Всех малышей с точки зрения динамики развития слухового восприятия с КИ, по нашему опыту, можно разделить на 3 группы:
1. Малыши, которые научены пользоваться остаточным слухом с помощью СА и функциональной речью.
Обычно это дети, которые надели мощный СА в возрасте до 1 года, постоянно его носили и занимались с сурдопедагогом развитием остаточного слуха. Сюда относятся также дети с прогрессирующим снижением слуха. У этих детей механизмы анализа звуковых сигналов и слуховые центры мозга частично сформированы. У них обычно частично сформированы произносительные навыки, они используют для общения устную речь, хотя она представлена небольшим числом слов и несколькими простыми фразами и малопонятна окружающим
Эти дети обычно не имеют сопутствующих расстройств, влияющих на развитие умения узнавать и запоминать звуки и слова - нарушений зрительного внимания, задержки психического развития, нарушения развития предречевых навыков общения.
2. Малыши, которые не научены пользоваться остаточным слухом с помощью СА.
Обычно это дети, которые не носили постоянно СА, носили маломощные С А, поздно надели СА, не занимались с сурдопедагогом развитием остаточного слуха, устной речи. Сюда также относятся дети, которые использовали СА, но имеют сопутствующие расстройства, влияющие на развитие умения узнавать и запоминать звуки и слова - нарушения зрительного внимания, задержку психического развития, нарушения развития предречевых навыков общения (коммуникативных навыков).
3. Малыши, потерявшие слух в возрасте 1-3 года, в том числе вследствие менингита.
Эти дети нормально слышали и, соответственно, у них до потери слуха нормально развивались слуховые и речевые центры мозга, накапливались слуховые образы окружающих звуков и слов родной речи. Сформированность слухового восприятия и сохранность слуховых образов в памяти ребенка прямо пропорционально зависит от возраста потери слуха и обратно пропорционально - от интервала времени между потерей слуха и имплантацией. У этих детей на момент имплантации речь может полностью отсутствовать или быть представлена отдельными словами, простыми фразами. В этой группе следует выделить детей, потерявших слух вследствие менингита. У них часто не только повреждены рецепторы улитки (что явилось причиной глухоты), но и высокая вероятность поражения слуховых центров мозга (до 40% детей) и слухового нерва. Вследствие этого у ребенка нарушается обработка звуковых сигналов и речи (центральные расстройства слуха), передаваемых КИ. Кроме того, у части этих детей имеется частичная оссификация (окостенение) улитки, что также приводит к дополнительному искажению речи. Поэтому в отличие от других детей, имевших нормальный слух в раннем возрасте, после включения процессора КИ у них медленнее восстанавливается и развивается слух с КИ. У детей после менингита также сложнее настроить речевой процессор КИ, так как у ребенка нет четкой реакции на звуки и электрические стимулы в процессе настройки, особенно в первый год его использования.
Чем в более раннем возрасте ребенку надели СА, тем в большей степени у него сформированы слуховые навыки, и тем быстрее он обучается слышать с КИ. После включения процессора КИ у такого малыша, используя выработанную у него условно-рефлекторную реакцию на звук, удается настроить речевой процессор так, что малыш слышит звуки речи разговорной громкости, в том числе и высокочастотные. Если глухой малыш до кохлеарной имплантации постоянно носил адекватный СА, и у него сформировано умение обнаруживать звуки, различать и узнавать отдельные окружающие звуки и слова, то он уже в первый день на занятии будет реагировать на звуки средней громкости, высокочастотные звуки. Мы это видим при выполнении малышом нашего любимого упражнения - «положи шарик в коробочку, когда услышишь». Но мы заново учим малыша узнавать даже знакомые звуки и слова, потому что с КИ они слышатся по-другому, чем со слуховым аппаратом.
Характерной особенностью является, то, что первое время ребенок даже со слуховым опытом может непроизвольно не реагировать на звуки, в том числе громкие, если его внимание не привлечено к слушанию. Однако у малыша, имевшего слуховой опыт, с КИ быстро появляются реакции на звуки, восстанавливается умение узнавать знакомые ему слова, потому что со СА он немного слышал, а значит, развивались его слуховые центры мозга, и у него накопился слуховой опыт. Благодаря тому, что с КИ ребенок слышит намного больше звуков, в том числе и тихие, он начинает реагировать на звуки и слова на большом расстоянии. Мамы малышей, которые первые дни, несмотря на наши объяснения, очень переживают, что ребенок с КИ не реагирует и не узнает звуки и слова, которые он слышал со С А, успокаиваются и радостно сообщают: «Сегодня я позвала его из кухни, а он услышал из комнаты и прибежал ко мне! Такого никогда не было со слуховым аппаратом», «Когда мы завтракали, он впервые услышал, как свистит чайник на плите, начал искать звук, нашел его и показывает мне на чайник и на ухо «Слышу»!».
Бывают и забавные ситуации. Мама одной девочки, имплантированной в 4 года (девочка потеряла слух вследствие менингита в возрасте 10 мес. и постоянно использовала СА), первые дни очень переживала, что девочка с КИ не узнавала слова, которые она хорошо слышала с СА на близком расстоянии. Через 5-7 дней мама совершенно успокоилась, так как с КИ ребенок стал узнавать знакомые слова. А еще через неделю смущенная мама рассказала мне: «Я вчера в палате разговаривала с другой мамой. Наши дети играли в другом конце комнаты. Я человек эмоциональный и иногда могу сказать неприличное слово. И тут моя девочка спрашивает меня - Что ты сказала? Она повторила это слово и спросила, что оно значит. Я так растерялась, что не знала что ответить. Я же не привыкла, что она меня слышит, когда я не разговариваю с ней и она на меня не смотрит. Такого никогда не было со СА. Теперь надо все время следить за собой».
Иная ситуация с детьми, которые не носили СА, носили его непостоянно, использовали неадекватные СА (недостаточной мощности, неправильно настроенные), надели СА после 2-х лет, а главное, их не учили слушать с СА. У таких детей в слуховые центры не поступали сигналы, эти центры не развивались, не накапливался слуховой опыт. После первой настройки речевого процессора КИ такие дети обычно способны слышать только громкие звуки. При этом ребенок может это никак не проявлять в обычной жизни - он не реагирует даже на стук барабана, если не видит его. Но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, настройки процессора КИ и научения и у таких малышей достигается динамический диапазон параметров процессора КИ, позволяющий им воспринимать звуки средней и тихой громкости.
Первое время пока ребенок не научился слушать, реагировать и узнавать окружающие звуки, осознавать слышит он или нет взрослые (родители, близкие, педагоги) должны постоянно контролировать работоспособность КИ, заранее заряжать аккумуляторы процессора КИ или иметь запасной комплект батареек для него, чтобы своевременно заменить разрядившиеся элементы питания. Они также должны совместно с аудиологом контролировать адекватность настройки речевого процессора КИ, подбирать уровень усиления регуляторами на корпусе процессора КИ, в соответствии с реакциями ребенка в разных звуковых условиях (в тишине, шуме).
По мере развития слухового восприятия ребенок сам начинает осознавать включен или выключен процессор КИ, сообщать о разрядке батареи, о том, что он плохо слышит. В этом случае необходимо сразу предпринять меры по выяснению и устранению причины нарушения слухового восприятия.
Для правильной настройки процессора КИ важны наблюдения педагога и родителей, которые должны оценивать развитие у ребенка способности обнаруживать тихие низко- и высокочастотные звуки. Для этого педагог на каждом занятии с помощью условно-рефлекторной двигательной реакции проверяет, слышит ли ребенок низко- /а, м/ и средне- и высокочастотные /ш, с/ звуки речи. При правильно настроенном процессоре КИ ребенок должен обнаруживать эти звуки на расстоянии не менее 2-3 м. Отсутствие таких реакций (даже нестабильных) после месяца целенаправленной интенсивной работы может быть показателем неправильной настройки процессора КИ. В результате ребенок не может научиться различать отдельные звуки речи и эффективно использовать слух для развития понимания речи и собственной речи. Важно также проверять, нет ли у малыша неприятных реакций на громкие звуки. По мере развития слухового восприятия у ребенка полезным критерием правильности настройки является способность ребенка различать фонемы [а, и, у, м, с, ш] при парном сравнении и при выборе из 6-ти.
Для оценки динамики развития слухового восприятия очень полезны наблюдения родителей за поведением малыша в течение дня. Для этого им предлагается заполнить анкету (см.главу 5).
Маленькие дети с КИ достаточно быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. При этом в обычной жизни они могут плохо реагировать на окружающие звуки. Поэтому так важно с самого начала не создать у детей впечатление, что "слушание" - это то, что происходит только в определенное время - на занятиях.