Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 2. Философия Древней Индии




 

Не только древнеиндийская, но и современная индийская философия тесно связана с традиционными религиозными воззрениями индийцев. В этом состоит первая особенность древнеиндийской философии.

Вторая особенность философской мысли Древней Индии заключается в её ярко-выраженном нравоучительном характере.

В качестве основополагающих принципов древнеиндийской философии выделяют: Космизм, Экологизм, Альтруизм.

В развитии древнеиндийской философии принято выделять два периода: ведический (XV – V вв. до н.э.) и период философских сутр (V в. до н.э. – IV в. н.э.). На первом этапе в лоне мифологии происходит формирование основных представлений и понятий индийской философии, задающих важнейшее содержание мировоззрения индийцев. Во втором периоде мировоззрение, выросшее в лоне мифологии, критически переосмысляется с различных позиций, выражаемых представителями разных школ. Иными словами, единая философия на втором раскалывается на различные направления и школы.

Философия веданты (букв. «конец вед») – наиболее известная и влиятельная система древнеиндийской философии, основа религии индуизма. Веданта наиболее близка к ортодоксальной ведической философии. Основоположником этой школы и автором «Веданта-сутры» был Бадараяна (между V и II вв. до н.э.), попытавшийся систематизировать разрозненные идеи Упанишад.

Онтология веданты монистична -- единственным источником всего сущего признается Абсолютная реальность, Брахман, который выступает «опорой всех вещей»: из Брахмана всё выходит и в него же все вещи возвращаются обратно. Наряду с Брахманом как материальным первоначалом существует и Атман – духовное начало, присущее каждому человеку. В веданте подчеркивается, что оба начала едины, что «Атман есть Брахман».

В гносеологии веданты различается два вида познания: истинное познания Абсолюта (видья), и иллюзорное познание природы, чувственно воспринимаемых вещей (авидья). Другими словами, реален только беспредельный и беспричинный Брахман, а все остальное – только грезы, покрывало майя, скрывающее от нас истинное бытие.

Целью человеческой жизни объявляется слияние с Брахманом, достижимое через познание своего Атмана. Такое слияние психологически ощущается как мокша (букв. «освобождение») -- состояние полного покоя. С онтологической же точки зрения нирвана есть растворение человеческой души в Брахмане с потерей собственного «Я», личностной идентичности.

Важное место как в в индийской мифологии, так и в веданте занимает учение о сансаре (букв. «блуждание, круговорот»), согласно которому душа человека после смерти переселяется в другое тело – либо в тело человека, либо в тело животного.

Среди неортодоксальных школ наиболее известен буддизм, превратившийся в мировую религию. У истоков буддизма стоит легендарная личность самого Будды, полное имя которого Сидхартха Гаутама Шакьямуни (623 – 543 до н.э.). Сидхартха был принцем племени шакьев, неудивительно поэтому, что с детства он рос в роскоши и беззаботности, купался в удовольствиях и наслаждался развлечениями. В 29 лет принц покидает дворец и становится странствующим аскетом (шраманом), живущим милостынею.

Шесть долгих лет Сидхартха провел в аскетических подвигах, но понял, что ни они, ни удовольствия прежней жизни не ведут к подлинному освобождению души. И вот тогда, когда Сидхартха уже был близок к отчаянию, когда его оставили последние ученики, внезапно ему открылась истина.

Какие же истины открылись Будде? Обычно их именуют «четырьмя благородными истинами», вкратце их можно сформулировать так:

1. Мир пребывает в дукхе (страдании, дисгармонии).

2. Причина страданий – в привязанности к миру иллюзий (т.е. к нашей земной жизни), в наших страстях и желаниях.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо отказаться от желаний путем достижения нирваны.

4. Путь, ведущий к нирване – это благородный восьмеричный Путь, включающий: истинное воззрение; истинное намерение; истинную речь; истинные дела; истинную жизнь; истинное усилие; истинную память; истинное сосредоточение (истинная – значит, избегающая крайностей, противопоставления).

Таким образом, для буддизма страдание выступает основным фактом нашей жизни, тогда как радости и удовольствия – нечто второстепенное, лишь зыбкая пена на поверхности огромного океана всеобщих страданий.

К числу центральных идей буддизма можно также отнести:

1) идею ненасилия;

2) идею благоговения перед любой формой жизни.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

 

1. Мы с вами выяснили, что в истории индийской философии было два периода – ведический период, когда складывались основные философские понятия индийской мысли, и период философских сутр, когда бурно развивались многочисленные философские школы, главные из которых – веданта, йога, санхья, буддизм, чарвака (локаята).

2. Центральные философские понятия индийской мысли – это, во-первых, Брахман – синоним материальной субстанции, из которой возникают и куда уходят все вещи, во-вторых, Карма – как совокупность поступков и их последствий, определяющих характер нового рождения человека, Нирвана (Мокша) – высшее безмятежное состояние, цель человеческих стремлений.

3. Наконец, подытоживая разговор об древнеиндийской философии, отметим её основополагающие идеи. По мнению известного историка индийской философии Д.М. Датты, они сводятся к следующим:

1) философия существует для жизни, её истины должны быть практичными, эффективными;

2) важнейшие ценности, к которым должен стремиться человек, следующие: моральная чистота, контроль за собственным телом и духом, совершенствование самого себя с целью поднять до совершенства и весь мир;

3) все существа, вся природа едины, а потому нуждаются в заботе, охране, уважении;

4) политическая свобода и материальный прогресс являются только средствами для духовного прогресса.

Эти идеи представляются актуальными и сегодня, поскольку акцентируют значимость духовного развития личности, любовь к природе, следование высшим моральным нормам, а только на этом пути возможно спасение от гибели мировой цивилизации.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1946 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2460 - | 2327 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.