Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура и цивилизация




Проблема цивилизации сегодня выдвинулась на передний план. Причин интереса к этой проблеме несколько. Во-первых, развитие научно-технической революции в современном мире способствует быстрому формированию автоматизированного, информационного, технологического способа производства во всех странах Запада и Востока. Во-вторых, в связи с переос­мыслением практики социалистического строительства в СССР и других странах и выводах о его “казарменном”, “фео­дальном” и т.п. характере, переориентации этих стран на капи­талистическое развитие возродились споры о двух основных цивилизациях — Западной и Восточной. Возникла дилемма: существует одна человеческая цивилизация или несколько? Формационный ли подход или же цивилизационный является научным при объяснении пути общественного развития?

Мы уже отмечали, что в истории философии существовали различные толкования понятия “цивилизация”: от стадии, до­стигшей более высокого культурного уровня по сравнению с варварством до такой степени деградации культуры, которая характеризует состояние упадка общества, его гибель как ло­кальной культуры. Как видим, существовала даже точка зре­ния, согласно которой культура и цивилизация противопостав­лялись.

Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Это различие наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” ставит в по­лемике с Руссо вопрос: что такое человеческая цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее, да и возможно ли такое? Согласно Канту, цивилизация начинается с установления че­ловеком правил человеческой жизни и человеческого поведе­ния. Цивилизованный человек — это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно при­нимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходите­лен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в дру­гом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и опреде­ляет человеческие действия не общепринятыми нормами, ори­ентированными прежде всего на разум, а нравственными ос­нованиями самого человека, его совестью1.

Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в обще­нии людей, остро встала проблема культуры человека и обще­ства.

По нашему мнению, под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных цен­ностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. Это как бы два сущест­венных признака цивилизации, позволяющие увидеть ее отли­чие от культуры.

Первый признак — цивилизация как уровень развития культуры и общества — наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической и философской литературе. Именно при исследовании этого признака цивилизации чаще всего и происходило отождествление культуры с цивилиза­цией. Например, Э. Тайлор в своих исследованиях так и писал: “культура, или цивилизация”. Однако он сам же глубоко и все­сторонне показал, что первобытная культура, например, появ­ление режущих, колющих и других орудий, свидетельствовала о том, что все племена не только похожи друг на друга, владея иглами, топорами, ножами, пилами, наконечниками стрел, но и различаются между собой. Развитие орудий труда, их усовер­шенствование определяет специфические стороны жизни этих племен, например быт. Он писал: “Для этого нужно только об­ратить внимание на европейского крестьянина, когда он работает своим топором или мотыгой, посмотреть, как варит или жарит свою пишу на костре, выявить, какое место занимает пиво в его мечтах о счастье, послушать его рассказы о приви­дениях...”1. Тайлор приходит к выводу, что цивилизация вклю­чает в себя уровень развития материальной и духовной куль­туры, а также саму общественную структуру (социально-демо­графическую, социально-классовую, социально-профессио­нальную, организационно-техническую и др.), которая отра­жает весь механизм существования и развития человеческой деятельности.

Другой признак цивилизации — способ освоения культу­ры — исследован в нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно, так как общественно-исто­рическая практика развития человечества свидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация. Например, мы различаем Западную и Восточную цивилиза­ции. И сегодня продолжается старый спор западников и славя­нофилов: каким путем лучше идти России — западным или восточным? К какой цивилизации тяготеет Россия: Востока или Запада? Ведь и там и там ценности одни и те же, а способы освоения их различны. На Западе преобладает рационалисти­ческий подход к ценностям, понимание их функционирования прежде всего через науку. На Востоке освоение ценностей осу­ществляется на основе религиозно-философских традиций. Не понять это различие культуры и цивилизации — значит отка­заться от безболезненного реформирования России, которая представляет соединение двух цивилизаций — европейской и азиатской.

Знание проблемы цивилизации поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Евро­пы, Латинской Америки. Ведь это сближение — реальный про­цесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигри­руют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материаль­ными и духовными ценностями другого народа — далеко не праздный вопрос. Что такое способ освоения культуры или лю­бого общественного явления? Без ответа на этот вопрос нам будет трудно понять, что такое цивилизация как способ освоения культуры. Итак, способ освоения какой-либо вещи, явле­ния — это использование совокупности средств и методов для создания материальных и духовных ценностей, их распределе­ния и усвоения.

Говоря о цивилизации как о способе освоения культуры, мы имеем в виду такие средства и методы человеческой жизнеде­ятельности, которые являются определяющими в развитии самой культуры.

Обратимся к истории человечества. С древних времен раз­личались Восточная и Западная цивилизация. Исследования историков свидетельствуют, что с самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой деятель­ности людей, на которую влияли географическая среда, плот­ность населения и другие факторы. Системы рисового ороше­ния, требующие управления снабжением водой из одного цент­ра, во многом стимулировали развитие азиатского способа производства, для которого было характерно единоначалие и “общественный” характер работ, иерархия социальных приви­легий, а в духовной сфере — ориентация на подчинение лич­ностного самосознания мировому абсолюту — Богу (Небу, Со­лнцу) и его наместнику на земле — императору или феодалу, господину. Как видим, на специфику общественной жизни ока­зывали воздействие технологические и социально-экономи­ческие способы освоения материальных ценностей: организа­ция орошения рисовых полей, сбора риса, управленческие ие­рархические структуры и т.п.

На развитие и особенности цивилизации влияло содержа­ние религиозных и философских форм общественного созна­ния, а также использование их в качестве важнейших средств овладения всеми другими ценностями общества. В Китае — буддизм и конфуцианство, в Индии — буддизм, брахманизм, философия йоги оказали воздействие на регламентацию всей человеческой жизнедеятельности. Западная цивилизация раз­вивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Восточной цивили­зации характерно усвоение материальных и духовных ценнос­ти, а также их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и в семье.

Формирование человека как послушного и добродетельного налoжилo отпечаток на всю жизнедеятельность человека восточных стран, на саму культуру и способы ее освоения. Это спе­цифическое человеческое начало стало здесь весьма существенным. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники и технологии, быстрое изменение предмет­ного мира и социальных связей людей, ибо в ее культуре доми­нирует научная рациональность, которая выступает как осо­бая самодовлеющая ценность.

Восточный и западный типы цивилизаций взаимодейству­ют между собой. Результатом этого взаимодействия является возникновение различных “гибридных” обществ, усваиваю­щих на основе своей культуры новую культуру.

Сегодня перед российским обществом остро встали вопросы:

• можем ли мы воспринимать образцы современного запад­ного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;

• каков путь вхождения России в мировую цивилизацию — западный или восточный;

• что такое Россия вообще;

• каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.

Сегодня Запад — это синоним понятия “развитые страны”. По этому признаку некоторые политологи стали относить Япо­нию к Западу, что совсем неправомерно. Несмотря на общий с западными странами технологический базис, Япония остается страной Восточной цивилизации, даже по способу усвоения об­щечеловеческих ценностей.

Бесспорно, культура России давно вошла в культуру Запада. Это в первую очередь относится к христианству, просветитель­ству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рацио­нализма и проч. Но мы все же вошли в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного со­знания: Достоевским, Пушкиным, Толстым... А в России есть все: элементы европеизма и азиатчины. Это обусловило непри­миримость сегодняшних “патриотов” и “либералов”, “почвен­ников” и “демократов”, “государственников” и “рыночников”.

При реформировании России надо обязательно учитывать ее: славяно-тюркские исторические корни, которые помогут лучше понять соотношение государственности и рынка, “есте­ственной общности” и гражданского общества, коллективист­ского и индивидуального сознания. Есть чисто восточные (в ре­лигиозном и традиционном смысле) части страны, есть более западные, есть чисто западные. Эти два начала на территории бывшего СССР сегодня вылились в территориально-нацио­нальные конфликты. Общество у нас смешанное, и говорить, что мы должны смотреть только на Запад или только на Восток, неверно. России предстоит усвоить новые общечеловеческие ценности через культуры своих народов.

Мы можем с полным правом говорить не просто о Восточной и Западной цивилизациях, а о духовных цивилизациях Запада и Востока. И хотя цивилизация — это целостное социокультурное образование, ее “ядром” является духовность в смысле бытия самой культуры и ее влияния на всю общественную жизнь.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2279 - | 2102 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.