Лекции.Орг


Поиск:




II. Змей, сын Зари и Падение ангелов 12 страница




15 Zohar. Pt. I. Fol. 186b; Pt. II. Fol. 337.

16 Ibid. Pt. I. Fol. 186b; Pt. II. Fol. 338.

17 Ibid.

18 Пс., 126: 2.

19 Zohar. Pt. I. Fol. 186b; Pt. II. Fol. 338. См. также: Ibid. Pt. III. Fol. 108a; Pt. V. Fol. 274, где устами рабби Елеазара, сына рабби Шимона, говорится, что Хе есть отдохновение высших и низших существ: вверху это покой Шхины в трансценденции, а внизу – Шхины в ее манифестации.

20 Ibid. Pt. I. Fol. 90b; Pt. I. Fol. 515; Appendix III. Сокровенный Мидраш. Fol. 14b, 15a; Pt. I. Fol. 90b; Pt. II. Fol. 694; Pt. I. Fol. 187a; Pt. II. Fol. 340.

21 Это, пожалуй, худшее слово, которое мог бы выбрать ученый и критик, живо чувствующий свой предмет. Юная дама Ковентри Патмора полагала, что таинство брака дурное таинство, но Зогар возносит его в области, о которых христианские церкви и помыслить не дерзали, хотя лично я встречал положения католического богословия, которые явно указывают на то, что Искупитель, возможно, в скрытом виде живет там.

22 Здесь же многозначительно добавляется, что Святой Благословенный проявляет о мужчине такую особую провиденциальную заботу, чтобы тот не заблудился в грядущем мире.

23 Есть немало ссылок, но, пожалуй, самая яркая – это: Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 290.

24 Ibid. Pt. II. Fol. 101b; Pt. III. Fol. 410.

25 Здесь говорится о том, что гипотетически возможно осуществить в брачном состоянии через очищение тела и ума в плане единения душ. Высказывание в Зогаре, на котором основываются мои слова, по-видимому, содержат элементы всей тайны в аспекте явленности и то, каким образом имеющее быть сейчас лишь взаимностью в полном различии способно соединиться опытно в сознании. Я сознательно затемняю свое высказывание, поскольку сие невозможно говорить ad clerum.

* Сокровенный супруг (лат.).

* Ibid. Pt. II. Fol. 173b; Pt. IV. Fol. 128.

* Сокровенная супруга (лат.)

27 При передаче цитат из Писания переводчик Зогара по большей части старался придерживаться Вульгаты: конечно, было бы странно, если бы он выбрал какой-либо другой перевод, и я констатирую этот факт исключительно для того, чтобы показать, что он редко переводил de novo (заново). В Английской авторизованной версии читаем: «Любовь твоя лучше вина», а в Вульгате: «Quia meliora sunt ubera tua vino». В Русской синодальной Библии: «Ласки твои лучше вина» (Песн., 1: 3; 4: 10).

28 Zohar. Pt. I. Fol. 70a, b; Pt. I. Fol. 415.

29 Ibid. Pt. III. Fol. 81a; Pt. V. Fol. 224.

30 Zohar. Pt. I. Fol. 14a, b; Pt. I. Fol. 82; Pt. III. Fol. 81a; Pt. V. Fol. 224.

31 Ibid.

32 Ibid. Pt. III. Fol. 81a; Pt. V. Fol. 224. Интенция здесь вполне самоочевидна: показать, что над тем процессом, на который указывается в Быт., 2: 24, когда говорится, что «будут одна плоть», есть другой и более возвышенный процесс, в результате осуществления которого становится возможным, что они (двое) станут одной душой. Вместе с тем один не без другого, и этот момент необходимо отметить, потому что некоторым умам может явиться противоположная идея. Высказывается мысль, что слова «В начале сотворил Бог» (Быт., 1: 1) скрывают ту же истину, что и другие слова: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену» (Быт., 2: 22). В словах «Бог сотворил небо» два последних слова намекают на ту же тайну, что слова «И привел ее к человеку» (Быт., 2: 22). В «Бог сотворил небо и землю» три последних слова скрывают ту же тайну, что «кость от костей моих» (Быт., 2: 23). Все означает «землю жизни» (Zohar. Pt. I. Fol. 50b; Pt. I. Fol. 293, 294). Но еще сказано, что слово «небо» означает Шхину наверху, а слова «и землю» Шхину внизу, чей союз будет столь же совершенен в грядущий день славы, как и союз мужчины и женщины (Ibid. Pt. I. Fol. 50b; Pt. I. Fol. 295).

33 Ibid. Pt. I. Fol. 133b; Pt. II. Fol. 126.

34 Ibid. Pt. I. Fol. 151a; Pt. II. Fol. 192.

35 Ibid. Pt. I. Fol. 150b; Pt. II. Fol. 193.

36 Ibid. Pt. I. Fol. 49b; Pt. I. Fol. 289.

37 Было и другое послание Сынам Учения относительно плода супружеских отношений. В случае отсутствия потомства их, по-видимому, минует кара в виде возвращения на землю через перевоплощение души.

38 Быт., 2: 18.

39 Считалось, что он был как бы в состоянии болезни и, как таковой, не участвовал в служении жертвоприношения. Только человек завершенный и в состоянии полноты и в этом смысле совершенный единением с женщиной имел право приносить жертву (Zohar. Pt. III. Fol. 5b; Pt. V. Fol. 12).

40 Несколько фантастическое положение; ведь в таком случае аналогичная опасность возникала даже при отлучении на час: кроме того, такой подход обесценивает союзы, осуществляемые в духе и истине, отдавая явное предпочтение чисто физической близости перед сродством сердечным, которому никакое расстояние не помеха. Но этот вопрос на самом деле возник потому, что дает возможность практикованию верности своему посвящению в лучшем духе Зогара. Еще один пример «лыка в строку»: средство оправдывает цель – провести эту идею верности.

41 Ibid. Pt. I. Fol. 49b, 50a; Pt. I. Fol. 289.

42 В другом месте говорится, что Шхина не отлучается от человека, пока тот соблюдает предписания Закона (Zohar. Pt. I. Fol. 232a; Pt. II. Fol. 516). Эта мысль базируется на скриптуральном авторитете Исх., 23: 22: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути» – и Исх., 33: 2: «Пошлю пред тобою Ангела [Моего]». Под этим Ангелом понимается Ангел-Избавитель, на которого ссылается Иаков (Быт., 48: 16), который наблюдает за человеком, принимает благословения свыше и ниспосылает их в нижний мир (Zohar. Pt. I. Fol. 230a; Pt. II. Fol. 508; Pt. I. Fol. 228b; Pt. II. Fol. 502).

43 См. среди других мест: Ibid. Pt. I. Fol. 49a; Pt. I. Fol. 284. Как я понимаю, с точки зрения Зогара причина более чем ясна: простая физическая близость еще не единство. Должно быть также понятно, что мы имеем дело не с мифом о сиамских близнецах. Было бы крайне сложно понять, что заложено в самом сердце этой истории, рассматриваемой гипотетически как нечто из далекого прошлого, если бы действительно ее надо было воспринимать как некий реальный факт. Она относится к «алчбе и жажде сердца» на пути к благословенной жизни через посредство земного состояния супружества. Несомненно, Сыны Учения не могли не находить в собственном брачном опыте перлы высочайшей ценности, которые их наследники нынче утратили и о которых мы даже не дерзаем мечтать. И, однако, мы непрестанно слышим немало недостойных вещей о горькой участи женщины в Израиле, причем нередко это исходит от обращенных в христианство евреев, вроде шевалье Драха, который, на мой взгляд, умудрился извлечь из своего обращения немало выгоды.

44 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. II. Fol. 508; Pt. I. Fol. 290.

45 См.: Талмуд. Трактат Евамот.

46 Zohar. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 290. Та, что разделяет с Израилем его несчастья, входит с ним и в радость.

* М и ц в а – благое дело, которое вменяется в заслугу и обязанность исполняющего Закон.

47 Иов., 5: 24.

48 Zohar. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 290.

49 Это часть созерцания отсутствующей и высшей красоты, в единении с той красотой, которая, хотя и ниже уровнем, присутствует в своей явленности и есть или может стать священнотаинством. Знаменательно и то, что союз во времени причаствует или может причаствовать союзу вечному, описываемому в одном месте как созерцание красоты Шхины, о чем уже говорилось (Ibid. Pt. II. Fol. 116a; Pt. III. Fol. 448, 449).

50 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 291. Сказано также, что Шхина исполняет волю господина дома. Не требуется особой проницательности, чтобы понять, что здесь подразумевается Моисей.

51 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 292.

52 Здесь необходимо отметить то, что иллюстрируется этим высказыванием в целом, а именно: что мужчина в своем супружеском союзе с женщиной становится домом, отмеченным Богоприсутствием. Возьмем другой пример с восхитительной и высокопоэтичной образностью: говорится, что око мужчины – это образ мира; белки – образ великого океана, объемлющего землю, а образ последней – «внутреннее кольцо», радужная дужка глаза. Внутри ее второе кольцо, и это образ Иерусалима, центра всего мира. А внутри этого кольца есть еще зрачок, он соответствует Сиону, и это и есть обитель Шхины (Zohar. Fol. 226a; Pt. II. Fol. 490, 491). Есть также физические и душевные компоненты человеческой личности, и есть сознание, это и есть место Божественного Присутствия, ожидающего от нас внутренней (само)реализации. Смысл же в том, что брак – это условие реализации.

53 Ibid. Pt. I. Fol. 14a, b; Pt. I. Fol. 82, 83.

54 Ibid. Pt. I. Fol. 49a, b; Pt. I. Fol. 286.

55 Быт., 28: 11; Zohar. Pt. I. Fol. 49b; Pt. I. Fol. 286.

56 В перспективе освящения, в которой Зогар рассматривает половой акт при условии соблюдения чистоты, что и есть состояние брака, было запрещение на совокупление in nuditate personarum (в обнаженном виде (лат.).Пер.). Нарушившим этот запрет грозило посещение демонов, а дети, зачатые в таком соитии, рождались с признаками эпилепсии, одержимые Лилит. Вина усугубляется, если при этом горит лампа. Основывается ли этот запрет на авторитете Талмуда, мне неизвестно (Ibid. Pt. I. Fol. 14b; Pt. I. Fol. 83).

57 Ibid. Pt. I. Fol. 50a; Pt. I. Fol. 290; Pt. II. Fol. 89b; Pt. III. Fol. 363.

58 Ibid. Pt. III. Fol. 219b. Верный Пастырь; Pt. V. Fol. 556.

59 Ibid.

60 Ibid. Pt. I. Fol. 90b; Pt. I. Fol. 514, 515.

61 Ibid. Pt. I. Fol. 209a; Pt. II. Fol. 437. Здесь важна имплицитно выраженная мысль. Фригидные, лишенные любви и вдохновения союзы, то есть браки pro forma (формальные), по этой гипотезе негодны для высших целей: необходимо обоюдное и равное желание, рождаемое подлинной взаимной любовью, и это желание должно быть окрашено Божественной страстью.

62 Вот наставление по части супружеских отношений: «Mens sana in corpore sano et spiritus Deo adherens» (что можно перевести как «В здоровом теле здоровый дух Божий», вернее, «к тому прилепляется дух Божий» (лат.)Пер.), но это прилепление обязано любви, возносящейся через все миры. См. также: Ibid. Pt. III. Fol. 78a; Pt. V. Fol. 213.

63 Сказано еще, что женщина образ жертвенника; в перспективе этой символики надо понимать, что мужчина – священник, о роде же самих жертвоприношений говорить не приходится. Далее в этой же связи говорится, что развод наносит урон жертвеннику – нижнему жертвеннику, потому что происходит расторжение мужского и женского, и в верховном жертвеннике, согласно каббалистической теории соответствий между Высшим Миром и нижним (Zohar. Pt. II. Fol. 102b, 103a; Pt. III. Fol. 415; см. также: Ibid. Pt. III. Fol. 78a; Pt. V. Fol. 213).

64 Быт., 1: 27.

65 Zogar. Pt. I. Fol. 55b; Pt. I. Fol. 320.

66 Быт., 5: 2. Русская синодальная Библия: «Благословил их и нарек им имя: человек, в день сотворения их».

67 Ис., 25: 1.

68 Быт., 25: 26; Zogar. Pt. I. Fol. 199a; Pt. II. Fol. 387.

69 Быт., 2: 1.

70 Ис., 15: 1.

71 Zogar. Pt. II. Fol. 34a; Pt. III. Fol. 166.

72 Ibid. Pt. I. Fol. 206b; Pt. II. Fol. 427; Pt. I. Fol. 186a; Pt. II. Fol. 335.

73 Ibid.

74 Ibid. Pt. II. Fol. 139b; Pt. IV. Fol. 41, 42.

75 Здесь представляется целесообразным резюмировать ссылки на эти Врата, разбросанные в тексте, дабы избежать недоразумений в этом вопросе. Вот как выглядят эти положения в сжатом виде: 1) через 50 выходов из таинственных небесных дворцов Слово «Йод» – оно же, как мы знаем, есть Хохма – проникает в Хе (в Бине) (Ibid. Pt. I. Fol. 13b; Pt. I. Fol. 79); 2) есть одни Врата, которые суть синтез всех Врат, и одна Степень, или Ступень, которая суть синтез всех Ступеней; этими Вратами и Ступенью мы входим в славу Пресвятого Благословенного (Ibid. Pt. I. Fol. 103b; Pt. II. Fol. 19); 3) эти врата неведомы, потому что Израиль в изгнании, а вследствие этого все Врата закрыты (Ibid. Pt. I. Fol. 103b; Pt. II. Fol. 20); 4) Пятидесятые Врата Понимания являются или могут стать спасением всего мира (Ibid. Pt. I. Appendix I. Пропуски; Pt. II. Fol. 260a; Pt. II. Fol. 611; 5) Врата эманируют или соотносятся со стороной суровости (Ibid. Pt. I. Appendix III. Тайны Закона; Pt. II. Fol. 723, 724); 6) Моисей смог вступить только в 49 из 50 Врат Бины из-за Самаэля, духа зла (Ibid. Pt. II. Fol. 115a; Pt. III. Fol. 443); 7) соединение Отца и Матери породило 5 светов, которые в свой черед произвели 50 Врат Высших Светов (Ibid. Pt. II. Собрание Скинии. Fol. 122b, 123a; Pt. III. Fol. 473); 8) Свет Высшей Матери достигает нас через 50 Врат (Ibid. Pt. I. Fol. 137b; Pt. IV. Fol. 37); 9) посвятивший себя изучению Закона открывает 50 Врат Бины, что соответствует Йод, преумноженным Хе (Ibid. Pt. III. Fol. 216a; Pt. V. Fol. 548); 10) этим преумножением Моисей достиг Врат (Ibid. Pt. II. Fol. 223b; Pt. V. Fol. 565); 11) в отсутствие этих Врат Израиль будет обречен всегда оставаться в рабстве в Египте. Они находятся в области Верховной Матери, дарующей силу Матери внизу (Ibid. Pt. I. Fol. 262a; Pt. VI. Fol. 12). Как видим, о ясности тут говорить не приходится и вопрос остается открытым; но, по крайней мере, можно утверждать, что зогарические Врата Понимания относятся к иному модусу Понимания, чем тот, о котором идет речь в поздней Каббале, как это изложено в Книге пятой.

76 Zohar. Pt. I. Fol. 204b; Pt. II. Fol. 414.

77 Ibid. Pt. I. Fol. 205a; Pt. II. Fol. 217.

78 Ibid. Pt. I. Fol. 85b; Pt. I. Fol. 494.

79 Ср.: Книга четвертая. § X.

80 Ibid. Pt. II. Fol. 134a, b; Pt. IV. Fol. 30. Сказано, что Трапеза Пасхального Агнца содержит в себе Тайну Веры (Ibid. Pt. II. Fol. 135a; Pt. IV. Fol. 32).

81 Числ., 15: 38.

82 Втор., 11: 18.

83 Zogar. Pt. I. Fol. 141a; Pt. II. Fol. 150.

84 Ibid. Pt. I. Fol. 141b; Pt. II. Fol. 151.

85 Ibid. Pt. I. Fol. 141b; Pt. II. Fol. 152.

86 Песн., 4: 15.

87 Там же, 4: 12.

88 Там же, 4: 12.

89 Там же, 4: 15.

90 Zohar. Pt. I. Fol. 141b; Pt. II. Fol. 152.

91 Ibid. Pt. I. Fol. 142a, b; Pt. II. Fol. 157. Разумеется, этим далеко не исчерпываются многочисленные ссылки, тем более что в этой формуле такая бездна смысла, что я попробую вкратце изложить дополнительную подборку: a) Высшая Тайна, являясь синонимом Тайны Веры, есть закон всего мира, преподаваемый в словах: «Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля» (Быт., 9: 19), словно Зогар утверждает, что это событие отметило наступление новой эпохи в самом способе рождения поколений (Zohar. Pt. I. Fol. 73a; Pt. I. Fol. 432); б) Тайна Веры репрезентируется Иаковом (Ibid. Pt. I. Fol. 138b; Pt. II. Fol. 143); в) каждое слово Писания скрывает Высшую Тайну Веры, потому что все деяния Святого Благословенного зиждутся на справедливости и истине (Ibid. Pt. I. Fol. 142a; Pt. II. Fol. 154); г) Тайна Веры имплицитно понимается как Тайна пола (Ibid. Pt. I. Fol. 150b; Pt. II. Fol. 193); д) Тайна Веры, равно как все небесные сущности исходят из соединения мужского начала с женским (Ibid. Pt. I. Fol. 160a; Pt. II. Fol. 229); е) одна из Тайн Высшей Мудрости в том, что спасение мира должно произойти от союза Иуды с Фамарью, как если бы где-то в мире было тайное святилище, которое неусыпно следит за тем, чтобы истинное наследие передавалось по линии Давида (Ibid. Pt. I. Fol. 188b; Pt. II. Fol. 344); ж) соединение Высшего и низшего миров составляет Тайну Веры (Ibid. Pt. I. Fol. 206b; Pt. II. Fol. 426); з) Высшая Тайна, сокрытая в Законе, есть Тайна Господа, и это тайна Святого Завета (Ibid. Pt. I. Fol. 236b; Pt. II. Fol. 533); и) в Чаше Благословений содержится Тайна Веры, и эта Тайна объемлет четыре стороны Пресвятого Престола (Zohar. Pt. I. Fol. 250b; Pt. II. Fol. 585); к) Царство будущего века составляет Тайну Веры – что понимается как освященное всюду единство (Ibid. Pt. II. Fol. 134a; Pt. IV. Fol. 30); л) Тайна Веры – это познание того, что Яхве есть Элохим (Ibid. Pt. I. Fol. 161a; Pt. IV. Fol. 100). На сей раз я опустил лишь высказывания слишком тривиальные или настолько темные, что потребовались бы пространные объяснения, так что можно сказать, что эти две подборки во всех отношениях передают суть дела и со всей ясностью говорят о природе Тайны, обозначим ли ее как Высшую Тайну или как Тайну Веры.

92 Ibid. Pt. I. Fol. 95b; Pt. I. Fol. 545.

93 Быт., 2: 10.

94 Zohar. Pt. II. Fol. 70a; Pt. III. Fol. 310. Здесь говорится, что создание человека по подобию Элохима является аллюзией на Тайну Мужского и Женского начала.

95 Это река жизни и душ в том смысле, что она проистекает из буквы Йод, понимаемой как орган Завета в Высшем Мире – semen superinexprimabile. Иногда эта идея выражена почти буквально.

96 Ibid. Pt. II. Fol. 66b; Pt. III. Fol. 292.

97 Ibid. Pt. I. Fol. 101b; Pt. II. Fol. 11, где шатер Сары понимается как шатер Шхины или сама Шхина. Есть и другие примеры: сказано, что вышний Иерусалим означает шатер в Ис., 40: 22 и означает Шхину (Ibid. Pt. II. Fol. 65b; Pt. III. Fol. 288).

98 Он же Собрание Израиля (Ibid. Pt. I. Fol. 63a; Pt. I. Fol. 369).

99 Ibid. Pt. I. Fol. 207b, 208a; Pt. II. Fol. 432. Они нисходят как мужское и женское уже смешавшись в одно. Это положение достаточно важно в мифе о душе.

100 См.: Ibid. Pt. I. Fol. 207b, 208a; Pt. II. Fol. 432, помимо других мест.

101 Ibid. Pt. II. Fol. 165b; Pt. IV. Fol. 111. Имеется в виду сфира Кетер, где Яхве в единстве с Элохимом, или, иначе, Бог и Его Шхина суть одно. Мы знаем, что буквы Йод и первая Хе Божественного Имени находятся в этой сфире.

102 Ibid.

103 Ibid. Pt. III. Fol. 8b; Pt. V. Fol. 23.

104 Ibid. Pt. II. Fol. 161b; Pt. IV. Fol. 101, 102.

105 Ibid. Pt. I. Fol. 26a, b; Pt. I. Fol. 164.

106 Ibid. Pt. I. Fol. 120b; Pt. II. Fol. 84. Здесь говорится, что Шхина есть первое из всего, что есть, причем то же утверждается о Метатроне.

107 Ibid. Pt. I. Fol. 278a, b. Верный Пастырь; Pt. II. Fol. 647. Также сказано, как мы видели, что Завет со Шхиной на веки вечные (Ibid. Pt. III. Fol. 257a; Pt. V. Fol. 597).

108 Следует заметить, что только в одном месте в тексте говорится о том, что целью создания прототипической Евы и полагания ее лицом к лицу с мужчиной было формирование союза мужского и женского по образу единства Яхве и Элохима, то есть без примеси плотской и нечистой чувственности (Zohar. Pt. II. Fol. 258b; Pt. IV. Fol. 291, 292). Мне это кажется ссылкой на пренатальное состояние, поскольку вещи следует сообразовывать с их природой: духовные союзы – это одно дело, и у них своя цель; физический союз – другое дело, и Природа через них увековечивает виды.

109 На этом основании и сказано, что человек – понимаемый как мужчина и женщина – является синтезом Яхве и Элохима (Ibid. Pt. III. Fol. 48a; Pt. V. Fol. 134).

110 Повторяется еще, что все души исходят из небесной области, именуемой Ях (Йа), она же есть источник мудрости. Она называется Святым Духом, и все души пребывают там (Ibid. Pt. II, 174a; Pt. IV. Fol. 120). По другой версии, эти души, которые одушевляют человеческие существа, исходят или эманируют из Того, Кто именуется Праведным (Ibid. Pt. I. Fol. 70a; Pt. III. Fol. 310).

111 Ibid. Pt. III. Fol. 168a; Pt. V. Fol. 434 и в других местах.

112 Быт., 1: 20. Цит. по Пятикнижию Моисееву с дословным русским переводом К. Штейнберга.

113 Они воды Хохмы и Бины, Йод и Хе в их единении, или, иначе, по другой форме символики это те воды, что выходят из сфиры Кетер под сенью Божественного Имени Ях (Йа).

114 Быт., 1: 20.

115 Это положение встречается только в одном месте и является скорее поэтическим оборотом.

116 Zohar. Pt. I. Fol. 273a; Appendix I. Книга Сияния; Pt. II. Fol. 641.

117 Ibid. Pt. I. Fol. 48a; Pt. I. Fol. 278. Вина за такое воздержание неизменно гипертрофируется в присущей Зогару манере, и, если попытаться в этом разобраться, надо вспомнить, что человек – ex hypothesi – возвращается в эту жизнь в другом теле и имеет шанс исправить содеянное.

118 И напротив, в другом месте утверждается, что они исходят из мира Божественного; но эта проблема особо в расчет не принимается, как и все, что в Зогаре касается неверных: вопрос априорно относится к разряду второстепенных. В буквальной же форме при всех вариациях эта мысль сводится к одному: все человеческие души сходят с небес (Ibid. Pt. I. Fol. 13a; Pt. I. Fol. 77).

119 Есть по крайней мере одно место, в котором правая и левая сторона являются, как можно понять, двумя путями выступления в проявленное состояние, помимо всяких понятий о сфирот (Ibid. Pt. I. Fol. 160a; Pt. II. Fol. 229).

120 Ibid. Pt. I. Fol. 13a; Pt. I. Fol. 77.

121 Высказывания крайне темные и противоречивые, но я уже излагал мысль о том, что Древо сфирот в действительности Древо Жизни; есть также намеки на то, что Древо Познания Добра и Зла также сфиротическое по своим атрибуциям, где добро его правая, а зло левая сторона. Кроме того, зогарическая Каббала признавала существование зеркального Древа (то есть Антидрева), означаемого как Нижняя Корона по аналогии с Высшими Коронами, то есть с Древом сфирот. Из наиболее значительных ссылок приведу следующие: а) имелись десять отвратных Корон, и все они соответствовали десяти видам магии, понимаемым как инфернальные, потому что Зогар не делает различия между белым и черным в оккультных науках (Zohar. Pt. I. Fol. 167a; Pt. II. Fol. 257); б) нижние короны суть ответвления одного и того же Древа (Pt. I. Fol. 167a; Pt. II. Fol. 257); в) Закон Соответствий распространяется и на эти вещи, поскольку, как мы знаем, царство демонов строится по модели Царства Божьего (Ibid. Pt. II. Fol. 37b; Pt. III. Fol. 179); г) существует триада демоническая в подражание Божественной Высшей Триаде (Ibid. Pt. II. Fol. 40b; Pt. II. Fol. 189); д) есть и нижние дворцы, соответствующие дворцам высшим, и – как тех – их семь; е) есть и иерархия демонов по аналогии с чинами Блаженных ангелов – Серафим – Серафим и т. д. (Ibid. Pt. II. Fol. 247b; Pt. IV. Fol. 281); ж) названия отвратных сфирот те же, что и высших: мудрость и т. д., причем все их качества отражены с полной зеркальной противоположностью (Ibid. Pt. III. Fol. 70a; Pt. V. Fol. 190); з) и наконец, сказано – и это проливает дополнительный свет на другой предмет, который мы только что анализировали, – что есть десять отвратных сфирот на правой и десять на левой стороне, как в Высшем Мире. Это пример альтернативного осмысления правой и левой стороны в Зогаре. Я не берусь утверждать, будто через все эти примеры проходит некая центральная идея, но, если это было бы и так, сам способ выражения не менее темен, чем там, где он сознательно заводит в тупик (Ibid. Pt. III. Fol. 207a; Pt. V. Fol. 527).

122 Ibid. Pt. I. Fol. 245a, b; Pt. II. Fol. 570, 571.

123 Хотя у нас не было случая особо останавливаться на этом, учитывая, что в мою задачу не входит выявление ортодоксальных или неортодоксальных теологических положений, мне кажется, что читатели сейчас уже имеют на руках более чем достаточно доказательств того, что зогарическая система не эманационистская, как и не пантеистическая. Исходящее из Эйн-Соф в полную сокрытость и все же в относительную проявленность Древа Верховных сфирот можно назвать эманацией из Эйн-Соф, но, поскольку остается вопрос о Божественных Сущностях, все это учение совершенно ортодоксальное. В данном случае мы имеем дело с символом порождения, который отнюдь не синонимичен эманации.

124 Ibid. Pt. I. Appendix III. Добавления; Pt. II. Fol. 703.

125 На общую тему см. также: Ibid. Pt. III. Fol. 283b, 284a; Pt. VI. Fol. 64, 65. А также: Ibid. Pt. I. Fol. 43b; Pt. V. Fol. 120, 121; Pt. I. Appendix III. Добавления; Pt. II. Fol. 703.

126 См. по общему вопросу: Ibid. Pt. III. Fol. 283; Pt. V. Fol. 64. А по этому более узкому пункту: Ibid. Pt. II. Fol. 229a; Pt. II. Fol. 503.

127 Как мы уже видели, реинкарнация сама по себе нежеланна, однако оправдана – ex hypothesi – сообразными причинами. Из этого следует, что есть менее благоприятная альтернатива. Однако такое предположение или заявление высказывается лишь спорадически и вне связи с другими положениями и совершенно не согласуется с тем, что говорится до него и после.

128 Более полно это раскрывается в других местах в тексте.

129 Эта тема неизменно возвращается в Зогаре, и мы уже видели, что здесь, как и в других местах, налицо троичность. Есть: а) Пренатальный союз; б) союз на земле и в) союз в жизни духа после всеобщего воскресения. Здесь первым делом надо отметить две вещи, а именно что мы ничего не слышим о брачной жизни после воскресения, или в том состоянии, в котором увековечение физической оболочки как бы провозглашает вечное отлучение человека от Бога, в плане того, что понимается мистикой относительно единства; но, во-вторых, принимая во внимание все аналогии, не может быть сомнения в том, что воскресшие тела вступят в жизнь реальных отношений, поскольку они полные тела.

130 Zohar. Pt. II. Fol. 40b. Верный Пастырь; Pt. III. Fol. 189, 190. Но есть и другие ссылки.

131 Ibid. Pt. II. Fol. 51b; Pt. III. Fol. 229.

132 Ibid. Pt. II. Fol. 51a; Pt. III. Fol. 230. Сказано, что эти же Божественные Силы были вверены Еноху (Ханоху), когда он удостоился стать Метатроном; привожу о нем подборку высказываний: а) ему поручено управление земным миром (Ibid. Pt. I. Fol. 143a; Pt. II. Fol. 161); б) он приводит в движение все свои воинства силою одной буквы в своем имени – судя по всему, любой, поскольку нет никакой конкретизации (Ibid. Pt. I. Appendix III. Добавления; Pt. II. Fol. 705); в) он верховный Змей (Ibid. Pt. II. Fol. 28a; Pt. III. Fol. 134); г) это поясняется: Ibid. Pt. I. Fol. 27a; Pt. I. Fol. 171, где сказано, что он благоволит человеку, когда превращается в жезл – например, Аарона или Моисея, – но в виде змеи он против человека; д) река, вытекающая из Эдема, чтобы орошать Сад (Быт., 2: 19), – это Енох, иначе именуемый Метатрон; но это нижний Эдем, а не Эдем Высшего Мира. Это место, называемое Пардес, имя, по уверению Франка, никогда не встречающееся в Зогаре (Ibid. Pt. I. Fol. 27a; Pt. I. Fol. 168, 169); е) по отношению к высшим воинствам он то же, что Самаэль по отношению к низшим воинствам (Ibid. Pt. II. Fol. 42a; Pt. III. Fol. 191); ж) он зовется Служителем и объемлет шесть направлений пространства (Ibid. Pt. I. Fol. 94a; Pt. III. Fol. 377); з) сказано, что души исходят со стороны Метатрона и со стороны Шхины, но, как можно понять, не путем рождения, как между мужчиной и женщиной (Ibid. Pt. I. Fol. 94b; Pt. III. Fol. 379); и) он также называется «отроком» (молодым человеком), и это он пребывал в Скинии Моисея (Ibid. Pt. II. Fol. 143a; Pt. IV. Fol. 54); к) он помогал в возведении Скинии (Ibid. Pt. I. Fol. 159a;

Pt. IV. Fol. 96); л) он был стражем Соломонова Храма (Zohar. Pt. I. Fol. 164a; Pt. IV. Fol. 107); м) школа Метатрона – это Школа Святого Благословенного (Ibid, Приложение III. Fol. 287a; Pt. IV. Fol. 314); н) завеса Скинии – его символ (Ibid. Pt. I. Fol. 293a; Pt. IV. Fol. 314); о) он как Михаил, ибо он приносит души праведников Богу (Ibid. Pt. III. Верный Пастырь. Fol. 29a, b; Pt. V. Fol. 81); п) есть довольно темное высказывание, которое надо понимать так, что он может быть ангелом Солнца, и еще сказано, что он сосет для очищения молоко своей матери, и будто бы она – это Матрона в Бине, а он Рожденный Сын, или Вав (Ibid. Pt. III. Fol. 64b; Pt. V. Fol. 177); р) у него ключи от неба (Ibid. Pt. III. Fol. 171b; Pt. V. Fol. 445); с) во время изгнания он Домоправитель; он радуга, имя ему Шаддай (Ibid. Pt. III. Fol. 215b; Pt. V. Fol. 547); т) он стар и снова юн (Ibid. Pt. III. Fol. 217a; Pt. V. Fol. 530); у) он муж Малого Лика, другими словами, он десятая сфира – Малкут; и здесь надо вспомнить, что есть положение, по которому Вав сошел на землю в союзе с Хе последней (Ibid. Pt. III. Fol. 223b; Pt. V. Fol. 565); ф) как сказано в другом месте, он одежда Шаддая (Ibid. Pt. III. Fol. 231a; Pt. V. Fol. 571); х) еще отмечено, что он для Шхины то, что дни недели для Субботы, – как если бы он действовал, а она покоилась (Ibid. Pt. III. Fol. 243b; Pt. V. Fol. 381); ц) он нищ в изгнании – то есть в изгнании Израиля, и его пропитание – молитва (Ibid. Pt. III. Fol. 278a; Pt. V. Fol. 51). Я опустил лишь незначительные упоминания и одно фантастическое сравнение, которое только запутало бы нас. Помимо смехотворной вступительной части темы Еноха, эти пассажи, как я полагаю, со всей ясностью подводят к отождествлению Метатрона с Сыном, проницающим собой миры под миром Ацилут и кто не совсем явно в единстве со Шхиной и, однако, не вне ее в период падения и рассеяния избранных. Временами, а возможно, вообще они отдельны друг от друга; иногда их встречают вместе; и цель их – полное соединение.

133 Ibid. Pt. II. Fol. 246a; Pt. IV. Fol. 279.

134 Ibid. Pt. II. Fol. 167b; Pt. V. Fol. 434.

135 Ibid.

136 Не вполне ясно, сын ли это рабби Шимона.

137 Не могу не заметить, что это вступает в противоречие с Верным Пастырем, где сказано, что в мире грядущем не будут ни есть, ни пить, что там нет места супружеским отношениям, что блаженство праведников – как мы и сами видели – созерцать красоту Шхины (Ibid. Pt. II. 116a; Pt. III. Fol. 448, 449).

138 Ibid. Pt. III. Fol. 168a; Pt. V. Fol. 434.

139 Ibid.

140 Притч., 11: 30.

141 Zohar. Pt. I. Fol. 186b; Pt. II. Fol. 337.

142 Вместе с тем я вынужден отклонить, пусть условно, одно свидетельство другого толка, где высказывается предположение, согласно которому души всегда появлялись через соитие, зачатие и рождение.

143 Zohar. Pt. I. Appendix III. Тайны Закона. Pt. II. Fol. 730. Однако можно предположить, что думать о другой все же возможно, поскольку в брачную ночь с Лией Иаков думал о Рахили, хотя, как сказано, и не намеренно.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 504 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

841 - | 659 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.