Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос. Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм).




«О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Идейные истоки: творчество Декарта (рационализм), Монтескье (детерминизм и законообразность в развитии социальных явлений) и Руссо (понятие общей воли и гражданской религии). Влияние Сен-Симона, который, по его мнению, первым сформулировал идею социальной науки. А О.Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки. Заметно влияние идей Спесера и Маркса.

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». 2 аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона: 1. Социальная реальность реальна, как и другие виды реальности, она подчинена действию определенных законов. 2. Общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество — не простая сумма индивидов, но система, обра­зованная их ассоциацией. Идея дихотомии индивида и общества (индивидуальное-социальное). 3. Примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. Характерная онтологическая черта «социо­логизма» — это «социальный реализм». Методологический аспект социологизма тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему: 1. Общество — часть природы, наука об обществе — социология — подобна наукам о природе в отно­шении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и зако­номерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социоло­гии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. 2. Социология самостоятельна как наука. 3. Со­циология призвана обновить и социологизировать самые различные от­расли знания.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, — социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и ока­зывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще од­ним, определив социологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании.

Социология делится на 3 основные отрасли: социальную морфологию (изучает структуру общества), социальную физиологию (изучает «жизненные проявления обществ»: социология религии, морали; юридическая, экономическая, лингвистическая, эстетическая социология) и общую социологию (теоретический синтез и общие законы).

Солидарность — синоним общественного состояния. Разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию.

Социальная функция - отношение соответствия между явлением или процессом и определенной потребностью социальной системы. Любой институт, если он существует достаточно долго, соответствует определенной соци­альной потребности, какими бы бессмысленными или вредными они ни казались с рациональной точки зрения.

Аномия - состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переход­ных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а но­вые еще не установились.

Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру — в ес­тественное, — возникающую сравнительно недавно вместе с по­зитивной наукой) и т. п. Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая зау­рядная. Дюркгейм определяет религию как «связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отде­ленным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто яв­ляется их сторонниками». Бу­дучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедитель­ных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Дюркгейм при­менил к сфере социологического знания принципы научного ра­ционализма. Его исследования представляют собой образец со­четания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником струк­турно-функционального анализа в социологии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 864 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2514 - | 2363 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.