Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 1. Характерные особенности средневековой философии




 

Под философией Средних веков имеют в виду исторически своеобразный способ философствования, сопряпряжённый с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, т.е. на принципах, общих для христианства, мусульманства и иудаизма, но чуждых античному мировоззрению.

Хронологические рамки средневековой философии не совпадают с эпохой Средневековья: начало философствования приходится на рубеж I - II вв. н.э., его завершение – на XIV век.

Средневековая философия оказалась своеобразным синтезом античного разума и христианской (или мусульманской) веры. В ту эпоху теологизация философии (т.е. подчинение философии богословию) была неизбежна, ибо христианизированные варвары не могли бы терпеть и понимать иную.

Будучи от начала и до конца пронизанной верой, подчинённой религиозному мировоззрению и церкви, средневековая философия разделяла и основополагающие принципы христианского мировоззрения. Отметим наиболее важные из числа последних:

1. Теоцентризм (от греч. theos – бог) утверждает, что Бог – это высшее, самое совершенное существо во Вселенной, источник всего: жизни, добра, счастья.

2. Фидеизм (от лат.fide – вера) означает примат веры перед разумом, прежде всего, истин Откровения, возвещённых пророками и самим мессией Иисусом Христом, перед истинами, открываемыми самим человеком в ходе познания мира.

3. Монотеизм (от греч. моно – один и theos – бог) есть принцип единобожия, противостоящий языческому многобожию.

4. Креационизм (от лат. creatio – творить) означает творение мира Богом из ничего.

5. Провиденциализм (от лат.providentia – провидение) -- принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека, предполагает постоянное вмешательство Бога в дела мира, зависимость происходящего от воли высших сил.

6. Эсхатологизм (от греч. eschatos — последний, конечный и logos — слово, учение) происходит от слова «эсхатология», обозначающее религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

7. Сотериологизм (от греч. sother – спаситель) связан с термином «сотериология», обозначающим учение о спасении души. Спасение души – важнейшая непосредственная цель каждого христианина, каждого верующего.

Наряду с мировоззренческими принципами, выражающими основное содержание христианской средневековой философии, необходимо отметить также и важнейшие черты средневекового мышления, своего рода принципы философствования, отражающие, соответственно, формальные особенности средневековой философии:

1. Ретроспективность и традиционализм, т.е. обращённость в прошлое, приверженность к традиции, любовь и уважение к ней. Максимой средневекового мыслителя был девиз: «Чем древнее – тем подлиннее, чем подлиннее – тем истиннее».

2. Авторитаризм и догматизм вытекают непосредственно из традиционализма средневекового мышления. Авторитаризм означает необходимость опоры на авторитеты, без ссылок на которые нельзя себе представить ни один из богословских текстов. Догматизм – приверженность догмам, т.е. положениям, принимаемым за истинные и не подлежащими обсуждению, критике, вообще каким бы то ни было сомнениям.

3. Экзегетичность (от греч. exegetikos — разъясняющий) – философ той эпохи опирался на неукоснительный авторитет Библии, которая, однако, содержала немало тёмных, непонятных мест, изобиловала противоречиями. Поэтому необходимо было истолковать, проинтерпретировать непонятные места, примирить противоречия, что и составляло задачу христианской экзегетики как искусства толкования священных текстов.

4. Дидактизм, учительство, назидательность. Почти все средневековые философы раннего средневековья занимали должности в церковной иерархии, нередко весьма высокие (например, Августин был епископом Гиппона), поэтому участвовали в церковной жизни, необходимым элементом которой было чтение проповедей перед паствой.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Средневековая философия охватывает длительный период с I по XIV века нашей эры и связана она неразрывно с христианской религией. По существу, вся философия средних веков носила религиозный характер, была подчинена религии, обслуживала ее интересы, и в этом ее основная особенность.

2. Важнейшими принципами средневековой философии стали принципы христианского мировоззрения: теоцентризм, фидеизм, монотеизм, креационизм, эсхатологизм, провиденциализм, сотериологизм.

3. К особенностям стиля философствования в это время следует отнести: авторитаризм, догматизм, назидательность, экзегетизм, традиционализм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2095 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2330 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.