Жанр художественного студийного портрета издавна неотвратимо связан с заимствованиями из живописи или графики. Современный студийный портрет более других жанров близок произведениям фотопортретистов ранней поры светописи. Передача сходства с неизбежным налётом приукрашивания, с приданием надлежащих поз моделям, в зависимости от профессии, пола, возраста фотографируемых людей, и даже некоторые приёмы обработки позитивов остаются малоизменяемыми. Конечно, теперь выдержка при съёмке равна ничтожным долям секунды, мгновенно схватываются выражения лица, больше возможностей работы со светом, но целевая установка жанра та же. Опыт репортажной съёмки оказывает влияние, но закон жанра студийного портрета, даже вбирая этот опыт, остаётся прежним.
Задача современного фотопортрета - углубленный показ человека, современника со всеми особенностями его характера, внутреннего мира, деятельности. Сегодня эти задачи решаются в разнообразных формах.
Значительно изменилась стилистика портрета. Появилось много новых его подвидов. Возникший на заре фотографии, близкий к живописному станковый фотопортрет (сегодня его называют павильонным, поставленным, или студийным) широко распространен и сейчас. Разумеется, он претерпел немалые изменения, стал более живым, динамичным, приобрел более свободные изобразительные формы, разработанные в современной фотографии. Многое стало возможным в связи с развитием техники: фотопортретист вооружен теперь новой светосильной оптикой, высокосветочувствительными черно-белыми и цветными материалами, или цифровыми технологиями, электронно-импульсными осветителями.
Но, еще большую, чем техника, услугу павильонному портрету оказало развитие репортажного направления фотографии. Оно дало образцы наполненных жизнью, динамичных снимков, в том числе и портретных. Ведь жанры развиваются не изолированно друг от друга, а, совершенствуясь, взаимообогащаются, влияя один на другой своими новыми находками и достижениями.
Когда-то в фотографии зародилась еще одна своеобразная форма портрета, взявшая много от журналистской практики тридцатых годов, но еще не ставшая репортажным портретом в современном понимании. Такой портрет снимался в реальной обстановке, в его композицию включались предметы и детали интерьера, он наполнялся атмосферой события. Но снимаемый человек от реального действия, как правило, отключался. Среда, окружение становились фоном, человек же снимался по методике, чем-то напоминавшей работы над студийным портретом. По отношению к месту действия это был репортаж, по отношению к снимаемому человеку - работа в привычных для портретиста того времени формах. Это была некая переходная структура, уход от студийного портрета и направление на портрет репортажный, который лишь позже определился как самостоятельный вид фотографического портрета.
Фотографы по достоинству оценили возможности этого вида портретного творчества и модифицировали свои средства и приемы, чтобы такой портрет вошел в современную фотографию. Изобразительный строй здесь помогает более полно охарактеризовать героя, рассказать о его профессии, о привычной обстановке его жизни, труда, творчества. Процесс съемки здесь обнажен, поза, жест, действия снимаемого человека подготовлены специально. Но действие, построенное для съемки, и не выдается за реально происходящий процесс. Действие нередко развернуто на фотоаппарат, взгляд человека направлен непосредственно в объектив, хотя это, конечно, не обязательно. И как ни парадоксально, такие портреты очень правдивы, лишены какой бы то ни было мистификации. Они не выдаются за репортажные, моментальные, сделанные непосредственно в ходе события и действия человека. Но мы находим здесь психологические аспекты, связь со временем, портрету свойствен известный историзм.
Наиболее современная форма - портрет чисто репортажный, дающий возможность не только изобразить человека в действии, движении, но и передать атмосферу события, в рамках которого возникает этот особый взгляд на событийный материал, портрет, снятый в реальной обстановке, крупный план героя события или другого действующего лица. Такой портрет - форма чрезвычайно емкая: сохраняя всю психологическую глубину портретного жанра, он еще и насыщается действенностью фоторепортажа; повествуя о нашем современнике, он рассказывает и о его делах. Содержание здесь остается обычным для портретного жанра. Методика работы целиком идет от репортажа. Стилистика изобразительных решений также тяготеет к репортажным формам.
Но и в классическом жанре студийного портрета в последние годы произошли изменения. В современном студийном портрете чаще всего используются световые схемы, призванные подчеркнуть объем. Фотохудожники в работе с искусственным светом зачастую отказываются от подражания естественному освещению. А классические методы работы со светом все чаще комбинируют с модными сегодня спецэффектами, искусственно создают в условиях павильона задымление или снегопад, а в отдельных случаях используют проекцию изображения на фон или фигуру модели. Все эти современные фотографические приемы представляют интерес, и пользуется определенным спросом, но в большинстве случаев не оправданы и лишь иногда могут быть признаны как произведения искусства.
В современном искусстве фотопортрета часто используется такой прием, как графика. Как и любой другой технический прием, фотографика требует от автора художественного вкуса, чувства меры, знание законов композиции и самое главное – оправданности использования приема, который должен способствовать раскрытию авторского замысла в яркой образной форме. Без этого фотографика из средства, присущего изобразительному языку современного фотоискусства, может превратиться в клипарт.
«Отдельно стоит отметить такой жанр современной фотографии, как фотомонтаж. Это процесс создания единого изображения из нескольких снимков или их частей, композиционно объединенных авторским замыслом.
Фотомонтажная композиция открывает широкие возможности для авторской фантазии» [4, с. 217]. Часто эти композиции создают такой характер изображения, который трудно достигнуть имеющимися традиционными техническими средствами.
«Цифровые технологии сегодня дают безграничные возможности для художественной обработки фотоизображения. С переходом на «цифру» техника фотомонтажа обрела новую жизнь» [4, с. 23]. Если в классическом фотопроцессе этот прием представлял собой сложнейшую работу и достигался путем двойного экспонирования, наложения негативов при традиционной или контактной печати или другими не менее трудоемкими способами, то в цифровом фотопроцессе тот же результат достигается за считанные минуты. И снова встает вопрос о фотографии, как искусстве, если в период своего рождения фотография боролась за право считаться искусством, по причине буквального копирования реальности, то сегодня за это право борется цифровая обработка, по причине ухода от этой самой реальности.