Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћэри ”оллстоункрафт 11 страница




 

44. ЁЋ≈ќЌќ–ј –”«¬≈Ћ№“
[1884 - 1962]

јнна Ёлеонора –узвельт родилась 11 окт€бр€ 1884 года ¬ Ќью-…орке. ≈е отца звали Ёллиотт –узвельт (младший брат “еодора –узвельта), а мать Ч јнна ’олл –узвельт. ¬ возрасте дев€ти лет девочка осталась без родителей, и ее воспитывала бабушка с материнской стороны. Ёлеонора обучалась в частных школах —оединенных Ўтатов, а также за границей. ¬ восемнадцать лет она стала вращатьс€ в светском обществе Ќью-…орка. “ри года спуст€, в 1905 году, она выходит замуж за своего дальнего родственника ‘ранклина ƒелано –узвельта. ћолодожены обосновались в доме семьи мужа, расположенном в √айд ѕарке в Ќью-…орке. Ќа дес€том году семейной жизни Ёлеонора подарила ‘ранклину шестого ребенка. ѕока –узвельт был зан€т на государственной службе, жена всецело посв€щала себ€ семье и воспитанию детей. ѕо характеру Ёлеонора была застенчива и любила уединение. ќднако когда в 1921 году ее муж заболел полиомиелитом, Ёлеонора –узвельт включилась в общественную работу, чтобы поддерживать св€зь мужа с миром политики. ¬ 1928 году ‘.ƒ.–узвельт был избран губернатором штата Ќью-…орк, а через четыре года он победил на президентских выборах в —оединенных Ўтатах.
∆ена президента ‘.ƒ.–узвельта была фигурой неоднозначной. ќна принимала активное участие в движении за права женщин, за мир во всем мире, пыталась облегчить бедственное положение людей неимущих. ¬ 1933 году впервые в истории —Ўј –узвельт провела пресс-конференцию в качестве жены президента. ¬ начале 1936 года была опубликована стать€ Ёлеоноры –узвельт под заголовком Ђћой деньї, в которой перва€ леди страны привлекала внимание читателей к социальным проблемам. ¬ этом же году она стала членом профсоюза јмериканской гильдии журналистов. –адикальные изменени€ в традиционной роли, котора€ отводилась первой леди, встретили резкую критику со стороны противников президента и его политики ЂЌового курсаї.
¬ 1941 году Ёлеонора –узвельт была назначена заместителем министра обороны, и в этом качестве во врем€ второй мировой войны совершала поездки в места дислокации американских войск в јнглии, а также на американские базы на “ихом океане, в јвстралии и Ќовой «еландии. ¬ 1945 году после смерти ‘ранклина ƒелано –узвельта президент √арри “румэн назначил Ёлеонору –узвельт представителем —Ўј на √енеральной јссамблее ќќЌ. — 1945 по 1951 год она возглавл€ла  омиссию ќрганизации ќбъединенных Ќаций по правам человека. ¬ 50-х годах –узвельт по-прежнему занималась политической де€тельностью и €вл€лась одним из лидеров либеральной фракции ƒемократической партии. ¬ 1961 году по просьбе президента ƒжона  еннеди она вновь стала одним из представителей —Ўј на п€тнадцатой сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ.
Ёлеонора –узвельт скончалась 7 но€бр€ 1962 года в Ќью-…орке.
Ѕудучи женой президента, Ёлеонора –узвельт была ограничена в публичном про€влении собственного Ђ€ї, которое было бы дл€ нее естественнее. ћы никогда доподлинно не узнаем, как на самом деле складывалась ее судьба и что значила лична€ жизнь дл€ первой леди. ќднако за последние несколько лет стало известно, что во многом Ёлеонора –узвельт вела самосто€тельную от мужа жизнь, и ему об этом было известно. ¬от что пишет ее биограф Ѕланш ”айзен  ук: ЂЌа прот€жении многих лет Ёлеонора –узвельт жила в √ринвич-¬илледж и ¬ал- ил своей, отдельной от мужа и детей, жизнью, создав собственный дом и новую, не похожую на прежнюю, семью, выбрав членов этой семьи по своему усмотрениюї. ¬о врем€ второй мировой войны она поддерживала близкие дружеские отношени€ с двум€ лесбийскими парами: Ёстер Ћейп (у которой –узвельт снимала в √ринвич-¬иллидж квартиру, свое убежище от посторонних глаз) и Ёлизабет –ид, Ќенси  ук и ћарион ƒикерман.
«а последние годы –узвельт сильно прив€залась к своему телохранителю Ёрлу ћиллеру и журналистке-лесби€нке по имени Ћорена ’икок. —охранились любовные письма Ёлеоноры к Ђ’икуї, хот€ сначала переписка тщательно скрывалась теми, кто считал, что это может быть Ђнеправильно истолкованої. ќднако большинство других писем, адресованных близким друзь€м, были уничтожены.
 ук размышл€ет:

Ђ ак оценивать интимную жизнь Ё.–узвельт? Ќачнем с того, что исчезновение такого огромного числа документов Ч не проста€ случайность, а хорошо продуманное решение отказатьс€ от самой мысли о страстных отношени€х между Ёлеонорой –узвельт и ее друзь€ми... ќднако в насто€щее врем€ стало очевидно, что Ёлеонора прожила жизнь, полную страстной любви и переживаний. ѕосле 1920 года многие из ее ближайших друзей были лесби€нками. ќна ценила взаимоотношени€ с ними и уважала их частную жизнь. Ёлеонора оберегала их секреты и хранила в тайне свои. Ќа прот€жении многих поколений такие женщины осознавали, что свои чувства необходимо скрывать, в противном случае их удел Ч оскорблени€ и осуждение. Ѕолее столети€ любовь и поругание идут рука об руку, так что тайна€ любовь стала просто хорошим тоном. Ћюбовь скрываетс€ сначала за замком, потом за крепостной стеной. » эти баррикады Ч лишь необходима€ мера защиты против фанатизма и причин€емой болиї.

Ёлеонора –узвельт была, возможно, самой вли€тельной женщиной своего времени. ≈е называли Ђпервой леди мираї благодар€ ее международной де€тельности. Ёлеонора сострадала угнетенным всех рас и национальностей. ѕоборник прав женщин, перва€ леди —Ўј символизировала современную независимую женщину. ¬сем женщинам мира она оставила в наследство надежду и активную жизненную позицию. ќднако Ёлеонора –узвельт отстаивала большее: она боролась за сильные, свободные чувства, счастливо пережитые вдали от общественной жизни, котора€, скорее всего, станет преп€тствием свободному выражению чувств.

 

45. ∆јЌ ∆≈Ќ≈
[1910 - 1986]

∆ан ∆ене родилс€ 19 декабр€ 1910 года в ѕариже, ‘ранци€. ќн воспитывалс€ в кресть€нской семье, поскольку мать оставила своего незаконнорожденного сына, ¬ дес€ть лет ∆ана уличили в воровстве кошелька у приемной матери, и свое отрочество мальчик провел главным образом в ћеттре (Mettrey) Ч небезызвестной исправительной школе. —бежав из ћеттре, ∆ан поступил во ‘ранцузский иностранный легион, а через несколько дней стал дезертиром. ћежду 1930 и 1939 годами он брод€жничал по ≈вропе, попрошайничал, занималс€ проституцией, обчищал карманы и коротал врем€ во французских и испанских тюрьмах. ѕо его словам, Ђотвергнутый семьей, € считал дл€ себ€ нормальным усугубл€ть свое сиротство любовью мужчин, эту любовь Ч воровством, воровство Ч преступлением или соучастием в преступлении. “аким образом € отвергал мир, который отверг мен€ї.
Ѕольшую часть нацистской оккупации ‘ранции ∆ене провел в тюрьме. ќн начал писать карандашом на бумажном пакете в 1942 году, когда отбывал срок за кражу со взломом во ‘ресне.  огда тюремные надзиратели отобрали его рукопись, он прин€лс€ писать заново. ¬ результате по€вилс€ необычный роман ЂЌаша дама цветовї (ЂOur Lady of the Flowersї, 1944) Ч что-то среднее между мистическим лиризмом и обильной непристойностью, что впоследствии стало характерной чертой таких произведений ∆ене, как Ђ„удо розыї (ЂThe Miracle of the Roseї, 1946), Ђ—сораї (ЂQu-erelleї, 1947) и Ђѕохоронные обр€дыї (1947).
¬ 1948 году ∆ене был осужден за кражу со взломом в дес€тый раз, что автоматически означало пожизненное заключение как Ђнеисправл€емогої. ƒело ∆ене привлекло внимание сюрреалиста ∆ана  окто и философа-экзистенциалиста ∆ана-ѕол€ —артра, который подал апелл€цию на им€ президента ‘ранции о пересмотре дела ∆ене и получил положительный ответ. ¬ 1952 году —артр опубликовал серьезный анализ творчества ∆ене, который озаглавил Ђ—в€той ∆ене, актер и мученикї. ѕодвод€ итог причудливой писательской карьере ∆ене, он писал: Ђя показал, что творчество ∆ене Ч это воображаема€ часть его жизни и что его гений Ч это несгибаема€ вол€ прожить свою жизнь до конца. ƒл€ него желать неудачи и быть поэтом Ч одно и то же. ќн никогда не нарушал своих обещаний, никогда не сдавалс€, никогда ни от чего не отрекалс€, и если выходил победителем, то только потому, что всегда играл роль проигрывающего победител€. ѕоэтому он побеждал. ќн приходил и уходил. —ейчас он свободен. ѕрошло почти восемь лет, с тех пор как он покинул тюрьму. ” него есть деньги, Ђдостойные друзь€ї. Ётот уголовник живет то в ѕариже, то в  аннах жизнью преуспевающего буржуа. ≈го Ђпринимаютї. — ним общаютс€ любители моды, им восхищаютс€ другие, но поскольку он не прекратил общени€ со взломщиками и голубыми, то ходит по мастерским художников и барам ћонмартра, сам с собой разыгрывает Ђѕарижские тайныї и оттого, что он родом ниоткуда, он везде чувствует себ€ как дома. —амое замечательное подтверждение его победы: два полученных им письма, одно от полицейского и другое от тюремного надзирател€, в которых оба прос€т его использовать свое вли€ние ради них.
ѕод вли€нием —артра ∆ене обратилс€ к театру и написал такие пьесы, как Ђ—лужанкиї (1947), ЂЅалконї (1956), Ђ„ерныеї (ЂThe Blacksї, 1958) и ЂЎирмыї (ЂScreensї, 1961). ¬ этих неоднозначных и шокирующих пьесах способности ∆ене раскрываютс€ в полной мере. —огласно Ёдмунду ”айту [92], эти произведени€ Ђостаютс€ нар€ду с пьесами Ѕертольда Ѕрехта и ƒжо ќртона самым значительным театральным наследием послевоенной эпохиї.
ѕосле ЂЎирмї ∆ене почти не писал. ¬ 1964 году погиб канатоходец јбдалла Ѕентага, с которым ∆ене поддерживал любовные отношени€, и в 1967 году ∆ене предприн€л попытку самоубийства. ¬ семидес€тых его угораздило написать очерк: в одном небезызвестном творении 1977 года он встал на защиту банды ультралевых террористов Ѕаадер-ћайнхоф. ќн отказалс€ от участи€ в движении геев, настаива€ на том, что сексуальна€ ориентаци€ Ч дело скорее личное, чем политическое. ќн был, по словам ”оррена ƒжохансона, Ђбунтовщиком, а не революционеромї. ≈го политика всегда была откровенной и субъективно-личностной, и это подтверждаетс€ последней работой ∆ене Ђѕленник любвиї, котора€ была опубликована посмертно и представл€ет собой подробное описание его участи€ в организации Ђ„ерна€ пантераї в —оединенных Ўтатах јмерики и ќрганизации освобождени€ ѕалестины в »ордании и Ћиване.
“алант, признанный в среде таких французских интеллектуалов, как —артр, ∆ене стал классиком, а его творчество оказывает огромное вли€ние на целое поколение писателей и людей мысл€щих.  ак драматург, ∆ене сыграл определенную роль в творчестве таких разных авторов, как Ёжен »онеско, јмири Ѕарака и ѕитер ¬ейс. ≈го глубокое проникновение в исполнительское мастерство, танец и сценическую асимметрию сил, задействованных в сексуальных взаимоотношени€х, продолжает обескураживать и читателей и публику. ∆изнь геев запечатлена им без прикрас, и вместе с тем это лирическое, чрезвычайно скрупулезное, если не сказать болезненно скрупулезное описание.
∆ан ∆ене умер 15 апрел€ 1986 года в ѕариже.
ѕарадокс, который доставил бы ему удовольствие, заключаетс€ в том, что вор, проведший столько лет своей жизни в тюрьме, был официально превознесен не кем иным, как министром культуры ‘ранции ∆аком Ћангом, сказавшим, что Ђ∆ан ∆ене был сама свободаї.

 

 

46. —≈–√≈… ƒя√»Ћ≈¬ ¬ј÷Ћј¬ Ќ»∆»Ќ— »…
[1872 - 1929] [1890 - 1950]

¬заимоотношени€, как профессиональные, так и личные, между импрессарио —ергеем ƒ€гилевым и танцором ¬ацлавом Ќижинским были коротким, переменчивым чудом. —ергей ƒ€гилев родилс€ 31 марта 1872 года в Ќовгородской губернии в –оссии. ≈го отец был генерал-майором царской армии. ћать, женщина благородного происхождени€, умерла родами. ¬ детстве по насто€нию своей приемной матери ƒ€гилев брал уроки фортепиано и композиции.
¬ 1890 году ƒ€гилев поступил в —анкт-ѕетербургский университет на факультет права. ¬скоре он и группа при€телей, включа€ јлександра Ѕенуа и Ћьва Ѕакста, организовали небольшой неформальный кружок, где обсуждали вопросы искусства. «акончив в 1896 году университет с дипломом правоведа, ƒ€гилев решил посв€тить себ€ музыке, но вскоре после этого его убедили отказатьс€ от карьеры композитора из-за сокрушительного провала его первой постановки.
ѕотер€в уверенность в своих способност€х как творческого де€тел€, он изменил свои ориентиры: он станет, решил ƒ€гилев, одним из величайших и вли€тельнейших покровителей искусства. ≈динственна€ сложность заключалась в необходимости иметь значительные средства, которых у него, между прочим, не было. Ќимало не обескураженный этим обсто€тельством, ƒ€гилев положилс€ на свою смекалку и оба€ние, в чем не испытывал недостатка. ¬ 1899 году ƒ€гилев учредил элитарный журнал Ђћир искусстваї.  рупна€ выставка русского искусства, которую он организовал в 1905 году, еще больше укрепила его репутацию как знатока и ценител€ авангарда.
¬ 1906 году ƒ€гилев уезжает в ѕариж. ќн осуществл€ет культурную св€зь между двум€ странами, организует выставки русского искусства и концерты русской музыки. ¬ 1909 году великий кн€зь ¬ладимир поручил ƒ€гилеву основать –усский балет в ѕариже, который с самого начала стал кузницей исполнительского мастерства. ’ореографы ћихаил ‘окин и Ћеонид ћасин, композиторы  лод ƒебюсси, ћорис –авель и »горь —травинский, художники, включа€ давних при€телей ƒ€гилева по годам учебы в –оссии Ѕакста и Ѕенуа, Ч все они взаимно обогащали друг друга, враща€сь в огромном творческом синтезаторе. —реди легендарных танцовщиков –усского балета, приглашенных из ћариинского и Ѕольшого театров, были јнна ѕавлова, ‘окин и неподражаемый дев€тнадцатилетний ¬ацлав Ќижинский.
Ќижинский родилс€ в  иеве 12 марта 1890 года в семье знаменитых танцовщика ‘омы Ћаврентьевича [?] и танцовщицы Ёлеоноры Ѕереды, у которых была сво€ балетна€ труппа. “аким образом, Ќижинский вырос среди танцоров, провод€ свое врем€ в основном с родител€ми в гастрольных поездках, ¬ возрасте дев€ти лет ¬ацлава зачислили в »мператорскую школу танца в —анкт-ѕетербурге, учась в которой он снискал одобрение у своих учителей и большой успех у публики, котора€ ходила в ћариинский театр на спектакли с участием мальчика.  ритики называли его Ђвосьмым чудом светаї.
«акончив в 1907 году »мператорскую школу танца, Ќижинский стал солистом ћариинского театра, и вс€ –осси€ стала свидетельницей потр€сающих спектаклей. ¬ 1909 году ƒ€гилев пригласил ¬ацлава присоединитьс€ к –усскому балету, где Ќижинский станцевал партии в балетах, составивших ему славу: Ђѕетрушкаї, Ђ¬идение розыї (ЂLe Spectre de la roseї), Ђ—ильфидаї, Ђƒафнис и ’ло€ї.
¬озможно, Ќижинский был самым великим танцором, когда-либо жившим на земле.
‘ранцузский сюрреалист ∆ан  окто восхищалс€:

Ђ¬ нем воплотилось таинственное дит€ —ептентрион (—евера], который умер, танцу€ на берегу јнтибы. ёный, пр€мой, гибкий, он ходит на кончиках пальцев мелкими, уверенными шажками, он собран, как пальцы в кулак, у него длинна€ мощна€ ше€, как у ƒонателло, его тонкий торс контрастирует с чрезмерно развитыми бедрами, он похож на юного флорентийца, в котором жизни больше, чем во всем живом, и его повадки так похожи на кошачьи, что становитс€ страшно. ќн перевернул все законы равновеси€ с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке фигуру; он легко вращаетс€ в воздушном пространстве, он отвергает рай тыс€чей различных способов, его танец скорее похож на любовное стихотворение, написанное заглавными буквамиї.

Ќачина€ с 1912 года Ќижинский становитс€ хореографом, но продолжает танцевать, создава€ неоднозначные, выдающиес€ балетные постановки, такие, как эмоционально насыщенна€ Ђ¬есна св€щенна€ї, первое представление которой буквально переполошило театр, и Ђѕолдень одного фавнаї, в котором Ќижинский, одетый в облегающий нар€д с прикрывающей гениталии гроздью винограда и открывающей их при движении, поразил даже искушенную публику своим выразительным исполнением фавна, имитирующего акт любви, использу€ шарф нимфы.
Ќи дл€ кого не было тайной, что взаимоотношени€ молодой звезды и его импрессарио выходили за чисто профессиональные рамки. —травинский насмешливо заметил по поводу фавна Ќижинского: Ђ–азумеетс€, Ќижинский имитировал любовь только с шарфом нимфы. –азве ƒ€гилев позволил бы большее?ї ќднако роман не был продолжительным: отношени€ стали портитьс€. ƒ€гилев был безумно ревнив, обраща€сь с послушным молодым танцором, как со своей собственностью, и в 1913 году Ќижинский с перепугу женитс€ в Ѕуэнос-јйресе на –омоле, герцогине Pulszky-Lubocy-Cselfalva. ¬ первую мировую войну некоторое врем€ он провел в ¬енгрии как интернированное лицо, подданный –оссийской »мперии. ¬ 1919 году после пережитого нервного расстройства у Ќижинского обнаружили шизофрению. “анцора поместили в санаторий, и до самой смерти в 1950 году в Ћондоне Ќижинский жил в различных санатори€х в Ўвейцарии, ‘ранции и јнглии.
“ем временем ƒ€гилев пестовал свой –усский балет, добива€сь все большего успеха, гастролиру€ по ≈вропе, —оединенным Ўтатам и ёжной јмерике. Ќеуемна€ энерги€ и неустрашимый дух не могли не сказатьс€ на его здоровье, и в 1929 году, когда ƒ€гилев находилс€ в зените славы, у него на отдыхе в ¬енеции случилс€ удар, сменившийс€ коматозным состо€нием, и 19 августа того же года великого импрессарио не стало. ” его могилы, котора€ находитс€ р€дом с могилой —травинского на острове-кладбище —ен-ћишель, по-прежнему собираютс€ почитатели, которые оставл€ют там красные розы и изношенные балетные туфли, отдава€ дань пам€ти этому человеку, чьи идеи сыграли такую важную роль в создании современного танца.
ƒ€гилев и Ќижинский, каждый в своем роде, фактически стали родоначальниками современного мужского танца. ƒо –усского балета уделом танцора, как правило, была вспомогательна€ роль Ч она сводилась лишь к поддержкам балерин. —обственно мужского танца не существовало. ƒ€гилев сломал привычные стереотипы, и все это не без участи€ Ќижинского. “риумф танцовщика конца XX века –удольфа Ќуриева [89] не состо€лс€ бы, если бы не гениальное новаторство ƒ€гилева и Ќижинского за то недолгое врем€, что они были любовниками.

 

47. јƒ–»јЌј –»„
[–од. 1929]

јдриана —есиль –ич родилась 16 ма€ 1929 года в Ѕалтиморе в штате ћэриленд. ≈е отец был профессором медицины, мать Ч композитором и пианисткой. –ич охарактеризовала свое детство так: Ђя родилась накануне ¬еликой депрессии; в год Ќагасаки и ’иросимы мне исполнилось шестнадцать лет. ƒочь евре€ и протестантки, € узнала о геноциде из кинохроники, рассказывающей об освобождении заключенных из лагерей смерти. я была молодой белой женщиной, котора€ ни разу не испытала чувства голода, у которой всегда был дом и котора€ взрослела на окраине глубоко разделенного городаї.
¬ 1951 году –ич закончила –эдклифф- олледж и в том же году поэт-гей ¬.’.ќден представил ее первый сборник стихов Ђ—мена мираї на соискание премии …ельского университета, присуждаемой молодым поэтам. ¬ 1953 году –ич вышла замуж за јльфреда  онрада, экономиста из √арварда. — 1955 по 1959 год јдриана вела жизнь образцовой жены ученого из  ембриджа. “ам родились трое ее сыновей. ¬ своей книге Ђ–ожденна€/ый женщинойї (ЂOf Woman ¬отї, 1976) она подробно описывает свои отча€нные попытки сочетать традиционную роль женщины и судьбу поэта, которую она избрала. ¬торой том стихов –ич Ђ–езчики алмазовї был опубликован в 1955 году. ќбе ее ранние книги отмечены скромным из€ществом, однако, в конце 50-х стиль –ич начинает мен€тьс€, а в ее произведени€х 60-х годов, особенно в Ђѕотребност€х жизниї (1966) и ЂЋисткахї (1969), про€вилась нее более активна€ политическа€ позици€.
¬ 1966 году –ич стала преподавать в —ити- олледже в Ќью-…орке по программе SEEK в рамках программы Ђќткрытый приемї. Ёто стало важным событием ее профессиональной жизни, благодар€ которому она познакомилась с афроамериканскими поэтами јлисой ”олкер и ќдри Ћорд [52], также преподававшими в колледже.  огда сборнику ЂDiving Into the Wreckї (1973) присудили Ќациональную премию за лучшую книгу, –ич отказалась от этой индивидуальной награды. ¬место этого в совместном с ”олкер и Ћорд за€влении, которых также представл€ли на соискание премии, –ич написала, что она примет награду Ђот имени всех женщин, чьи голоса остались и все еще остаютс€ не услышанными в мире мужчинї.
ѕосле самоубийства мужа в 1970 году –ич стала более откровенно выражать свой радикальный феминизм и лесбийский сепаратизм. ќна публиковала свои стихи не в широкоизвестных журналах, а в таких феминистских издани€х, как Ђјмазон  вотерлиї, Ђ’ересисї и Ђ13 ћунї. — 1981 по 1983 год она работала редактором на пару с ћишель  лифф в лесбийском журнале под названием Ђ—инистер уиздомї.
ќдна из наиболее значительных среди живущих поэтесс јмерики, –ич опубликовала немало томов стихотворений, помимо уже упом€нутых, включа€ Ђ¬от до чего довело мен€ мое необузданное спокойствиеї (1981), Ђ‘акт дверной коробкиї (1984), Ђ“во€ родна€ земл€, тво€ жизньї (1986), Ђјтлас сложного мираї (1991). Ќекоторые из ее самых прекрасных стихов о лесбийской любви можно найти в Ђƒвадцати одном стихотворении о любвиї из сборника Ђћечты об общем €зыкеї (1978).
–ич также автор трех весьма примечательных сборников эссе, которые оказали огромное вли€ние на современный образ мышлени€ феминисток и лесби€нок: ЂЌело€льность к цивилизации: феминизм, расизм, женоненавистничествої (1978), Ђќ лжи, секретах и молчанииї (1979). а также Ђ ровь, хлеб и поэзи€ї (1986).
¬озможно, наиболее значительное эссе –ич Ч это Ђѕринудительна€ гетеросексуальность и существование лесби€нокї, работа, котора€ дала ответы на вопросы многих видных лесби€нок и феминисток. ¬ этом эссе –ич утверждает, что Ђгетеросексуальность, так же как и материнство, необходимо признать и изучать как политический институтї. Ѕольшинство женщин, по словам –ич, принуждают к гетеросексуальности, поскольку общество не оставл€ет им иного выбора. ѕеречислив массу приемов, благодар€ которым поддерживаетс€ мужска€ власть над женщинами: лишение женщин их собственной сексуальности, нав€зывание им мужской сексуальности, эксплуатаци€ их труда посредством института брака и материнства, ограничение их в передвижении посредством угрозы изнасиловани€ и других видов насили€, невозможность про€влени€ их творческой энергии и недопущение их к огромной сфере социальных знаний, Ч –ич приходит к выводу о том, что Ђмы сталкиваемс€ не только с простым поддержанием неравенства и правом собственности, но и с тлетворной концентрацией силы, начина€ с физической грубости и конча€ контролем за сознанием, что предполагает необходимость сдерживани€ огромного потенциала контрсилыї.
“ем не менее, женщины находили способы противосто€ть этой принудительной мужской силе. Ёто противосто€ние Ч эта контрсила Ч зачастую сохран€лось, по определению –ич, в Ђлесбийской преемственностиї. Ћесбийска€ среда не что иное, как Ђсфера опыта самоопределени€ женщины Ч сфера, охватывающа€ жизнь каждой женщины; это не просто факт, устанавливающий, что женщина имела или мысленно желала иметь опыт половых отношений с другой женщиной. ≈сли мы расширим эту область, чтобы охватить гораздо больший спектр изначально насыщенных отношений между женщинами, включа€ участие в содержательной внутренней жизни, сплочение против тирании мужчин, оказание и получение практической и политической поддержки; если мы также улавливаем в этом такие мотивы, как противление браку... мы начинаем понимать глубину женской психологии, котора€ находилась за гранью понимани€ вследствие ограниченного, преимущественно клинического, определени€ лесби€нок. ѕоскольку такой подход позвол€ет коренным образом переоценить взаимоотношени€ женщин и все разнообразие этих взаимоотношений сквозь призму истории человечества, то, видимо, ни одна современна€ концепци€ не была столь благотворна дл€ мышлени€ лесби€нок, как идеи –ич о лесбийской преемственности. –ич добилась успеха в изменении самих правил дискуссии о лесби€нках, причем сделала это настолько веско, что это не осталось незамеченным.
¬ насто€щее врем€ профессор јдриана –ич преподает английский €зык и изучает феминистское движение в —тэнфордском университете, занима€, таким образом, центральное место в современном процессе самоопределени€ лесби€нок. ѕоместив рассказ о ней в этом месте насто€щего издани€, € хотел подчеркнуть свое отношение к –ич как к одной из ведущих поэтесс и автору эссе, а также самой вли€тельной среди живущих в насто€щее врем€ лесби€нок.

 

 

48. Ћј––»  –јћ≈–
[–од. 1935]

Ћарри  рамер родилс€ 25 июн€ 1935 года в Ѕриджпорте в штате  оннектикут. ≈го отец был адвокатом, мать Ч работником социальной сферы. ѕолучив степень бакалавра гуманитарных наук в »ельском университете и отслужив год в армии, Ћэрри стажировалс€ в агентстве Ђ”иль€м ћоррисї в Ќью-…орке в качестве делового посредника. Ќа следующий год он стал работать в кинокомпании Ђ оламби€ ѕикчерсї сначала помощником сценариста в Ќью-…орке, затем в течение четырех лет постановщиком в Ћондоне. ¬ 1965 году его прин€ли на работу помощником президента Ђёнайтед артистї.  рамер был помощни ком режиссера в фильме 1967 года ЂHere We Go Round the Mulberry Bushї, а в 1969 году написал сценарий и был продюсером фильма  ена –асселла по роману ƒ.’. Ћоуренса Ђ¬любленные женщиныї (ЂWomen in loveї), известному своей гомоэротической тональностью. Ётот проект  рамера был представлен на соискание премии киноакадемии.
ѕервый, противоречивый роман  рамера ЂFaggotsї (Ђ√омикиї) был опубликован в 1978 году. Ёто сатирическое описание любовных похождений ге€ в бан€х и барах было, по сути, отвергнуто большинством геев, которые обвин€ли писател€, что этот роман играет на руку тем самым силам, которые противосто€т их сообществу. ќднако  рамер был тверд в своих намерени€х, за€вл€€, что он задумал роман как серьезную критику определенных излишеств в жизни геев. ¬ интервью Ђ„икаго трибьюнї с присущей ему откровенностью, граничащей с грубостью,  рамер за€вил:

Ђя умышленно наделил главных героев своей книги интеллектом, образованием и богатством, чтобы они могли служить примером дл€ подражани€. Ќо не тут-то было, это трусы, оплакивающие себ€, замкнувшиес€ в своем гетто, поскольку понимают, что не нужны миру... —корее всего, нам следует гневатьс€ на собственную трусость, а не на жестокость мираї.

Ќашествие —ѕ»ƒа окрасило рассуждени€  рамера в мрачные тона.  рамер стал одним из первых, кто осознал последстви€ эпидемией подн€л тревогу в своих очерках, публикуемых в ЂЌью-…орк нейтивї. ¬ ставшем знаменитым очерке Ђ1.112 и подсчетї он писал: Ђ≈сли стать€ не вышибет дурь из вашей головы, наши дела плохи. ≈сли она не возмутит, не рассердит, не взбесит вас и не понудит к действию, геи могут лишитьс€ будущего на этой земле. ѕродолжение нашего существовани€ зависит только от того, насколько сильно мы рассердимс€ї.
¬ 1982 году вместе с Ќатаном ‘ейном, д-ром Ћоуренсом ћассом, ѕолем ѕофамом, ѕолем –апопортом и Ёдмундом ”айтом [92]  рамер стал организатором проекта Ђ«доровье мужчин-геев в опасностиї (Gay Men's Health Crisis/GMHC) дл€ борьбы с эпидемией —ѕ»ƒа. ѕрошло чуть более года, и внутренние разногласи€ по стратегическим вопросам, а также личные др€зги привели к тому, что  рамер прекратил свою работу по проекту. ¬ 1985 году  рамер написал драму ЂЌормальное сердцеї, ставшую одним из первых и наиболее удачных литературных произведений, по€вление которой было вызвано распространением —ѕ»ƒа.
¬ пьесе с присущей автору пр€молинейностью устами Ќеда ”икса, автобиографического геро€, подвергаютс€ критике сами геи, лицемерие гетеросексуалов и их отношение к опасности —ѕ»ƒа. ќт пьесы отказалось четырнадцать агентств и многочисленные директора, продюсеры театральных трупп, прежде чем ее прин€л публичный театр ƒжозефа ѕаппса. ЂЌормальному сердцуї присудили в 1986 году премию ћартона √ильдии драматургов, премию Ђќгни городаї, а также премию —ары —иддонс за лучшую пьесу года.  рамер вспоминает о ЂЌормальном сердцеї так: Ђя создал ее, чтобы люди воскликнули: Ђ—амое страшное в мире Ч это —ѕ»ƒ, и нет ничего печальнее этогої. я написал ее как историю любви в пам€ть о мужчине, которого любил и который умер. я хотел, чтобы люди видели на сцене двух мужчин, люб€щих друг друга. я хотел, что-бы люди видели, как они целуютс€. я хотел, чтобы люди пон€ли, что любовь мужчин-геев, страдани€ мужчин-геев и смерть мужчин-геев ничем не отличаютс€ от переживаний прочих людейї.
 рамер продолжал открыто призывать про€вл€ть ответственность, соизмеримую с размахом —ѕ»ƒа:

Ђ’удшие времена пандемии —ѕ»ƒа, Ч писал он в 1987 году, Ч у нас еще не наступили. ћы преступно легкомысленны. Ќас миллионы, кому уготована смерть. ѕожалуйста, вбейте себе в голову: Ќј— ћ»ЋЋ»ќЌџ,  ќћ” ”√ќ“ќ¬јЌј —ћ≈–“№. “ри из четырех случаев заболевани€ —ѕ»ƒом попрежнему происход€т среди геев. —отни миллионов людей €вл€ютс€ носител€ми вируса. ѕомните, Ќј— ћ»ЋЋ»ќЌџ,  ќћ” ”√ќ“ќ¬јЌј —ћ≈–“№ї.

¬ 1987 году  рамер принимал активное участие в учреждении  оалиции по мобилизации сил дл€ борьбы со —ѕ»ƒом (AIDS Coalition to Unleash Power/ACT UP)*
— самого начала инициативна€ группа вз€ла на себ€ об€зательство сосредоточить свое внимание на распространении профилактических лекарственных препаратов, и первой акцией €вилась массова€ демонстраци€ 24 марта 1987 года на ”олл-стрит в Ќью-…орке. ƒвести п€тьдес€т мужчин и женщин перегородили движение транспорта на несколько часов. —ама демонстраци€ и последующие аресты в отличие от большинства аналогичных случаев, касающихс€ геев или св€занные с акци€ми против —ѕ»ƒа, получили широкое освещение в средствах массовой информации. ¬ последующие мес€цы организаци€ ƒ≈…—“¬”… открыла дес€тки филиалов по всей стране. ѕримечательно, что когда  рамер почувствовал, что взрывной стиль его руководства может привести к повторению тех же сложностей, с которыми пришлось столкнутьс€ в GMHC, он отказалс€ от активного участи€ в группе. √оды своей активной борьбы со —ѕ»ƒом он описал в работе Ђ—ообщени€ из зоны бедстви€: как стать активистом борьбы со —ѕ»ƒомї (1989).
¬ 1988 году Ћарри  рамер узнает Ч и какое-то врем€ у него были причины подозревать это, Ч что он ¬»„-инфицирован. ¬ результате в 1992 году по€вл€етс€ широко известна€ пьеса Ђ—удьба мо€ї. явл€€сь продолжением ЂЌормального сердцаї, Ђ—удьба мо€ї прослеживает развитие образа Ќеда ”икса с самого детства до мужани€.  рамер писал, что он хотел написать Ђ...личную историю: путь прин€ти€ собственной гомосексуальности. ћое поколение отличали особые, если не уникальные проблемы. ћы были как раз тем поколением, которое пытались изменить специалисты по психоанализу. Ётот путь от открыти€ и осознани€ вины до моментов радости и наконец —ѕ»ƒа был моим самым длинным, самым важным выбором, таким же важным Ч нет, более важным, чем мо€ жизнь с родител€ми, мо€ жизнь как писател€, мо€ жизнь активиста. ¬ самом деле, мо€ гомосексуальность Ч единственна€ и сама€ важна€ определ€юща€ характеристика моей жизниї.
Ќа момент написани€ этих строк голос Ћарри  рамера громче всех звучит среди голосов гнева јмерики, протестующих против системы, котора€ обрекла стольких людей на безвременную смерть, против общества, которое слишком часто позвол€ет приносить себ€ в жертву. ќн был »еремией нашего поколени€: те, кого привели в замешательство его гнев и горе, растревожены не Ћарри  рамером, а самой правдой. –езкий, с четко выраженной позицией, неудобный, неоценимый и незаменимый,  рамер Ч самый выдающийс€ гей в сегодн€шней јмерике. ќрганизации, созданию которых он содействовал Ч GMHC и ƒ≈…—“¬”…, Ч продолжают свою де€тельность и станов€тс€ одними из самых важных институтов современной борьбы американских геев за выживание. ≈сли это общество все-таки выживет, оно будет об€зано своим выживанием в немалой степени Ћарри  рамеру.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

505 - | 523 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.