Эпоха Возрождения, непосредственно следующая за Средневековьем и вырастающая на его основе, представляет собой время коренного перелома в жизни европейского общества. Это эпоха зарождения буржуазных отношений и великих географических открытий (открытие Америки Колумбом), в это время появляется книгопечатание и рождается естествознание. Вместе с последним формируется новый тип научного мышления, требующий вместо изучения текстов исследовать природу, вместо аппеляции к Богу и потусторонним силам обращаться к поиску естественных законов.
В сфере философии также происходит радикальные преобразования, связанные с критикой схоластического метода, отходом от христианского догматизма и утверждением нового гуманистического мировоззрения. Отметим основные характерные особенности философской мысли культуры Ренессанса:
1. Антропоцентризм – утверждает, что отныне не Бог, а человек является центром и высшей целью мироздания, мерой вещей и отношений, а также основным объектом исследования.
2. Гуманизм вытекает непосредственно из антропоцентризма. Термин «гуманизм» был введен Ф. Петраркой, отцом итальянских гуманистов, для обозначения светской мировоззренческой позиции, противостоящей схоластике, и утверждающей высокое достоинство и предназначение человека, его право на земное счастье и реализацию собственного творческого потенциала.
3. Ностальгия по античной культуре проявилась в это время настолько широко, приобрела настолько массовый характер, что сама эпоха позднее получила имя Возрождения, имея в виду восстановление идеалов античности.
4. Реабилитация чувственно-телесного начала в человеке стала логичным итогом гуманизма и возрожденного эпикуреизма. В живописи и скульптуре происходит отход от аскетической-символической иконописи и утверждается гедонистический реализм: начинают изображаться обнаженные человеческие тела, человеческие чувства и страсти.
Наконец, еще одной важной особенностью возрожденческой мысли является ее тесная связь с художественно-образной формой выражения и воплощения. Иначе говоря, философская мысль этого времени находила воплощение не только в философских произведениях (трактатах, статьях), но и в художественно-образной форме, прежде всего, в живописи и поэзии, архитектуре и скульптуре. Характерный пример – картина «Весна» флорентийского живописца Сандро Боттичелли.
Хронологические рамки эпохи Возрождения – конец XIV – нач. XVII века. Её духовно-культурным центром была Италия, в особенности Флоренция – подлинная столица европейского Ренессанса. Кроме Южного, итальянского Возрождения, также выделяют Северное Возрождение, охватившее Германию и Нидерланды и связанное с движением Реформации.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Эпоха Возрождения следует за Средневековьем, но не наследует ему, а, напротив, радикально порывает со средневековым догматизмом, авторитаризмом, аскетизмом, выступает с критикой схоластики, а у наиболее радикальных вариантов и с критикой религиозного мировоззрения в целом.
2. Важнейшими характерными особенностями как философской мысли, так и всей культуры Ренессанса являются: антропоцентризм, связанный как с гуманизмом, так и с индивидуализмом, ностальгия по античной культуре, реабилитация человеческой чувственности и телесности.
3. Философская мысль этого времени находила воплощение не только в философских произведениях (трактатах, статьях), но и в художественно-образной форме, прежде всего, в живописи и поэзии, архитектуре и скульптуре.