Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


IV. Осведомление в России и Европе 2 страница




Пер. с англ. С.Каптерева

Примечания

1. Цитируется по: Измозик В. Глаза и уши режима: Государственный по­литический контроль за населением советской России в 1918-1928 годах. Спб., 1995. С.71: Фашистский меч ковался в СССР/Под ред. Ю.Дьяконова и Т.Бу-шуевой. М., 1992. С.40.

2. О работах, где используются материалы наблюдений за населением, см. ниже (прим. 20 и 22). Однако задолго до того, как вышеуказанные материа­лы стали доступны, появился ряд работ, ставших важным вкладом в освеще­ние данного вопроса. Незаслуженно недооцененным источником является здесь труд В.Зензинова «Встреча с Россией: Как и чем живут в Советском Союзе - письма в Красную Армию» (Нью-Йорк, 1945), представляющий со­бой компиляцию и анализ писем и автобиографических материалов, найден-ньк на телах солдат, погибших во время советско-финской войны.

3. Это особенно касается применения таких понятий, как «общественная поддержка», а также разграничений между государством и обществом, меж­ду общественным и личным. Так, исследования по истории нацистской Гер­мании позволили выдвинуть предположение, что нацистский режим подтал­кивал людей к участию в общественной жизни не столько для того, чтобы получить поддержку своей политики, сколько затем, чтобы придать их пове­дению скульптурно четкие формы; см. Robert Gellately, The Gestapo and German Society (Oxford, 1991). О неприменимости в отношении тоталитар­ных режимов дихотомии «государство/общество» - дихотомии, на основе ко­торой строятся многочисленные трактовки связанных с надзором материа­лов, - см.: Stephen Kotkin, Magnetic Mountain (Berkeley and Los Angeles, 1995); Michael Geyer, «The State in National Socialist Germany», Statemaking and Social Movements, eds. Charles Bright and Susan Harding (Ann Arbor, Mich., 1984); Gellately, The Gestapo and German Society. Критика склонности переносить западные понятия «личного» и «общественного» на сталинскую Россию со­держится в таких исследованиях, как Jochen Hellbeck, «Fashioning the Stalinist Soul: The Diary of Stepan Podlubny, 1931-1939», Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas 44 (1996). P.344-373; Vera Dunham, In Stalin's Time, updated ed. (Durham, N.C., 1990). P.59-74; Svetlana Boym, Common Places. (Cambridge, 1994). P.73-95. Существует также обширная литература по проблеме «нового человека» (обозначенного Юнгером как Typus), формировавшегося в Герма­нии после первой мировой войны, - человека, решительно отвергавшего «бур­жуазное» и «мелкое» понятие «личной сферы»; среди многочисленных тру­дов по данному вопросу хотелось бы отметить такие работы, как Brigitte Werneburg, «Ernst Jtinger and the Transformed World», October 62 (1992). P.43-64; Bernd Huppauf, «Langemarck, Verdun and the Myth of a New Man in Germany after the First World War», War and Society 6 (1988). P.70-103.

4. Robert Gellately, «Enforcing Racial Policy in Nazi Germany», Reevaluating the Third Reich, ed. Thomas Childers and Jane Caplan (New York, 1993). P.50, 57-58; Robert Gellately, The Gestapo and German Society. P.259-261.

5. Показательно, что органы надзора за населением в России и по всей Европе характеризовали предмет своего исследования как «духовное», «мо­ральное» или «нравственное состояние» или, позже, как «сознательность» населения (для сравнения можно привести немецкое выражение das geistige Leben, бытовавшее в годы первой мировой войны, и немецкое же выражение geistige und seelische Betreuung, использовавшееся во время второй мировой войны). Органы эти редко рассматривали свою задачу как выявление «обще­ственного мнения» или степени «поддержки со стороны населения». Пробле­матика, связанная с изучением общественного мнения, рассматривается в работе: Pierre Laborie, «De 1'opinion publique a 1'imaginaire social», Vingtieme Sieclel8(1988).P.101-117.

6. См. Zygmunt Bauman, Modernity and the Holocaust, expanded ed. (Ithaca, N.Y., 1991). P.13, 18, 70-82. Аргументы в пользу того, что деятельность совет­ского режима в основе своей была направлена на трансформацию общества и индивидуумов, можно почерпнуть в следующих работах: Stephen Kotkin. Magnetic Mountain; Katerina dark, Petersburg: Crucible of Cultural Revolution (Cambridge, 1995); Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России (Спб., 1993); Boris Groys, The Total Art of Stalinism (Princeton, N.J., 1992). В работе Мартина Малиа - Martin Malia, The Soviet Tragedy (New York 1994) - убедительно показано, что это идеологическое стремление определяло все своеобразие советского эксперимента. Можно согласиться с утверждени­ем автора, что в основе советского эксперимента лежала именно идеология, но из этого не обязательно следует, что стремление к созданию нового обще­ства было уникальной чертой социализма (работа Кларк вносит в данный вопрос полезные коррективы). Несмотря на ту настойчивость, с которой Малиа доказывает уникальность большевизма, можно отметить его много­численные сопоставления процессов, развернувшихся в Советской России, с аналогичными процессами в Германии (С.210-211, 246, 249, 253, 291, 306).

7. В работе Питера Кенеза - Peter Kenez, The Birth of the Propaganda State (Cambridge, 1985) отмечается стремление большевиков трансформировать мышление людей, и то центральное место, которое в числе мероприятий ус­тановленного им режима занимали вопросы знаний и информации. Однако, как свидетельствует название его работы, автор отождествляет это стремле­ние исключительно с большевизмом.

8. По этому вопросу см.: Zygmunt Bauman, Modernity and the Holocaust; Omer Bartov, Murder in Our Midst: The Holocaust, Industrial Killing and Representation (New York, 1996); George Mosse, Nationalization of the Masses (Ithaca. N.Y., 1975); Hannah Arendt. The Origins of Totalitarianism (New York, 1977); Jacob Talmon, The Origins of Totalitarian Democracy (New York. 1952); Michael Halberstam. Totalitarianism, Liberalism and the Aestetic (New Haven, Conn.. в настоящее время готовится к публикации). Во всех перечисленных работах тоталитаризм рассматривается как этос, крайне проблематично со­относящийся с современными формами политики; они контрастируют с бо­лее традиционным, социологическим определением тоталитаризма, наибо­лее типичным примером которого является работа: Carl Friedrich and Zbigniew Brzezinski, Totalitarian Dictatorship and Autocracy (New York, 1956).

9. Работа Коткина содержит наиболее глубоко разработанное определе­ние большевистского эксперимента как одной из боковых ветвей цивилиза­ции нового времени - как конкретизации определенных черт философии Про­свещения и как социалистического варианта «государства всеобщего благо­денствия».

10. Наиболее часто большевизм и его идеологические конкуренты изуча­ют изолированно друг от друга. Так. в исследовании Джона Кипа - John Keep, The Russian Revolution: A Study in Mass Mobilization (London, 1976) - внима­ние целиком сосредоточено на советской стороне. Но ведь мобилизацию на­селения осуществляли не только большевики, но и их противники. В сборнике: Party, State and Society in the Russian Civil War, ed.Diane Koenker, William Rosenberg and Ronald Suny (Bloomington, Ind., 1989), - нет ни единой статьи о каких-либо политических движениях, кроме социалистических. В таких ра­ботах, как: Richard Pipes. The Russian Revolution (New York, 1990), и Vladimir Brovkin, Behind the Front Lines of the Civil War (Princeton. N.J., 1994), были сделаны попытки осветить деятельность обеих сторон, но лишь в самом схе­матичном виде (в частности, в обеих упомянутых исследованиях вновь вос­производятся стереотипные оценки белого движения). Исключением здесь является следующий труд: Orlando Figes, Peasant Russia, Civil War (New York, 1989).

11. См.: Anton Kaes, «The Cold Gaze: Notes on Mobilization and Modernity», New German Critique 59 (1993). P.105-117. В данной работе подчеркивается «связь между военной мобилизацией, надзором за населением и социальным контролем над обществом» (р. 116).

12. Мои взгляды на возникновение государства, основанного на прави­тельственном принципе, сформировались под влиянием работы Мишеля Фуко:

Michel Foucault, «Governmentality», The Foucault Effect, ed. Graham Burchell, Colin Gordon, and Peter Miller (London, 1991). Историки Германии эпохи Виль­гельмов и Веймарской республики также отмечали возникновение у государ­ства восприятия населения как объекта политики. См.: Detlev Peukert, The Weimar Republic (New York, 1993); Paul Weindling. Health, Race and German Politics between Unification and Nazism (Cambridge, 1989); Elisabeth Domansky, «Militarization and Reproduction in World War One Germany», Society, Culture and State in Germany, 1870-1930 (Ann Arbor, Mich., 1996). В данных работах внимание в основном сконцентрировано на социобиологическом управлении обществом; необходимо отметить, что государства в равной мере были заин­тересованы и в управлении психикой подвластного им населения, что и яви­лось причиной организации надзора за его настроениями.

13. Важные изменения целей, значения и практики правления, произошед­шие в более ранний период, анализируются в следующей новаторской статье: Marc Raeff, «The Well-Ordered Police State and the Development of Modernity in Seventeenth- and Eighteenth-Century Europe», American Historical Review 80 (1975). P.1221-1243: в русском переводе - Раев М. Регулярное полицейское государство и понятие модернизма в Европе XVII-XVIII веков: Попытка срав­нительного подхода к проблеме // Американская русистика: Вехи историог­рафии последних лет. Императорский период. Самара, 2000. С.48-79.

14. Шейла Фицпатрик показывает, как советское государство стремилось ранжировать общество по классовому критерию. - Sheila Fitzpatrick, «Ascribing Class: The Construction of Social Identity in Soviet Russia». Journal of Modem History 65 (1993). P.745-770 [в настоящем издании - Фицпатрик Ш. «Припи­сывание к классу» как система социальной идентификации. - Прим. ред.]. Мно­гообразным механизмам, посредством которых государства и дисциплинар­ные системы культивируют определенный общественный порядок, посвящены следующие исследования: Marie-Noelle Bourguet, Dechiffrer la France (Paris 1988); lan Hacking, The Taming of Chance (Cambridge, 1990); Benedict Anderson' Imagined Communities, rev.ed. (New York, 1991). P.164-170.

15. Поддержание порядка с помощью полицейских мер включало в себя и надзор, осуществлявшийся Охранным отделением: само это название означа­ет, что речь шла о чисто негативной цели защиты существовавшей тогда об­щественной системы от различных опасностей. В России для обозначения мероприятий по осуществлению надзора за населением использовался осо­бый термин - «осведомление»; он подразумевал двусторонний процесс цир­куляции информации и обозначал сбор и распространение этой информации органами, недвусмысленно обозначенными как «политические». К таким орга­нам относились, например, секретные политотделы Объединенного государ­ственного политического управления (ОГПУ). Сходное разграничение суще­ствовало в военной области и в сфере разведки: существовали «разведыва­тельные отделения», занимавшиеся традиционной деятельностью по сбору военной и дипломатической информации («разведкой»), и политотделы, за­нимавшиеся надзором в политических целях. Существование двух независи­мых органов было необходимо потому, что они собирали различные виды информации.

16. Блестящий анализ деятельности полицейских органов в начале прав­ления Николая I содержится в работе: Sidney Monas, The Third Section (Cambridge, 1961). Автор данного труда уделяет внимание как общеевропей­скому контексту, так и конкретному пониманию института полиции в каме­ралистике и в рамках концепции правового государства (см. р.22-23, 294 - о различиях в восприятии понятия «полиция» в девятнадцатом веке и в веке двадцатом). По более позднему периоду см. следующие исследования: Frederic Zuckerman, The Tsarist Secret Police and Russian Society, 1880-1917 (New York, 1996); Jonathan Daly, The Watchful State: Police and Politics in Late Imperial Russia, 1896-1917 (Ph.D. diss.. Harvard University, 1992). По истории становле­ния соответствующих служб в Германии см.: Wolfram Siemann, «Deutschlands Ruhe, Sicherheit und Ordnung»: Die Anfange der politischen Polizei, 1806-1866 (Tiibingen, 1985); название работы точно отражает негативную, профилакти­ческую направленность полицейских мер по поддержанию порядка.

17. Данный идеал четко воплощен в следующем русском административ­ном тексте: Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. 3-е изд. Спб., 1911. Ста­линский период освещен в исследовании: Jochen Hellbeck, Fashioning the Stalmist Soul; автор показывает, как сами граждане участвовали в этом про­цессе индивидуального подчинения в рамках более масштабного тоталитар­ного проекта.

18. См.: Peter Kenez, The Birth of the Propaganda State. P.10-11, где Кенез проницательно сравнивает повседневные задачи партии большевиков с прак­тикой католической церкви.

19. См.: Майский С. «Черный кабинет»: Из воспоминаний бывшего цен­зора // Былое. 1918. Кн.7. С.185-197; Кантор Р. К истории «черных кабине­тов» // Каторга и ссылка. 1927. № 37. С.90-99.

20. О перлюстрации, практиковавшейся советскими органами в 20-е годы, см: Измозик В. Перлюстрация в первые годы советской власти // Вопросы истории. 1995. № 8. С.26-35; Ченцов В. Табу - на думки, заборона - на слово: За матерiалами роботи полггконтролю НК-ДПУ у 20-т; роки // 3 apxiaia ВУЧК, ГПУ, НКВД, КГБ. 1994. № 1. С. 12-23. Примеры отчетов, составленных на основе выдержек из писем, см.: Vladlen Izmozik, «Voices from the Twenties: Private Correspondence Intercepted by the OGPU», Russian Review 55 (1996). p.287-308; «Soviet Jewry as Reflected in Letters Intercepted by the Leningrad OGPU, 1924-25», Jews in Eastern Europe 23 (Spring 1994). P.32-45: Переписка через ГПУ // Родина. 1994. № 9. С.78-83; С питанием дело плохо // Старая площадь: Вестник. 1995. № 3. С. 142-144; Давидян И., Козлов В. Частные письма эпохи гражданской войны // Неизвестная Россия / Под ред. В.А.Козлова и др. Т.2.М., 1992. С.200-250; Данилов О. Письма из прошлого // Свободная мысль. 1992. № 15. С.50-57; 1993. № 6. С.79-87. Отчеты, составленные соответствую­щими органами Девятой армии и Военным советом Северного Кавказа, на­ходятся в Российском государственном военном архиве (РГВА): ф.25896, оп.2, д.П, лл.1-11, 41-43, 47-48, 94-95, 132-133, 145, 149; а также ф.192, оп.2, д.385, лл.2', 11, 17,27-28,38.

21. Негативные аспекты деятельности охранных отделений освещаются в следующих работах: Dominic Lieven, «The Security Police», Olga Crisp and Linda Edmondson, eds.. Civil Rights in Russia (Oxford, 1989); Nurit Schleifmann, «The Internal Agency: Linchpin of the Political Police in Russia», Cahiers du Monde russe et sovietique 24 (1983). P.152-177; Richard J. Johnson, «Zagranichnaya agentura: The Tsarist Political Police in Europe», George Mosse, ed.. Police Forces in History (London, 1975). О докладах губернаторов см.: George Yaney, The Systemization of Russian Government (Urbana, 111., 1973). P.295-301; Richard G. Robbins, The Tsar's Viceroys (Ithaca, N.Y., 1987). P.65-71.

22. Работа В.Измозика «Глаза и уши режима» «обречена» стать эталоном в области изучения инфраструктуры надзора за населением, существовавшей в советском государстве в 20-е годы. О существовавшей в советском государ­стве практике надзора см. также следующие работы: Andrea Romano, «L'armee rouge, miroir de la societe sovietique: Apercu des sources d'archives», Communisme 42/43/44 (1995). P.35-43; Nicolas Werth, «Une source inedite: Les svodki de la Tcheka-OGPU», Revue des etudes slaves 66 (1994). P. 17-27: Viktor Danilov and Alexis Berelowitch, «Les documents de la VChK-OGPU-NKVD sur la campagne sovietique, 1918-1937», Cahiers du Monde russe 35 (1994). p.633-682; Днщровец В. «Катеринослав. ГубЧК»: Сустiльно-полiтичне та экономiчне життя краю в Документах оргаiв державной безпеки // 3 apxiвiв ВУЧК, ГПУ, НКВД. КГБ. 1994. № 1. С. 12-23; Кудинов А.И. Органы государственно-политической бе­зопасности в закрытой информационной системе (20-е годы) // Известия Си­бирского отделения АН СССР: Серия «История, филология и философия». 1991. № 1. С.62-64; Merle Fainsod, Smolensk Under Soviet Rule (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1958). Chap.8. Среди многочисленных современных Исследований, где используются материалы советских органов наблюдения за настроениями населения: Andrea Graziosi, «Collectivization, revokes paysannes et politiques gouvernementales a travers les rapports du GPU d'Ukrame», Cahiers du Monde russe 35 (1994). P.437-632; Jean-Paul Depretto, «L'opinion ouvriere (1928-1932)», Revue des etudes slaves 66 (1994). P.55-60: Marcus Wehner, «"Die Lage vor Ort ist unbefriedigend": Die Informatsionsberichte des sowjetischen Geheimdienstes zur Lage der russischen Bauern (1921-1927)». Jahrbuch fur historische Kommunismusiorschung 2 (1994). P.64-87; Mordechai Altshuler and Tat'iana Chentsova, «The Party and Popular Reaction to the "Doctor's Plot" (Dnepropetrovsk Province, Ukraine)», Jews in Eastern Europe 21 (Fall 1993). P.49-63: Кошелевая Л., Тепцов Н. Смерть Ленина: Народная молва в спецдонесе­ниях ОГПУ // Неизвестная Россия. Т.4. М., 1993. С.9-24; Козлов В. «Сверг­нуть власть несправедливости»: Сводка донесений местных органов НКВД об антисоветских и хулиганских проявлениях. 1945-1946 // Там же. С.468-475; Лебедев В. «Объединяйтесь вокруг Христа - большевики повысили цены»: Отношение населения СССР к повышению цен на продукты питания в 1962 г. // Там же. Т.З. С.145-176; Тепцов Н. Монархия погибла, а антисемитизм остал­ся: Документы информационного отдела ОГПУ 1920-х годов // Там же. Т.З. С.324-360; Лазарев В. Последняя болезнь Сталина: Из отчетов МГБ СССР о настроениях в армии весной 1953 г. // Там же. Т.2. С.253-260; Хаустов В. Де­мократия под надзором НКВД: Обсуждение проекта конституции 1936 г. // Там же. Т.2. С.272-281; Краюшкин А., Тепцов Н. Как снижали цены в конце 40-х - начале 50-х годов и что об этом говорил народ // Там же. Т.2. С.282-296; John Barber, «Popular Reactions in Moscow to the German Invasion of June 22, 1941», Soviet Union/Union Sovietique, nos.1-3 (1991). 5-18; Mark von Hagen, «Soviet Soldiers and Officers on the Eve of the German Invasion», Soviet Union/ Union Sovietique, № 1-3 (1991). P.79-101. Подробные примеры таких донесе­ний, составлявшихся на протяжении всей истории советского государства, содержатся в следующем сборнике: Nicolas Werth, Gael Moullec, eds., Les rapports secrets sovietiques: La societe russe dans les documents confidentiels, 1921-1991 (Paris, 1995).

23. Об осведомительной сети, действовавшей в ГУЛАГе в годы второй мировой войны см.: ГУЛАГ в годы войны: Доклад начальника ГУЛАГа НКВД СССР. Август 1944 // Исторический архив. 1994. № 3. С.60-86 и особенно с.74. В.Н.Земсков в своей работе «Кулацкая ссылка накануне и в годы Великой Отечественной войны» (Социологические исследования. 1992. №2. С.23) при­водит более низкий процент осужденных, участвовавших в работе осведоми­тельной сети (примерно 3%). О донесениях о «политическом настрое» в лаге­рях для ссыльных кулаков в 1930-1931 гг. см.: Спецпереселенцы в Западной Сибири, 1930-1931 /Под ред. В.П.Данилова и С.А.Красильникова. Томск. 1992. С.114-123, 149-151, 195-196, 233-235. О донесениях по ГУЛАГу за период с 1928 по 1968 гг. См.: Nicolas Werth, Gael Moullec. eds., Les rapports secrets sovietiques. P.355-430. О деятельности осведомительной сети в послевоенных лагерях для военнопленных см.: Ерин М.Е., Баранова Н.В. Немцы в советс­ком плену (по архивным материалам Ярославской области) // Отечественная история. 1995. № 6. С.133-142 и в особенности С.135-136.

24. Документация по катыньским расстрелам 1940 года содержится в жур­нале: Вопросы истории. 1993. № 1. С.3-22. О расстрелах заключенных в 1941 году см.: Чтоб не достались врагу // Родина. 1993. № 7. С.61; Трагедия в мед-ведевском лесу: О расстреле политзаключенных Орловской тюрьмы // Извес­тия ЦК КПСС. 1990. №11. С.124-131.

25. Это воззрение не связано с какой-либо определенной идеологией. В своей знаменитой работе «Русская революция» Лев Троцкий - в англ. перево­де: Leon Trotsky, The Russian Revolution (New York, 1959) - утверждает, что Россия занимала особое, если не уникальное, место в мировом политэконо-мическом порядке [См.: Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М., 1990. С. 84-92, 323-324. 337, 359-360. - Прим. ред.]. Приверженцы «школы модерни­зации» (Теодор ван Лауэ, Сирил Блэк, Александр Гершенкрон) также указы­вают на особый характер экономического развития России. В своих работах как об истории Российской Империи, так и о Советской России Ричард Пайпс определяет Россию как страну со специфически патримониальной полити­ческой культурой; см.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Пайпс Р. Русская революция. 4.1 и 2. М., 1994; Пайпс Р. Россия при большевиках.М.,1997. Моше Левин - Moshe Lewin, The Making of Soviet System (New York, 1985) - указывает на социально-политическую отсталость России (и особенно на отсталость российского крестьянства) как на источник русского своеобра­зия - и как на одну из причин возникновения сталинизма. В высшей степени оригинальный и интересный тезис о том, что в России отсутствовали юриди­ческие структуры, предназначенные для защиты профессиональной автоно­мии, содержится в работе Лоры Энгелстейн: Laura Engelstein, «Combined Underdevelopment: Discipline and the Law in Imperial and Soviet Russia», American Historical Review 98 (1993). P.338-353.

26. Здесь я в первую очередь имею в виду концепцию Мартина Малиа (Martin Malia, The Soviet Tragedy); но также можно сослаться на следующий влиятельный труд: Геллер М., Некрич А. Утопия у власти: В 2 кн. М., 1996; опубликовано также на английском языке: Mikhail Heller and Aleksandr Nekrich, Utopia in Power (New York: Summit, 1986).

27. Комментарии М.Гейера о формах тотальной мобилизации, практико­вавшихся в Германии, весьма полезны и для понимания ситуации в России: Michael Geyer, «German Strategy in the Age of Machine Warfare, 1914-1945», Makers of Modern Strategy, ed. Peter Paret (Princeton, N.J., 1986).

28. Материалы наблюдения за настроениями политико-промышленных Кругов можно найти в работе Б. Б. Граве «Буржуазия накануне Февральской революции» (М.; Л., 1927); см. также документы о настроениях в политичес­ких, думских, оппозиционных, революционных и городских кругах в начале 1917 г.: В январе и феврале 1917: Из донесений секретных агентов Протопо­пова// Былое. 1918. № 13. кн.7. С.91-123. В декабре 1915 г. департамент поли­ции выпустил циркуляр с распоряжением всем местным жандармским отде­лениям составлять донесения об «организациях правого толка»; в циркуляре также указывалось, какую именно информацию надлежало предоставлять;

см. Кирьянов Ю.К. Местные организации правых партий в России накануне февраля 1917 // Отечественные архивы. 1995. № 6. С.52-59; а также: Перепис­ка правых и другие материалы об их деятельности в 1914-1917 // Вопросы истории. 1996. № 1. C.I 13-115. По вопросу о надзоре царского правительства за земскими кругами и уфимского проекта создания сети изб-читален см. го­товящуюся к защите докторскую диссертацию: Charles Steinwedel. «The Local Politics of Empire: State, Religion and National Identity in Ufa Province, 1865-1917» (Columbia University). В своей рукописи «Making Peasants Backwards» Яни Котсонис (Yanni Kotsonis) показывает, как агрономы старались превра­тить «темную массу» деревенских жителей в просвещенных граждан.

29. О данном периоде российской истории и проводившихся тогда мероп­риятиях см. следующие работы: Bernard Pares, The Fall of the Russian Monarchy (New York, 1939); W. Bruce Lincoln, Passage through Armageddon: The Russians in War and Revolution (New York, 1986); Lewis Siegelbaum, The Politics of Industrial Mobilization in Russia, 1914-17 (New York, 1983). Об отражении та­ких взглядов в военной прессе см.: Кривцов Е. Книга и газета на войне // Во­енный сборник. 1915. № 11. С.85-92. Автор призывает армию признать необ­ходимость опоры на информированных, преданных делу граждан-воинов; он подчеркивает, что «газета необходима современной армии не менее, чем при­каз полководца... Роль непрерывной посредницы между народом и армией может играть только газета» (С.86). Подобные высказывания долгое время приписывали только идеологам Красной Армии: очевидно, однако, что они восходят к более раннему периоду.

30. О циркуляре министра внутренних дел за номером 976 и об образцах докла­дов, поступавших из Москвы и Петербурга, см.: Покровский М.Н. Политическое положение России накануне Февральской революции в жандармском освещении // Красный архив. 1926. № 17. С.3-35; и Алфимов A.M. Царская охранка о полити­ческом положении в стране в конце 1916г.// Исторический архив. 1960. № 1. С.203-209. Стандартная анкета, предназначенная для использования чиновниками, и полный набор ежемесячных докладов, направлявшихся из Уфимской губернии. находятся в Центральном государственном историческом архиве республики Баш­кортостан - ф.87. оп.1, д.551, лл. 12-13,28,90-91.95.99: ф.554 данного архива содер­жит доклады, готовившиеся на уездном уровне, - материалы, на основе которых составлялись губернские доклады. (Я хотел бы поблагодарить моего коллегу Чарль­за Стайнведеля за то великодушие, с которым он поделился со мной собранными в Уфе материалами). Таким образом, Юбертус Ян прав, когда он пишет, чго. «ко­нечно же, во время первой мировой войны в России не проводилось никаких опро­сов общественного мнения»: как и другим странам, России предстояло заняться такими опросами лишь через несколько десятков лет. - Hubertus Jahn, Patriotic Culture in Russia during World War I (Ithaca, N.Y., 1995). P.4-5. Однако, когда автор утверждает, что «крайне мало известно о патриотических убеждениях русской де­ревни». он прав лишь в том. что информация об этих убеждениях не публикова­лась. Режим, тем не менее, интересовался убеждениями крестьянства и оставит после себя значительное количество связанных с этим материалов. Как ни стран­но, Измозик также не обращает должного внимания на этот важный момент.

31. Оценочно-статистическое бюро Костромской губернской управы // Война и Костромская деревня (по данным анкеты статистического отделе-дия). Кострома, 1915.

32. Анкеты, распространявшиеся в русской армии и направленные на по­лучение информации о «поведении евреев в армии» и об «отношении еврейс­кого населения к войне», были опубликованы вместе с другими материалами как «Документы о преследовании евреев»: Архив русской революции. Т. 19. 1928. С.253, 259. 263-265. Немецкая армия проводила аналогичные опросы в расположении частей, где служили лица еврейской национальности; об этом см.: Werner Angress, «The German Army's "Judenzahlung" of 1916: Genesis-Consequences-Significance», Leo Baeck Institute Yearbook 23 (1978). P.I 17-137. Доклады более общего характера о «настроении» войск, составлявшиеся в русской армии в 1916-1917 гг., см.: Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне: В 2 т. Париж, 1939. T.I. C.229-230, 232-236; и Революционное движение в армии и на флоте в годы первой мировой войны / Под ред. А.Л. Сидорова. М., 1966. С.170-172, 290-292.

33. О «Временном уставе военной цензуры» см.: Авербах О.И. Законода­тельные акты, вызванные войной 1914 года. Вильна, 1915. С.17-39. Относи­тельно истории отделений военной цензуры см.: Давидян И., Козлов В. Част­ные письма эпохи гражданской войны. С.200-202; Протасов Л.Г. Важный ис­точник по истории революционного движения в царской армии перед Фев­ральской революцией // Источниковедческие работы / Под ред. Л.Г.Протасо­ва и др. Тамбов, 1970. T.I. С.3-18; Вахрушева Н.А. Солдатские письма и цен­зорские отчеты как исторический источник // Октябрь в Поволжье и Приуралье / Под ред. И.М.Ионенко. Казань, 1972. С.67-89. См. также комментарии относительно военной цензуры, содержащиеся в мемуарах М. Лемке: Лемке М. 250 дней в царской ставке. Спб., 1920; а также Alfred Knox, With the Russian Army, 2 vols. (New York, 1921).

34. Революционное движение в армии и на флоте в годы первой мировой войны. С.292.

35. Лемке М. 250 дней в царской ставке. С.405, 436-437, 442.

36. Там же. С.545. См. также: Революционное движение в армии и на фло­те в годы первой мировой войны. С.296-297, 309. Костромское земство также стремилось количественно исследовать настроения деревни с помощью ста­тистических категорий: составители отчетов сообщали, что 44% ответов сви­детельствовали о настроении, которое характеризовалось ими как «угнетен­ное» или содержавшее взгляд на войну как на бедствие; 39% классифицирова­лись как «воодушевленные» или «уверенные»; а 17%> считались «безразлич­ными» или «равнодушными» (Война и Костромская деревня. С.66-77).

37. Безусловно, своим интересом к тому, как первая мировая война влия-•ча на использовавшиеся в России методы и формы самовыражения, я обязан следующей работе: Paul Fussell, The Great War and Modern Memory (New York, WS). О применении отпечатанных типографским способом писем и откры­ток (в Англии это были «карты полевой почты для открытых писем»), сводивших возможности самовыражения отправителей до нескольких бодрых официальных формулировок, см.: Paul Fussell. The Great War and Modern Memory. P. 183-186. О сходных мерах, практиковавшихся в России в период первой мировой войны, см.: Евдокимов Л.В, Народное солдатское письмо // Военный сборник. 1914. № 3. С.149-164; в этой работе автор приводит также немецкие, французские и итальянские образцы. См. также: Hubertus Jahn, Patriotic Culture in Russia during World War I. P.47-48. О советских фронтовых открытках периода второй мировой войны см.: Забочень М. Столетие откры­ток // Источник. 1995. № 6. С.54-60.

38. Протасов Л.Г. Важный источник по истории революционного движе­ния в царской армии перед Февральской революцией. С.8-9.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 583 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.