Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Озаглавленная «Нектар начинает течь».





Пятый поток нектара

Появление вкуса

 

Когда преданный помещает в свое сердце золотой ме­дальон бхакти, сияющий огнем устойчивой практики и приводимый в движение своей собственной энергией, в нем просыпается вкус, ручи. Ручи обозначает вкус к преданному служению в форме слушания о Господе, пересказа услышан­ного и т.д., который настолько силен, что заставляет предан­ного забыть обо всем остальном. В отличие от предыдущих стадий, на стадии ручи у преданного постоянное повторение и слушание не вызывает ни малейшей усталости, Ручи быст­ро рождает непреодолимую тягу к преданному служению. В качестве примера можно привести мальчика-брахмана, ко­торый благодаря прилежному ежедневному изучению писа­ний, быстро постигает их смысл и в дальнейшем не встречает никаких трудностей в учебе и, более того, по­лучает от нее все большее и большее удовлетворение.

Смысл появления ручи можно понять на следующем примере. Из-за больной печени, человек может перестать ощущать вкус сладкой пищи, и сладкие леденцы могут ка­заться ему безвкусными. Однако сахар в то же время являет­ся для него лекарством. Понимая это, больной соглашается ежедневно есть сахар, хотя он может казаться ему горьким. Постепенно, по мере выздоровления, к нему возвращается способность чувствовать сладкий вкус. Точно так же сердце дживы, зараженное невежеством и другими клешами, из­лечивается с помощью целительного слушания, повторения и других видов преданного служения и в конце концов к ней возвращается вкус к этим видам духовной деятельности.

Привязанность к преданному служению (ручи) бывает двух видов: 1) вкус к преданному служению, обусловленный его внешней привлекательностью и 2) ничем не обусловленный вкус. Под внешней привлекательностью подразумевается внешняя привлекательность имени, качеств, форм, игр Господа и т.д. Например, человек, развивший ручи первого типа, испы­тывает наслаждение от киртана только в том случае, если его мелодия приятна на слух и ведущий киртана обладает хоро­шими вокальными данными. Он наслаждается рассказами о Кришне только потому, что они преподносятся в изысканной форме с разнообразными литературными орнаментами. Он по­лучает удовольствие от поклонения Божеству, только если оно совершается на высоком уровне, с использованием дорогостоя­щих атрибутов и т.д. Такого преданного можно сравнить с чело­веком, имеющим плохой аппетит, который, получив приглаше­ние сесть к столу, сначала осведомляется о разновидностях блюд и их вкусовых качествах. Причина такого отношения кроется в остатках материальных желаний в сердце преданно­го. Таким образом, если привязанность преданного к киртану и другим формам преданного служения основывается лишь на их внешней привлекательности, следует понимать, что его сердце еще не очищено от скверны материальных желаний.

Человек, развивший ручи второго типа, испытывает не­обычайное наслаждение от шраванам и киртанам при любых обстоятельствах, независимо от того, где, когда и как они совер­шаются. Его привязанность не обусловлена внешними фактора­ми преданного служения. Если, однако, он замечает привлека­тельные особенности того или иного вида служения, его пере­полняет радость и он ликует от восторга. Сердце такого предан­ного полностью свободно от скверны материальных желаний.

«Мой друг, зачем ты променял сладкий нектар имени Гос­пода на бессмысленные разговоры о семье, материальном комфор­те и прочей суете? Что я могу тебе сказать? Я и сам не менее гре­шен. Получив по милости духовного учителя драгоценный брил­лиант преданного служения, я, несчастный, не сумел понять его ценность. Завязав его в полу своих одежд, я отправился на поиски осколков перламутровой раковины, искры призрачного счастья, мерцающей на берегу океана мирской жизни. Метаясь в бесплод­ных поисках, я попусту растрачивал годы своей жизни. Пренебре­гая преданным служением, я просто проявлял свою слабость.

Каким же надо быть лжецом, в каком заблуждении на­до находится, чтобы испытывать наслаждение, слизывая ед­кую слизь банальной мирской болтовни, и оставаться безразличным к слушанию об именах, качествах и играх Господа. О, как низко я пал! Когда я начинаю слушать о Господе, меня клонит в сон, но стоит мне услышать какую-нибудь вульгар­ную мирскую беседу, как я тут же напрягаю свой слух и стараюсь не пропустить ни слова. Своим присутствием я оск­верняю общество преданных и все вокруг. Нет таких грехов, которых бы я не совершил, даже будучи дряхлым, сгорбившимся стариком, лишь ради того, чтобы угодить сво­ему ненасытному желудку. Не знаю, существует ли такой ад, где я смогу искупить свои злодеяния и сколько мне суж­дено страдать».

Так преданный, достигший стадии ручи, с отвращением вспоминает свое прежнее состояние сознания. Скоро он ста­новится подобен пчеле, вкушающий нектар сладкого плода древа желаний «Махопанишад» («Шримад-Бхагаватам»). Не желая ни на минуту покидать общество преданных, он слушает и говорит с ними о нектарных играх Господа, насла­ждаясь и неустанно прославляя их, забыв обо всем осталь­ном. Он принимает прибежище святой дхамы и целиком по­свящает себя чистому служению Господу. Невежественные люди, видя это, думают, что он сошел с ума.

Но учительница танцев Ручи сама берет его за руки и обучает новому танцевальному шагу, совершенствуя его блаженный танец медитации и служения Господу. Постигая науку танца под руководством Ручи, он испытывает невообразимое и не поддающееся описанию блаженство. Так возможно ли описать в каких сферах блаженства он окажет­ся тогда, когда его наставниками будут два лучших танцора: Бхава и Према?


Так заканчивается пятая глава книги
«Мадхурья Кадамбини» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2816 - | 2385 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.