Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬опрос 2. ‘илософи€ ƒемокрита, —ократа, ѕлатона и јристотел€




 

¬ середине V века до нашей эры начинаетс€ новый, так называемый классический период в развитии древнегреческой и всей античной философии. Ёто период расцвета не только в области философии, но и во всей древнегреческой культуре.

¬ области философии классический период св€зан с переходом от решени€ отдельных проблем к созданию философских систем, крупнейшими из которых стали учени€ ѕлатона и јристотел€. ¬ это же врем€ окончательно формируетс€ основна€ философска€ терминологи€ и возникает противосто€ние материализма и идеализма.

ќсновоположником античного материализма стал ƒемокрит из јбдер (470 - 370 до н.э.) Ц первый энциклопедически образованный мыслитель, первый последовательный материалист. √лавна€ иде€ ƒемокрита: Ђ¬се состоит из атомовї, поэтому его материализм называют также атомизмом.

ќднако лини€ натурфилософов и ƒемокрита на осмысление природы оказалась в середине V в. до н. э. подвергнута критике со стороны софистов и —ократа, провозгласивших, что главным предметом философии должна быть не природа, а человек. »ными словами, в это врем€ в философии совершаетс€ антропологический поворот. —уть последнего ѕротагор (480 Ц 410 до н.э.), крупнейший из софистов, выразил фразой: Ђ„еловек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что не существуютї, тогда как —ократ говорил, что его Ђинтересуют не деревь€ в лесу, а люди в городе, ибо деревь€м нечему его научитьЕї

—ократ (470 Ц 399 до н.э.) Ц одна из самых загадочный фигур античной философии. √лавной философской заслугой —ократа €вл€етс€ разработка диалектического метода мышлени€, суть которого в поиске истины в диалоге, в ходе обмена мнени€ми между оппонентами. ƒругой важнейшей заслугой —ократа €вл€етс€ постановка вопроса о содержании основных моральных пон€тий: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость.

¬ философской системе ѕлатона (427 - 347до н.э.) Ц основоположника объективного идеализма -- выдел€ютс€ три основные части философского знани€: онтологи€, гносеологи€ и этика. –ассмотрим каждую из них.

ѕлатоновска€ онтологи€ строитс€ на том же дуальном принципе, что и онтологи€ ѕарменида.  ак и последний, ѕлатон признает высшее и низшее бытие: первым выступает мир идей (от греч. idea Ц Ђвидимоеї), вторым Ц мир вещей. »деи вечны и бестелесны, несотворимы и неуничтожимы, неизменны и абсолютно прекрасны. »де€ понимаетс€ и как пон€тие вещи, и как ее порождающа€ модель, и как закон быти€ вещи.

“еори€ познани€ ѕлатона опираетс€ на его учение о душе. ѕлатон считал, что человек, как телесное существо, смертен, душа же его бессмертна. —уть процесса познани€, согласно ѕлатону, состоит в припоминании (анамнезисе) душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.

јристотель (384 - 322 до н.э.) в юности поступил в академию ѕлатона, быстро стал его любимейшим учеником, но через несколько лет покинул учител€, произнес€ сакраментальную фразу: Ђѕлатон мне друг, но истина дорожеї.

ќсновное содержание философского учени€ јристотел€ изложено им в Ђћетафизикеї -- главном философском произведении мыслител€. ќн критикует ѕлатона за то, что тот приписал иде€м самосто€тельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. ћатери€ у јристотел€ так же, как и у ѕлатона, Ц это первичный материал, потенци€ вещей. ѕридает же материи актуальное состо€ние, то есть превращает ее из возможности в действительность, форма. “аким образом, јристотель пон€тие идеи замен€ет на пон€тие формы. ‘орма, согласно јристотелю, Ц это активное начало, начало жизни и де€тельности. ¬ысшие сущности он называет чистыми формами.

√лавное отличие человека от животного, по јристотелю, основываетс€ на способности человека к интеллектуальной жизни Ц только человек наделен разумной душой, тогда как животные обладают растительной и животной душами, а растени€ Ц только растительной. ƒобродетелью обладает не каждый человек, а ее лишь тот, кто действует. ¬ысшей формой де€тельности €вл€етс€ познавательна€, теоретическа€. ќбщим мотивом, звучавшим в этических предписани€х јристотел€, €вл€етс€ стремление найти среднюю линию поведени€: Ђ—ередина принадлежит добродетелиї.

јристотелю принадлежат также интересные социально-политические идеи, в частности, он подчеркивал, что цель государства Ц благо всех граждан (а не только большинства), также он выделил шесть форм правлени€, различающихс€ по тому, скольким люд€м принадлежит власть. ћонархи€ и тирани€ Ц один правитель, аристократи€ и олигархи€ Ц прав€т несколько людей, полити€ и демократи€ Ц власть большинства.   Ђхорошимї формам, а это монархи€, аристократи€ и полити€, он относит те, в которых целью как раз и €вл€етс€ благо всех. ј к плохим Ц тирании, олигархии и демократии, -- те, где властители прав€т только в собственных корыстных интересах, забыва€ о народе.

 

¬џ¬ќƒџ по 2 вопросу:

1. ¬ области философии основные достижени€ классического периода св€заны с переходом от решени€ отдельных проблем к созданию философских систем, крупнейшими из которых стали учени€ ѕлатона и јристотел€.

2. √лавна€ иде€ ƒемокрита Ц иде€ атома как мельчайшей неделимой частицы. ƒемокрит традиционно считаетс€ поэтому основоположником материализма.

3. —ократ известен как основоположник диалектического метода мышлени€.

4. ѕлатон -- основоположник идеализма Ц учени€ о первичности идеального быти€ перед материальным. “аким идеальным бытием у ѕлатона €вл€етс€ занебесный мир Ђвечных и прекрасных идейї. »де€ у ѕлатона Ц это пон€тие вещи, закон ее быти€, порождающа€ модель вещи. »де€ первична по отношению к конкретным вещам.

5. јристотель стал автором глобальной философской системы.  ак философ-энциклопедист он пыталс€ ответить на все основные вопросы своего времени, стал основателем многих наук Ц психологии, этики, эстетики, политологии.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3908 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

1351 - | 1191 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.