Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Язык в процессе мышления и в процессе речи




Процесс мышления состоит, как я говорил, в образовании чув­
ства соотношения между представлениями (простыми и сложными)
как составными частями одной мысли. Отдельная мысль, образуе­
мая объединением (в чувстве соотношения) одного представления с
другим, называется суждением, именно положительным суждением
(а также утвердительным суждением), по отношению как к процессу
образования этой мысли, так и по отношению к результату этого
процесса. Точно так же отдельная мысль, образуемая отделением
(в чувстве соотношения) одного представления от другого, назы­
вается суждением, именно отрицательным суждением, по отноше­
нию к процессу ее образования и к результату процесса. Всякому
суждению, как положительному, так и отрицательному, предше­
ствует, как я сказал, ассоциация представлений, а в явлениях пси­
хической ассоциации различаются, как мы знаем, ассоциация по
смежности и по сходству, поэтому всякое суждение основывается на
ассоциации представлений или по смежности, или по сходству. В со­
ставных частях, или так называемых членах суждения, различаются
подлежащее и сказуемое суждения. Подлежащим в суждении ста­
новится то представление, от которого отправляется процесс суж­
дения, т. е. подлежащее суждения образует в процессе суждения
первую часть данной мысли; сказуемым суждения является то пред­
ставление, которое в процессе суждения сознается или как объеди­
няющееся с представлением, данным в подлежащем, или как отде­
ляющееся от него. Таким образом, в сказуемом суждения заклю­
чается представление того, что мыслится о предмете мысли, данном
в подлежащем суждения.

Те суждения, которые интересуют нас по отношению к языку, т. е. суждения, в состав которых входят представления слов, могут, во-первых, быть такими, обоими членами которых являются пред­ставления слов, и, во-вторых, такими, в которых представления слов образуют только один член суждения, между тем как другой член суждения дается не в представлении слова, а в другом пред­ставлении предмета мысли. Например, такое суждение, которое высказывается в словах птица летит, заключает в обеих частях, в обоих членах суждения, представления слов, но, например, в суж­дении, которое высказывается словом птица или летит, один из членов суждения (если при этом не подразумевается другое слово) заключается не в представлении слова, а, например, в непосред­ственном представлении предмета мысли. Значит в законченной речи как в выражении мысли могут различаться: 1) речь как выражение мысли законченной и 2) речь как выражение части мысли. По­нятно, что суждения, выражающиеся в той и другой речи как суж-дения, т. е. по отношению к процессу мышления, совершенно оди­наковы. Поэтому они, будучи рассматриваемы как суждения в речи, могут получить одно общее название, как скоро мы пожелаем отличить эти суждения — суждения, выражаемые в речи,— от-


других. Именно они могут быть называемы предложениями, без отношения к тому, являются ли они в речи законченными или нет. Но по отношению к языку речь как выражение законченной мысли и речь как выражение части мысли представляют, понятно, существенное различие между собой, и потому, как скоро мы бе­рем термин «предложение» для обозначения «суждения в речи», то в языковедении, т. е. с точки зрения языка, мы не можем оди­наково называть предложением суждение, законченное в речи, и суждение, не законченное в речи; поэтому, если мы оставляем этот термин «предложение» за всяким суждением в речи, не давая ему более специального значения, то с точки зрения языка мы все же должны различать предложения полные, т. е. суждения, законченные в речи, и предложения неполные, т. е. суждения, не законченные в речи, выражающей лишь часть данной мысли. Значит, когда я говорю, например, правда, то это слово являет­ся предложением неполным, таким, где дан один член суждения, тогда как, например, сочетание отдельных слов это правда представ­ляет предложение полное, такое,- где даны оба члена сужде­ния.

Мы видели, что в суждениях различаются суждения положи­тельные (утвердительные) И отрицательные; следовательно, и предложения по отношению к процессу мышления, в котором они возникают, также являются или положительными (утвердительны­ми), или отрицательными. Вместе с тем и по отношению к процессу речи предложения представляют также известные различия. Речь как выражение мысли в произносимых нами словах или как обна­ружение в произносимых звуках речи представлений слов, вступаю­щих в мышлении, в суждении в известные сочетания, обращается к другому лицу, и по различию тех побуждений, которые заставляют нас обнаруживать, выражать для другого лица нашу мысль, в та­кой речи, а потому и в предложениях существуют известные раз­личия. Побуждением к тому, чтобы выразить свою мысль другому лицу, может быть: 1) намерение передать свою мысль другому лицу; вызвать в нем соответственную мысль, 2) намерение повлиять на вол ю другого лица, т. е. намерение выразить известное чувствование, именно желание побудить другое лицо к известному действию, и 3) намерение выразить, обнару-жить другие чувствования (помимо желания повлиять на волю другого лица), соединяющиеся с мыслью говорящего пер­вом случае речь носит название речи повествовательно^а пред­ложения, составляющие ее, называются повествовательными. Во втором случае речь может быть называема побудительной в широ­ком смысле этого термина и в свою очередь бывает двух родов: 1) речью так называемой повелительной, или, точнее, побудительной в тесном смысле этого термина (собственно повелительной и про­сительной) и 2) речью вопросительной. Повелительная речь имеет мотивом, побуждением стремление склонить другое лицо к испол­нению того, что в мысли говорящего является желаемым или тре-

217


 


буемым от другого лица, а вопросительная речь своим побужде­нием имеет стремление вызвать другое лицо обнаружить в своей речи мысль о том, что говорящий в своей речи выражает как являю­щееся в его мысли неизвестным или вызывающим сомнение. Соот­ветственно с этим как предложения в речи повествовательной назы­ваются повествовательными, так и в последних двух видах речи, различаются предложения повелительные (собственно повелитель­ные и просительные), например берите/, молчать/, и вопроситель­ные, например правда это?.

Речь, имеющая мотивом, побуждением намерение обнаружить другие чувствования говорящего, соединяющиеся с его мыслью, называется речью восклицательной в тесном смысле этого тер­мина (а иначе восклицательной речью называет также и повели­тельную речь). Предложения в такой речи являются, следовательно, восклицательными, например молодец/.

Итак, речь как выражение наших мыслей вместе с тем может заключать в себе и выражение чувствований, испытываемых го­ворящим; чувствования говорящего выражаются не только в речи восклицательной и побудительной (как повелительной, так и вопросительной), но, кроме того, могут быть выражаемы говоря­щим также и в речи повествовательной, именно, как мы видели, при посредстве знаков речи (см. выше). Речь как выражение чувствова­ний может заключать в себе и такие слова, которые не входят в состав предложений, т. е. вовсе не принадлежат речи как выраже­нию мыслей. Такими словами являются междометия (например, ах/, эй!) и слова-воззвания (например, Ваня!). Относительно первых я говорил уже, что это— знаки языка для выражения наших чув­ствований. Что же касается слов-воззваний, то они представляют со­бой такое видоизменение в речи (при посредстве знака речи) из­вестных слов, являющихся в языке знаками для мысли, при кото­ром эти слова выражают желание говорящего возбудить к себе, к своей речи внимание того лица, которое обозначается данным сло­вом как знаком для мысли. Междометия и слова-воззвания могут быть называемы вместе словами-восклицаниями; слова-восклица­ния составляют, следовательно, такой отдел речи (не повествова­тельной), который не образует предложения, т. е. не выражает су­ждения.

Речь, обращенная к другому лицу, есть речь намеренная, но произнесение слов может быть также и «невольным», не для другого лица; такая речь является, как мы знаем, тогда, когда движения ор­ганов речи, связывающиеся с представлениями слов, получают не­зависимо от нашей воли силу, вполне достаточную для образования звуков речи. Невольное выражение мысли в произносимых словах может быть названо «мышлением вслух», так же как, с другой сто­роны, мышление в представлениях слов мы можем называть «ум­ственной» или «внутренней речью».


СЛОВА ЯЗЫКА

Я обращаюсь теперь к общему обзору фактов, явлений языка. Язык состоит из слов, которые, за исключением лишь некоторых, вступают между собой в сочетания в суждениях, в предложениях; поэтому в словах языка мы должны различать слова отдельные и слова в их сочетаниях в мышлении, а потому и в речи, в предло­жениях. Сочетание одного слова с другим в предложении образует то, что я называю, в отличие от отдельных слов, словосочетанием. Последнее может быть законченным, представляющим целое, за­конченное предложение, и незаконченным, представляющим часть другого словосочетания, законченного. Например, слова хорошая погода являются не отдельными словами, а известным словосоче­танием, как скоро они даются в речи вследствие сочетания в мышле­нии одного из этих слов с другим словом, как с частью предложения. Взятое нами для примера словосочетание хорошая погода само по себе, как законченное словосочетание, есть предложение, но оно же явится словосочетанием незаконченным, т. е. образующим часть другого словосочетания, например в словосочетании настала хорошая погода.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА ЯЗЫКА

Мы остановимся сперва на отдельных словах языка, а по от­ношению к ним мы должны прежде всего определить, что такое слово как известная единица в языке, т. е. что представляет от­дельное целое слово в отличие от ряда слов,, соединенных одно с другим, а также и в отличие от каких-либо частей в слове.

Всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других звуков, являющихся словами, есть слово; например, в русском языке звук речи а представляет собой отдельное слово, так как этот звук а имеет у нас известное значение (союз а) отдельно от других звуков, являющихся словами. Обыкновенно, как я сказал, слово состоит из нескольких звуков речи, т. е. представляет известный комплекс звуков речи, и в этом случае отдельным словом является такой комплекс звуков речи, который имеет в языке значение от­дельно от других звуков и звуковых комплексов, являющихся сло­вами, и который при этом не разлагается на два или несколько от­дельных слов без изменения или без утраты значения хотя бы той или другой части этого звукового комплекса. Например, в русском языке комплекс звуков речи книга есть одно слово, так как не разлагается на какие-либо другие слова. Точно так же, например, звуковой комплекс неправда (ложь) представляет одно слово, хотя это слово по составу не простое, так как, будучи разложено на от­дельные слова не и правда, теряет данное значение.

Так как словами являются звуки речи в их значениях, то поэтому различия в звуковой стороне образуют, различия самих слов, хотя бы значения таких слов и совпадали (как совпадают, например,

219


218


значения слов неправда и ложь, которые тем не менее представ­ляют собой два различных слова), если только при этом различие в звуковой стороне не есть такое частичное (т. е. касающееся части звуковой стороны), которое сознается говорящими как видоизме­нение в части звуков одного и того же слова не изменяющее значения этого слова; таково, например, в русском языке частичное различие в звуковой стороне слова зимою и зимой или слова ttod и подо. Видо­изменение в части звуков одного и того же слова может существовать потому, что отдельные слова, вступая в сочетания между собой, подвергаются при этом по отношению к звуковой стороне влия­нию одного слова на другое слово; кроме того, могут влиять и раз­личия в темпе речи. С другой стороны, так как словами являются звуки речи не сами по себе, но в их значениях,то поэтому тожде­ство звуковой стороны при различии в значении не образует еще, понятно, тождества самих слов (например, в таких случаях в рус­ском языке мой — местоимение = meus и мой — повелительное на­клонение от глагола мыть или бес и без), если только при этом раз­личие в значении не есть такое, которое сознается говорящими как видоизменение значения одного и того же слова. Одно и то же слова с видоизменением 'его значения является в языке тогда, когда различные значения, соединяющиеся с одной и той же звуковой стороной слова, связываются между собой в сознании говоря­щих так, что при этом одно значение сознается или как огра­ничение, специализирование другого, более общего значения, или как распространение, обобщение другого значения, или как перенесение слова как знака с одного предмета мысли на другой предмет мысли, как связанный с первым в известно отношении. Например, слово город со значением города вообще, а, для нас, жи­телей Москвы, также и со значением «Москва» представляет собой одно и то же слово с видоизменением значения, поскольку мы соз­наем в слове город значение «Москва» как ограничение, специали­зирование другого значения. С другой стороны, например, слово язык со значением «совокупность слов» и язык со значением «сово­купность каких бы то ни было знаков для выражения мысли» яв­ляется одним и тем же словом с видоизменением значения, как скоро последнее значение сознается как распространение, обобщение пер­вого значения. Распространение, обобщение значения слова пред­полагает предшествующее перенесение слова как знака с одного предмета Мысли на другой, как однородный с первым в известном отношении, и в нашем примере обобщению значения слова язык пред­шествовало перенесение этого слова как знака. Но не всякое пере­несение слова как знака (т. е. перенесение значения слова) с одного предмета на Другой ведет за собой распространение и обобщение зна­чения слова. Например, в слове подошва в выражении подошва горы мы сознаем перенесение собственного значения слова подошва, но это перенесение слова как знака с одного предмета мысли на другой, однородный с ним в известном отношении, не ведет за собой в дан­ном случае обобщения значения слова подошва. Одно и то же слово,

220


представляющее известное видоизменение значения, с течением вре­мени в истории языка может обратиться в различные слова, имею­щие тождественную звуковую сторону, как скоро различные значе­ния слова в их изменениях настолько удалятся в истории языка одно от другого, что уже не связываются между собой в сознании говорящих как видоизменения значения одного слова (например, город с значением города вообще, а также того или другого города, в частности и город с значением известной части Москвы). В языко­ведении, которое имеет задачей, как мы знаем, исследование языка в его истории, слово с различными значениями в его отличие от различных слов, имеющих тождественную звуковую сторону, может быть определяемо и по отношению к истории языка, а именно: мы можем определить одно слово с различными значениями и такой комплекс звуков речи (или такой звук речи), в котором в данном периоде жизни языка уже соединяются значения, не связываю­щиеся между собой в сознании говорящих, если только эти различ­ные значения в истории языка оказываются видоизменениями зна­чения одного и того же слова.

В отдельных словах языка различаются слова полные,, слова частичные и междометия. Мы остановимся сперва на полных словах,

ПОЛНЫЕ СЛОВА

Полные слова обозначают предметы мысли и по отношению к предложениям образуют или части предложений, или целые пред­ложения. Например, в русском языке слово дом является полным словом, обозначающим известный предмет мысли, и образует часть предложения, хотя бы получалось в речи неполное предложение (последнее является, когда, например, при виде известного пред­мета я образую суждение и высказываю его в слове дом, при­чем, следовательно, один член этого суждения дан не в предста­влении слова). А, например, такие полные слова в русском языке, как иди, морозит, образуют целые предложения, так как каждое из них обозначает известные предметы мысли в их сочетании в суждении. Полные слова последнего рода, в их отличие от других, я называю словами-предложениями и буду говорить об них впо­следствии, после того как скажу о формах слов, так как для су­ществования таких полных слов требуется присутствие в них из­вестных форм, между тем как полные слова, являющиеся знаками отдельных предметов мысли и образующие части предложений, не предполагают сами по себе присутствия в них каких бы то ни

было форм.

Отдельными предметами мысли, обозначаемыми полными сло­вами, являются или признаки, различаемые в других предметах мысли, или вещи, предметы как вместилища известных признаков. Признаки предметов мысли, обозначаемые в словах, могут быть как признаками, существующими независимо от данной речи, дан-

221


ной мысли, так и признаками, являющимися именно при суще­ствовании данной речи, данной мысли, т. е. могут быть отношени­ями предметов мысли к данной речи, мысли (к лицу говорящему, думающему, к предмету его речи, мысли). Соответственно с этим в полных словах различаются знаки двоякого рода: слова-назва­ния и слова -местоимення; последние обозначают или вещи, пред­меты по их отношениям к данной речи, к данной мысли (например, в русском языке ты, он, этот), или самые отношения данных пред­метов мысли к данной речи, мысли (например, этот или тот в со­единений с названием известного предмета). В тех признаках пред­метов мысли, которые обозначаются в словах-названиях, различа­ются признаки, представляющиеся без отношения к их' изменениям во времени, и признаки в их изменениях во времени; к первым принадлежат: качество, количество, различные отношения пред­метов мысли, ко вторым — действия и состояния. Те слова-назва­ния, которыми обозначаются или самые признаки второго рода (действия и состояния), или вещи, предметы как вместилище таких признаков, могут быть называемы по их значениям для отличия от других слов-названий глагольными словами, без отношения к тому, являются ли они по форме глаголами или именами (т. е. в русском языке к глагольным словам по значению, без отношения, к форме, принадлежат, например, не только ношу, носить, но также, например, и ноша).

Те слова-названия, которыми обозначаются вещи, предметы, т. е. вместилища признаков, могут быть знаками двоякого рода: или 1) названиями общими, нарицательными именами (неглаголь­ными и глагольными), или 2) названиями собственными, собствен­ными именами. Общие названия обозначают те или другие пред­меты мысли как вместилища признаков и вместе с тем соозна-чают и самые эти признаки, а собственные названия, собственные имена, обозначают индивидуальные вещи, предметы без отноше­ния к их признакам, в самой их индивидуальности, поскольку такое обозначение предметов представляет интерес для говоря­щих. Собственные названия, или собственные имена, не должно смешивать с общим названием такой вещи, такого предмета, который известен нам в опыте как единичный; например, слово солнце, хотя в непереносном значении и представляет предмет единичный, является, однако, несобственным именем, а общим назва­нием, обозначающим данный предмет в его признаках, и потому то же значение это слово сохраняет и тогда, когда мы представ­ляем себе существование многих солнц.

Полные слова-названия, обозначающие предметы одушевлен­ные или представляемые одушевленными, могут изменяться в ре­чи, как я говорил, в слова-воззвания и в этом видоизменении не принадлежат уже к предложениям, существуют вне их, хотя бы предмет, обозначенный в воззвании, являлся вместе с тем и пред­метом данной мысли (например, Коля, иди!).

222






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 535 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2332 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.