Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√ородской средневековый театр. –елигиозна€ драма и еЄ жанры. ћиракли. ћистерии. ћоралите. —редневекова€ драма и европейский театр. 1 страница




ѕосле падени€ –имской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актеры, музыканты и Ђпл€суныї, но и все Ђодержимые страстью к театруї исключались из христианских общин. —редневековый театр фактически рождалс€ заново, из народных обр€дов и религиозных праздников Ц инсценировок церковных служб. »стори€ средневекового театра проходит два этапа Ц этап раннего (с V по XVI в.) и зрелого (с XII до середины XVI в.) средневековь€. Ќесмотр€ на преследование церкви, деревенское население по древним обыча€м праздновало конец зимы, приход весны, сбор урожа€; в играх, танцах и песн€х люди выражали свою наивную веру в богов, олицетвор€ющих силы природы. Ёти праздники и положили начало будущим театральным действи€м. ¬ Ўвейцарии зиму и лето изображали парни Ц одни в рубахе, другой в шубе. ¬ √ермании в честь весны устраивались костюмированные карнавальные шестви€. ¬ јнглии весенние праздники выливались в многолюдные игры, пл€ски, сост€зани€ в честь ма€, а также в пам€ть народного геро€ –обина √уда. «релищными элементами были богаты весенние игры в »талии и Ѕолгарии.

Ёти праздники были юмором и творчеством, силой народа, однако со временем они тер€ли обр€дово-культовый смысл, стали отражать элементы реальной жизни деревни, св€зывались с трудовой де€тельностью кресть€н, превращались в традиционные игрища, развлечени€ зрелищного характера. Ќо дать начало театру эти игры с их примитивным содержанием не могли, они не обогащались ни гражданскими иде€ми, ни поэтическими формами, как это было в ƒревней √реции, к тому же эти вольные игры содержали воспоминани€ о €зыческом культе и жестоко преследовались христианской церковью. Ќо если церкви удалось воспреп€тствовать свободному развитию народного театра, св€занного с фольклором, то все же отдельные виды сельских увеселений породил новые народные зрелища Ц действа гистрионов.

√истрионы Ц народные брод€чие актеры. ¬о ‘ранции их называют жонглерами, в √ермании Ц шпильманами, в ѕольше Ц франтами, в Ѕолгарии Ц кукерами, в –оссии Ц скоморохами. ƒеревенские затейники переселившиес€ в город станов€тс€ профессиональным забавниками. ќни окончательно отрываютс€ от деревни, и источником их творчества становитс€ жизнь средневекового города, шумные €рмарки, сутолока городской улицы. »х искусство вначале отличаетс€ синкретизмом: каждый гистрион и поет, и танцует, и сказывает сказки, и играет на музыкальном инструменте, и проделывает еще дес€тки других забавных вещей. Ќо постепенно происходит расслоение массы гистрионов по отрасл€м творчества, по той аудитории, к которой они чаще всего обращаютс€. “еперь различают: комиков-буффонов, рассказчиков, певцов, музыкантов, жонглеров. ќсобо выдел€ютс€ сочинители и исполнители стихов, баллад и танцевальных песен Ц трубадуры Ђумеющие нрав€тс€ знатнымї. ¬ыросшее из сельских обр€довых игр, впитавшее в себ€ бунтарское настроение городских низов, искусство гистрионов подвергалось гонени€м и преследовани€м церковников и королей, но даже они не могли усто€ть перед соблазном увидеть веселье жизнерадостные выступлени€ гистрионов.

¬скоре гистрионы объединились в союзы, из которых создавались впоследствии кружки актеров-любителей. ѕод их непосредственным вли€нием ширитс€ волна самоде€тельного театра XIV Ц XV вв. “еперь в уничтожении любви народа к театральным зрелищам церковь бессильна. —трем€сь сделать церковную службу Ц литургию более действенной, духовенство начинает само использовать театральные формы. ¬озникают - литургическа€ драма на сюжеты из —в€щенного писани€. ѕервые литургические драмы состо€ли из инсценировки отдельных эпизодов ≈вангели€. ”сложн€лись и совершенствовались костюмы, текст, движени€. ѕредставлени€ проходили под сводами храма. » полулитургическа€ драма, еЄ разыгрывали на паперти или церковном дворе. –елигиозна€ драма имела несколько жанров, таких как:

- ћиракль

- ћистери€

- ћоралите

ћиракль Ђчудої -религиозно-дидактическа€ драма, в сюжете лежит изложение легенды или жити€ св€того, совершившего какой-либо т€жкий проступок и спасенного заступничеством Ѕогоматери. Ќаибольшее распространение миракли получили в XIV в. ѕроизошли из гимнов в честь св€тых и из чтени€ их житий в церкви. ћиракли давали бќльшую свободу творчеству и изображению реальной действительности, нежели другие роды средневековой драмы.

ћистери€ Ц средневекова€ драма на библейские темы. —читаетс€ венцом средневекового театра, жанр в котором соединились формы церковного, народного, светского театров средневековь€. –асцвет пришелс€ на 15 Ц первую половину 16 веков. ѕредставлени€ приурочивались к €рмарке, к торжественному случаю и открывались красочным шествием горожан всех возрастов и сословий. —южеты брали из Ѕиблии и ≈вангели€. ƒейства шли с утра до вечера в течение нескольких дней. Ќа дерев€нном помосте сооружались беседки, в каждой из которых происходили свои событи€. Ќа одном конце помоста находилс€ богато украшенный –ай, на противоположном Ч јд с разверстой пастью дракона, оруди€ми пыток и огромным котлом дл€ грешников. ƒекорации в центре были предельно лаконичны: надписи над воротами ЂЌазаретї или золоченого трона было достаточно, чтобы обозначить город или дворец. Ќа подмостках по€вл€лись пророки, нищие, черти во главе с Ћюцифером... ¬ прологе изображали небесные сферы, где Ѕог-отец восседал в окружении ангелов и аллегорических фигур Ч ћудрости, ћилосерди€, —праведливости и т. д. ѕотом действие перемещалось на землю и дальше Ч в јд, где —атана поджаривал грешные души. ѕраведники выходили в белом, грешники Ч в черном, черти Ч в красных трико, разрисованных страшными Ђрожамиї.

ћистериальна€ драматурги€ делитс€ на три цикла:

Ђветхозаветныйї, содержание которого Ц это циклы библейских легенд;

Ђновозаветныйї, рассказывающий историю рождени€ и воскресени€ ’риста;

Ђапостольскийї, в котором сюжеты пьесы были заимствованы из Ђ∆ити€ св€тыхї и частично из мираклей св€тых.

Ѕудучи площадным действом, обращенным к массовой аудитории, мистери€ выражала и народные, земные начала, и систему религиозно-церковных представлений. Ёта внутренн€€ противоречивость жанра привела его к упадку, а впоследствии послужила причиной его запрещени€ церковью.

ћоралите Ц самосто€тельные пьесы назидательного характера, действующие лицами которых €вл€лись не люди, а отвлеченные пон€ти€. –азыгрывались притчи о ЂЅлагоразумном и Ќеблагоразумномї, о Ђѕраведнике и √ул€кеї, где первый берет себе в спутники жизни –азум и ¬еру, второй Ч Ќепослушание и Ѕеспутство. ¬ этих притчах страдание и кротость вознаграждаютс€ на небесах, а жестокосердие и скупость привод€т в јд.

»грали моралите́ на балаганных подмостках. »мелось нечто вроде балкона, где представл€ли живые картины небесных сфер Ч ангелов и бога —аваофа. јллегорические фигуры, поделенные на два лагер€, по€вл€лись с противоположных сторон, образу€ симметричные группы: ¬ера Ч с крестом в руках, Ќадежда Ч с €корем, —купость Ч с кошельком золота, Ќаслаждение Ч с апельсином, а у Ћести был лисий хвост, которым она поглаживала √лупость.

ћоралите́ Ч это диспут в лицах, разыгранный на подмостках, конфликт, выраженный не через действие, а через спор персонажей. ѕодчас в сценках, где говорилось о грехах и пороках, по€вл€лс€ элемент фарса, социальной сатиры, в них проникало дыхание толпы и Ђвольный дух площадиї.

»так, в период —редневековь€ театр существовал в разных формах. Ќа начальном этапе он стал своего рода Ђбиблией дл€ неграмотныхї, пересказыва€ библейские сюжеты. “еатральные представлени€ средневековь€ стали предтечей развити€ театра эпохи ¬озрождени€.


15.


16. “радиции латинской литературы в литературе —редневековь€. Ћирика вагантов. »сточники, темы, особенности комического.

 

¬о ‘ранции –аннего средневековь€ центральное место занимала литература на латинском €зыке.

Ћатинский €зык, превратившись в мертвый €зык, стал, тем не менее, св€зующей нитью между јнтичностью и —редневековьем. Ёто был €зык церкви, межгосударственных отношений, юриспруденции, науки, образовани€, один из основных €зыков литературы. —ентенции античных авторов использовались как материал, изучаемый в средневековой школе.

¬ средневековой литературе на латинском €зыке прин€то выдел€ть три линии развити€: перва€ (собственно средневекова€, официальна€, церковна€) представлена в клерикальной литературе, втора€ (св€занна€ с обращением к античному наследию) €рче всего про€вилась в  аролингском ¬озрождении, треть€ (возникша€ на стыке латинской учености и народной смеховой культуры) отразилась в поэзии вагантов.

¬ более позднике периоды средневековь€ и в эпоху ¬озрождени€ создание произведений на латинском €зыке продолжалось. —реди них надо особо выделить написанную на латинском €зыке Ђ»сторию моих бедствийї ѕьера јбел€ра.

¬аганты

–ечь идет о лирике вагантов, брод€чих школ€ров и безместных кочующих монахов - пестрой толпе, оглашавшей своими песн€ми средневековую ≈вропу. —амо слово "ваганты" происходит от латинского "vagari" - брод€жничать. ¬ литературе встречаетс€ и другой термин - "голиарды", производное от "Goliath" (здесь: дь€вол

- лирика вагантов отнюдь не сводилась лишь к воспеванию кабацкого разгула и любовных утех, несмотр€ на всю школ€рскую браваду, заложенную во многих стихах. “е самые поэты, которые столь бесшабашно призывали отбросить "хлам пыльных книжек", вырватьс€ из пыли библиотек и отказатьс€ от учени€ во им€ ¬енеры и Ѕахуса, были образованнейшими людьми своего времени, сохранившими живую св€зь с античностью и возросшими на новейших достижени€х философской мысли.

¬ своем творчестве ваганты касались серьезнейших нравственных, религиозных и политических проблем, подверга€ дерзким нападкам государство и церковь, всевластие денег и попрание человеческого достоинства, догматизм и косность. ѕротест против существующего миропор€дка, сопротивление авторитету церкви в равной мере предполагали отказ от обескровленной книжности, из которой выпарена, выхолощена жива€ жизнь, и радостное при€тие жизни, озаренной светом знани€.  ульт чувства неотделим у них от культа мысли, подвергавшей все €влени€ умственному контролю, строгой проверке опытом.

Ќельз€ принимать на веру ни одного положени€, не проверив его с помощью разума; вера, приобретенна€ без содействи€ умственной силы,- недостойна свободной личности. Ёти тезисы парижского "магистра наук", великого страдальца ѕетра јбел€ра, были широко подхвачены вагантами: они читали и переписывали его сочинени€ и распростран€ли их по всей ≈вропе, противопоставл€€ церковному "верую, чтоб понимать" противоположную формулу - "понимаю, чтоб верить".

ѕервые, дошедшие до нас сборники школ€рской лирики - " ембриджска€ рукопись" - "Carmina Cantabrigensia" (XI в.) - и "Carmina Burana" из монастыр€ Ѕенедиктбейерн в Ѕаварии (XIII в.). ќба эти песенника, очевидно, немецкого происхождени€, во вс€ком случае тесно св€заны с √ерманией.“ак или иначе лирика вагантов относитс€ к первым страницам немецкой поэзии: персонажами многих кембриджских песен оказались швабы, а само прозвище одного из создателей "Carmina Burana" - "јрхипиит  Єльнский", чь€ "»споведь" была своего рода манифестом кочующего студенчества, вызывает в пам€ти образ неповторимого рейнского города.

¬месте с тем любовна€ лирика вагантов частично предвосхищает, частично смыкаетс€ с лирикой немецких "певцов любви" - миннезингеров, да и некоторые из миннезингеров по существу были вагантами. —тоит вспомнить, например, знаменитого “ангейзера, чь€ бурна€ жизнь сделала его фигурой почти легендарной: участие в крестовых походах,  ипр, јрмени€, јнтиохи€, служба в ¬ене при дворе ‘ридриха II, столкновение с папой ”рбаном IV, бегство, громка€ слава и горька€ нужда после того, как он, по собственному признанию, "проел и прозаложил свое имение", так как ему "очень дорого стоили красивые женщины, хорошее вино, вкусные блюда и дважды в неделю бан€.

“ак, сравнительно недавно в Ўтутгарте вышла книга "Ќебо и ад странствующих. ѕоэзи€ великих вагантов всех времен и народов", составленна€ ћартином ЋЄпельманом. ¬ свою книгу ЋЄпельман нар€ду с собственно вагантами включил кельтских бардов и германских скальдов, наших гусл€ров, а также √омера, јнакреона, јрхилоха, ¬альтера фон дер ‘огельвейде, ‘рансуа ¬ийона, —ервантеса, —аади, Ћи Ѕо - вплоть до ¬ерлена, јртюра –ембо и –ингельнатца. —реди "песен вагантов" мы находим и наши, русские, переведенные на немецкий €зык: "Seht ueber Mutter Wolga jagen die kuehne Trojka schneebestaubt" - "¬от мчитс€ тройка удала€ по ¬олге-матушке зимой", "Fuhr einst zum Jahrmarkt ein Kaufmann kuehn" - "≈хал на €рмарку ухарь-купец" и др. ќсновными признаками поэзии "кочующих" ЋЄпельман считает "детскую наивность и музыкальность" и непреодолимую т€гу к странстви€м, возникшую прежде всего из "чувства гнетущей тесноты, которое делает невыносимыми путы оседлой жизни", из чувства "безграничного презрени€ ко всем ограничени€м и канонам житейской упор€доченности"[2]

ќднако поэзи€ вагантов вышла далеко за пределы средневековой литературы: ее ритмы, мелодии, настроени€, тот "дух брод€жий", о котором писал наш ≈сенин, прижились в мировой поэзии, сделались ее неотъемлемой частью.

¬с€ка€ велика€ литература св€зана с мечтой о свободе, свободой одухотворена, свободой вскормлена. Ќикогда не существовало поэзии рабства, котора€ служила бы тюрьмам, кострам и бичам, воспевала бы неволю как высшую добродетель, несмотр€ на все усили€ пишущих наемников выдать себ€ за поэтов

ѕр€мым доказательством этому служат стихи и песни вагантов, которые продолжали страшить реакцию на прот€жении долгих столетий. Ќе случайно, что в монастыре Ѕенедиктбейерн рукопись "Carmina Burana", как запрещенна€ литература, была упр€тана в особый тайник, откуда ее извлекли только в 1806 году

Ћирика вагантов исключительно разнообразна по содержанию. ќна охватывает все стороны средневековой жизни и все про€влени€ человеческой личности. ѕесн€, призывающа€ к участию в крестовом походе во им€ освобождени€ "гроба господн€", соседствует с броской антиклерикальной прокламацией против разложени€ духовенства и "симонии" - торговли церковными должност€ми; исступленное обращение к богу и призыв к пока€нию - с настойчивым, повтор€ющимс€ из стихотворени€ в стихотворение воспеванием "грубой" плоти, культа вина и обжорства; почти непристойна€ эротика и цинизм - с чистотой и возвышенностью; отвращение к книжности - с прославлением науки и многомудрых университетских профессоров. «ачастую в одном и том же стихотворении сталкиваютс€ вещи, казалось бы, несовместимые: ирони€ оборачиваетс€ пафосом, а утверждение - скепсисом, шутовство перемешано с необычайной философской глубиной и серьезностью, в веселую майскую песенку вдруг врываетс€ щем€ща€ грусть, и, наоборот, плач неожиданно разрешаетс€ смехом. —тихотворение "ќрфей в аду", задуманное поначалу как забавна€ пароди€ на известный античный миф и одну из глав ќвидиевых "ћетаморфоз", завершаетс€ страстной мольбой о милосердии, а в "јпокалипсисе голиарда" картины предсто€щей гибели мира нейтрализуютс€ балаганной концовкой.

¬ XI-XII веках школы стали постепенно перерождатьс€ в университеты. ¬ XII веке в ѕариже, "в счастливом городе, где учащиес€ количеством превосход€т местных жителей", кафедральна€ школа, школы аббатов св. ∆еневьевы и св. ¬иктора и множество профессоров, самосто€тельно преподававших "свободные искусства", слились в одну ассоциацию - "Universitas magistrorum et scolarum Parisensium". ”ниверситет делилс€ на факультеты: богословский, медицинский, юридический и "артистический", а ректор самого многолюдного "факультета артистов", где изучались "семь свободных искусств" - грамматика, риторика, диалектика, геометри€, арифметика, астрономи€ и музыка, - встал во главе университета: ему были подчинены деканы всех остальных факультетов. ѕарижский университет становитс€ богословским центром ≈вропы, независимым от светского суда и получившим закрепление своих прав со стороны папской власти.

ќднако вскоре у ѕарижского университета по€вл€ютс€ серьезные соперники. ёриспруденци€ изучаетс€ в ћонпелье и в Ѕолонье, медицина - в —алерно, в середине XIII века возникает ќксфордский университет, к XIV веку окончательно организуютс€  ембриджский и ѕражский.

¬ эти университеты стекаютс€ студенты из всех европейских стран, происходит смешение нравов, обычаев, взаимный обмен национальным опытом, чему в немалой степени способствовала латынь - международный €зык студенчества

Ќаделенные редчайшей музыкальностью (свои стихи ваганты не читали, а пели), они упиваютс€ "музыкой созвучий", как бы играют рифмами, достига€ необыкновенной виртуозности рифмовки и, сами того не подозрева€, открывают поэзии неведомые ей прежде приемы поэтической выразительности. ѕо существу, ваганты впервые наполнили новым, живым содержанием древний латинский размер - "versus quadratus" - восьмистопный хорей, который оказалс€ пригодным и дл€ торжественной оды, и дл€ шутливой пародии, и дл€ стихотворного повествовани€...

ƒо нас почти не дошла музыка, которой сопровождались песни вагантов, однако эта музыка кроетс€ в самом тексте. ћожет быть, лучше других ее "услышал" композитор  арл ќрф, когда в 1937 году, в √ермании, создал свою кантату - "Carmina Burana", сохранив в неприкосновенности старинные тексты с тем, чтобы "через них" и с их помощью высказать свои суждени€ о человеке, о его истовом стремлении к свободе и к радости в годину мрака, жестокости и насили€.
17. Ёпоха ¬озрождени€. ќбща€ характеристика. ѕроблема периодизации.

 

¬озрождение (–енессанс), период в культурном и идейном развитии стран «ападной и ÷ентральной ≈вропы (в »талии XIV Ц XVI вв в других странах конец XV начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

ќтличительные черты культуры ¬озрождени€: антифеодализм в своей основе, светский, антиклериканский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). ¬озрождение возникло и €рче всего про€вилось в »талии, где уже на рубеже XIII Ц XIV вв. его предвестниками выступили поэт ƒанте, художник ƒжотто и другие.

 

 ратка€ характеристика эпохи ¬озрождени€. ¬озрождение (–енессанс), период в культурном и идейном развитии стран «ападной и ÷ентральной ≈вропы (в »талии XIV Ц XVI вв в других странах конец XV начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

ќтличительные черты культуры ¬озрождени€: антифеодализм в своей основе, светский, антиклериканский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). ¬озрождение возникло и €рче всего про€вилось в »талии, где уже на рубеже XIII Ц XIV вв. его предвестниками выступили поэт ƒанте, художник ƒжотто и другие.

“ворчество де€телей ¬озрождени€ проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическа€ этика). ѕафос утверждени€ идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу быти€, ощущение цельности и стройной закономерности мироздани€ придают искусству ¬озрождени€ большую идейную значительность, величественный героический масштаб.

¬ архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружени€ Ц общественные здани€, дворцы, городские дома. »спользу€ арочные галереи, колоннады, своды, купала, архитекторы (јльберти, ѕалладио в »талии; Ћеско, ƒелорм во ‘ранции и др.) придали своим постройкам величественную €сность, гармоничность и соразмерность человеку.

’удожники (ƒонателло, Ћеонардо да ¬инчи, –афаэль, ћикеланджело, “ициан и др. в »талии; ян ван Ёйк, Ѕрейгель в Ќидерландах; ƒюрер, Ќитхардт Ц в √ермании; ‘уке, √ужон,  луэ во ‘ранции) последовательно овладевали отражением всего богатства действительности Ц передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе и обнаженной) и реальной среды Ц интерьера, пейзажа.

Ћитература ¬озрождени€ создала такие пам€тники непреход€щей ценности как "√аргантюа и ѕантагрюэль" (1533 Ц 1552 гг.) –абле, драмы Ўекспира, роман "ƒон  ихот" (1605 Ц 1615 гг.) —ервантеса и т.д органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом быти€.

—онеты ѕетрарки, новеллы Ѕокаччо, героическа€ поэма јристо, философский гротеск (трактат Ёразма –оттердамского "ѕохвала √лупости", 1511), эссе ћонтен€ Ц в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи ¬озрождени€.

¬ музыке, проникающейс€ гуманистическим мироощущением, развиваетс€ вокальна€ и инструментальна€ полифони€, по€вл€ютс€ новые жанры светской музыки Ц сольна€ песн€, кантата, оратори€ и опера, способствующие утверждению гомофонии. ¬ эпоху ¬озрождени€ были сделаны выдающиес€ научные открыти€ в области географии, астрономии, анатомии. »деи ¬озрождени€ способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребност€м зарождающегос€ буржуазного общества


18. ѕредвозрождение в »талии. Ћичность и творчество ƒанте. ЂЌова€ жизньї и традиции поэзии Ђнового сладостного стил€ї. ќбраз Ѕеатриче и концепци€ любви.

ЂЌовый сладостный стильї. ќдним из центров культурной жизни ≈вропы становитс€ ‘лоренци€. ѕолитическа€ борьба гвельфов (партии сторонников власти папы римского) и гибеллинов (аристократической партии сторонников власти императора) не помешала расцвету города.

¬ конце XIII в. во ‘лоренции складываетс€ поэзи€ Ђйо1се аЎ пиоуої Ч Ђнового сладостного стил€ї (√видо √виницелли, √видо  авальканти, ƒанте јлигьери). ќпира€сь на традиции куртуазной поэзии, представители этой школы отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ ѕрекрасной ƒамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров: ƒама, Ђчто с небес сошла на землю Ч €вить чудої (ƒанте), перестает восприниматьс€ как земна€ женщина, уподобл€етс€ Ѕогоматери, любовь поэта приобретает черты религиозного поклонени€, но вместе с тем становитс€ более индивидуализированной, она наполнена радостью. ѕоэты ЂЄо1се зЎ пиоуої (азрабатывают новые поэтические жанры, среди которых: канцона (стихотворение со строфами одинаковой структуры), баллата (стихотворение со строфами неодинаковой структуры), сонет.

—онет. Ќаибольшее значение имеет жанр сонета (€опеѕо), сыгравший выдающуюс€ роль в поэзии последующих веков (вплоть до наших дней). —онет обладает строгой формой: в нем 14 строк, разбитых на два катрена (четверостиши€ с рифмовкой аЏаЏ аЏаЏ или аЏЏа аЏЏа) и два терцета (трехстиши€ с рифмовкой сйй йсй или, с допущением п€той рифмы, сйе сйе, вариант ссе сће). He менее строги правила, прив€зывающие к этой форме содержание: в первой строке должна быть названа тема, в первом катрене излагаетс€ исходный тезис, во втором катрене Ч противоположна€ или дополн€юща€ мысль (назовем ее Ђантитезисомї), в двух терцетах подводитс€ итог (Ђсинтезї) развити€ темы в сонете. »сследователи установили близость сонета к жанру фуги, где сходно развиваетс€ музыкальное содержание. “акое построение позвол€ет достичь высокой степени концентрации художественного материала.

–азвитие сонета по философской триаде Ђтезис Ч антитезис Ч синтезї поднимает любую избранную тему, даже совершенно частную, на высокий уровень философского обобщени€, через частное передает художественную картину мира.

ƒанте

Ѕиографи€. ƒанте јлигьери (1265Ч1321) Ч первый европейский писатель, к которому по праву применимо определение Ђвеликийї. ¬ыдающийс€ английский искусствовед ƒ. –Єскин называл его Ђцентральным человеком мираї. ‘. Ёнгельс нашел точную формулировку дл€ определени€ особого места ƒанте в культуре ≈вропы: он Ђпоследний поэт —редневековь€ и вместе с тем первый поэт Ќового времениї.

ƒанте родилс€ во ‘лоренции и в период правлени€ в городе партии белых гвельфов (отделившихс€ от партии черных гвельфов Ч сторонников папы Ѕонифаци€ VIII) занимал престижные должности. ¬ 1302 г., когда в результате измены черные гвельфы пришли к власти, ƒанте вместе с другими белыми гвельфами был изгнан из города. ¬ 1315 г. власти ‘лоренции, опаса€сь усилени€ гибеллинов, даровали белым гвельфам амнистию, под которую подпадал и ƒанте, но он вынужден был отказатьс€ от возвращени€ на родину, так как дл€ этого должен был пройти унизительную, позорную процедуру. “огда городские власти приговорили его и его сыновей к смерти. ƒанте умер на чужбине, в –авенне, где и похоронен.

ЂЌова€ жизньї.   1292 или началу 1293 г. относитс€ завершение работы ƒанте над книгой ЂЌова€ жизньї Ч комментированным поэтическим циклом и одновременно первой европейской художественной автобиографией. ¬ нее вошли 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллата, 2 стихотворных фрагмента и прозаический текст Ч биографический и филологический комментарий к стихам.

Ѕеатриче. ¬ книге (в стихах и комментари€х к ним) рассказываетс€ о возвышенной любви ƒанте к Ѕеатриче ѕортинари, флорентийке, вышедшей замуж за —имоне деи Ѕарди и умершей в июне 1290 г., не достигнув 25 лет.

ƒанте рассказывает о первой встрече с Ѕеатриче, когда будущему поэту исполнилось дев€ть лет, а девочке еще не исполнилось дев€ти. ¬тора€ знаменательна€ встреча произошла через дев€ть лет. ѕоэт восторгаетс€ Ѕеатриче, ловит каждый ее взгл€д, скрывает свою любовь, демонстриру€ окружающим, что любит другую даму, но тем самым вызывает немилость Ѕеатриче и полон раска€ни€. Ќезадолго до нового дев€тилетнего срока Ѕеатриче умирает, и дл€ поэта это вселенска€ катастрофа.

ѕомеща€ в книгу канцону на смерть Ѕеатриче, он считает св€-тотатством после нее давать комментарий, как после других стихов, поэтому помещает комментарий перед канцоной. ¬ финале содержитс€ обещание прославить Ѕеатриче в стихах. Ѕеатриче под пером поэта, развивающего традиции поэзии Ђнового сладостного стил€ї, становитс€ образом прекраснейшей, благороднейшей, мобродетельной женщины, Ђдарующей блаженствої (таков перевод ее имени на русский €зык). ѕосле того как в ЂЅожественной комедииї ƒанте обессмертил им€ Ѕеатриче, она вошла в число Ђвечных образовї мировой литературы.

 


Ѕожественна€ комеди€ї как книга о смысле жизни, земной и посмертной судьбе человека, философско-художественный синтез культуры —редневековь€ и предвосхищени€ ¬озрождени€.  артина мира в ЂЅожественной комедииї.

ƒанте рассказывает, как он заблудилс€ в дремучем лесу и чуть не был растерзан трем€ страшными звер€ми Ц львом, волчице и пантерой. »з этого леса его выводит ¬ергилий, которого послала к нему Ѕеатриче. ƒремучий лес Ц земное существование человека, лев Ц гордость, волчица Ц алчность, пантера Ц сладострастие, ¬ергилий Ц земна€ мудрость, Ѕеатриче Ц небесна€ мудрость. ѕутешествие ƒанте по аду символизирует процесс пробуждени€ человеческого сознани€ под воздействием земной мудрости. ¬се грехи, наказуемые в аду, влекут за собой форму кары, аллегорически изображающую душевное состо€ние людей, подверженных данному пороку. ¬ чистилище пребывают те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут еще очиститьс€ от совершенных ими грехов. ѕодн€вшись с ƒанте по уступам горы чистилища к земному раю ¬ергилий покидает его, т.к. дальнейшее восхождение ему как €зычнику недоступно. Ќа смену ¬ергилию приходит Ѕеатриче, котора€ становитс€ водительницей ƒанте по небесному раю. Ћюбовь ƒанте очищаетс€ от всего земного, греховного. ќна становитс€ символом добродетели и религии, и конечной целью ее €вл€етс€ лицезрение бога.

Ёто господство в композиционной и смысловой структуре поэмы числа 3 восходит к христианской идее о троице и мистическом значении числа 3. Ќа этом числе основана вс€ архитектоника загробного мира УЅожественной комедииФ, продуманна€ поэтом до мелочей. —имволизаци€ на этом не заканчиваетс€: кажда€ песнь заканчиваетс€ одним и тем же словом УзвездыФ; им€ ’риста рифмуетс€ только с самим собой; в аду им€ ’риста нигде не упоминаетс€, как и им€ ћарии, и т.д.
¬ своей поэме ƒанте отразил и средневековые представлени€ об аде и рае, времени и вечности, грехе и наказании.

√рехи, за которые карают в јду, три категории: распущенность, насилие и ложь. Ётические принципы, на которых построен ƒантов јд, как и в целом его видение мира и человека, представл€ют собой сплав христианской теологии и €зыческой этики на основе Ётики јристотел€. ¬згл€ды ƒанте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды јристотел€ были вновь открыты и усердно изучались.

ѕройд€ через дев€ть кругов јда и центр «емли, ƒанте и его проводник ¬ергилий выход€т на поверхность у подножи€ горы „истилища, расположенной в юж. полушарии, на противоположном от »ерусалима крае «емли. —хождение в јд зан€ло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением ’риста в гробницу и его воскресением, и начальные песни „истилища изобилуют указани€ми на то, каким образом действие поэмы перекликаетс€ с подвигом ’риста, Ц еще один пример подражани€ у ƒанте, теперь в привычной форме imitatio Christi.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5133 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

1889 - | 1811 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.