Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћногообразии форм знани€. Ќаучное и вненаучное знание




ѕознание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. ѕо€вление научного знани€ не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знани€. ¬ отличие от всех многообразных форм знани€ научное познание Ч это процесс получени€ объективного, истинного знани€, направленного на отражение закономерностей действительности. Ќаучное познание имеет тро€кую задачу и св€зано с описанием, объ€снением и предсказанием процессов и €влений действительности.

 огда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно пон€ть, что последнее не €вл€етс€ чьей-то выдумкой или фикцией. ќно производитс€ в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и пон€тийные средства. ќчевидно, что многие формы ^ненаучного знани€ старше-знани€, признаваемого в качестве научного, например, астрологи€ старше астрономии, алхими€ старше химии. ¬ыдел€ют следующие формы вненаучного знани€:

Х паранаучные знани€ включает в себ€ учени€ или размышлени€ о феноменах, объ€снение которых не €вл€етс€ убедительным с точки зрени€ критериев научности;

Х лженаучные знани€ сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Ћженаучное знание часто представл€ет науку как дело аутсайдеров. »ногда его св€зывают с патологической де€тельностью психики творца, которого в обиходе величают Ђмань€комї, Ђсумасшедшимї. ¬ качестве симптомов лженауки выдел€ют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам

Х псевдонаучное знание представл€ет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности попул€рных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Ћох-Ќесс.

≈ще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставл€вшее элементарные сведени€ о природе и окружающей действительности. ≈го основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не-систематический характер, представл€ющий собой простой набор сведений. »ногда аксиомы здравомысли€ противоречат научным положени€м, преп€тствуют развитию науки, вживаютс€ в человеческое сознание так крепко, что станов€тс€ предрассудками и сдерживающими прогресс преградами.

≈го особенностью €вл€етс€ то, что оно используетс€ человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств.

ƒруга€ его особенность Ч принципиально бесписьменный характер. “е пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют этот факт, но никак не прописывают теорию обыденного знани€.

  исторически первым формам человеческого знани€ относ€т игровое познание, которое строитс€ на основе условно принимаемых правил и целей. ќно дает возможность возвыситьс€ над повседневным бытием, не заботитьс€ о практической выгоде и вести себ€ в соответствии со свободно прин€тыми игровыми нормами. ¬ игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. ќно носит обучающе-развивающий характер, вы€вл€ет качества и возможности человека, позвол€ет раздвинуть психологические границы общени€.

ќсобую разновидность знани€, €вл€ющегос€ досто€нием отдельной личности, представл€ет личностное знание. ќно ставитс€ в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной де€тельности.

ќсобую форму вненаучного и вненационального знани€ представл€ет собой так называема€ народна€ наука, котора€ в насто€щее врем€ стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. ѕри своем возникновении народна€ наука обнаруживала себ€ как феномен коллективного сознани€ и выступала как этнонаука.  ак правило, народна€ наука существует и транслируетс€ в бесписьменной форме от наставника к ученику.

ѕоскольку разномастна€ совокупность внерационального знани€ не поддаетс€ строгой и исчерпывающей классификации, можно встретитьс€ с выделением следующих трех видов познавательных технологий: паранормальное знание, псевдонаука и девиантна€ наука.

Ўирокий класс паранормального знани€ включает в себ€ учени€ о тайных природных и психических силах и отношени€х, скрывающихс€ за обычными €влени€ми. —амыми €ркими представител€ми паранормального знани€ считаютс€ мистика и спиритизм. ќно предполагает возможность получать информацию или оказывать вли€ние, не прибега€ к непосредственным физическим способам. –азличают экстрасенсорное воспри€тие (Ё—¬) и психокинез. Ё—¬ раздел€етс€ на телепатию и €сновидение. “елепати€ предполагает обмен информацией между двум€ и более особ€ми паранормальными способами. ясновидение означает способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету. ѕсихокинез Ч это способность воздействовать на внешние системы, наход€щиес€ вне сферы нашей моторной де€тельности, перемещать предметы нефизическим способом.

»ногда встречаетс€ термин анормальное знание, которые не означает ничего иного, кроме того, что способ получени€ знани€ либо само знание не соответствует тем нормам, которые считаютс€ общеприн€тыми в науке на данном историческом этапе.

”же давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. » раз существуют многообразные его формы, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейс€ в них потребности.

–елигиозное знание, которое базируетс€ на вере и устремл€етс€ за пределы рационального в сферу постижени€ сверхъестественного. –елигиозное знание, €вл€€сь одним из наиболее ранних форм знани€, заключает в себе механизмы регулировани€ и регламентировани€ жизни общества. ≈го атрибутами €вл€ютс€ храм, икона, тексты —в€щенного писани€, молитвы, многообразна€ религиозна€ символика. ¬ера Ч это не только основное пон€тие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной де€тельности.

¬ера в отличие от знани€ есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладани€ субъективной значимости. ќснованное на вере религиозное знание обнаруживает себ€ в непосредственном, не требующем доказательств прин€тии тех или иных положений, норм, истин.  ак внутреннее духовное состо€ние она требует от человека соблюдени€ тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 955 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

684 - | 541 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.