С другой стороны, вторжение иностранных специалистов в сферу русской культуры вызывало резко негативную реакцию защитников национальных традиций. Физическое присутствие иностранцев было необходимо потому, что заимствованные технологии после внедрения в производство зачастую не становились самоокупаемыми и эффективными. Найм иностранных специалистов был одновременно и самым простым, и довольно недорогим способом приобрести технические и научные знания. Но для многих русских сам факт заимствований с Запада воспринимался как подрыв главных культурных ценностей. Появление иностранцев на престижных должностях вызывало серьезное недовольство среди тех групп населения, которым было что терять. В царской России это были церковные иерархи и купечество; в Советской России - партия и «красные спецы». Со времен Московского царства и вплоть до сталинской эпохи использование иностранных специалистов, книг и идей нередко оказывалось под угрозой из-за погромов в сфере культуры. Так, сразу же после наполеоновских войн была развернута мощная антизападная кампания, которая привела к радикальной чистке рядов западных специалистов и их русских последователей в университетах, школах и государственных учреждениях [21]. Век спустя, в эпоху Сталина, в ходе двух политических судебных процессов над техническими специалистами («шахтин-ского дела» и «дела Промпартии») обвинения в промышленном вредительстве были предъявлены группе немецких технических работников и большому числу советских инженеров, получивших образование на Западе и поддерживавших контакты с зарубежными коллегами. Одним из существенных аспектов обвинения было то, что советские инженеры перенимали американские методы рационализации производства и лелеяли технократические надежды [22].
Попытки советского государства преодолеть технологический разрыв в постсталинский период путем восстановления международных связей, через торговлю и передачу технологий, по сей день не увенчались успехом. В отличие от технологий 1930-х годов, технологии 1980-х уже не могут быть переданы путем обычного приобретения индустриального артефакта, будь то механический инструмент или сложная деталь оборудования. Сложность современных технологий настолько велика, что конечный продукт более не может сам по себе раскрыть секретов производственного процесса, результатом которого он является [23]. Для государства и технической интеллигенции становится все труднее и труднее поддерживать современную систему вооружений в условиях экономического кризиса и периода реформирования. Узловой проблемой является уже не внедрение технических новшеств, а, как и во второй половине XIX века, преимущественно проблема производства. Уже в 1960-х годах советские экономисты-реформаторы пришли к осознанию того, что весь парк оборудования в сфере государственной экономики нуждается в основательной реконструкции. В Советском Союзе любили говорить о научно-технической революции, но было мало свидетельств того, что она воплощается в жизнь. Рассчитывать на то, что обновление технологий произойдет быстро, не приходилось [24]. В то же время фундаментальные экономические перемены требовали соответствующих крупномасштабных перемен в обществе, и современная бурная внутриполитическая борьба началась именно вокруг вопроса о том, как их проводить.
В данном контексте запутанная связь между «перестройкой» во внутренней политике и «новым политическим мышлением» в политике внешней не так уж нова, а скорее традиционна для России, и все то, что мы сейчас наблюдаем, является, может быть, лишь несколько драматичным и внезапным проявлением этой связи. Когда в годы перестройки было принято решение стимулировать крупный приток в страну западного капитала, технологий и организационных принципов, Необходимо было столь же кардинально изменить советскую внешнюю Политику, вплоть до вывода войск из Афганистана и фактического отказа от Восточной Европы как защитного буфера.
Уязвимые границы. Второй устойчивый фактор - уязвимые или «пористые» границы по всему периметру державы - создавал серьезные проблемы и для внутренней стабильности государства, и для внешней безопасности. Хотя первоначальные владения Московского княжества претерпели колоссальное расширение (прерываемое иногда судорожными сжатиями), контроль центра над периферией все же оставался ненадежным. В первые века существования державы своеобразие процессов завоевания и колонизации часто приводило к неопределенности границ. С одной стороны, границы были уязвимы для внешних вторжений. С другой стороны, это обстоятельство облегчало беглым крепостным и прочим смутьянам задачу бегства за рубеж. По мере продвижения от центра к периферии государственная власть ослабевала. Первой и важнейшей из стоявших перед ней проблем были дальние расстояния и трудности передвижения по бездорожью, будь то северная тайга, густые леса на западе или южные степи. Вторая проблема состояла в том, что из-за низкой плотности населения в приграничных районах там было трудно организовать оборону границ и сформировать административные и экономические центры. Третья проблема - в том, что характер хозяйственной деятельности покоренных народов Сибири и степей, большей частью кочевников или полукочевников, затруднял установление четких пограничных линий. И, наконец, этническое разнообразие земель, лежащих за пределами регионов первоначального расселения великороссов, сталкивало государство с угрозой нестабильности в приграничных регионах - зонах «фронтира».
Концепция «зон фронтира», впервые разработанная Оуэном Лат-тимором на материале Внутренней Азии, с определенными оговорками может быть применена и ко всей периферии российского, а позже и советского государства (табл. 1). Фронтиры создавались в результате приливов и отливов цивилизаций на великой Евразийской равнине. После завоевания Россией Казани, Астрахани и огромных пространств сибирской тайги российские рубежи невозможно было четко обозначить на карте [25]. С ходом времени они неоднократно изменялись. Более того, в чем и состояла их уникальность, они не служили разграничительными рубежами между различными этническими группами. В отличие от границ между большинством европейских и восточно-азиатских государств, приграничные зоны на периферии Российского государства были населены народами, этнически отличающимися от политически доминирующей национальности: от русских с одной стороны границы, и от китайцев, иранцев, турок или немцев - с другой. Таким образом. Российское государство опоясывали бесчисленные фронтиры. По мере приближения к отдаленным окраинам империи русское население заметно сокращалось, часто в результате смешения с другими этническими группами, что в результате создавало этнический фронтир. Кроме того, через районы расселения нерусских народов на периферии империи (монголов, уйгур, таджиков, азербайджанцев, армян, молдаван, украинцев, белорусов и финнов) проходил еще один, на этот раз политический фронтир. Большую часть нового времени эти народы не имели своей государственности, были разделены и находились под властью нескольких держав. И наконец, ситуация дублировалась по ту сторону границы. Еще один этнический фронтир начинался там, где народы пограничья смешивались с этническим большинством соседнего государства, например, с китайцами, персами, турками-османами, поляками (впоследствии немцами) и шведами. Такие многоярусные фронтиры создавали неограниченные возможности для миграций, побегов, смены государственного подданства и локальных военных конфликтов [26].
Таблица 1 Этнические зоны фронтира Европейская модель
смешанные | ||
французы | французы и немцы | немцы |
Евразийская модель
смешанные | смешанные | |||
русские | русские и монголы | монголы | китайцы и монголы | китайцы |
русские и уйгуры | уйгуры | китайцы и уйгуры | китайцы | |
русские и азербайджанцы | азербайджанцы | турки и азербайджанцы | турки | |
русские и украинцы | украинцы | поляки и украинцы | поляки | |
русские и финны | финны | шведы и финны | ____ шведы | |
и т.д. | и т.д. |
Даже до образования Московского централизованного государства в конце XV - начале XVI веков у русских княжеств не было твердых демаркационных линий ни в физической, ни в политической географии. Несмотря на все завоевания последующих пятисот лет, коренного изменения ситуации не произошло. В течение XVI-XVII веков «пористая» южная граница была особенно уязвима как для вражеских набегов, так и для оттока населения из центра страны. Особенности социально-экономического уклада жизни крымских татар -отчасти оседлых земледельцев, отчасти воинственных кочевников -создавали постоянную угрозу безопасности пограничных городов и крепостей [27]. В географическом плане длинные степные полосы («шляхи»), врезавшиеся в лесные массивы, создавали естественные тропы для татарских набегов на московские земли. Столетие спустя после разграбления Москвы в 1571 году, татары все еще представляли страшную угрозу для Слободской Украины. Несмотря на то, что государство с возрастающим рвением строило оборонительные линии («черты») и крепости, что должно было побудить или даже заставить людей заселять новые земли, современные ученые в большинстве своем считают, что «раздвинуть пределы» России в равной степени помогли процессы бегства, переселения и вооруженных вылазок за рубежи российских владений. Иными словами, и без того неопределенные официальные границы, разделявшие русских и татар, постоянно нарушались с обеих сторон. Переселенцы и искатели приключений с севера могли принадлежать к самым разным социальным группам: это были крестьяне, монашествующие, казаки, представители финно-угорских народностей (марийцы, мордва), наконец, ватаги охотников и рыбаков, уходившие по суше, вниз по Волге и дальше за «Камень», в Сибирь [28].
Государственные власти питали двойственное отношение к этой стихийной, «ползучей» экспансии. С одной стороны, они опасались как оттока рабочей силы, недостаток которой в центральных сельскохозяйственных районах ощущался уже в XVI веке, так и ухода налогоплательщиков, что было жизненно важно для обеспечения хотя бы минимальных хозяйственных излишков в экономически отсталой стране. С другой стороны, присутствие русского населения за официальными границами государства предоставляло властям хорошие экономические причины и политический повод, чтобы последовать за переселенцами. В случае русского империализма флаг не следовал за купцом, а преследовал беглых. Уязвимые границы на западе и юго-западе давали крестьянам и тяглым людям возможность бегства от непосильного бремени государственных повинностей. Вопрос о беглых стоял на повестке дня с середины XVI века и вплоть до окончательного установления крепостного права в 1649 году. Беглецы не обязательно были крестьянами, ушедшими от жестокой экономической эксплуатации со стороны землевладельцев; это могли быть также дезертиры и перебежчики из числа служилых людей или религиозные диссиденты, бежавшие, чтобы избежать кары или уйти от своих обязательств перед государством. На Дону и в Запорожье беглецы сформировали хорошо организованные, самоуправляющиеся военизированные сообщества, которым не хватило совсем немногого, чтобы их признали самостоятельными государствами. Возникнув однажды, казачество стало надежной гаванью для последующих волн беглецов. Донские казаки даже имели право предоставления убежища беглым. Российские правители от Петра I до Екатерины II пытались пресечь бегство путем оказания давления на гетманов, однако эта тактика оправдала себя лишь отчасти [29]. Спустя много лет после того как пограничные земли перешли под непосредственное управление централизованного государства, историческая память о былых «вольностях» живет и сегодня, запечатленная в фольклоре и народном сознании.
Неоднозначное отношение государства к внутренней миграции в направлении отдаленных окраин сохранялось и в более поздний период существования империи. Лишь в 1880-е годы государство законодательно разрешило переселение крестьян в Сибирь. Миграция значительного числа населения в Приморье развернулась только в последние годы перед революцией. К тому времени опасение утратить контроль над крестьянством уступило место страху перед японской экспансией в Северной Азии и осознанию необходимости укреплять славянское влияние в малонаселенной зоне фронтира [30].
Когда центральная власть ослабевала или терпела крушение, как после революции 1917 года или в начале второй мировой войны, историческая память о былой автономии и свободе воскресала у населения фронтиров с удивительной силой. Их лояльность по отношению к российскому государству разлеталась в прах, несмотря на долгие века подчинения центральной власти и отсутствия собственной государственности. Ответом государства на такие кризисы в зонах фронтира становилось обращение к политике депортации «неблагонадежных элементов». Страдали не только реальные, но и надуманные враги. Сразу после начала первой мировой войны правительство приказало депортировать евреев (которые якобы представляли собой угрозу российской безопасности) с западных приграничных земель [31]. Когда советские войска после заключения пакта Молотова-Риббентропа оккупировали Восточную Польшу, они организовали депортацию полумиллиона человек, в большинстве своем поляков, во внутренние области СССР. Советская оккупация Бессарабии сопровождалась депортацией около трехсот тысяч социально нежелательных элементов. Позднее, столкнувшись с некоторыми, довольно противоречивыми, свидетельствами нелояльности со стороны нерусского населения западных и южных окраин Советского Союза, Сталин депортировал сотни тысяч крымских татар и народов Северного Кавказа (чеченцев, ингушей и других) [32].
В течение десятилетия между 1938 и 1948 годами как нацисты, так и советское правительство предпринимали попытки очистить зоны фронтира, разделяющие немцев и русских, от населения, которое они считали потенциально враждебным (а нацисты - расово нежелательным). Сталин намеревался перечеркнуть итоги тысячелетней немецкой миграции, колонизации и завоеваний путем выселения из этих районов как можно большего числа немцев. С одобрения большинства славянских народов и при безразличном молчании венгров и румын советские войска изгнали более тринадцати миллионов человек с земель, издавна населенных немцами, включая Силезию и Восточную Пруссию [33].
Если взглянуть на историю российской экспансии с точки зрения приграничных зон (фронтиров), она предстанет несравненно более сложной, чем история одностороннего внешнего натиска. Она развернется до масштабов бесконечной упорной борьбы за наследие рухнувших степных и восточно-европейских империй. Эта борьба вовлекала Россию не только в войны против держав-соперниц по ту сторону фронтиров, но и в войны против народов, населявших сами зоны фронтира. Поэтому российское продвижение на Кавказ, в Среднюю Азию, Сибирь и на Дальний Восток, в Приморье включало не просто кампании по подчинению племен, княжеств или ханств фронтира, но и конфликты с другими могущественными державами, преследовавшими в тех же регионах свои имперские интересы. Русские выиграли большинство из этих войн, однако они не завладели всеми фронтира-ми, отделявшими их от китайских, персидских или османских соперников. К 1904 году, когда экспансия Российской Империи достигла своего пика, вдоль ее южных границ тянулась широкая полоса многонациональных территорий, оставшихся вне российского контроля: провинция Синьцзян, иранский Азербайджан, Афганистан, турецкая Армения, которые по характеру культуры и этническому составу копировали среднеазиатские и закавказские владения России. С 1920 до 1945 гг. схожий этнический фронтир, оставшийся вне советского контроля, существовал вдоль западных границСССР, включая латышей, эстонцев, литовцев, а также белорусов и украинцев, проживавших на территории Польши. Чехословакии и Румынии.
Существование зон фронтиров затрудняло задачу обороны страны, создавало проблемы внутренней безопасности, провоцировало недовольных к бегству и вредило как экономической, так и политической интеграции. Как заметил Латтимор, народы фронтиров демонстрировали «феномен двойственной лояльности и склонность вставать на сторону победителя» [34]. В ходе российских завоевательных войн всегда существовала опасность, что приграничные народы после первого же успешного удара противника перейдут на его сторону. Так было с запорожскими казаками при Мазепе, с поляками в ходе наполеоновских войн и с западными украинцами во время второй мировой войны. Начало внешних войн служило сигналом к разжиганию внутренних.
Историю последних ста лет можно рассматривать как новую фазу в борьбе за фронтиры. Возрастание промышленной и имперской мощи Германии и Японии привело к трем основным конфликтам с Россией в XX веке: войнам 1904-1905 гг., 1914-1917 и 1941-1945 гг., и каждый раз поводом к войне становился кризис в той или иной зоне фронтира, разделявшей три державы: на Балканах, в Маньчжурии, в Восточной Европе. Военные планы Германии в ходе первой мировой войны показывают, что немецкая правящая элита намеревалась отторгнуть от России ее западные приграничные земли и вернуть ее границы к допетровскому состоянию. Соответственно целями Японии после победы 1905 года, как свидетельствуют ее военные планы в ходе интервенции в Сибирь 1918-1920 гг. и авантюры Квантунской армии в 1930-х годах, было ликвидировать влияние России на северокитайском фронтире - в Маньчжурии, Монголии и Синьцзяне, а также отторгнуть от России Приморский край, если не всю Восточную Сибирь. Планы Гитлера в отношении западных регионов Советского Союза были еще более амбициозными и безжалостными, направленными ни больше ни меньше как на изгнание русских, порабощение местных народов и колонизацию этих земель немцами [35].
По тем же причинам внешняя политика российского и советского правительств была направлена на ослабление или уничтожение влияния Германии и Японии на пограничных территориях. Когда обстоятельства требовали быть осторожными, правительства выражали готовность разделить сферы влияния или контролировать спорные территории совместно. На первом этапе, с конца 1890-х годов до 1907 года, попытки русских добиться господства в Маньчжурии и укрепить свои позиции на Балканах были сведены на нет японцами и немцами. Не теряя надежды, российское правительство стремилось путем примирения с Японией удержать свое влияние в северной Маньчжурии и отторгнуть Внешнюю Монголию от Китая. В то же время оно поддерживало Балканский союз, который вроде бы ставил своей целью изгнание турок из Европы, но одновременно должен был препятствовать распространению австрийского и германского влияния на Балканах [36].
На втором этапе, с 1914 по 1922 годы, первоначальные военные планы правительства Российской Империи свидетельствуют о ее намерении уничтожить власть Германии в восточноевропейском фронтире путем разделения империй Гогенцоллернов и Габсбургов и создания на их обломках нескольких славянских государств-сателлитов [37]. Иными словами, военные планы России были зеркальным отражением военных планов Германии и Австрии. Если бы на мирной конференции России удалось настоять на своем, это просто означало бы Брест-Литовский договор наоборот. Молодая Советская республика оказалась слишком слаба, чтобы претендовать на контроль над пограничными землями по ту сторону своего собственного с таким трудом завоеванного фронтира. Взамен она могла предложить лишь политику неагрессивных пактов, направленных на то, чтобы предотвратить превращение пограничных территорий в полигоны для подготовки новой иностранной интервенции; ее рубежи были еще слишком уязвимы.
На третьем этапе, продолжавшемся с 1917 по 1950 годы, Советский Союз пытался вначале предотвратить проникновение Германии и Японии через фронтиры Восточной Европы и Восточной Азии путем создания системы коллективной безопасности. После неудачи этого плана Советский Союз взял курс на примирение со своими противниками и раздел сфер влияния. В конце концов, будучи все же вовлечен в войну. СССР вновь обратился к старой практике изгнания своих соперников с приграничных территорий. СССР стремился заменить их «дружественными правительствами», устанавливая границы таким образом, чтобы включить в свой состав всех тех представителей народов фронтира (например, украинцев и белорусов), которые все еще находились вне советского контроля, а также захватить ключевые стратегические пункты, такие как Петсамо (Печенга), Ханко, Кенигсберг (Калининград), Порт-Артур (Люйшунь), Дальний (Да-лянь) и Курильские острова - приобретения, которые, как надеялось правительство, наконец изменят расстановку сил в приграничных зонах и положат конец изменчивости российских границ. Но этот выигрыш в стиле «пришел - увидел - победил» оказался ошеломляюще недолговечным. Советское влияние в Маньчжурии и Синьцзяне быстро сошло на нет. когда китайские коммунисты неожиданно одержали полную победу в гражданской войне с Гоминьданом. При Хрущеве сильные стратегические пункты - Порт-Артур, Дальний и Ханко - были возвращены обратно. В 1989 году был разрушен весь буфер из дружественных государств Восточной Европы, что повлекло за собой непредсказуемые последствия для внутриполитического развития самого Советского Союза. Японцы оказывают на современное правительство России сильное давление, требуя возвращения Курил. И внутренние, и внешние границы бывшей Российской Империи - Советского Союза - вновь образованных независимых государств едва ли когда-либо казались более уязвимыми, чем теперь.
Поликулыпурное общество. С проблемой «пористых» границ тесно связана проблема поликультурной структуры Российской Империи. По мере того как Россия ради приобретения новых ресурсов и обеспечения безопасности расширяла свои границы, она постепенно стала представлять собой пояс экстерриториальных блоков, окружавший внутреннее ядро. Это «ядро» к концу императорской эпохи населяли великороссы, хотя их доля в составе населения империи существенно снизилась. Эти культурные сообщества никогда не были в полной мере ни поглощены, ни ассимилированы великороссами. Таким образом, угроза безопасности государства исходила не только от народов фронтира, но и со стороны целых сообществ, которые зачастую лелеяли мечты о государственной независимости, как бы глубоко эти мечты не были погребены. Двойственность их исторически сложившегося статуса была взрывоопасной. Она существенно воздействовала как на внешнюю, так и на внутреннюю политику. С одной стороны, сопротивляясь ассимиляции, эти разнообразные культурные сообщества затягивали и усложняли процесс государственного строительства. Оглядываясь назад с высоты XX века, мы можем констатировать, что этот процесс так и не был завершен. Иногда он приостанавливался; иногда обращался вспять или казался безнадежно зашедшим в тупик. С другой стороны, поликультурный характер государства глубоко воздействовал на взаимоотношения Центральной власти с внешним миром. Конфликты тех или иных этно-территориальных блоков с центральной властью приобретали международный масштаб. Население регионов, вовлеченных в борьбу, обращалось с мольбой об избавлении - в чем бы оно ни заключалось - к иностранным державам. Восстания внутри государства превращались в повод Для иностранного вмешательства или даже интервенции. Грань между административным управлением и дипломатией, между внешней и внутренней политикой часто становилась зыбкой.
Поликультурный характер российского государства был следствием особых взаимоотношений с коренным населением тех территорий, йа которые распространялась российская экспансия. Обращение европейских колонизаторов с американскими индейцами или немцев с ^реями во время второй мировой войны резко отличалось от того, rbk вели себя с завоеванными народами и российское государство, и Российские переселенцы: они не пытались ни выселять, ни уничтожать коренное население. На то существовали три причины. Во-первых, государственная политика прикрепления крестьян к земле, а затем и к помещику, иными словами, крепостное право, существенно замедляла переселение россиян на вновь приобретенные земли. С середины XVII века до конца XIX века, согласно правительственным указам. освоение новых земель в большинстве своем осуществляли казаки. расселенные на приграничных землях, или даже иноземцы, приглашенные из-за рубежа и обосновавшиеся преимущественно в юго-западных степях и Нижнем Поволжье. Во-вторых, важнейший институт культурной ассимиляции в допетровской России, православная церковь, не проповедовала насильственного обращения иноверных. В лучшем случае отношение церкви к насильственному обращению было безразличным; и сама церковь действовала на этом поприще не слишком эффективно, даже когда государство перешло к более решительной политике ассимиляции (вначале - при Петре I, затем, после долгого перерыва, при Екатерине II, и, наконец, в начале XIX века) [38]. В-третьих, Россия никогда официально не придерживалась политики этнической или расовой исключительности. Со времен первых контактов Киевской Руси с кочевниками препятствий для заключения браков между представителями высших классов разных этнических и расовых групп никогда не возникало. Вместо того. чтобы подрывать могущество и влияние местной знати - естественных лидеров покоренных империей культурных сообществ, - российское государство стремилось даровать им равное положение среди дворянства империи, зачастую предусматривая для них особые привилегии, которые способствовали сохранению местных культурных традиций. Такая политика кооптирования элиты продолжалась на протяжении всего существования Московской и императорской России и распространялась на татарскую, прибалтийскую и грузинскую знать, а также на казацкую старшину. Лишь в последние полвека существования монархии, когда империю захлестнула волна великорусского национализма, власть начала отступать от этой просвещенческой позиции. Но даже тогда аристократия все еще считала предметом гордости свое происхождение, часто уходившее корнями к литовским, польским. татарским, грузинским, прибалтийским, немецким и другим родам. Возможно, что именно дворянский космополитизм смягчил крайние проявления русского национализма на рубеже XX века. Но он также помог узаконить поликультурный характер государства [39].
Подобным образом, начиная с середины XVII века, российские правители выработали множество легальных способов спровоцировать добровольное присоединение новых территорий к империи или усмирить покоренный народ. Приверженцы школы «российской угрозы» часто забывают о том, что экспансия императорской России на территории, населенные другими народами, часто проходила при поддержке или с молчаливого согласия местной знати. Так было в Финляндии, где на протяжении всей второй половины XVIII века были сильны пророссийские и антишведские настроения; в Прибалтике, где немецкая знать сопротивлялась внедрению шведского земельного законодательства и совместно с Петром Великим строила планы свержения королевской власти; на Украине, где Богдан Хмельницкий и его казацкая старшина принесли присягу верности православному царю, чтобы избежать подчинения польской шляхте; в Грузии и Армении, где братские православные народы искали защиты России от исповедующих ислам Османской империи и Ирана; и в степях Средней Азии, где три казахских жуза приняли российское подданство во избежание завоевания джунгарами. На протяжении XVIII века в Польше, а точнее среди ее литовских князей, существовала «русская» партия, которая, по меньшей мере, искала поддержки Российского государства в своей борьбе против засилья католической церкви. Про-российская партия возродилась в Польше даже в конце XIX века.
После перехода под царское покровительство форма отношений между центром и вновь присоединенными территориями часто оставалась либо неясной, либо спорной. Эта проблема впервые возникла в связи с крайне противоречивым решением Переяславской Рады 1654 года о присоединении Украины к Московскому государству. Этот договор не имел аналогов в практике международного права, и, по понятным причинам, истолкование его точного смысла стало предметом бесконечных споров среди юристов и историков. Но каковы бы ни были первоначальные намерения русского правительства, впоследствии оно упорно сводило на нет казацкие привилегии. Прошло полтора века, и Екатерина II вообще ликвидировала гетманское правление и распространила на Украину стандартные административные порядки Российской Империи [40].
Отношения с другими экстерриториальными блоками, например с Башкирией, отличались отчаянным сопротивлением, которое коренные народы оказывали присоединению или ассимиляции. На протяжении полутора веков башкирский народ неоднократно предпринимал вооруженные акции протеста. В период между 1661 и 1774 годами сопротивление вылилось в три крупномасштабных восстания; время от времени возникала даже угроза, что к джихаду против неверных присоединится Османская империя [41]. Начиная с третьего раздела Польши и вплоть до заката Российской Империи, одно за другим вспыхивали польские восстания: в 1794, 1830-1832, 1846, 1863 и 1905 годах, что прямо или косвенно влияло на внешнюю политику царского правительства. Восстание 1863 года, в частности, повлекло за собой вмешательство европейских держав и угрозу французской интервенции [42].