Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќаучное знание как система, его особенности и структура




Ќаука Ч это форма духовной де€тельности людей, направленна€ на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеюща€ непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщени€ реальных, фактов в их взаимосв€зи, дл€ того чтобы предвидеть тенденции развити€ действительности^ способствовать ее изменению.

Ќаука Ч это и творческа€ де€тельность по получению нового знани€, и результат этой де€тельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства.

“аким образом, основные стороны быти€ науки Ч это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получени€ нового знани€; во-вторых Ч результат этого процесса,Ђт. е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюс€ органическую систему; в-третьих Ч социальный институт со всей своей инфраструктурой: организаци€ науки, научные учреждени€ и т. п.; этос (нравственность) науки, профес-сиональные объединени€ ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование.; в-четвертых Ч особа€ область человеческой де€тельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

¬ структуре вс€кого научного знани€ существуют элементы, не укладывающиес€ в традиционное пон€тие научности: философские, религиозные, магические представлени€; интеллектуальные и сенсорные навыки, и т. д. –ассматрива€ основную структуру научного знани€, ¬. ». ¬ернадский считал, что ее твердое €дро включает в себ€ следующие главные элементы:

1) ћатематические науки во всем их объеме.

2) Ћогические науки почти всецело.

3) Ќаучные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщени€ Ч научный аппарат, вз€тый в целом.

¬заимодействи€ объекта и субъекта научного познани€, последнее включает в себ€ четыре необходимых компонента в их единстве:

а) —убъект науки Ч ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., в конечном счете Ч общество целом.

Ѕ) ќбъект (предмет, предметна€ область), т. е. то, что именно изучает данна€ наука или научна€ дисциплина. »наче говор€, это все то, на что направлена мысль исследовател€, все, что может быть описано, восприн€то, названо, выражено в мышлении и т.п.

¬) система методов и приемов, характерных дл€ данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.,

г) —вой специфический, именно дл€ них €зык Ч как естественный, так и особенно искусственный

ѕри ином Ђсрезеї научного познани€ в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщени€ в пон€ти€х и других абстракци€х; в) основанные на фактах проблемы и научные предположени€ (гипотезы); г) Ђвырастающиеї из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основани€); е) социокультурные ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познани€, его эталоны, регул€тивы и императивы; з) стиль мышлени€ и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

»деалы и нормы научного познани€ Ч совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развити€. »х основна€ функци€ Ч организаци€ и регул€ци€ процесса научного исследовани€, ориентаци€ на более эффективные пути, способы и формы достижени€ истинных результатов.

Ќаучна€ картина мира Ч целостна€ система представлений об общих свойствах и закономерност€х действительности, построенна€ в результате обобщени€ и синтеза фундаментальных научных пон€тий и принципов. ¬ зависимости от основании делени€ различают общенаучную картину мира, котора€ включает представлени€ о всей действительности (т. е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. ѕоследн€€ Ч в зависимости от предмета познани€ Ч может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. п.

 ажда€ картина мира строитс€ на основе определенных фундаментальных научных теорий и по мере развити€ практики и познани€ одни научные картины мира смен€ютс€ другими.
17. ультура античного полиса и становление первых форм теоретической науки

«арождение первых форм теоретического знани€ традиционно св€зывают с античностью. ’от€ ƒревний ¬осток, »нди€,  итай и удивл€ют нас чудесными изобретени€ми, но знани€ здесь нос€т специфический характер. “ак, в древнеегипетской цивилизации возник сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Ќосител€ми знаний были жрецы, «нани€ существовали в религиозно-мистической форме, и только жрецы могли читать св€щенные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми.

“ак как люба€ хоз€йственна€ де€тельность была св€зана с вычислени€ми, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов; ƒл€ практического употреблени€ со-здавалось множество таблиц с готовыми решени€ми. ƒревние египт€не занимались только теми математическими операци€ми, которые были необходимы дл€ их непосредственных хоз€йственных нужд, но никогда они не создавали теорий, что €вл€етс€ одним из важнейших признаков научного знани€.

ѕредпосылкой возникновени€ научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. ћиф Ч не только сказание, предание или легенда, он еще и способ ориентации человека в мире, это особый тип мышлени€.

¬ древней √реции научное познание начинает ориентироватьс€ на поиск предметных структур, которые не могут быть вы€влены в обыденной практике и производственной де€тельности, оно уже не может развиватьс€, опира€сь только на эти формы практики. ¬озникает потребность в особой форме практики, обслуживающей развивающеес€ естествознание, Ч научном эксперименте. «ачатки подобного метода формировани€ знаний можно наблюдать в античности.

ƒревние греки пытаютс€ описать и объ€снить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей, его составл€ющих. Ёти их представлени€ получили название натурфилософских. Ќатурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, опирающеес€ на некоторые естественно-научные пон€ти€. Ќекоторые из этих идей востребованы и сегодн€шним естествознанием.

ƒл€ создани€ моделей  осмоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. ¬ажнейшей вехой на пути создани€ математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. ≈ю была..создана картина мира, ¬ основе этой картины лежал принцип: началом всего €вл€етс€ число. ѕифагорейцы считали числовые отношени€ ключом к пониманию мироустройства » это создавало особые предпосылки дл€ возникновени€ теоретического уровн€ математики. „исла представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и св€зи, а затем уже, исход€ из знаний об этих свойствах и св€з€х, объ€сн€ть наблюдаемые €влени€.

»менно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познани€ количественных отношений (познани€, прив€занного к наличному опыту) к теоретическому исследованию, которое, опериру€ абстракци€ми и создава€ на основе ранее полученных абстракций новые, осуществл€ет прорыв к новым формам опыта, открыва€ неизвестные ранее веши, их свойства и отношени€.

  началу IV в. до н. э. было представлено √иппократом ’иосским первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующейс€ на методе математической индукции. ƒостаточно полно была изучена окружность, так как дл€ греков круг €вл€лс€ идеальной фигурой и необходимым элементом их умозрительных построений. Ќемногим позже стала развиватьс€ геометри€ объемных тел Ч стереометри€.

ќсобенности греческого мышлени€, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. ќсновна€ де€тельность ученого состо€ла в созерцании и осмыслении созерцаемого. ј что же созерцать, как не небесный свод, по которому движутс€ небесные светила? ѕричем в отличие от ƒревнего ¬остока, который накопил огромный материал подобных наблюдений и использовал их в цел€х предсказаний, астрологи€ в ƒревней √реции не находила своего применени€.

ѕерва€ геометрическа€ модель  осмоса была разработана Ёвдоксом (IV в. до н. э.) и получила название модели гомоцентрических сфер. «атем она была усовершенствована  алиппом. ѕоследним этапом в создании гомоцентрических моделей была модель, предложенна€ јристотелем. ¬ основе всех этих моделей ÷. лежит представление о том, что  осмос состоит из р€да сфер или оболочек, обладающих общим центром, совпадающим с центром «емли. —верху  осмос ограничен сферой неподвижных звезд, которые совершают оборот вокруг мировой оси в течение суток. ¬се s небесные тела (Ћуна, —олнце и п€ть в то врем€ известных пла-; нет: ¬енера, ћарс, ћеркурий, ёпитер, —атурн>описываютс€ си-I' стемой взаимосв€занных сфер, кажда€ из которых вращаетс€ равномерно вокруг своей оси, все сферы наход€тс€ в непрерывном движении

јристотель (384Ч322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. ¬ эту систему вошли знани€ из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. —огласно јристотелю, истинным бытием обладает не иде€, не число (как* например, у ѕлатона), а конкретна€ единична€ вещь, представл€юща€ сочетание материи и формы. ћатери€ Ч это то, из чего возникает вещь, ее материал. Ќо чтобы стать вещью матери€ должна прин€ть форму. јбсолютно бесформенна только первична€ матери€, в иерархии вещей лежаща€ на самом нижнем уровне. Ќад ней сто€т четыре элемента, четыре стихии. —тихии Ч это первична€ матери€, получивша€ форму под действием той или иной пары первичных сил Ч гор€чего, сухого, холодного, влажного. —тихии могут переходить друг в друга, вступать во всевозможные соединени€, образу€ разнообразные вещества.

¬ античности по€вл€ютс€ такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских схем и претендующих на самосто€тельную значимость. Ќо отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождени€ подлинно теоретического естествознани€ и науки в целом.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1347 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

301 - | 315 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.