Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћесто и роль науки в культуре техногенной цивилизации




¬ развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций Ч конкретных видов общества, каждое из которых имело свою самобытную историю.

“ехногенна€ цивилизаци€ €вл€етс€ довольно поздним продуктом человеческой истории. ƒолгое врем€ эта истори€ протекала как взаимодействие традиционных обществ. Ћишь в XVЦXVII столети€х в европейском регионе сформировалс€ особый тип развити€, св€занный с по€влением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их вли€нием традиционных обществ. Ќекоторые из этих традиционных обществ были просто-напросто поглощены техногенной цивилизацией; пройд€ через этапы модернизации, они превращались затем в типичные техногенные общества. ƒругие, испытав на себе прививки западной технологии и культуры, тем не менее сохран€ли многие традиционные черты, превратившись в своего рода гибридные образовани€.

“ехногенна€ цивилизаци€ началась задолго до компьютеров и даже задолго до паровой машины. “ехногенна€ цивилизаци€ существует чуть более 300 лет, но оказалась весьма динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавл€ет, подчин€ет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры Ч это мы видим повсеместно, и сегодн€ этот процесс идет по всему миру. “акое активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционных обществ, как правило, оказываетс€ столкновением, которое приводит к гибели последних, уничтожению многих культурных традиций, по существу, к гибели этих культур как самобытных целостностей.

ƒе€тельность человека должна быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе. ¬ свою очередь, внешний мир рассматривалс€ как арена де€тельности человека, как если бы мир и был предназначен дл€ того, чтобы человек получал необходимые дл€ себ€ блага, удовлетвор€л свои потребности.  онечно, это не означает, что в новоевропейской культурной традиции не возникают другие, в том числе и альтернативные, мировоззренческие идеи.

“ехногенна€ цивилизаци€ в самом своем бытии определена как общество, посто€нно измен€ющее свои основани€. ѕоэтому в ее культуре активно поддерживаетс€ и ценитс€ посто€нна€ генераци€ новых образцов, идей, концепций. Ћишь некоторые из них могут реализовыватьс€ в сегодн€шней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнеде€тельности, адресованые гр€дущим поколени€м. ¬ культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценност€м. Ќо в реальной жизнеде€тельности общества они могут не играть определ€ющей роли, остава€сь как бы на периферии общественного сознани€ и не привод€ в движение массы людей.

¬ культуре техногенных обществ система этих ценностей базируетс€ на идеалах креативной де€тельности и творческой активности суверенной личности. » только в этой системе ценностей научна€ рациональность и научна€ де€тельность обретают приоритетный статус. ќсобый статус научной рациональности в системе ценностей техногенной цивилизации и особа€ значимость научно-технического взгл€да на мир определены тем, что научное познание мира €вл€етс€ условием дл€ его преобразовани€ в расшир€ющихс€ масштабах. ќно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими цел€ми.

ѕоэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категори€ научности обретает своеобразный символический смысл. ќна воспринимаетс€ как необходимое условие процветани€ и прогресса. ÷енность научной рациональности и ее активное вли€ние на другие сферы культуры станов€тс€ характерным признаком жизни техногенных обществ.

ѕрестижный статус науки стимулирует развертывание большого многообрази€ ее развитых форм. »сследу€ их и анализиру€, как мен€лись функции науки в социальной жизни, можно вы€вить основные особенности научного познани€, его возможности и границы.

Ќесомненно, что достижени€ научно-технического прогресса дадут в руки человечества могучие средства, позвол€ющие воздействовать на глубинные генетические структуры, управл€ющие воспроизводством человеческого тела. Ќо, получив в свое распор€жение подобные средства, человечество обретет нечто, равнозначное атомной энергии по возможным последстви€м. ѕри современном уровне нравственного развити€ всегда найдутс€ Ђэкспериментаторыї и добровольцы дл€ экспериментов, которые могут сделать лозунг совершенствовани€ биологической природы человека реали€ми политической борьбы и амбициозных устремлений. ѕерспективы генетической перестройки человеческой телесности сопр€гаютс€ с не менее опасными перспективами манипул€ций психикой человека путем воздействи€ на его мозг.

Ќекоторые философы и футурологи сравнивают современные процессы с изменени€ми, которые пережило человечество при переходе от каменного к железному веку. Ёта точка зрени€ имеет глубокие основани€, если учесть, что решени€ глобальных проблем предполагают коренную трансформацию ранее прин€тых стратегий человеческой жизнеде€тельности. Ћюбой новый тип цивилизационного развити€ требует выработки новых ценностей, новых мировоззренческих ориентиров. Ќеобходимы пересмотр прежнего отношени€ к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, выработка новых идеалов человеческой де€тельности, нового понимани€ перспектив человека.

¬ этом контексте возникает вопрос и о присущих техногенной цивилизации ценност€х науки и научно-технического прогресса.

¬ыход состоит не в отказе от научно-технического развити€, а в придании ему гуманистического измерени€, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себ€ в €вном виде гуманистические ориентиры и ценности

ќчевидно, первым шагом на этом пути должен стать анализ специфики науки, вы€вление тех инвариантных признаков, которые устойчиво сохран€ютс€ при исторической смене типов научной рациональности. ¬ каждую конкретную историческую эпоху эти признаки могут соедин€тьс€ с особенными, свойственными именно данной эпохе характеристиками научного познани€. Ќо если исчезнут инвариантные признаки науки, отличающие ее от других форм познани€ (искусства, обыденного познани€, философии, религиозного постижени€ мира), то это будет означать исчезновение науки.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1155 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

468 - | 418 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.