Со всей определенностью указывалось, что Шхина была с Израилем до изгнания, явно имея в виду Вавилонское пленение, а грех, послуживший причиной этого несчастья, был равен греху раскрытия физического центра Шхины. Я с трудом подбираю выражения и невольно подменяю слова, ибо сия Минерва или Диана Израиля предстает в женском обличье, подобно Изиде, и поднимать ее покров запрещено. Французский переводчик заканчивает цитату, вокруг которой мы ходим, прибегая к латыни: «Traditum est… genitales partes Shekina existere»230. Что также носит священнотайный характер, но смысл понятен, если признать, что Шхина в этой связи означает Тайную Доктрину постольку, поскольку это есть тайна пола, а Зогар идет дальше и уточняет природу этого греха, называя его преступным деянием инцеста, что следует интерпретировать как беззаконное и нечестивое извращение учения о половых отношениях и надлежащего поведения в этой сфере. Для нашего исследования не имеет значения, что на первый взгляд в тексте Писания это обвинение не имеет ни малейшего подтверждения: оправдание герменевтического подхода к Зогару превышает сферу моей задачи и мои способности защитника231. Но благодаря этому утверждению нашему взору наконец предстает собственно проблема, с которой мы имеем дело.
Сказано далее, что Тайна Шхины включает в себя всех женщин, и этим, как мы видели, объясняется тот факт, что она пребывает лишь с тем мужчиной, который соединен с женщиной232. Она со всей определенностью поселяется в доме мужчины, когда тот вступает в брак, et quum faederis suum signum in locum ponit233. Вот почему Хе и Вав следуют друг за другом в алфавите: Вав символ мужского, Хе женского начала. Муж и жена – одно, и луч небесной благодати покрывает их; он сходит из Хохмы, проникает в мужское начало, а то сообщает его женскому234. Это позволяет нам понять, в каком смысле ее стыд – оскверненное тело мужчины235 и как взвешивается она грехом Израиля236. Причина в том, что она дева, обрученная Срединному Столпу237, и о ней сказано Адамом в великий день его совершенства: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей»238, что должно означать, что в одном из своих аспектов она образ незапятнанной женственности; но она всегда нисходит в супружество внизу – как всегда пребывает в супружестве наверху, – дабы исполнить себя в человечестве и все человечество в себе. Свидетельствуется, что, когда на земле есть праведник, Шхина прилепляется к нему и с тех пор более никогда его не покидает239.
Следует отметить, что ради этого конкретного положения в этот конкретный момент Зогар словно забывает о том, что им же сказано до этого и что ему придется говорить дальше. История падения человека через посредство женщины, подвигнутой на это совращением змия, является, вне всякого сомнения, историей Шхины, пусть в некоем аспекте и как следствие значительно отстоящей по времени рефлексии; но когда требуется доказать, что она ближе к избранным, чем руки и ноги, трудно подыскать что-либо более полное по своему соответствию, чем такие слова, как «кость от костей моих и плоть от плоти моей»240, и такое употребление текста – в его произвольном изъятии из контекста – оказывается прямым попаданием в яблочко, хотя он и едва ли не столь же буквалистский по своей сути, как и сказ об Эдемском Саде. Точно так же, когда Зогару необходимо приложить образ «поля, которое благословил Господь»241 к Тайне пола, это не выходит за рамки утверждения, согласно которому «царь, заботящийся о стране»242, – это Шхина, несмотря на явное противоречие родов. Главное здесь – довести до понимания, что пребывание Шхины в доме людей семейных имеет целью схождение душ для одушевления детей под ее водительством243. Вместе с тем самый, пожалуй, яркий и исчерпывающий в данном случае пример – это заявление, что в день, когда внизу была явлена Песнь песней Соломонова, Шхина спустилась вниз244 – как если бы впервые, хотя мы знаем, что она была с человеком от начала и причаствовала всему творению. Но задача здесь опять же в том, чтобы доказать, что эта достославная песнь есть ее мировая история в человеке, начало и конец всего, что причастно союзу, Тайне Возлюбленного и Возлюбленной на протяжении веков избранничества. Это сумма Священного Писания; это дело творения, тайна патриархов, пребывание в Египте, исход Израиля, Десять Заповедей и Богоявление на Синае, эмблема всех событий периода странствий в пустыне до вступления в Святую землю и далее до возведения Святого Храма. Это и сумма Тайны, сокрытой в Святом и Всевышнем Имени, рассеяния Израиля среди народов земли, его грядущего избавления, воскресения из мертвых и событий того дня, имя которому Суббота Господня. Иными словами, в ней содержится все, что было, есть и будет, ибо это история Изиды, она же Шхина, с первого стиха о лобзании уст его до завершающего восхождения на горы бальзамические245.
Наконец, говорится, что желание человека – соединиться с Матерью в трансцендентном плане, равно как и с Матерью внизу, обрести ее собственным совершенством и получить ее благословение246. Нам известно, что это желание Единства в Боге, поскольку Яхве есть Элохим, причем на тот случай, если такое свидетельство покажется неполным или недостаточным, Зогар присовокупляет в другом месте знаменательные слова: «Я есмь, Кто я есмь», означающие в своем глубинном смысле: «Я, Святой, да будет Он благословен, есть Шхина»247. Не подлежит сомнению, что состояние единства не только глубже состояния видения, но и отличается от него коренным образом; и я не могу сказать, что мне удалось найти безоговорочное подтверждение в тексте Зогара этого высказывания о стяжании единения с Богом именно в этом смысле данного термина, столь желанного сердцу мистика. Однако в прикровенном виде эта тема проходит не в одном месте в Зогаре, поскольку, как мы убедились, Шхина внутри. И все же чаще это видение; о нем говорится как о благословении в мире верховном – о созерцании лика Шхины248, как о некоем замещении состояния единства, и это право надо заслужить в этой жизни, идя путем чистоты249. В этой связи утверждается, что лишь те, кто оставляет нижний мир в благодати Шхины, считаются достойными жизни вечной250. Есть и те, кто не умирает смертью, свойственной человеческому существу, но восхищается силою Шхины, так привлекающей к себе их души251. Вместе с тем Мать в трансцендентном измерении подобна Матери внизу, и духовное приобщение ей осуществляется в той мере, в какой мужчина сподобился соделать из себя дом или обитель, прилепившись к женщине: лишь в этом случае Божественная Мать изливает свои благословения на обоих252.
Есть – в истинном смысле этого понятия – духовный союз внизу для Сынов Учения, так что они сочетаются с двумя женщинами253 – с супругой на земле и Незримой Подругой. Каким образом проявляется ее присутствие, нигде не проясняется, но это происходит – и об этом излишне говорить – исключительно духовным постижением. Любопытно, что это раскрывается достаточно определенно не в связи с обсуждением самого состояния супружества, а в беседах Сынов Учения на тему Сокровенного Закона: тогда они осознают присутствие Шхины, о чем и свидетельствуют ничтоже сумняшеся. Необходимо заметить, что женщины Израиля никогда не присутствуют на этих собраниях254, но их место в доме служило залогом его осененности Божественным Присутствием. В то же время, когда подвизающийся в изучении Закона Божьего отправлялся в путь в одиночку и когда, технически говоря, мужское оказывалось отлучено от женского, он не был по этой причине отлучен от Шхины, при условии, разумеется, что перед отъездом помолился Святому Благословенному255, дабы удержать единство мужского и женского не только дома, но и за его порогом. Другим условием было неукоснительное соблюдение им правильности поведения во всех жизненных ситуациях256: в противном случае ему грозило отлучение от Духовной Спутницы, что положило бы конец единству, а его самого обратило бы в неполное существо.
Едва ли желательно на этой стадии говорить о чем-либо столь очевидном и знакомом, как специфические черты, присущие восточному воображению, – вспомнить хотя бы персонификации Премудрости в книгах, приписываемых царю Соломону; но эти особенности литературного стиля претерпели две любопытные метаморфозы в своем развитии. Титулы и служебные функции еврейской Хохмы были сняты со своего установленного в иудейской традиции места, изъяты из контекста и во всей своей телесности перенесены на Благословенную Деву Марию компиляторами ранней католической церкви, а по другим каналам они были усвоены Софии гностиков, и, наконец, последнее переселение – на Деву Мудрости Якоба Бёме и позднейших мистиков его школы. Соответствия между Шхиной и христианской Богоматерью бросаются в глаза при первом подходе и уже в силу этого могут быть обманчивы, потому что поверхностные аналогии и по сю пору многих вводят в заблуждение; но тем не менее даже тенденционные исходные позиции французских переводчиков Зогара, повлиявшие на конечный результат их работы, не позволили им утверждать, будто Шхина – это завуалированный образ Девы Марии. Переклички же между Пребывающей Славой и Девой Софией Бёме гораздо более разительны, что невольно наводит на мысль, что немецкий теософ кое-что явно позаимствовал из этого источника. В его биографии нет ни малейших намеков на то, что он обучался в какой-либо эзотерической школе либо имел общение с кем-то из посвященных в Тайную Доктрину Израиля, хотя в его время существовало немало ученых-каббалистов. Есть иное объяснение этому казусу, а именно что семена учения еврейской тайной традиции в Писаниях Ветхого Завета дали всходы в его сознании в известной степени так же, как происходило это в умах Сынов Учения, что в его случае, как, впрочем, и в других, им же несть числа, доказывает, что истинные искатели и провидцы изъясняются на одном языке, поскольку причастны общему источнику мысли. Впрочем, это вопрос, при всей его животрепещущей близости нам, вне нашей сферы интереса.
Итак, мы рассмотрели Шхину в свете всех ее атрибутов. Мне не кажется, чтобы я упустил малейшее значительное описание, встречающееся в тексте Зогара, причем все были подвергнуты критическому анализу. Вывод таков: Шхина в качестве средоточия Тайны пола и есть то направление, в каком нам следует направить свои взоры, если – яко труженики на сем поле – мы надеемся получить свою плату. Прочие высказывания превосходны и восхитительны на свой лад, но то, что мы ищем, где для нас открывается непроторенный путь мысли, представляет собой новое послание, которое удастся отыскать в других служебных функциях, качествах и достоинствах, присущих Святой Водительнице Еврейства. Полагаю здесь в заключение, что у меня нет насущной необходимости лишний раз говорить, что Тайная Доктрина Израиля – это не только пол, хотя высказывания на сей счет разбросаны по всему тексту Зогара. К этой области, например, не относится эсхатология, непричастны ей и учение о частях души, но с этими темами, как, впрочем, и со многими другими, им подобными, я уже имел дело в соответствующих разделах.
Примечания
1 Здесь без всяких поправок и редукций подходит старинная максима мистика-алхимика Кунрата (Khunrath): «Sigillum Naturae et Artis simplicitas», и я привожу ее здесь, как делаю это всегда, когда хочу подчеркнуть, что она в высшей степени приложима к существу Тайной Доктрины Израиля; поскольку весь корпус загадочного письменного текста и скрывающейся за ним практики основывается на одном стихе Писания, который гласит: «И сотворил Бог [то есть Элохим] человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину [уточняя природу образа] сотворил [Он] их» (Быт., 1: 27). Таким образом, трудности, о которых говорилось выше, относятся не к факту, вокруг которого выстраивается Доктрина, а к сложностям его интерпретаций и в деталях практической части.
2 Zohar. Pt. II. Fol. 162a; Pt. IV. Fol. 101, 102. Есть также в Каббале брак двух имен, производящий Святое Имя из девяти букв – согласные следуют друг за другом в следующем порядке::יאהלוההים Йод, Алеф, Хе, Ламед, Вав, Хе, Хе, Йод, Мем (Ibid. Pt. IV. Fol. 151). Сказано также: «И создал Господь Бог человека» (Быт., 2: 7) – то есть, по Зогару, Яхве Элохим, мужское начало, соединилось с женским. То есть человек привит к Элохиму, как последний привит к Яхве (Zohar. Pt. II. Fol. 260a; Pt. IV. Fol. 293).
3 Ibid. Pt. III. Fol. 8b; Pt. V. Fol. 23.
4 Ibid. Pt. II. Fol. 162a; Pt. IV. Fol. 102.
5 Ср. Втор., 4: 35: «Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что Господь есть Бог» (Русская синодальная Библия: «Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что Господь [Бог твой] есть Бог». – Пер.) – или, как это в Зогаре, что Яхве есть Элохим. Надо заметить, что текст Писания не согласуется с догмой Зогара, хотя и ex hypothesi является одним из его источников.
6 Zohar. Pt. I. Fol. 101a; Pt. II. Fol. 10.
7 Ibid. Pt. II. Fol. 124b; Pt. III. Fol. 482.
8 Ibid. Pt. I. Fol. 81b; Pt. I. Fol. 470. См. также: Ibid. Pt. III. Fol. 297b; Pt. VI. Fol. 124, о Шхине и Матроне (Госпоже); Pt. I. Fol. 276a; Сефер ха-Бахир, или Книга Сияния, или Книга Яркости; Pt. II. Fol. 644, о Дочери Царя; и Pt. II. Fol. 100b; Pt. III. Fol. 406, обо всех синонимах.
9 Ibid. Pt. III. Fol. 5a; Pt. V. Fol. 11.
10 Ibid. Pt. II. Fol. 257a; Pt. IV. Fol. 290.
11 Ibid. Pt. I. Fol. 161b; Pt. IV. Fol. 102. В другом месте есть высказывание, которое надо понимать как то, что Каббала в действительности есть Шхина, а Мишна – ее покорная служанка (Ibid. Pt. III. Fol. 297b).
12 Ibid. Pt. I. Fol. 17b, 18a; Pt. I. Fol. 108.
13 Ibid. Pt. I. Fol. 278b. Верный Пастырь; Pt. II. Fol. 647. См. также: Ibid. Pt. I. Fol. 241a; Pt. II. Fol. 552.
14 Ibid. Pt. I. Fol. 76a; Pt. I. Fol. 448.
15 Ibid. Pt. I. Fol. 150b; Pt. II. Fol. 194.
16 «Она и Бог одно» (Ibid. Pt. II. Fol. 118b; Pt. III. Fol. 456).
17 См.: Ibid. Pt. II. Fol. 207a; Pt. IV. Fol. 210.
18 Ibid. Pt. I. Fol. 228b; Pt. II. Fol. 502.
19 Ibid. Pt. I. Fol. 230a; Pt. II. Fol. 508.
20 Исх., 23: 20.
21 Zohar. Pt. I. Fol. 232a; Pt. II. Fol. 516. «Пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт., 2: 24) – символ этого Ангела и Шхины в их двусоставной сущности. Милость всегда понимается в мужском аспекте, а строгость или суд – в женском.
22 Zohar. Pt. I. Fol. 100b; Pt. III. Fol. 406.
23 Ibid. Pt. III. Fol. 31a; Pt. V. Fol. 84. И в этом плане со всей определенностью указывается, что там, где в Писании использован мужской или женский род, это соответствует истинной природе вещей.
24 Ibid. Pt. III. Fol. 73b; Pt. V. Fol. 201.
25 Ibid. Pt. III. Fol. 243b; Pt. V. Fol. 581.
26 Ibid. Pt. I. Fol. 228b; Pt. II. Fol. 501.
27 Ibid. Обязанность зажигать субботние свечи возложена на женщин, хозяек дома, потому что они служительницы Госпожи-Матроны. Этот акт воспринимается как залог а) долголетия супругов и б) святого потомства обоих, а также в) их личной награды (Ibid. Pt. I. Fol. 48b; Pt. I. Fol. 281).
28 Ibid. Pt. I. Fol. 27b; Pt. I. Fol. 174, где еще написано, что вторая Хе есть дитя первой Хе.
29 Ibid. Pt. I. Fol. 85a; Pt. I. Fol. 489.
30 Zohar. Pt. I. Fol. 159b; Pt. II. Fol. 227.
31 Ibid. Pt. I. Fol. 28a; Pt. I. Fol. 177. То есть в сфирах Хохма и Бина, как мы убедились в Книге пятой, § V.
32 Ibid. Pt. III. Fol. 10b; Pt. V. Fol. 31.
33 Ibid. Pt. I. Fol. 77b; Pt. V. Fol. 210, 211.
34 Я написал об этом применительно к Святому Имени в Шхине, но не будем углубляться в эту тему. В позднекаббалистической схеме Божественных Имен, пребывающих в десяти сфирот, Яхве соотносится со сфирой Хохма.
35 Ibid. Pt. III. Fol. 108a; Pt. V. Fol. 274.
36 Ibid. Pt. II. Fol. 40b. Верный Пастырь; Pt. III. Fol. 189, 190.
37 Ibid. Pt. III. Fol. 118b; Pt. V. Fol. 305.
38 Ibid. Pt. III. Fol. 267b; Pt. VI. Fol. 23.
39 Ibid. Pt. III. Fol. 230a; Pt. V. Fol. 570.
40 Ibid. Pt. I. Fol. 90a; Pt. I. Fol. 511, 512. В другом месте это Божественное Имя имеет точки огласовки имени Адонай.
41 Речь идет о периоде, предсказанном в Зогаре, когда Вав поднимет Хе.
42 Это чревато великой путаницей, в чем нередко повинен сам текст. Как мы видели по Идрам, Сын, или Вав, проницает три мира, которые ниже мира Ацилут, а Хе также именуется Срединным Столпом; но Он в брачном союзе с Хе второй, или Невестой. Я говорю в настоящем времени, но так было в период совершенствования проявленного мира. Сейчас они в разлуке, поскольку Хе низверглась на землю – то есть в Малкут – и ожидает, когда ее вознесет от земли Вав. Нигде не сказано, что Вав также пал, но, поскольку метод и терминология, избранные для иллюстрирования всей конструкции, взяты из символического строя мифа о Рае, Вав, разумеется, тоже вовлечен в перипетии Хе, как Адам в катастрофу Евы. Развязанное зло затронуло и ее – как говорится в одном месте в Зогаре. Весь рассказ – это аллегория мужчины и женщины, вовлеченных фатальным созиданием Тайны пола, но намеревающихся избыть преступление, положив на это жизнь.
43 Это выводится из одного-единственного высказывания, где говорится, что Шхина в своем восхождении возносит десять сфирот, из чего логически следует, что место, куда она возносит их, выше Кетер, а выше Кетер только Эйн-Соф по концепции Древа сфирот (см.: Ibid. Pt. I. Fol. 24a; Pt. I. Fol. 149), где читаем, что, когда она восходит к Богу, она понуждает все десять сфирот восходить вместе с ней.
44 Ibid. Pt. I. Fol. 241a; Pt. II. Fol. 552.
45 Ibid. Pt. I. Fol. 241b; Pt. II. Fol. 555.
46 Ibid. Pt. II. Fol. 158a; Pt. IV. Fol. 94.
47 Это вновь приводит к путанице, поскольку мы видели, что голова Сына в Даат. Я, впрочем, не берусь согласовывать бесчисленные противоречащие друг другу положения. Наша цель – изучить основную направленность символики, а грубые противоречия – когда они говорят сами за себя – сами за себя и отвечают.
48 Zohar. Pt. III. Fol. 262a; Pt. VI. Fol. 12. Что касается числа 50, в другом месте относимого к Шхине, необходимо заметить, что юбилейный год, наступающий через каждые 49 лет, относится к Божественной Матери в сфире Бина, как Субботний год, наступающий через каждые 6 лет, соотносится с Матерью внизу – то есть Шхиной в манифестации, в силу чего число на земле – 7 (см.: Ibid. Pt. I. Fol. 108b. Верный Пастырь; Pt. V. Fol. 274).
49 Ibid. Pt. III. Fol. 262b; Pt. VI. Fol. 13.
50 То есть по общепринятой диаграмме Древа сфирот, где левая и правая сторона изображены с позиции наблюдателя.
51 Ibid. Pt. III. Fol. 275b; Pt. VI. Fol. 44. Но это по отношению к наблюдателю, как в случае, когда на него смотрят два Лица Идр. См.: Книга пятая. § V.
52 Ibid. Pt. III. Fol. 108b. Верный Пастырь; Pt. V. Fol. 274.
53 Ibid. Pt. II. Fol. 164b; Pt. IV. Fol. 108.
54 Ibid. Pt. II. Fol. 165a; Pt. IV. Fol. 109.
55 Ibid. Pt. I. Fol. 25b; Pt. IV. Fol. 160.
56 Потому что она, несомненно, присутствует в вещах, соединенных в ней; потому что, поскольку она репрезентирует пол в его трансцендентном аспекте, она сочетает в себе мужское и женское начала; и потому что, как мы видели, в Высшем Мире нет различия между ней и Святым Благословенным.
57 Притч., 31: 26. По контексту речь идет о благочестивой женщине, и таким образом подчеркивается женский аспект Шхины. Я думаю, в этой связи не следует забывать, что в физическом порядке только женщина зачинает, вынашивает и выращивает особей и мужского и женского пола, что, несомненно, не упускали из виду мудрецы Зогара.
58 Вместе с тем этот ход мысли совершенно произволен, неоснователен и фантастичен. Не подлежит сомнению, что в нормальной схеме в Хохме Йод, а не Хе: этому есть достаточно подтверждений, в чем мы уже убедились. Ср. Собрание Скинии (Zohar. Pt. II. Fol. 123b; Pt. III. Fol. 478).
59 Ibid. Pt. I. Fol. 145a; Pt. II. Fol. 171.
60 Ibid. Pt. I. Fol. 145a; Pt. II. Fol. 171.
61 В другом месте сказано, что Скиния и есть Шхина (Ibid. Pt. III. Fol. 114; Pt. V. Fol. 285).
62 Ibid. Pt. I. Fol. 263a. Тайны Закона; Pt. II. Fol. 620. Это все та же простая проблема оборачивания схемы Древа сфирот; надо ее мысленно перевернуть и представить визуально расположение сфирот, о чем говорилось выше.
63 Ibid. Pt. III. Fol. 77b; Pt. V. Fol. 212. У нее, как мы уже говорили, много имен, – иногда ее называют просто ангелом Яхве, а иногда даже Яхве (Ibid. Pt. I. Fol. 113b; Pt. II. Fol. 58).
64 Zohar. Pt. III. Fol. 103b; Pt. V. Fol. 262.
65 Ibid. Pt. II. Fol. 159a. Верный Пастырь; Pt. IV. Fol. 96. Шхину также репрезентирует начальная буква слова «Суббота», но это, насколько я могу судить, Шхина внизу в силу того, что выше говорилось о Субботнем годе.
66 Это исключительно важное высказывание, оно приводится в Верном Пастыре (Ibid. Pt. III. Fol. 243a; Pt. V. Fol. 581). В нем со всей определенностью подтверждается предположение, сделанное мной по поводу символического смысла Белой Головы в Книге Тайны и в Великой и Малой Идрах. Там нет аспекта проявленного Божества, в котором мужское наличествует без женского, но всякое различие прекращается в Эйн-Соф, о котором ничего нельзя утверждать, кроме того, что оно являет себя в Кетер.
67 Ibid. Pt. III. Fol. 10b; Pt. V. Fol. 31.
68 Ibid. Мы уже знаем, что Метатрон – это одеяние Шаддай, но это Божественное Имя наряду с именами Адонай, Элохим и Шхина явно взаимозаменяемо. См.: Ibid. Pt. III. Fol. 231a; Pt. V. Fol. 571, о Метатроне, откуда явствует, что они столь тесно связаны по той причине, что у всех них одно число.
69 Ibid. Pt. I. Fol. 22a; Pt. I. Fol. 136–138. Однако сказано еще, что она объект таинств, связанных с деяниями творения (Ibid. Pt. III. Fol. 231a; Pt. V. Fol. 571).
70 Эта символика уравновешивается другой, согласно которой Шхина сопровождала человека в изгнании, когда Адам и Ева были изгнаны из Сада, как мы это сейчас увидим.
71 Ibid. Pt. I. Fol. 76a; Pt. I. Fol. 448.
72 Ibid. Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 84, 85.
73 Ibid. Pt. I. Fol. 22b; Pt. I. Fol. 137. В качестве скриптуральной опоры служит стих из Ис., 50: 1: «Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша».
74 Zohar. Pt. I. Fol. 256b; Pt. II. Fol. 603; Pt. III. Fol. 109a; Pt. V. Fol. 275; Pt. I. Fol. 24a; Pt. I. Fol. 149. Иногда это проблема проникновения в глубины и высоты Божественного Единства. Иногда это та же концепция, символизируемая приношением женщиной всех своих членов и всех частей своей личности, соответствующих членам и частям мужской стороны.
75 Ibid. Pt. I. Fol. 254b; Pt. II. Fol. 600. Эта мысль выражена в довольно любопытной форме, именно: что мир не мог существовать до тех пор, пока Хе последняя не отделилась от остальных трех букв Божественного Имени и не спустилась на землю. Опорным текстом из Писания, по-видимому, служит Пс., 89: 2: «Ибо говорю: навек будет основана милость», что в Зогаре передано как: «Мир будет основан на милости». Ср. Вульгату: «In aeternum misericordia aedificabitur in coelis» (Пс., 88: 3) (Русская синодальная Библия: «Ибо говорю: навек основана милость» (Пс., 88: 3). – Пер.).
76 Zohar. Pt. II. Fol. 9a, b; Pt. III. Fol. 39.
77 Zohar. Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 84.
78 Ibid. Ср.: Втор., 30: 3: «Господь Бог Твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобой».
79 Zohar. Pt. II. Fol. 9b; Pt. III. Fol. 40.
80 Ibid. Pt. II. Fol. 114b; Pt. III. Fol. 442.
81 Ibid. Pt. III. Fol. 74a; Pt. V. Fol. 202. Она опустилась под тяжестью грехов Израиля (Ibid. Pt. I. Fol. 28a; Pt. V. Fol. 79).
82 Ibid. Pt. III. Fol. 75a; Pt. V. Fol. 204.
83 Ibid. Pt. III. Fol. 155a, b; Pt. V. Fol. 397.
84 Ibid. Pt. I. Fol. 237a; Pt. II. Fol. 535, 536. Как написано: «Господи Боже наш (Яхве Элохим)! Другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое» – или в изложении Зогара: «Но только благодаря Тебе мы помним Твое Имя» (Ис., 26: 13). В этом стихе, как принято считать, сформулирована высочайшая Тайна Веры. Яхве Элохим есть источник высших тайн, и, когда Израиль достигнет уровня совершенства, он не будет делать различие между Яхве и Элохейну. Даже в мыслях запрещено разделять эти Имена. Однако сейчас это разделение имеет место в силу претерпеваемых Израилем страданий и потому, что он отлучен от Бога (Ibid. Pt. II. Fol. 9a, b; Pt. III. Fol. 38–40).
85 Ibid. Pt. III. Fol. 223a; Pt. V. Fol. 563.
86 Ibid. Pt. II. Fol. 94b; Pt. V. Fol. 378.
87 Ibid. Pt. II. Fol. 116b; Pt. III. Fol. 450.
* Царствующая над ангелами (лат.).
* Ibid. Pt. III. Fol. 118b; Pt. III. Fol. 456.
* Ibid. Pt. III. Fol. 197a; Pt. V. Fol. 508.
* Ibid. Pt. I. Fol. 236a; Pt. II. Fol. 530–531.
* Ibid. Pt. I. Fol. 252a; Pt. II. Fol. 593.
* Ibid. Pt. III. Fol. 109a; Pt. V. Fol. 276.
* Ibid.
* Ibid. Pt. I. Fol. 75b; Pt. V. Fol. 205. Очевидно, конечно, что Шхина как Царская Дочь не впадала в грех и потому ее изгнание добровольное – она наделена возможностью, или уполномочена сделать это, как сказано в пассаже. Однако то, прообразом чего она является, а именно воплотившейся женственностью, – ex hypothesi – пало, и с ней пал сын, это воплощенное мужество.
* Ibid. Pt. I. Fol. 191b; Pt. I. Fol. 353.
* «Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (лат.). Этот стих из Ин., 1: 29 отсылает к Ис., 53: 4.
96 Zohar. Fol. 93a; Pt. II. Fol. 529.
97 Ibid. Pt. II. Fol. 105a; Pt. I. Fol. 27.
98 Ibid. Pt. II. Fol. 111b; Pt. II. Fol. 50.
99 Быт., 14: 14.
100 Zohar. Pt. I. Fol. 112b; Pt. II. Fol. 55.
101 Ibid. Pt. I. Fol. 144b; Pt. II. Fol. 168.
102 Ibid. Pt. I. Fol. 144b; Pt. II. Fol. 168.
103 Zohar. Pt. I. Fol. 148b; Pt. II. Fol. 186.
* «И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему [Бог], памятник каменный» (Быт., 35: 14).
104 Zohar. Pt. I. Fol. 153b; Pt. II. Fol. 203.
105 Ibid. Pt. I. Fol. 157b; Pt. II. Fol. 216.
106 Ibid. Pt. I. Fol. 175b; Pt. II. Fol. 298.
107 Ibid. Pt. I. Fol. 197a, b; Pt. II. Fol. 381, 382.
108 Ibid. Pt. II. Fol. 4b; Pt. III. Fol. 15.
109 Ibid. Pt. I. Fol. 184a; Pt. II. Fol. 327.
110 Ibid. Pt. I. Fol. 67b, 68a; Pt. I. Fol. 400.
111 Ibid. Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 83.
112 Ibid. Pt. I. Fol. 11b; Pt. III. Fol. 49.
113 Ibid. Pt. I. Fol. 21b, 88a; Pt. I. Fol. 133–135. Я делаю весьма беглый обзор всей темы, что может показаться широкому читателю набором галиматьи. Тот факт, что кости Иакова были погребены в Палестине, означает, что они принадлежали «небесным сущностям»: с костями же Иосифа дело обстояло совсем по-другому, и он продолжал считаться приобщенным земле. Кости – символ ангельских сонмов, и их только следовало ввести в Палестину. Сыны Учения не знали, что тело сановника столь высокого ранга, как Иосиф, будет забальзамировано. Есть еще более загадочное высказывание, оно звучит буквально так: «Моисей сожительствовал со Шхиной, символизируемой Луной, до тех пор, пока дух пребывал в его теле, и подчинял ее всем своим желаниям» (Ibid. Pt. I. Fol. 221a; Pt. I. Fol. 134). После смерти он взошел на уровень Юбилея, то есть, как мы знаем, на уровень Бины, а Шхина в трансцендентном аспекте пребывает там же. Та же, что была супругой Моисея, – это Шхина в аспекте манифестации, и еще сказано, что после его смерти она вернулась к Иакову. Со всем этим ср. Книгу восьмую, § VI, где говорится о том, что Моисею не удалось открыть Пятидесятые Врата Понимания, потому что он перестал жить со своей женой.
114 Ibid. Pt. I. Fol. 234b; Pt. II. Fol. 523.
115 См. трактат Шаббат.
116 Ibid. Pt. II. Fol. 145a; Pt. IV. Fol. 59.
117 Ibid. Pt. II. Fol. 22b; Pt. III. Fol. 115.
118 Ibid. Pt. III. Fol. 191b; Pt. V. Fol. 499.
119 Ibid. Pt. I. Fol. 176b; Pt. II. Fol. 293.
120 Ibid. Pt. II. Fol. 143a; Pt. IV. Fol. 54.
121 Исх., 40: 34, 35.
122 Zohar. Pt. I. Fol. 76b; Pt. II. Fol. 204.
123 Ibid. Pt. I. Fol. 239a; Pt. II. Fol. 545.
124 Ibid. Pt. III. Fol. 114a; Pt. V. Fol. 285.
125 Ibid. Pt. I. Fol. 101b; Pt. II. Fol. 11.
126 Ibid. Pt. III. Fol. 114a; Pt. V. Fol. 285.
127 Ibid. Pt. II. Fol. 16b; Pt. III. Fol. 76.
128 Ibid. Pt. III. Fol. 161b; Pt. V. Fol. 416.
129 Zohar. Pt. III. Fol. 116a; Pt. III. Fol. 447.
130 Ibid. Pt. III. Fol. 164a; Pt. IV. Fol. 107; Pt. III. Fol. 74b; Pt. V. Fol. 203.
131 Ср. Вульгату: «Ecce videntes clamabunt fores, angeli pacesamare flebunt». Английская авторизованная Библия (как и Русская синодальная Библия. – Пер.): «Вот, сильные их кричат [на улицах]; послы мира горько плачут». Английская ревизованная версия не расходится с этим текстом.
132 Ibid. Pt. I. Fol. 203a; Pt. II. Fol. 407; Pt. I. Fol. 182a; Pt. II. Fol. 319.
133 Ibid.
134 Ис., 13: 10.
135 Первый Храм был разрушен по причине угасания света в нем, Второй же, судя по Зогару, и вовсе не имел света (Zohar. Pt. II. Fol. 95b; Pt. IV. Fol. 150).
136 Ibid. Pt. III. Fol. 115b; Pt. V. Fol. 297.
137 Ibid. Pt. III. Fol. 34a; Pt. V. Fol. 89.
138 Ibid. Pt. III. Fol. 37b; Pt. V. Fol. 102.
139 Ibid. Pt. I. Fol. 25a; Pt. I. Fol. 154.
* Когда один из законоучителей говорит в отчаянии (лат.).
140 Ibid. Pt. I. Fol. 26a; Pt. I. Fol. 164.