Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос. Психоаналитическая концепция З.Фрейда.




З.Фрейда (1856-1939): «Тодем и табу: психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и диалектика человеческого «я»» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) – психосоциальное учение о бытии человека в норме и в патологии.

Учение о человеке. Психическая деятельность является детерминантой. В ее основе лежат влечения (инцест, конибализм, жажда убийства), желания, инстинкты, которые изначально присущи человеку. Инстинкты: 1.Эрос: сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения. 2.Донатос: инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт разрушения. Человеческая жизнь – борьба Эроса и Донатора. Они являются основными двигателями прогресса, определяя существование не только индивида, но и действия различных социальных групп, народов, государств. Основа человеческой деятельности – сексуальный инстинкт. Возможная причина неврозов – конфликт между сексуальными желаниями и морально-волевыми ограничениями. Носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, которая имеет психическую окраску (либидо), которая трактуется им как энергия сексуального влечения (половой голод).

Теория комплексов. Комплекс – совокупность неосознанных эмоционально окрашенных представлений, которые влияют на поведение человека. Эдипов комплекс - первое социальное побуждение человека направлено на мать, а насильственное – на отца; биопсихический феномен; базис человеческого бытия. С Эдиповым комплексом связано возникновение религии. Человек создал себе бона по образу отца, отношение к отцу тождественно отношению к богу. Религия – сила, иллюзорно защищающая человека от произвола природы, от несправедливости культур.

Учение о трех принципах психической деятельности: 1.принцип постоянства; 2.принцип удовольствия (стремление к достижению удовольствия и избеганию боли); 3.принцип реальности. Возникает конфликт между принципами удовольствия и реальности.

Человек – противоречивое единство трех сфер: «оно», «я», «сверх я». Главной сферой является «оно», вместилище бессознательных реакций и импульсов, в «оно» идет борьба Эроса и Донатоса. «Оно» - поставщик энергии для других сфер, что выражается в желаниях и влечениях. Сфера «я» - организованное начало личности, которое руководствуется принципом реальности. Именно «я» контролирует импульсы «оно» и приводит их в соответствие с внешним миром. «Сверх я» возникает на основе «я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, морали, норм. «Сверх я» контролирует действия «я» и приписывает ему моральные образцы деятельности. Все 3 сферы находятся в постоянном взаимодействии, противоборстве, которое смягчается специальными защитными механизмами: 1.сублимация (обеспечивает целостность и стабильность личности в условиях конфликта), 2.вытеснение (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сознания), 3.регрессия (переход на более низкий уровень мышления и поведения), 4.проекция (неосознанное перенесение собственных ощущений, мыслей на других людей), 5.рационализация (бессознательное стремление к рациональному объяснению своих идей, поведения).

Для социологии Фрейда характерно допущение существования практически неизменной массовой психики. Психические процессы одного поколения находят продолжение в других. Фрейд выделил из разнообразных человеческих общностей 2 опорных типа – толпу и массу. Под толпой понимал неорганизованный конгломерат, а под массой – особым образом организованная толпа, в которой установлена некая общность индивидов, и способных оказывать влияние друг на друга. Масса подразделяется на 2 типа: 1.естественная масса. 2.искусственная масса, образующаяся и требующая для своего сохранения внешнего насилия. 2 типа либидонозной связанности членов сообщества (в искусственный массах – особо ярко): 1.по подчинению одному общему вождю, который одинаково любит всех индивидов, входящих в массу. 2.между всеми членами массы. Фрейд считал, что на любви лидера к массе эта масса и держится. Как следствие – гипертрофированное представление о роли выдающейся личности в историческом процессе.

Концепция Фрейда явилась новым этапом в развитии психологического направления в западной социологии классического периода.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 735 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2514 - | 2362 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.