Осн принципы эволюционизма базируются на убеждении, что прошлое человечества можно восстановить, изучая существующие примитивные общества. Историческая родословная совр общества прослеживается по пережиткам внутри них первобытных идей и обычаев.
Г. Спенсер (1820-1903) «Основания социологии», «Основные начала», «Социология как предмет изучения»,”Социологическая статика” и “Принципы социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К., хотя не считал его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между о-вом и окр. средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Главная задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы. Социология – всеобъемлющая наука вкл-ая этнографию и антропологию. Предмет соц-ии – конкретная объективная реальность самого общ-ва, соц явления и процессы. При рассмотрении общества исходит из органич связи естествознания и соц знания и из продолжения первого вторым. Сходства с Контом: сремление перенести законы естеств наук в сферу анализа общ-ых явлений и процессов. Соц-я становится наукой если следует идее природного эволюционного закона. Ведущая наука – биология. Соц-ия – наука продолжающая разработку биологич законов на материалах общ-го раз-я. Общ-во– организм. Сходства с организмами: обществ рост и рост орг-ма длится до поглощения одного общ-ва другим или до его распада на несколько частей; при увеличении размеров усложняется структура; дифференциация стр-ры его элементов сопровождается дифференциацией функций. Различия: в биол орг-ме элементы живут ради целого, в общ-ве наоборот; у орг-мов спос-ть чувствовать и мыслить сосредоточена в опред месте, в общ-ве сознание развито по всему агрегату. Противопоставлял функциям орг-зма функциям общ-ва: земледелие, промышленность – питание; торговля – кровообращение; транспорт – сосудистая система. Классовая борьба – отражение закона борьбы за существование. Общество служит для блага индивида. Выделил соц типы общ-ва: военное (Спарта – коллект цели превалируют над индив-ми, жёсткая организация, система принуждения, дисциплина, сотрудничество носит принудит хар-ер. Эти общ-ва консервативны, плохо поддаются изменениям); промышленное (Англия 19в – добровольное сотрудничество, индив-ая свобода, свобода экон деятельности, высокая активность населения, свобода от вмешательства гос-ва в соц порядок. Гл задача гос-ва – защита прав инд-ов от внеш и внутр угроз).
Эволюционизм: неорганическая эволюция (связан с неорганич природой); органическая (связан с органич природой); надорганическая (соответствует чел-му общ-ву). Эволюц-ые законы высших сфер бытия не м/б сведены к законам низших. Эволюция – переход из одного состояния в другое в рамках одной соц системы. Чел-к превращается в соц существо в процессе эволюции первобытных сообществ. Соц-я должна раскрывать действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения соц фактов, процессов, массовых течений, при этом отвергается единичное, случайное, индивидуальное. Направления эволюции: однолинейное (ранние стадии развития чел-ва); многолинейные. Этапы эволюции жёстко предопределены. Соц орг-м претерпевает те же изменения, что и индив орг-м. Развитие общества подвержено влиянию природных условий. Критерии обществ-го прогресса: рост свободы и индивидуализма. Эволюц процесс естественен и объективен и не зависит от желаний и интересов людей. Факторы эволюции: первичные (внутренние – физич и психич свойства чел-ка на ранних этапах его раз-я; внешние – климатические и георгафич); вторичные (внутренние – изменившаяся сущ-ть чел-ка, появление соц институтов; внешние).
Учение о соц институтах. Соц институт – способ и формы самоорганизации совместной жизни людей. Сопряжён с соц организацией. Сов-ть соц институтов составляет структуру общества. Функции соц институтов: нормальное функционирование всего соц организма; превращение человека в соц существо. Соц институт создаёт условия для социализации личности. В рамках соц институтов действуют 3 системы органов: производительная, распределительная, регулятивная. Разновидности соц институтов: домашние; обрядовые; политические; церковные; профессиональные; промышленные. Ценность учения о соц институтах: строгая классификация; проанализированы с позиции эвол теории; рассмотрены на основе богатого историко-этнограф материала.
Отношение Спенсера к социализму. Выступает против: централизации и монополизации власти, что может привести к принуждению. Рассматривает социализм как своеобразную форму рабства. Социализм в конечном виде не осуществим. Социализм вмешивается в жизнь людей и государства в результате планирования и в деятельности. Образуется невозможность индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Сравнивает социализм с военным обществом: властное принуждение, принудительная кооперация, жесткая регуляция деятельности, существование индивида для государства, фиксация статусов.
Значение: показ неизбежности социальной революции. Социология получила от Спенсера набор хорошо разработанных понятий, социальный организм, систему, структуру: широкие возможности применения сравнительно-исторического метода и разработка типологии общества.