На рубеже 19-20 вв. появились новые социологические концепции, которые привели к выходу на новый уровень теоретического развития. Значительную роль сыграли представители немецкой социологии Ф.Теннис, Г.Зиммель, М.Вебер. Несмотря на различия в их концепциях, у них есть немало общего, что позволяет их рассматривать в рамках единого направления классической немецкой социологии. В университетах Германии преподавание всех социальных наук велось на кафедрах философии и было под контролем представителей этой дисциплины. После революции 1848г. В Германии наметился консервативный оборот, она выступала против специальной науки об обществе. Ее развитие считалось вредным, недопустимым. Немецкая социология, ее автономизация и институционализация происходили длительно и сложно. Выделяются 2 основных направления: 1. формальная социология - Теннис и Зиммель (Вебер также тяготел к формальной социологии – идеальные типы – но в незначительной степени); 2.социология М.Вебера. Сторонники формальной социологии предавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Социальные процессы и отношения рассматриваются в рамках многообразных классификаций социальных форм, в них укладываются самые различные общественные структуры, действия и тенденции. Отличительные черты немецкой классической социологии:1.нацеленность на постановку и изучение широких социальных проблем, 2.формальный характер, 3.антипозитивистская направленность и содержание. К концу 19 века в адрес позитивистской социологии раздавалось все больше критики, что связано с тем, что в ее теоретических построениях игнорировались особенности социальных явлений и процессов. В концепциях немецких социологов общество и человек как объект исследований четко противопоставлялись природе. По их мнению, ни человек, ни общество не могут быть осмыслены и поняты через их включение в природный мир на правах его части. Несмотря на теоретико-методологическую направленность, немецкая классическая социология оказалась основой для развития эмпирической социологии в начале 20 века. Следует отметить энциклопедичность, широкий круг научных интересов представителей немецкой классической социологии. Их работы пробудили громадный интерес к социологии и способствовали ее институционализации.
Г.Зиммель. «О социальной дифференциации» (1890), «Проблемы социологии» (1894), «Введение в науку о морали» (1904), «Общение», «Проблемы философии истории», «Философия денег», «Социология» (1908) («Большая социология»), «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917) («Малая социология»). Исходную методологическую позицию Зиммеля можно определить как релятивизм, а последовательное развитие его взглядов – как попытки преодоления релятивизма. Релятивизм – склонность к тому, чтобы разлагать единичное и субстанциональное на взаимодействия. Общество существует там, где во взаимодействие вступает множество индивидов. 2 значения общества: 1.общество – комплекс обобществленных индивидов; 2.общество – сумма тех форм связи, благодаря которым из индивидов получается общество в первом смысле. Следует говорить не об обществе, а об обобществлении. Обобществление – форма, в какой индивиды на основании различных интересов срастаются в единство. Социология – комплекс наук о духе, она должна изучать формы обобществления. Хотя фактически в исторической реальности форма и содержание сплавлены, социология исходит из того, что одна и та же форма может быть наполнена разным содержанием, а одно и то же содержание выступать в разных формах. Хотя у социологии нет особого объекта, но есть свой специфический предмет. Она должна иначе рассматривать известные и без того факты. Социология призвана рассматривать формы взаимодействия. Формы обобществления - содержание душевной жизни, а душевная жизнь протекает под воздействием общества. Обобществление возможно, если во взаимодействие вступают 2 или более индивидов. Однако двойка – не только первый синтез, но и первое рассогласование. Третий, вступая во взаимодействие, вносит примирение, или наоборот, может устроить вражду между ними. Количество участников – первый формальный признак обобществления. Второй важный аспект – отношение людей друг к другу. Феномен господства и подчинении: господство – не столько воздействие, сколько взаимодействие. Любое социальное взаимодействие локализовано в некотором пространстве. Когнитивный аспект – взаимодействие предполагает знание сторон друг о друге.
Ф.Теннис (1855-1936) занимался разработкой системы теоретических понятий. Работы: «Общность и общество» (1887), «Введение в социологию» (1931). Социология может быть общей, исследующей все виды социальности, и специальной, исследующей лишь социальность людей. Специальная социология подразделяется на чистую, прикладную и эмпирическую. Любые социальные образования создаются взаимодействием людей. Предмет чистой социологии есть то, что образуется за счет самоутверждения. Конфликт, взаимное негативное действие людей - предмет общей социологии. Социология изучает значимые вещи, моральные факты. Разводит понятия «общность» и «общество». Зародышевые формы общности усматриваются в отношениях семейного родства (связь матери и детей, отца и детей, братьев и сестер, супругов и т.д.). В обществе каждый сам по себе, в напряженном, негативном, почти враждебном отношении к другому., хотя сохраняется единство. Человек делает что-то для другого только в расчете на выгоду. В действительности общих для всех благ нет, есть только фиктивное единство. Обмен – единственное, единое и объединяющее содержание фиктивной социальной воли.