Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


II. «мей, сын «ари и ѕадение ангелов 11 страница




¬се это надо принимать как оно есть; если же взгл€нуть на эти высказывани€ с позиции иудаизма, то становитс€ €сно, что каждое положение о св€тых душах говорит об исключительности »зраил€, поскольку они могли воплотитьс€ только в среде еврейства. — этой же позиции напрашиваетс€ вывод о печальной участи бесплодной женщины в лоне иудаизма. ¬ заключение этой темы скажем об утверждении, согласно которому —ыны ”чени€, сведущие в “айнах ƒоктрины, всеми своими помыслами были обращены к Ѕогу, и их дети назывались —ынами ÷ар€62. “е же, чьи супружеские отношени€ не осуществл€лись в св€тости, наносили урон ¬ысшему ћиру63.

–елиги€ земного супружества, да будет мне позволено так ее назвать, Ц это часть манифестации того, что так часто именуют “айной ¬еры, и далее € перехожу к рассмотрению разбросанных здесь и там сообщений на эту тему. Ђћужчину и женщину сотворил [ќн] ихї64 Ц в этих словах выражена ¬ысша€ “айна, составл€юща€ славу Ѕожию, непостижима€ дл€ человеческого разумени€ и €вл€юща€с€ предметом веры. Ётой тайной был сотворен человек, равно как небо и земл€65. ќтсюда следует, что вс€кое создание, не представл€ющее мужчину или женщину, лишено подоби€ небесной фигуре. ѕотому в ѕисании сказано, что Ђблагословил их и нарек им им€ јдам в день сотворени€ ихї66. ƒл€ подкреплени€ авторитетом ѕисани€ утверждени€ наличи€ “айны ¬еры ссылаютс€ на несколько скриптуральных источников, но все они без исключени€ зиждутс€ на принципе lucus a non lucendo, поскольку вы€снить, где именно в тексте следует это усматривать и как эти свидетельства вычитываютс€ из их буквального смысла, не представл€етс€ возможным. я сгруппирую некоторые из них и предоставлю им говорить самим за себ€. 1) Ђ√осподи, “ы Ѕог мой; вознесу “еб€, восхвалю “еб€, ибо “ы совершил дивное; [“вои] предопределени€ древние истинныї67. 2) Ђƒержась рукою своею за п€ту »саваї68. 3) Ђ“ак совершены небо и земл€ и все воинство ихї69 и т. д. ќб этом говоритс€ как о ¬еликой “айне. 4) Ђѕою (Ѕуду петь) √осподу, ибо ќн высоко превознесс€; кон€ и всадника его ввергнул в мореї70 и т. д. —реди высказываний, базирующихс€ на «огаре, есть немало таких, которые €вно предназначены дл€ того, чтобы сбить с толку и направить исследование по ложному пути. “ак, говоритс€, что “айна состоит в том, чтобы различать добро и зло, а затем прилепитьс€ к добру71. —казано также, что она коренитс€ в том факте, что —ион €вл€ет собой основание и красоту мира и что этим мир насыщаетс€72. ≈сть —ион Ц строгость, и есть »ерусалим Ц милость; но два суть одно73. „то касаетс€ обоих, мы можем сказать, что добро и милость обретаютс€ на мужской стороне ƒрева сфирот, тогда как зло и строгость на женской; что эти две стороны должны соедин€тьс€ —рединным —толпом: это и есть вступление под крыль€ Ўхины; и что, когда они соедин€ютс€ таким образом, добро, радость и красота обретаютс€ повсюду. ¬ таком духе мы можем говорить на специфическом €зыке «огара и снискать благословение рабби Ўимона; но этим мы не продвинемс€ ни на строку, ни на единый слог этой строки. ѕридетс€ двигатьс€ дальше и проверить ценность других, не столь Ђнепробиваемыхї отрывков.

≈сть сорок дев€ть врат сострадани€, соедин€ющих с тайной совершенного человека, состо€щего из мужчины и женщины, и с “айной ¬еры74. Ёто ¬рата ѕонимани€, соотносимые с Ѕиной75, где обитает трансцендентна€ —упруга наверху, она же есть Ўхина; но есть ѕ€тидес€тые ¬рата, которые, по преданию, ћоисей не открыл. Ёти ¬рата суть “айна Ѕрачного —оюза в Ѕожественном мире. ¬ другом месте говоритс€ о том, что существует —емь —тепеней вверху, которые превосход€т все прочие, и они-то и образуют “айну —овершенной ¬еры76. ѕриверженность »зраил€ стороне добра Ц это приверженность ¬ысшей “айне, “айне ¬еры, так что »зраиль и “айна ¬еры одно77. ≈сли предположить, что “айна ¬еры Ц это “айна пола, то практика совершенствовани€ в ней на вышеуказанных услови€х дает знание этих —тепеней и тогда “айна ¬еры переходит в совершенную “айну ќпыта. ¬еро€тно, эти —емь —тепеней идентичны с семью небесами, назначение которых, как мы уже указывали в другом месте, сделать €вленной “айну ¬еры78. »х также называют —емью ƒворцами79. √оворитс€ о будущем царстве, которое должно наступить после того, что символически определ€етс€ как конец мира; это область св€того, и о ней же сказано, что она образует “айну ¬еры80; но мы уже слышали, что пришествие ћессии означает совершенную сообразность брачного состо€ни€ Ц как наверху, так и внизу.

Ѕыло необходимо привести эти цитаты; однако все, что из них можно извлечь, сводитс€ к следующему: 1) есть нека€ “айна ¬еры и 2) и она касаетс€ единства мужского и женского. ѕопробуем продвинутьс€ еще на шаг, сопоставив некоторые положени€.  исти на кра€х св€щеннической одежды81 и филактерии на голове и руках82 означают ¬ысшую “айну, потому что Ѕог пребывает в том, кто носит их83. Ёто Ц ¬ысша€ “айна ¬еры. ƒругой образ “айны Ц безудержно изливающийс€ источник84, и здесь уместно будет вспомнить сексуальный смысл, придаваемый в интерпретации «огара реке, вытекающей из Ёдема, чтобы орошать —ад Ц в котором человек был сотворен мужчиной и женщиной, Ц и затем разделившейс€ на четыре русла. ѕитаемый источником колодец также служит образом “айны ¬еры, поскольку он символизирует союз мужчины и женщины85; и здесь снова можно вспомнить 1) Ђсадовый источникї86, 2) Ђзапертый сад Ц сестра мо€, невестаї87, 3) Ђзапечатанный источникї88 и 4) Ђколодезь живых вод и потоки с Ћиванаї89. —казано: созерцающий колодец созерцает “айну ¬еры90. » наконец говоритс€, что Ћуна еще один образ, а мы знаем, что это светило €вл€етс€ символом Ўхины91.

Ќа основании всех имеющихс€ сведений € прихожу к выводу, что мудрецы «огара, пользу€сь тем €зыком, к которому они неизменно прибегали, и не намерены были сообщить нечто большее, чем самые общие и приблизительные дефиниции того, что этот условный €зык символизировал.

ј потому нам надо продвигатьс€ дальше, и ключ к сто€щей перед нами проблеме будет найден в другой форме символизма, если мы сопоставим два пассажа, крайне отличные друг от друга92. ”тверждаетс€, как мы убедились, что, когда …од соедин€етс€ с ’е, они дают рождение той реке, о которой сказано: Ђ»з ≈дема выходила река дл€ орошени€ ра€ї93. ¬ другом отрывке говоритс€, что от соединени€ мужского и женского Ц читай, конечно, в трансцендентном измерении Ц выход€т все души, одушевл€ющие человеческие существа94. »з этого следует, что река Ёдема Ц это река жизни или, синонимично, река душ95, и в таком случае можно пон€ть, что ¬ышний Ёдем Ц это место Ѕожественного Ѕрачного —оюза, а —ад, орошаемый рекой, Ц место брачного союза внизу. »ллюстрации к этой теме мы уже встречали в виде различных вариаций, как, например, на высшей ступени аналогией, проводимой между Ўхиной и —еменем —оломоновым96, шатром (скинией) благодати97 и т. п.; но на низшей ступени отождествлением —ада с женственностью98. » здесь мы не оставлены наедине с собственными предположени€ми, поскольку в другом месте сказано, что в момент сочетани€ Ќевесты с ∆енихом все души исход€т из небесной реки99. ќна же Ђ—в€тилище, ќ √осподи, которое “во€ рука установилаї, а друга€ отклик человека.

≈ще в одном месте, как мы уже, конечно, имели возможность увидеть, сказано, что души производ€тс€ путем соединени€ мужского и женского100, откуда следует, что они имеют отца и мать Ц в Ѕоге Ц как и их тела, когда они вступают в одушевленное существование. ћы также узнаем, что все души эманируют из небесной области, именуемой ях (…а), она же, по толкованию, есть Ќезнаемый Ѕог101.  ак мы уже знаем, это им€ дл€ Ѕога то же, что ”милостивительный дл€ —кинии, Ц сочетание мужского верхнего мира и нижнего женского102. “еперь становитс€ пон€тно, в каком именно смысле Ўхину так часто определ€ют в качестве ¬ысшей ћатери; пон€тно и почему веселие сердца103 Ц это познать, что яхве есть Ёлохим, и почему обретение такого знани€ и есть цель, ради которой —в€той Ѕлагословенный посылает человека в этот мир104. —казано также Ц и мы это уже знаем, Ц что это “айна ¬еры, котора€ есть синтез всего «акона. —казано еще, что Ёдем Ц это ћатерь наверху, а —ад, орошаемый рекой, вытекающей из Ёдема, это Ўхина или ћатерь внизу, тогда как сама река Ц это —рединный —толп ƒрева сфирот105. »з этого следует, что нисхождение в состо€ние про€вленности свершаетс€ по центральному пути, который сообщаетс€ между  етер и ћалкут.

Ёто путь Ўхины, и, когда свидетельствуетс€, что ее предназначение от начала страдать с »зраилем106, это означает, что супружеское соединение, которое бесконечно и св€то в ¬ысшем ћире, чисто, духовно и св€то в определенный период Ц ex hypothesi Ц в мире нижнем, низошло вследствие падени€ человека в область скорлуп, или до уровн€ животных. ѕредназначение физического знака «авета символизировать Ўхину107, постольку поскольку он символизирует путь очищени€, каким человек может вернутьс€ к совершенному духовному союзу с Ѕогом108.

ћы слышали, что ¬ысша€ “айна ¬еры Ц это единство яхве и Ёлохима, что это единство €вл€етс€ источником всех прочих “айн. ћы также слышали, что, когда »зраиль станет совершенным, не будет различи€ между яхве и Ёлохимом Ц мужское с женским не будет более ни мужским, ни женским. »з этого вытекает, что ¬ысша€ “айна и “айна ¬еры Ц одно, и есть также “айна ≈динства ћужского и ∆енского в Ѕожественной ѕрироде, и из этого € вывожу, что есть “айна ќпыта в человеке.

“еперь обратимс€ к другому мифу о душе, который не во всем согласуетс€ с некоторыми вещами, которые мы рассматривали, поскольку в нем постулируетс€ непрерывное рождение как плод вечного единства ќтца и ћатери в трансценден-ции109, вместо сотворени€ всех душ раз и навсегда, до эволюции сотворенной вселенной. Ёто будет более созвучно “айне ¬еры, одним из аспектов каковой он, собственно, и €вл€етс€. —казано, что при каждом рождении новые души создаютс€ и отторгаютс€ от Ќебесного ƒрева110. Ѕлагодар€ этим новым душам пополн€ютс€ небесные воинства111, по какому поводу в ѕисании говоритс€: Ђƒа воскишит вода кишением живых существї112, что надо понимать как воды небесной реки, имеющей своим истоком —в€той и ѕредвечный —оюз113. Ќеобходимо усвоить, что этот —оюз, который есть единство яхве и Ёлохима, имеет соответствие внизу в «авете/ƒоговоре между Ѕогом и человеком на основании обрезани€ Ц этого символа или залога чистоты. ѕисание добавл€ет: Ђ» птицы да летают над землейї114, потому что в тот миг, когда новосотворенна€ душа пересекает небесную область, именуемую Ђживойї Ц что означает «емлю ∆изни, Ц ее сопровождают ангелы, которые следуют за ней с момента ее отторжени€ от ƒрева Ќебес115. ¬оздерживающиес€ от исполнени€ заповеди Ђѕлодитесь и размножайтесьї умал€ют Ц если так позволено будет выразитьс€ Ц Ќебесную ‘игуру, средоточие всех фигур: они преп€тствуют движению небесной реки и оскверн€ют —в€той —оюз116.  ак мы уже видели, это грех против —амого Ѕога; душа такого человека никогда не вступит в преддверие –а€ и будет низвергнута из ¬ысшего ћира117. ¬ таком духе «огар еще раз подчеркивает, что с самого начала св€щенный текст сосредоточен на истории человека, а не на внешнем космосе и, следовательно, на истории »зраил€, а не человека вообще. ћы, со своей стороны, вправе пон€ть это в более возвышенном смысле как всеобщую историю души; это именно так в глубинном смысле, хот€, конечно, на внешнем, буквальном уровне это космическа€ истори€. “ак построен и «огар, который, естественно, не отрицает, что в плане нарратива в первой главе  ниги Ѕыти€ излагаетс€ истори€ творени€; но его жизненный, или первостепенный, интерес прикован к внутреннему смыслу, как если бы первый был делом случа€, €влением акцидентальным, а второй сущностным.

ƒуши всех €зычников эманируют из демонов при обсто€тельствах, которые в «огаре не объ€сн€ютс€118. »ногда проскальзывает предположение, что они с левой стороны древа; но вопрос этот остаетс€ крайне темным119, потому что Ѕог и ≈го Ўхина присутствуют во всем ƒреве сфирот, и, хот€ есть намек на то, что Ѕог соизволил сотворить зло, это положение нигде последовательно не развиваетс€. Ќайти свой выход из этого затруднени€ предсто€ло поздней  аббале, дл€ чего разрабатываетс€ иде€ о том, что в каждом из „етырех ћиров есть дес€ть сфирот, равно как и в каждой отдельной сфире. ¬ источном тексте дл€ такого подхода нет основани€, хот€ прослеживаетс€ некоторое семеричное повторение сфирот в каждой сфире. —ледующа€ проблема встает в том случае, когда €зычники принимают иудаизм и исполн€ют «акон во всей целокупности: таковых необходимо сообразовать со всеми планами, в противном случае нет ни малейшего смысла вводить их в круг верных; выход был найден в том, что предлагалось считать, будто по совершении обрезани€ новообращенные ввод€тс€ под сень крыльев Ўхины и отдел€ютс€ от стороны демонов120. ¬ гр€дущем мире они не причаствуют всем блаженствам избранных по праву рождени€; они остаютс€ под крыль€ми Ўхины, но последн€€ дл€ »зраил€ подобна колеснице, на которой »зраиль восходит в вышние, а именно в «емлю живых. язычники не имели части в небесном древе и потому не могут вернутьс€ к нему121. Ёто во многом расходитс€ с предыдущими высказывани€ми, но эта проблема дл€ нас не так уж важна.

¬озвраща€сь к вопросу о рождении душ, заметим, что в «огаре говоритс€ о трех душах высших уровней122; перва€ Ц это ¬ысша€ душа, непостижима€ даже дл€ верховных сущностей: это ƒуша всех душ, она сокрыта от вечности, и из нее все исход€т. ¬тора€ душа Ц это женское начало, от соединени€ этих двух де€ни€ Ѕожии про€вл€ютс€ во всех мирах, подобно тому как все де€ни€ человеческой души про€вл€ютс€ человеческим телом. “реть€ душа Ц это душа всех св€тых душ, эманирующих из мужского и женского в трансцендентном мире123. ўедрое разнообразие символических способов выражени€ одних и тех же доктринальных положений сбивает с толку, и порой намеренно, но смысл не за горами, как в данном случае. Ќа первом месте мы видим корневое положение, относ€щеес€ к “айне ¬еры, Ц а именно что соединение мужского и женского в неизреченных Ћицах €вл€етс€ причиной извечного зачати€ и рождени€; что рождаемое суть души; что они нисход€т вниз и что они мужские и женские. ¬ одном месте говоритс€, что в момент земного бракосочетани€ души должны сами разобратьс€ между собой и кажда€ мужска€ душа открывает дл€ себ€ именно ту женскую, котора€ была ему парой до воплощени€; впрочем, все это звучит столь топорно и грубо, что дальше не развиваетс€, а сходит на нет, не дела€, впрочем, каких-либо обобщений в виде некоего закона. «десь, конечно, подразумеваетс€, что в мужском теле мужска€ душа, а душа женщины женственна€, хот€ здесь же наличествует и другой затемненный смысл, согласно которому вс€ка€ душа мужска€ по отношению ко вс€кому телу, но женска€ по отношению к более высокому духовному уровню124. ≈сть намек и на другой, более близкий к нашей теме смысл: наход€щийс€ на пути истинном в браке встретит женщину-душу, котора€ была дана ему в пару до рождени€125. ≈сли же он сойдет с пути, может случитьс€ так, что предназначенна€ ему женщина будет отдана другому; в случае же раска€ни€ настанет врем€, когда чуждый мужчина исчезнет и таким образом уступит женщину ее подлинной половине126. ¬полне очевидно, что по такой схеме не может не быть фатальности и бесчисленных отклонений, когда она начинает действовать: среди прочих та, по которой мужска€ душа €витс€ в этот мир без своей сестринской души, или visa versa. —читаетс€, что тогда этот человек не вступит в брак и потому не сможет иметь детей; но если он будет исполн€ть «акон и докажет свою состо€тельность, он обретет способы реабилитации в другой земной жизни. ¬ противном случае он будет сочтен недостойным нового воплощени€127. ¬ Ѕожий замысел о спасении и блаженстве человека входит забота о том, чтобы родственна€ душа не была обречена навсегда оставатьс€ женой другого128.

¬есь ход наших размышлений приводит к другим мистическим построени€м, весьма существенным в плане интереса »зраил€ к другой и притом более возвышенной стороне “айны пола. Ќе следует предполагать, учитыва€, что союз человеческий путем вс€кой плоти в нижнем мире, по крайней мере в осв€щенном состо€нии, €вл€етс€ отражением Ѕожественного —оюза, что в мире гр€дущем не будет союза душ, дабы в блаженстве истинной обители жизни они не прекратили отражать дело духовных ћиров и их “аинство. ¬от почему, как мы знаем, единение Ѕога и души так часто предноситс€ внутреннему взору в видении мудрецов, хот€ есть немало намеков на более глубокие стадии. ¬ качестве замещени€ им видитс€ союз на небесах, заключаемый между душами, обрученными на земле, Ц это те, что уже были соединены еще до начала мира129, когда говоритс€, что Ѕлаженное ¬идение Ц это образ Ўхины и созерцание ее Ѕожественного Ћица130, мы, по-видимому, должны это понимать как то, что союз душ-сестер под ее надзором и в ее присутствии. —казано, что в небесных выс€х есть еще один союз двоих, рожденных в любви, и навеки неразделимый131. ≈го созерцают те, кто имеет часть в жизни будущего века. ѕуть, ведущий к дереву ∆изни, ƒереву, охран€емому  ерувим и ѕламенным мечом, Ц это сама √оспожа-ћатрона. ќна путь —в€щенного √рада, путь небесного »ерусалима, соединительное звено между вещами наверху и внизу, обеспечивающа€ их обоюдную св€зь; она совершенна€ посредница, которой подчинены все Ѕожественные —илы132. Ёто сообщение довольно расплывчатое, но как созерцание ћатроны осв€щает браки внизу, так и путь, которым избранные вступают в высший брачный союз, как если бы они восходили по тому —рединному —толпу ƒрева сфирот, кем, как сказано, она €вл€етс€. ѕоэтому можно перейти к вопросу о тех дворцах, к которым, вполне естественно, прикован взгл€д «огара, хот€ их число ограничено, как правило, семью.  огда души покидают нижний мир, они попадают в некий дворец, или зал, который находитс€ наверху, если они имеют при себе определенную охранную грамоту, и там мужские души вновь соедин€ютс€ с женскими, и в этом соединении они излучают свет на подобие искр133. Ётот дворец, как сказано, €вл€етс€ престолом ¬еры, и, умозаключаю €, он есть вместилище ее тайны. ќднако в другом рассказе о дворцах говоритс€, что есть четыре, предназначенные исключительно дл€ женщин или, по крайней мере, дл€ св€тых матерей, но их сущность раскрывать запрещено134. ƒнем эти женщины отделены от мужчин, но супруги соедин€ютс€ по ночам, и, когда они соедин€ютс€ в объ€ти€х друг друга, свет каждого, соедин€€сь, становитс€ единым светом. ќбщий вывод, подытоживающий эту тему, таков: блаженна участь праведных и мужчин и женщин, ибо они наслад€тс€ всеми радост€ми гр€дущего мира135.

» здесь в таком духе мы подходим к величайшей тайне нашего предмета, и об этом есть несколько свидетельств. ќсновываетс€ это на свидетельстве, оставленном в завещании рабби Ёлеазара ¬еликого136, согласно которому, когда —в€той Ѕлагословенный сходит в –ай по ночам, мужские души соедин€ютс€ с женскими; оплодотворение происходит от той радости, которую они испытывают, созерца€ Ѕога, и они порождают другие души137, которым предназначено вселитьс€ в тела €зычников, обратившихс€ к «акону »зраил€138. ¬ другом месте это объ€сн€етс€ по-иному: души, рожденные от небесных союзов, сохран€ютс€ во дворце, и, когда человек обращаетс€, одна из них взлетает и летит под крыль€ Ўхины, котора€ принимает ее в свои объ€ти€ Ц поскольку она плод соединени€ праведников Ц и посылает ее в тело обратившегос€, где она Ц или он Ц и остаетс€, и с этого момента обращенный получает титул праведника139. Ёто тайна таких слов ѕисани€: Ђѕлод праведника Ц древо жизниї140. ≈сть вместе с тем, по другому свидетельству, некий общий смысл, по которому —в€той Ѕлагословенный благоволит соединению душ-близнецов, дабы они могли порождать другие души, сами одушевленные теми св€тыми силами, которые над ними141.

“о, что эти пассажи не очень согласуютс€ между собой, не имеет значени€; их предназначение Ц указать на природу блаженства в ¬ысшем ћире, и все они €вл€ютс€ самосто€тельными повествовани€ми, принадлежащими одному мотиву, вдохновению или требованию момента142: веро€тно, —ыны ”чени€ изумились бы, услышь они слова о том, что их надо подбирать, сопоставл€ть и как-то пытатьс€ гармонизировать.

ћожно упом€нуть на этой стадии несколько второстепенных моментов. —казано, что все зависит от помысла и намерени€; св€тость привлекаетс€ благой мыслью; но тот, кто оскверн€ет себ€ помыслами, и тот, кто в момент физической близости с женой думает о другой женщине, мен€ет —тепень наверху Ц —тепень —в€тости Ц в нечистую143. ћожно вспомнить об избирательном сродстве √ете, потому что рожденный от такого соити€ сын называетс€ подмененным сыном: говоритс€ о том, что душа и тело были подменены. ¬торой момент: есть редкие обсто€тельства, когда супружеские отношени€, по-видимому, запрещены даже в —убботу; причиной тому в данном случае €вл€етс€ голод144; рожденный от такого акта ребенок будет со стороны демонов. » наконец, есть проблема девственности Ц € имею в виду женскую девственность145. “о, что такое условие на земле следует рассматривать как терпимое, не приходит в сердце и голову —ынов ”чени€. ≈динственное упоминание о девственницах в «огаре в возвышенном смысле имеет место, когда речь заходит о третьем из воинств, составленном из небесных дев, состо€щих на службе у ћатроны и €вл€ющихс€ ее украшением, когда она предстает пред ÷арем: это ее почетна€ небесна€ девическа€ стража, Ц простой перенос земного образа, но небесное воинство не состоит из человеческих душ146.

ћы подходим к завершению исследовани€ “айны пола в плане имеющихс€ в тексте высказываний, остаетс€ определить, действительно ли тот путь, по которому продвигались ранние каббалисты, мог ввести их в некоторое опытное постижение духовности, указание на которое не столько в пр€мых за€влени€х, сколько в намеках есть в документе, которыми мы располагаем. я полагаю, что они следовали тому совету, на котором настаивают эти свидетельства, а так как это влекло за собой €вный последовательный образ действи€ в св€зи с жизненно важным фактором, сама эта настойчивость, как мне кажетс€, должна свидетельствовать о том, что в этом опыте метод доказал свою практическую состо€тельность. »ными словами, они обнаружили, что существует нека€ тайна супружеских отношений, котора€ в обыденной жизни в услови€х обычных мотивов вожделени€ не входила в сердце человека, чтобы тот мог о ней задуматьс€ и постичь ее147. ћожно отметить в этой св€зи один красивый момент: их тайна обреталась на уровне совершенно обычных естественных отправлений, исполн€емых со всеми прин€тыми предписани€ми. » те, кто постиг это, уже исполнили «акон в отношении к браку; они не искали нового пути в физическом плане; они не были рыцар€ми любви, всем сердцем страждущими идеальной возлюбленной148; они не искали извинени€ за то, что отринули все старые залоги и старые узы; они довольствовались тем, что имели; они сумели использовать те элементы, которые уже были у них в руках, подобно насто€щим художникам и мастерам. √енезис их практики, разумеетс€, нам не дано узнать: возможно, те, кто стремилс€ все вещи сделать св€тыми в своей жизни, по собственной интенции осв€тил исполнение «акона, повелевающего Ђплодитьс€ и размножатьс€ї, и то, что они испытывали в этой осв€щенности, могло дать толчок развитию целой цепочке умозрений теософского характера, с которыми € и имею дело, а может, напротив, они двигались непроторенными пут€ми, усваива€ и примен€€ учени€ древности. Ќикаких письменных источников на эту тему помимо «огара € не знаю; но € хорошо знаю, что имеютс€ следы учени€ ¬остока149, которое изредка доходит до нас, хот€, как € полагаю, оно касаетс€ скорее самого акта, нежели его последствий, но это тайна не того рода, чтобы ¬осток был его единственным носителем. »з каббалистической доктрины и практики следуют две вещи. ƒл€ мистически настроенного евре€ брак стал таинством, и не мо€ забота, если ученые Ц вдруг да такой вопрос возникнет, Ц предполага€, что вопрос может встать в таком плане, решат в своей ученой премудрости, что зогарический взгл€д на брак своим возникновением об€зан учению католической церкви о таинствах. Ћично € наперед категорически отвергаю такое предположение, Ц если мое мнение кого интересует, Ц хот€ сомневаюсь, что такое возможно; впрочем, даже если бы это было правдой, это не так уж важно. Ќо в истории католического богослови€ нет более великой неудачи, чем осв€щение института брака; не было ничего столь поверхностного, лицемерного и вызывающего сопротивление. ÷ерковь никогда не принимала более мудрого, более великого или истинного решени€, чем когда институционализировала седьмое таинство; как все вышло по жизни Ц вопрос другой, принима€ во внимание конфликт интересов, так называемые советы совершенствоватьс€, брем€ нетерпимости и меланхолии, вынесенное из ‘иваиды, и все то, что было собрано в этом странном сооружении, именуемом –аем или ѕалладиумом150. ¬ результате через два тыс€челети€ так называемых ÷ерковных “аинств ни на ¬остоке, ни на «ападе нет ничего менее осв€щенного, чем состо€ние земного брака. » напротив, идеал, представленный в «огаре, стоит на недос€гаемой высоте по своей истинной и непресекаемой осв€щенности. Ёто отнюдь не церемони€ или обр€д, совершаемый в момент бракосочетани€ и предназначенный придать некий церковный лоск тому, что в большей или меньшей степени вызывает отвращение. Ёто первый момент, а второй во всей своей простоте добавл€етс€ на основании предположени€, какова бы ни была его ценность, что этот идеал существовал не только на бумаге и, возможно, отражает практику тайной школы. ¬ тексте говоритс€, что в результате мистического соединени€ рождаютс€ дети с так называемой —в€той —тороны, как противосто€щей стороне демонической, и это, как мне представл€етс€, на каббалистическом €зыке означает констатацию того реального факта, что потомство, рождающеес€ в таких союзах, принадлежит другой категории, не той, что мы привыкли видеть на улицах и задворках жизни во всем мире, и, если говорить искренне, с этой картиной мы знакомы и в наших собственных домах. ќни были чадами благодати, а не природы, как мы это называем, ибо благодать Ц это всего лишь хорошо пон€та€ природа.

≈ще одно слово: о том, как брачна€ жизнь отражалась на самих —ынах ”чени€, мы пр€мо ничего не слышим, есть лишь утверждение, что они пришли реализовать Ѕогоприсутствие в своих сердцах как главное вознаграждение за свою осв€щенную жизнь. ќни не были аскетами и не жили жизнью отшельников: это были общины законоучителей в городе и в пригородах, в селени€х и пустынных местечках, дл€ них мир ѕрироды был как бы овнешненной Ѕлагодатью; всюду они ощущали Ѕожественное ѕрисутствие, и они всей своей жизнью и свидетельствованием по-своему ст€жали его Ц каждый из них в своем сердце и уме. ¬ заключение скажу, что они открыли истинный смысл слов ЂЌехорошо человеку быть одномуї151 и что есть потаенный путь, на котором Ђрадость жизни честно жить со своей женойї152 может привести восполненного человека Ц мужчину и женщину Ц в город радости153, великий град хвалы, где будут радоватьс€ о √осподе154.

“ак души Ц мужские и женские Ц вознос€тс€ в вышний мир: если это подготовленные души, они найдут друг друга; и единство, не знающее конца, начинаетс€ в свете Ѕожьем.

 

ѕримечани€

 

1 Zohar. Pt. I. Fol. 101b; Pt. II. Fol. 11.

2 Ibid. Pt. III. Fol. 213a; Pt. V. Fol. 542; Pt. II. Fol. 60b; Pt. III. Fol. 269.

3 Ibid. Pt. III. Fol. 145b; Pt. V. Fol. 375. ћужчина совершенен, только когда он соедин€ет в себе мужское и женское; только тогда он боитс€ греха, и только тогда даруетс€ ему звание целомудренного. Ќо это и есть сумма всего предмета в его высшем выражении.

4 Ibid. Pt. III. Fol. 7a; Pt. V. Fol. 18.

5 Ibid. Pt. I. Appendix III. “айны «акона; Pt. II. Fol. 721, 722.

6 Ibid. Pt. I. Fol. 95a; Pt. III. Fol. 10.

7 Ibid.

8 Ibid. Pt. I. Fol. 48a; Pt. I. Fol. 278.

9 Ibid. Pt. I. Fol. 66a; Pt. I. Fol. 388; Pt. I. Fol. 48a; Pt. I. Fol. 278.

10 Ibid.

11 Ibid. Pt. I. Fol. 272b; Pt. II. Fol. 641. –ечь в данном случае идет о ее манифестации, а не имманентности. ќна стоит у двери и стучит, но те, кто готовы с радушием прин€ть ее, должны подготовить свои дворы и покрыть черепицей входные врата. Ёто, конечно, €зык метафор; правильнее сказать, что нам не под силу осознать ее присутствие в нас.

12 Ibid. Pt. I. Fol. 165a; Pt. II. Fol. 245.

13 я высказываю эту мысль без особого нажима, предоставл€€ делать выводы самим читател€м; однако, вне вс€кого сомнени€, зогарическое учение на сей счет прозрачно, и не только в том, что в нем подразумеваетс€, но и в том, что высказываетс€ достаточно часто. Ѕыла ли така€ эпоха в истории человеческой души Ц вопрос другой. Ќе следует забывать, что цель мифа о душе не в создании гадательных историй, а в выдвижении на символическом €зыке положений о потенциальных возможност€х, заложенных в душе. ƒанное положение следует понимать как трансцендентальный союз между ¬озлюбленным и ¬озлюбленной, €вл€ющийс€ прообразовательным дл€ брачного союза на земле, а последний путем к постижению первого.

14 Ibid. Pt. I. Fol. 229a; Pt. II. Fol. 503.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 445 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

1443 - | 1405 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.