Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Начало возрождения




Румынское национальное государство образовалось во второй половине XIX в. Земли, в него вошедшие, преимущественно с вос­точно-романским населением, на протяжении многих веков находи­лись в составе различных государств. Дунайские княжества— Молдова и Валахия, некогда независимые, в XV — начале XVI вв. попали под власть Османской империи. Территории, населенные главным образом романоязычным населением и находившиеся в составе Австрии, прежде всего Трансильвания и Банат, были при­соединены к Румынии в 1918 г, *

Ядром формирования румынской нации и Румынского буржуаз­ного государства в XIX в. стали Дунайские княжества. Это были государственные образования, которые находились под властью Порты в течение веков и (хотя в урезанном виде) сохраняли опре­деленную политическую самостоятельность и самоуправление. В системе османских владений в Юго-Восточной Европе Молдова и Валахия занимали особое положение, так как пользовались ав­тономными правами. Взаимоотношения между Портой и княжест­вами должны были регулироваться соответствующими соглашения­ми, о которых сохранились лишь косвенные данные2.

В отличие от большинства других балканских земель в княже­ствах сохранялся на протяжении ряда веков османского владыче­ства господствующий класс — бояре, которые держали в своих ру­ках основные земельные богатства, занимали почти все государст­венные должности и, как правило, не платили налогов. Фактиче­ская власть сосредотачивалась в руках небольшой группы высше­го боярства, занимавшего высокооплачиваемые дол'жности и вла­девшего крупными земельными массивами. Сильные позиции в княжествах имела православная церковь. Монастырям (нацио­нальным и греческим) принадлежала треть всей земли. Феодально-зависимое крестьянство со второй половины XVIII в. было провоз­глашено лично сзободным (в результате реформ К. Маврокордато 1746 г. в Валахии и 1749 г. в Молдове), но осталось фактически прикрепленным к земле, будучи обложенным многочисленными на­логами и обязанностями феодалам. Оно зависело и от бояр, и от государства, притом от последнего, как правило, значительно силь­нее.

Начало развития капитализма в Дунайских княжествах многие современные нам историки относят ко второй половине XVIII в., однако еще долг:^ время ростки капитализма были очень слабы и стали играть заметную роль лишь в первые десятилетия XIX в. Именно тогда они могли оказать более или менее значительное воз­действие на складывание важнейших предпосылок, необходимых для формирования буржуазного государства. Постепенно укреплял свои позиции новый к#асс буржуазии, которая впоследствии заня­ла господствующие позиции сначала в экономике, а затем и в по­литической жизни, сыграв значительную роль в становлении новых государственных институтов. Притом одной из характерных осо­бенностей Молдовы и Валахии был процесс обуржуазивания зна­чительных слоев боярства, занимавшего до этого ключевые посты в государственном аппарате.

Отношения между княжествами и Портои не были неизменны­ми 3. Они постоянно изменялись в сторону усиления господства ту­рецких султанов, и этот процесс особенно усилился в начале XVIII в., когда в Молдову и Валахию стали назначаться правите­ли-господари только из числа греков-фанариотов и был установлен так называемый фанариотский режим. В дальнейшем связи между княжествами и Портой регулировались уже не предположительны­ми соглашениями между ними, а мирными договорами Османской империи с другими великими державами, прежде всего с Россией. Основополагающим договором в этом отношении был Кючук-Кай-нарджийский трактат от 10 (21) июля 1774 г. Согласно статье XVI этого договора, а также изданным в декабре того же года под дав­лением русской дипломатии двум хатти-шерифам (для каждого княжества в отдельности) Молдове и Валахии был предоставлен ряд привилегий, расширявших их автономные права и ограничи­вавших обременительные поборы и повинности со стороны Порты. Устанавливались более льготные условия взимания дани или де­нежной подати, которую господари должны были раз в два года отсылать в Стамбул через своих специальных уполномоченных. Султанское правительство обязалось не смещать господарей, если они не совершат явного преступления. Господари закрепляли пра­во иметь при Порте своих поверенных в делах, которые защищали их интересы. Кючук-Кайнарджийский договор не только восстанав­ливал отдельные элементы политической автономии Дунайских княжеств, но и. провозгласил право России быть единственной дер­жавой-покровительницей Молдовы и Валахии, защищать их инте­ресы перед султаном 4. Автономные права княжеств отныне при­обретали международные гарантии.

Привилегии Дунайских княжеств были подтверждены в русско-турецком мирном договоре, заключенном в Яссах в конце 1791 г., и б изданном вскоре после этого новом хатти-щерифе. Однако Порта практически уклонялась от выполнения взятых на себя обяза­тельств, что заставляло русскую дипломатию добиваться заключе­ния специального соглашения в отношении Дунайских княжеств. Эта так называемая конвенция 1802 г. была оформлена в виде до­полнительных статей к ранее изданным хатти-шерифам в отноше­нии княжеств, подтвержденных нотой султанского правительства от 12(24) сентября 1802 г. Порта обязывалась выполнять все из- данные ранее постановления в отношении Молдовы и Валахии. По» соглашению устанавливался 7-летний срок правления господарей.. Ранее этого срока господарь мог быть сменен лишь в случае «пре­ступления явного», признанного и турецкой и русской стороной. Тем самым петербургский двор получал право контролировать по­литику господарей, усилив свое политическое влияние в княжест­вах5. Спустя десятилетие права и привилегии Дунайских княжеств были подтверждены Бухарестским трактатом 1812 г. Существова­ли также соглашения Османской империи с Австрией, оказывав­шие влияние на международно-правовой статус княжеств.

Учитывая все эти международные акты, необходимо, однако,, видеть серьезное отличие между юридическим и фактическим поло­жением Молдовы и Валахии. Автономные права княжеств, условия русско-турецких договоров и хатти-шерифов, их расширявших, ни­когда полностью не соблюдались. Более того, Порта доходила до самых чудовищных злоупотреблений. Материальные требования ее к княжествам постоянно увеличивались и если первоначально они ограничивались незначительной данью, то впоследствии, наряду с ростом денежных обязательств, начали применяться, а затем и все более увеличиваться различные формы работ и поставок в пользу центральных турецких властей и отдельных пашей. Число подоб­ных требований было весьма значительно. Это и ремонт турецких, крепостей, и поставки продовольствия, леса и прочее, и посылка тысяч сельскохозяйственных рабочих за Дунай на уборку урожая 6 и многое другое. Нужно учесть и особую дискриминационную по­литику Порты в области внешней торговли княжеств (турецкую* торговую монополию), и подделку монеты, чувствительнейшим об­разом отражавшихся на экономической жизни княжеств. Шел так­же постоянный процесс урезания территории Молдовы и Валахии, и к началу XIX в. во владениях турок и татар находилась полови­на территории междуречья Прута и Днестра, значительные приду-пайские земли Валахии; Австрия получила после 1774 г. Буковину^ а до этого более 20 лет владела всей Олтенией. Постепенно кня­жества потеряли право заключать международные договоры и во­обще проводить самостоятельную внешнюю политику, все более усиливались позиции в княжествах иностранных консулов, увели­чивалось число иностранных подданных.

Во внутренней жизни автономия княжеств также постоянно на­рушалась. Не говоря уже о многочисленных войнах, которые вели османы на их территории с другими державами, сопровождавших­ся самыми невероятными эксцессами, следует учитывать бесконеч­ные набеги турок и татар, сопровождавшиеся грабежами, убийства­ми, насилиями. Эти набеги были характерным явлением и в первой; трети XIX в. Наиболее крупными из них был набег видинского па­ши Пазвантоглу в 1802 г., набеги во время русско-турецкой войны 1806—1812 гг., вторжение турецких войск в 1821 г. и пребывание их в княжествах до 1826 г., затем набеги во время войны 1828— 1829 гг., не говоря уже о местных набегах из-за Дуная и из турец­ких крепостей, располагавшихся по левому берегу этой реки.

Постоянно изменялись и условия выбора,-а затем и назначения господарей. Первоначально Порта имела только право утверждать господарей, избранных представителями боярства и церкви, при­чем по преимуществу в наследственном порядке, а затезг стала са­молично назначать господарей или, точнее, продавать господар-ские престолы. За весь XVIII в. имелся лишь один случай выборов господаря (в Валахии), следующие выборы господаря в этом кня­жестве были лишь в 1842 г. В Молдове господари не избирались ^ не только все время правления фанариотов, но и в первой полови­не XIX в. —до 1859 г.

Господари назначались турецким султаном на очень непродол­жительное время. Нередко срок их правления не достигал и не­скольких месяцев. Семилетний срок правления господарей, уста­новленный конвенцией 1802 г., не соблюдался. Являясь главой управления, господарь обладал не только исполнительной, но и су­дебной властью и делил с Общим собранием представителей бояр и духовенства законодательную власть. Господарь являлся судьей последней инстанции, в его присутствии выносились окончательные приговоры, которые, впрочем, могли отменяться его преемниками. Он был вправе отменить смертный приговор. Господарь жаловал, точнее, продавал боярские титулы и мог отнимать их по судебным приговорам. Вместе с тем господарь обязан был соблюдать мест­ные законы и обычаи и не нарушать их.

Высшим законодательным органом каждого из княжеств счи­талось Общее собрание, являвшееся древним институтом княжеств. Постепенно оно было подменено господарским диваном, члены ю> торого — бояре — назначались господарем и имели совещательный голос. Диванами со второй половины XVI в. стали называться гос-подарские советы, имевшие при господаре политические, фискаль­ные и судебные функции. Кроме того, диванами назывались сна­чала XVIII в. и гее судебные инстанции, поэтому в источниках они упоминаются наряду с господарским и великим диванами. Госпо-дарские диваны могли созываться в узком составе, куда входили только высшие боярские чины, или в более широком составе. В по­следнем случае привлекались и менее крупные сановники. Диван широкого состава назывался великим7. Он созывался сравнитель­но редко и занимался наиболее важными вопросами. Господарские диваны,'прежде существовавшие параллельно с Общими собрания­ми,, фактически их подменили (с середины XVIII в. и вплоть до 30-х годов XIX в.), не обладая, однако, законодательными функ­циями.

Общее собрание большинством голосов вырабатывало законы и решало наиболее важные судебные дела, составляло так называе­мые анафоры, которые подлежали утверждению господаря. Таким образом, законодательная власть формально делилась между Соб­ранием и господарем. Последний не имел права собирать какой-либо новый налог или издавать новый закон без анафоры Собра­ния. Но и его постановление не могло войти в силу без утвержде­ния господаря. Председателями Общих собраний созывавшихся в чрезвычайных случаях, были митрополиты — главы церкви в кня­жествах.

Верховными судами княжеств являлись диваны8. Они решали все спорные дела жителей. Их члены должны были присутствовать при окончательном приговоре господаря, который выносился при наличии апелляций. Такой диван составляли руководители различ­ных ведомств, назначавшиеся ежегодно господарем: логофеты, вор-ники, спатари, баны, в руках которых заключалась не только су­дебная, но и исполнительная власть. Председателем этих диванов был великий логофет. Таким образом, в княжествах до 30-х годов XIX в. судебная власть не была отделена от административной. Кроме верховного судебного органа, имелись еще различные судеб­ные инстанции. Так, департамент иностранных дел решал спорные дела между местными жителями и иностранцами. Уголовные дела решал департамент уголовных дел. Имелся также департамент по гражданским делам и т. д. Исполнителем приговоров уголовного департамента в Молдове был великий армаш. Решения верховного дивана и департамента иностранных дел приводил в исполнение ворник де апрод. В Кракове находился диван Малой Валахии, под­чинявшийся великому дивану и решавший местные судебные дела. Вообще Малая Валахия со столицей в Крайове обладала в составе страны некоторой автономией.

Финансами в княжествах ведали великие вистиеры. Пост вистие-ра считался одним из самых выгодных. Он наблюдал за сбором всех государственных налогов, причем, получая от правительства постановления о налогах, производил их раскладку на жителей. Вистиер следил за посевной кампанией и сбором урожая. Под его руководством осуществлялись поставки продовольствия в Констан­тинополь. Вистиеры ежегодно назначали исправников, которые утверждались господарем. Исправники должны были выполнять все приказания вистиера на местах. Под их руководством в адми­нистративных единицах — цынутах в Молдове и жудецах в Вала­хии — проводился сбор налогов. Вместе с тем, они были судьями на местах и в то же время полицейскими. Таким образом, в их ру­ках сосредотачивалась и судебная, и финансовая, и полицейская власть. В каждом цынуте или жудеце было по два исправника. Вистиеры назначали также в цынутах Молдовы самешей, которые подчинялись исправникам и действовали заодно с ними. Однако еа-меши имели определенную самостоятельность. Более того, они должны были наблюдать за исправниками и доносить об их дей­ствиях вистиеру. Всего в Молдове в 20-х годах XIX в. было 16 са­мешей, по одному на каждый цынут. В Валахии близкими по сво­им обязанностям к самешам являлись ватафы, или ватавы (ватавами назывались также инспекторы границ). Численность их определялась количеством жудецев — по одному на каждый. Ис­правникам, самешам и ватавам подчинялись сборщики налогов, имевшиеся в каждой более мелкой административной единице (плассы и план — в Валахии, околы — в Молдове). Они наблюдали также за внутренним порядком в своих районах.

Управлением Малой Валахии ведал бан, который имел неболь­шой административный аппарат. Вся же Валахия, как ^/Молдова делились на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Валахшя охватывала семь, а Нижняя — 10 жудецев. Великие ворники Вефхней и Ниж­ней Валахии, также как и логофеты этих частей страны, ведали судебными делами. Ворники занимались и охраной границ Вала­хии, в их подчинении находилось определенное числоо ватавов. Соб­ственно говоря, эти функции нельзя назвать чисто административно-гражданскими, ибо.они здесь переплетались с военно-полицейски­ми обязанностями.

Во главе стражи или нерегулярной армии (регулярной армии с начала XVIII в. в княжествах не было) и полиции Валахии нахо­дился спатарь. Армию и полицию трудно было отл.ичить друг от друга, ибо и по подготовке, и по обязанностям онш были очень близки. Командующий молдавской армией и полициеей. именовался гетманом. Его задачей было следить за границами, наблюдать за порядком в Яссах. У обоих командующих был сравшительно боль­шой штат, только сейменов (солдат-наемников) у тетмана было 1265 человек. Подарь — начальник стражи, охранявший мосты, до­роги и водопроводы г. Яссы^-являлся полицмейстером города. Гос­подари нанимали также беш-бешли-ага — начальншков турецких отрядов, которые должны были пресекать столкновен ия между тур­ками и местными жителями, а также наблюдать за границами. Численность турецких отрядов обычно не превышалга 300—400 че­ловек. В княжествах существовали особые дворцовые ведомства или министерства. Они возглавлялись великим постгельником, ве­ликим грамматиком, диваном-эфенди, великим камгарашем, вели­ким комисом и другими, существование которых было явным пе­режитком средневековья 9.

Таковыми были, в общем, функции государственных органов Дунайских княжеств в конце XVIII —начале XIX в. Переплетение в одних руках судебной и административной, полищейской и фи­нансовой функций встречалось повсеместно. Если ж этому доба­вить, что государственные должности продавались, отдавались на откуп, то и без рассмотрения конкретного положеншя дел можно представить, в каком тяжелом положении находилсяг народ.

В княжествах не существовало основного закона., не было об­щего законодательства, что, впрочем, в то время было распростра­ненным явлением, как и широкое применение обычного права. Функции отдельных государственных органов не былш строго, раз­граничены. Однако существовали различные письменные уложе­ния, господарские указы, анафоры Общего собрания:, ставшие за­конами после утверждения господаря. К наиболее важным отно­сятся законы, изданные при господаре Валахии Магвее Басарабе (1632—1654), Уложение 1646 г. в Молдове, законы Маврокордато середины XVIII в., Уложение А. Ипсиланти 1780 г. Изданные Ск. Калимахи в Молдове (1817 г.) и И. Караджо:й в Валахии (1818 г.) Кодексы законов унифицировали нормы гражданского* уголовного, семейного и процессуального права. Иж целью было укрепление феодальных институтов княжеств и положения господ­ствующего класса в условиях нарастания социального протеста крестьянства и городских низов. Некоторые положения кодексов отражали процесс приспособления феодального класса к новым условиям, связанным с разложением феодальных отношений и раз­витием капиталистических, стремлением господствующего клас­са к европеизации княжеств. Наряду с этим большое влияние на внутреннюю жизнь Молдовы и Валахии оказывало неписаное обычное право.

Таким образом, даже.краткое описание государственного уст­ройства Дунайских княжеств свидетельствует, что в составе Ос­манской империи они обладали определенной автономией, заметно отличавшей их от большинства других районов империи. В адми­нистративно-правовом отношении между двумя княжествами было много общего, что подробно отражено в литературе10, но имелись и существенные отличия в административном устройстве, а не только в названиях административных единиц. Эти различия бра­ли свое начало в период средневековья, когда возникли два раз­ных государства (XIV в.), и значительно усилились в первой поло­вине XVI в., выражаясь в области социально-экономической, по­литической, касаясь норм обычного права, местного судопроизвод­ства, например, в сельских районах11. Но одинаковая система за­висимости от турецкого султана способствовала нивелировке ряда различий, на что особенно повлияли господари-фанариоты, правив­шие то в одном, то в другом княжестве. Фанариоты, конечно, были проводниками политики султанов, но они также содействовали рас­пространению здесь правовых византийских традиций, заметных еще в эпоху средьевековья и нашедших отражение в законодатель­ной сфере12. Сближению княжеств способствовали австрийские и особенно русские администрации, создававшиеся в княжествах в период австро-турецких и русско-турецких войн13. Значительно большими были отличия между, княжествами и Трансильванией, которая находилась в составе Австрийской империи14.

Не управлялись по одним и тем же законам и все земли, неког­да входившие в состав Дунайских княжеств. Земли так называе­мых райя, т. е. бывшие валашские территории, прилегавшие к Ду­наю и образовавшие райя Брэила, Джурджу, Турну, Северная и Южная Бессарабия управлялись турецкими пашами. Часть Южной Бессарабии, населенная буджакскими татарами (ногайцами) управлялась ханами. Буковина после 1774 г. управлялась по авст­рийским законам, с учетом некоторых местных особенностей. Бес­сарабия, вошедшая в состав России в 1812 г., обладала до конца 1820-х годов внутренней автономией 15.

Примечательно, что такой видный молдавский общественный деятель, как И. Тэутул, положительно оценивал управление Бесса­рабией и Буковиной в 20-е годы и применявшиеся там в это время законы 16.

Восстание 182] г. под руководством Тудора Владимиреску в Ва­лахии, носившее антифанариотский, антитурецкий и антибоярский характер, открыло новый этап в политическом развитии Дунайских княжеств на пути к их объединению и созданию единого государ­ства. Это восстание совпало с восстанием этеристов под руковод­ством А. Ипсилакти, затронувшим оба княжества и также повли­явшим на последовавшие в них изменения.

Учитывая совокупность различных факторов — экономических, социальных, политических, идеологических,— можно заключить, что существенные сдвиги, приведшие затем к созданию Румынско­го государства, начались с 1820-х годов, т. е. со времени, которое многие авторы называют молдово-валашским или, как часто пи­шут в литературе, румынским Возрождением17. Наиболее важными вехами того периода были восстания 1821 г. в Валахии и Молдове и Адрианопольский мир 1829 г., которые как бы знаменуют собой две грани — начальную и конечную — этого этапа истории княже­ства, когда становятся заметными те изменения, которые впослед­ствии приведут к образованию Румынского государства. И раньше можно усмотреть некоторые явления, способствовавшие этому про­цессу, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что обозначилось в 20-е годы. Не случайно в современной румынской и советской ли­тературе ряд авторов отмечает, что именно этот период в наиболь­шей степени может считаться начальной гранью новой истории кня­жеств 18.

В первое время порш подавления турецкими войсками восста­ния Тудора Владимиреску и восстания этеристов даже казалось, что княжества ожидают новые, еще более трудные испытания, ко­торые приведут к потере относительных и весьма урезанных при­вилегий, сохранявшихся в княжествах. Как и раньше, не исключал­ся вариант превращения княжеств в обычные турецкие паша­лыки 19.

Это повлекло бы за собой полную ликвидацию автономии Молдовы и Валахии и чрезвычайно ухудшило бы их внутреннее по­ложение. Однако в условиях все более разраставшегося восстания в Греции господствующие круги Османской империи решили пойти по другому пути. Они отказались от назначения на руководящие посты обоих княжеств греков-фанариотов, более ста лет держав­ших в руках не только господарские престолы, но и важнейшие государственные и церковные должности и в значительной степе­ни оттеснившие от руководства внутренней администрацией кня­жеств молдаван и валахов. Греки-фанариоты не только были ры­чагом султанского воздействия на положение в княжествах, но и являлись создателями особой системы их управления, олицетворяя собой наиболее ненавистные народам княжеств силы. Их.сверже­ние и назначение в 1822 г. молдавским господарем И. Стурдзы, а валашским — Г. Гики было с удовлетворением встречено в Молдо­ве и Валахии и породило определенные надежды на облегчение об­щего их положения. Однако в действительности укрепили свои по­зиции преимущественно местные бояре, давно мечтавшие о таких сдвигах, но в первое время продолжавшие управлять странами по фанариотским традициям.

Начало 20-х годов знаменательно не только ликвидацией фани^ риотского господства. Оно показало рост широкого протеста про­тив существовавшего положения и отразило недовольство народ­ных масс не только фанариотами, но и султанским игом вообще и феодальной эксплуатацией большинства населения, прежде всего крестьянства. Не без основания, хотя и вкладывая в свои слова идеалистический подход, М. Когэлничану — один из крупнейших государственных и общественных деятелей Молдовы, а затем и Ру­мынии, еще в 1843 г. публично отмечал: «Событиям 1821 г. мы обя­заны тем прогрессом, который имели с тех пор, потому что он про­будил национальный дух, который был целиком усыплен»20.

Революционные события 1821 г. привели к заметной активиза­ции политической жизни княжеств. Начали создаваться многочис­ленные проекты, выражавшие прежде всего взгляды и устремле­ния различных слоев господствующего класса и касавшиеся, в ча­стности, вопросов внутригосударственного устройства. При этом наметилось два течения: консервативное и либеральное. Последнее нашло выражение в так называемой Карвунарской конституции, свидетельствовавшей о тогдашних интересах средних и мелких бояр Молдовы. В ней предусматривалась автономия Молдовы со­гласно древним законам, свобода личности, вероисповедания, пе­чати, собраний, свобода торговли и ремесла, равенство всех перед законом и их строгое соблюдение. Исполнительная власть должна была сосредоточиться в руках господаря и общественного совета, в состав которого должны были входить митрополит, епископы, члены диванов и департаментов. Совет, согласно проекту конститу­ции, подготавливал законы, утверждавшиеся господарем, имевшим также право отсрочивающего вето. Предусматривалось преобразо­вание судов, развитие школьного дела и печати на местном языке. Проект.ни в коей мере не ущемлял боярских привилегий, но отра­жал стремление мелких и средних бояр к получению равных прав с великими боярами. При всей ограниченности он был для своего времени прогрессивным явлением 21.

Несмотря на свержение фанариотов сама фонариотская систе­ма правления, фанариотские традиции еще долго давали о себе знать, и новые господари, а также значительно обновившаяся за счет молдаван и валахов администрация по методам действий мало чем отличались от фанариотов. Вместе с тем изгнание греков-фанариотов и замена их местными жителями импонировали широ­ким слоям населения Молдовы и Валахии и способствовали росту патриотических настроений. Видный специалист по румынской ис­тории XIX в.— П. Элиад — отмечал заметное повышение нацио­нальных чувств в 20~х годах и подчеркивал, что «на всех устах все чаще слышалось слово родина»22. Под родиной молдаване понима­ли Молдову, а валахи — Валахию, о чем свидетельствуют памят­ники того времени, и, в частности, Карвунарская конституция, вы­двинувшая задачу общественной пользы и продвижения вперед обучения молдавского народа (нямулуй молдовенеск) 23. Тогда же, в апреле 1821 г. в одном из посланий, направленных Александру I молдавскими боярами, они отмечают, что пишут от имени молдав­ского народа аи пот ее 1а паНоп МоЫауе 24~25 «Молдавский на­род», «молдавская нация» — термины для того периода весьма ха­рактерные. Изучение всей опубликованной суммы документов тех времен свидетельствует о том, что в них, как правило, молдаване и валахи рассматриваются как две народности. Как о принадлежа­щих к нации молдавской писали в начале XIX в. о себе переселен­цы из Молдавии в Россию26, а автор одного из писем, отправлен­ных епископу Романскому и Хушскому в мае 1825 г., пишет о мол­даванах и валахах как о двух дакийских народах, но близких друг другу27. Были, однако, и исключения. Так, в одном из обращений к английскому послу в Константинополе Стретфорду Каннингу, ко­торое датируется 1828—1829 гг. и приписывается И. Тэутулу (1795—1829), пишется о молдавском и валашском народах, кото­рые обобщенно называются румынским народом28. Известно так­же обращение Тудора Владимиреску, где он призывает молдаван и валахов объединиться в борьбе против общих врагов и говорит об их общем происхождении и даже о том, что они составляют одно целое29. Документы такого характера для 20-х годов немногочис­ленны и не всегда поддаются однозначной трактовке, поскольку молдаване в своей массе относили себд_ к молдавскому народу, а валахи, считая себя румынским народом, писали о своей родине — Валахии или, как чаще отмечается в документах того времени, Ца-ра Ромыняскэ30. В 20-х годах подавляющая часть населения Мол­довы считала себя принадлежащей к молдавскому народу, тогда как коренное население Валахии (Цара Ромыняскэ) считало себя румынами. В 427 статье Органического регламента Молдовы, ко­торый вошел в силу в 1832 г., пишется, что «румыны могут поль­зоваться в Молдове теми же правами, что и молдаване в Цара Ро­мыняскэ»31.

В это время румынами себя считали и в своем большинстве представители романизированного населения Трансильвании, имен­но здесь зародилась буржуазная идея о едином румынском наро­де. Наследие носителей этих идей,—так называемой Ардяльской школы — изучено довольно обстоятельно32. Известно, что выходцы из австрийских провинций, получившие подготовку в духе Ардяль­ской школы, распространяли свои идеи в Дунайских княжествах. Из Австрии туда приехали и Г. Асаки, и Г. Лазэр, роль которых в просветительном движении княжеств была значительной, а также И. Костя, И. Манфи, В. Фабиан, В. Поп, Е. Мургу, Михалик де Хо-доцин, И. Майореску, Г. Вида, X. Флахтенмахер, А. Т. Лауриан и ряд других деятелей культуры, обосновавшихся в Валахии и Мол­дове. Они оказали большое влияние на культуру, народное образо­вание и на национальное самосознание прежде всего высших кру­гов населения княжеств. По-видимому, под их влиянием греческий историк Д. Филиппиде, поселившийся в Валахии в конце XVIII в., публикует на греческом языке в Лейпциге в 1816 г. «Историю Ру­мынии» и «Географию Румынии». Он впервые в научной литерату­ре применил термин «Румыния» по отношению ко всему романизи- рованному населению, обитавшему на левом берегу Дуная33. Од­нако эти идеи в тот период были знакомы лишь единицам и суще- -ственного влияния на широкие народные массы не оказали. Вместе с тем их нужно учитывать при изучении истории национального са­мосознания населения Дунайских княжеств, без чего немыслимо научное понимание истории формирования румынской буржуазной нации, оказавшей большое влияние на создание румынского бур­жуазного государства, в свою очередь ускорившего процесс скла­дывания буржуазной нации. Процессы эти становятся особенно за­метными несколько позднее — в 1830—1840-е годы.

В 20-е годы XIX в. некоторое воздействие на международно-цра-вовое положение Дунайских княжеств оказала Аккерманская кон­венция 1826 г., заключенная между Россией и Османской империей. Она фиксировала определенное увеличение прав господарей и ди­ванов по сравнению с ранее заключенными русско-турецкими до­говорами. Подтверждался 7-летний срок правления господарей с правом его продления. Избираться, они должны были местным бо­ярством, входившим в господарский диван, и Порта могла их сме­щать лишь при согласии России. Конвенция обуславливала прове­дение в. ближайшее время в княжествах общественно-экономиче­ских преобразований, составление уставов, существо которых, впрочем, не раскрывалось.

Однако добиться на практике осуществления условий, включен­ных в Аккерманскую конвенцию, русской дипломатии так и не уда­лось. В 1828 г. началась русско-турецкая война и лишь завершив­ший ее Адрианопольский мирный договор привел к важным для дальнейшего общественно-политического и экономического разви­тия Дунайских княжеств результатам.

Условия, касавшиеся Молдовы и Валахии, были заключены в специальную добавочную статью, приложенную к договору, в ко­торой формулировались следующие условия, касавшиеся княжеств: пожизненный срок правления господарей, избираемых из числа местных бояр Общим собранием; полное освобождение княжеств от турецких войск, срытие турецких укреплений на левобережье Дуная и заведение собственного «земского войска»; освобождение населения от всех натуральных поставок и отработочных повинно­стей Порте и замена их единым денежным взносом. Порта обязы­валась «утвердить учреждения, касающиеся до управления кня­жеств и начертанные согласно с желанием, изъявленным собрани­ям почетных обитателей края». Эти учреждения должны были в будущем «служить основанием по управлению княжествами»34.

Адрианопольский мирный договор оказал позитивное влияние на экономическую жизнь княжеств, их международно-правовой ре­жим, внутреннее политическое и административное устройство. Была отменена турецкая торговая монополия, чрезвычайно усили­лись экономические связи княжеств с Западом, заметно увеличи­лась посевная площадь и т. п. После Адрианопольского мира ос­новным занятием населения становится земледелие, в отличие от животноводства, господствовавшего до этого многие столетия. Ме- няется также и структура посевных площадей. Все большее значение приобретает пшеница, производившаяся в значительных количест­вах на экспорт и вытеснявшая кукурузу. Всего за десять лет — с 1829 по 1838 г.— посевные площади в Молдове под зерновые и картофель увеличились в два раза35. В Валахии с 1830 по 1840 г. площади под пшеницу возрастают в 10 раз36, причем широко осваи­ваются придунайские земли, до этого в значительной степени пусто­вавшие из-за османских набегов. Наблюдается рост ремесленного и мануфактурного производства. В Молдове, например, число ре­месленников увеличилось с 5080 в 1832 г. до более чем 12 тыс. в 1847 г.37

Заметно возросла численность буржуазии и укрепились ее эко­номические позиции. В современной румынской литературе отмеча­ется, что «Адрианопольский трактат, последствия его составляют эпоху в экономической жизни княжеств», что он также в значи­тельной степени способствовал складыванию экономических пред­посылок для последующего объединения Молдовы и Валахии38. После Адрианопольского мира происходит изменение формы фео­дализма в княжествах, наблюдается как бы европеизация произ­водственных отношений, падает роль государственных налогов, но усиливается эксплуатация феодально зависимых крестьян бояра­ми. Это в свою очередь способствует увеличению боярской пред­приимчивости и обуржуазиванию боярства — одному из основных путей увеличения роста численности местной буржуазии. Заметно усилившийся процесс развития производительных сил в течение 20 лет после Адрианопольского мира приводит их в столкновение со старыми феодальными производственными отношениями, сущ­ность которых не была изменена. Поэтому в конце 40-х годов в княжествах наблюдается острый социально-экономический кризис, особенно проявившийся в период революционных событий 1848 г.

Рост буржуазии способствовал укреплению силы, в наибольшей степени заинтересованной в объединении, княжеств. Именно в ее интересах с 1 января 1848 г. были уничтожены таможни между Молдовой и Валахией. Вместе с тем экономические связи между княжествами были незначительными, что объяснялось однотип­ностью их экономики и даже заметной конкуренцией на внешних рынках. В 1847 г. доля Валахии в экспорте Молдовы составляла 1%, а в импорте —3% 39. Значительно более тесные экономические связи установились между княжествами и Трансильванией. Тран­сильванская буржуазия имела в княжествах серьезные экономиче­ские позиции. Этому способствовал и такой институт, как моканст-во — перегон значительного количества скота из Трансильвании в княжества и даже в Добруджу пастухами-румынами40.

Адрианопольский мир заметно укрепил международно-право­вой режим Дунайских княжеств. Чувствительно усилилась их ав­тономия, ослабилась зависимость от Порты. Валахии были воз­вращены плодородные придунайские земли и упразднялись турец­кие крепости в Брэиле, Джурджу, Турну, что в значительной сте­пени снижало угрозу турецких нападений на местное население.

После Адрианопольского мира Дунайские княжества все чаще при­влекают внимание европейских держав41, пытавшихся использо­вать их в своих интересах. Но преобладающее влияние на внутрен­нюю жизнь Молдовы и Валахии в 30-е годы оказывала Россия.

В конце 20 — начале 30-х годов в княжествах под руководством русской администрации во главе с генералом П. Д. Киселевым проводилась серия реформ, оказавших позитивное воздействие на социально-экономическое и политическое развитие княжеств. Цент­ральным моментом этих преобразований были органические рег­ламенты 1831 —1832 гг.— первые конституции этих стран, укрепив­шие, с одной стороны, позиции крупного боярства, с другой — спо­собствовавшие некоторому развитию капиталистических отноше­ний. Регламенты провозгласили принцип разделения властей и определили сферу деятельности административных, судебных, воен­ных органов власти; установили точный бюджет, правила деятель­ности магистратов и др. В это время происходило создание регу­лярных армий княжеств, поэтому в регламентах их устройству уде­лено особое внимание. По-прежнему значительными полномочия­ми пользовался господарь, реальная власть которого даже усили­валась.. Он являлся главой исполнительной власти, верховным ко­мандующим армии и делил законодательную власть с Обычным собранием, а таюке мог влиять на деятельность судебных органов. В свою очередь Обычное собрание приобрело некоторое подобие однопалатного парламента, а право выбора господаря получило Общее экстраординарное собрание. Существенно отличие между составом Общего экстраординарного собрания и Обычного собра­ния. Если в первое допускались представители буржуазии и, на­пример, в Валахии из 190 человек, получивших право участвовать в выборах господаря, 27 представляли города, а остальные были крупными церковниками и боярами, то в Обычное собрание, изби­равшееся на пять лет и состоявшее из 43 членов* могли попасть только крупные бояре и представители высшего духовенства.

Обычное собрание, представлявшее собой как бы боярский пар­ламент, заметно отличалось от прежнего господарского дивана., Оно было выборным, судебными вопросами не занималось и было независимо от господаря. По регламенту Обычное собрание долж­но было созываться в конце года для рассмотрения наиболее важ­ных дел. Его ведению подлежала проверка доходов и расходов княжества, утверждение бюджета на следующий год, обсуждение различных вопросов экономики, народного образования и пр. Для этого Собрание назначало специальные комиссии: финансовую, ад­министративную, церковную, судебную. Господарь не имел права роспуска Собрания, он мог только отсрочить его созыв. В случае же конфликта между господарем и Собранием господарь мог пред­ложить избрание нового его состава лишь с согласия правительств России и Турции. В свою очередь и Собрание могло обращаться к этим правительствам и добиваться рго низложения, что, например, произошло в Валахии в 1841—1842 гг.42 Таким образом, Общие собрания в княжествах представляли собой зачатки парламента ризма, но парламентаризма боярского. В соответствии с постанов­лениями регламента были созданы министерства, значительным образом преобразованы судебные инстанции, реорганизованы мест­ные органы власти43.

Примечательно, что еще в период заключения Аккерманской конвенции в Петербурге задумывались над проблемой объединения княжеств. Так, в.служившей инструкцией для переговоров в Аккер-мане «Записке о влиянии России в княжествах Молдавии и Вала­хии и об изменениях, которые надлежит в него произвести» говори­лось, что «окончательное объединение Молдавии и Валахии под властью ^одного господаря и одного правительства — вопрос чрез­вычайной важности для их благополучия»44. Такое требование, од­нако, вскоре отпало и не вошло ни в Аккерманскую конвенцию, ни в Адрианопольский мир. Однако в Органические регламенты были включены пункты, способствовавшие дальнейшему сближению кня­жеств между собой — первая законодательная постановка вопроса об объединении княжеств, но подчеркивалось, что молдаване и ва­лахи—это два народа, две национальности45.

В так называемый регламейтский период (30—40-е годы) во­прос об объединении княжеств возникает чаще, чем раньше46. В лице И. Кымпиняну, Л. Раду, М. Когэлничану, Н. Бэлческу и других княжества получают горячих проводников идеи объедине­ния Молдовы и Валахии. В этот период, когда в Молдове был гос­подарем М. Стурдза, а в Валахии — сначала А. Гика, а затем Г. Бибеску, четко выявляются две тенденции по вопросу о будущем устройстве княжеств. Сторонники одной ратовали за объединение, другие — за раздельное существование их. Унионисты еще не ре­шили, в какой форме произойдет объединение: в форме унитарно­го государства, конфедерации двух стран, федерации земель или в составе федерации с другими странами (как предлагал Л. Раду). Одни задумывали конституционную монархию, другие республику. О степени объединения еще шли обмены мнениями, да и сама об­щая идея еще не овладела широкими слоями населения. Даже в. период революции 1848 г. вопрос об объединении не был главным и был поставлен во главу угла уже как урок событий 1848 г. По-прежнему еще существовал местный патриотизм, как элемент на­ционального самосознания. Летом 1846 г. будущий первый румын­ский господарь А. Куза, известный деятель унианистского движе­ния, писал в одном из писем: «...Любой молдаванин не может не быть проникнут надеждой на процветание родины и должен быть горд тем, что является молдаванином...»47. В июле 1848 г. один из молдавских унионистов — Г. Сион, впоследствии видный писатель, сообщал Г. Барициу, что в Молдове имеется не более 50 молодых людей, которые думают о создании Румынии на демо­кратических принципах, что же касается самого народа, то он дав­но стонет в рабстве и не думает о национальном движении48.

Параллельно с борьбой за объединение, к которой подключа­лись все новые и новые слои, шла борьба и за независимость, уси­лившаяся с конца 30-х годов, на что обратило внимание министер- ство иностранных дел России49. Однако ни в то время, ни в период революционных событий 1848 г. ни объективных; ни субъективных условий для завоевания независимости княжеств еще создано не было.

§ 2. От революции к объединению

Революционные события 1848 г. оставили заметный след в по­следующей истории Дунайских княжеств. Они не только прибли­зили падение феодальных отношений, но и поставили в повестку дня вопрос о создании новых государственных институтов. Револю­ция 1848 г. в Валахии привела на время к прекращению действия Органического регламента и в важнейшем ее документе — в Ис-лазской прокламации 9 (21) июня 1848 г., составленной И. Элиаде и Н. Бэлческу и долженствовавшей стать основой новой конститу­ции, фактически провозглашалась республика, ибо избрание гос­подаря народом на пять лет превращало его практически в прези­дента и лишало многих преимуществ монархического характера. В прокламации, однако, признавалось верховенство Порты, но, как в ней оговаривалось, на основе трактатов времен валашских господарей Мирчи и Влада (XV в.). Об объединении княжеств ни в прокламации, ни в других документах программного характера в то время не упоминалось50. Однако вопрос об объединении кня­жеств в Валахии дебатировался в революционной прессе, напри­мер, в издававшейся К. Росетти газете «Прункул ромын» и даже в консервативных кругах. Российский генеральный консул в Бухаре­сте Коцебу доносил 10 (22) июля К. В. Нессельроде, что группа ва­лашских бояр во главе с баном А. Филиппеску подготавливает письмо царю с предложением объединить княжества и провозгла­сить их королем члена императорской семьи. По сведениям консу­ла, письмо подписали многие бояре51. Несколько позднее, 28 июля (8 августа), тот же Коцебу писал уже о том, что А. Филиппеску от­казался от идеи объединения княжеств, что он и его сторонники стали ратовать за принятие валахами подданства России52.

Революция в Валахии привела к свержению господаря Г. Би­беску (1842—1848) и созданию Временного революционного пра­вительства. Это правительство начало формирование националь­ной гвардии, опубликовало декрет о созыве Учредительного собра­ния и приступило к подготовке реформ в области финансов, про­свещения, администрации. По самому главному вопросу — аграр­ному, однако, никаких существенных изменений не последовало. Временное правительство просуществовало менее полутора меся­цев и в условиях вторжения в Валахию, турецких войск заявило в конце июля 1848 г. о самороспуске. В сентябре были подавлены по­следние очаги революции.

Йо-другому обстояло дело в Молдове, где революционная си­туация не переросла в революцию. Эмигранты из Молдовы явились авторами нескольких примечательных проектов будущего государ­ственного устройства. К. Негри, 3. Молдовану и другие, оказав­шись в Брашове, составили в мае 1848 г. проект под названием «Наши принципы преобразования родины», где предлагали объеди­нение княжеств и превращение их в республику»53, причем один из составителей этого документа — 3. Молдовану еще в бытность свою в Яссах призывал народ провозгласить республику54. 1848 г., таким образом, ознаменовался выделением группы молдавских республиканцев. В отличие от нее, другие деятели Молдовы, нахо­дившиеся также в эмиграции и также ратовавшие за объединение княжеств, выступали за конституционную монархию. Наиболее от­четливо это проявилось в выпущенной в Черновицах в августе 1848 г. брошюре под названием «Пожелания национальной партии в Молдове» М. Когэлничану55.

Тот факт, что именно молдавские эмигранты публично объяви­ли себя сторонниками объединения княжеств, объясняется их тог­дашним положением. Потерпев поражение у себя на родине, мол­давские демократы предполагали свергнуть господаря М. Стурдзу с помощью валашских революционеров, добившихся изгнания гос­подаря Г. Бибеску.

Особенно сложное положение наблюдалось в 1848—1849 гг. в Трансильвании. Среди местного романоязычного населения выде­лилось несколько направлений, по-разному представлявших буду­щее своей родины. Значительные прослойки священнослужителей, интеллигенции, крестьян предполагали прежде всего добиться для румын Трансильвании права четвертой нации (наряду с венграми, саксами и секуями, уже пользовавшимися соответствующими пра­вами); были и такие силы, которые надеялись на создание в Авст­рии федерации, одной из частей которой станет «Романия»-^ т. е. земли Австрии, населенные румынами — Трансильвания, Буковина, Банат и другие территории. Существовали проекты и другого рода. Представитель бухарестского революционного правительства И. Майореску, арестованный в Пеште, дал показания венгерским революционным властям.о том, что он намеревался прозондиро­вать почву о создании под германским протекторатом объединен­ной Валахии, Молдовы и Трансильвании во главе с австрийским герцогом. Близкий проект вынашивал А. Руссо, который по пору­чению буковинцев братьев Хурмузаки выехал в апреле 1848 г. в Вену с целью предложить Фердинанду корону Валахии и Молдо­вы, становившихся, таким образом, составной частью Австрийской империи56. Были, однако, силы, которые намеревались решить на­циональное и государственное устройство румын в союзе с револю­ционной Венгрией. К ним прежде всего относятся Н. Бэлческу, Ч. Боллиак и др.57 Таким образом, имелись различные представле­ния о политическом будущем румын Австрии. Большинство из них требовало заменить официальное название влах, или олах, на ру­мын — яркое свидетельство роста национального самосознания.

1848 г. примечателен во многих отношениях. В этом году отчет­ливо выявились политические силы, которые будут действовать впоследствии на протяжении долгого времени. Именно в 1848 г. проявили себя не только будущие деятели либеральной и консер­вативной партий, но и наметилось революционно-демократическое течение, наиболее видным представителем которого был Н. Бэлче­ску58. После поражения революции самые видные и решительные проводники объединения княжеств оказались в эмиграции в раз­личных странах Европы: в Австрии (Трансильвании), Франции, Италии, Европейской Турции и т. д. Там проживали Н. Бэлческу, К. Росетти, М. Когэлничану, И. Ионеску де ла Брад, братья И. и Д. Брэтиану и др. Они развернули активную публицистическую деятельность, завязали связи с различными деятелями освободи­тельных движений Европы, с некоторыми членами европейских правительств. В эмиграции велся оживленный обмен мнениями о будущем устройстве Молдовы и Валахии, причем даже среди сто­ронников объединения княжеств единства взглядов о последующем их политическом устройстве не было59.

В этот период политическое развитие столь небольших госу­дарств, как Дунайские княжества, зависело не только от внутрен­него, но и от внешнего фактора, от международной обстановки. Усиленное капиталистическое развитие крупнейших европейских держав обостряло их борьбу за рынки сбыта и источники сырья, в том числе за усиление влияния на нижнем Дунае. К богатым при­родным ресурсам Молдовы и Валахии устремили свои взоры капи­талисты Запада. Россия ввиду отсутствия свободных капиталов, а также из-за однотипности ее экономики с экономикой Молдовы и Валахии проявляла меньшую экономическую заинтересованность, но зато стремилась укрепить свое политическое влияние в Дунай­ских княжествах. Острая борьба разгорелась за обладание нижним Дунаем. Дипломаты ведущих капиталистических держав понима­ли, что, как писал К. Маркс, «тот, кто держит в своих руках устье Дуная, господствует и над самим Дунаем — этим путем в Азию,— а вместе с тем в значительной мере и над торговлей Швейцарии, Германии, Венгрии, Турции и главным образом Молдавии и Вала­хии»60.

Подавление революционных выступлений в Дунайских княже­ствах привело к заключению весной 1849 г. Балто-Лиманской кон­венции между Россией и Турцией. Эта конвенция заметно ущеми­ла автономные права княжеств и была шагом назад по сравнению с Адрианопольским миром 1829 г. Вместо пожизненного избрания господарей конвекция устанавливала их назначение на семь лет турецким султаном по согласованию с правительством России. Экстраординарное и Обычное собрания упразднялись и вместо них образовывался совет (дивац) при господаре, назначавшем в его состав крупных бояр. Конвенция предусматривала создание комис­сии по изменению Органических регламентов. Новым господарем Молдовы стал Г. А. Гика, Валахии — Б. Штирбей.

Обострение противоречий между великими державами за уси­ление экономического и политического влияния на Балканах, спад революционного движения в Европе после подавления революции 1848 г. привел к обострению Восточного вопроса и ^Крымской вой­не 1853—1856 гг. Завершивший эту войну Парижский конгресс 1856 г.,, хотя и не «образовал Румынского государства» и не стал «великим днем рождения современной Румынии», как это утверж-/ дали некоторые буржуазные историки61, однако создал определен/ ные внешнеполитические условия для объединения Молдавского ш Валашского княжеств.

В Парижском мирном трактате нашла отражение очень слож­ная и запутанная процедура, согласно которой предусматривалось образование некоей международной комиссии, которая совместно с комиссаром Порты должна была «исследовать настоящее поло­жение княжеств и предложить основания их будущего устройства» (статья XXIII). Султан обязывался созвать диваны ад-хок (т. е. чрезвычайные) в Молдове и Валахии, которые должны были сооб­щить международной комиссии «желания народонаселения каса­тельно устройства княжеств». Последняя, в свою очередь, пред­ставляла их на решение конференции держав. Но и оно не было окончательным, будучи обусловлено согласованием с Турцией и утверждением конвенцией покровительствующих держав. Это все относилось к будущему. А пока Дунайские княжества оставались, как и прежде, «под верховной властью Порты» (статья XXII), с сохранением той автономии, которая по сути была оформлена, в результате русско-турецких войн XVIII — первой трети XIX вв., а именно — «независимого и национального внутреннего управления и свободы вероисповедания, законодательства, торговли и судоход­ства» (статья XXIII), с правом иметь «вооруженные силы для со­хранения внутренней безопасности и безопасности границ» (статья XXVI). Порта, однако, сохраняла право контроля за системой обо­роны княжеств, по соглашению с покровительствующими держава­ми могла принимать меры, «нужные для сохранения и восстанов­ления законного порядка», вплоть до оккупации княжеств, в слу­чае «если внутреннее спокойствие княжеств подвергнется опасно-. сти или будет нарушено» (статья XXIII). Единственное существен­ное изменение положения Дунайских княжеств состояло в том, что вместо покровительства России Молдова и Валахия были постав­лены «под поручительство» (покровительство) всех договариваю­щихся держав (статья XXVII). Более того,.чтобы обеспечить воз­можность проникновения своих капиталов в Дунайские княжества, западные страны добились права создания Европейской Дунайской комиссии и Дунайской прибрежной комиссии 62. В этих комиссиях они имели бы численное преимущество (была сохранена впослед­ствии лишь одна комиссия), что позволяло им вмешиваться во внутренние дела Молдовы и Валахии, нарушая их суверенитет. Все это говорит о том, что Парижский трактат вовсе не решил вопрос об образовании Румынского государства. Не случайно в нем даже не было упомянуто слово «Румыния».

Подписав Парижский договор, Турция, поддержанная Англией и Австрией, делала все, чтобы затянуть подготовку избрания ди­ванов ад-хок, помешать их созыву, лишить их права высказаться в пользу объединения. Лишь под нажимом Франции, России, Сар­динии и Пруссии Порта была вынуждена издать проект фирмана о созыве диванов ад-хок, в которых были представлены не только земельные собственники, но и зарождающаяся буржуазия городов, а также делегаты от крестьян. Это дало новый толчок к подъему унионистского движения, образованию избирательных комитетов, организации митингов и манифестаций, выпуску печатных органов унионистов, которые выступили за объединение княжеств63. Состав унионистского движения не был, однако, однородным. Наряду с активными участниками революционного движения 1848 г. за объ­единение княжеств стали ратовать и некоторые представители кон­сервативных кругов. В их числе оказался и бывший господарь Мол­давского княжества М. Стурдза, составивший в апреле 1857 г. свой проект будущего устройства княжеств и лелеявший мечту стать господарем после их объединения64. Но Порта позаботилась о на­значении такого каймакама в Молдове, который продолжал бы ли­нию на раздельное существование княжеств. Она заменила проунионистски настроенного каймакама Г. Гику своими ставлен­никами Т. Балшем, а затем греком Н. Вогоридесом. Став каймака-ном, Вогоридес, опираясь на сторонников самостоятельности Мол­довы, организовал беспощадную травлю всех, кто выступал за объединение княжеств, изгоняя из государственного аппарата унио­нистов. В результате этого в Яссах был избран диван, в котором большинство получили сторонники самостоятельного существова­ния Молдавского княжества.

В ответ 5 (17) августа 1857 г. Франция, Россия, Пруссия, Сарди­ния разорвали дипломатические отношения с Турцией. Это сильно повлияло на Порту. Охваченная растерянностью, она готова была отменить выборы, которые провел молдавский каймакам Вогори­дес. Однако переговоры французского императора Наполеона III с английской королевой Викторией и ее министрами в Осборне мно­гое изменили. Французские дипломаты пошли на уступку лондон­скому кабинету и приняли точку зрения последнего о проведении (вместо политического объединения Молдовы и Валахии) админи­стративной реформы, по которой оба княжества получали некото­рые общие учреждения, но сохраняли отдельных господарей и правительства. Великобритания взамен согласилась дать «совет» Порте аннулировать сфальсифицированные выборы в Молдове65, что та немедленно исполнила. Даже американская исследователь­ница Б. Елавич, склонная преувеличивать роль западных держав в формировании Румынского государства, утверждает, что фран­цузский император Наполеон III пожертвовал будущим -княжеств ради сохранения англо-французского союза»66.

Начавшие работу осенью 1857 г.^'диваны ад-хок обоих княжеств высказались за объединение Молдовы и Валахии в единое государ­ство под названием Румыния. Они также предусматривали уваже­ние прав княжеств, в особенности их автономии; установление на­следственной монархии, для чего предполагалось пригласить иностранного принца; провозглашение постоянного нейтралитета; предоставление законодательной власти Народному собранию, в ко­тором должны быть представлены «интересы нации». Таким обра­зом, выдвигались пожелания образования ограниченной монархи- ческой формы правления и представительного политического ре­жима, характерных для буржуазного государства 67.

Однако после Осборнского соглашения предложения диванов ад-хок уже не устраивали французских дипломатов. Они стреми­лись завершить дело административной реформой в Дунайских княжествах. Придравшись к отказу валашского дивана обсудить вопросы внутреннего устройства, французское правительство вме­сте с лондонским кабинетом предложили закрыть диваны ад-хок. Будучи недовольными «революционной» фразеологией унионистов в диванах ад-хок, правительства Австрии и России присоединились к этому предложению68. Но это вовсе не означало, что в Петербур­ге отказались от поддержки княжеств, как пытается представить дело английский историк В. Ист69. В. конце 1857 и в 1858 гг., в том числе и на Парижской конференции, собравшейся в мае 1858 г. для решения вопроса о княжествах, русские дипломаты продолжали, вопреки сопротивлению английских коллег, настаивать на полном сохранении автономии княжеств и на недопущении единоличного турецкого вмешательства во внутренние дела Молдавского и Ва­лашского княжеств. Настойчивая борьба русского посла в Париже П. Д. Киселева привела к успеху.

В Парижскую конвенцию 7 (19) августа 1858 г.70 была включе­на статья, в которой со ссылкой на капитуляции Порты, хатти-ше-рифы султана и статьи XXII и XXIII Парижского трактата указы­валось, что «княжества будут продолжать пользоваться коллектив­ной гарантией договаривающихся держав, привилегиями и вольно­стями, коими они обладают», «будут иметь свободное управление» не подлежащее никакому вмешательству со стороны Блистатель­ной Порты и осуществляемое в пределах, установленных соглаше­нием держав-покровительниц с сюзеренным двором». Это имело немалое значение для сохранения и укрепления государственности Молдовы и Валахии. Вместе с тем Молдавское и Валашское кня­жества оставались под сюзеренитетом султана и должны были платить ежегодную дань в размере 3,5 млн. пиастров (Молдавское княжество — 1,5 млн., а Валашское княжество — 2 млн. пиастров). Господари должны были получать инвеституру султана. В случае внешнего нападения сюзеренный двор совместно с княжествами должен был выработать меры обороны их территории, а для вос­становления порядка, если таковой будет нарушен, ему предостав­лялось право принять необходимые меры по соглашению с держа­вами-поручительницами. Международные договоры, которые были заключены сюзеренным двором с иностранными державами, по-прежнему применялись к княжествам, «поскольку не наносили ущерба их вольностям».

«Европейский ареопаг» далеко не полностью учел решения ди­ванов ад-хок обоих княжеств. В принятой Парижской конференци­ей 1858 г. Конвекции предусматривалось, что каждое княжество будет иметь своего господаря, правительство, выборное собрание. Единственными общими учреждениями были Центральная комис­сия, призванная принимать общие для обоих княжеств законы, и Верховный кассационный суд, рассматривающий апелляции на ре-шения судов и приговоры трибуналов Молдовы и Валахии, обла­дающих правом надзора и дисциплинарной власти над судебными палатами и судами. Регулярная армия обоих княжеств получила единообразную организацию, чтобы она могла в случае необходимо­сти составить одну армию. Компромиссное решение вопроса об объединении нашло отражение даже в их названии — «Объединен­ные княжества Молдавия и Валахия».

Конвенция 1858 г. предусматривала принцип разделения вла­стей, характерный для буржуазных конституций. Законодательная и исполнительная власть отправлялась сообща господарями, Соб­ранием (Камерой) каждого княжества и Центральной комиссией. Законы княжества вырабатывались господарем и вотировались по­сле обсуждения его Собранием. Законы, действующие в обоих кня­жествах, подготавливались Центральной комиссией в Фокшанах. Затем господари вносили их на обсуждение Собрания соответст­вующего княжества, которое могло дополнить, принять либо от­вергнуть их. Но поскольку редко случалось, чтобы все три Собра­ния не имели разногласий по выдвинутым господарем вопросам,, то при такой сложной и запутанной процедуре было трудно при­нять закон для обоих княжеств. Выборное собрание в каждом кня­жестве избиралось на семь лет, согласно избирательному регла­менту, предусматривавшему очень высокий имущественный ценз, который допускал в Собрание лишь крупных бояр и очень неболь­шое число буржуа 71. Собрание созывалось господарем. Обыкновен­ная сессия продолжалась три месяца, но господарь в случае необ­ходимости мог продлить ее срок. Он мог созвать Собрание в пе­риод чрезвычайной сессии и распустить его. Но в последнем случае он был обязан в трехмесячныц^срок созвать новое Собрание. Пред-^ седателем собрания являлся митрополит, который входил в него па положению. Вице-председатели и секретари выбирались Собра­нием.

Парижская конвенция предусмотрела составление господарем бюджета княжеств, который мог вступать в силу лишь после его утверждения Собранием. Но если бюджет не вотировался в срок, то исполнительная власть получала право ориентироваться на бюд­жет предшествовавшего года. Окончательный отчет об исполнении бюджета представлялся Выборному собранию. Никакой налог не мог быть ни установлен, ни взимаем без согласия Собрания, что-значительно усиливало его права.

Исполнительная власть принадлежала господарю, который по­жизненно избирался Собранием и утверждался султаном. Госпо­дарь управлял при содействии назначенных им министров и чинов­ников, мог помиловать, либо смягчать наказания в уголовных делах. Таким образом, господарь обладал довольно широкой властью. Но любой акт господаря должен был быть скреплен под­писью соответствующего министра, что означало применение так называемого права контрасигнатуры. Министры, даже если не со­стояли членами Собрания, имели право присутствовать на его за- седаниях и принимать участие в обсуждении законов, но не в го­лосовании. Они отвечали за нарушение законов и растрату госу­дарственных денег. Господари, либо большинство (2/3) Собрания могли отдать министров под суд Верховного кассационного суда. Судебная власть осуществлялась судебными палатами Молдовы и. Валахии, а также Верховным и кассационным судом в Фокшанах, который рассматривал общие для обоих княжеств дела, имел пра­во надзора и дисциплинарной власти над вышеуказанными судеб-^ ными палатами и судами.

Как можно убедиться из вышеизложенного, Парижская конвен­ция 1858 г. впервые провозгласила в Объединенных княжествах принципы буржуазного парламентаризма, правда, деформирован­ного, поскольку не ввела политической ответственности главы го­сударства и министров перед Собранием, утверждая тем самым господство исполнительной власти над законодательной 72. Конвен­ция 1858 г. провозгласила буржуазные принципы равенства всех граждан перед законом в налогообложении. Все сословные приви­легии подлежали отмене, и гражданам обещали предоставление одинаковых политических прав и доступ к государственным долж­ностям. Им обеспечивалась личная свобода. Никто- не мог быть задержан, арестован или преследуем иначе, как по закону. -«Все привилегии, изъятия и монополии, коими еще пользуются некото­рые классы,— говорилось в конвенции,— будут отменены, и в ви­дах улучшения положения крестьян будет без замедления приступ-лено к пересмотр4^ закона, определяющего отношения землевла­дельцев к земледельцам. Муниципальные учреждения, как город­ские, так и сельские, получат все то развитие, какого требуют по­становления настоящей конвенции». Частная собственность объяв­лялась священной и неприкосновенной. Никто не мог быть лишен собственности иначе, как в законном порядке, ради общественной пользы и при условии уплаты вознаграждения.

Таким образом, Парижская конвенция 1858 г. стала основным международным актом, определившим политико-юридический ста­тус будущего государства — Объединенных княжеств. Несмотря на то. что в Конвенции 1858 г. пожелания диванов ад-хок были учтены далеко не. полностью, несмотря на декларативность многих провозглашенных ею принципов, введенные новые правовые нор­мы и государственные учреждения способствовали ускорению раз­ложения феодальных и развитию капиталистических отношений и, создали определенные основания для формирования Румынского национального государства.

Конвенция, конечно, не была признанием объединения кня­жеств, как считает английский историк Р. Ли Вульф 73. Ближе к истине его коллега Р. В. Сетон-Уотсон, квалифицирующий Конвен­цию 1858 г. лишь как «прелюдию рождения нового государства»74, или немецкий историк Б. Нольде, оценивающий ее как компромисс, «частично отрицающий и частично признающий объединение кня­жеств» 75.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 698 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2340 - | 2145 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.056 с.