Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Городская лирика и поэзия Ф. Вийона. Основные мотивы лирики Вийона.




Франсуа Вийона (настоящая фамилия де Монкорбье или де Лож) – первый французский лирик позднего Средневековья. Родился в 1431 году в Париже. Мать не могла оставить при себе сына, и мальчика усыновил капеллан Гийом де Вийон, настоятель церкви св. Бенедикта, которая и стала для Франсуа родным домом. Вийон довольно поздно получил диплом бакалавра по окончанию университета в 18 лет. Затем стал лиценциатом, а после и магистром. Однако, жизнь его была довольно не спокойной, неприкаянной. Он несколько раз бежал из Парижа, прячась от правосудия. Был осужден на казнь, но подав прошение о помиловании, сумел избежать смерти, но вместо этого был изгнан на 10 лет из города. И все его произведения были написаны в самые трудные моменты его жизни. Поэтому биография и творчество Франсуа тесно связаны между собой. Большинство его произведений сочинены «на случай». Жизнь Вийона – это череда арестов и изгнаний, судебных дел, где его обвиняют в тяжких преступлениях – кражах, убийствах. И это отражается в его лирике. Она наполнена контрастностью и иронией, лирической субъективизмом и крайним сенсуализмом (тяготением к чувственной стороне жизни), вся Поэтика Вийона построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях Вийона.

Он – реалист в том смысле, что в его поэзии – большое количество бытовых образов, сочетающихся друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла одного из крупнейших его произведений – «Testament» или «Завещание», здесь традиционная форма «поэтического завещания» представляется в комическом виде. (предметом завещания являются безделицы вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька т.д.)

Баллада у Вийона также часто пародийно снижена; в виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы, вышибалы. В эпизоде с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми. В «Эпитафии» описывает реальность с помощью гротеска: говорят повешенные, тела которых гниют, глаза которых выклевали птицы, и т.п.; к этому присоединено обращение к «людям – братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления.

Поэзия Франсуа Вийона может показаться традиционной – он писал баллады, рондо, песни, нанизывал каламбуры, играл синонимами и рифмами, и внешне его творчество не выходит за рамки средневековой поэтики. Вийон унаследовал ее мотивы и темы, ее примеры. Но он не копировал их слепо. То он неожиданно и дерзко переводил в иронический план, скажем, традиционные для средневековой лирики сетования на жестокость возлюбленной или славословия сильным мира сего, то, напротив, заострял и существенно углублял опять-таки традиционные споры «души с телом» или ламентации по поводу бренности всего земного, вскрывая в этих темах настоящие трагизм и безысходность. Поэтому поэзия Вийона по сравнению с его предшественниками стала подлинной поэтической революцией.

Темами его произведений являются – тема одиночества, измены друзей и любимой, тема быстротечности земного. Свои лучшие лирические стихотворения Вийон создавал в манере чисто субъективного характера. Его поэзия носит прямой характер, народный и довольно грубый, но за всем этим читатель видит глубокую человечность. Мудрость и жизненность отражаются в его строках. «Он был первым поэтом Франции, который жил не в небесах, а на земле и который сумел поэтически осмыслить свое существование. Поэзия Вийона – первое изумительное проявление человека, который мыслит, страдает, любит, негодует, издевается. В ней уже слышана и та ирония, которая прельщала романтиков, и соединение поэтической приподнятости с прозаизмами, столь близкое современным поэтам – от Рембо до Маяковского», - Илья Эренбург. Поводом для творчества послужили его личные жизненные ситуации. Только пройдя тот или иной этап жизни, она мог осмыслить его и описать в своем произведении. Ироничность и грубость его лирики полностью отражают то время, в которое Вийон жил и творил, тот жизненный слад.

Произведение «Диалог сердца с телом» и знаменитая «Баллада о дамах былых времён» - проникнуты глубоким пессимизмом. А молитва в форме баллады от имени матери Вийона помещенная в «Завещание» создает один из сильнейших контрастов в данном произведении.

Франсуа почти не выражает в своей поэзии социального протеста, и социальная значимость его творчества, крайне субъективного по своему характеру, выражается в картинах нищеты, порока, которых так много в его творчестве. Вийон предвосхищает век Возрождения главным образом тем, что предметом искусства становится у него индивидуальная человеческая личность в ее земной, «мирской» жизни, до того подавленная официальной феодально-религиозной идеологией. Поэт выступил новатором, отказавшимся от аллегоризма. В своем творчестве он не просто передал настроения человека переходной эпохи, но на собственном примере показал мучительные пути самопознания, печаль и радость критического мышления, утратившего старые верования, но еще не подготовленного к созданию ренессансного идеала.

В своей версификации Вийон строго соблюдает канон твердой формы стиха (Твердая форма – это стихотворное или песенное произведение, обладающее как для автора, так и для потребителя рядом априорных формальных свойств, которые выделяют его из ряда других текстов и объединяют с аналогичными)

Первой книгой французской лирики, выпущенной типографским способом, были стихи Вийона. Огромное влияние оказал он и на поэтов конца средневековья и начала Возрождения, его творчество ценили и романтики, и сатирики, и реалисты.

Его лучшие произведения - «Эпитафия», вошедшая в лирический цикл «Codicille», и «Завещание», впоследствии названное «Большое завещание» - были написаны в последние годы жизни. Кроме этих произведений, Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, баллады на воровском жаргоне и не дошедшая до нас студенческая поэма.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5655 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2239 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.