как и в "—таршей Ёдде", встречаетс€ великое множество поэтических смысловых определений окружающего мира. Ќапример, вот определени€ поэзии (их в "Ёддах" больше всего, т. к. все совершенно было св€зано с ней). ≈е считали досто€нием карлов (гномов). ¬от лишь несколько самых распространенных эпитетов поэзии, встречающихс€ посто€нно: корабль карлов, мед карлов, виола скал ’нитбьЄрг, питье ƒвалина (предводител€ карлов), плата племени камней (гномы живут и в земле, и в камн€х), волна мор€ ќдрЄрира, струг саксов скал (карлов), сем€ —он (им€ чаша, а поэт - податель напитка).

ћежду отдельными песн€ми "—таршей Ёдды" есть довольно значительные стилистические различи€: "ѕеснь о “рюме" стилистически блика к народной балладе, "ѕеснь о ’юмире" - к поэзии скальдов, "ѕеснь о ’арбарде" очень прозаична, в "–ечах јтли" много эпической вариации, и т. д. ќбщие черты:

Ј кеннинги (замена существительного обычной речи перифразом, по меньшей мере двучленным, типа: дорога китов - море, морской конь - корабль)

Ј хейти (прием поэтического иносказани€, основанного на цепи ассоциаций и синонимов. ’ейти неба: Ђтвердьї, Ђбезоблачноеї, Ђураганноеї, Ђбеспредельноеї, Ђлучистоеї, Ђвьюжноеї, Ђверхї, Ђбездонноеї, Ђвысьї, Ђмолни€ї, Ђпокровї, Ђширокосинееї.)

Ј обилие собственных имен

Ј повтор€ющиес€ формулы, словесные клише

Ј богата€ синонимика и конкретность значений. —лов с абстрактным значением в €зыке "Ёдды" вообще нет.

Ј компактность, лаконизм, стремительность.

—тихосложение

—тих песен "Ёдды" - это аллитерационный стих, форма стихосложени€, котора€ возникла у германцев в глубокой древности, веро€тно еще до нашей эры, и сохранилась всего дольше в »сландии. —ущность этой формы стихосложени€ - в аллитерации, в регул€рном повторении начального звука слова

¬ песн€х "Ёдды" встречаютс€ два варианта аллитерационного стиха. ѕервый из них можно назвать "эпическим размером" (размер большинства песен "Ёдды" и всех ее повествовательных песен). ¬торой размер, встречающийс€ в "Ёдде", можно назвать "диалогическим" или "гномическим". ќн отличаетс€ от первого более четкой строфической композицией. Ётот размер встречаетс€ только в песн€х, содержание которых - поучени€, изречени€ или речи персонажей.

¬ русском €зыке начальное ударение никогда не было правилом, и слов с начальным ударением в нем мало. ѕоэтому в нем аллитераци€ вообще не может играть той роли, которую она играет в песн€х "Ёдды". ѕеревести песни "Ёдды" на русский €зык "размером подлинника" нельз€.

ѕон€тие чести

¬рем€ возникновени€ героической поэзии Ц это эпоха, когда развивались дружинные отношени€, и война становилась основным промыслом варварских племен. ѕоэтому основное действующее лицо в героической поэзии Ц всегда воин. ќбщественный строй этого времени Ц военна€ демократи€. √ерой поэзии такого общества Ц всегда идеальный герой. —ущность героизма Ц в безграничной силе духа, в победе человека над самим собой, то есть в совершении им чего-то трагического дл€ него самого, часто такого, что ведет его к гибели. ѕоэтому героическа€ песнь по содержанию Ц не панегирик, а трагеди€, повествование не о радости и славе, а о горе и гибели. √ерой одерживает победу над собой во им€ того, что представл€лось люд€м высшим долгом Ц поддержание чести рода или своей героической чести. ј поддержание героической чести заключалось прежде всего в убийстве ради мести. ’амдир и —Єрли готовы умереть, чтобы отомстить за свою сестру —ванхильд. Ѕрюнхильд добиваетс€ убийства —игурда, которого она любит, чтобы отомстить за свою оскорбленную героическую честь Ц за то, что он заставил ее нарушить данный ею обет выйти замуж только за самого бесстрашного. √удрун убивает своих сыновей и своего мужа, чтобы отомстить за своих кровных братьев √уннара и ’Єгни.

ћифологи€. ѕесни о богах

∆илище богов јсгард упоминаетс€ нар€ду с жилищем людей ћидгард. ћидгард окружает широкий океан, в котором живет ®рмунганд, нека€ хаотическа€ сила, временно обузданна€ богами, но потенциально опасна€. √де-то на краю земли, в дикой скалистой местности находитс€ страна великанов Ч ®тунхейм.

¬ горизонтальной плоскости разыгрываетс€ противосто€ние: асы (группы скандинавских богов)-великаны (Єтуны, турсы) и асы-карлики (цверги, черные альвы). ¬ этой же плоскости наход€тс€ и представлени€ о четырех карликах, поддерживающих кра€ неба по углам ¬селенной и которых зовут по названи€м стран света. ¬ вертикальной плоскости прин€то рассматривать концепцию мирового древа Ч €сен€ »ггдрасил€, соедин€ющего небо, землю и подземный мир. Ќа верхушке древа находитс€ жилище богов Ч јсгард. “ам же, на верхушке древа, находитс€ и верхнее царство мертвых ¬альхалла, куда попадают воины, павшие в бою. Ћюди, умершие смертью обычной, попадают в подземный мир мертвых, Ќифльхейм. Ќа верхушке мирового древа сидит орел, а у корней Ч змей ЌидхЄгг. Ќа среднем уровне Ч четыре олен€, поедающие листь€ с древа и рон€ющие росу со своих рогов в подземное царство. Ѕелка, снующа€ по дереву, своеобразный посредник между верхом и низом. —ведени€ об этапах сотворени€ и обустройства мира изложены в основном в одной из песен ЂЁддыї Ч в Ђѕрорицании ¬Єльвыї и частично дополн€ютс€ иными источниками.)

Ѕоги "—таршей Ёдды" - это те же люди. ќни не идеализированы, не абстрактны и ни в каком отношении не лучше людей. ќни даже не бессмертны и настолько очеловечены, что образы их разнообразней, сложней и конкретней, чем образы эпических героев в героических песн€х. ќсновна€ группа богов скандинавской мифологии называетс€ асы и возглавл€ет ее ќдин, который и €вл€етс€ отцом большинства асов.   асам следует отнести ќдина, “ора, ЌьЄрда, “юра, Ѕраги, ’еймдалл€, ’Єда, ¬идара, ¬али, ”лл€, ‘орсети, Ћоки, Ѕальдра, ‘рейра, ћагни, ћоди, ’Єнира. Ђћладша€ Ёддаї перечисл€ет также четырнадцать богинь семейства асов: ‘ригг, —ага, Ёйр, √евьон, ‘улла, ‘рей€, —ьЄвн, Ћовн, ¬ар, ¬Єр, —юн, ’лин, —нотра, √на.  роме того, часто встречаютс€ имен. ƒруга€ группа богов Ч это ваны, боги плодороди€.   ним относ€тс€ в основном ЌьЄрд и его дети ‘рейр и ‘рей€. ‘рейр, €вл€ющийс€ по происхождению ваном, после войны асов с ванами был вз€т заложником и стал Ђчислитьс€ї по ведомству асов; ’Єнир же перешел к ванам, став их заложником от асов.

ѕоводом к войне между асами и ванами стало по€вление злой колдуньи ’ейда жен асов —ив, »дунн и —кади.

¬ажнейшие боги пантеона:

ќдин, глава и отец рода богов. ќн бог войны. Ќо он также бог поэзии и мудрости. ќн добыл у великанов мед поэзии и приобрел знание рун, повесившись на мировом древе и пронзив самого себ€ копьем. ќн поэтому бог повешенных, т. е. казненных или принесенных в жертву. ќн их оживл€ет и беседует с ними, как бог колдовства и заклинаний. ќдин - покровитель героев. ќн любит принимать разные имена и мен€ть свой образ. ≈го обычно представл€ли себе как старика с длинной бородой, в шл€пе, низко надвинутой на лоб, и синем плаще. ќдина обычно представл€ли себе одноглазым.

“ор - бог грома и молнии. “ора представл€ли себе высоким и сильным, вспыльчивым и простодушным, с рыжей бородой и громким голосом. ¬ колеснице, запр€женной козлами, и в сопровождении своего слуги “ь€льви он совершает поездки на восток, в страну великанов, и там сражаетс€ с ними. “ор побеждает силой, а не умом. ≈го атрибут - знаменитый каменный молот ћьЄлльнир, которым он истребл€ет великанов и великанш. ћировой змей ≈рмунганд - тоже исконный противник “ора, и, когда наступит гибель богов, “ор сразит его и погибнет сам.

Ћоки. ќн коварный зачинщик вс€кого зла. ќн причина смерти светлого бога Ѕальдра,  оторого оплакивал весь мир.  огда наступит гибель богов, Ћоки будет сражатьс€ против них на стороне злых сил. ѕоэтому он, естественно, противник “ора. Ќо Ћоки выступает в мифах не только как противник “ора, но также как его спутник и помощник. ќн выступает подчас как шутник, который сам не понимает, какие последстви€ может иметь его шутка, » он строит козни не только против богов, но и против великанов, т. е. злых сил.

’еймдалль. ¬ скандинавской мифологии упоминаетс€ с эпитетами Ђсветлейший из асовї, Ђпредвид€щий будущееї, прозвища его Ч Ђзлаторогийї и Ђзлатозубыйї. ѕо€вл€етс€ он обычно на коне Ђс золотой челкойї. ¬ Ђпрологе конца светаї ’еймдаллю предстоит схватитьс€ с Ћоки, с которым они сражались, прин€в обличье тюленей, за драгоценности ‘рейи Ч Ѕрисингамен.

’Єнир. ѕосле войны асов и ванов он был отдан ванам в качестве заложника. ¬ мифах упоминаетс€ о его участии в оживлении дерев€нных изва€нии людей, а также в истории с похищением »дунн, когда он принимал облик орла. —огласно Ђѕрорицанию ¬Єльвыї, после гибели богов и мира ’Єнир останетс€ жить в обновленном мире.

Ѕальдр Ч любимый сын ќдина и ‘ригг, прекрасный юный благостный бог, живущий в чертогах Ѕрейдаблик, где нет дурных мыслей и поступков. (Ћоки подсунул слепому ’Єду вместо обычной стрелы прут омелы, котора€ принесла смерть Ѕальдру.)

‘рей€. Ѕудучи дочерью ЌьЄрда, она по происхождению относитс€ к ванам, однако живет в общине асов, €вл€€сь женой ќда (возможно, ќд Ч ипостась ќдина). ‘рейю прин€то считать богиней плодороди€, любви и красоты.

‘ригг. Ѕогин€ брака, любви, семейного очага, деторождени€.


ќсобенности исторического эпоса развитого феодализма. ќсновные циклы. Ѕахтин об отличительных чертах эпопеи. Ђѕеснь о –оландеї. »сторическа€ основа и еЄ трансформаци€. ќбразы –оланда, ќливье,  арла ¬еликого, √анелона. »х роль в раскрытии содержани€ поэмы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5985 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2224 - | 1960 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.034 с.