Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ ƒревнего ¬остока о человеке




ѕервые представлени€ о человеке возникают задолго до самой философии. Ќа начальных этапах истории люд€м при≠сущи мифологические и религиозные формы самосознани€. ¬ предани€х, сказани€х, мифах раскрываетс€ понимание приро≠ды, предназначени€ и смысла человека и его быти€.  ристал≠лизаци€ философского понимани€ человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и пон€тий и в диалоге между формирующейс€ философией и ми≠фологией. »менно таким образом и возникают первые учени€ о человеке в государствах ƒревнего ¬остока.

ƒревнеиндийска€ философи€ человека представлена преж≠де всего в пам€тнике древнеиндийской литературы Ч ¬едах, в которых выражено одновременно мифологическое, религиоз≠ное и философское мировоззрение. ѕовышенный интерес к че≠ловеку наблюдаетс€ в примыкающих к ¬едам текстам Ч ”панишадах. ¬ них раскрываютс€ проблемы нравственности че≠ловека, а также пути и способы освобождени€ его от мира объ≠ектов и страстей. „еловек считаетс€ тем совершеннее и нрав≠ственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого осво≠бождени€. ѕоследнее, в свою очередь, осуществл€етс€ посред≠ством растворени€ индивидуальной души (атмана) в мировой душе, в универсальном принципе мира (брахмане). ”панишады полны таких вопросов, как: Уоткуда мы произошли?Ф, Угде мы живем?Ф, Укуда мы движемс€?Ф и т.д.

¬ажной составл€ющей частью ”панишад €вл€етс€ концеп≠ци€ круговорота жизни (сансара), с которой тесно св€зан закон возда€ни€ (карма). ¬ учении о сансаре человеческа€ жизнь по≠нимаетс€ как определенна€ форма бесконечной цепи перерож≠дений. “акое понимание берет свое начало в анимистических представлени€х людей. «акон кармы предполагает включение индивида в посто€нный круговорот перерождений и предопре≠дел€ет будущее рождение человека, которое €вл€етс€ результа≠том всех де€ний предшествующих жизней. ѕоэтому лишь тот, кто в прошлом совершал достойные поступки и благие действи€, родитс€ в качестве представител€ высшего сослови€ (варны): св€щеннослужител€ (брахмана), воина или представител€ племенной власти (кшатри€), земледельца, ремеслен≠ника или торговца (вайшь€). “от же, кто вел неправедный образ жизни, в будущем родитс€ как член низшей варны Ч шудру (масса непосредственных производителей и зависимого насе≠лени€) или его атман попадет в тело животного. ѕри этом не только варна, но и все, с чем сталкиваетс€ человек в жизни, оп≠ределено кармой.

„еловек в философии ƒревней »ндии мыслитс€ как часть мировой души. ¬ учении о переселении душ граница между жи≠выми существами (растени€ми, животными, человеком) и бо≠гами оказываетс€ проходимой и подвижной. Ќо важно заме≠тить, что только человеку присуще стремление к свободе, к из≠бавлению от страстей и пут эмпирического быти€ с его законом сансары - кармы. ¬ этом пафос ”панишад.

”панишады оказали огромное вли€ние на развитие всей философии человека в »ндии. ¬ частности, велико их вли€ние на учени€ джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи, йоги. Ёто вли€ние сказалось и на взгл€дах известного индийского фило≠софа ћ. .. √анди.

‘илософи€ ƒревнего  ита€ создала также самобытное уче≠ние о человеке. ќдним из наиболее значительных ее представи≠телей €вл€етс€  онфуций, в литературе чаще всего именуемый  ун-цзы Ч учитель  ун. »сходной дл€ него можно считать кон≠цепцию УнебаФ, котора€ означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определ€ющую развитие мира и чело≠века. Ќо в центре его философии находитс€ не небо, не природ≠ный мир вообще, а человек, его земна€ жизнь и существование, т.е. она носит антропоцентристский характер.

ќбеспокоенный разложением современного ему общества,  онфуций обращает внимание прежде всего на нравственное поведение человека. ќн писал, что наделенный небом опреде≠ленными этическими качествами человек об€зан поступать в согласии с моральным законом Ч дао и совершенствовать эти качества в процессе обучени€. ÷елью обучени€ €вл€етс€ дости≠жение уровн€ Уидеального человекаФ, Ублагородного мужаФ (цзюнь-цзы), концепцию которого впервые разработал учитель  ун. „тобы приблизитьс€ к Уцзюнь-цзыФ, каждый должен сле≠довать целому р€ду этических принципов. ÷ентральное место среди них принадлежит концепции жэнь (человечность, гу≠манность, любовь к люд€м), котора€ выражает закон идеаль≠ных отношений между людьми в семье и государстве в соответ≠ствии с правилом Уне делай люд€м того, чего не пожелаешь себеФ. Ёто правило в качестве нравственного императива в раз≠ных вариантах будет встречатьс€ потом и в учени€х Усеми муд≠рецовФ в ƒревней √реции, в Ѕиблии, у  анта, у ¬л. —оловьева и др. ќсобое внимание  онфуций удел€ет принципу с€о (сы≠новн€€ почтительность и уважение к родител€м и старшим), €вл€ющемус€ основой других добродетелей и самым эффек≠тивным методом управлени€ страной, рассматриваемой как Убольша€ семь€Ф. «начительное внимание он удел€л также таким принципам поведени€, как ли (этикет) и синь (справед≠ливость) и другим.

Ќар€ду с учением  онфуци€ и его последователей, в древне≠китайской философии следует отметить и другое направле≠ние Ч даосизм. ќснователем его считаетс€ Ћао-цзы. »сходной идеей даосизма €вл€етс€ учение о дао (путь, дорога) Ч это не≠видимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон при≠роды, общества, поведени€ и мышлени€ отдельного человека. „еловек должен следовать в своей жизни принципу дао, т.е. его поведение должно согласовыватьс€ с природой человека и ¬се≠ленной. ѕри соблюдении принципа дао возможно бездействие, неде€ние, привод€щее тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.

“от же, кто не следует дао, обречен на гибель и неудачу. ¬се≠ленную, так же как и индивида, нельз€ привести к пор€дку и гармонии искусственным образом, дл€ этого нужно дать свобо≠ду и спонтанность развити€ их прирожденным внутренним ка≠чествам. ѕоэтому мудрый правитель, следу€ дао, не делает ни≠чего (соблюдает принцип неде€ни€), чтобы управл€ть страной; тогда она и ее члены процветают и наход€тс€ в состо€нии спо≠койстви€ и гармонии. ¬ дао все вещи равны между собой и все объедин€етс€ в единое целое: ¬селенна€ и индивид, свободный и раб, урод и красавец. ћудрец, следующий дао, одинаково от≠носитс€ ко всем и не печалитс€ ни о жизни, ни о смерти, пони≠ма€ и принима€ их неизбежность и естественность.

’арактеризу€ древневосточную философию человека, отме≠тим, что важнейшей частью ее €вл€етс€ ориентаци€ личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социаль≠ному, так и к природному миру. ¬месте с тем эта философска€ традици€ ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. ”лучшение общественной жизни, пор€дков, нравов, управлени€ и т.д. св€зываетс€ прежде всего с измене≠нием индивида и приспособлением его к обществу, а не с изме≠нением внешнего мира и обсто€тельств. „еловек сам определ€ет пути своего совершенствовани€ и €вл€етс€ своим богом и спасителем. Ќельз€ при этом забывать, что характерной чертой философского антропологизма €вл€етс€ здесь трансцен≠дентализм Ч человек, его мир и судьба непременно св€зывают≠с€ с трансцендентным (запредельным) миром.

‘илософи€ человека ƒревнего ¬остока и такие течени€, как буддизм, конфуцианство, даосизм, оказали огромное вли€ние на последующее развитие учений о человеке, а также на фор≠мирование образа жизни, способа мышлени€, культурных об≠разцов и традиций стран ¬остока. ќбщественное и индивиду≠альное сознание людей в этих странах до сих пор находитс€ под воздействием образцов, представлений и идей, сформулиро≠ванных в тот далекий период.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1907 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

761 - | 610 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.