Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос. Психологическое направление и его значение для развития социологии.




Натуралистические теории не могли удовлетворить потребности быстро развивающейся социологии, т.к. давали упрощенное объяснение многих процессов и не выявляли единства психической деятельности человека и его поведения. Возникла необходимость поиска нового ключа к объяснению общественных явлений, которые стали видеть в психике человека, мотивации его действий, выяснении потребностей в интересах и желаниях. Появление психологического направления в конце 19 века связано с успехами в области экспериментальной психологии. Психологическое направление имело сложную структуру: 1.индивидуалистическое течение; 2.групповая психология; 3.социетарное течение. Общее для них - стремление искать объяснение социальных явлений и процессов в психологических факторах развития человека и общества. Представители психологического направления обратили внимание на проблему соотношения индивидуального и общественного сознания. При таком подходе внимание обращается на психологические механизмы человеческого поведения, а также межгрупповые и внутригрупповые отношения. Не допускается рассмотрение социальных институтов вне психологических составляющих индивидуальной или групповой деятельности.

Л.Уорд (1841-1913) использовал идею Спенсера о всеобщей эволюции, но пытался наполнить человеческим содержанием (большая роль принадлежит психическим факторам). «Динамическая социология»: основным общественным запросом является увеличение наслаждения и уменьшение страдания. «Учение о сущности универсальных социальных сил»: положительные (вкус и стремление к удовлетворению), отрицательные (стремление избежать страдания), воспроизводящие (половые и любовные желания), непрямые (родственные чувства). Общественные силы – психические силы. Социология должны иметь психологический базис. 2 основные группы желаний: 1.удовлетворение голода (и жажды) и 2.удовлетворение половых потребностей. Интересы отдельных индивидов сталкиваются и идет в социальной сфере постоянная борьба за существование. Единственная основа для формирования социальный учреждений – групповое чувство безопасности. Чувство удовлетворения голода и желаний породит труд и обман. Факторы цивилизации. 3 группы: 1.субъективные (явления, рожденные чувством), 2.объективные (интеллектом), 3.социально-синтезированные (экономия природы, экономия ума, социальные аспекты, проявления воли и интеллекта, социократия). Социократия – учение об идеальном обществе, его отличительный признак – научный контроль социальных сил (посредством коллективного разума общества). Психологический эволюционизм учения Уорда, сводившего суть социальных процессов к столкновению биологической и психологической природы индивида с общественными условиями, являет собой обоснование мирного устранения социального неравенства.

Ф. Гиддингс (1855-1931). Создание всеобщей социальной системы. Социология - конкретная описательная историческая и объяснительная наука, которая в отличие от психологии (изучающей проявления индивидуального разума) касается более сложных явлений разума, наблюдаемых в ассоциации индивидов друг с другом. Центральная теоретическая идея – понятие себеподобного сознания (родового сознания), под которым он подразумевал чувство тождества одних людей по отношению к другим. Общество – ряд взаимосвязанных групп и ассоциаций, в которых идет постоянный процесс производства и воспроизводства социальных отношений и организаций. Общество – психическое явление. Истинная ассоциация начинается в зарождении сознания рода.

У.Мак-Дугал (1871-1938) – представитель инстинктивизма. Пытался создать психосоциальную систему общественных дисциплин. Центр - «социальная психология личности». Основная движущая сила – инстинкты, следовательно, теоретическая основа общественных дисциплин – психология инстинкта. Инстинкт – врожденное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты или обращать на них внимание и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение и действовать по отношению к этим объектам определенным образом или испытывать импульс к такому действию. Существует около 20 основных инстинктов: любопытство, воспроизведение себе подобных, самоуничижение, драчливость, но главный – стадный инстинкт. 7 пар основных инстинктов и эмоций. Каждому первичному инстинкту соответствует эмоция (инстинкт бегства – страх).

Г.Тард (1843-1904). Общество – продукт взаимодействия индивидов, основу общественного развития любых социальных процессов составляют межиндивидуальные (интериндивидуальные) отношения людей (интерпсихология). Интерпсихология = социология. Основные социальные процессы – повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Основной силой исторического процесса как и любого человеческого сообщества является неодолимое психическое стремление людей к подражанию. Толпа – зародыш элементов общества. 2 начала общества: семья (в деревенских обществах) и толпа (город). Впоследствии толпа преобразуется в публику (духовное целое; внушаемость, общность мнений, интеллект, самосознание). В толпе человек утрачивает свою индивидуальность, а в публике имеет возможность самовыражения. Тард одним из первых считал, что основная задача социологии – изучение социального взаимодействия.

Г.Лебон (1841-1931). Главное направление – изыскания в области психологии народов и масс. Каждый народ обладает устойчивым душевным строем. Душу народа образуют нравственные и интеллектуальные признаки, которые представляют собой синтез опыта. Рубеж 19-20 вв. – эра толпы. Ее отличительный признак – замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. Основные черты толпы: зараженность общей идеей, нетерпимость, догматизм, восприимчивость к внушению, готовность к импульсивным действиям, бездумное следование за лидером и сознание непреодолимости собственной силы. Эра толпы – начало упадка цивилизации. Толпа превращает человека в иррациональное существо. Толпа: 1.разнородная толпа, 2.однородная толпа (секты, касты, классы). Принцип неравенства различных рас. Это заключается не столько в антропологических особенностях людей, сколько в психологических различиях. Слияние рас невозможно. «Психология социализма» (1908) – антисоциалистические идеи Лебона, стремящегося «уберечь умы» от гибельных увлечений социализмом. Социализм – коллективная трагедия. Лебон отмечал привлекательность социалистических идей среди масс, предсказывал установление социализма в какой-либо Европейской стране, его упадок и приход на смену тоталитаризма.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 807 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2376 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.