Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие культуры и цивилизации




Следует отметить, что термин “культура” происходит от ла­тинского слова cultura — возделывание, обработка, воспита­ние, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая.

Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личнос­ти — всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреп­лению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства.

В XIX в. сложилась теория эволюционного развития куль­туры. Ярким представителем этой культурологической кон­цепции был выдающийся английский этнограф и историк Э.Б. Тайлор (1832—1917). В понимании Тайлора, культура— это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т.п. Тайлор отмечал, что в культуре много не только общечеловеческого, но и специфи­ческого для отдельных народов. Понимая, что развитие куль­туры — это не только ее внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований, Тайлор подчер­кивал, что культурное развитие совершается не прямолиней­но. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Вместе с тем им не отрицала возможность регресса, попятного движения, культурной деградации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тайлор решает как преобладание первого над вторым.

Теория единой линейной эволюции Тайлора была подверг­нута критике в конце XIX в., с одной стороны, неокантианцами и М.Вебером, с другой стороны, представителями “философии жизни” — О. Шпенглером и А. Тойнби.

Неокантианец Риккерт, например, предлагает рассматри­вать культуру как систему ценностей. Он перечисляет такие ценности, как истина, красота, надличностная святость, нрав­ственность, счастье, личная святость. Ценности образуют осо­бый мир и особый вид деятельности, выражающий некоторый срез духовного освоения мира человеком. Виндельбанд подчер­кивает, что культура — это сфера, в которой человек руковод­ствуется свободным выбором ценностей в соответствии с их по­ниманием и осознанием. Согласно неокантианству, мир цен­ностей — это мир долженствования: ценности находятся в со­знании, их воплощение в действительность создает культур­ные блага.

Представители “философии жизни”, как и неокантианцы, резко разграничивают природу и историю. Как уже отмечалось (см. главу II), история, по Шпенглеру, — это смена отдельных замкнутых культур, исключающих единый исторический про­цесс. Вся культура переживает те же возрасты, что и отдель­ный человек: детство, юность, возмужалость и старость. Судь­ба заставляет культуру пройти путь от рождения до смерти. Судьба, по Шпенглеру, — это понятие, которое невозможно объяснить, его надо чувствовать. Судьба направляет путь культуры, а ее конкретное содержание определяется душой народа.

Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности — через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, — это внеш­нее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших гоpoдax, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в “безликую массу”. Цивилизация, считает Шпенглер, — это эпоха духовного упадка.

Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Строса, а также концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч.. Сноу и др.

Многие культурологические концепции доказывают невозможность осуществления единой культуры, противоположность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации

Мы указали на некоторые историко-философские подходы кисследованию культуры и цивилизации. Итак, что же такое культура?

Следует согласиться с многочисленными исследователями что культура — это сугубо социальное явление, связанное с жизнедеятельностью человека. Такое определение отражает в культуре лишь самое общее, так как то же самое мы можем ска­зать и о человеческом обществе. Значит, уже в самом опреде­лении понятия “культура” должно содержаться и то, что отли­чает ее от понятия “общество”. Было замечено, что слитность культурного и социального существует лишь на очень низкой ступени развития общества. Как только начинается общест­венное разделение труда — отделение земледелия от скотовод­ства, ремесла от земледелия; торговли от земледелия, скотовод­ства и ремесла, так начинается нарастание собственно соци­альных проблем.

Конечно, процессы культуры протекают в неразрывной связи со всеми общественными явлениями, однако они имеют и свою специфику: вбирают в себя общечеловеческие ценнос­ти. При этом творчество культуры не совпадает с творчеством истории. Для того чтобы эти процессы понять, необходимо раз­граничить, например, материальное производство от матери­альной культуры. Первое представляет сам процесс производ­ства материальных благ и воспроизводства общественных от­ношений, а вторая представляет собой систему материальных ценностей, в том числе включенных в производство. Конечно, культура и производство связаны друг с другом: в области про­изводства культура характеризует достигнутый человеком тех­нический и технологический уровень, степень внедрения до­стижений техники и науки в производство. В то время как соб­ственно производство материальных благ — это процесс созда­ния новых потребительных стоимостей.

Точно так же неправомерно отождествлять духовное произ­водство с духовной культурой. Духовное производство — это производство всевозможных идей, норм, духовных ценностей, а духовная культура — это и производство самих духовных ценностей, и их функционирование и потребление, в том числе в образовании, воспитании, различных формах человеческой жизнедеятельности и общения. И здесь между духовным производством и духовной культурой существует теснейшая связь и взаимодействие, но одно к другому при этом не сводится. Ду­ховная культура включает в себя духовное производство и де­терминирует его, а духовное производство содействует разви­тию духовной культуры.

Как видим, стремление выяснить проблему соотношения культуры и общества с необходимостью ведет к пониманию культуры как системы материальных и духовных ценностей, вовлеченных в социально-прогрессивную творческую деятель­ность человечества во всех сферах бытия и познания, его обще­ственные отношения, общественное сознание, социальные ин­ституты и т.д. Система духовных ценностей — это система нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретно-исторических условиях. Необходимо отметить, что культура не сводится к ценностям как готовым результатам. Она вбирает в себя сте­пень развития самого человека. Без человека нет культуры, как нет культуры в статичном состоянии. Культура неотделима от всей жизнедеятельности человека, который является ее носи­телем и творцом. Человек есть существо прежде всего культур­но-историческое. Его человеческие качества есть результат ус­воения им языка, ценностных ориентации общества и той со­циальной или национальной общности, к которой он относит­ся, а также опыта и навыков к труду, традиций, обычаев, ду­ховных и материальных ценностей, доставшихся от предшест­вующих поколений и создаваемых им самим.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1673 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.