Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос. Марксистская парадигма в социологии.




Творчество Маркса имеет незавершенный многозначный характер. Он не создал произведения, в котором в развернутом виде представил свою систему взглядов не общество. Его социологические идеи рассеяны в разных произведениях. Существует огромное множество разных противоречивых интерпретаций наследий Маркса. Марксизм отделился от Маркса и стал жить собственной жизнью. Для реконструирования его учения необходимо различать: 1.доктрину Маркса (марксизм Маркса) и марксизм, возникший после него (марксизмы); 2.социологию Маркса и марксистскую социологию. Работы: «Манифест Коммунистической партии» (1847-1848гг.), «Немецкая идеология», «Нищета философии», «К критике политической экономии», «Классическая борьба во Франции 1848-1850ые гг.», «18 брюмера Луи Бонапарта», «Капитал».

Источники учения Маркса в целом – это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Когда речь идет о немецкой классической философии, следует подчеркнуть влияние двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель оказал влияние на стиль и метод научного мышления Маркса, на его представление об объективных социальных законах, идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, теорию отчуждения. У Фейербаха Маркс воспринял его материализм и антирелигиозность. Теорию отчуждения человеком собственной сущности в религии, разработанную Фейербахом, он расширил и применил к интерпретации различных социальных явлений (в экономической, политической, социальной сферах). Маркс был знаком с идеями Конта и в целом относился к ним отрицательно. Необходимо отметить влияние естественных наук. Особенно важным для Маркса было эволюционное учение Дарвина «Происхождение видов».

Человек – человек производящий. Производительный труд – вот что отличает человека от животного, человек не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько приспосабливает его к себе. Но вместе с тем, происходит отчуждение человека от созданных им сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение). Отчуждение будет преодолено только в будущем коммунистическом обществе. Общество – система связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой. Личность – не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат.

Понятие «формация» – ступени развития общества. Структура системы: основание – способ производства материальных благ (экономическая подсистема), имеющий 2 стороны: 1.производительные силы (все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства), 2.производственные отношения (различные формы собственности на средства производства). Обе стороны производства находятся постоянно во взаимодействии и ведущую роль играют производительные силы. Любая формация имеет базис, состоящий из производительных сил и производственных отношений, и надстройку (юридические и политические отношения) и выше остальные сферы: мораль, наука, искусство, религия. Помимо базиса и надстройки формация включает структуру социальных классов, групп, слоев, которые выражают способ производства. В основе классификации формаций – различие в способе производства.

Динамика социального развития обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. Когда производственные отношения являются тормозом в развитии производительных сил, это приводит к революционным преобразованиям и смене производственных отношений. Этот процесс выражается в различного рода коллизиях других компонентов социальной системы: обострение классовой, политической и идеологической борьбы. Происходит смена общественных формаций, т.е. социальная революция.

Сходства в теориях Маркса и Конта: 1.Признавали универсальность эволюции человеческого рода, оба являются эволюционистами. 2.Верили в прогресс, т.е. считали, что социальная эволюция – развитие от низшего к высшему. У Конта в основе прогресса – интеллектуальное и моральное совершенствование, у Маркса – развитие производительных сил. 3.Верили в конечное совершенное состояние: Конт – в позитивное состояние, Маркс – в коммунизм. 4.Предсказывали относительно грядущее. 5.Считали, что необходимо не просто ожидать наступления нового века, а способствовать его наступлению. У Конта – проповедь религии человечества, у Маркса – революционная деятельность. Различия в теориях Маркса и Конта. 1.Нормальное социальное развитие у Конта – преемственность, опора на традиции, отсутствие резких скачков, у Маркса – постоянный разрыв с прошлым. 2.Структура общества по Конту неизменна, меняется лишь ее социальная оболочка, по Марксу общество непрерывно меняется в своей основе. 3.Конт рассматривал традиции как благотворительную силу, формирующую общество, Маркс – как аномалию. 4Социальный прогресс у Конта носит мирный характер, для Маркса это социальные противоречия, конфликты, противоборства; он носит постоянный характер, охватывает всю социальную систему и ее элементы.

Теория классов и классовой борьбы - центральная тема у Маркса. Классовое деление отсутствует в первобытном обществе (нет частной собственности на средства производства). Классы возникают в антагонистическом обществе из-за разделения труда. Классы – любые социальные группы, находящиеся друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой. Класс – социальная группа, которая себя осознает, имеет свои интересы и противостоит другим группам (классовое самосознание). Борьба между классами – выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Пролетариат и буржуазия являются последним классами – антагонистами.

Маркс разработал синтетическую науку об обществе, внес важный вклад в развитие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений, как фактор и результат трудовой деятельности. Очень важна для социологии его установка на изучение глубинной социальной структуры. Вклад в исследование изменений. Парадигмальной стала трактовка социальных классов и социальных конфликтов. С него началась традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии. Важное значение имеет сочетание у Маркса теоретического анализа с опорой на эмпирический материал. Важным является представление о существовании законов исторического развития. Ряд отраслей социального знания базируется на его теории: экономическая социология, социология политики, социология познания. Важным является применение различных методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1599 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2258 - | 1997 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.