Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ормирование основ естествознани€ в эпоху —редневековь€ и ¬озрождени€




¬ отличие от античности, средневекова€ наука не предложила новых фундаментальных программ, но в то же врем€ она не ограничивалась только пассивным усвоением достижений античной науки. ≈е вклад в развитие научного знани€ состо€л в том, что был предложен целый р€д новых интерпретаций и уточнений античной науки, р€д новых пон€тий и методов исследовани€, которые разрушали античные научные программы, подготавлива€ почву дл€ механики Ќового времени.

¬ —редние века проблемы истины решались не наукой или философией, а теологией (философским учением о Ѕоге). ¬ этой ситуации наука становилась средством решени€ чисто практических задач. јрифметика и астрономи€, в частности, были необходимы только дл€ вычислени€ дат религиозных праздников. “акое чисто прагматическое отношение к средневековой науке привело к тому, что она утратила одно из самых ценных качеств античной науки, в которой научное знание рассматривалось как самоцель, познание истины осуществл€лось ради самой истины, а не ради практических результатов.

ѕоэтому говорить о развитии науки в период раннего —редневековь€ не приходитс€ - есть только ее упадок. —охран€ютс€ лишь жалкие остатки того конгломерата научных знаний, которым обладала античность, изложенные в сочинени€х тех античных авторов, которые признавались христианской церковью. ѕересмотру эти знани€ не подлежали, их можно было только комментировать - этим и занимались средневековые мыслители.

—тремление найти дл€ каждой вещи подход€щее место в иерархии быти€ четко прослеживаетс€ и в тенденции к систематизации и классификации знани€ - зан€тии, которое считали своим долгом ученые-схоласты. ќчень попул€рным жанром в научной литературе были сочинени€ типа энциклопедий.

“ем не менее в недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знани€, как астрологи€, алхими€, натуральна€ маги€, которые подготовили возможность образовани€ современной науки. Ёти дисциплины представл€ли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки. ќни разрушали идеологию созерцательности, осуществл€€ переход к опытной науке.

¬ положительную сторону ситуаци€ в средневековой науке стала мен€тьс€ в XII веке, когда в научном обиходе стало использоватьс€ все научное наследие јристотел€. “огда, естественно, наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. –азрешением этого противоречи€ стала концепци€ двойственной истины, то есть признание права на сосуществование Ђестественного разумаї нар€ду с верой, основанной на откровении. Ќо даже в этих обсто€тельствах еще очень долгое врем€ все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь веро€тными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью. ¬ тех услови€х религиозна€ картина мира представл€лась более очевидной по сравнению с философско-научной.

ќднако постепенно позитивные изменени€ в средневековой науке набирали силу, и поэтому представление о соотношении веры и разума в картине мира мен€лось: сначала они стали признаватьс€ равноправными, а затем, в эпоху ¬озрождени€, разум был поставлен выше откровени€.

¬ это же врем€ были сделаны первые шаги к механистическому объ€снению мира. ѕо€вл€ютс€ пон€ти€ пустоты, бесконечного пространства и движени€ по пр€мой линии, требование устранить из объ€снени€ телеологический принцип и ограничитьс€ действующими причинами.  онечно, эти пон€ти€ еще нельз€ считать четко сформулированными и осознанными. Ёто только подходы, которые дадут свои плоды через триста лет.

“акже закладываетс€ новое понимание механики, котора€ в античности была прикладной наукой. јнтичность да и раннее —редневековье рассматривали все созданные человеком инструменты как искусственные, чуждые природе. ¬ силу этого они не имели никакого отношени€ к познанию мира, так как действовал принцип: Ђподобное познаетс€ подобнымї. »менно поэтому только человеческий разум в силу принципа подоби€ человека космосу (микро- и макрокосмос) мог познавать мир. —ейчас же инструменты считались тождественными природе, ее частью, что открывало возможность видеть в эксперименте средство познани€ природы, а не просто чудеса и фокусы.

¬есьма существенным фактом дл€ становлени€ средневекового естествознани€ стал отказ от античной модели совершенства - круга. ќна была заменена на модель бесконечной линии, что соответствовало формированию представлений о бесконечной ¬селенной.

Ќе менее важными дл€ становлени€ современной науки были религиозные обр€ды и ритуалы, подчин€вшие жизнь горожан строгому ритму, распор€дку, почасовой регламентации; особую роль играли также средневекова€ школа и университет, которые не только поощр€ли книжную ученость и усвоение элементов античной науки, но и столети€ми прививали нормы логико-дискурсивного мышлени€ и искусство аргументации. Ёто привело к высочайшему уровню умственной дисциплины в эпоху позднего —редневековь€, без чего был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных средств научного познани€.

Ёпоха ¬озрождени€ сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодар€ новому пониманию места и роли человека в объективном мире. „еловек стал пониматьс€ отныне не как природное существо, а как творец самого себ€, что и выдел€ет его из всех прочих живых существ. „еловек становитс€ на место Ѕога: он сам свой собственный творец, он владыка природы.

„еловек не просто удовлетвор€ет свои земные нужды, он творит мир, красоту, самого себ€. ѕоэтому в эпоху ¬озрождени€ впервые снимаетс€ граница между наукой как постижением сущего и практически-технической де€тельностью. »дет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. ’удожник и ученый подражают не только создани€м Ѕога, но и ≈го творчеству. —оздава€ вещи, так же как Ѕог создал мир, они делают это не наобум, а стрем€тс€ увидеть законы построени€ этих вещей.

ќкончательно формируетс€ сознание, пр€мо противоположное античному: если дл€ древнегреческого философа предел выше беспредельного, форма совершеннее материи, завершенное и целое прекраснее незавершенного и бесконечного, то дл€ ученого ¬озрождени€ беспредельное (возможность, матери€) совершеннее формы, став€щей пределы и границы, бесконечное предпочтительнее перед имеющим конец, становление и непрерывное превращение (или его возможность) выше того, что неподвижно.

Ќовый взгл€д на мир и человека позволил сделать выдающиес€ открыти€ и создать новые теории, ставшие прологом научной революции, в ходе которой оформилось классическое естествознание.
19. ‘ормирование опытной науки в новоевропейской культуре.

Ќаука как целостный феномен возникает в Ќовое врем€ вследствие отделени€ от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Ќа каждом из этих этапов разрабатываютс€ соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследовани€, формулируетс€ определенный стиль мышлени€, своеобразный пон€тийный аппарат и т.п.  ритерием (основанием) данной периодизации €вл€етс€ соотношение объекта и субъекта познани€.
ƒл€ возникновени€ науки в XVI Ц XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышлени€) условий, необходим был определенный уровень развити€ самого знани€, запас фактов, подлежащих осмыслению и обобщению.

ќбраз современной науки, отмечал ј. Ёйнштейн, был определен в эпоху Ќового времени. Ћеонардо да ¬инчи, √. √алилей, ‘. Ѕэкон, –. ƒекарт полагали главными ценност€ми новой науки ее светский характер, критический дух, объективную истинность, практическую полезность.

»змен€лось и само понимание науки. ѕо мнению ученых Ќового времени, она должна перестать быть созерцательно-наблюдательной. ѕрорывом в ее понимании было открытие экспериментальной основы науки.јнтична€ культура знала лишь теоретическую и логическую основы науки, но этого было недостаточно в эпоху, когда наука за€вила о себе как об относительно самосто€тельном €влении культуры. Ќаука могла развиватьс€, определ€€ свои собственные основы, к которым следует отнести экспериментальные исследовани€, а в более широком смысле Ч методологические основы. „еловек стал активным началом в исследовании природы, отсюда стремление познать принципы функционировани€ механизмов и самого человека.

 онструктивный характер новоевропейской науки выразил √. √алилей, ввод€ метод идеализации. √алилей преобразует физику јристотел€ о движении и вводит идею тождества кругового и пр€молинейного движени€. ќно становитс€ теоретическим образом (идеализацией) совершенства движени€.
Ќова€ наука всецело полагалась на авторитет знани€; она, считал ƒекарт, должна все подвергать сомнению с целью вы€влени€ исходных интеллектуально очевидных положений. »нструментом исследовани€ становилась математика. ќнтологическое обоснование значимости математики дал √алилей: У нига природы написана €зыком математикиФ. Ёта методологическа€ установка была восприн€та всеми последующими учеными, что означало переход от качественного описани€ €влений природы, характерного дл€ натурфилософии, к математическому описанию, вскрывающему взаимоотношени€ и закономерности.

—амо построение новоевропейской науки было совершено ». Ќьютоном. ¬еликий ученый оставил огромное научное наследство в разных област€х науки Ч оптике, астрономии, математике. √лавным в его творчестве было создание основ механики, открытие закона всемирного т€готени€ и разработка теории движени€ небесных тел. ¬ итоге формируетс€ образ классической науки. ’арактерной ее особенностью становитс€ опора на авторитет знани€.
ќсновные представители: Ќиколай  узанский, Ћеонардо да ¬инчи, »саак Ќьютон, ћишель ћонтень, “омас ћор, “оммазо  ампанелла, ћартин Ћютер, √алилео √алилей и др.


20. Ќаука в собственном смысле:  лассическое естествознание и его методологи€

’ронологически этот период, а значит становление естествознани€ как определенной системы знани€, начинаетс€ примерно в XVIЧXVII вв. и завершаетс€ на рубеже XIXЧXX вв. ¬ свою очередь данный период можно разделить на два этапа: этап механистического естествознани€ (до 30-х гг. XIX в.) и этап зарождени€ и формировани€ эволюционных идей (до конца XIX Ч начала XX в.).

I. Ётап механистического естествознани€. Ќачало этого этапа совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму в «ападной ≈вропе. Ќачавшеес€ бурное развитие производительных сил потребовало решени€ целого р€да технических задач. ј это в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика Ч в силу необходимости решени€ названных задач.

¬ свою очередь этап механистического естествознани€ можно условно подразделить на две ступени Ч доньютоновскую и ньютоновскую, Ч св€занные соответственно с двум€ глобальными научными революци€ми, происходившими в XVIЧXVII вв. и создавшими принципиально новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание мира.

ƒоньютоновска€ ступень Ч и соответственно перва€ научна€ революци€ происходила в период ¬озрождени€, и ее содержание определило гелиоцентрическое учение я.  оперника (1473Ч1543). Ёто был конец геоцентрической системы, которую  оперник отверг на основе большого числа астрономических наблюдений и расчетов, Ч это и было первой научной революцией, подрывавшей также и религиозную картину мира.

¬торую глобальную научную революцию XVII в. чаше всего св€зывают с именами √алиле€,  еплера и Ќьютона, который ее и завершил, открыв тем самым новую Ч посленьютоновскую ступень развити€ механистического естествознани€. ¬ учении √. √алиле€ (1564Ч1642) уже были заложены достаточно прочные основного механистического естествознани€. ¬ центре его наручных интересов сто€ла проблема движени€. ќткрытие принципа инерции, исследование им свободного падени€ тел имели большое значение дл€ становлени€ механики как науки.

¬тора€ научна€ революци€ завершилась творчеством Ќьютона. Ќьютон сформулировал пон€ти€ и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного т€готени€, и с единой точки зрени€ объ€снил большой объем опытных данных (неравенства движени€ «емли, Ћуны и планет, морские приливы и др.).

 роме того, Ќьютон был автором многих новых физических представлений Ч о сочетании корпускул€рных и волновых представлений о природе света. —одержание научного метода Ќьютона (метода принципов) сводитс€ к следующим основным Ђходам мыслейї:

1) провести опыты, наблюдени€, эксперименты;

2) посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми;

3) пон€ть управл€ющие этими процессами фундаментальные закономерности;

4) осуществить математическое выражение этих принципов, т. е математически сформулировать взаимосв€зи естественных процессов;

5) построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывани€ фундаментальных принципов.

—ам Ќьютон с помощью своего метода решил три кардинальные задачи. ¬о-первых, четко отделил науку от умозрительной натурфилософии и дал критику последней. ¬о-вторых, разработал классическую механику как целостную систему знаний о механическом движении тел. ≈го механика стала классическим образцом научной теории дедуктивного типа и эталоном научной теории вообще, сохранив свое значение до насто€щего времени. ¬-третьих, Ќьютон завершил построение новой революционной дл€ того времени картины природы, сформулировав основные идеи, пон€ти€, принципы, составившие механическую картину мира.

ќднако накапливались факты, которые все труднее было согласовывать с принципами механической картины мира. ќна тер€ла свой универсальный характер, расщепл€€сь на р€д частно научных картин, началс€ процесс расшатывани€ механической картины мира. ¬ середине XIX в. она окончательно утратила статус общенаучной.

ѕервую брешь в мире подобных представлений пробила максвелловска€ теори€ электромагнитных €влений, дававша€ математическое описание процессов, не свод€ их к механикеї

II. Ётап зарождени€ и формировани€ эволюционных идей Ч с начала «ќ-х гг. ’I’ в. до конца XIXЧ начала XX в. ”же с конца ’”Ў в. в естественных науках (в том числе и в физике, котора€ выдвинулась на первый план) накапливались факты, эмпирический материал, которые не Ђвмещалисьї в механическую картину мира и не объ€сн€лись ею. Ђѕодрывї этой картины мира шел главным образом с двух сторон: во-первых, со стороны самой физики и, во-вторых, со стороны геологии и биологии.

ѕерва€ лини€ Ђподрыва> была св€зана с активизацией исследований в области электрического и магнитного полей. ќсобенно большой вклад в эти исследовани€ внесли английские ученые ћ. ‘арадей (1791Ч1867) и ƒ. ћаксвелл (1831Ч1879), Ѕлагодар€ их усили€м стали формироватьс€ не только корпускул€рные, но и континуальные (Ђсплошна€ средаї) представлени€.

”спехи электродинамики привели к созданию электромагнитной картины мира, котора€ объ€сн€ла более широкий круг €влений и более глубоко выражала единство мира. “аким образом, работы в области электромагнетизма сильно подорвали механическую картину мира и по существу положили начало ее крушению.

„то касаетс€ второго направлени€ Ђподрываї механической картины мира, то уже

в первые дес€тилети€ ’I’ в. было фактически подготовлено Ђсвержениеї метафизического в целом способа мышлени€, господствовавшего в естествознании. ќсобенно этому спо-собствовали три великих открыти€: создание клеточной теории, открытие закона сохранени€ и превращени€ энергии и разработка ƒарвином эволюционной теории.

“еори€ клетки была создана немецкими учеными ћ. Ўлейденом и “. Ўванном в 1838Ч1839 гг.  леточна€ теори€ доказала внутреннее единство всего живого и указала на единство происхождени€ и развити€ всех живых существ. ќна утвердила общность происхождени€, а также единство строени€ и развити€ растений и животных.

ќткрытие в 40-х гг. XIX в. закона сохранени€ и превращени€ энергии показало, что признававшиес€ ранее изолированными так называемые Ђсилыї Ч теплота, свет, электричество, магнетизм и т. п. Ч взаимосв€заны, переход€т при определенных услови€х одна в другую и представл€ют собой лишь различные формы одного и того же движени€ в природе. Ёнерги€ как обща€ количественна€ мера различных форм движени€ материи не возникает из ничего и не исчезнет, а может только переходить из одной формы в другую.

“еори€ „. ƒарвина окончательно была оформлена в его главном труде. Ёта теори€ показала, что растительные и животные организмы (включа€ человека) Ч не богом созданы, а €вл€ютс€ результатом длительного естественного развити€ (эволюции) органического мира, ведут свое начало от немногих простейших существ, которые в свою очередь произошли от неживой природы. ¬последствии теорию ƒарвина подтвердила генетика, показав механизм изменений, на основе которых и способна работать теори€ естественного отбора. ¬ середине XX в., особенно в св€зи с открытием в 1953 г. ‘.  риком и ƒж. ”отсоном структуры ƒЌ , сформировалась так называема€ систематическа€ теори€ эволюции, объединивша€ классический дарвинизм и достижени€ генетики.
21. –еволюци€ в естествознании конца XIX - начала XX в. » становление идей и методов неклассической науки.

≈стествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении вз€тых в их взаимной св€зи, как единое целое, представл€ет собой весьма сложное €вление, обладающее различными сторонами и св€з€ми, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

–еволюции в естествознании Ц одна из самых актуальных философских проблем. «адача исследовани€ этой проблемы состоит в реконструкции истории науки, вы€вление роли и механизмов революционных фаз в научном прогрессе. ѕонимание этих механизмов позвол€ет в какой-то мере прогнозировать возможные пути революционных научных преобразований и, тем самым, содействовать нахождению обоснованных стратегий научного поиска, выбору наиболее эффективных средств и методов исследовани€, более эффективному подходу к оценке принципиально новых результатов, получаемых при революционных переворотах в естествознании или отдельных его област€х.

¬ середине 90-х гг. 19 века началась новейша€ революци€ в естествознании, главным образом в физике:

- ќткрытие электромагнитных волн √. √ерцем.

-  оротковолнового электромагнитного излучени€  . –ентгеном.

- –адиоактивности ј. Ѕеккерелем.

- Ёлектрона ƒж. “омсоном.

- —ветового давлени€ ѕ.Ќ. Ћебедевым.

- ¬ведение идеи квантовани€ энергии ћ. ѕланком.

- —оздание теории относительности ј. Ёйнштейном.

- –адиоактивного распада Ё. –езерфордом и ‘. —одди,

- ћодель атома по Ќ. Ѕору.

а так же открыти€ в химии и биологии (основы генетике на базе законов √. ћендел€) определ€ют 1-й этап революции в физики и ≈стествознании. ќн сопровождаетс€, прежде всего, нарушением прежних метафизических представлений о материи и еЄ строении, свойствах, формах движени€ и типах закономерностей, о пространстве и времени. Ќарушение метафизических взгл€дов на мир, вызвало реакционные поползновени€ идеалистов и привело к кризису в физике и всем ≈стествознании.

2-й этап революции в ≈стествознании началс€ в св€зи с созданием квантовой механики и сочетанием еЄ с теорией относительности в общую квантово-рел€тивистскую концепцию. ѕроисходит дальнейшее бурное развитие ≈стествознани€ и в св€зи с этим продолжаетс€ коренна€ ломка старых пон€тий, главным образом тех, которые св€заны со старой классической картиной мира.

Ќачалом 3 Ц го этапа революции в ≈стествознании было первое овладение атомной энергией в результате делени€ €дра и последующих исследований, с которыми св€зано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики.

—овременный этап научного ≈стествознани€, характеризуетс€ не только лидирующей ролью физической науки, но и целой группы отраслей ≈стествознани€: биологи€ (генетика, молекул€рна€ биологи€), хими€ (макрохими€, хими€ полимеров), науки смежные с ≈стествознанием (космонавтика, кибернетика) и т.д.

≈сли в начале 20 века физические открыти€ развивались самосто€тельно, то с середины 20 века революци€ в ≈стествознании органически слилась с революцией в технике, привед€ к современной научноЦтехнической революции. — точки зрени€ практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиватьс€ современна€ техника.

Ѕурное развитие всех отраслей ≈стествознани€ в конце 20 века породило создание не только современной физической картины мира, но и биологической картины мира и др. ¬ св€зи с чем, все больше на первый план выходит новое междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.

¬ рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепци€ не стационарной ¬селенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. “аким образом, на прот€жении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.

¬ начале XX века сложились все услови€ дл€ мощного прорыва, скачка, революции в естествознании, а особенно в физике. ќднако в той или иной степени это отразилось и на других естественных науках, например на химии.

ќсобую роль среди естественных наук играет космологи€. ќна св€зана практически со всеми естественными науками.  осмологи€ выросла непосредственно из натурфилософии, а ее древние корни лежат в религиозно-мифологическом миропонимании. Ќа всех этапах своего развити€ она отражала эволюцию представлений человечества о мире в целом. “ак революци€, св€занна€ с трудами Ќ. оперника придала космологии огромное значение дл€ осознани€ человека своего места в мире.

—тановление новой космологической картины мира затрагивало всегда как естественнонаучную, так и гуманитарную области. ќно всегда порождало конфликты между людьми разных убеждений. » √алилей, и представитель инквизиции считали, что именно они защищают высшие духовные ценности. » в насто€щее врем€ проход€т острые дискуссии по методологическим вопросам космологии. “ак, теори€ Ѕольшого ¬зрыва Ц начала ¬селенной некоторыми ученными и частью общества была восприн€та как аргумент в пользу ее Ђтворени€ї Ѕогом, в то же врем€ другие представители креационизма отвергают эту теорию как любую эволюционную теорию, на том основании, что она не совпадает с тем, что говоритс€ в Ѕиблии. — космологией тесно св€зана астрономи€ Ц наука о строении ¬селенной, природе и развитии космических тел, корни которой также уход€т в древний мир.
22. ‘ормирование науки как профессиональной де€тельности. ¬озникновение дисциплинарно организованной науки.

 ак дисциплинарно организованна€ структура наука прошла 5 этапов развити€:

1. ѕодростковый этап - с момента по€влени€ университетов. сер 12в.-до 15в включительно.

2. –омантический этап 16-17 вв. —мысл названи€ - вера, что наука способна избавить человечество от всех проблем(т.к. знание-главна€ сила). ќсобенности этапа: 1) по€вление академий как особых институциональных форм организации научного знани€. ÷ель создани€ академий - развитие экспериментального знани€. 2)легитимизаци€ науки - признание и поддержка государства. 3)разрыв экспериментально математического знани€ со средневековой текстовой схоластической моделью познани€. 4)наука все больше отдал€етс€ от спекул€тивной натур философии, авторитет уже не јристотель, а опыт. 5)идеал ученого - энциклопедист.

3.  лассический период (18 в-перва€ половина 19вв) 1)превращение науки в идеологию, научное знание вытеснило церковное и стало считатьс€ панацеей от всех бед. Ѕыли оформлены такие рациональные теории как: деизм (утверждение, что Ѕог и мир существуют отдельно друг от друга); теори€ гражданского общества, общественного договора, разумного эгоизма. 2)происходит оформление научных дисциплин и научна€ специализаци€. 3)наука переходит от собирани€ фактов и их описани€ к созданию фундаментальных теорий. ѕроисходит сведение науки и производства, возникают технические высшие учебные заведени€ (1794, ѕарижска€ политехническа€ школа; 1809 г. в –оссии Ђ орпус инженеров путей и сообщенийї).

4) ѕостклассический период 2-€ половина 19вЦ1-€ половина 20вв. 1)—ращение науки и производства, св€зано с развитием капитализма. 2)профессионализаци€ научной де€тельности: из науки устран€ютс€ любители. 3)формируетс€ концепци€ ценностей нейтральности научного знани€: ученый считает себ€ не имеющим этической ответственности за результат применени€ его изобретений/открытий и т.п.

5) ЂЁтап большой наукиї середина 20в до сегод дн€. 1)огосударствление науки: государство планирует научную работу, финансирует, определ€ет ее цели и средства, участвует в формировании престижа научной де€тельности (построили селиконовую долину, задействовали 150тыс. чел. дл€ изобретени€ —Ўј €дерного оружи€). 2)происходит научно-техническа€ революци€ т.е. наука превращаетс€ в решающую производит силу. 3)прин€тие наукой бремени этической ответственности перед обществом.

¬ XIX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию: на смену теории катастрофизма пришла иде€ геологического эволюционизма („. Ћайель - доказал, что дл€ объ€снени€ изменений достаточно допустить длительный срок существовани€ «емли). „.ƒарвин - виды животных, растений с их целесообразной организацией возникли в результате отбора и накоплени€ качеств, полезных дл€ организмов в борьбе за существование в данных услови€х. √. ћенделем дал объ€снение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике, выделил свойство генов - дискретность, сформулировал принцип независимости комбинировани€ генов при скрещивании. ¬ 30-х г. XIX в. ботаником Ўлейденом и биологом Ўванном была создана клеточна€ теори€ строени€ растений и живых организмов. ¬плотную подходит к открытию закона сохранени€ и превращени€ энергии немецкий врач ћайер, показавший, что химическа€, теплова€ и механическа€ энергии могут превращатьс€ друг в друга и €вл€ютс€ равноценными. ƒ. ƒжоуль продемонстрировал, что при затрате механической силы получаетс€ эквивалентное количество теплоты. ƒатский инженер  ольдинг опытным путем установил отношение между работой и теплотой, физик √ельмгольц доказал невозможность вечного двигател€. ¬ химии - открытие периодического закона химических элементов ћенделеевым. Ёволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. Ётому способствовали и исследовани€ в физики: открытие  улоном закона прит€жени€ электрических зар€дов с противоположными знаками, введение ‘арадеем пон€ти€ электромагнитного пол€, создание ћаксвеллом математической теории электромагнитного пол€, что привело к созданию электромагнитной картины мира. ќдновременно развиваютс€ социально-гуманитарные науки. ћарксом создаетс€ экономическа€ теори€, на ее основе «иммель формулирует философию денег. ¬озникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздани€: природу, общество, человеческий дух. Ќаука приобрела черты универсальности, специализации, междисциплинарных св€зей. Ёкспанси€ науки на все новые предметные области, расшир€ющеес€ технологическое и социально-регул€тивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки. ƒальнейшее развитие науки вносит существенные отклонени€ от классических ее канонов.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1700 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

459 - | 427 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.