АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Киричек А.В.
КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ) ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «Философия»
для слушателей и студентов очного и заочного обучения
по специальности – 280104.65– «Пожарная безопасность»
Москва – 2010 г.
Оглавление:
Лекция 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе............................................. с. 3
Лекция 2. Философия Древнего Востока........................................................................... с. 8
Лекция 3. Философия Древней Греции и Рима............................................................... с. 13
Лекция 4. Средневековая философия............................................................................... с. 18
Лекция 5. Философия эпохи Возрождения...................................................................... с. 23
Лекция 6. Западноевропейская философия 17-18 вв...................................................... с. 28
Лекция 7. Немецкая классическая философия................................................................. с. 33
Лекция 8. Западная философия второй половины 19-го – 20-го веков........................ с. 38
Лекция 9. Русская философская мысль в 11– первой половине 19-го вв..................... с. 43
Лекция 10. Отечественная философия второй половины 19-го – начала 20-го веков с. 48
Лекция 11. Бытие и материя.............................................................................................. с. 53
Лекция 12. Сознание, его происхождение и сущность.................................................. с. 58
Лекция 13. Диалектика и ее альтернативы...................................................................... с. 63
Лекция 14. Познание как предмет философского анализа............................................ с. 68
Лекция 15. Наука, ее сущность, строение и происхождение......................................... с. 73
Лекция 16. Формы и методы научного познания.......................................................... с. 78
Лекция 17. Техника как предмет философского осмысления. Специфика
познания в технических науках................................................................... с. 83
Лекция 18. Общество как саморазвивающаяся система................................................. с. 88
Лекция 19. Духовная жизнь общества.............................................................................. с. 93
Лекция 20. Личность и общество...................................................................................... с. 98
Лекция 21. Философия о сущности и предназначении человека................................ с. 103
Лекция 22. Человек в научной и религиозной картинах мира.................................... с. 108
Лекция 23. Культура и цивилизация. Проблемы и современной цивилизации....... с. 112
Глоссарий........................................................................................................................... с. 117
Литература......................................................................................................................... с. 126
Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе (2 часа)
План лекции
Предмет, структура и функции философии
Мировоззрение, его структура и исторические типы
Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм
Введение
Мы с вами начинаем изучение курса философии. Сегодня же мы поговорим о смысле и предназначении философии, о природе философского знания. Цель нашего занятия, таким образом, будет состоять в том, чтобы рассмотреть своеобразие философии как особого способа духовно-практического освоения мира.
Вопрос 1. Предмет, структура и функции философии
Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно состоит из двух частей: philo + sophia. Первое слово обозначает «любовь вообще», а «софия» в древнегреческом языке обозначает «мудрость». Таким образом, слово философия обозначает «любовь к мудрости», «любомудрие».
Принято считать, что впервые слово «философия» употребил древнегреческий философ и ученый Пифагор (580-500 до н.э.).
В античности философия была матерью всех наук, а затем из нее выделились в самостоятельные отрасли знания: математика, физика, логика, этика, эстетика, астрономия, юриспруденция и др. Другими словами, все фрагменты человеческого знания были связаны воедино и все это называлось философией. Подытоживая, можно заключить, что философия дает целостное знание о мире, ее важнейшей задачей является отыскание смысла бытия человека и человечества, формирование картины мира, соответствующей своей эпохе.
Философия появляется одновременно по всей длине узкой полосы субтропиков Северного полушария евразийского континента: от Апенинского полуосторова на западе до тихоокеанского побережья Китая на востоке. Принято выделять три основных очага зарождения философии: Древняя Греция, Индия и Китай.
Объектом философии является весь мир, вся действительность, как материальная, так и духовная, социальная. Тогда как предмет философии составляют наиболее важные, глубинные, самые общие и универсальные свойства и закономерности как мира в целом, так и отдельных сфер бытия. К числу последних относят природу, общество, человека, познание.
Строение философии, выделение в ней отдельных разделов и дисциплин, осуществляется на основе предметного основания. Прежде всего выделяют разделы философии, каждый из которых изучает отдельную сферу бытия. К числу основных разделов философии относятся:
Онтология (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – слово, понятие, учение) – учение о бытии, учение о сущем, в рамках которого изучаются фундаментальные принципы и законы мироустройства.
Гносеология – (от греч. gnosis – знание, познание) – учение о природе, сущности познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Философская антропология (от греч. antropos – человек) — учение о природе (сущности) человека; дисциплина, нацеленная на целостное, богатое, многостороннее отражение всех важнейших сторон, аспектов человеческого существования.
Социальная философия – (от лат. societas -- общество) – учение об обществе как сложном, системном, развивающемся явлении; дисциплина, исследующая природу социального (общественного) как особой формы бытия, наиболее общие закономерности строения, функционирования и развития общества.
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопроса об ее функциях. Вопрос о функциях философии – это, в сущности, вопрос о том, зачем, для чего нужна философия.
По существу, речь здесь идёт о двух основных функциях философии -- мировоззренческой и методологической. В плане мировоззренческой функции философия выступает в качестве школы жизни, ибо позволяет человеку понять самого себя и свое место в мире. Иными словами, философия помогает человеку сформировать, прояснить и уточнить собственную картину мира, лучше понять себя и свою взаимосвязь с природой и обществом.
В плане методологической функции философия выступает школой мысли, поскольку предоставляет нам возможность прикоснуться к «океану мыслей», «плавая» в котором мы тем самым и развиваем собственное мышление.
К указанным двум основным функциям примыкает множество других. Остановимся кратко на наиболее важных из них:
1) нравственно-утешительная – философия делает человека добрее, человечнее, нравственнее, показывая ему пагубность зла и превосходство
2) интегративная функция – философия объединяет, синтезирует результаты всех научных и вненаучных исследований, приводит их к общему знаменателю в виде различных картин мира.
3) практическая функция – философия является средством преобразования мира, и не только мира духовного -- как индивидуального, так и общественного сознания, но и мира материального – как природного, так и социального.
Также философии приписывают аксиологическую, гуманистическую, социальную, онтологическую, гносеологическую, аналитическую функции. Мы их не будем разбирать, поскольку они производны от вышеобозначенных функций.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Философия как особая форма знания появляется более 2,5 тысяч лет назад одновременно в Индии, Китае и Древней Греции.
2. Впервые употребил слово «философия» («любовь к мудрости») греческий мыслитель Пифагор, он же первый назвал себя философом и отметил, что смысл философии – в поиске истины.
3. Объектом философии является весь мир, а ее предметом – наиболее существенные и важные свойства и закономерности бытия и его отдельных сфер – общества, природы, познания, человека.
4. Философия включает в себя ряд дисциплин и разделов, главные из которых онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология.
5. Важнейшие функции философии: методологическая («школа мысли») и мировоззренческая («школа жизни»), а также гуманистическая, практическая, критико-рефлексивные функции.
6. В целом философию можно определить как особую форму знания, особый способ духовно-практического освоения мира, его осмысления и преобразования, представляющий собой теоретически оформленное, систематизированное мировоззрение.
К вопросу о том, что такое мировоззрение, как оно устроено, какие исторические формы оно принимает, мы с вами и переходим.
Вопрос 2. Мировоззрение, его структура и исторические типы
Каждая философская система – это определенное представление о мире и месте в нем человека, своеобразная картина мира, включающая в себя наиболее обобщенные знания о природе, обществе, человеке и познании. Наряду с термином «картина мира» используется более широкое и распространенное понятие «мировоззрение». Последнее включает не только знания, но и ценности[1], убеждения и идеалы отдельных индивидов или социальных групп и общностей. В целом, мировоззрение – это совокупность взглядов, эмоций и ценностных ориентаций, определяющих отношение человека к миру и к самому себе.
Ядром мировоззрения выступают убеждения – сплав знаний, эмоций и ценностей, выражающих отношение человека к самым важным и существенным аспектам его бытия в мире. Убеждения – это эмоционально нагруженные знания, выражающие ценностные предпочтения индивида, знания, которые он стремится защищать, отстаивать, а нередко готов за них и пострадать, даже пойти на смерть. В целом мировоззрение выполняет, прежде всего, функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем.
В истории человечества можно выделить три основных вида или типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное. Мифологическое мировоззрение – это такое мировоззрение, когда картина мира формируется на основе сказаний о богах, героях и фантастических существах.
Религиозное мировоззрение характеризуется такой картиной мира, в которой происходит удвоение мира на реальный, земной, посюсторонний и фантастический, сверхъестественный, потусторонний. Последний населяется самыми различными существами – духами, ангелами, богами и др., которые способны помогать или вредить людям.
Научное мировоззрение – это такое мировоззрение, когда картина мира формируется философией на основе достижений естественных и гуманитарных наук.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Мировоззрение – это совокупность взглядов, эмоций и ценностных ориентаций, определяющих отношение человека к миру и к самому себе.
2. Ядро мировоззрения составляют убеждения -- эмоционально нагруженные знания, выражающие ценностные предпочтения индивида, знания, которые он стремится защищать и отстаивать.
3. Обычно, наряду с философским, выделяют еще три основных вида или типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное. Миф отличается такими чертами, как образность, наивность, в нем переплетается как реальное, так и фантастическое (синкретизм). Для религии характерно удвоение мира на реальный и сверхъестественный. А главные особенности науки – системность, доказательность, опора на разум и логику, практическая проверяемость, презумпция естественности в понимании и объяснение природных и социальных явлений и процессов.
Вопрос 3. Основные линии в истории философии. Материализм и идеализм
В развитии философии на протяжении всей ее истории прослеживаются так называемые сквозные линии, проходящие красной нитью через всю историю философии и выделяемые на основании различных ответов на основные философские вопросы.
Прежде всего, выделяют следующие линии:
· материализм и идеализм;
· агностицизм и гносеологический оптимизм (реализм);
· рационализм (эпистемная линия) и иррационализм (софийная линия).
Материализм и идеализм различаются тем, что дают противоположные ответы на так называемый основной вопрос философии. Классическую формулировку основного вопроса философии дал Фридрих Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Почему же вопрос о соотношении мышления и бытия является основным? «Потому что, -- продолжает он, -- исследование других проблем прямо или косвенно зависит от того, как решается этот «великий» вопрос. При этом Ф. Энгельс выделял две его стороны: первая -- что первично материя или дух, сознание; и вторая -- познаваем ли мир в своей сущности?
По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы разделяются на два лагеря: материалисты считают, что первична материя, а идеалисты – сознание. Некоторые философы признавали равноправие, равноценность обоих начал (Р. Декарт), их называют дуалистами.
Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Можно выделить различные формы материализма и идеализма. Первоначальная форма материализма – это стихийный или наивный материализм Древней Греции и Рима. Так, Фалес основой мира считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Метафизический материализм зародился в средневековье, но свое полное развитие получил уже в Новое время в форме механистического материализма (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций), который все многообразие природы, ее свойств и отношений сводил к механической форме движения. Следующей ступенью материализма стал диалектический материализм, созданный в XIX веке К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе соединения материализма и гегелевской диалектики как учения о развитии.
Идеализм тоже неоднороден. Прежде всего, следует различать две его главные разновидности – объективный идеализм (Платон, Гегель), согласно которому основой мира является надмировая духовная реальность (мир идей, Абсолютная Идея, Бог), существующая вне и независимо от сознания человека и общества, и субъективный идеализм, представители которого (Кант, Фихте, Беркли, Юм) считают, что реально существует только сознание данного человека, а предметы, действительность есть лишь творение человеческой психики, комплексы его ощущений, на самом деле не существующие, а только кажущиеся реально существующими – наподобие того виртуального мира, который принимают за реальность люди в мире «Матрицы».
Большинство мыслителей полагали и полагают, что сущность мира познаваема, о чем прямо свидетельствует развитие науки: чем дальше продвигается наука, тем глубже мы проникаем за поверхность явлений, тем ближе приближаемся к их сущности. Сторонники познаваемости мира именуются по-разному: гностиками, реалистами, но, наш взгляд, более правильно называть их гносеологическими оптимистами. К числу наиболее оптимистичных оптимистов, веривших в полную познаваемость мира можно отнести Платона, Аристотеля, Гегеля, Маркса, Владимира Соловьева.
Те, кто не верят в возможность познания сущности мира, получили имя агностиков, а защищаемая ими позиция называется агностицизмом (от греч. Agnostos – непознаваемый). Таковы, в частности, взгляды Дэвида Юма, английского философа 18 века, и Иммануила Канта, родоначальника немецкой классической философии.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. В истории философии на всем ее протяжении можно выделить ряд сквозных линий, связанных с различным решением основных философских вопросов.
2. По вопросу о первичности материальной или идеальной субстанции философы разделились на два лагеря: материалисты признают первичность материи, идеалисты – сознания. Внутри материализма выделяют такие его исторические формы, как наивный стихийный материализм древних греков, метафизический (механистический) материализм Нового времени, вульгарный материализм 19 века, диалектический материализм Маркса, Энгельса, Ленина. В рамках идеализма выделяют две его разновидности: объективный (Платон, Гегель) признает за первооснову бытия надмировую духовную реальность (Бог, Абсолютная Идея), а субъективный идеализм (И. Кант, Г. Фихте) в качестве единственной реальности утверждает субъективный мир человека.
3. По вопросу о познаваемости мира философы делятся на гносеологических оптимистов, по мнению которых сущность мира познаваема, на агностиков, считающих, что мы познаем не мир, а только наши ощущения, и скептиков, вообще сомневающихся в возможности достижения абсолютно истинного знания.
4. Также выделяют такие линии, как рационализм и иррационализм. Рационалисты понимают философию как высшую науку, а высшей познавательной способностью человека его разум, а иррационалисты считают, что философия не наука, что сущность мира, его глубины открываются нам через веру, переживание, понимание или интуицию.
Основная литература:
1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 9-29.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 20-73.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 6-27, 34-35, 240-245, 249-262, 396-397.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.10-129.
5. Гавриленко К.С., Луганский Н.Н. Роль философии в формировании личности специалиста пожарной охраны// Нравственность и патриотизм – основы государственной службы // Материалы научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2006.
Дополнительная литература:
6. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
7. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. 1995, № 1.
8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
9. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
10. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. – М. 2001.
11. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991.
12. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993.
13. Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии. 1993, № 7.
14. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М., 1991.