Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 9. Натурализм в социологии: социал-дарвинизм, социологические идеи А. Смолла и У. Самнера, расово-антропологическое направление.




Натурализм – социологич концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Позитивная сторона – стремление выработать объективную и строгую систему знания, аналогичную теориям развитых естеств наук. В 19-нач 20в. существ-ли две формы Н.: 1.социал-биологизм – господствующее направление представленное концепциями социального органицизма (ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как неразложимого целого - Спенсер) и социального дарвинизма (попытка свести законы развития общества к биологическим закономерностям естеств отбора и выживания наиболее сильных - Гумплович, Самнер); 2.социальный механицизм (Кетле, Кэри, Винярский, Парет) сторонники пытались объяснить обществ жизнь и поведение человека распространяя на них закономерности, установленные в физических науках.

В соврем-й социологии сущ-т две соц. ветви Н. – 1.методологический Н. (признание единого для естеств и социал наук «научного метода»); 2.онтологический Н. (содержательное, предметное единство социал и естеств наук, редуцирование обществ закономерностей к природным). Оба направления принимают позитивистский тезис «единства науки».

А. Смол. Осн предмет социолог исследования – интересы. Понятие интереса в социологии призвано сыграть ту же роль, какую в физике сыграло понятие атома. Социальная жизнь – рез-т взаимодействия шести классов интересов, направленных на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Интерес – неудовлетворенная способность соответствующая нереализованному условию и направлена на такое действие, которое реализует указанное условие. Интерес имеет 2 аспекта: субъективный (желания) и объективный (то, в чем испытывается потребность, т.е. желанная вещь). Социология должна давать практические рекомендации в форме «социальной технологии», призванной способствовать совершенствованию социал-х интересов.

У. Самнер. Представитель социального дарвинизма. Осн принципы: естеств отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение; социал эволюция носит автоматический и неуклонный характер. Социальное неравенство – нормальное состояние, необходимое условие развития цивилизации. Разработал понятия: «мы-группа» взаимоотношения в ней – согласие; «они-группа»; «этноцентризм» - свойство человека оценивать все явления окружающего мира в масштабе ценностей той этнической группы, к которой он принадлежит. Взаимодействие между «мы-группа» и «они-группа» – враждебность, базирующаяся на этноцентризме. Сторонник стихийности в социальном развитии, противник всех форм государственного регулирования социальных и экономических процессов. Труд «Народные обычаи» основан на анализе большого этнографического материала. Обычаи – следствие фундаментальных биологических потребностей людей.

Л.Гумплович. Представитель социал-дарвинистской школы. Роль конфликтов в социальной жизни. Ему свойственна натуралистическая и фаталистская интерпретация истории и социальных законов. Предмет социологии – изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальный группы носят надиндивидуальный и внеиндивидуальный характер. Взаимоотношения между группами – непрерывная и беспощадная война. Основной социальный закон – стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, стремление к порабощению и господству. На ранних этапах развития общества шла борьба между ордами (раса) – группами, разделенными антропологическими и этническими признаками. В результате порабощения возникают государства, в котором межгрупповые конфликты не исчезают, а выступают как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий, политических партий. Социальная группа: господствующие и подчиненные. Обе обладают стремлением к власти. Причина всех социальных процессов и конфликтов – стремление к удовлетворению материальных потребностей. Г.Радсенхофер. Сторонник натуралистического монизма. В обществе действуют те же закономерности, что и в природе. Социальная группа – продукт межиндивидуального взаимодействия, организация индивидов для борьбы за существование. Социологические закономерности близки к химическим и биологическим. Главный социальный процесс – конфликт. Главная социальная категория – интерес (основной принцип, управляющий социальными процессами).

Расово-антропологическое направление. Социал жизнь и культура – результат действия расово-антропол-х факторов; расы – осн субъекты социально-историч процессов; расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и др способностей; расовые смешения вредны; социальное поведение человека детерминировано биологической наследственностью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1072 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.