Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 3. Основные направления эллинистической и древнеримской философии




 

Со смертью Александра Македонского, случившейся за год до смерти Аристотеля, начинается эпоха эллинизма: созданная Александром огромная империя от Испании до Индии распадается на несколько государств, которые возглавили его сподвижники. При этом греческое (эллинское) культурное влияние охватывает все средиземноморье, почему эпоха и получила название эпохи эллинизма. Как для эллинистической, так и для римской философии характерны следующие особенности:

1. приоритет этической проблематики, отход на второй план проблем онтологии, гносеологии, логики, натурфилософии;

2. не столько творение новых оригинальных идей, сколько разработка старых, созданных в классический период;

3. необычайный расцвет наук, окончательно отделившихся от философии.

С одной стороны, в течение этого продолжительного периода продолжали существовать школы Платона и Аристотеля. С другой стороны, появились и оригинальные эллинистические школы, среди которых отметим эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.

Эпикур (341-270 до н.э.) был последователем Демокрита, поддерживая его материализм и атеизм, создал в Афинах собственную философскую школу – Сад. Оригинальность Эпикура заключается в его этике, главный принцип которой гласит: «Наслаждение – высшее благо».

Основателем античного скептицизма считается Пиррон из Элиды (ок. 360 — ок. 270 до н. э.), главная идея которого заключалась в признании произвольности любых человеческих суждений о вещах. Из этой идеи вытекало требование воздерживаться от каких-либо суждений вообще (т. н. эпохе) и пребывать в состоянии атараксии (безмятежности, равнодушия) и апатии (бесчувственности, отсутствия страстей).

Предшественниками стоиков были киники (от греч. kynos – собака), основателем этой школы был Антисфен (450 - 360 до н.э.) – один из учеников Сократа, а наиболее известным представителем – Диоген Синопский (410 - 320 до н.э.), прославившийся тем, что жил в бочке. От слова «киник» произошло наше слово «циник». Киники рассматривали философию не как теорию, а как образ жизни. «Добродетель, -- настаивал Антисфен, -- состоит в делах и не нуждается ни в многословии, ни в науках». Киники проповедовали невежество, бедность, полагали, что нет никаких моральных норм, которые обязательны для исполнения.

Основателем стоицизма – самой влиятельной школы на просторах Римской империи – был Зенон из Китиона (334 - 262 до н.э.), ученик киника Кратета. Однако наиболее известны римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. И хотя стоики внесли заметный вклад в логику и физику, главной целью их изысканий была этика. Идеал стоиков – мудрец, безропотно и мужественно переносящий все удары неподвластной нам судьбы. Для стоиков внешний мир – это мир несвободы, опасный и непредсказуемый, в нашей власти только наш собственный внутренний мир, в котором мы сами себе хозяева. Поэтому если нельзя изменить мир, то можно изменить свое отношение к происходящему в мире.

В целом, эллинистическая и древнеримская философия проникнута нарастающим ощущением пессимизма, ожиданием конца великой эпохи.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Как для эллинистической, так и для римской философии характерны следующие особенности: во-первых, приоритет этической проблематики и отход на второй план проблем онтологии, гносеологии, логики, натурфилософии; во-вторых, ориентация не столько на творение новых оригинальных идей, сколько разработка старых, созданных в классический период; и, наконец, в-третьих, необычайный расцвет наук, окончательно отделившихся от философии.

2. Неоплатонизм и стоицизм, пессимистично смотревшие на разрушающуюся Римскую цивилизацию, проповедовавшие внутреннею независимость, уход в себя вплоть до мистического слияния с Богом или Единым, впоследствии оказались востребованы зародившимся христианством и внесли огромный вклад в формирование средневековой христианской философии.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 30-42, 218-222.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 93-115.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 43-47, 126-128, 285, 420-423.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.10-13, 184-193, 271-276, 303; 317-319. Ч.2. С. 8-9, 87-91, 144-146, 232-235, 407-419.

 

Дополнительная литература:

5. Аристотель. Сочинения. В 4-х тт. М., 1978 – 1984.

6. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

7. Богомолов В.С. Античная философия. М., 1983.

8. История философии (Россия – Запад – Восток). М., 1995, 1996. Кн. 1.

9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

10. Платон Сочинения. В 4-х тт. М., 1990 – 1995.

11. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х т. СПб., 1994 -- 1996. Т.1.

12. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1786 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.03 с.