Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бхаджана-крийа и ее различные уровни.




В этой книге читатель не найдет развернутой полемики на тему дуализма и монизма (противопоставления бхакти и гъяны). Те же, кого интересует эта тема, могут обратиться к другой книге автора, под названием «Айшварья Кадамбини»[2].

Исполняющий желания росток чистой бхакти, свободной от примеси кармы и гъяны, прорастает на почве серд­ца, давая прибежище тем удачливым преданным, которые твердо следуют обету (дхрита-врата) не стремиться ни к чему, кроме бхакти, подобно пчелам, одержимым желанием вку­шать только нектар (мадху-врата). Источником жизни для это­го растения является служение, основанное на желании доста­вить удовольствие Господу (анукулйа). Словно философский камень, одним своим присутствием бхакти освобождает сердце и чувства человека от железного хлама материальных качеств и наделяет их чистейшим золотом качеств духовных. Пробив­шись из-под земли, молодой росток садхана-бхакти тянется вверх и на нем появляются первые два листка. Один из них на­зывается клешагхни (свобода от всех видов материальных стра­даний), а другой — шубхада (появление благих качеств). Внутри бутона[3], образуемого этими листками находятся покои царя по имени Рага,.(рага-бхакти). Эта внутренняя гладкая и мяг­кая поверхность насыщена спонтанным влечением ко всему, что имеет отношение к Господу. Ее возвышенная природа обу­словлена чистой искренней привязанностью преданного к Гос­поду:

йешам ахам прийа атма суташ ча
сакхагурух сухридо даивам иштам

Для Моих преданных Я — любимый сын, друг, учитель, доброжелатель и возлюбленный Господь. (Бхаг. 3.25.38).

Внешняя поверхность листов, на которой располагают­ся владения царя ваидхи, слегка шероховата, поскольку представляет собой процесс следования ограничениям свя­щенных писаний. Эта сторона в некоторой степени уступает внутренней, по причине недостатка спонтанной, глубокой привязанности к Господу, над которой преобладает благого­вейное поклонение Господу. Однако и в рага и в ваидхи-бхакти качества клешагхни (уменьшения страданий и грехов­ной деятельности) и шубхада (появления благих качеств) присутствуют в равной степени.

Известны 5 видов материальных страданий, называе­мых клеши, которые прекращаются благодаря бхакти: авидйа, асмита, рага, двеша и абхинивеша.

Слово клеша буквальное означает страдания или не­счастье, но в данном случае его следует понимать как «причина страданий». Описание клеш приводится в Йога Сутрах Патанджали», в третьей «Сутре Садхана Пады», где говорится, что клеши, по существу, представляют собой пять различных видов или причин невежества (авидьи).

Клеши обуславливают наш правильный или неправиль­ный выбор, стремление либо к праведности, либо к безбо­жию, что влечет за собой соответственно либо благочести­вые, либо греховные поступки, в результате которых мы на­слаждаемся или страдаем.

Клеши бывают пяти видов:

Авидйа: невежество, которое проявляется в том, что мы ошибочно принимаем преходящее за вечное, страдания за блажество, скверну за чистоту и то, что не является нашей истинной сущностью за таковую.

Асмита: ложное эго; мировоззрение, вызванное отожде­ствлением себя с телом; мышление в рамках концепции «я» и «мое». Восприятие реальности на уровне грубых чувств.

Рага: привязанность; стремление к материальному счастью и средствам его достижения.

Двеша: ненависть; неприятие страданий и всего, что служит их причиной.

Абхинивеша: подсознательная тяга к удовлетворению чувств; привычки или пристрастия, сохраняющиеся с про­шлых жизней; глубокая привязанность к материальному те­лу и страх смерти.

К категории пяти клеш также относятся последствия греховной деятельности: прарабдха (дающие о себе знать), апрарабдха (непроявленные), рудха (в виде ростка) и биджа (в виде семени).

Два вышеупомянутых вида бхакти (садхана и ваидхи) не только устраняют клеши, но и способствуют развитию в преданном всех благоприятных качеств. «Шримад-Бхагава-там» подтверждает это:

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана
сарваир гунаис татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
маноратхенасати дхавато бахих

Личности всех полубогов со всеми их достоинствами и воз­вышенными качествами проявляются в том, кто развил чистую преданность Верховной Личности Бога. Откуда же этим добро­детелям взяться в сердце человека, который лишен предан­ности Господу и потому целиком находится во власти времен­ных материальных желаний своего ума? (Бхаг. 5.18.12)

К благим качествам (шубха) относятся: равнодушие к материальной деятельности, влечение к Верховному Госпо­ду, доброжелательность, сострадание, умение прощать, правдивость, простота, беспристрастие, стойкость, сдержан­ность, почтительное отношение к другим, смирение и жела­ние делать добро ближнему[4].

бхактих парешанубхаво вирактир
анйатра сайта трика ека-калах
прападйаманасйа йатхашнатах сйус
туштих пуштих кшуд-апайо 'ну-гхасам

Преданность Господу, непосредственное общение со Всевышним и отрешенность от материального мира - все эти качества одновременно проявляются в том, кто принима­ет прибежище Верховной Личности Бога, подобно тому, как человек, вкушающий пищу, одновременно утоляет голод, получает питание и наслаждается. (Бхаг. 11.2.42)

Из этого стиха следует, что процесс освобождения от не­вежества и появление божественных качеств происходят одновременно. Но поскольку два листка бхакти развивают­ся неравномерно, на последующих стадиях преданного слу­жения возможна некоторая нестабильность между исчезно­вением нежелательных качеств (ашубха) и появлением бла­гоприятных (шубха). Таким образом, бхакти проходит пос­ледовательные стадии развития. Хотя разница между ними очень тонка и почти неощутима, мудрецы дали каждой из этих стадий точное определение, внимательно изучив прису­щие им свойства и характеристики.

Вступая на путь преданного служения, человек развивает шраддху или веру. «Шраддхой» называют (1) твердую веру в слова писаний, описывающих процесс бхакти, а также (2) ис­креннее стремление с энтузиазмом следовать тому, о чем гово­рится в этих писаниях (садхана). Эти два типа веры появляют­ся либо спонтанно (свабхавики), либо под влиянием проповеди другого преданного (баладутпадита). Обретя веру любым из вышеописанных способов, человек стремится принять пребежище лотосных стоп гуру и вопрошать его о том, как ему следу­ет жить (садачара). Следуя наставлениям духовного учителя, начинающий преданный обретает огромную удачу в виде обще­ния с преданными, с которыми его объединяют дружба и стрем­ление к одной цели, а также возможности общения с осознав­шими себя душами (садху-санга).

За садху-сангой следует бхаджана-крийа, стадия, на которой человек начинает заниматься различными видами практического преданного служения. Бхаджана-крийа буквально означает «вы­полнение преданного служения». Преданное служение на этой ста­дии также делится на две категории: неустойчивое (аништхита) и устойчивое (ништхита). Неустойчивое преданное служение сос­тоит из шести последовательных ступеней: ложная самоуверен­ность (утсаха-майи); резкие взлеты и падения (гхана-тарала); подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума (вйудха-викалпа); объявление войны чувствам (вишайа-сангара); неспособность следовать принятым обетам (нийамакшама); наслаж­дение материальными результатами преданного служения (таранга-рангини).

Утсаха-майи: Подобно маленькому сыну брахмана, ко­торый, едва научившись читать, начинает считать себя вели­ким ученым, достойным всеобщего восхищения, человек, только что вставший на путь преданного служения, может возомнить, что уже достиг совершенства. Такую ребяческую самоуверенность начинающего преданного называют утсаха-майи, или энтузиазмом дилетанта.

Гхана-тарала: Тот же самый ребенок иногда проявляет неподдельный интерес к учебе, а иногда, из-за неспособности понять предмет и недостатка вкуса, становится к ней совершен­но безразличен. Точно так же, преданный-неофит иногда с эн­тузиазмом выполняет преданное служение, а иногда проявляет к нему полное безразличие. Такое чередование прилежности и безразличия называется гхана-тарала (взлеты и падения).

Вйудха-викалпа: «Жить ли мне в кругу моей семьи, по­могая жене и детям, развивать сознание Кришны и покло­няться Господу, или лучше оставить их всех, уехать во Вриндаван и достичь истинного совершенства, посвятив себя слушанию и повторению святого имени? Может быть, есть смысл не спешить отказываться от всех материальных на­слаждений до тех пор, пока я по-настоящему не разочаруюсь в них и не пойму, что материальный мир — это просто пламя страданий... Или все же стоит отказаться от всего прямо сейчас? Ведь в писаниях сказано:

там икшетамано мритйум тринаих купам ивавритам

Тот, кто общается с женщиной, идет дорогой смерти. Общение с противоположным полом подобно глубокому ко­лодцу, скрытому под покровом травы. (Бхаг. 3.31.40)

йо дустйджан дара-сутан сухрид раджйам хриди-спришах
джахау йухаива малавад уттамашлока-лаласах

Несмотря на то, что у Махараджи Бхараты было все, о чем только можно мечтать и от чего так трудно отказаться — пре­красная жена, покорные сыновья, преданные друзья, огромная империя — он оставил все подобно человеку, который, не огля­дываясь, уходит из отхожего места. Несмотря на свою моло­дость, он отрекся от всего, что имел, благодаря своей сильной любви к Верховной Личности Бога, Уттамашлоке. (Бхаг. 5.14.43)

Значит ли это, что я должен оставить семейную жизнь, пока молод и полон сил? Или лучше сначала дождаться, по­ка умрут мои старые родители, а потом принять отречение?

ахо ме питарау вриддхау бхарйа балатмаджатмаджах
анапгха мам рите динах катхам дживанти духкхитах

О горе мне! Мои родители стары и немощны, а жена об­ременена заботами о новорожденном сыне и других детях. Если я уйду, они останутся без защиты и будут невыносимо страдать. Как же я могу их покинуть? (Бхаг. 11.17.57)

К тому же, если человек принимает отречение, не имея достаточной духовной подготовки, его постоянно тревожат мысли о семейной жизни.

атриптас тан анудхйайан
мрито 'ндхам вишате тамах

Санньяси, который не находит удовлетворения в своем отречении и непрестанно думает о членах своей семьи, оста­вив тело, отправляется в темнейший из адов. (Бхаг. 11.17.58)

Эти слова Господа заставляют меня признать, что я еще не обладаю волей и решимостью, необходимыми для от­речения. Поэтому до поры до времени, я буду просто рабо­тать, зарабатывая себе на жизнь, а потом, когда достигну ис­полнения всех своих желаний, поселюсь во Вриндаване и бу­ду круглые сутки поклоняться Господу. В конце концов, в шастрак вполне ясно говорится:

на гъяна джнанам на ча ваирагйам
прайах шрейо бхавед иха

Гъяна и вайрагйа служат только помехой для преданного служения. (Бхаг. 11.20.31)

Судя по этому стиху, отречение только препятствует развитию бхакти. Однако, если это отречение порождено са­мой бхакти, то его следует считать не помехой а, скорее, следствием (анубхава) бхакти, ее естественным результа­том. Разумеется, если рассуждать логически (нйайа):

йад йад ашрамам агат са бхикшукас
тат тад анна парипурнам айкшата

Если человек принимает отречение, ему не следует вол­новаться о своем пропитании, поскольку, где бы он ни нахо­дился, ему повсюду жертвуют пищу.

Так что может быть мне лучше принять отречение? Но с другой стороны:

тавад рагадайах стенас тават кара-грихим
грихам таван мохо 'нгхри-нигадо йават кришна на те джанах

Мой дорогой Господь Кришна, для тех, кто не является Твоими преданными, материальные привязанности навсегда останутся ворами, дома — тюрьмами, а любовь и забота о членах своей семьи — кандалами. (Бхаг. 10.14.36)

С другой стороны, семейная жизнь является тюрьмой только для тех, кто привязан к ней. Если человек становится преданным, семейная жизнь перестает быть для него обузой. Поэтому лучше уж я останусь дома и буду повторять святое имя, или лучше слушать о Господе, а может быть... делать что-то для Него? Нет, самое лушее — это следовать примеру Амбариши Махараджа, который, будучи домохозяином, выполнял все виды преданного служения. Я буду делать так же как он».

Таким образом ум преданного постоянно колеблется, взвешивая преимущества семейной жизни и отречения.

«Что лучше: повторять, слушать, или делать что-то пра­ктически? А не заняться ли мне выполнением всех видов преданного служения, как Амбариша Махараджа?»

Когда ум преданного постоянно занят принятием всевозможных решений, это называется вйудха-викалпа, или метаниями ума.

 

Вишайа-сангара:

вишайавишта читтанам
вишнвавешан судуратах
варуни диг гатам васту
враджннаиндрим ким. апнуйат

«Тот, чье сердце окутано материализмом, очень далек от преданности Вишну. Может ли человек, идущий на вос­ток, найти то, что находится на Западе?»

Понимая, что жажда материальных наслаждений насильно увлекает его ум и ослабляет его решимость посто­янно служить Кришне, преданный решает раз и навсегда покончить со своими материальными привычками и при­нять прибежище в святом имени. Но зачастую его попытки отречься кончаются тем, что он еще больше привязывается к тому, от чего хотел отказаться. О таком человеке в «Бхагава-там» говорится:

джата-шраддхо мат-катхасу нирвинах сарва-кармасу
веда духкхатмакан каман паритйаге 'пи анишварах
тато бхаджета мам притах шраддхалур дридха-нишчайах
джушаманаш ча тан каман духкходаркамш ча гархайан

Мой преданный, в котором пробудилась вера в рассказы обо Мне, испытывает отвращение ко всем видам материальной деятельности, понимая, что удовлетворение чувств ведет к стра­данию. Но, несмотря на все его усилия, иногда он все же оказы­вается неспособен совладать с вожделением и делает то, что в конечном итоге приносит ему страдания. Такой преданный дол­жен покаятся в совершенной ошибке и продолжать покло­няться Мне с любовью и верой. (Бхаг. 11.20.27-28)

Эта упорная борьба преданного со своей глубоко укоре­нившейся склонностью к чувственным наслаждениям, в ко­торой он иногда побеждает, а иногда терпит поражение, на­зывается вишайа-сагара, или объявление войны чувствам.

Нийамакшама: Затем преданный принимает решение: «С сегодняшнего дня я буду повторять столько-то кругов джапы. и предлагать столько-то поклонов. Я буду постоянно служить преданным, перестану говорить о том, что не имеет отношения к Господу и буду всячески избегать общества лю­дей, занятых разговорами на мирские темы». Но, несмотря на ежедневное принятие таких обетов, он не всегда находит в себе силы следовать им. Это называется нийамакшарой, или неспособностью следовать правилам преданного служения. В отличие от вашайа-сагары, неспособности отказаться от материальных привязанностей, нийамакшара проявляется в неспособности улучшить свое преданное служение.

Таранга-рангини: Хорошо известно, что по своей при­роде бхакти исполнена притягательности, и потому предан­ный, являющийся обителью бхакти, становится привлека­тельным для многих людей. А как гласит старинная муд­рость: «Обретая признание и почет, человек становится бога­тым». Бхакти предоставляет человеку все возможности об­рести материальную выгоду, почет и славу (лабха, пуджа, пратиштха), которые являются сорняками, окружающими растение бхакти. Стремление к наслаждению (ранга) этими подобными сорнякам формами материального успеха, кото­рые являются всего-навсего небольшими волнами (таранга) на поверхности океана бхакти, называется таранга-рангини, или наслаждение материальными результатами предан­ного служения».

 

Так заканчивается Вторая глава «Мадхуръя Кадамбини»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 656 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.