Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕервый позитивизм (ќ.  онт, √. —пенсер, ƒж. —. ћилль)




ќгюст  онт (1789Ч1857) предположил, что эпоха метафизики после √егел€ закончилась. √егель следовал ƒекарту и  анту, сделав мышление предметом философии. Ќо мышление у него в процессе самодвижени€ далеко отходит от чувств.  ритика системы √егел€ способствовала нарастанию невери€ в разум как гарант высшей истины. Ёпоха ѕросвещени€, подн€вша€ самоде€тельный разум на недос€гаемую высоту, закончилась вместе с XVIII в.

ѕозитивизм ќ.  онта продолжил традиции эмпиризма, полага€, что идеи могут быть сведены к чувственному воспри€тию. ¬ соответствии с присущей XIX в. историчностью он рассматривал эволюцию человеческой культуры как проход€щую три последовательных стадии: религиозную, метафизическую и позитивную Ч стадию науки, основанной на эксперименте. —начала человеческое мышление было религиозным (теологическим) и объ€сн€ло все происход€щее действием богов. ѕотом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. ¬ последовавшее за эпохой ¬озрождени€ Ќовое врем€ мышление стало научным (позитивным) и делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открыва€ законы природы.

“акое мышление утверждаетс€ в исследовании природы, затем в изучении общества. ¬начале возникли естественные науки Ч астрономи€, физика, хими€, биологи€, затем должна по€витьс€ наука, изучающа€ общество. ƒл€ нее  онт и предложил название Ђсоциологи€ї, что в буквальном переводе означает Ђнаука об обществеї.

ѕозитивизм  онта отражал реальный факт превращени€ науки в господствующую отрасль культуры в Ќовое врем€, но его излишн€€ категоричность не вполне соответствует действительности, в которой сохран€ют свое значение и философи€ и религи€.

√. —пенсер нашел прогресс и в природе. ќн хотел примирить адиционный английский эмпиризм, модный в то врем€ позитивизм, дополненный им эволюционизмом, с философией  анта. ѕо  анту, формы созерцани€ и мышлени€ существуют с самого по€влени€ человека и не могут быть результатом постепенных изменений. —пенсер признавал наличие априорного в данном человеке, но считал, что оно не предшествует эволюции и не есть результат индивидуального опыта, а есть врожденна€ и унаследованна€ способность.

Ёволюционна€ концепци€ базируетс€ на естественнонаучных данных. ѕод эволюционизмом понимаетс€ учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Ќаучную основу его составила теори€ ƒарвина. —оциал-дарвинисты распространили учение ƒарвина на общественную жизнь. —пенсер еще до ƒарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состо€ни€: воинственное и смен€ющее его промышленное. Ѕорьба за существование в человеческом обществе, по —пенсеру, затухает по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.

»сторическа€ и эволюционна€ концепции подают хорошую надежду на будущее. Ќо вместе с тем такие взгл€ды ведут к пассивности людей, думающих, что объективные законы, олицетворением и исполнителем которых выступают знающие их правители, сами пробьют себе дорогу, а подданным достаточно исполн€ть идущие сверху приказы.

XIX век доверилс€ историзму и XX век пожинает плоды его доверчивости. ≈сли в истории все происходит с железной необ≠ходимостью, то к чему индивидуальные нравственные усили€? ƒуховное оскудение вело к нигилизму и к тому, что  ъеркегор назвал Ђотча€ниемї как Ђсмертельной болезньюї эпохи.

ћилль (Mill) ƒжон —тюарт, английский философ-позитивист, экономист и общественный де€тель. —ын ƒжеймса ћилл€, под руководством которого получил всестороннее образование. — 1823 по 1858 служил в ќст-»ндской компании. ¬ 1865Ч68 член палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы.

ћировоззрение ћ. складывалось под вли€нием политической экономии ƒ. –икардо, утилитаристской доктрины ». Ѕентама, философии ƒж. Ѕеркли и ƒ. ёма и ассоциативной психологии ƒ. √артли и ƒжеймса ћилл€. ≈го философские взгл€ды изложены в Ђ–ассмотрении философии сэра ¬иль€ма √амильтонаї (1865, рус. пер. 1869), где ћ. с позиций феноменалистического (см. ‘еноменализм) позитивизма возражает английским априористам. ¬сЄ знание проистекает из опыта и его предметом €вл€ютс€ наши ощущени€. ћатери€, по ћ., Ч лишь посто€нна€ возможность ощущений, а сознание Ч возможность их переживаний. –аздел€€ р€д философских и логических установок позитивизма ќ.  онта, ћ. отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политического деспотизма, игнорирующую значение человеческой свободы и индивидуальности (Ђќгюст  онт и позитивизмї, 1865, рус. пер. 1867).

ќсновные сочинени€ ћ. Ђ—истема логикиї (т 1Ч2, 1843, последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. ¬ ней ћ. излагает учение об именах и предложени€х, о дедуктивном (силлогистическом) умозаключении, об индукции и методах индуктивного исследовани€ причинной зависимости, о вспомогательных дл€ индукции приЄмах познани€, о заблуждени€х, о логике Ђнравственных наукї.

¬ этике (Ђ”тилитарианизмї, 1863, последний рус. пер. 1900) ћ. также исходит из концепции опытного происхождени€ нравственных чувств и принципов. –азвива€ утилитаристскую этику Ѕентама, согласно которой ценность поведени€ определ€етс€ доставл€емым им удовольствием, ћ. признаЄт не только эгоистические, но и бескорыстные стремлени€. ¬ общественной жизни люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм. –азвитое нравственное чувство обнаруживаетс€ поэтому в стремлении к достижению не максимума личного счасть€, а Ђнаибольшей суммы общего счасть€ї
4. Ёмпириокритицизм. (второй позитивизм) Ё.ћах и –.јвенариус

ќн возникает благодар€ изменени€м, происход€щим в физике в начале 20 века. ¬озникает много конвенциональных теорий Ц т.е. научное сообщество начинает договариватьс€ о прин€тии того или другого положени€. Ќет незыблемых принципов. «начит, по-другому необходимо рассмотреть сам опыт. ѕоэтому ћах, јвенариус и их последователи стро€т программу Ђочищени€ опытаї.

¬ нашем воспри€тии мы оперируем ощущени€ми, а ощущени€ субъективны. «начит, в опыте слиты и мои переживани€, и мои объективные данные. ¬ыдвигаетс€ принцип совпадени€ субъекта и объекта. ¬сегда субъективные и объективные моменты слиты воедино, разделить их невозможно. ћир Ц это опыт, опыт Ц это мои ощущени€. я имею дело с потоком ощущений, и в них можно выделить повтор€ющиес€ комплексы ощущений Ц он и будет представл€ть дл€ нас тот или иной предмет. Ќет никакого разделени€ мира на внешний и внутренний Ц это только иллюзи€, которую породила метафизика.

“акже выдвигаетс€ принцип Ђэкономии мышлени€ї (особенно у ћаха). ¬ нем соедин€ютс€ 3 момента. Ѕиологический, т.к. мышление Ц биологический механизм, а природа всегда все делает экономно. ѕозитивистский Ц только описание €влений, никакого проникновени€ в причину Ц т.е. экономно. —убъективистский Ц € сам решаю, что дл€ мен€ экономно. ѕодход ћаха и јвенариуса очень близок к субъективному идеализму.

»з уст физиков такого было услышать невозможно. ƒа и долго такой подход существовать не мог. ѕоэтому второй позитивизм существовал недолго Ц он закончил существовать в 20хх годах 20-ого века.

Ёмпириокритицизм Ц критика опыта.

”чени€ ћаха и јвенариуса сложились под вли€нием изменений в самой науке: критика механицизма, бурное развитие психологии, развитие биологии, вли€ние первого позитивизма. ћах и јвенариус продолжили и усилили критику метафизики (пытались избавить науку от метафизики) путЄм критики научного опыта: поиск метафизических заблуждений в процессе познани€ и очищение науки от всего, что с ними св€зано. ¬ развитии науки они пытались найти не основанные на опыте утверждении Ц Ђскачкиї мыслей.

ћировоззрение ћах и јвенариус понимали как обобщение результатов частных наук, но они сами следовали априорным предпосылкам, например: всЄ начинаетс€ с ощущений, ими же и заканчиваетс€; никаких скачков и качественных изменений в познании не должно быть и т.д. ‘актически они став€т под сомнение теоретическое познание и образуют радикальный эмпиризм.

»з принципа жизнеспособности организма (принцип наименьшей меры сил) јвенариус формулирует принцип экономии мышлени€: жизнь не только то, что внутри организма, а единство внешнего и внутреннего, следовательно, человеку свойственно сводить непривычное к привычному, чужое к своему, и тогда человек придаЄт стабильность миру.

јвенариус не противопоставл€ет физическое и психическое, соедин€€ их в живом организме, который €вл€етс€ активным центром мироздани€. ѕознание Ц подведение новых чувственных воспри€тий под известные (экономи€ мышлени€). “аким образом, познавать значит сводить неизвестное к известному. ¬ этом утверждении про€вл€етс€ критика чистого опыта, котора€ призвана очистить пон€ти€ о мире от различных фантазий. ѕредставление јвенариуса о мире включало три предположени€: существуют индивиды; существуют элементы окружающей среды; между 1) и 2) существуют взаимодействи€.

ћах трактует подлинное целостное бытие как поток ощущений. ¬водит пон€тие Ђнейтральных элементов мираї, которые €вл€ютс€ элементами опыта, причЄм они нематериальны и неидеальны. —огласно ћаху человек сам создаЄт врем€, следовательно, человек создаЄт и комплексы ощущений. ћах придаЄт большое значение имени человека как акустического признака.


5. ЂЋогический атомизмї Ѕ. –ассела

Ѕертран –ассел попыталс€ свести математику к логике, а именно создание теории типов и теории дескрипции (описани€). ѕоводы создани€ теории типов Ц парадокс в теории множеств. ¬ качестве элементов множества могут выступать другие множества. Ѕыли введены пон€ти€ бесконечных множеств. –азличают нормальное множество (не включает себ€ в качестве элемента) и ненормальное, которое включает себ€ в качестве элемента.

ѕарадокс –ассела и ÷епмелло Ц к какому типу относитс€ множество всех множеств. ѕо –асселу, все эти парадоксы Ц результат логической непро€сненности €зыка, то есть смешени€ уровней абстракции, когда один термин может обозначать абстракции разных уровней. —ледовательно, основна€ иде€ теории типов Ц разделение абстракций разных уровней и наложение запретов на их смешение. “еори€ типа требовала различать €зык, который говорит о признаках некоторых классов объектов, и мета-€зык, который говорит о классе классов. ѕарадокс: смешение €зыка и мета-€зыка.

ќсновна€ иде€ –ассела состоит в том, что в правильном €зыке предложение не может ничего говорить о самом себе, то есть о своей истинности. ќбычный €зык такое допускает. –ассел делил предложени€ на пор€дки. ѕредложени€ первого пор€дка относ€тс€ к вне€зыковым €влени€м, а предложени€ других пор€дков относ€тс€ к предложени€м предыдущих пор€дков. “еори€ дескрипции (множеств) Ц существует два типа отношени€ знаков к обозначаемому объекту. ѕервый Ц имена указывают на объект, второй Ц описание, они характеризуют предмет по признакам. ќписание дел€тс€ на определенные (к индивидуальным предметам), неопределенные (к классу предметов). –азличие имен и описаний важно дл€ про€снени€ логической структуры €зыка, котора€ не совпадает с его грамматической структурой. Ёто свойство образовывать новое пон€тие из известных слов по правилам орфографии.

‘реге говорит о различии смысла и значени€. «нак может иметь смысл, который может быть св€зан с другими знаками в €зыковых контекстах, но он необ€зательно должен иметь значение, то есть что Ц то обозначать.

—уществуют уточн€ющие выражени€, которые функционируют как имена предметов, но в реальности такие предметы не существуют. јбстракции такого типа соответствую пустому классу. „тобы не порождать такие абстракции их нужно замен€ть описанием: Ђ’ї есть Ђ–ї, где признак Ђ–ї приписываетс€ некоторому предмету, то есть происходит сведение имен к описанию. ”спехи разработок теории множеств стимулировали –ассела распространить логический €зык, как универсальный, на другие науки и про€снить логическую структуру €зыка науки.

¬ €зыке науки –ассел выдел€ет простые высказывани€ (атомарные) и сложные. јтомарные Ц фиксируют реальное положение дел, а молекул€рные Ц реальность опосредовано, и их истинность обосновываетс€ сведением к атомарным, следовательно, Ђлогический атомизмї. ¬ дальнейшем эту теорию развил Ћюдвиг ¬идгенштейн.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2048 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2245 - | 2002 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.