Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћэри ”оллстоункрафт 16 страница




 

68. ћј–Ћ≈Ќ ƒ»“–»’
[1901 Ц 1992]

ћарлен ƒитрих родилась 27 декабр€ 1901 года в Ѕерлине. ≈е отец служил в полиции, а мать была из семьи купцов. Ѕудучи ребенком, ƒитрих называла себ€ ѕаулем, наде€сь, что больше похожа на отца, чем на мать. ¬ шестнадцатилетнем возрасте она дебютировала как виолончелистка на карнавале  расного  реста. ¬ 1918 году она закончила школу јвгусты-¬иктории дл€ девочек и в следующем году поступила в ¬еймарскую консерваторию по классу виолончели. “равма зап€сть€ похоронила ее надежды на музыкальную карьеру. ќна вернулась в Ѕерлин, где начала заниматьс€ в драматической школе ћакса –ейнхарта. ≈е первым фильмом был Ђћаленький Ќаполеонї (1923). ¬ следующем году она вышла замуж за –удольфа Ўайбера, и у них родилась дочь. »менно ее муж первым предложил ћарлен носить мужскую одежду и монокль во врем€ спектаклей. ¬о врем€ одного из подобных сценических шоу ее партнерша  лэр ¬альдофф вовлекла ее в лесбийский секс, кроме того, ей приписываетс€ то, что она научила ћарлен красиво петь, не име€ насто€щих вокальных данных.
  счастью, ћарлен была замечена австрийским продюсером ƒжозефом фон Ўтернбергом, который предложил ей роль Ћолы-Ћолы, певицы кабаре в фильме Ђ√олубой ангелї (1930). ”спех, который фильм вызвал у критики, значительно укрепил репутацию обоих. ќни оба отправились в —оединенные Ўтаты, где вместе сн€ли серию замечательных картин: Ђћароккої (1930), Ђќбесчещенна€ї (1931), Ђ¬енераблондинкаї (1932), ЂЎанхайский экспрессї (1932), Ђ ровава€ императрицаї (1934). Ўтернберг тщательно культивировал мужеподобный облик ћарлен.  ак он писал: Ђя видел, как она носит мужской костюм, высокую шл€пу и подобные вещи еще в Ѕерлине, и именно такой € показал ее (в фильме Ђћароккої). ѕредметы мужского туалета она носила с большим шармом, и € не только хотел слегка коснутьс€ ее сексуальных ориентиров, но также продемонстрировать, что ее чувственна€ прит€гательность обусловлена не только строением ее ногї.
Ќоги ћарлен ƒитрих...  ак-то она высказалась о них:

Ђћои ноги, всегда мои ноги. ѕо мне, они служат только одной цели Ч они позвол€ют мне ходитьї.

“ем не менее они стоили миллионов долларов.
 огда к власти пришел √итлер, нацисты попросили ƒитрих вернутьс€ в √ерманию и продолжить свою карьеру на родине. ’одили слухи о том, что √итлер предложил ей быть его любовницей. ќна возражала, однако настаива€ на том, что вернетс€ на родину только в том случае, если Ўтернбергу, который был евреем, будет позволено вернутьс€ вместе с ней в √ерманию и в дальнейшем он по-прежнему будет продюсером ее фильмов.
ѕоследний фильм, сн€тый Ўтернбергом и ƒитрих вместе, был Ђƒь€вол Ч это женщинаї (1935). ќн стал таким коммерческим крахом, что ƒитрих называли Ђбилетна€ касса с €домї. —ледующим был Ђƒестри едет сноваї, сн€тый лишь в 1939 году. ¬о врем€ второй мировой войны ћарлен поддерживала движение групп —опротивлени€ ‘ранции, »талии и —оединенных Ўтатов.  роме того, она создала антифашистское радиовещание в √ермании. «а это она была награждена американской медалью Ђ«а свободуї.
ѕосле войны она сыграла главные роли в таких фильмах, как ЂЅо€знь сценыї (1950), Ђ–анчо Ќоториусї (1952), Ђ—видетель обвинени€ї (1957), Ђѕрикосновение злаї (1958), ЂЌюрнбергский процессї (1961). Ќи один из этих фильмов не имел ничего общего с теми, которые они снимали вместе со Ўтернбергом в тридцатых годах. ≈е последним фильмом стал Ђѕросто ∆иголої (1979). Ќачина€ с п€тидес€тых годов ƒитрих неоднократно по€вл€лась в многочисленных успешных мюзиклах и ЂЎоу одной женщиныї на Ѕродвее.
’от€ она никогда не разводилась со своим мужем, большую часть жизни они прожили врозь, и были известны многочисленные романы ƒитрих, как с мужчинами, так и с женщинами, среди которых можно упом€нуть голливудскую сценаристку ћерседес де јкоста (чей роман с √ретой √арбо в свое врем€ очень нашумел), и певицу Ёдит ѕиаф. ¬ путешестви€х семидес€титрехлетнюю ћарлен ƒитрих сопровождала двадцатилетн€€ канадка ∆инетт ¬ахон.
—вои последние годы ћарлен провела в ѕариже, где и умерла 6 ма€ 1992 года.
 ритик  еннет “инан так объ€сн€л прит€гательность ћарлен ƒитрих: Ђ” нее был секс, но не было определенного полаї, упом€нув, что она была Ђединственной женщиной, которой было позволено посещать ежегодный бал дл€ мужчин-трансвеститов в догитлеровском Ѕерлине. ќна привычно переодевалась в высокую шл€пу, белый галстук и фрак. ”видев однажды, как два экстравагантных создани€, одетые в вызывающие блест€щие плать€ и белокурые парики, спускаютс€ по главной лестнице, она, широко округлив глаза от удивлени€, спросила: Ђ¬ы любите друг друга?ї Ђ‘рейлен, Ч ответил один из них холодно, Ч мы не лесби€нки!ї ћарлен не живет в сексуальном мире мужчин, но также ее нет и в мире женщин. ќна внешне весьма сексуальна, но лишена глубины внутреннего ощущени€. ¬се ее искусство состоит в игре в сексуальность. ¬идимость Ч это имидж, а имидж Ч это призыв. ƒл€ каждого мужчины она любовница и мать, дл€ каждой женщины Ч любима€ и тетка, и никому не муж, кроме –уди, а он ее муж, живущий далеко на ранчо в  алифорнииї.
«аслуга ћарлен ƒитрих состоит в том, что она представила американской аудитории континентальную традицию, известную как Ђгарсонї: озорной мальчишка (девчонка), которыми были наводнены ѕариж и Ѕерлин двадцатыхЧ тридцатых годов. ≈е широко известные белый галстук, фрак и высокую шл€пу часто берут на вооружение и по сей день такие разные актеры театра и кино, как Ћайза ћинелли, ƒжули Ёндрюс, Ённи Ћеннокс. » действительно, ее нарочита€ мужественность полна очаровани€, она стала неотъемлемой частью нашей культуры.

 

 

69.  ¬≈Ќ“»Ќ  –»—ѕ
[–од. 1908]

Ђ¬ году 1908, Ч писал  вентин  рисп, Ч один из самых больших, когда-либо известных в мире, метеоритов упал на «емлю. ќн потер€лс€. √де-то в —ибири. я родилс€ в —аттоне, графство —уррейї. ≈го насто€щее им€ Ч ƒеннис, Ч Ђпока € его не перекрасилї. ¬се детство он бесконечно и изобретательно искал внимани€ своих родителей, которые не были бедны, но посто€нно пребывали в долгах. ¬ своих воображаемых играх с соседскими девочками он впервые познал то, что впоследствии назвал Ђэкзотическим, дл€щимс€ всю жизнь, обморокомї: Ђдл€ мен€ фантази€ и реальность были не просто разными, они были противоположными. ¬ одной € был женщиной, экзотической и страстной, в другой Ч мальчиком. ѕропасть между этими двум€ состо€ни€ми никогда не сужаласьї.
ѕосле окончани€ начальной школы он отправилс€ Ђс очень: маленькой стипендией в государственную школу на границе —таффордшира и ƒербишира... ќна выгл€дела как нечто среднее между тюрьмой и монастырем. »менно такой она и былаї. ¬ эти четыре года пребывани€ в школе он пон€л единственную вещь, котора€ ему пригодилась во взрослой жизни: Ђобнаружил, что мой самый главный дар Ч это непопул€рностьї. ѕосле окончани€ школы он поступил в  оролевский колледж в Ћондоне, где изучал журналистику, но степени так и не получил. ¬ернувшись домой, он прин€лс€ слон€тьс€ по улицам лондонского ”эст Ёнда Ч и обнаружил, что не одинок в этом мире. ќн и ему подобные собирались в кафе, которое они называли Ђ„ерный котї, где в своих женоподобных оде€ни€х часами пили свою традиционную чашку ча€, ощуща€ на губах губную помаду друг друга.  огда они высыпали из кафе, то бродили по окрестным улицам Ђв поисках любви или денег, или того и другогої. ѕотерпев неудачу на каком-нибудь из поприщ, они возвращались в кафе, чтобы подкрасить губки.
≈динственна€ вещь, котора€ беспокоила  риспа, была грубость, неиз€щность той ситуации, в которой он находилс€: Ђухаживани€ состо€ли в прогулке по улице с мужчиной, который небрежно сжимал мой локоть, пока мы не подходили к темной двери. «атем он говорил: ЂЌу, теперь давай!ї Ёто были единственные нежные слова, когда-либо обращенные ко мнеї.
»менно в это врем€  рисп решил стать миссионером. Ђ»де€, которую € хотел донести до всех, состо€ла в том, что женоподобность существует в люд€х, которые во всех остальных аспектах абсолютно нормальны. я жил своей обычной жизнью, нарочито выставл€€ себ€ гомосексуалистомї. Ѕеспримерное мужество, почти сумасшествие такого жеста не прошло дл€ него бесследно. ѕыта€сь выгл€деть, как женщина, он начал наносить маки€ж, отрастил ногти и укладывал свои отросшие волосы в умопомрачительные прически. ќн продолжал жить дома, а когда его родители переехали в ’ай-”икомб, поехал вместе с ними. “ам он некоторое врем€ посещал Ўколу искусств, где добилс€ небольшого успеха: педагог прин€л его скетч ЂЋ€гушкаї, чтобы заполнить пробелы в концерте. ¬ 1931 году он покинул родительский дом и поселилс€ в отдельной квартире в Ѕарон  орт, где стал жить жизнью бедн€ка квартала —охо (Ђэто исходило из того, что € имел амбиции гени€, но не было талантаї). “ем временем его внешний облик помен€лс€ из женоподобного на эксцентричный: Ђбледный от пудры и с €ркой помадой на губах, € шествовал по узким улицам ѕимлико с моим пальто, запахнутым вокруг мен€, как будто это была накидка из горноста€. я вынужден был идти, как муми€, покидающа€ свою гробницуї.
ѕублика реагировала с €ростью, пыта€сь плюнуть ему в лицо, когда он сто€л на остановке автобуса, наступала ему на ноги, когда он был в сандали€х, преследу€ его всей толпой. »ногда его просто избивали.
ќн был изгоем. ќн был миссионером. ¬елика€ работа началась.
ќн помен€л несколько случайных работ и не меньше комнат.  ак он писал: Ђ∆изнь была веселой штукой, котора€ встретилась мне по пути к могилеї. ѕотом началась война. Ђ–азлученный с хорошей косметикой, Ч вспоминал он, Ч € заставил себ€ игнорировать войну настолько, как только могї. ≈го все-таки призвали на службу в армию, и он предстал перед медицинской комиссией. Ђ¬ы покрасили волосы, Ч констатировал врач, Ч это признак сексуальной перверсии. ¬ы знаете, что означают эти слова?ї  рисп ответил, что, конечно, знает. јрми€, твердо сказали ему, никогда в нем нуждатьс€ не будет.
»менно во врем€ войны он начал работать натурщиком. Ђƒл€ этого не требовалось ни способностей, ни образовани€, ни рекомендаций и никакого предыдущего опыта... ѕродолжалась война, и € был практически единственным мужчиной, у которого было две руки и две ногиї. ¬ойна стала дл€ него благом.

Ђ«ажатый в кулак любви и смерти, которым св€той јдольф грозил английским ѕалатам, Ч опаленный этими долгими и темными двадцатью п€тью годами, Ч мистер –узвельт начал с олимпийским спокойствием демонстрировать американские силы. Ёта арми€ нового качества, котора€ (не) оккупировала страну, текла по улицам Ћондона подобно сливкам по клубнике, как подта€вшее масло по зеленому горошку. — этикеткой Ђ— любовью от д€ди —эмаї и упакованные в свои униформы так туго, что в них их владельцы не смогли бы сражатьс€ ни за что, кроме своего гонора. Ёти Ђпосылки дл€ Ѕританииї слон€лись вдоль фонарей Ўафтсбери јвеню или сидели на ступен€х тонкогубых статуй умерших английских государственных мужей.  огда они сидели в кафе или сто€ли в пивных, их тела стремились через каждую нат€нутую нить униформы к нашим лихорадочным рукам. »х голоса были, как теплое молоко, их кожа Ч нежна, как дорогой индийский шелк, а их глаза си€ли, как алмазы.  роме того, свобода их нравов была так чудесна. Ќикогда в истории секса так много не предлагалось такому большому количеству людей таким малым количествомї.

  несчастью, все хорошее быстро кончаетс€. » послевоенные годы были ужасны.  роме того,  вентин  рисп старел. ќн начал красить свои волосы синькой. ќн стал одним из самых значительных геев в јнглии.
ѕо€вление в 1968 году его грешной и смешной автобиографии под названием Ђќбнаженный гражданский служащийї принесло ему в конце концов после всех лет нищеты в —охо широкую известность. “елевизионна€ верси€ с ƒжонон ’ертом в главной роли завоевала призы и награды.  рисп стал, веро€тно, самым известным геем в мире, Ђцеховым мастеромї определенного типа гомосексуальности, высшего класса, смертельно раненный, но всегда жизнерадостный. ”спех первой книги продолжили такие, как ЂЋюбовь все делает легкимї (1977), ЂChog: готическа€ басн€ї (1980), Ђ ак стать девственницейї (1982). ќн выехал в јмерику, чтобы совершить турне с попул€рным ЂЎоу одного актераї, и влюбилс€ в эту страну. ќн был нарасхват.
¬озможно, кульминаци€ длинной карьеры  риспа наступила после его кинодебюта в 1992 году в фильме —алли ѕортер Ђќрландої, посредственной экранизации новеллы ¬ирджи-нии ¬ульф [13], которую восьмидес€тип€тилетний  вентин  рисп ненав€зчиво превратил в шоу своим по€влением в роли постаревшей королевы ≈лизаветы I. Ёто был звездный час дл€ самой лучшей английской королевы.
 вентин  рисп заслужил свое место на страницах этой книги, как мужественный, €ростный воин на передней линии непрекращающейс€ борьбы геев и лесби€нок просто за право существовани€. ѕосто€нные удары, издевки, физическа€ грубость, которые он встречал на своем нелегком, неповторимом пути, позволили ему придать идеалам гражданской непокорности и тихого протеста абсолютно новое значение. Ѕог да благословит теб€,  вентин!

 

70. ’.ƒ.
[1886 - 1961]

’ильда ƒулитл родилась 10 сент€бр€ 1886 года в Ѕетльхеме, штат ѕенсильвани€. ≈е отец был профессором астрономии, а мать происходила из семьи, принадлежащей к религиозной секте Ђћоравских братьевї, основанной в XVIII веке, чьи ритуалы оказали огромное вли€ние на воображение юной ’.ƒ. —вое образование она в основном получила в частных школах, затем поступила в колледж Ѕрин ћор, где проучилась всего полтора года и из которого ушла не из-за легкого вывихаї, как она любила говорить, а из-за того, что была весьма слаба в английском. —ледующие п€ть лет она провела дома, чита€ греческую и латинскую литературу и занима€сь поэзией.  роме того, она влюбилась во ‘рэнсиса √рега, друга семьи. ¬се это врем€ она много общалась со своим соседом Ёзрой ѕаундом, который был на год ее старше. ќн воодушевл€л ее на зан€тие поэзией, и, когда он уехал за границу в 1908 году, она последовала за ним, осев в 1911 году в Ћондоне. ¬скоре у них состо€лась помолвка, однако в 1913 году она вышла замуж не за него, а за поэта –ичарда ќлдингтона. Ќесмотр€ на это, с ѕаундом они оставались близкими друзь€ми. ¬ 1914 году он включил три ее стихотворени€ в свою книгу ЂDes Imagistesї. ѕо его предложению, она подписывала свои стихи ЂH.D. Imagisteї. ¬месте с ќлдингтоном они создали имажинистское направление в поэзии. »х цель, как они обозначили в своем Ђ»мажинистском кредої, состо€ла в том, чтобы Ђпроизводить поэзию Ч т€желую и чистую, котора€ была бы ни не€сной, ни неопределенной...  онцентраци€ Ч это сама€ суть поэзииї.
√оды первой мировой войны привели ’.ƒ. на край отча€ни€. ” нее произошел выкидыш, ее любимый старший брат был убит в сражении, брак с ќлдингтоном распалс€, отец умер. Ђ—мерть, Ч писала она в это врем€, Ч смерть везде, вокруг нас!ї ќставшись одна со своим горем, она пон€ла, как одинока, к тому же она была т€жело больна и снова беременна. »менно в этот момент в ее жизнь вошла Ённи ”инфред Ёллерман. ƒочь одного из самых богатых людей в јнглии, ЂЅрайерї, как она сама себ€ называла, прочитала первую книгу стихов ’.ƒ. Ђћорской садї (1916). » не только прочитала, но и выучила наизусть. ’от€ она и была замужем, брак был несосто€тельным, поскольку мужем ее был американский писатель-бисексуал –оберт ћак-јлмон. Ѕрайер со всей страстью своей натуры полюбила ’.ƒ. Ђ“ак сумасшедше, Ч писала ’.ƒ. о первой встрече с Ѕрайер, Ч что ужасно. Ќи один мужчина никогда за мной так не ухаживалї. Ѕрайер хотела заботитьс€ о поэтессе и ее новорожденной дочери ѕердите, и ’.ƒ. прин€ла эту заботу, хот€ и неохотно. ќни вместе совершили путешествие в √рецию в 1920 году, в ≈гипет в 1923 году, пока более или менее основательно не осели в Ўвейцарии. ¬ыход в свет книги Ђ»збранные стихотворени€ї (1925) упрочил репутацию ’.ƒ. как одного из самых великих поэтов современности. ¬ эту книгу вошли несколько стихотворений, основанных на фрагментах из —афо [2). ¬ течение следующих п€тнадцати лет ’.ƒ. опубликовала, кроме поэзии, еще и рассказы, включа€ ЂPalimpsestї (1926), ЂHedylusї (1928),драму в стихах ЂHi ppolytos Temporizesї (1927) и р€д высокохудожественных переводов, включа€ Ђ»онї Ёврипида (1937).
 азалось, она не была полностью удовлетворена своим отношением к Ѕрайер, но понимала, что об€зана ей своей жизнью. ¬ 1926 году она вступила в св€зь с  еннетом ћак-‘ерсоном, которую разведенна€ к этому времени и чрезвычайно богата€ Ѕрайер уничтожила на корню, предложив ему себ€, что вылилось, по словам ’.ƒ., в Ђочень ровные, классические и мирные отношени€ с Ѕрайер и ћак-‘ерсоном. я прин€ла их. Ќо временами € была очень оди нока, и они не могли этого не пониматьї.
¬следствие продолжающейс€ депрессии ’.ƒ. в 1933 году отправилась в ¬ену, чтобы пройти курс психоанализа у «игмунда ‘рейда. ¬ своей книге ЂЅлагодарность ‘рейдуї (1956) она писала: Ђя не могла точно пон€ть, чего € хотела, но € знаю, что €, как и большинство людей, которых € знала в јнглии, јмерике и ≈вропе, плыву по течению... я буду (пока течение непредсказуемых событий не вынесет мен€ пр€мо в основной поток, вплоть до самого водопада) сто€ть в стороне, покуда смогу (только бы не было слишком поздно) критически оценивать то, что € имею. ¬ы могли бы сказать, что у мен€ было нечто, Ч да, у мен€ было то, чем € точно владела. я владела собой. Ќа самом деле Ч конечно нет. ћо€ семь€, мои друзь€, мои обсто€тельства владели мной. Ќо кое-что у мен€ было. ѕредположим, это было узкое каноэ... ¬ то врем€, когда течение набирает силу, € по крайней мере могла бы выбратьс€ на отмель, пока еще не слишком поздно, и осмотреть свои очень скромные владени€ ума и тела, и попросить старого √ермита, который живет на краю этого широкого пространства, поговорить со мной, рассказать мне, если он захочет, какой путь мне лучше выбратьї. «ан€ти€ со старым √ермитом были успешными; особенное впечатление на ’.ƒ. произвела его способность понимать сны, как универсальный €зык.  роме того, они были вполне откровенны. ‘рейд объ€вил, что она (’.ƒ.) все еще жива€, что она истинный бисексуал.
¬о врем€ второй мировой войны ’.ƒ. жила в Ћондоне и выпустила три книги стихов: Ђ—тены не падаютї (1944), ЂЅлагодарность ангеламї (1945), Ђ÷ветение жезлаї (1946). ѕосле войны она вернулась в Ўвейцарию к Ѕрайер. ¬ последний год своей жизни поэтесса издала экспансивную поэтическую секвенцию Ђ≈лена в ≈гиптеї (1961). ¬ 1960 году она перва€ среди женщин была награждена медалью ћерит в номинации Ђпоэзи€ї, присуждаемой американской јкадемией искусств.
ќна умерла 27 сент€бр€ 1961 года в ÷юрихе в Ўвейцарии.
 арьера ’.ƒ. была очень продолжительной и разнообразной.  ак поэт она ушла далеко вперед от своих ранних имажинистских стихов, которые и принесли ей славу. Ќекоторые из ее произведений, опубликованные при жизни, не имели очевидного лесбийского содержани€, однако три неопубликованных автобиографических романа, написанные ею в двадцатые годы, не оставл€ют сомнени€ в ее сексуальной ориентации: ЂЌарисуй это сегодн€ї (1921), Ђјсфодельї (1921Ч1922), Ђ≈йї (1927), опубликованна€ в 1981 году под названием Ђ√ермионаї. –аботы ’.ƒ. привлекали внимание современных читательниц-лесби€нок, которые находили, что она обновл€ет классические мифы, приспосаблива€ их к современным услови€м. »менно вследствие непреход€щего интереса этого круга читателей к литературе ’.ƒ. € позволил себе включить очерк о ней в эту книгу, оставив за бортом таких известных поэтесс-лесби€нок XX века, как Ёми Ћоуэлл, Ёдна —ент ¬инсент ћиллэй и Ёлизабет Ѕишоп.

 

71. ƒќ “ќ– —. ƒ∆ќ«≈‘»Ќј Ѕ≈… ≈–
[1873 - 1945]

—ара ƒжозефина Ѕейкер родилась 15 но€бр€ 1873 года в ѕафкипсе, штат Ќью-…орк. ≈е отец был адвокатом, а мать закончила колледж ¬ассар.  огда Ѕейкер было шестнадцать лет, ее отец умер от тифа. ќбнаружив, что финансовое состо€ние семьи на грани краха, мать Ѕейкер все-таки ухитрилась собрать достаточную сумму, чтобы дочь имела возможность продолжить образование. ¬ 1898 году ƒжозефина получила степень доктора медицины, окончив ∆енский медицинский колледж в Ќью-…орке при больнице дл€ женщин и детей. ѕосле интернатуры, которую она в течение года проходила в госпитале Ќовой јнглии в Ѕостоне, она вернулась в Ќью-…орк, чтобы приступить к медицинской практике, начав ее со службы в качестве медицинского инспектора городского департамента здоровь€. ѕриставленна€ к Ђјдской кухнеї и городскому сброду, она позднее писала: Ђя поднималась по лестнице, стучалась в одну дверь за другой, встречалась с пь€ницей после пь€ницы, с одной нерадивой матерью за другой, уход€ от одного умирающего ребенка к другомуї.
ќбеспокоенна€ высокой детской смертностью в городе, она в 1908 году организовала ÷ентр детской гигиены, первое публичное учреждение в мире, целью которого была просветительска€ и профилактическа€ де€тельность по охране детского здоровь€ и модели подобных программ по всем —оединенным Ўтатам. —начала врачи-мужчины отказывались работать с ней, но постепенно она одержала над ними верх. ѕодчеркива€ важность профилактической медицины, доктор Ѕейкер ввела программы здоровь€ в публичных школах, клиники здоровь€ дл€ детей и специальные школы акушерок. «а первые п€ть лет работы по проекту детской гигиены детска€ смертность в Ќью-…орке упала со 144 до 105 на тыс€чу новорожденных детей.   1923 году, когда доктор Ѕейкер ушла с этого поста, детска€ смертность составл€ла 66 на тыс€чу родившихс€. —татистики утверждали, что за промежуток времени между 1908 и 1923 годом благодар€ Ѕейкер удалось сохранить более 82 тыс€ч детских жизней.
¬ 1916 году ее пригласили прочитать р€д лекций по детской гигиене в университете Ќью-…орка. ќна читала лекции в течение п€тнадцати лет, но не имела права поступить в этот университет, поскольку университет допускал женщин в качестве педагогов, но не в качестве студенток. ”читыва€ ее заслуги, Ќью-…оркский университет присудил ей в 1917 году звание профессора в области общественного здоровь€ Ч первое подобное звание, когда-либо присуждаемое женщине.
ѕосле ухода со службы в 1923 году доктор Ѕейкер служила представителем Ћиги Ќаций по делам изданий о детском здоровье. ќна написала более двухсот п€тидес€ти статей и п€ть книг о детской гигиене, а 1939 году опубликовала свою автобиографию под названием ЂЅорьба за жизньї.
ѕисательница ».ј.–. ”айл, в также опубликованной в 1939 году автобиографии Ђћо€ жизнь с ƒжорджем: чужда€ условностей биографи€ї, дает нам редкую возможность загл€нуть не только в частную жизнь доктора Ѕейкер, но также и в жизни трех Ђженщин-профессионалок своего делаї, которые жили вместе в тридцатые годы:

Ђ√де-то в эти первые годы € встретила доктора —.ƒжозефину Ѕейкер, котора€, казалось, уже прочитала ЂЌавстречу утруї и мечтала встретитьс€ с ее автором.   сожалению, € не имела ни малейшего представлени€ о том, кем она была и какое уникальное место она занимает в медицинском мире и общественной жизни Ќью-…орка. я никогда не слышала об уровне детской смертности и, конечно же, ничего не знала о том, что она сделала дл€ ее снижени€. Ёто было мое первое знакомство с этой проблемой. ¬опрос Ђ¬ы все еще практикуете, доктор Ѕейкер?ї Ч вызвал у нее нескрываемую дрожь. ќднако мы встретились снова, и она простила мне мою жуткую неосведомленность. ћы стали вместе снимать квартиру в Ќью-…орке, и спуст€ многие годы доктор Ћуиза ѕирс из »нститута –окфеллера и проблем африканской сонной болезни присоединилась к нам, переехав к нам в ѕринстон...ї

ƒжо Ѕейкер покинула государственную службу, остава€сь лишь в нескольких общественных комитетах (в дюжине или около того), и отдалась полностью ведению домашнего хоз€йства, как бы пыта€сь доказать всем и самой себе, что с этим она справитс€ не хуже, чем с государственной службой в ÷ентре детской гигиены. » ей это удалось...

»так, мы все трое были вполне счастливы, и, надеюсь, не без причины довольны друг другом.
я не представл€ю, что о нас думал ѕринстон. ’одили слухи, что нас называют Ђдевчонкамиї. ≈сли так, то сейчас € знаю слишком много об американском слэнге, чтобы не быть у€звленной. Ќам можно было бы дать и другое определение, которое бы мы прин€ли с благодарностью. “ри деловые женщины, две из которых добились значительных успехов на медицинском поприще и были достаточно уважаемы в своей области, которые дружно и весело жили вместе, представл€ют из себ€ странный феномен, особенно дл€ университетского города, чей взор обращен только на талантливых ƒоктор Ѕейкер €вл€ет собой классический пример женщины, существующей в лесбийском окружении: мы никогда не узнаем, возможно, нам это и не нужно, имела ли она половые контакты с другими женщинами. ƒл€ нас достаточно того, что она, женщина первой половины XX века, сумела сделать блест€щую профессиональную карьеру в мире мужчин, несмотр€ на огромные преп€тстви€. мужчинї.

ƒоктор —. ƒжозефина Ѕейкер умерла 22 феврал€ 1945 года в Ќью-…орке.   этому времени более половины детей, ежегодно рождающихс€ в этом городе, получали помощь на Ђ—танци€х здоровь€ї, которые она организовала по всему городу. ≈е заслуга в том, что она сфокусировала внимание на здоровье женщин и детей таким образом, что медицина во всем мире впервые обратилась к профилактике заболеваний и личной гигиене. Ђ ультурна€ феминисткаї в традици€х ƒжейн јдаме [26], Ѕейкер добилась успеха на этом поприще, превратив борьбу за здоровье отдельной личности в борьбу за здоровье общества, положив начало движению, которое продолжаетс€ во всем мире и по сей день. ≈сли бы не она, может быть, многих из нас не было бы на этом свете.

 

72. –ќ”ћЁ…Ќ Ѕ–” —
[1874 - 1970]

–оумэйн Ѕрукс, урожденна€ –оумэйн ћэри √оддард, родилась 1 ма€ 1874 года в –име. ≈е родители были очень богаты, но детство ее, как считают, было чрезвычайно несчастливым. ≈е мать-садистка (которую бросил муж незадолго до рождени€ дочери) обращалась с ней, как со служанкой, удел€€ больше внимани€ и заботы ее брату, который с самого раннего возраста был душевнобольным. ¬ 1895 году Ѕрукс уехала в ѕариж, чтобы вырватьс€ из домашнего ада и изучать музыку. —пуст€ год она вернулась в –им и посв€тила год зан€ти€м живописью. ѕозднее она сн€ла студию на острове  апри, насто€щем раю дл€ артистов и художников. Ќекоторое врем€ она была замужем за ƒжоном Ёллингтоном Ѕруксом, красивым геем, который уехал из јнглии после суда над ќскаром ”айльдом [«]. √овор€т, что у нее также была непродолжительна€ св€зь с бывшим любовником ”айльда, лордом јльфредом ƒугласом.
¬ 1902 году умерли ее брат и мать. “ри года спуст€, оставив мужу приличную ренту, Ѕрукс отрезала волосы, надела мужское платье и вернулась в ѕариж, где начала писать портреты, которые вскоре принесли ей известность. ≈е огромное богатство освобождало ее от нужды быть деликатной со своими клиентами: ее не беспокоило, куп€т ее работу или нет. ≈е необыкновенна€ способность сверхправдиво изображать внешность человека привела к тому, что художницу стали называть Ђпохитителем душї. ќна подружилась с писателем √абриэлем ƒ'јннунцио и его любовницей, танцовщицей »дой –убинштейн, став любовницей их обоих и использу€ »ду как модель дл€ многих своих работ. ’удожественный критик Ёммануэль  упер писал: Ђ¬се обнаженные натуры Ѕрукс имеют особую идеализацию тела, котора€ так же полно отражает духовные качества, как и плоть, и кровь. Ѕледные, худые, обескровленные натуры, с маленькими недоразвитыми груд€ми, с полным отсутствием волос на лобке и чахлым телом похожи скорее на мальчиков, чем на женщин. »х обнаженность, котора€ сочетает эротизм и символизм, придает им особую чувственность, но именно она и уводит от смертельного и физического желани€...ї √л€д€ на эти картины, один из современных обозревателей заметил, что создаетс€ впечатление, будто Ђдуша идентифицируетс€ с плотьюїї. Ќа работы Ѕрукс огромное вли€ние оказало эстетическое движение.
¬ 1915 году Ѕрукс встретила и полюбила писательницу и хоз€йку салона Ќатали Ѕарни [43]. »х отношени€ продлились п€тьдес€т лет. ќни вместе написали роман Ђ“от, кто был в легионе, или ѕоследующа€ жизнь ј.ƒ.ї, которую издали на свои деньги в Ћондоне в 1930 году с иллюстраци€ми Ѕрукс. ¬ течение этих лет Ѕрукс создала портреты многих знаменитых лесби€нок Ч посетительниц салона Ѕарни, включа€ такие, как Ђјмазонкаї [42], изображающий Ѕарни, ЂЋеди ”на “раубриджї Ч портрет любовницы –эдклифф ’олл [28]. ѕоследн€€ позже вз€ла ее прототипом дл€ героини своего романа Ђ√орнї Ч художницы ¬енеции ‘орд. ¬ 1920 году Ѕрукс была награждена французским правительством орденом Ђѕочетного легионаї.
Ќикогда особенно не любивша€ салонную жизнь, в середине двадцатых годов Ѕрукс покинула высший свет парижского общества. ќни с Ѕарни построили дом недалеко от Ѕьюваллона. Ќа самом деле это были два отдельных дома, соединенных общей столовой. ќни назвали его Ђ¬илла через дефисї. Ёта архитектурна€ деталь очень много говорит нам об их взаимоотношени€х. ќни часто физически были разлучены, однако состо€ли в тесной эмоциональной св€зи, несмотр€ на множественные св€зи Ѕарни в течение всех этих лет.
— началом второй мировой войны Ѕрукс и Ѕарни переехали в »талию, где в комфорте переждали войну на вилле —ан јньезе во ‘лоренции. —огласно ƒжорджу ”иксу,Ђжурнал, который –оумэйн хранила всю войну, показывает, что она... симпатизировала фашизму и так бо€лась русских, что наде€лась на то, что √ермани€ победит ихї.
ѕосле войны Ѕрукс и Ѕарни жили врозь. Ѕарни в ѕариже, Ѕрукс в основном в Ќицце, провод€ лето во ‘ьезоле, недалеко от ‘лоренции. »з них двоих Ѕрукс была более честной, и в конце концов после сорока лет колебани€ Ѕарни разрушила их отношени€. ¬ 1968 году в возрасте дев€носта четырех лет эксцентрична€ Ѕрукс, страдающа€ все усиливающейс€ паранойей, пресекла их отношени€, отказавшись иметь хоть какое-нибудь дело с Ѕарни до конца жизни.
ќна умерла в декабре 1970 года.
ѕосле второй мировой войны Ѕрукс как художницу постигло забвение, но ретроспективна€ выставка 1971 года возобновила интерес к ее творчеству, а художественный критик ’илтон  рамер за€вил, что выставка €вл€етс€ Ђеще одним напоминанием, что истори€ американского искусства нашего века еще не дописанаї.   этому времени внимание феминисток обратилось к вопросу, почему нет Ђвеликихї художниц-женщин. » забвение Ѕрукс, так же, как и ее предшественницы, художницы XIX века –озы Ѕонэ [50], служит €рким примером того, как талантливые женшины-художницы низвод€тс€ ориентированной на мужчин историей искусства до состо€ни€ тени. ¬ семидес€тых годах холодный лесбийский стиль картин Ѕрукс действовал как потенциальна€ контрсила против более грубой, приземленной эстетики, котора€ превалировала в определенных лесбийских кругах того времени. ∆ивопись –оумэйн Ѕрукс придала лесби€нкам некоторую долю оба€ни€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 469 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

1452 - | 1258 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.