В другом месте говорится, что, когда душа покидает этот мир, ее останавливает некоторое число ангелов, в чьем ведении находятся служения строгости, и не позволяют ей пройти в дверь, через которую она может попасть в Высший Мир, если на земле она не оставила залог, то есть сына4. Тот, кому дано насладиться наследием Божьим и приобщиться Ему навсегда в земле жизни, должен оставить мужское потомство, дабы Закон Божий не лишился своих служителей во всех поколениях5.
Еще в одном месте сказано, что день смерти – это день Господа6. Когда Святой Благословенный изъявляет желание, чтобы душа вернулась к Нему, она возвращается, если того достойна7. В случае праведника о его прибытии через врата смерти возвещается на протяжении тридцати дней непосредственно перед этим событием в Саду Эдем8. Все эти дни душа по ночам покидает тело и возносится на небеса с целью ознакомления с уготованным ей местом в грядущем мире9. Далее, по традиции, о которой говорится в Зогаре, в момент смерти умирающему позволено увидеть умерших родственников и друзей, причем, чтобы он узнал их, они являются ему с той внешностью, которую он помнит по их земному существованию10. Если умирающий достойный человек, родные и близкие приветствуют его с радостью; если нет, ему предстают только грешники, искупающие свои грехи в аду. Все они отягчены скорбью. Родные и близкие сопровождают душу в другой мир и показывают ему место, где он будет наслаждаться за свои заслуги или искупать свои преступления.
Это одна сторона истории11; другая состоит в том, что, когда души тех, кто изучал Доктрину, покидают тело, которое состоит из четырех стихий, они восходят на небеса – или в ту часть или область, которая отведена четырем Животным12. По более общему положению, дух, который человек стяжал при жизни, привлечет его душу после смерти. Если это Святой Дух, он будет вознесен им в высшие области, и там, вступив в ангельский сонм, он станет служителем Святого Благословенного13. В Высшем Мире он будет услаждаться светом, к которому стремился здесь, на земле. Это называется «отражение сияния света»14, то есть отраженного областью, которая над всеми областями. Души облачены в одеяние, называемое Покровом Наставника, без которого они были бы не в состоянии приступить к свету и созерцать его15. Насколько я могу судить, этот покров то же самое, что в другом месте названо одеждами. Они хранятся в особом Дворце, причем каждая абсолютно соответствует той душе, для которой она предназначена16. Они, так сказать, расшиты всеми благими делами, совершенными им или ею. Однако души облачаются в эти одежды только на тридцатый день после смерти, потому что за это время должны быть искуплены прегрешения, совершенные на земле, независимо от благочестия или виновности. Это искупление огнем и прохождение через огненную реку17. Есть еще, кроме того, двенадцатимесячное18 наказание тела в могиле19, в течение которого так называемый животный дух – Нефеш – привлекается туда и претерпевает страдания вместе с ним; но праведники от всех этих наказаний освобождены. Вместе с тем, принимая во внимание, что никакого чистилища впереди нет, эти испытания кажутся излишними.
Что же касается тех, кому предназначено попасть в ад, я разобью различия и сходства на две группы, рассматривая сначала те положения, в которых утверждается, что их муки будут длиться вечно. Получается так, что Святой Благословенный прощает раскаявшегося; но горе тем, кто этого не сделал и упорствует в нечестии. Такие после смерти будут брошены в ад и уже не выйдут оттуда во веки вечные20. Та же идея следующим образом изложена в другом пассаже. Души тех, кто осквернял свое тело, и всех нечестивцев вообще нисходят в преисподнюю и никогда не выйдут оттуда21. О таких сказано: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в могилу не выйдет»22*. Но в Зогаре в данном случае могила – Шеол – понимается как ад, вопреки очевидному смыслу стиха. Точно так же попасть в руки того, кого называют Ангелом Оправдания, – значит быть обреченным на вечную смерть23. Этих примеров достаточно для освещения одного аспекта нашей темы, и следует отметить, что они достаточно четкие и ясные24.
То же можно сказать и о тех, что подпадают под другую категорию, хотя они, может, и более яркие. Для нашей задачи нам достаточно двух отрывков; в первом со всей определенностью утверждается, что виновные караются адским пламенем, но что они не прокляты на веки вечные25. Действительно, по традиции этот период равнялся двенадцати месяцам, то есть сроку страданий Иова26. Это первое положение; второе – что в конце времени все виновные будут спасены, за исключением Ханаана27. Сказано, что эта тайна известна тем, кому ведомы дороги и пути Тайного Учения28. Мы уже знакомы с дозогарической традицией касательно Ханаана, которая составляет часть Тайны пола. Она относится к той же области мистической конструкции, что и тайна, окутывающая брак Вирсавии (Батшебы) и Урии до того, как она стала супругой Давида29. Там же сказано, что те, кто знает эту тайну, будут в состоянии понять, почему Святая земля была дана в наследие Ханаану до появления израильтян.
Встает вопрос, есть ли средний член, который позволил бы примирить два ряда противоречивых заявлений, и если заранее принять как само собой разумееющееся, что Учителя Тайной Доктрины, как они представлены в Зогаре, нередко бывали весьма раскованны в своих высказываниях, то искомое мы найдем почти в самом конце великого памятника30. Там на основании другой традиции утверждается, что в аду имеется несколько отделений – одно над другим, – соответствующих различным уровням или степеням виновности, свойственной человеку. Самое нижнее носит имя Аваддоны; брошенный туда грешник останется там на всю вечность, поскольку в этом отделении нет двери, через которую можно выйти. Об этом месте сказано: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в могилу [Шеол] не выйдет»31. Вместе с тем, уверяет Зогар, несмотря на это, в другом месте в Писании читаем: «Господь… низводит в преисподнюю и возводит [из нее]»32. Первый пассаж относится к самой нижней части ада, а второй к тому его отделению, из которого возможно выйти33. Ханаану не отводится конкретное место, а беспросветная картина глубочайшей из глубочайших бездн преисподней несколько просветляется бессознательно гротескным уверением, что оно предназначено тем, кто по неразумию пропускал слово «Аминь», завершающее молитву.
В этой связи заслуживают упоминания еще два пункта, поскольку они свидетельствуют о том, что Зогар мог бы снабдить подходящим материалом благочестивого автора «Ада, открытого Христианам». Сказано34, что нечистые души, брошенные в Шеол, время от времени выводятся оттуда и проводятся через небесные сферы и эта экскурсия предваряется следующим возгласом: «Такова участь преступивших заповеди своего Наставника». Затем их возвращают в отведенное им место наказания. Справедливости ради следует добавить, что об этом нравственном испытании говорится в той части Зогара, где срок проклятия сводится к двенадцати месяцам, после чего душа возвращается на свое место. Это первый пассаж, второй беглая картина35, где душам, пребывающим в Раю, по заведенному порядку показывают грешников, подвергаемых наказанию. Так эсхатология воспроизводит сама себя в сознании своих создателей. Я вовсе не хочу утверждать, будто в данном месте Зогар является неким посттомистским текстом или что святой Фома Аквинский был знаком с зогарическим Толкованием на Книгу Исход, я лишь указываю, что и там и тут мы сталкиваемся с одинаковым понятием.
Подытожим сказанное: 1) в аду есть три начальника, действующие в качестве надзирателей над теми, кто осужден за убийство, кровосмешение и идолопоклонничество36. Если это понимать буквально, Варавва вышел бы на волю чистым, без единого пятнышка; но здесь явно речь идет о том, что возглавляют список преступлений преступления гораздо более серьезные; 2) наказание осуществляется огнем и льдом37, однако в другом месте поясняется38, что низвергающиеся сверху воды холодны как лед, а огонь, поднимающийся снизу, – это вода, которая обжигает; 3) души язычников никогда не выйдут из ада.
Полагаю, ничего более забавного не было сказано на предмет воздаяния, однако то здесь, то там видятся проблески более глубокой мысли. Так, например, говорится, что те, кто согрешил на земле, но на земле же и был наказан, не будут мучиться в вечности, если здесь проявили должное смирение40. И часто я замечаю в учителях Израиля откровенную снисходительность и склонность к милосердию, распространяющуюся и на язычников. Создается впечатление, что все люди будут оправданы на всеобщем суде41, одно место можно даже понять так, что сам Сатан станет вновь ангелом света42. Так через взлеты и падения «разорванный круг» вновь обретает цельность.
Есть еще существенные дополнения и альтернативы; кроме всего прочего, они непреднамеренно служат доказательством того, что эсхатология в Зогаре предельно динамична: все взгляды и их альтернативы возможны и имеют право на существование. Души тех, кто умер не покаявшись, уходят обнаженными и не находят одеяния43, но в другом месте сообщается, что какое-то подобие одежды необходимо для существования личности. Они претерпевают наказание в аду, но многие из них будут спасены в конце времени: это те, кто хотел покаяться, но не успел приступить к делу. Они осуществят дело покаяния в Шеоле, и потому его врата впоследствии распахнутся перед ними. И нет ничего приятнее этого для Святого Царя; этот взгляд достаточно ярко иллюстрируется в другом месте. Еще сказано, что даже праведные и близкие к совершенству сходят в ад, 1) потому что все виновны хоть в каком-то прегрешении; 2) и потому что они приводят грешников, которые хотели покаяться при жизни, но могут сделать это только после смерти44. Так, Зогар неустанно склоняется к милости, как я уже говорил, хотя и не оставляет ни малейшей надежды тем, кто не помышлял о спасении45: им уготована вечная кара46. Это прежде всего относится к тем, кто вел распущенный образ жизни; им не делается передышки и в Субботу, как и всем, заслужившим осуждение47. Правда, в другом месте говорится, что адское пламя стихает в этот день48. Благодаря этим и другим замечаниям мы со всем основанием можем истолковать в буквальном смысле довольно расплывчатые высказывания в Зогаре о том, что все люди – и иудеи, и язычники – в конечном итоге обретут какого-то рода спасение и что ад отдаст свою добычу в конце дней, как демонов и князя демонов, так и людей, в том числе Ханаана.
Одно последнее слово: учителя Зогара поощряют молитвы за усопших, один из них просит другого посещать его могилу в течение семи дней после погребения и там молиться о его душе49.
Примечания
1 Zohar. Pt. I. Fol. 79a; Pt. I. Fol. 462. Это образец «духовного толкования» Иов., 37: 7, который в Английской авторизованной версии (и в Русской синодальной Библии. – Пер.) читается так: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его». В Английской ревизованной версии последние слова звучат несколько иначе: «Чтобы все люди, которых Он создал, знали это». Ср. это место в Вульгате: «Qui in manu hominum signat, ut nesciunt singuli opera sua». В Зогаре же это читается: «Он велит каждому человеку подписываться своей собственной рукой, чтобы все знали дела Его».
* Протокол (фр.).
2 Идея в том, что грехи совершают, пока дух соединен с телом, почему и подсчет должен быть произведен до того, как это единство распадется (Zohar. Pt. I. Fol. 79a; Pt. I. Fol. 463). Зогарическая пневматология подчас очень путаная, но мы должны помнить, что, по одному свидетельству, Нешама неподвластна греху, а посему не подлежит и суду; Нефеш остается при теле двенадцать месяцев, так что только Руах подлежит частному суду, который выносит вердикт о заслуженном им вознаграждении или наказании; в противоположность же этому надо также помнить, что, по другому мнению, все части внутренней личности суть одно, так что в конечном итоге Зогар, как и католическое вероучение, признает, в сущности, только 1) тело и 2) душу. А так называемые части или уровни – это состояния, или модусы, души.
3 Zohar. Pt. I. Fol. 65b; Pt. I. Fol. 386.
4 Ibid. Pt. I. Fol. 115b; Pt. II. Fol. 63.
5 Это заветная мечта Израиля – чтобы избранный народ преумножался и господствовал на земле; и дело не только в том, чтобы они наследовали землю, но чтобы на ней властвовал Закон. Таким образом, деторождение есть дело богоугодное и служит к вящей славе Господней. Это непрерывное строительство нерукотворных домов, приуготовление обители для Всевышнего. Здесь один смысл, по которому зогарическая Тайна пола была Тайной Святости и Божественного домостроительства в мире.
6 Ibid. Pt. I. Fol. 217b; Pt. II. Fol. 457.
7 Согласно Fol. 217b, сначала она проходит очищение огнем, это касается тех, кто несовершенен и все же не заслуживает окончательного осуждения. Таким образом, признается католическая идея чистилища.
8 Ibid. Pt. I. Fol. 217b; Pt. II. Fol. 457.
9 Ibid.
10 Ibid. Pt. I. Fol. 218b; Pt. II. Fol. 463. Этот момент представляет особый интерес в связи с предсмертными видениями в еврейской среде в эпоху, с которой соотносится текст.
11 Сказано еще, что высшее место в будущей жизни уготовано тем, кто а) проник в Тайны своего Наставника и б) научился прилепиться к Нему в сей жизни. Из этого следует, что просвещение ума Божественными вещами заслуживает большей награды, чем дела, хотя последние необходимы (Ibid. Pt. I. Fol. 130b; Pt. II. Fol. 111).
12 Ibid. Pt. I. Fol. 27a; Pt. I. Fol. 170.
13 Ibid. Pt. I. Fol. 100a; Pt. II. Fol. 8. Это положение основывается на Зах., 2: 8: «Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь». Ср. это место в Вульгате: «Et dabo tibi ambulantes de bis qui nunc hic assistunt». В Зогаре это звучит так: «Я дам тебе подступиться к тем, кто стоит предо Мною».
14 Zohar. Pt. I. Fol. 65b; 66a; Pt. I. Fol. 387.
15 Ibid. Pt. I. Fol. 66a; Pt. I. Fol. 388.
16 Ibid. Pt. II. Fol. 210a; Pt. IV. Fol. 217. Эти одеяния отличаются как от того, что в католической теологии именуется «формой души», так и от того, что в оккультизме и его ответвлениях называется астральным, или психическим, телом. Это скорее именно одежды души в буквальном смысле, наверху соответствующие во всех деталях тому, что носил во время служения в Святилище Первосвященник. Должен еще отметить, что в земном Раю души одеты в благие дела, в верхнем же Раю они одеты в более славные одеяния, а именно в чистоту помыслов, праведность сердца и молитвы (Zohar. Pt. I. Fol. 210a; Pt. IV. Fol. 218).
17 Ibid. Pt. II. Fol. 211b; Pt. IV. Fol. 221; Pt. I. Fol. 201a, 210a; Pt. II. Fol. 397.
18 Ibid. Pt. I. Fol. 225a; Pt. II. Fol. 487. Нефеш также знает о страданиях оставшихся, но не может прийти на помощь. Через двенадцать месяцев она облачается в одеяние, о котором я уже говорил, и пролетает на крыльях через мир; узнав от Руах о злоключениях, выпавших на долю несчастного, она пытается сообщить оставшимся, чтобы они молились за него, дабы отвратить от него зло.
19 Ibid. Pt. III. Fol. 53b; Pt. V. Fol. 144.
20 Ibid. Pt. I. Fol. 66a; Pt. I. Fol. 389, 390.
21 Ibid. Pt. I. Fol. 77b; Pt. I. Fol. 455.
22 Иов., 7: 9.
* Русская синодальная Библия: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет».
23 Zohar. Pt. I. Fol. 94a; Pt. I. Fol. 535. Ангел Оправдания – это Дума, и, как надо понимать, язычники его жертвы en masse (здесь: все без исключения (фр.). – Пер.) (Ibid.), тогда как у израильтян есть против него защита – знак Завета, при условии, что он хранится в целомудрии.
24 Что касается наказания в ином мире, считается, что человек достигает зрелого возраста, раньше которого не подлежит наказанию, в тридцать лет (Ibid. Pt. I. Fol. 118b; Pt. II. Fol. 74).
25 Ibid. Pt. I. Fol. 21b; Pt. III. Fol. 105. Не совсем понятно, почему эта мысль подтверждается стихом из Ис., 33: 12: «И будут народы, как горящая известь, как срубленные колючки, будут сожжены в огне». (Русская синодальная Библия: «И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне». – Пер.) Но Зогар ставит «терновый куст» и тем самым уподобляет его горящему и несгорающему кусту (неопалимой купине) на горе Синай.
26 А также и Нефеш с телом (Zohar. Pt. I. Fol. 130b; Pt. II. Fol. 111).
27 Ibid. Pt. I. Fol. 73b; Pt. I. Fol. 435. См. также: Ibid. Pt. I. Fol. 114b; Pt. II. Fol. 60, 61, где утверждается, что все люди будут оправданы небесным судом.
28 Ibid.
29 Ibid. Pt. I. Fol. 73b; Pt. I. Fol. 436.
30 Ibid. Pt. III. Fol. 285b; Pt. VI. Fol. 67.
31 Иов., 7: 9.
32 1 Цар., 2: 2. Французский перевод следует здесь за Вульгатой, где читается: «Liber primus Samueli, quem nos Primum Regum dicimus».
33 Но в качестве чуть ли не насмешки над всей ситуацией – как мы сами убедимся – глубочайший ад уготован тем, кто совершил непочтительный поступок. Я специально подчеркиваю этот момент, поскольку невольно напрашивается вопрос, уж не хотел ли рабби Шимон, устами которого высказывается эта мысль, вывернуть все наизнанку и сказать совершенно противоположное.
34 Zohar. Pt. I. Fol. 130b; Pt. II. Fol. 111.
35 Ibid. Pt. II. Fol. 212a; Pt. IV. Fol. 221, 222. Что касается обоих пассажей, то они в тексте Зогара представляют одно высказывание, но второй освящен авторитетом рабби Шимона, то есть я хочу сказать, что он ему приписывается и фигурирует в одной из его бесед.
36 Ibid. Pt. III. Fol. 237a. Верный Пастырь; De Pauly. Pt. V. Fol. 576.
37 Ibid. Pt. I. Fol. 238b; Pt. II. Fol. 542.
38 Ibid. Pt. I. Fol. 68b; Pt. I. Fol. 405.
39 Ibid. Pt. I. Fol. 4b. Appendix III, to Pt. I. Сокровенный Мидраш. Pt. II. Fol. 687.
40 Ibid. Pt. I. Fol. 108a; Pt. II. Fol. 42.
41 Ibid. Pt. I. Fol. 114b, 115a; Pt. II. Fol. 60, 61.
42 Сказано даже, что, хотя мы не должны терять бдительности на предмет происков демона, нам не дано право относиться к нему с презрением (Ibid. Pt. II. Fol. 237b; Pt. IV. Fol. 265). См. также: Ibid. Pt. III. Fol. 265b; Pt. VI. Fol. 19.
43 Ibid. Pt. II. Fol. 150a; Pt. IV. Fol. 70.
44 Ibid. Pt. III. Fol. 2208b; Pt. V. Fol. 558. Мы уже видели, что намерение важнее дел и именно ему усваивается большая святость. Можно сказать, что в Зогаре благими намерениями выстилается дорога к Богу, а не в ад, как в старинной поговорке, хотя, несомненно, подразумевается, что эти намерения обязательно претворяются в дела; вопрос скорее о постоянной верной ориентации сердца и ума.
45 Ibid.
46 Ibid. Pt. II. Fol. 150a; Pt. IV. Fol. 70, 71.
47 Ibid. Pt. II. Fol. 150b; Pt. IV. Fol. 72.
48 Ibid. Pt. I. Fol. 14b; Pt. I. Fol. 84.
49 Ibid. Pt. I. Fol. 217b; Pt. II. Fol. 458. Говорится и о том, что праведный усопший молится о живых и что без этой молитвы живые не прожили бы и дня и даже части дня (Ibid. Pt. II. Fol. 16b; Pt. III. Fol. 75). Это другая сторона достаточно явной христианской веры в ходатайство праведников наверху за нуждающихся в их помощи внизу.
X. Воскресение из мертвых
Исходя из того обстоятельства, что доктрина физического воскресения остается, к нашему смущению, неким стертым текстом на гербовом щите католической теологии, хотя она и была совершенно неизбежна в тот период, когда формировалась, было бы вполне резонно уточнить то, что высказывается по этому поводу зогарической теософией. Мы увидим, что в данном случае следует подойти к этому делу особенно обстоятельно, я чуть было не сказал, в большей степени, чем обычно; но об этом судить самим читателям. Можно было бы подумать, и это вполне естественно, что Тайная Доктрина, которая не просвещает нимало на сей счет – в том смысле, в котором мы привыкли понимать этот глагол, – едва ли может сказать что-либо путное современному сознанию, а уж мистику и того меньше; но я льщу себя надеждой, что в ходе этого исследования никак не пытался умалить трудности или, если это предпочтительнее, упростить невозможную природу большей части того, что передается этим источником. Сказать иначе было бы равносильно признанию несерьезности всего предприятия. Вместе с тем единственное, в чем мы пока что уверены, – это в реальности коренного содержания традиции, хотя и здесь надо еще прийти к единому решению. Если центральное свидетельство подтвердится, не столь уж важно, как бы печально ни было, если это не так, что при этом будет значительное количество пустой породы и отклонений от всех источников, которыми она обросла1. Как мне кажется, до сих пор в нашем исследовании мы имели дело с тем, что в основном обладало несомненной значимостью, хотя и курьезы, как таковые, не настолько уж бессмысленны. Относительно физического воскресения мы увидим, что оно именно и прежде всего физическое, а поскольку Сыны Учения прекрасно знали modus operandi* всего процесса, мы должны в основном полагаться на чудо, и, хотя это мало чему нас научит, уроки в других отношениях могут оказаться небесполезными.
Первым делом должен заметить, что вопрос о включении в эту схему воскресения язычников остается открытым2. В одном месте это категорически отрицается3, хотя в другом в качестве реплики добавлено, что в Страшный день выживут только обрезанные4. Но и здесь есть оговорки, потому что сказано, что некоторые личности из исторического прошлого Израиля – выдающиеся в плане причиненного ими Израилю вреда – будут полностью стерты, так что для них не будет ни суда, ни воскресения5. Ограничения были бы еще большими, если буквально толковать несколько разбросанных в тексте замечаний – например, когда говорится, что воскресение заслуживается целомудрием6. Одеяние святых дней – о чем мы уже говорили – оказывает большую поддержку праведным7; но поскольку очевидно, что многие грешники также предстанут пред судом, возможно, в их случае в качестве материала дела будут служить греховные дни, хотя, разумеется, не во благо, а в осуждение8.
Основной тезис по этому предмету сводится к следующему: если надо, и кусочек дерева – аллюзия на жезл Аарона – претворяется Святым Благословенным в живое и телесное. Можно ли сомневаться, что тем более угодно будет Ему претворить в новые создания те формы, которые раньше были наделены живым духом и святой душой, исполняли заповеди Закона и посвятили себя его изучению9. Воскрешены будут те же тела, что существовали прежде, как написано: «Оживут мертвецы Твои»10, и одушевлены они будут теми же душами11. Конечно, в определенном смысле это будут новотворения, но в них восстановятся былые аспекты, и потому они будут узнаваемы12. Эти новотворения будут скорее делом Божественного исцеления, так что не останется больше хромых и увечных13. Это произойдет под действием лучей первозданного солнца14, которое сияло вначале, охватывая весь мир от края и до края15. После того как Бог забрал Еноха и покарал следующие поколения Потопом и смешением языков, Он скрыл этот целительный по своей природе свет. Его возвращение, как сказано, означает восстановление и просвещение Израиля. Об этом слова пророка: «В тот день будет Господь един, и имя Его будет едино»16.
Напрасно ломали бы мы себе голову, читая между строк и пытаясь спиритуализировать все эти послания: нет ничего полнее их буквализма, а детали, которые я привожу, проступают то здесь, то там, окончательно сбивая нас с толку. Воскресение мертвых будет происходить в порядке очереди сообразно сроку смерти17: если первой земле была предана жена, она воскреснет первой, и это правило, судя по всему, господствует от века; единственное преимущество отдается умершим в пустыне: для таковых труба прозвучит раньше, чем первым из людей18. Когда ожидаемый день наступит, дело Метатрона украсить или прославить тела во гробах и подготовить их к воскрешению19; но когда час пробьет, Святой Благословенный повелит выпасть росе, и только благодаря ей все событие совершится. Это будет роса света, эманация Древа Жизни20. Есть еще особое возвещение касательно изучающих Доктрину.
Им уготовано воскресение даже раньше умерших в пустыне21; они будут свидетелями и ходатаями за остальных. Орудием их в этом деле будет ветер – синтез всех ветров.
Таковы, в общих чертах, высказывания на эту тему, но есть здесь один центральный факт – ex hypothesi, – который объясняет все: каждый человек, появившийся в этом мире, имеет в своем физическом составе некую не подверженную тлению косточку, и из нее или вокруг нее в воскресение будет воссоздано его существо22, – это нечто подобное ребру, взятому из бока Адама. Эта косточка будет для воскрешаемого тела тем же, чем дрожжи для теста. На ней выращивается натуральное тело и чудесным образом воскрешается, хотя едва ли – по свидетельству – спиритуально. Так, в одном месте говорится, что благодаря вышеупомянутой росе света воскресение тел будет подобно распусканию цветов23; но это больше относится к поэзии, и есть другая сторона проблемы. Для того чтобы учителя сохраняли душевное спокойствие, само событие воскресения должно было происходить только в Палестине, а потому необходимо было выстроить специальную схему спасения огромного числа израильтян, которых смерть настигла вне пределов Святой земли. Суть ее сводилась к тому, что после воскрешения тела таких людей будут доставлены в Святую землю подземными путями и только там они обретут души24. Окончательное воскресение начнется в Галилее25. Души спустятся через небесные врата и соединятся со своими телами26. Сначала это будет день строгого суда, потому что Святой Благословенный потребует отчета о всех поступках, имевших место до разделения души и тела; книги записей будут открыты, и начальства строгости будут стоять, готовые к действию27. Но Израиль – это народ избранный; согрешившие восстанут вместе с праведными и покаются, после чего насладятся Божественным сиянием28. Сказано даже – как мы уже знаем, – что дух-искуситель преобразится29, хотя в других местах речь идет о полном его истреблении30. Святой Благословенный благословит тела праведников и введет их в райское состояние Адама до падения. Такие души принесут с собой вышний свет, которым они насыщаются во время пребывания на небе в период между смертью и воскресением, и этим светом тела их будут сиять31. В итоге душа и тело познают своего Наставника32. После этого начнется великий пир; однако вместо соленого Левиафана, обещанного избранным в Талмуде, это будет духовный пир, потому что истинные праведники не едят и не пьют, но насыщаются сиянием Шхины33.
Я, несомненно, выхожу за пределы той ограниченной области, которую выбрал, но мне кажется, трудно отрицать, что зогарическая эсхатология окрашена христианской догматикой в ее католическом изводе. Все души подвергаются различным, правда не всегда соблюдаемым, срокам наказания, в момент смерти они отправляются в уготовленное для них место, и суд, сопряженный с воскресением, раз и навсегда определяет уровень человеческого состояния. После этого уже ничего изменить нельзя. Праведные будут созерцать Божественные вещи, и земля наполнится Богопознанием34. В этом мире, как и сейчас, их удел – состояние несовершенства, после же воскресения они станут совершенными и будут пребывать в радости со Шхиной35. Тела их будут как сияние тверди или как беспримесное серебро36. Тогда же будет новая земля37.
Примечания
1 Дело в том, что коренное содержание – это не просто метафизическая спекуляция или догматическое вероучение: это практика, непосредственно связанная с теорией, причем последняя в счет практики, принадлежащей к отдельной категории.
* Образ действия (лат.).
2 Например, когда без всякого пояснения говорится, что грешные восстанут вместе с праведными, покаются и после этого будут услаждаться светом Божиим, не приходится сомневаться, что речь идет исключительно об израильтянах (Zohar. Pt. I. Appendix III. Добавления; Pt. II. Fol. 711).
3 Это слова о том, что Бог повелит своему Служителю, ответственному за дело воскресения, не восстанавливать их души в язычников (Ibid. Pt. I. Fol. 181b; Pt. II. Fol. 317). Этот Служитель – Метатрон.
4 Ibid. Pt. II. Fol. 57b; Pt. III. Fol. 256.
5 Ibid. Pt. I. Fol. 69a; Pt. I. Fol. 406. Особенно это касается греха Онана, непомерность которого всегда присутствует в поле зрения Доктрины. См. также: Ibid. Pt. III. Fol. 66a; Pt. I. Fol. 390.
6 Ibid. Pt. I. Fol. 220a; Pt. IV. Fol. 234. Это место правильнее было бы рассматривать в смысле предыдущего высказывания.
7 В другом месте говорится, что на того, кто сохраняет свою душу в первозданной чистоте, в тот момент, когда он покидает сей мир, изливается много света и до дня воскресения он пребывает в тайном Дворце Любви, где Царь Небесный целует святые души (Zohar. Pt. II. Fol. 97a; Pt. III. Fol. 389). В качестве подтверждения приводится странным образом переданный стих из Исх., 21: 9: «Пусть поступит с нею как поступают с дочерьми» (Русская синодальная Библия: «Пусть поступит с нею по праву дочери». – Пер.), откуда следует, что в Зогаре все души в глазах Бога женского пола, а тот вид Божественного Союза, о котором говорится, понимается так же, как понимается этот Союз в известных нам аспектах христианской мистики.