Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос 3. —холастика и мистика




 

“ретьим завершающим этапом в развитии средневековой философии стала схоластика (от греч. scholastikos Ч школьный, ученый) -- тип религиозной философии, характеризующийс€ соединением богословских догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. ¬ажнейша€ черта схоластики Ц умозрительность как оторванность от действительности, стремление решать все вопросы в области чистой мысли, не выход€ в мир опыта, реальной практики.

¬ременем зарождени€ схоластики прин€то считать IX Ц X века, еЄ расцвет пришелс€ на XII Ц XIII века, а период поздней схоластики приходитс€ на XIV век. —холастика развивалась в основном в јнглии и ‘ранции, еЄ ведущим центром был ѕарижский университет, а также ќксфордский и  ембриджский университеты.

ѕредставитель ранней схоластики -- јнсельм  ентерберийский (1033-1109), -- известен как автор онтологического доказательства быти€ Ѕога, согласно которому Ѕог как всесовершенное существо должен существовать потому, что существование €вл€етс€ признаком всесовершенства.

Ќаиболее значительными представител€ми зрелой схоластики €вл€ютс€ јбел€р (1079 Ц 1142), јльберт ¬еликий (1193 Ц 1280), ‘ома јквинский (1226 Ц 1274).

јбел€р уже в юности прославилс€ как один из самых тонких философов, обладающий блест€щей эрудицией.  расотой слова и неотразимым личным оба€нием јбел€р привлекал тыс€чи восхищенных учеников со всех концов «апада. ѕримерно к этому же времени относитс€ истори€ трагической любви јбел€ра и Ёлоизы, котора€ была одной из самых талантливых его учениц.ѕрежде всего, он известен как сторонник концептуализма Ц промежуточной позиции (между реализмом и номинализмом) в споре о природе универсалий (общих пон€тий), последние он рассматривал как умственные концепции, которые не существуют отдельно от предметов.

 рупнейшим представителем зрелой схоластики был ‘ома јквинский (1226 - 1274), чь€ де€тельность была св€зана с ѕарижским университетом. ќсновные сочинени€ мыслител€: Ђ—умма теологииї, Ђ—умма против €зычниковї. ‘ома опиралс€ на авторитет јристотел€ и в целом повтор€л его учение (в частности, об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции, видах человеческой души и т. д.). Ѕольше всего ‘ома известен своими формулировками п€ти доказательств быти€ бога, некоторые из которых не потер€ли своего значени€ до сих пор.

јльтернативой схоластики в период средневековь€ выступила мистика. ћистика (греч. mystika -- таинственные обр€ды, таинства) Ц практика переживани€ единства с Ѕогом, а также совокупность богословско-философских доктрин, оправдывающих, осмысл€ющих и регулирующих эту практику.

  наиболее видным представител€м западноевропейской мистики следует отнести италь€нского теолога и кардинала ѕетра ƒамиани (1007-1072), французских богословов √ильома из Ўампо (ок. 1070 Ч 1121) и √уго —ен-¬икторского (ок. 1096 Ч 1141), руководивших богословской школой при —ен-¬икторском аббатстве, котора€ и была европейским центром мистического варианта католической теологии. √ильом также известен как учитель јбел€ра. ≈ще более знаменит Ѕернар  лервосский (1090-1153) -- французский теолог-мистик, аббат монастыр€ в  лерво, вдохновитель второго крестового похода (1147 г.).  рупнейшим представителем позднесредневекового мистицизма были ƒжованни Ѕонавентура и ћейстер Ёкхарт.

ћейстер Ёкхарт (ок. 1260 Ч ок. 1327) -- монах-доминиканец, основатель немецкого мистицизма, впервые употребивший немецкий €зык как €зык философии. ¬ своих воззрени€х на существо тварного мира Ёкхарт придерживаетс€ пантеистической концепции. ћир Ч итог вечной творческой божественной энергии, посто€нно изливающейс€ из Ђего недрї вследствие преизбыточности ≈диного. ¬се бывшее, насто€щее и будущее Ч весь мир, относ€щийс€ к пор€дку множественности, Ч это твор€щий, Ђуслаждающийс€ собою в вещахї Ѕог; однако вечное, неизменное, единое Ѕожество не тождественно миру.

 

¬џ¬ќƒџ по 3 вопросу:

1. “ретьим историческим периодом в развитии средневековой философии стала схоластика Ц тип философствовани€, главной особенностью которого, кроме опоры на христианскую веру, была умозрительность, то есть оторванность от действительности, стремление решать все философские вопросы в области умозрени€, без вс€кого обращени€ к опыту и практике.

2. √лавной проблемой схоластики стала проблема доказательства быти€ Ѕога. Ќаиболее известные доказательства разработал главный представитель схоластики ‘ома јквинский, кстати, некоторые из доказательств быти€ Ѕога не потер€ли своей актуальности, например, телеологическое доказательство.

3. ÷ентральный спор в рамках схоластики Ц спор о природе общих пон€тий (универсалий) между номиналистами и реалистами. ѕервые считали, что общие пон€ти€ лишь имена, в реальности существуют только отдельные вещи (ќккам), а вторые, напротив, полагали, что общие пон€ти€ реальны наподобие платоновских идей (√уго —ен-¬икторский).

4. јльтернативой схоластике была мистика, выступавша€ против разума в богопознани€. ћистики считали, что познать Ѕога можно только через чувства, через мистический экстаз, дл€ чего активно разрабатывали особую практику, включающую аскетические упражнени€, молитвы, песнопени€ и прочие способы телесного воздействи€, способные приблизить душу к Ѕогу.

 

ќсновна€ литература:

1. ‘илософи€: ”чебник / ѕод ред. проф. ¬.Ќ. Ћавриненко. Ц ћ.: ёристъ, 2004. —. 42-52.

2. ¬ведение в философию: ”чебник дл€ вузов. ¬ 2-х ч. „.1.- ћ.: ѕолитиздат, 1989. —. 115-135.

3. ‘илософи€: ”чебник дл€ высших учебных заведений. Ц –остов-на-ƒону: ‘еникс, 1996. —. 47-56.

4. ћир философии:  нига дл€ чтени€. ¬ 2-х ч. „.1.- ћ.: ѕолитиздат, 1991. —.14-15, 193-196, 612-615; „. 2. —. 375-377.

 

ƒополнительна€ литература:

5. јвгустин. »споведь. - ћ., 1992.

6. Ѕоэций. ”тешение философией и другие трактаты. - ћ., 1990.

7.  оплстон ‘. »стори€ философии. —редние века. Ц ћ., 2003.

8. ћайоров √.√. ‘ормирование средневековой философии. - ћ., 1979.

9. ћейстер Ёкхарт. ƒуховные проповеди и рассуждени€. - ћ., 1991.

10. —околов ¬.¬. —редневекова€ философи€. - ћ., 1979.

11. “ертуллиан. ќ плоти ’риста // “ертуллиан. »збр. соч. - ћ., 1994.

12. „анышев ј.Ќ.  урс лекций по древней и средневековой философии. - ћ., 1991.

13. Ўтекль ј. »стори€ средневековой философии. - —ѕб., 1996.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4259 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

823 - | 608 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.