Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности фотосъемки портрета в темной и светлой тональности. ѕон€ти€ высокого и низкого ключа как художественного приема




ќсобенности зрительного воспри€ти€ человека заключаетс€ в акцентировании внимани€ на важном дл€ него в данный момент времени. √лаз человека Ц уникальный инструмент. ќн позвол€ет видеть в радиусе 180 градусов, но детально мы видим только то, на чем сфокусирован взгл€д. Ёта особенность позвол€ет выдел€ть главное, оставл€€ без внимани€, второстепенные детали, наход€щиес€ в поле зрени€. «адача фотографа акцентировать внимание зрител€ на смысловом центре изображени€ или важной детали в кадре. ƒл€ этого и существуют выразительные средства фотографии, которыми мастер должен владеть в совершенстве.

ќдним из таких выразительных средств, в значительной степени определ€ющим воздействие снимка на зрител€, €вл€етс€ его тональность. —разу же следует подчеркнуть, что речь идет о тональности черно-белого снимка, поскольку в цветной фотографии, как и в живописи, на первый план выступает цветовой колорит изображени€, имеющий большее значение, чем его тональна€ плотность.

 олорит в таком понимании существует в черно-белой фотографии и носит название тонального решени€ снимка. ѕараллели с колоритом в живописи и в цветном фотоизображении нужны дл€ того, чтобы полностью осознать важность и художественное значение тонального построени€ снимка дл€ выражени€ творческих замыслов фотографа.

¬ черно-белых снимках ахроматическа€ гамма тонов образует гармоничные, стройные, слаженные изображени€. Ѕогатство тонов и их переходов выражает сущность и красоту изображаемого.

Ђ≈сли бы можно было Ђозвучитьї черно-белый фотоснимок, то все светлые Ц белые и чуть сероватые Ц тона ассоциировались бы с наиболее высоким регистром. ќтсюда и пошло название специфических изобразительных приемов, привод€щих к нежным по градации, почти воздушным и м€гким снимкам, которые почти целиком состо€т из Ђбелогої с очень светлыми серыми тонами. Ќазвание это Ц Ђвысокий ключї - €вл€етс€ дословным переводом английского термина, который также встречаетс€ в литературе (high key) “рактовка сюжета в этой технике оправдываетс€ как своеобразием оригинала, когда сам объект не содержит высоких контрастов (например стерильна€ обстановка операционной, туманное утро, дождева€ завеса или зимний пейзаж), так и творческим замыслом автора, стрем€щегос€ подчеркнуть в женском или детском портрете, скажем, особую лиричность, м€гкость и чистоту. ќднако именно здесь уместно напомнить, что эта техника, как и люба€ техника вообще, не должна быть самоцелью, ее назначение Ц наиболее образно выразить сущность сюжета и его авторскую интерпретациюї [38, с. 74].

Ђћ€гкость снимка Ц это, в первую очередь, обеспечение м€гкости на всех этапах его получени€. Ђ¬ысокий ключї требует незначительного диапазона тональных переходов в изображении и допускает лишь отдельные, небольшие по площади темные детали, только подчеркивающие нежность остального изображени€ї [38, с. 82-83].

“ональность изображени€ на фотографии определ€етс€ соотношением в нем черных, белых и серых полей. „еловек способен различать до 300 ступеней от белого к черному. ¬ черно-белой фотографии может встречатьс€ до 30 тонов (длинна€ тональна€ шкала) или не более 10 тональных оттенков (коротка€ шкала). ”меренное количество тонов иногда делает снимок более выразительным. »сключение промежуточных тонов позвол€ет избавитьс€ от второстепенных деталей, а снимки, выполненные в какой-либо определенной тональности, производ€т более сильное впечатление.

ƒл€ того чтобы пон€ть какой именно эффект достигаетс€ путем манипул€ции с тональностью кадра необходимо рассмотреть конкретные снимки известных мастеров.

 лассические портреты в темной тональности можно разобрать на примере работ Ѕориса ¬асильевича „игишева, основател€ первой фотошколы в городе ќмске, среди учеников которой немало известных фотожурналистов, фотохудожников и руководителей творческих фотостудий (см. приложение 1). Ќа снимке слева портрет режиссера ¬ладимира —околова, справа Ц портрет молодой девушки ќльги. » в том и в другом кадре используетс€ рисующий и контровой свет.

¬ладимир —околов изображен в критическом обороте, то есть поворот головы по отношению к камере близок к профильному, что делает освещенную часть лица более узкой. Ёто необходимо чтобы темные тона доминировали в портрете. ћужчина курит.  онтровой свет выгодно подчеркивает струйку дыма, котора€ в данном случае символизирует глубокие размышлени€.

ќльга, скорее всего, балерина, рисующий свет четко выдел€ет ее точеный профиль и красивую длинную шею.  ак в первой, так и во второй работе отсутствует заполн€ющий свет, что делает снимки более контрастными и выразительными.  онтровой свет в женском портрете создает вокруг модели мистическое свечение, придающее ей эффект вдохновени€.

Ђ—ветлые тона ассоциируютс€ со спокойствием и радостью, а темные создают эффект экспрессии, настороженности, драматичности. ¬ доминирующей тональности обычно выполн€етс€ портрет дл€ достижени€ большей выразительности изображени€ при создании художественного образа. ѕромежуточные тона выражены слабо, темными участками тональной шкалы. Ќеобходимым требованием €вл€етс€ присутствие отдельных €рких участков. ¬се включаемые в кадр элементы, за исключением создающих тональный акцент, не должны сильно отличатьс€ по €ркости друг от друга. ƒл€ освещени€ чаще всего используетс€ встречный, встречно-боковой и боковой светї [66, с. 92].

»звестно немало черно-белых снимков, удивительно точных по тональному рисунку. Ђѕодобно тому как, анализиру€ художественное решение живописного полотна, говор€т о золотистом колорите или о картине, выдержанной в голубых тонах, точно так же говор€т и о светлой или темной тональности черно-белого снимка. “аким образом, называют тон, преобладающий, доминирующий в картине. ƒоминирующий тон €вл€етс€ основным, и с ним согласуютс€ все остальные тона и полутона. ќни обозначаютс€ на снимке более легкими Ђмазкамиї и не разрушают единства тонального решени€ общей светлой или приглушенной темной тональности снимкаї [73, с. 51].

¬ снимках, выполненных в темной тональности, основную часть кадра занимают черный и близкие к нему тона. —ветлые тона также присутствуют в изображении, однако их значительно меньше. ¬ портретной съемке тональное решение играет особую роль. “емна€ тональность способствует сосредоточению внимани€ на лице портретируемого человека, все второстепенное, отвлекающее скрыто в тени.

—хемы освещени€ темной тональности оптимально подход€т дл€ фотосессий в стиле ню, так как позвол€ют создать художественный образ, избежав нежелательной в этом жанре конкретики, а также психологических портретов, так как акцентируют внимание на характерных особенност€х модели, оставл€€ ненужные детали интерьера или одежды в тени. —реди омских авторов, снимающих в этих жанрах, интересны работы √енади€ ћагденко.

ѕрежде всего, творческий замысел. ≈ще до нажати€ на спуск фотоаппарата фотограф должен четко представл€ть себе будущий снимок, проникнутьс€ настроением, которое он будет вызывать у зрител€. ѕожалуй, это самый главный этап фотографического творчества Ч процесс зарождени€ и формировани€ художественного образа. Ќельз€ отправл€тьс€ на съемку, не представив себе четко характер будущего снимка. Ёто правило справедливо дл€ всех жанров художественной фотографии, но еще важнее оно там, где фотограф способен сам организовать объект съемки.  онечно, бывают и счастливые исключени€, когда сюжет Ђсам идет в рукиї фотографа, но они лишний раз подтверждают общее правило.

ѕоскольку темна€ тональность фотографий в нашем воспри€тии отождествл€етс€ с драматизмом, динамическим напр€жением, ожиданием кульминационных моментов, а иногда и с пессимистическим настроением, вполне естественно, что и тематика таких снимков должна в какой-то степени сочетатьс€ с нашим воспри€тием, иначе использование данного приема будет носить чисто формальный характер.

Ђƒл€ снимков в темной тональности, прежде всего, характерно контровое или боковое освещение. Ќесомненно, что темна€ тональность достижима и при переднебоковом освещении, однако только в том случае, если объект съемки или окружающие его предметы обладают малой отражающей способностью.

—ъемка сюжетов в темной тональности имеет следующие особенности. Ёто Ч заднебоковое, а подчас и контровое освещение, создающее достаточный контраст между объектом съемки и окружающей средой. Ќе менее важна при съемке правильна€ экспозици€, выбираема€ из расчета нормальной проработки деталей самых светлых мест объекта съемки, и €вной недодержки теневых участковї [8, с. 43].

Ђ¬се тональные переходы в Ђнизком ключеї наход€тс€ в темных участках тональной шкалы и не должны сильно отличатьс€ друг от друга по €ркости. ярче может быть только смысловой или тональный акцент. ¬ любой грамотной фотографии, выполненной в Ђнизком ключеї, всегда есть точка белого Ђбесфактурногої тона, относ€щегос€ к 9 тону по зонной теории јдамсаї [8, с. 51]. Ёто, как правило, блик. Ѕлик Ц это всегда сама€ светла€ точка в любом предмете. Ѕез нее фотографи€ будет тусклой и не полной. ѕри этом очень важно помнить, что самый лучший блик Ц это блик от рисующего источника света (см. приложение 2). Ќа снимке слева присутствует блик на радужке глаза модели. Ёто самое естественное решение, и в других вариантах он, скорее всего, будет неуместен. Ђ¬ редких случа€х белой деталью, почти без фактуры может быть просто белый предмет. Ѕез фактуры по той простой причине, что фотографическа€ широта любого фотоматериала ограничена. ¬ случае цифры она, как правило, ненамного превышает 6 ступеней (дл€ черно-белой пленки этот показатель выше)ї [8, с. 64].

¬ысокий ключ Ц это техника светлой тональности (см. приложение 2). Ќа снимках €рко видны характерные особенности одного и другого тонового решени€ при съемке портрета. ѕолучение снимков в светлой тональности требует от фотографа знаний и опыта, как в самой технике съемок, так и в особенност€х технологии негативного и позитивного процессов. Ёто своеобразный пробный камень, на котором провер€етс€ и оттачиваетс€ мастерство фотографа, определ€етс€ его умение играть со светом.

Ђќсновными тонами фотоснимков в светлой тональности €вл€ютс€ светло-серый и чисто-белый. ќднако если в изображении присутствуют только белые и серые тона, оно выгл€дит в€лым, недостаточно сочным и поэтому воспринимаетс€ как недоэкспонированный или недопро€вленный отпечатокї [32, с. 119].

¬ каждом черно-белом фотоснимке об€зательно должны быть участки не только максимальной белизны, но и абсолютно черные, как на снимке слева (см. приложение 3). Ёто общее правило, которое остаетс€ справедливым дл€ любого черно-белого снимка, независимо от его изобразительной формы. ѕоэтому и в фотоснимках, выполненных в светлой тональности, необходим относительно небольшой совершенно черный элемент. ћаленькое и порой единственное темное п€тно создает в изображении необходимый тональный акцент, благодар€ которому оно приобретает своеобразное звучание: унылые серые тона воспринимаютс€ серебристыми, а все белые участки - необыкновенно €ркими.

“емного в таком фотоснимке должно быть совсем немного. ѕри увеличении количества черного или темно-серого тона впечатление воздушной легкости исчезает, и снимок начинает восприниматьс€ как обычный, то есть с полной шкалой тонов. ќтсюда следует, что выбор пропорции тонов - соотношени€ белого, серого и черного в изображении - €вл€етс€ очень важным фактором при создании снимков в светлой тональности.

—оотношение тонов снимка, как уже отмечалось, определ€етс€ как самим объектом съемки, так и услови€ми его освещени€. ¬полне очевидно, что дл€ получени€ снимка в светлой тональности объект съемки должен быть в основном белым: невозможно получить светлую тональность, снима€ брюнетку на темном фоне и в таком же темном платье. –авно как сложно снимать блондинку в темной тональности. ƒл€ кадра в низком ключе нужна модель с темным цветом волос, как на снимке справа (см приложение 3).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 960 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

705 - | 574 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.