Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стори€ становлени€ фотографии как изобразительного искусства. ќсобенности взаимовли€ни€ живописи и фотографии




Ќа столетнем юбилее фотографии в 1939 году, академик —ергей »ванович ¬авилов в своем вступительном слове сравнил значение открыти€ фотографии дл€ человечества с книгопечатанием. Ѕольша€ часть научных знаний собрана человечеством с помощью зрительных наблюдений.

‘отографи€ как светопись возникла из естественного стремлени€ превратить оптическое изображение в стабильное фотографическое и заменить тем самым трудоемкую работу художника.

ќптическа€ сторона общей истории фотографии насчитывает около тыс€чи лет. —ама€ перва€ камера-обскура представл€ла собой комнату, часть которой была освещена солнечным светом. Ђјрабский математик и ученый X века јльгазен из Ѕасры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевЄрнутого изображени€. ќн видел это перевЄрнутое изображение на белых стенах затемнЄнных комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах ѕерсидского залива, Ч изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. јльгазен пользовалс€ камерой-обскурой дл€ наблюдений за затмени€ми солнца, зна€, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазомї [83, с. 37].

≈ще в древности, было замечено, что луч света, проника€ сквозь узкое отверстие в затемненное помещение, создает на плоскости рисунок объектов внешнего мира. ѕредметы отображаютс€, сохран€€ пропорции и цвета, но в миниатюре и в перевернутом виде. “акое свойство темной комнаты было хорошо известно еще в IV веке до нашей эры, ѕринцип работы камеры-обскуры подробно описал Ћеонардо да ¬инчи.

Ђ’удожники ¬озрождени€ пользовались камерой-обскурой почти как рабочим инструментом на своих уроках рисовани€. Ётот небольшой €щичек с маленьким отверстием в одной стенке, наклонным зеркалом и полупрозрачным листом бумаги наверху давал хот€ и бледное, но четкое изображение, которое оставалось только зарисовать карандашомї [83, с. 49].

”иль€м √енри ‘окс “альбот, в книге Ђ арандаш природыї писал: ЂЁто заставило мен€ задуматьс€ о неподражаемой красоте картин, которые природа рисует с помощью линз, - волшебных картин, рожденных моментом и обреченных быстро исчезнутьЕ  артины эти, если отвлечьс€ от их содержани€, в конечном счете, лишь последовательность изменений падающего на бумагу света в одних местах и более или менее глубоких теней Ц в другихЕї [26, с. 57].

Ќа этапе рождени€ фотографии господствовало мнение, согласно которому, подлинным искусством может быть только рукотворное произведение. ¬ то врем€ изображение действительности, полученное техническим путем, не могло и претендовать на такой статус. Ќе смотр€ на то, что уже первые фотографы, стремившиес€ к художественности изображений, про€вл€€ изобретательность, старались придать композиции кадра творческую направленность, в категорию произведений искусства фотографи€ очень долго не вписывалась.

Ђ¬округ фотографии посто€нно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать еЄ с живописью в плане художественной ценности? Ќе €вл€етс€ ли фотографи€ вырождающейс€ живописью, дл€ которой техника замен€ет мастерство? » наоборот, не €вл€етс€ ли фотографи€ современной разновидностью живописи, перенимающей и углубл€ющей еЄ функции, модификацией живописи в технической цивилизации, измен€ющей культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Ќо это не более, чем противопоставление двух €влений художественной жизни, двух видов искусства, €вно т€готеющих друг к другу и взаимодействующих между собойї [11, с. 83].

“акие пон€ти€, как документальна€ фотографи€ или художественна€, давно вошли в обиход, и свидетельствуют о разделении фототворчества на две принципиально разные сферы, из которых только одна, последн€€, несет эстетическую направленность.

ќднако в ходе развити€ фотоискусства, возникла и обрела попул€рность теори€, согласно которой искусство фотографии, если оно и может существовать, непременно должно развиватьс€ не на примере станковой живописи, а на своей творческой основе. Ќа основе только ей, присущих неповторимых, изобразительных возможностей. —ыграло роль уникальное необыкновенное свойство фотокамеры запечатлевать реальную жизнь в ее документальной форме. ѕришлось признать, что €зык, фотожурналистики, и есть особый специфический дл€ любой фотографии, и даже претендующей на художественно-эстетическое воспри€тие.

Ёто был новый подход в представлени€х о фотомастерстве, который заставил искуствоведов и критиков фотографии пересмотреть критерии оценки нового вида творчества, и роль многих фотографов, просмотреть список имен, о которых следует говорить как о насто€щих художниках светописи. ¬следствие такой перемены в историю художественной фотографии как персоны первостепенного значени€ вошли фотографы, которых прежде считали весьма далекими от творчества журналистами.

 ак только Ћуи ƒагер и изобретатель гелиографии ∆озеф Ќьепс заложили основу фотографии, сразу встала проблема взаимодействи€ фотографии и классического искусства. ’удожник ѕ. ƒеларош писал в јкадемию наук, подчЄркива€ возможности, раскрываемые фотографией перед изобразительным искусством: Ђ∆ивопись умерла с этого дн€ї. Ќемецкий художественный журнал Ђ унтсблаттї напротив пр€мо за€вл€л: Ђ¬ообще говор€, открытие фотографии имеет высокое значение дл€ науки и весьма ограниченное дл€ художестваї [52, с. 17-18]. ј. Ћамартин напротив о первых фотоснимках отозвалс€ так: ЂЁто - искусство, призванное сотрудничать с солнцем!ї —овременники молодой поры фотографии оценивали наиболее удачные дагерротипные или мокроколлодионные ландшафтные и портретные снимки как творени€ художественные. Ёто пробуждало интерес к светописи живопис≠цев, гравЄров и скульпторов, различные мнени€ выражали кри≠тики, авторы трудов в области эстетике, журналисты.

—толкновени€ светописи с традиционными видами изобразительного искусства были достаточно остры. –азногласи€ начались ещЄ в эпоху ранней дагеротипии и каса≠лись вопроса причастности или непри≠частности светописи к искусству. ¬ 1810 году петербургска€ Ђ’у≠дожественна€ газетаї писала: Ђ„то ка≠саетс€ до съЄмки портретов посред≠ством дагерротипа, то нам это кажетс€ бесполезнымї. Ќо вскоре широкое распространение жанра портретной фото≠графии очень резко сократило заказы на акварельные, масл€ные и графические работы художников-портретистов.

‘ридрих “еодор ‘ишер, занима€сь вопросами морфологии искусств, вскользь коснулс€ и фотогра≠фии. ќна упом€нута в его колоссальном труде ЂЁстетика, или Ќаука о прекрас≠номї. –аздел€€ искусства на музыкальные, поэзию и рисующие ‘ишер не нашЄл места дл€ фотографии. Ќо среди Ђподражательныхї искусств, как то литографии, гравюры, и других - он указывает дагерротипию Ђпере≠ход€щей в ремеслої.

‘. ‘ишер сам пользовалс€ изображени€ми дагерроти≠пии и даже мокроколлодионной фотографии. ‘отографи€ в жанре портретна и в жанровых сюжетах действительно шла путем подражани€ Ђрисующимї искусствам. ≈Є специ≠фики как документального изобразительного искусства тогда нельз€ было разгл€деть.

√отье считал фотографию служанкой в мастерских художников, но всЄ-же значение ее признавал: Ђ...Ќаш век хот€ и много тратит, но расчЄтлив. „истое искусство ему ка≠жетс€ дорого. — самоуверенностью вы≠скочки он торгуетс€ с великим арти≠стом. ћрамор и бронза пугают его и кажутс€ слишком вечными дл€ лету≠чих изображений. ‘отоскульптура не така€ больша€ барын€, как скульпту≠ра, привыкша€ к храмам, дворцам и великолепным жилищам. ќна скром≠на, и довольствуетс€ этажеркой дл€ пьедестала, счастлива€ тем, что верно воспроизвела любимое лицо, хорошень≠кую головку ребЄнка, девушку с роза≠ми на груди, молодую женщину в баль≠ном нар€де, важного буржуа, извест≠ных художников, светского челове≠ка...ї. [17, с. 48]. “еофиль √отье говорил исключительно об общественной и эстетической ценно≠сти фотосъемки портрета. ¬ообще все споры о возможност€х нового вида искусства шла только вокруг портрета.

‘отографию как служанку признавали уже многие живописцы европейских стран и активно пользовались фотоснимками в качестве эскизов. »нтересны при≠меры из русского искусства. ѕредста≠вители академической школы живописи принципиально не пользовались фотоснимками даже как подспорьем в работе, но художники, которые стремились следовать живой натуре, признавали фотографию как помощницу в творчестве живописца. —.  . «ар€нко; отлич≠ный знаток законов перспективы, высоко ценил способность фотографии точно пере≠давать геометрическое пространство. «ар€нко работа€ в жанре портрета строго соблюдал геометрическую точность в перспективе изображе≠ни€. ’удожник делал фотографу заказ Ђвспомогательных листовї, другими словами, фотоэскизы дл€ будущих своих картин.

—оветский историк-искусствовед ћ.¬. јлпатов в своей книге Ђ омпозици€ в живописиї писал: Ђѕоскольку мно≠гие видели в ней (т. е. в фотографии) механически точное воспроиз≠ведение видимых предметов, она по≠служила плохим примером дл€ мно≠гих живописцев эпохи. ¬ этом смысле и следует толковать упрЄк в фотогра≠фичности, которого заслуживают мно≠гие лишЄнные композиционного кос≠т€ка картины художников XIX векаї [2, с. 51].

÷енители прекрасного в ≈вропе уже не хотели довольствоватьс€ фотографией, как помощницей живописи. ќни смело утверждали, что только фотографические копии и способны правильно воспроизводить реальность, что все ранее созданные произведени€ искусст≠ва грубо лгали против естественно существующей в живой приро≠де истины. ќни за€вл€ли, что пришло врем€ искусству замолчать навсегда перед фотографией. » художники впредь должны Ђвоспроизводить натуру по указани€м фотографииї.

«адолго до изобретени€ си≠нематографа фотографи€ раскрыла секреты меха≠ники движени€ живых существ. ћгновенные снимки очень многое от≠крыли исследовател€м, но у ху≠дожников зачастую вызывали удивле≠ние и непри€знь. ¬се потому, что с древних времен до конца XIX века анималисты старались рисовать всех животных движущимис€; конь на скаку, в рисунках изображалс€ так, что его ноги были выт€нуты, не каса€сь земли. ‘отографи€ смогла показать каждую фазу движени€ животных, и указала на ошибки художников, стрем€щихс€ пере≠давать ощущение быстроты бега.

ѕервой же сферой визуальной куль≠туры, в которой фотографи€ зан€ла важное место, стала область создани€ портретов. ѕортретна€ фотографи€ привлекала всЄ больше внимани€ потре≠бителей во всем мире. ”величилс€ спрос на официальные порт≠реты, портреты выдающихс€ де€те≠лей, —емейные фотоаль≠бомы стали неотъемлемой принадлежностью быта. ‘отографи€ теперь сопровождала человека в продолжение всей его жизни.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 686 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1341 - | 1189 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.